Наблюдения в природе осенью 2018 – Окр. мир 3 кл Научный дневник наблюдения в природе осенью 2018г -где найти?

Наблюдения в природе осенью.

Автор: Мочалова Светлана Анатольевна

С наступлением осени преобразилось все до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые               птицы перебрались в тёплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для детей? Что знает он о жизни природы осенью.

Русский народ был очень наблюдателен, до нас дошло много примет и поговорок.

Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.

Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени, укрывает землю – когда листком, когда снежком.

Первый день ноября на Руси считался началом зимы. У ноября – изо льда корона, из инея – перстенек, снегом низан поясок.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде – продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя – к  хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает – к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень – на дню погод восемь.

Сентябрь — первый месяц осени.

1.     Обратите внимание детей на красоту осеннего ковра, на наряд деревьев и кустарников. Определить окраску листвы различных деревьев: жёлтая и оранжевая у клёна, коричневая – у липы, вяза, дуба, красная —  у осины, зелёная – у сирени. Пройти по опавшим листьям. Они ещё не шуршат. Предложить поднять несколько листьев, понюхать их. Листья свежие, пахучие. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора».

2.     Обратить внимание на состояние солнца. В каком месте появляется солнце и где оно в эти часы было летом. Вечером обратить внимание, где заходит солнце.

3.     Рассмотреть утренний иней на листьях. Интересно посмотреть на пролетающих журавлей. Прочитать рассказ М. Пришвина «Журка». Поймайте летающую паутинку и покажите паучка – «лётчика».

4.     Обратить внимание на кустарники. Подойдя к акации, предложить детям поднять её лист с земли. Это не удаётся. Дети увидят, что лист рассыпается на дольки. Покажите чёрные закрученные пустые стручки акации. Вспомнить, какие они были летом.

5.     Сравнить лиловые листья черёмухи с окраской листьев других деревьев. Вспомнить, каким был лист осины летом, каким он стал теперь. Рассмотреть плод и семена жасмина.

6.     Труд взрослых в саду. Покажите, как копают ямы для посадки, как выполняют различные работы по уходу за деревьями.

7.     В цветнике. Георгины едва держат свои тяжёлые, пышные, яркие головки. Стройными рядами стоят гладиолусы с причудливыми цветами, заканчивающимися в виде изящного шпиля. Пушистые яркие головки астр окаймляют клумбу.

8.     В конце сентября возьмите с собой коробочки и соберите семена. Возьмите только сухие. Детей привлекают зелёные, упругие семена, объяснить, что они не созрели.

9.     Наблюдать, когда появится пух на головках астр. Выдерните пушинки и покажите детям белые столбики семян, плотно прижатых друг к другу. Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие, терпение.

10.                    Труд в цветнике. Можно вместе с детьми сажать выкопанные в июле луковицы цветов (нарциссы, тюльпаны, гладиолусы). Весной они опять зацветут.

11.                   Очень нравится детям наблюдать за таким природным явлением, как листопад. Наблюдая с детьми за этим явлением, можно предложить детям «превратиться» в листочки, покружиться вместе с ними.

Октябрь – второй месяц осени. Время отлёта птиц на юг.

1.     Всё чаще бывает пасмурная погода – хмурое небо, моросящий дождь. Обратить внимание, как изменились облака – нет больше лёгких, перистых и кучевых. Над головой висят тяжёлые, слоистые, небо кажется низким.

2.      В редкие солнечные дни проследите, откуда появляется солнце. Длиннее ли путь солнца по сравнению с летом.

3.      Когда земля замерзнет, покажите какая она твёрдая. Лужи затягиваются полосками льда. Падают первые снежинки.

4.      Посмотрите на берёзу. На ней есть еще коричневые листочки. Они тихо шелестят. Рябина, хотя и без единого листочка, очень нарядная, вся в красных гроздьях ягод, а старая золотая лиственница возвышается над всеми деревьями. Земля под ней усыпана шелковистой светлой хвоей.

5.     Под дубом поищите жёлуди. Рассмотрите глянцевую с колпачками кожуру желудей. Падают и «носики» у клёна, вертятся они на ветру. Вспомните, какими тёмными и красными были дуб и клён летом. Прочитать стихотворение «Песня о жёлуде» С.Я. Маршака.

6.     Покажите детям, что лист рябины, как и лист акации, которую наблюдали ранее, поднять нельзя: он рассыпается на дольки.

7.      В октябре некоторые травы продолжают ещё жить, на газоне цветут одуванчик, пастушья сумка. Дать детям задание проследить за дальнейшей жизнью этих молодых растений.

8.     Предложить детям поставить кормушки для птиц и каждый день класть в них корм. Перечислить знакомых птиц, вспомнить, какие улетели на юг, какие еще живут рядом, спросить, чем они питаются.

9.     Если георгины и гладиолусы ещё не убраны, то в начале октября это надо сделать. Вынести на участок носилки, тачки, ящики. Определить место, куда складывать клубни для просушки. Воспитатель выкапывает клубни, дети относят их в помещение, луковицы гладиолусов укладывают в пакеты и тоже относят в помещение.

10.                    Наблюдение за бальзамином канадским. Растение всё увешано небольшими грушевидными плодами. Предложить дотронуться до самого толстого плода, он мгновенно с треском раскроется и из него разлетятся чёрные круглые блестящие семена.

Ноябрь – третий месяц осени. Выпадение первых снегопадов.

1.Во время прогулки поговорите с детьми о том, что погода изменилась, стало мрачно, серо… Небо низко повисло. Нигде нет голубого просвета, замёрзла земля, на крышах сидят хмурые вороны, зверям теперь холодно в лесу. Прочитать стихотворение Блока «Зайчик».

2. Если выглянет солнце, заметьте, где оно появляется, долго ли бывает на небе. Ветер низко пригибает кустарники и ветви деревьев. На деревьях и кустарниках нет листвы, только на дубе шелестят сухие коричневые листья. Но рябина по-прежнему красива, скоро за ягодами прилетят снегири и свиристели.

3. Как только замёрзнет земля в цветнике, можно начинать подземный сев. Воспитатель выносит семена цветов или овощей, сеет их, дети засыпают землёй и придавливают совочками.

4. В конце ноября дети начинают наблюдать зимние явления природы. Живая природа только замирает на время. Ветки деревьев в мороз ломаются с хрустом как льдинки, а внесёшь их в комнату – они распускаются.

5. Уточните представление детей о том, что поздней осенью природные явления больше сходны с приметами начала зимы. Дни еще стали короче, а ночи еще длиннее; все реже светит солнце; небо плотно закрыто низкими тучами.

6. Нудный осенний дождь иногда сменяется мокрым снегом, а в ясные дни утром лужи покрыты тонким ледком. Совсем засохла трава, отцвели последние цветы, насекомые окончательно исчезли, улетели перелетные птицы.

7. Расскажите дошкольнику, что звери тоже готовятся осенью к встрече зимы: они меняют свой редкий летний мех на зимний – густой и теплый. Активизируйте в речи прилагательные: ярко-рыжая, серебристый, белый, пушистый, теплый; глаголы: перелинять, линять, рыщет, ложится в спячку.

8. Обратите внимание ребёнка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с наступлением зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут стоять в зелёном наряде. Объясните, что хвоинки – это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот ёлки хвою и не сбрасывают. Хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются.

9. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говоря, что большой урожай рябины – к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина – настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезёт, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.

10. Наблюдение за птицами. Последние птицы забились под крыши. Не слышно ни весёлых трелей, ни звонкого чирикания. Так же тихо и в лесах. Уже впали в спячку ежи, готовится залечь в берлогу медведь.

 

Таким образом, наблюдая за изменениями в природе и обсуждая это со своим ребенком, мы развиваем его речь, пополняем словарный запас,  развиваем память, внимание  и мышление.

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Окружающий мир 3 класс Научный дневник Наблюдения в природе осенью: как заполнять, что писать

Начнем по порядку, как заданы вопросы в учебнике заполнять дневник наблюдений. Только помните, что для разной местности осенние изменения наступают в разные сроки.

27 сентября — первый заморозок

14 октября лужи впервые оказались во льду

25 октября в небе впервые кружились снежинки, но сразу таяли

Озеро покрылось льдом 16 ноября, река — 25 ноября

Листопад у липы закончился 7 октября, листопад у берез почти закончился 10 октября, с тополей последние листья упали 1 октября, сирень сохраняла листву до 24 октября.

10 сентября на юг пролетела стая стрижей, а на реке стало непривычно тихо. С 20 сентября, по 10 октября почти каждый день на юг улетают стаи уток и гусей.

В сентябре лесу еще можно встретить ежика, мышей, белочек, если день теплый, то на тропинки даже выползают змеи.

Осенний лес с потерей листвы становится прозрачным, часто идут мелкие и холодные дожди, но в лесу все еще бродят немногочисленные грибники.

 

Окружающий мир 3 класс: Как правильно заполнить дневник наблюдений за осенней природой в научном дневнике?

  1. Понаблюдай и запиши (число месяц), когда были первые заморозки.
  2. Когда лужи впервые покрылись льдом?
  3. Запиши, когда выпал первый снег?
  4. 4. Отметь, когда покрылась льдом река, озеро, пруд?
  5. Запиши в каком месяце закончился листопад у берез__, у лип__, у других деревьев___ как они называются.
  6. Когда появились стаи перелетных птиц?
  7. Каких животных тебе удалось увидеть осенью?
  8. Другие наблюдения?

Как удачно, что именно сегодня я могу довольно точно заполнить некоторые графы этого дневника наблюдений.

Например именно сегодня, 27 сентября лужи утром оказались покрыты первым льдом, хотя первые заморозки начались еще два дня назад 25 сентября.

Еще любопытней обстоит дело с первым снегом, у нас он падал 24 сентября и это было очень неожиданно.

Реки в нашем крае покрываются льдом только к концу октября, или даже в начале ноября, хотя озера со стоячей водой конечно покрываются льдом раньше в середине октября.

Листопад у берез начинается с начала сентября, но окончательно заканчивается только в октябре, пусть это будет 10 число. Примерно в это же время лишаются листвы и липы. А вот осина и тополь облетают уже к концу сентября, это 28-30 числа.

Первые стаи перелетных птиц потянулись на юг в начале сентября, это были ласточки и стрижи, певчие птицы. Сейчас, в 20-х числах сентября улетают на юг утки.

Когда недавно я ходила за опятами, я обнаружила, что осенний лес еще жив. В опавшей траве суетятся мыши, было тепло и скакали лягушки, а один раз на пенек вылез бурундук и пронзительно прокричал, что-то свое бурундуковое.

В сентябре еще можно собирать грибы, хотя под опавшей листвой трудно найти подберезовики и рыжики, а вот опята оккупировали многочисленные пни в соседнем лесу.

 

 

faston24.ru

Календарь природы: осень, октябрь

календарь природы октябрьМесяц октябрь

Температура воздуха: от +3° C до +9° C;

Световой день: 10 ч. 30 мин;

Погода: Туман, долгие дожди;

Живая природа: Обильный листопад, отлет последних птиц…


Октябрь — месяц золотой осени, когда лес ненадолго одевается в самые расписные золотые одежды, ветер с шумом кружит листья в листопаде, выстилая лесные дорожки золотым ковром. Листья опадут очень быстро и следущая половина месяца будет не столь красива, а скорее дождлива, грязна и прохладна, тем более, что совсем скоро выпадет первый снег.

Календарь природы

I неделя: сильные листопады, самые яркие контрастные окраски деревьев, несмотря на половину сброшенных листьев, отлет грачей, возможна устойчиво не холодная погода.

II неделя: первые намеки на снежную пыль в воздухе, снег выпадает, но еще не садится на землю, окончание листопада

III неделя: по утрам и вечерам появляется тонкая наледь на лужах, исчезают облака, превращая небо в серую дождевую пленку

IV неделя: первые выпадения снега, снежный покров уже остается на почве, но спустя немного времени тает.

 

Наблюдение за природой (октябрь)

Средняя дата

Полностью осыпает листья осина

5 октября

Первый снег

14 октября

Полностью теряет листья клен

14 октября

Осыпалась береза

15 октября

Потерял все листья орешник

15 октября

Последние кучевые облака

19 октября

Лужи затягиваются льдом

21 октября

Ложится первый снежный покров

23 октября

Затягиваются льдом пруды

30 октября

* примерные данные, характерные для природы средней полосы России

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Календарь природы: осень, сентябрь

календарь природы сентябрьМесяц сентябрь

Температура воздуха: от +7° C до +16° C;

Световой день: 12 ч. 42 мин;

Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней ;

Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц…


Сентябрь — первые признаки приходящей осени уже заметны на деревьях. Береза первая начинает играть в осенних лучах еще теплого солнца желтизной листьев, кроны деревьев накидывает первая заметная позолота. Впереди еще много хороших осенних дней бабьего лета.

Календарь природы

I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей

II неделя: птицы собираются в стаи, заметные пожелтения и первые опадания листьев многих деревьев

III неделя: заметные изменения цвета листьев, обильный листопад, примерные сроки начало «бабьего лета», иногда возможны даже повышения температуры свыше +19 ° C на солнце, отлет уток

IV неделя: холодные фронты и ночные заморозки, постепенно кучевые облака заменяются сплошной пеленой и серой дымкой, примерное окончание «бабьего лета», птицы улетают на юг

 

Наблюдение за природой (сентябрь)

Средняя дата

Грачи собираются в стаи

3 сентября

Первые заморозки земли

4 сентября

Последние возможные грозы

12 сентября

Клен начинает терять листья

14 сентября

Роняет листья орешник

15 сентября

Рябина окрашивает листья

18 сентября

Желтеют листья у липы и березы

19 сентября

Начало листопада осины

19 сентября

Меняет окраску листьев клен

20 сентября

Вяз полностью теряет листья

20 сентября

Листопад затрагивает и дуб

20 сентября

Осина и яблоня меняют окраску листьев

21 сентября

Полностью опадают листья у черемухи и липы

24 сентября

Отлет журавлей на юг

27 сентября

* примерные данные, характерные для природы средней полосы России

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Учебно-методический материал по окружающему миру: Наблюдение за природой в осенний период

Методические рекомендации при проведении наблюдений в природу осенью.

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей.

Восприятие природы помогает развивать эмоциональность, чуткое отношение ко всему живому, отзывчивость. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Если ребенок научился любоваться яркими красками неба, просторами полей и лугов, красотой осенних листьев, у него разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающей мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Основное средство познания природы – наблюдение. Ознакомление детей с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений внешней среды позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и на практике сохранять и беречь окружающую нас природу.

Правильное педагогическое общение детей природой имеет глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, нетрудные поручения.

Цикл наблюдений – одно из регулярных мероприятий повседневной жизни детского сада. На протяжении учебного года проводятся наблюдения по сезонам: осенью, весной, зимой и летом.

Осень. На осенних прогулках старшие дошкольники знакомятся с большим разнообразием сезонных явлений, обобщается опыт и знания о признакам осени. Дети учатся самостоятельно подмечать изменения в окружающей природе, видеть красоту осени. На прогулках дети собирают красные, желтые листья, делают из них букеты, поделки.

Представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Закрепляются трудовые навыки и умения детей, развивается желание помочь старшим.

Астрономическим началом осеннего сезона считают 22 сентября – день осеннего равноденствия. Но фактически осень в природе может наступить позже этого срока. С приходом осени ночи становятся длиннее, а дни короче. Температура воздуха постепенно понижается. Осень можно разделить на несколько периодов: начало осени, золотая осень, поздняя или глубокая осень. И каждый период прекрасен по – своему. Ранней осенью можно понаблюдать за осенними цветами. Обратить внимание детей на красоту осенних цветов, растущих на клумбах. Помочь дошкольникам выделить основные части растений. Подвести детей к пониманию сезонных изменений в природе с приходом осени. Осенние дожди становятся холодными и идут чаще. Наиболее заметнее явление в жизни растений осенью – листопад, который начинается во второй половине октября. Рассмотреть с детьми литья разных деревьев, уточнить их форму и окраску. У разных деревьев листья падают по – разному: у клена долго качаются или кружатся, прежде чем опустится на землю; у ясеня – как будто планируют.

Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень.

Большое значение при наблюдениях за природой осенью имеет значение мудрых народных примет.

Осенние приметы:

  • Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.
  • Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.
  • Теплая осень – к долгой зиме.
  • Если осенью тепло, ясно, можно надеется на хороший урожай.
  • Много желудей на дубу – к длинной, суровой зиме.
  • Поздние грибы – поздний снег.
  • Щелканье и треск деревьев осенью – к сухой погоде.
  • Если рано с осени начнут линять куры – то зима будет теплая.
  • Большой урожай рябины – к большим морозам.
  • Если орехов много , а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
  • Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  • Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
  • Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
  • Раннее опадение листвы – к ранней зиме.
  • Теплая осень – к долгой зиме.
  • Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
  • Облака редкие – будет ясно и холодно.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: поиск информации, четкие вопросы педагога, ответы детей.

Цикл наблюдений развивает в детях наблюдательность, интерес к природе, формирует отчетливые представления об особенностях растений и животных, их связи со средой обитания.

Наблюдения и опыты:

Сентябрь

♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды

(солнечная, пасмурная, дождливая).

♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит

солнышко утром, куда садится вечером.

Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней

прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных

наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить

представления о свойствах солнечных лучей.

♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке

кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в

песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)

Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на

солнышке, потрогать одежду друг у друга.

♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:

качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать

против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать

легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут

медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный

и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,

каким окажется облако, если его потрогать.

♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий

дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний

или осенний.

♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках

постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока

остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень

еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что

деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения

на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,

почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян

в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать

насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В

солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на

кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке

перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется

под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,

они уничтожают мух — разносчиков болезней.

♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети

заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как

они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:

кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего

есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В

солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,

какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет

(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),

предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она

стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она

стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала

холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-

водит к изменению состояния почвы.

 

Октябрь

Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,

ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер

холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,

затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить

резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,

когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).

Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал

короче.

♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев

деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести

длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное

наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется

окраска).

♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,

какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за

отлетом птиц.

 

Ноябрь

 

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней

больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют

сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»

(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но

быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,

послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед

прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в

прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие

предметы видны через лед.

♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он

отличается от снега.

♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они

связаны.

Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы

можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких

животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить

изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у

некоторых облетают листья.

♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель

опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с

водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до

поливки и после нее.

 

Декабрь

  • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-

нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность

знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,

белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от

температуры.

♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести

снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,

почему снег стал липким.

♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить

представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры

воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные

игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед

бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.

♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),

сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у

кормушки.

♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность

падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с

детьми, почему это происходит.

♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения

поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.

 

Январь

Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за

повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:

вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,

голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между

поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят

нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на

верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.

♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету

(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о

потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке

отметить особенности их поведения в этот период.

♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки

через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,

полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В

морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую

погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к

выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в

пасмурный день не блестит.

♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во

время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи

свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на

сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда

появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью

ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)

Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

 

Февраль

♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и

сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с

земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить

прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если

ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление

называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора

детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,

почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,

холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой

погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли

под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что

растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить

проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать

детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных

растений.

 

Март

Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что

стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить

прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.

Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает

голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми

ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется

наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и

вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон

крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,

— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой

формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает

снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию

того, что первыми признаками весны в неживой природе являются

повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь

ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на

открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с

детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и

растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую

проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением

тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что

изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.

Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится

слышнее: они чувствуют весну.

♦ Опыты.

  1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:

внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее

зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).

Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще

очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не

растут.

 

Апрель

♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,

первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где

сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).

Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,

что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на

ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они

разные.

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать

парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,

пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности

отметить прилет грачей, скворцов.

 

Май

♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы

и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.

Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует

ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,

нежный).

♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно

растут растения.

♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у

одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).

На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это

связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-

тить его изменения.

♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке

(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).

В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом

листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть

красоту ярких красок весны.

♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.

Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении

насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.

Понаблюдать за их поведением.

♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему

эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).

Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками,

которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них

детенышей.

nsportal.ru

Консультация (окружающий мир) по теме: Наблюдения в природе. сентябрь- листопад.

 НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ:

СЕНТЯБРЬ — ЛИСТОПАД.
        

          Все чаще начинает хмуриться небо, ветер принимается реветь. Подошел первый месяц осени: осень воздуха, осень леса. Исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на кустах и деревьях. Белка спешит насадить на сучки грибы: сушить себе впрок. Исчезают стрижи, потом ласточки: воздух пустеет. В большие стаи собираются летовавшие у нас перелетные птицы и незаметно ночами отбывают в дальний путь. И прощальные голоса их громко звучат над ярким и пестрым месяцем сентябрем.

Наблюдения в природе:

  1.  Уменьшение светового дня.
  2.  Понижение температуры воздуха (похолодание). Первые заморозки.
  3.  Холодные росы, туманы. Частые холодные дожди, их характеристика (мелкий — моросит, крупный — “льет как из ведра”).
  4.  Изменение в одежде людей.
  5.  Цвет неба, движение и форма облаков (почему облака движутся), ветер сильный, порывистый.
  6.  Изменения состояния растений: появление осенних красок в листве, траве, на полях появляется зелень озимых культур.
  7.  Последние цветы на клумбах в траве; созревание семян на растениях.
  8.  Птицы- поведение, голоса (синицы, вороны из леса перебираются поближе к человеческому жилью, воробьи стайками перелетают с куста на куст, часто каркают вороны — к похолоданию). Хищные птицы, трясогузки, грачи, скворцы  улетают на юг
  9.  Поведение насекомых в пасмурную и солнечную погоду. Еще можно увидеть шмелей, бабочек капусниц, лимонниц.
  10.  Наблюдения, связанные с ведением календаря природы.
  11.  Красота осени не зависит от перемены погоды, осенние запахи.

Практическая работа:

1.Ведение календаря природы.

2. Перенести в группу цветущие растения с клумбы.

3. Собрать семена календулы, бархотцев.

4. Подготовить цветы к земле.

5. Собрать семена, листья деревьев для гербариев и дидактических игр.

Пословицы и поговорки:

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.

В осеннее ненастье семь погод на дворе:сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Сентябрь пахнет яблоком, октябрь капустой.

В сентябре одна ягода, и та горька.

Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Осенью и воробьям пир.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Не будь в осень тороват, будешь к весне богат.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень всех наградила, все загубила.

Осень — на дворе погод восемь

Холоден сентябрь — да сытен.

Сентябрь пришел – лето красное увел.

Не от добра дерево лист роняет.

От осени к лету поворота нету.

С осени кисель да блины, а весной сиди да гляди.

На весну надейся, а дрова припасай.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Грибы грибами, а молотьба за плечами.

Кто пораньше встает, тот грибки себе берет; а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Каждый гриб в руки берут, да не каждый в кузов кладут.

Сентябрь-листопадник

В сентябре всякое семя из колоса плывет.

Сентябрь холоден, да сыт.

Сентябрь без плодов не бывает.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

Приметы :

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Если с дерева лист чисто не падает — будет холодная зима.

Лист хоть и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят нескоро.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее приход зимы.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень и снежную зиму.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Если осенью листья берез начнуть желтеть с верзушки — весна будет ранняя, если снизу — поздняя.  

Вороны каркают и хохлятся — к непогоде.

Паутина стелется по растениям — к теплу.

Много грибов — к долгой зиме.

nsportal.ru

Наблюдения с детьми за осенними явлениями

Наблюдения с детьми за осенними явлениями

Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой окружающего мира.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Особенно красива наша земля осенью. Недаром на осеннюю красоту русской земли обращали восхищенные взоры поэты и художники, композиторы и музыканты.

                                        *  *  *

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

                                                                                     И.Бунин

 

                                        *  *  *

Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                                                                     А. Пушкин

                                        *  *  *

Есть в осени первоначальной

Короткая но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь.

                                                                                     Ф. Тютчев

 

В народе говорят: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Только западает в сердце осень не ненастьем своим и скукой, а запахом яблок и бабьим летом сентября, октябрьским золотом листопада, хлебосольством да предзимьем ноября.

Хмурится небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи, льют частые дожди, гуляют холодные ветры, но все же никакое другое время года не является столь щедрым на угощение, яркость красок и обилие контрастов в природе, усиливающих восприятие окружающего мира. Когда еще можно увидеть пылающую, как свеча, желтую березку на фоне ярко – голубого неба,

услышать прощальные крики журавлей, побродить по шуршащим под ногами листьям? Важно каждый раз удивлять, изумлять детей увиденным в природе.

Необходимо помнить и о культуре общения с природой.

Наблюдения в природе осенью:

Изменения цвета листьев на деревьях. Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала». Липа увядать начала, значит и лето завяло. Не зря в народе говорят, что ходит лето в сапогах – скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала.

Плоды, семена деревьев и кустарников; их сравнение, нахождение по описанию.

Листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме; при кажущейся идентичности осенних листьев почти невозможно найти хотя бы два одинаковых.

На месте облетевших листьев остаются почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу» – покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму.

У лиственных деревьев ярче просматриваются особенности ствола( цвет, рельефность, толщина коры), по которым можно их узнавать; они как бы выступают вперед, а зелень хвойных деревьев становится для них фоном.

На голых ветках деревьев можно увидеть опустевшие гнезда птиц, которые летом трудно отыскать.

Птицы собираются в стаи, усиливается их гомон – это первый признак приближения осеннего перелета.

В погожие солнечные дни в воздухе много летающей паутины – это один из характерных  признаков осени. На кустах, в воздухе видны уцепившиеся за ветку, траву серебряные нити с хозяином – молодым паучком. На лугу желтеет трава, появляются сухостои, постепенно исчезают насекомые. Меняется облик водоемов, вода становится холоднее и прозрачнее.

Пословицами  осень богата не менее чем своими дарами, и каждая из них не в бровь, а в глаз: «Осень –перемен восемь»; «Осень идет, дождь за собой ведет»; «Весенний дождь растит, а осенний – гноит»; «Весна красна цветами, а осень пирогами»; «Осенью и у кошки пиры», «Плачет октябрь холодными слезами»; «Ноябрь – ворота зимы»; «В ноябре зима с осенью борется».

Русский народ был очень наблюдателен, до нас дошло много примет и поговорок.

Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.

Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени, укрывает землю – когда листком, когда снежком.

Первый день ноября на Руси считался началом зимы. У ноября – изо льда корона, из инея – перстенек, снегом низан поясок.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде – продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя – к  хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает – к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень – на дню погод восемь.

 

Консультация воспитателя

Афанасьевой Светланы Михайловны 

mdou231.edu.yar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *