Раздел программы | № п/п | Название ДЭ | Дидактическая цель ДЭ | Необходимое оборудование и материалы (место
приобретения: |
Литературный источник (см. список литературы) | |
Домашний эксперимент по химии в 8 классе | ||||||
Первоначальные химические понятия | 1 | Диффузия | повторение материала 7 класса по теме “Диффузия” | перманганат калия KMnO4 (1), сахар (2), стеклянные банки или стаканы, вода, медный купорос CuSO4•5H2O (3), силикатный клей Na2SiO3 (3), питьевая сода NaHCO3 (2), 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), вода, блюдце | [1, С. 29-30 2, С. 32-33 4, С. 165] |
|
Чистые вещества и смеси | 2 | Перегонка воды (получение дистиллированной воды) | закрепление знаний и умений по перегонке воды | чайник, газовая или электрическая плита, тарелка, стакан или банка, полотенце или тряпка, смоченная в холодной воде | [2, С. 41-42 7, С. 29] |
|
3 | Извлечение крахмала | закрепление знаний по теме “Разделение смесей веществ” | крахмал (2), спиртовой раствор йода (1), картофель (2), кастрюля, вода, сито, клеенка | [7, С.60-61] | ||
Химическая связь | 4 | Изготовление моделей молекул некоторых веществ | закрепление знаний по теме “Химическая связь” | спички (3), пластилин или др. (по выбору учащегося) | — | |
Вещества и их превращения | 5 | Горение сахара | ознакомление с каталитическими реакциями | сахар-рафинад (2), пепел от сигарет, тарелка, спички (3) | [5, С. 299-300] | |
Разложение пероксида водорода | раствор пероксида водорода Н2О2 (1), активированный уголь (1), стакан | [5, С. 403] | ||||
Основные классы неорганических веществ | 6 | Выращивание кристаллов | приобретение навыков по выращиванию кристаллов | вода, банки или стаканы, кусочек картона, карандаш, сахар-песок (2), медный купорос CuSO4•5H2O (3) или любая другая соль, имеющаяся в наличии (3), шерстяные нитки, газовая или электрическая плита, небольшая кастрюлька или ковш, которые не используются под пищевые продукты | [1, С. 32-33 2, С. 47-48 4, С. 123-126 5, С. 394 7, С. 33] |
|
7 | “Отпечатки пальцев” | закрепление материала по теме “Адсорбция” и “Растворы” | бумага, йодная настойка (1), блюдце, кисточка | [6, С. 151] | ||
тальк (1), активированный уголь (1), кисточка | [4, С. 132] | |||||
8 | Обнаружение щелочных и кислотных свойств растворов, применяемых в быту | закрепить знания по теме “Индикаторы”; научиться готовить растворы индикаторов и индикаторную бумагу | небольшие флаконы (1) или баночки из под детского питания (1), индикаторная бумага (4), растворы веществ (мыла (3), питьевой соды NaHCO3 (2), поваренной соли NaCl (2), уксусной кислоты CH3COOH (2) и др.), вода, | [2, С. 42-43] | ||
9 | Обнаружение карбонатов в составе золы, яичной скорлупы и мела | закрепление знаний о кислотах и солях | 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), яичная скорлупа (2), зола, мел (4), блюдце или маленькие флаконы | [2, С. 51 7, С. 21] |
||
Приготовление лимонада | лимонная кислота (2), варенье, стакан для пищевого продукта, кипяченая вода, питьевая сода NaHCO3 (2), | [7, С. 35-36] | ||||
Основные классы неорганических веществ | 10 | “Чернила для тайнописи” (выжигание по бумаге) | закрепление знаний по термолизу нитратов (селитр) и растворов кислот | калийная KNO3 или аммонийная NH4NO3 селитра (3), лимонная кислота (2), бумага (3), стакан с водой, кисточка или стальное перо (3), карандаш, утюг | [1, С. 59-60 2, С. 71-72 4, С. 130-132 7, С. 17] |
|
Домашний эксперимент по химии в 9 классе | ||||||
Гидролиз солей | 1 | Гидролиз солей. Влияние температуры на гидролиз | закрепление знаний по теме “Гидролиз солей” | флаконы или маленькие банки из под детского питания (1), поваренная соль NaCl (2), силикатный клей Na2SiO3 (3), питьевая сода NaHCO3 (2), мыло (3), стакан с теплой и горячей водой, индикаторная бумага или раствор (4) | [2, С. 63; С. 80-81] | |
Электролиз растворов | 2 | Электролиз раствора хлорида натрия без и с использованием пористой перегородки | ознакомление с использованием электролиза раствора для получения новых веществ | батарея от карманного фонаря на 3,5-4,5 В (3), провода для подключения (3), картофель (2), гвозди (3), раствор хлорида натрия NaCl (2), индикаторная бумага или раствор (4), яичная скорлупа (2), стакан | [2, С. 64-66] | |
Химия элементов | 3 | Огнезащитные свойства силиката натрия | ознакомление с использованием огнезащитных свойств силиката натрия (канцелярского клей) | силикатный клей Na2SiO3 (3), спички (3), кусочек ткани, древесные лучинки и т.п. | [7, С. 36] | |
4 | Определение жесткости воды мыльным раствором | закрепление знаний по теме “Жесткость воды” | холодная и горячая водопроводная вода, кипяченая вода, мыло (3), флаконы или баночки от питания (1) | [1, С. 81 7, С. 29-30] |
||
5 | Удаление накипи и ржавчины | приобретение умений по удалению накипи и ржавчины | 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), вода, чайник или кастрюля (с накипью), белая тряпка, испачканная ржавчиной, уротропин (1) | [2, С. 51-52] | ||
Химия элементов | 6 | Травление металлов | закрепить знания по теме “Взаимодействие металлов с галогенами” | железная, медная, цинковая или алюминиевая пластинка, парафиновая свеча или лак для ногтей (3), жидкость для снятия лака (3), йодная настойка (1) | [1, С. 40 4, С. 20 7, С. 42] |
|
7 | Коррозия металлов и ее предупреждение | изучение влияния некоторых факторов на скорость коррозии металлов, способов защиты металлических поверхностей от коррозии | гвозди (3), медная проволока (3), алюминиевая фольга (3) или алюминиевая крышка от аптечных флаконов (1), кнопки или скрепки (3), воды, банка, флаконы или баночки из под детского питания (1), поваренная соль NaCl (2), питьевая сода NaHCO3 (2), йодная настойка (1), раствор аммиака (“нашатырный спирт”, 1), 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), батарея от карманного фонаря на 3,5-4,5 В (3), соединительные провода (3), лак для ногтей (3) | [1, С. 75-76 2, С. 85-87 7, С. 46-47, 52-53] |
||
8 | Изучение адсорбционных свойств некоторых веществ | закрепление знаний по теме “Адсорбция” | активированный уголь (1), глина, кукурузные палочки (2), хлеб (2), раствор перманганата калия KMnO4 (1), сок свеклы (2), одеколон, туалетная вода или дезодорант с распылителем (3), стакан, кусок картона | [2, С. 75 4, С. 30-32] |
||
9 | Осуществление цепочки превращений P>P2O5>H3PO4>Na3PO4 | закрепление знаний по теме “Химия элементов V-A подгруппы” | стеклянная банка на 1 л, гвозди (3), боковые наклейки спичечной коробки (3), индикаторная бумага или раствор (4), спички (3), кусок картона | [2, С. 50] | ||
10 | Обнаружение крахмала в пищевых продуктах. Удаление пятен йода с ткани | определение продуктов питания, содержащих крахмал; закрепление знаний о свойствах йода | йодная настойка (1), белая ткань, стакан с водой, пипетка (1), различные пищевые продукты (2) | [2, С. 52-53 5, С. 399-400] |
urok.1sept.ru
ГДЗ по химии для 9 класса химический эксперимент И.И. Борушко
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
Демонстрационные опыты по химии 9 класс
Демонстрационные опыты по химии 9 класс
1.Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты
Хлороводородная кислота:
1.Окрашивает растворы индикаторов лакмуса и метилового оранжевого в красный цвет, вследствие диссоциации в водном растворе:
HCl → H+ + Cl−
2.Взаимодействует с металлами, находящимися в ряду напряжений левее водорода, например, с цинком, с образованием соли и газообразного водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
3.Взаимодействует с основными оксидами с образованием соли и воды:
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
(при проведении реакции с оксидом меди (II), пробирку желательно слегка подогреть)
4.Взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
5.Вытесняет слабые кислоты из растворов их солей:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
6.Качественная реакция на хлорид-ион — при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте:
AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl↓
2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде
В школьной лаборатории кислород чаще получают разложением перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV):
2H2O2 = 2H2O + O2↑
или разложением перманганата калия при нагревании:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Чтобы собрать газ, сосуд закрывают пробкой с газоотводной трубкой.
Чтобы доказать наличие кислорода в сосуде, вносят в него тлеющую лучинку — она ярко вспыхивает.
3. Опыт. Получение и собирание аммиака
Для получения и собирания аммиака в лаборатории насыпаем в пробирку хлорид или сульфат аммония, смешанный с известью Ca(OH)2, затыкаем пробкой с газоотводной трубкой. Трубку вставляем в колбу, перевернутую вверх дном, — аммиак легче воздуха. Отверстие колбы закрываем куском ваты.
Осторожно нагреваем пробирку на спиртовке. Уравнение реакции:
2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O + 2NH3↑
Аммиак обнаруживаем по характерному резкому запаху (нюхать осторожно!) или поднеся к трубке бумажку, смоченную раствором фенолфталеина (ф-ф). Бумажка розовеет вследствие образования гидроксид-ионов:
NH3 + HOH NH4+ + OH−
4. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II)
Качественный состав соли доказывают с помощью реакций, сопровождающихся выпадением осадка или выделением газа с характерным запахом или цветом. Образование осадка происходит в случае получения нерастворимых веществ (определяем по таблице растворимости). Газы выделяются при образовании слабых кислот (для многих требуется нагревание) или гидроксида аммония.
Наличие иона меди можно доказать добавлением гидроксида натрия, выпадает синий осадок гидроксида меди (II):
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Дополнительно можно провести разложение гидроксида меди (II) при нагревании, образуется черный оксид меди (II):
Cu(OH)2 = CuO + H2O
Наличие сульфат-иона доказывается выпадением белого кристаллического осадка, нерастворимого в концентрированной азотной кислоте, при добавлении растворимой соли бария:
CuSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + CuCl2
5. Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком
1. Добавить к смеси немного воды, перемешать. Соль растворится, песок осядет на дно.
2. Профильтровать полученную смесь. Если нет фильтра, дать отстояться и слить верхнюю часть воды с растворенной солью.
(Здесь мы используем различную растворимость соли и песка в воде)
3. Выпарить соль из раствора в фарфоровой чашке.
Прекратить выпаривание при появлении кристаллов соли, иначе чашка может треснуть. С горячей чашкой обращаться осторожно!!! Спиртовку тушить, накрывая колпачком. Спички чиркать «от себя».
6. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке
Водород можно получить взаимодействием цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
Водород легче воздуха, поэтому его собирают в пробирку, перевернутую дном кверху.
Чтобы доказать наличие водорода в пробирке и проверить его на чистоту, пробирку с водородом подносят к пламени спиртовки (пробирку держим держателем для пробирок!). Чистый водород сгорает со звонким хлопком.
Если водород смешан с воздухом, звук будет визгливый, говорят «сгорает со свистом».
Опыт доказательства наличия водорода не всегда получается, особенно без тренировки — нужно накопить довольно много водорода. При этом не забывайте отверстие пробирки направлять в сторону, где никого нет — «от людей».
Ни в коем случае не зажигайте спички и спиртовку поблизости от сосуда, в котором получаете водород. Если он собран герметично или закрыт пробкой, при возгорании водорода взрыв разорвет сосуд, осколки могут поранить лицо.
Водород можно получить и взаимодействием натрия, кальция с водой, но этот опыт не вполне безопасен (если взять слишком большой кусочек натрия, может произойти взрыв).
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑
7. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей.
Качественной реакцией на карбонаты служит взаимодействие с кислотами, сопровождающееся бурным выделением углекислого газа:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑
или, в ионном виде:
CO32− + 2H+ = H2O + CO2↑
Доказать, что выделяется именно оксид углерода (IV), можно, пропуская его через раствор известковой воды, что вызывает её помутнение:
CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O
Чтобы распознать соль угольной кислоты, добавляем во все три пробирки немного кислоты (чтобы не вылилась через край при «вскипании»). Где будет выделяться бесцветный газ без запаха, там находится карбонат.
8. Опыт. Распознавание раствора соли соляной (хлороводородной) кислоты среди трех предложенных растворов
Качественная реакция на хлорид-ион — при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте.
Добавляем во все три пробирки немного нитрата серебра. В которой выпадет белый творожистый осадок — находится соль соляной кислоты (хлорид):
AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl↓
или в ионном виде:
Ag+ + Cl− = AgCl↓
Если в одной из пробирок к тому же имеется соляная кислота (даст такой же осадок), сначала
1.Делим каждый раствор на две пробирки (получаем два набора по три)
2.Капаем по очереди в первые три — индикатор метилоранж или лакмус. Где покраснеет индикатор, там кислота — отмечаем эту пробирку.
3.В оставшиеся две пробирки капаем нитрат серебра.
Ион серебра дает осадок со многими солями (смотрите таблицу растворимости). Чтобы творожистый характер осадка был лучше виден, не следует трясти пробирку, перемешивать растворы. При наличии хлорида осадок выпадает сразу очень заметный, похожий на простоквашу.
9. Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи
1.Разделяем каждый раствор пополам, т. е. получаем два набора по три пробирки.
2.Чтобы распознать среди трех растворов кислоту, капаем в первые три пробирки индикатор лакмус синий или метилоранж (метиловый оранжевый). В пробирке с кислотой индикатор покраснеет.
3.Чтобы распознать щелочь, капаем в оставшиеся три пробирки индикатор фенолфталеин (ф-ф). В пробирке со щелочью он станет малиновым.
Можно воспользоваться универсальным индикатором: капаем исследуемый раствор на полоску индикаторной бумаги и сравниваем со шкалой, делаем вывод о наличии кислоты или щелочи.
10. Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде
Углекислый газ в лаборатории получают, приливая
1.соляную кислоту к мелу:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑
2.соляной или серной кислоты к соде:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
Закрываем пробирку, где идет реакция, пробкой с газоотводной трубкой. Трубку опускаем в колбу (углекислый газ тяжелее воздуха), горлышко желательно прикрыть куском ваты.
Доказываем наличие углекислого газа, приливая в колбу прозрачный раствор известковой воды, взбалтываем. Известковая вода мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O
11. Опыт. Осуществление превращения: соль → нерастворимое основание → оксид металла
Для получения нерастворимого основания, к раствору соли добавляем гидроксид натрия. Полученный осадок нагреваем на спиртовке, он разлагается с образованием оксида.
Лучше взять сульфат или хлорид меди (II):
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Выпадает синий осадок гидроксида меди (II). При нагревании осадок чернеет в результате образования черного оксида меди (II):
Cu(OH)2 = CuO + H2O
12. Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей
Для распознавания соли серной кислоты капаем в каждую пробирку раствор хлорида бария. Там, где находится сульфат, выпадет белый кристаллический осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
или в ионном виде:
Ba2+ + SO42−= BaSO4↓
Если среди растворов будет карбонат (тоже выпадает в осадок с Ba2+):
Делим каждый раствор на две порции и капаем в первую тройку соляную кислоту. В пробирке с карбонатом выделится газ.
Оставшиеся два раствора испытываем на сульфат.
infourok.ru
Рабочая программа по химии (8, 9 класс) по теме: Занимательные опыты в домашних условиях
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Буй Костромской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы
________________ ____________________ _________________
«___»________201_ г. «___»__________201_ г. «___»_______201_ г.
Рабочая программа
элективный курс по химии
«Занимательные опыты в домашних условиях»
(для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы)
Разработала:
Холостинина Наталья Сергеевна,
учитель химии МОУ СОШ №9 г. Буя,
1 квалификационная категория
Срок реализации: 201_- 201_ учебный год
Буй
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 8 часов. Актуальность данного курса определяется с одной стороны, целями и задачами предпрофильного обучения, с другой, необходимостью формирования химической грамотности учащихся. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, помогает показать учащимся, что химия это не только сложная наука, но и то что реально сделать своими руками у себя дома, что она гораздо ближе к нам, чем обычно думают ученики. В тоже время, на занятиях учащимся показывается, что знание техники безопасности и её соблюдение необходимо не только на уроках химии, но и в домашних условиях.
Цель элективного курса:
возбуждение интереса к химии и другим предметам естественного цикла и умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
- связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
- самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
- применять на практические знания, полученные на уроках химии.
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии;
- подготовить к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах;
- актуализировать знаний правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
Методы:
1.Рассказ, беседа, сообщения;
2.Экспериментальные исследования;
3.Методы поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;
4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальные
- групповые
- практические работы
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- о свойствах некоторых веществ, окружающих нас в быту;
- правила техники безопасности при работе с веществами;
- технологию проведения опытов в домашних условиях.
Учащиеся должны уметь:
- смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
- спланировать и провести химический эксперимент самостоятельно без помощи учителя;
Форма контроля: практические работы
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Лекции | Практические | Цель темы |
1 | Химическая лаборатория дома | 1 | 1 | Сформулировать цели курса, изучить вещества с помощью которых можно проводить опыты в домашних условиях, показать ребятам, что химия гораздо ближе, чем обычно считается. | |
2 | Практические работы | 6 | 6 | Учится самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент в домашних условиях из тех веществ, которые широко используются в быту. | |
8 | Обобщающее занятие | 1 | Подведение итогов обучения, рефлексия. | ||
Итого: | 8 ч |
Содержание программы:
Тема 1. Химическая лаборатория дома
Правила техника безопасности при проведении практических работ.
Правила выбора посуды для проведения домашнего эксперимента и особенности проведения эксперимента в домашних условиях.
Реактивы на кухне, в ванной, аптечке.
Тема 2. Практические работы
Практические работы 1. Синий йод
Практические работы 2. Содова «гадюка»
Практические работы 3. «Удивительный раствор»
Практические работы 4. «Умный пластилин»
Практические работы 5. «Горение эфира». «Несгораемый платок»
Практические работы 6. «Силикатный сад»
Тема 3. Обобщающее занятие.
Методика проведения опытов:
Синий йод
Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингредиентами, но чудо-превращение того стоит.
Вам потребуются:
— 3 емкости для жидкости
— 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
— раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
— перекись водорода 3% (продается в аптеке)
— крахмал
— мерные ложки
— мерные чашки
План работы:
1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.
2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.
3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.
4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и… через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.
Содовая «гадюка»
Вариант 1. В столовую тарелку насыпать 3-4 столовые ложки сухого просеянного речного песка и сделать из него горку с углублением в вершине. Затем приготовить реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и четверти чайной ложки гидрокарбоната натрия (питьевой соды). Пропитать песок 96-98% раствором этанола (спирта, в аптеке можно купить «Асептолин») и насыпать в углубление горки приготовленную реакционную смесь, после этого поджечь спирт.
Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются чёрные шарики, а у основания горки- чёрная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая чёрная «гадюка».
Вариант 2. Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO2, h3S, N2, пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»:
По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки.
Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».
«Удивительный раствор»
Жидкость — ацетат натрия, уксуснокислый натрий, если по-простому. Получить в домашних условиях — раз плюнуть. Взять питьевую соду и уксус, а еще лучше — уксусную эссенцию, — меньше выпаривать придется. Соединить их постепенно до примерно нейтральной реакции, то есть, пока шипеть не перестанет. Тут особой точности и чистоты не нужно. Упарить, остудить, получится монолитный кусок. может сверху раствор еще останется, если недостаточно упарено было, его слить долой. То, что осталось — ацетат натрия, вернее, его кристаллогидрат. Дальше — просто. Ставите на огонь, ваш кусок плавится. Аккуратно сливаете прозрачный расплав в другую посуду, чтоб избавиться от осадка и мусора на дне. Чистый расплав горячим наливаете в прозрачный стакан, накрываете салфеточкой от пыли, чтоб случайно не застыло раньше времени, и остужаете до комнатной температуры. Жидкость — жидкая. Но стоит туда уронить крохотную крупинку того же уксуснокислого натрия (можно получить из того, что осталось после слива), как жидкость затвердеет на глазах! Состав можно использовать многократно!
«Умный пластилин»
Умный пластилин можно изготовить в домашних условиях. Для этого вам нужно будет взять клей ПВА, натрий тетраборат, пищевой краситель или гуашь, емкость, целлофановый пакет и деревянную палочку.
В емкость выдавите клей и добавьте к нему краситель. Все смешайте деревянной палочкой. Когда вы добьетесь однородного цвета, тогда в массу всыпьте чайную ложку натрия тетрабората, который можно приобрести в любой аптеке. Затем нужно смесь снова перемешать до тех пор, пока она не загустеет. Готовый пластилин положите в целлофановый пакет, и разомните его, чтобы он слал эластичным и мягким. Теперь у вас есть жвачка для рук.
«Горение эфира»
В фарфоровую тарелку налить немного этилового спирта, добавить к нему несколько кристалликов борной кислоты, перемешать. Полученную смесь поджечь.
Сначала смесь горит бесцветным пламенем, а затем пламя окрашивается в красивый зелёный цвет.
«Несгораемый платок»
Взять обычный носовой платок, обильно смочить его в воде, а затем в спирте. Закрепить платок в держателе и поджечь. После окончания горения платок останется целым.
«Силикатный сад»
Налить в химический стакан (можно взять стеклянную банку) силикатный клей и дистиллированную воду в соотношении 1:1. в стакан насыпать солей разных цветов. Можно взять соли кальция (глюконат кальция в аптечке), никеля, меди (медный купорос), железа (в аптеке препараты железа от анемии), кобальта, хрома, марганца.
Через 15-20 минут в стакане появятся «заросли», напоминающие деревья или водоросли.
Используемые источники:
- Занимательная химия в домашних условиях. Занимательная химия для детей. Занимательная химия опыты. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии. Опыты с йодом. Опыты с водой. Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op11.shtml, свободный.- Загл. с экрана.
- ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ. Силикатные творения. Режим доступа: http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/silikat.htm, свободный. Загл. с экрана.
- Как сделать умный пластилин своими руками? Режим доступа: http://www.best-woman.ru/deti-kak-sdelat-umnyy-plastilin-svoimi-rukami-sostav/, свободный.- Загл. с экрана.
- Химоза. Ру. Режим доступа: http://1kabinet.ucoz.ru/, свободный. Загл. с экрана.
Литература:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
2. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
3. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. – Минск: Народная асвета, 1968. – 63 с.
4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.
5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. – Л.: Химия, 1985. – 336 с.
6. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1978. – 208 с.
7. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с.
nsportal.ru
ГДЗ по химии 9 класс химический эксперимент И.И. Борушко
автор: И.И. Борушко.
ГДЗ по химии 9 класс химический эксперимент, авторы: , И.И. Борушко, Сэр-Вит 2019 год.
Лабораторные работы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
gdz.fm
ГДЗ к тетради для практических работ по химии 9 класс Борушко
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Информатика
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
- Украинский язык
- Немецкий язык
- Литература
- Человек и мир
- Музыка
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Русский язык
- Белорусский язык
- Английский язык
- Информатика
megaresheba.ru
Опыты и эксперименты по химии (9 класс) на тему: Домашний лабораторный опыт «Обнаружение крахмала в продуктах»
Работу выполнил(а) ____________________________________________________________
ДОМАШНИЙ ОПЫТ №1.
«Обнаружение крахмала в различных продуктах»
Определите, содержится ли крахмал в продуктах. Для этого необходимо использовать спиртовую настойку йода. С помощью пипетки добавьте несколько капель йода на исследуемый продукт. Наличие крахмала в продукте отмечается появлением сине-фиолетового окрашивания при добавлении иода.
Результаты исследования занесите в таблицу «Обнаружение содержания крахмала в продуктах»:
№ п/п | Исследуемый продукт | Появление сине-фиолетового окрашивания при добавлении настойки йода |
1. | Хлеб а) белый; | |
б) ржаной. | ||
2. | Мука | |
3. | Макароны | |
4. | Крупы а) рис; | |
б) гречка; | ||
в) геркулес; | ||
г) перловка; | ||
д) пшено. | ||
5. | Бобы а) фасоль; | |
б) горох. | ||
6. | Яблоки | |
7. | Картофель |
При исследовании содержания крахмала в крупах, необходимо предварительно в сухую крупу добавить теплой воды и оставить на 10-15 мин. Затем слить воду и провести обнаружение крахмала в крупе, добавив несколько капель настойки йода.
Задания:
1. Кто открыл реакцию включения, которая является качественной на крахмал? Запишите имена ученых и дату.
2. Запишите химическую формулу крахмала. Что является мономером крахмала? Из каких двух полисахаридов он состоит?
3. Запишите уравнение гидролиза крахмала. Будет ли крахмал вступать в реакцию серебряного зеркала? Будет ли восстанавливать гидроксид меди?
4. Как крахмал образуется в растениях? Запишите уравнения реакций и дайте необходимые пояснения.
nsportal.ru