Физика 9 класс читать онлайн: Физика 9 класс Учебник Перышкин Гутник

Учебник Физика 9 класс Кикоин Кикоин

Учебник Физика 9 класс Кикоин Кикоин — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

Основные механические единицы М’ Метр -м Метр приближенно равен 1/40 000 000 части длины земного меридиана, проходящего через Париж 1НИЮ, проходимому лектромагнитной 458 долей секунды •, ( t» э1 международной системы (СИ) с Секунда -с Секунда равна 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия -133 Килограмм -кг Килограмм приближенно равен массе 1 л чистой воды при температуре 15°С Эталон килограмма и. к. КИКОИН А. К. КИКОИН Учебник для 9 класса средней школы Утверждено Государственным комитетом СССР по народному образованию Издание 2-е ФИЗИКА I Основы кинематики Основы динамики Законы сохранения в механике Колебания и волны МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992 ББК 22.3Я72′ К38 Учебник получил третью премию на Всесоюзном конкурсе учебников для средней общеобразовательной школы. Кикоин и. К., Кикоин А. К. К38 Физика: Учеб, для 9 кл. сред. шк. — 2-е изд. — М.: Прос вещение, 1992. — 191 с.: ил. — ISBN 5-09-004006-0. 4306021200-123 _ IXj письмо — 92, № 112 103(03)-92 ISBN S-09-004006-0 ББК 22.3я72 Кикоин И. К., Кикоин А. К., 1990 w МЕХАНИКА ВВЕДЕНИЕ Все, что реально существует в мире, на Земле и вне Земли, называют материей. Материальны окружающие нас тела и вещества, из которых они состоят. Звук, свет, радиоволны, хотя их телами не называют, тоже материальны — они реально существуют. Выражение «реально существуют» означает, что тот или иной предмет (вообще, окружающий нас материальный мир) существует независимо от нащего сознания и действует или может действовать на наши органы чувств. Одно из основных свойств материи — ее изменчивость. Всевозможные изменения, происходящие в материальном мире, изменения материи называют явлениями природы. Физика — наука о неживой природе. Она изучает свойства материи, всевозможные ее изменения (явления природы), законы, которые описывают эти изменения, связи между явлениями. От других наук физика отличается тем, что при изучении свойств материи и ее изменений вводятся физические величины, которые можно измерять и выражать числами. Благодаря этому и ход явлений и связи между ними выражаются математическими соотношениями (формулами) между введенными величинами. Самые важные соотношения между величинами, характеризующими свойства материи, явления природы, называются законами природы. Они тоже выражаются в виде математических формул. Итальянский ученый Галилео Галилей так сказал о значении математики для физики; «Философия написана в той величественной книге, которая постоянно открыта у нас перед глазами (я имею в виду Вселенную), но которую невозможно понять, если не научиться предварительно ее языку и не узнать те письмена, которыми она начертана. Ее язык — математика…» Далеко не все свойства материи, не все законы природы уже известны и изучены. Но все развитие физики и других наук показывает, что в мире нет ничего такого, что нельзя было бы изучить, узнать, понять. Познаваемость материального мира тоже можно считать его важнейшим свойством. Изучение свойств материи, законов природы отвечает естественному стремлению человека знать и понимать окружающий его мир. Это знание составляет важную часть того, что называется человеческой культурой. Но науки о природе, и прежде всего физика, имеют и первостепенное практическое значение. Они позволяют заранее знать ход тех или иных явлений. Инженер, например, еще до того, как построена машина, знает, как она будет работать, потому что, создавая проект машины, он пользовался данными науки, прежде всего физики. Знание законов физики позволяет и объяснять прошлое, потому что законы природы в прошлом были такими же, как теперь, и такими они будут всегда. Физика — не единственная наука о неживой природе. Ее изучают химия, астрономия, геология и др. Но в основе всех этих наук лежит то, что исследует физика. Вместе все эти науки позволяют предвидеть будущее. Это очень важно сейчас, когда деятельность людей, владеющих мощной техникой, оказывает большое влияние на окружающую нас земную среду. Чтобы это влияние не принесло людям непоправимые беды, нужно заранее предвидеть последствия. Для этого необходимо как можно больше знать о законах природы, в том числе и о тех, что изучает физика. Материальный мир един, все в нем взаимно связано и на части его делить нельзя. Но при изучении наук о природе, в частности, при изучении курса физики, все же удобно делить его на отдельные части, в каждой из которых изучаются отдельные явления или классы явлений и законов. В первой такой части, которой посвящена эта книга, мы познакомимся с одним из самых известных и хорошо изученных явлений — механи ческим движением. Называется этот раздел физики механикой. основы КИНЕМАТИКИ 1. Общие сведения о движении 2. Прямолинейное неравномерное движение 3. Криволинейное движение ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕХАНИКИ Все в мире происходит где-то и когда-то: в пространстве (где?) и во времени (когда?). Каждое тело в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве относительно других тел. Если с течением времени положение тела не изменяется, то говорят, что тело находится в покое. Если же с течением времени положение тела изменяется, то это значит, что тело совершает механическое движение. Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. Изучить движение тела — значит узнать, как изменяется его положение с течением времени. Если это известно, то можно вычислить положение тела в любой момент времени. В этом и состоит основная задача механики — определять положение тела в любой момент времени. Так, астрономы, пользуясь законами механики, могут вычислять положения небесных тел друг относительно друга и с большой точностью предсказывать такие небесные явления, как затмения Солнца или Луны. И не только предсказывать! Если бы, например, историки не знали точной даты начала похода князя Игоря против половцев, то ее могли бы вычислить астрономы.,В знаменитом «Слове о полку Игоревен, в котором воспет этот поход, рассказывается о полном солнечном затмении, совпавшем со вступлением князя Игоря в землю половецкую. Этого достаточно, чтобы установить, что на границе половецкой земли войска Игоря были 1 мая 1185 г.’. Тела могут совершать разнообразные механические движения: двигаться по разным траекториям, быстрее или медленнее и т. д. Чтобы решить основную задачу механики, нужно кратко и точно указать, как движется тело, как изменяется его положение с течением времени. Другими словами, надо найти математическое описание движения, установить связь между величинами, характеризующими движение. Эти величины и связи между ними мы рассмотрим в первом разделе механики, называемом кинемати

Учебник Физика 9 класс Пурышева Важеевская Чаругин

Н. с. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин ГЭС ФИЗИКА » Электронное приложение ВЕРТИКАЛЬ • www.drofa.ru 9 Н. с. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин гос ФИЗИКА Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание, стереотипное ВЕРТИКАЛЬ Москва ■»’ орофа 2015 УДК 373.167.1; ББК 22.3я72 П88 53 Пурышева, Н. С. П88 Физика. 9 класс : учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин.— 2-е изд., стереотип.— М.: Дрофа, 2015. — 272 с.: ил. ISBN 978-5-358-14692-1 Книга является завершением линии учебников Н. С. Пурышевой,Н. Е. Важеев-ской «Физика. 7 класс* и «Физика. 8 класс*, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В учебник включены следующие разделы: «Законы механики*, «Механические колебания и волны*, «Электромагнитные колебания и волны*, «Элементы квантовой физики*, «Вселенная*. Данный учебник является многоуровневым пособием: материал, предназначенный учащимся, проявляющим интерес к физике, помечен звездочкой. Методический аппарат учебника составляют вопросы для самопроверки, система заданий, включающих качественные, графические, вычислительные и экспериментальные задачи и лабораторные работы. УДК 373.167.1:53 ______________________________________________________________________ББК 22.3я72 Учебное издание Пурышева Наталия Сергеевна, Важеевская Наталия Евгеньевна Чаругин Виктор Максимович ФИЗИКА. 9 класс Учебник Зав. редакцией Е. Н. Тихонова. Ответственный редактор И. Г. Власова Оформление М. В. Мандрыкина. Художники Н. А. Николаева, 3. А. Флоринская, М. В. Колдинкова, А. В. Пряхин. Художественный редактор М. В. Мандрыкина Технический редактор М. В. Биденко. Компьютерная графика Л. Я. Александрова Компьютерная верстка С. Л. Мамедова. Корректор Г. И. Мосякина в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ знак информационной продукции на данное издание не ставитчш Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16602. Подписано к печати 15.07.14. Формат 70 х 90 ‘/le- Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная*. Печать офсетная. Уел. печ. л. 19,89. Тираж 3000 экз. Заказ №152/07. ООО «ДРОФА*. 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2. Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»: 127254. Москва, а/я 19. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: [email protected] По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа* обращаться по адресу: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52. Сайт ООО «ДРОФА»: www.drofa.ru Электронная почта: [email protected] Тел.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный) Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами На ЧП «ЮНИСОФТ* Свидетельство ДК № 3461 от 14.04.2009. 61036, г. Харьков, ул. Морозова, д. 136. ISBN 978-5-358-14692-1 ООО «ДРОФА*, 2014 Введение Как вы уже знаете, физика изучает физические явления и физические свойства тел. Вы познакомились с механическими, тепловыми, звуковыми, световыми, электрическими явлениями. При их изучении вы так же, как и учёные-физики, использовали различные методы. Основными для вас пока являлись экспериментальные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. В то же время в ряде случаев вы применяли и теоретические методы изучения явлений и свойств тел. Например, при получении формулы для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда и формулы выталкивающей силы вы создавали модель явления. При введении понятия силы тока и объяснении зависимости сопротивления от характеристик проводника вы проводили аналогию направленного движения заряженных частиц с течением жидкости по трубе. Выполняя эксперимент по выявлению зависимостей между физическими величинами, вы сначала анализировали имеющиеся факты и выдвигали гипотезы, а затем осуществляли их экспериментальную проверку. Экспериментальные и теоретические методы изучения физических явлений тесно связаны между собой. Преобладание того или иного метода в научных исследованиях зависит от проблемы исследования, уровня развития науки и техники. Метод изучения физики в школе зависит от вашей подготовки, в частности по математике. Поскольку у вас уже есть определённые знания по математике, вы приобрели некоторые знания о теоретических методах познания, то в этом году при изучении явлений и свойств тел значительно шире будут применяться теоретические методы познания. Изучая физические явления и свойства тел, вводят физические величины, которые их количественно характеризуют. Экспериментальное или теоретическое исследование явлений и свойств тел позволяет установить связи между величинами. Если связи устойчивы и повторяются в различных экспериментах, то их называют физическими законами. Физические законы, часто записываемые в виде математических формул, являются выражением законов природы. Объяснить, почему то или иное физическое явление протекает так, а не иначе, выяснить причину явления и предсказать его ход позволяет физическая теория. Физика-наука имеет в своём арсенале целый ряд развитых теорий. Вы уже познакомились с элементами молекулярно-кинетической теории строения веш;е-ства, которую использовали для объяснения тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твёрдых тел. Некоторые представления о строении атома помогли вам понять такие явления, как электризация, электрическая проводимость металлов, жидкостей, газов. Первой физической теорией, сложившейся в XVII в., является классическая механика, которую вы будете изучать в этом году. Вы также познакомитесь с элементами электродинамики — теорией, которая объясняет электромагнитные явления, и с элементами квантовой теории, объясняющей строение атома, атомного ядра и элементарных частиц. Каждая физическая теория описывает и объясняет определённый круг явлений природы и потому имеет границы применимости.ие механическое движение, используются при описании не только механических явлений. Во-вторых, при описании механического движения вы использовали скалярные величины. Но такие механические величины, как скорость, ускорение, сила, имеют направление, т. е. являются векторными. Соответственно и уравнения, которые связыва

Учебник физики для 9 класса. 1973, 1982 г. DjVu

      ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
     
      Глава I
      ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
     
      1. Механические явления
      Окружающие нас большие тела в физике называют макроскопическими. Не будем сразу уточнять, насколько большим должно быть макроскопическое тело. Тем более, что никакой резкой границы установить все равно и не удастся; Это может быть газ в сосуде, вода в стакане, песчинка, камень, кусок железа, земной шар и т. д. (рис. 1).
      В VIII классе вы познакомились с механическим движением и законами Ньютона. Эти законы позволяют рассчитать, как будут двигаться макроскопические тела или их части друг относительно друга. Для этого нужно знать начальные положения, скорости тел и силы их взаимодействия.
      Однако на очень многие вопросы механика Ньютона никаких ответов не дает. Почему, например, при деформации появляются силы упругости? Почему при движении тел в жидкостях и газах или при скольжении их по твердым поверхностям появляются силы трения? Почему в узких трубках, несмотря на действие силы тяжести, вода поднимается вверх?
      Все это хорошо понимал и сам Ньютон. Ему принадлежат замечательные слова: «Я не знаю, чем я кажусь миру; мне же самому кажется, что я был только мальчиком, играющим на берегу моря и развлекающимся тем, что от времени до времени находил более гладкие камешки или более красивую раковину, чем обыкновенно, в то время как великий океан истины лежал передо мной совершенно неразгаданный».
      В механике затруднения, связанные с выяснением природы сил и их происхождением, не существенны, так как для вычисления траекторий движения тел достаточно знать лишь, чему равны силы количественно. А знать величину сил, определить, когда и как они действуют, можно не вникая в природу сил, а лишь располагая способами их измерения. Все это так. Но если мы хотим знать, как устроен окружающий нас мир, то от задачи исследования природу сил отказаться нельзя.
      И дело не только в силах. Из механики неясно, например, почему имеется три вида тел: газообразные, не сохраняющие свой объем, жидкие, сохраняющие объем, но не сохраняющие форму, в твердые, которые сохраняют свою форму. Почему при охлаждении газы превращаются в жидкости, а жидкости в твердые тела.
      Теперь наша задача будет состоять в том, чтобы научиться отвечать на множество этих и подобных им вопросов. Первый шаг к достижению поставленной задачи — знакомство с большой группой новых физических явлений.
     
      2. Тепловые явления
      Самые значительные и самые заметные явления после механического движения — тепловые явления. В простейшей форме вы познакомились с ними в VI — VII классах.
      Тепловые явления связаны, как правило, с нагреванием или охлаждением тел, с изменением их температуры.
      Очень сильно меняются при нагревании или охлаждении обычные механические свойства тел, например упругость. Кусок резиновой трубки, который не пострадает от того, что вы при комнатной температуре ударите его молотком, при сильном охлаждении становится хрупким, как стекло. Легкий удар превратит резиновую трубку в мелкие куски. Лишь при нагревании резина вновь обретает свои упругие свойства.
      Все эти явления, как перечисленные выше, так и многие другие, подчиняются определенным законам. Эти законы столь же точны и надежны, как и законы.механики, но сильно отличаются от законов механики по содержанию и форме.
      Первое, что нам- предстоит сделать, — это научиться описывать тепловые процессы, происходящие с макроскопическими телами. Найти законы, которые могли бы объяснить причины изменений, происходящих с телами, когда сами тела не движутся, т. е. когда с точки зрения механики с ними ничего не происходит. Эти законы описывают новую форму движения материи — тепловое движение. Мы обнаружим, что тепловое движение присуще всем телам, независимо от того, перемещаются они в пространстве или нет.
      Раздел физики, изучающий тепловые явления, называют термодинамикой.
      Течение тепловых процессов непосредственно связано со строением вещества, с его внутренней структурой. Ведь то, например, что нагревание парафина на несколько десятков градусов делает его жидким, а нагревание железного стержня на такую же величину никак заметным образом не влияет на него (он только начнет обжигать пальцы), несомненно связано с тем, что внутреннее строение этих тел различно. Поэтому именно тепловые явления можно использовать для выяснения обшей картины строения вещества. И наоборот, определенные представления о строении вещества способны пролить яркий свет на физическую сущность тепловых явлений, дать их г лубокое наглядное истолкование. В этом как раз и состоит задача молекулярно-кинетической теории, или статистической механики (другое название молекулярно-кинетической теории).
      Наконец, очень важно, что открытие законов, которым подчиняются тепловые явления, позволяет с максимальной пользой применять эти явления на практике, в технике. Современные тепловые двигатели, холодильные установки, установки для сжижения газов и т. д. конструируют на основе знания этих законов.
      Теперь перейдем к количественному описанию тепловых процессов. Первый, самый важный и довольно трудный шаг — это введение понятия температуры — главной характеристики всех тепловых явлений.
     
      3. Температура. Тепловое равновесие
      В геометрии вводят одну основную величину — длину. Остальные величины: площадь и объем — производные. В кинематике добавляют еще одну величину — время. Скорость, ускорение являются производными. В динамике дополнительной основной величиной становится масса. В теории тепловых явлений единственная новая основная величина, которую необходимо ввести, — это температура.
      В коже нащбго тела, кроме чувствительных приемников, реагирующих на прикосновение, давление и болевые раздражения, есть еще приемники, реагирующие на внешние воздействия ощущением тепла и холода. Руководствуясь этим, можно все тела расположить в ряд по их способности вызывать ощущение тепла и холода. Причину данной способности тел по-разному воздействовать на органы чувств можно отнести за счет различной степени нагретости тел — температуры. Это пока только качественное определение температуры, не содержащее указаний на способ ее измерения. С ним вы познакомились в. VI классе. Для установления точного определения температуры надо ввести понятие теплового равновесия.
      Чтобы узнать температуру своего тела, нужно подержать термометр под мышкой 5 — 8 мин. За это время ртуть в термометре постепенно нагревается и уровень ее повышается. По истечении положенного времени нагревание термометра прекратится и по длине столбика ртути вы определите температуру. То же самое происходит при измерении температуры любого тела любым термометром. Показания термометра как угодно долго будут оставаться неизменными, если .неизменна температура тела.
      Другой пример. Бросьте в стакан с водой кусочек льда и закройте стакан плотной крышкой. Лед начнет плавиться, а вода охлаждаться. Когда лед растает, вода начнет нагреваться, и, после того как она примет температуру окружающего воздуха, никаких изменений внутри стакана с водой не будет происходить.
      Из этих и подобных им простых наблюдений можно сделать вывод о существовании очень общей закономерности тепловых явлений. Тело при неизменных внешних условиях самопроизвольно переходит за некоторое время в состояние теплового равновесия с окружающими телами. В этом состоянии такие величины, как объем и давление, остаются неизменными. В состоянии теплового равновесия тела могут находиться сколь угодно долго.
      Существенно, что если какое-либо тело А (например, вода в одном стакане, рис. 2, а) находится в тепловом равновесии с другим телом С (термометром), а тело В (вода в другом стакане) тоже находится в равновесии с телом С, то тела А и В также находятся в состоянии теплового равновесия. Если привести стаканы в контакт (рис. 2,6), то никаких изменений с водой внутри них не произойдет. Именно поэтому мы можем сравнивать состояние теплового равновесия тел, не приводя их в непосредственный контакт, и ввести понятие температуры.
      Мы Говорим, что два тела А и В имеют одинаковую температуру, если каждое из них находится в тепловом равновесии с третьим телом С. Этим телом может быть термометр. И наоборот, если тела имеют одинаковую температуру, то можно утверждать, не приводя их в непосредственный тепловой контакт, что они находятся в состоянии теплового равновесия.
      При установлении контакта между двумя телами с различными температурами их температуры выравниваются. Подобно тому как равенство давлений в двух сосудах с одинаковыми газами означает, что при соединении сосудов трубкой газ не будет перемещаться из одного сосуда в другой, равенство температур двух тел означает, что при установлении между ними теплового контакта не будет происходить теплопередачи от одного тела к другому.
      Температура — единственная величина, которая имеет одно и то же значение в любой части системы при тепловом равновесии. Объем различных частей системы и давления внутри них при наличии твердых перегородок могут быть разными. Так, если вы внесете мяч с улицы в комнату, то спустя некоторое время температуры воздуха в мяче и комнате выровнятея. Давление же воздуха в мяче все равно будет больше комнатного.
      В приборах для измерения температуры — термометрах обычно используют свойство различных жидкостей изменять свой объем при нагревании. Жидкость должна быть такой, чтобы различным температурам обязательно соответствовали различные объемы. Для воды это условие не выполняется. Действительно, при нагревании воды от 0 до 4° С ее объем уменьшается, а затем начинает возрастать.
      С изменением температуры меняется не только объем жидкости. Меняется также давление газа, электрическое сопротивление проводников и т. д. Все эти явления можно использовать для ‘ измерения температуры.
     
      4. Уравнение состояния
      После того как мы познакомились с тем, что такое температура и как ее можно измерять, обратимся к более детальному рассмотрению тепловых явлений. Знакомство со многими явлениями можно начать, не располагая какими-либо физическими приборами. Обыкновенный детский, резиновый шарик, если подойти серьезно к наблюдению за поведением воздуха.внутри него, позволит прийти к важным выводам.
      Шарик, а значит и воздух внутри него, имеет определенный объем V. Этот объем характеризует состояние воздуха в шарике. Объем — это одна из величин, характеризующих состояние любого макроскопического тела.
      Шарик, как и любое другое тело, может находиться в различных внешних условиях. Если вы поднимете его на высокую гору, то давление окружающего воздуха на его стенки уменьшится. Ведь атмосферное давление с высотой уменьшается. Это приведет к тому, что шарик раздуется. Давление воздуха р внутри него при увеличении объема станет меньше. Наоборот, если сдавливать шарик руками (осторожно, конечно, чтобы он не лопнул), то объем его уменьшается, а давление внутри возрастет.
      Связь между объемом воздуха внутри шарика и его давлением, конечно, очевидна и понятна всем. Нужно лишь постараться заметить здесь проявление общей закономерности.
      Две величины, характеризующие состояние воздуха в шарике (объем и давление), зависят друг от друга. Давление — это еще одна величина (наряду с объемом), характеризующая состояние тела.
      Не будем забывать и о температуре. Если положить внутрь шарика льдинку и потом надуть его, то произойдет следующее. Льдинка начнет таять, а шарик на глазах начнет «худеть». Давление воздуха в нем и объем начнут уменьшаться. Ясно, что это. происходит за счет изменения температуры воздуха в шарике.
      Из подобных простых наблюдений можно установить, что между объемом, давлением и температурой воздуха в шарике существует определенная, связь. И это справедливо не только для воздуха в шарике, но и для любого газообразного, жидкого и твердого тела.
      Уравнение, определяющее связь температуры, объема и давления тел, называют уравнением состояния.
      Каждая система — газ, жидкость или твердое тело — характеризуется своим уравнением состояния. В одних случаях (например, разреженный газ) — уравнение состояния простое, в других (например, вода) — весьма сложное.
      Знание уравнения состояния очень важно при исследовании тепловых процессов. Оно позволяет полностью или частично ответить сразу на три группы различных вопросов.
      Уравнение состояния позволяет определить одну из величин, характеризующих состояние, например температуру, если известны две другие величины. Это и используют в термометрах.
      Зная уравнение состояния, можно сказать, как будут протекать различные процессы при определенных внешних условиях. Например, как будет меняться давление газа при нагревании, если его объем остается неизменным. Что произойдет с давлением газа, если увеличивать его объем при условии неизменности температуры, и т. д.
      Наконец, зная уравнение состояния, можно определить, как меняется состояние системы, если она совершает работу или получает теплоту от окружающих тел.
      Обо всем этом прйдет речь в дальнейшем. Сначала посмотрим, как можно опытным путем установить уравнение состояния для газа.
     
      5. Газовые законы. Закон Бойля — Мариотта
      Количественная зависимость давления, температуры и объема друг от друга имеет самую простую форму для газов, особенно для газов, давление которых не очень велико (не превышает значительно давления в одну атмосферу) и температура не слишком низка.
      Главное свойство газов, отличающее их от жидкостей, состоит в способности газов к неограниченному расширению. Как бы ни был велик объем сосуда, газ всегда оказывает давление на все его стенки.
      Опыт показывает, что если температура газа не меняется, то его давление возрастает с уменьшением объема. В этом легко убедиться, сжимая руками слабо накачанную камеру волейбольного или футбольного мяча: при сжатии камеры давление воздуха в нем увеличивается.
      Зависимость давления от объема можно определить с помощью прибора, изображенного на рисунке 3. Герметический гофрированный сосуд соединен с манометром М, регистрирующим давление внутри сосуда. При вращении винта В объем сосуда меняется. О величине объема можно судить с помощью линейки. Меняя объем и замечая величину давления, нетрудно убедиться, что для данной массы газа во сколько раз уменьшается объем, во столько же раз увеличивается давление. Произведение же давления данной массы газа на его объем постоянно, если температура газа не изменяется.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

Физика. 9 класс. Учебник. Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Настоящая книга является продолжением учебников А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» и «Физика. 8 класс». Она завершает курс физики основной школы и соответствует требованиям минимума содержания основного образования.
В учебник включены следующие основные разделы: «Законы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитные явления», «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
В книге использованы материалы известного педагога и методиста Александра Васильевича Перышкина. Этот учебник отличает ясность, краткость и доступность изложения. На основе знаний, полученных в 7 и 8 классах, изложение материала ведется на более высоком уровне.
Достоинством учебника являются также подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи, рекомендуемые программой по физике.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава I ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
§ I. Материальная точка. Система отсчета 5
§ 2. Перемещение 10
§ 3. Определение координаты движущегося тела 12
§ 4. Перемещение при прямолинейном равномерном движении 16
§ 5. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение … 20
§ 6. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости 24
§ 7. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении 28
§ 8. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости 31
§ 9. Относительность движения 34
§ 10. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона… 39
§11. Второй закон Ньютона 42
§ 12. Третий закон Ньютона 48
§ 13. Свободное падение тел 52
§ 14. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость 57
§ 15. Закон всемирного тяготения 60
§ 16. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах 62
§ 17. Открытие планет Нептун и Плутон (для дополнительного чтения) 65
§ 18. Прямолинейное и криволинейное движение 67
§ 19. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью 70
§ 20. Искусственные спутники Земли 74
§ 21. Импульс тела. Закон сохранения импульса 79
§ 22. Реактивное движение. Ракеты 83
§ 23. Вывод закона сохранения полной механической энергии… 88
Глава II МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
§ 24. Колебательное движение 92
§ 25. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник . . 94
§ 26. Величины, характеризующие колебательное движение 98
§ 27. Гармонические колебания 102
§ 28. Затухающие колебания 106
§ 29. Вынужденные колебания 108
§ 30. Резонанс 110
§ 31. Распространение колебаний в среде. Волны 113
§ 32. Продольные и поперечные волны . 115
§ 33. Длина волны. Скорость распространения волн 117
§ 34. Источники звука. Звуковые колебания 120
§ 35. Высота и тембр звука 123
§ 36. Громкость звука 126
§ 37. Распространение звука 128
§ 38. Звуковые волны. Скорость звука 129
§ 39. Отражение звука. Эхо 132
§ 40. Звуковой резонанс 133
§ 41. Интерференция звука. 135
Глава III ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
§ 42. Магнитное поле и его графическое изображение 140
§ 43. Неоднородное и однородное магнитное поле 143
§ 44. Направление тока и направление линий его магнитного поля 146
§ 45. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки 150
§ 46. Индукция магнитного поля 156
§ 47. Магнитный поток 160
§ 48. Явление электромагнитной индукции 163
§ 49. Направление индукционного тока. Правило Ленца 166
§ 50. Явление самоиндукции 170
§ 51. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор 173
§ 52. Электромагнитное поле 179
§ 53. Электромагнитные волны 181
§ 54. Конденсатор . 185
§ 55. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний 192
§ 56. Принципы радиосвязи и телевидения 196
§ 57. Интерференция света 200
§ 58. Электромагнитная природа света 203
§ 59. Преломление света. Физический смысл показателя преломления 205
§ 60, Дисперсия света. Цвета тел 212
§ 61. Спектрограф и спектроскоп 217
§ 62. Типы оптических спектров 220
§ 63. Спектральный анализ 222
§ 64. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров 224
Глава IV СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР
§ 65. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов 226
§ 66. Модели атомов. Опыт Резерфорда 228
§ 67. Радиоактивные превращения атомных ядер 232
§ 68. Экспериментальные методы исследования частиц 235
§ 69. Открытие протона 238
§ 70. Открытие нейтрона 240
§ 71. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число 242
§ 72. Ядерные силы 245
§ 73. Энергия связи. Дефект масс 246
§ 74. Деление ядер урана 248
§ 75. Цепная реакция 250
§ 76. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию 253
§ 77. Атомная энергетика 255
§ 78. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада 259
§ 79. Термоядерная реакция 263
§ 80. Элементарные частицы. Античастицы (для дополнительного чтения) 266
Лабораторные работы 269
Задачи, предлагаемые для повторения и при 3 часах физики в неделю 283
Ответы к упражнениям 292
Ответы к задачам, предлагаемым для повторения и при 3 часах физики в неделю 293
Предметный указатель 294

Шкільні підручники для 9 класу з фізики скачати

Toggle navigation GDZ4YOU
  • ГДЗ
    • 1 клас
      • Англійська мова
      • Буквар
      • Математика
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Природознавство
      • Російська мова
      • Українська мова
      • Я досліджую світ
    • 2 клас
      • Англійська мова
      • Інформатика
      • Математика
      • Основи здоров’я
      • Природознавство
      • Російська мова
      • Українська література
      • Українська мова
      • Читання
      • Я досліджую світ
    • 3 клас
      • Англійська мова
      • Інформатика
      • Математика
      • Німецька мова
      • Природознавство
      • Російська мова
      • Українська мова
      • Я і Україна
      • Я у світі
    • 4 клас
      • Англійська мова
      • ДПА
      • Інформатика
      • Літературне читання
      • Математика
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Природознавство
      • Російська мова
      • Українська література
      • Українська мова
      • Французька мова
      • Я і Україна
      • Я у світі
    • 5 клас
      • Англійська мова
      • Інформатика
      • Історія
      • Математика
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Природознавство
      • Російська мова
      • Світова література
      • Українська література
      • Українська мова
      • Французька мова
    • 6 клас
      • Англійська мова
      • Біологія
      • Географія
      • Інформатика
      • Історія
      • Математика
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Природознавство
      • Російська мова
      • Світова література
      • Українська література
      • Українська мова
      • Французька мова
    • 7 клас
      • Алгебра
      • Англійська мова
      • Біологія
      • Географія
      • Геометрія
      • Інформатика
      • Історія
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Російська мова
      • Світова література
      • Українська література
      • Українська мова
      • Фізика
      • Хімія
    • 8 клас
      • Алгебра
      • Англійська мова
      • Біологія
      • Географія
      • Геометрія
      • Інформатика
      • Історія
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Російська мова
      • Українська література
      • Українська мова
      • Фізика
      • Хімія
    • 9 клас
      • Алгебра
      • Англійська мова
      • Біологія
      • Географія
      • Геометрія
      • ДПА
      • Інформатика
      • Історія
      • Креслення
      • Німецька мова
      • Основи здоров’я
      • Російська мова
      • Українська література
      • Українська мова
      • Фізика
      • Хімія
    • 10 клас
      • Алгебра
      • Англійська мова
      • Біологія
      • Географія
      • Геометрія
      • Інформатика
      • Історія
      • Математика
      • Німецька мова
      • Правознавство
      • Російська мова
      • Українська література
      • Українська мова
      • Фізика
      • Французька мова
      • Хімія
    • 11 клас
      • Алгебра
      • Англійська мова
      • Астрономія
      • Біологія
      • Геометрія
      • ДПА
      • Економіка
      • Інформатика
      • Історія
      • Математика
      • Німецька мова
      • Російська мова
      • Українська література
      • Українська мова
      • Фізика
      • Хімія
  • Література
    • Аналізи творів
    • Повні тексти
    • Стислі перекази
    • Шкільні твори
  • Презентації
    • Англійська мова
    • Астрономія
    • Біологія

9 класс «Физика. 9 класс» Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин

 Тема занятий Параграф учебника  Материал из коллекции ЕЦОР Интернет-урок Тест-онлайн Опорный конспект

Законы взаимодействия и движения тел

 Материальная точка. Система отсчёта § 1 №1урок 1 Тест ок №1
 Перемещение § 2 №2урок 2 Тест 
 Определение координаты движущегося тела § 3 №3урок 3 Тест ок №2
 Перемещение при прямолинейном равномерном движении § 4 №4урок 4 Тест ок №3
 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение § 5 №5урок 5 Тест ок №4
 Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости § 6 №6урок 6 Тест 
 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении § 7 №7урок 7 Тест 
 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» § 8 

урок 8

урок 9

 Тренажер 
 Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное и неравномерное движени廧§ 1-8 урок 10  
 Относительность движения § 9 №8урок 11 Тест 
 Инерциальные системы отсчёта. первый закон Ньютона.§ 10  №9урок 12Тесток №5-6 
 Второй закон Ньютона§ 11 №10урок 13Тест  
 Третий закон Ньютона§ 12  №11урок 14Тесток №7 
 Свободное падение тел§ 13 №12 урок 15Тесток №8-9 
 Движение тела, брошенного вертикально вверх§ 14 №13 урок 16Тест 
 Закон всемирного тяготения§ 15
 урок 17 Тест 
 Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах §§ 16, 17  урок 18  
 Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью §§ 18, 19 №14урок 19 Тест ок №10-11
 Решение задач по темам «Закон всемирного тяготения», «Свободное падение», «Движение тела по окружности»  урок 20  
 Искусственные спутники Земли§ 20  №15урок 21 Тест 
 Импульс тела. Закон сохранения импульса§ 21 №16  урок 22 Тест ок №12
 Реактивное движение§ 22 №17 урок 23  Тест 
 Решение задач на «Закон сохранения импульса»  урок 24  
 Решение задач по теме «Законы движения и взаимодействия тел»  урок 25  

Колебания и волны     

Механическая колебания. Свободные  колебания. Колебательные системы  §§ 24, 25 №18урок 26 Тесток №13 
Характеристики колебательного движения § 26 №19урок 27  Тест
 
Гармонические колебания § 27№20   Тесток №14 — 15 
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс §§ 28, 29, 30 №21 урок 28 Тест 
Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны §§ 31, 32№22урок 29 Тесток №16 
 Длина волны. Скорость распространения волны§ 33 №23  урок 30 Тест 
Источники звука. Звуковые колебания § 34 №24  урок 31Тест ок №17 
Звуковые волны. Скорость звука §§ 37, 38 №25 урок 32 ТестОК 
Высота и тембр звука. Громкость звука §§ 35, 36 №26 урок 33   
Отражение звука. Эхо § 39  №27 урок 34Тест 
Звуковой резонанс § 40 №28   
Интерференция звука § 41№29  Тест  
Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»   урок 35  
Электромагнитное поле           
Магнитное поле и его графическое изображение§ 43Презентация Урок Тренажер ОК 
Действие магнитного поля на электрический ток§ 46Презентация Урок Тренажер  
Магнитная индукция§ 47-49ЕЦОР Урок Тест  
Явление самоиндукции§ 50ЕЦОР  Тест  
Электромагнитные волны§ 52ЕЦОР Урок Тест  
Электромагнитное поле§ 51 УрокТренажер  
Строение атома и атомного ядра. Атомная энергия                    
Строение атома. Модель Резерфорда§ 55-56ЕЦОР
Урок Тренажер ОК 
Состав атомного ядра  § 61ЕЦОР Урок Тест  
Экспериментальные методы исследования частиц   § 58Презентация Урок Тренажер  
Изотопы. Ядерные реакции § 62-63ЕЦОР Урок Тест  
Ядерные силы § 64ЕЦОР Урок Тест  

Деление ядер урана. Цепные реакции

§ 66-67ЕЦОР Урок Тренажер  
Закон радиоактивного распада§ 63Презентация УрокТренажер  
Ядерный реактор. Атомная энергетика§ 68-69Презентация 

Урок 

Урок

Тренажер  
Биологическое действие радиации§ 70ЕЦОРУрок Тренажер  
Термоядерные реакции§ 72 ПрезентацияУрок Тренажер  

Онлайн-имитационные тесты CBSE Class 9 Physics

Приведенные выше ссылки на главу Online Mock Tests для CBSE Class 9 Physics помогут вам провести тесты на основе MCQ и проверить ваше понимание всех важных концепций, которые были подготовлены на основе последняя программа CBSE Class 9 2021. Бесплатные пробные онлайн-тесты для CBSE Class 9 должны использоваться учащимися, чтобы проверить их понимание своих концепций CBSE Class 9 Physics. На сайте StudiesToday.com представлена ​​самая большая коллекция онлайн-тестов на основе MCQ класса 9 для экзаменов CBSE Class 9 Physics 2021, которые помогут вам правильно подготовиться и получить наивысший рейтинг на экзаменах.Студенты могут пройти пробные тесты для CBSE Class 9 столько раз, сколько захотят, а также загрузить сертификат о прохождении теста после прохождения онлайн-теста. Это имитация онлайн-тестов для класса по физике, которые были разработаны преподавателями StudiesToday.com после тщательного изучения последней книги и основаны на шаблонах вопросов на предстоящих экзаменах для учеников класса CBSE.

Преимущества тестовых онлайн-тестов для стандартной физики 9

a) -тестовые онлайн-тесты для физики класса 9 CBSE были разработаны опытными преподавателями после серьезных исследований по всем темам.

b) Онлайн-тесты CBSE Class 9 с ответами были созданы таким образом, чтобы предоставить полные и всесторонние знания по каждой теме на легком и понятном языке.

c) Вы также обнаружите, что некоторые из вопросов, которые задаются в наших онлайн-тестах, могут появиться и на предстоящих экзаменах CBSE Class 9 Physics .

d) Тысячи студентов класса 9 CBSE прошли эти онлайн-тесты и получили отличные результаты и высокие оценки на экзаменах по физике класса 9 CBSE.

Пробные онлайн-тесты для CBSE Class 9 Physics доступны бесплатно всем учащимся, которые хотят участвовать в предстоящих экзаменах. Studytoday.com предлагает самую эксклюзивную и самую большую базу данных бесплатных онлайн-пробных тестов для всех студентов. Повторение вопросов снова и снова в тестах даст дополнительное преимущество учащимся класса CBSE. Большинство вопросов взяты из предыдущих экзаменов по физике класса 9 NCERT, поэтому их практика в условиях экзамена определенно поможет вам получить более высокий рейтинг.

Для получения более бесплатных учебных материалов щелкните по ссылкам ниже для Физика 9 класса , чтобы загрузить решенные образцы работ, вопросы прошлого года с решениями, рабочие листы в формате pdf, CBSE Class 9 Книги и решения по физике 9 на основе учебной программы руководящие принципы, выпущенные CBSE и NCERT . Учебный материал и решенные образцы работ для CBSE Class 9 for Physics были подготовлены опытными преподавателями ведущих институтов Индии и доступны для бесплатного скачивания.

викторин и практических тестов с ключом ответа (краткое руководство по физике для 9-го класса и обзорная книга 1) — книга Аршада Икбала

Вопросы и ответы по физике 9-го класса: викторины и практические тесты с ключом ответа (краткое руководство по физике для 9-го класса и обзор курса) включают предметные тесты для конкурсных экзаменов для отработки 800 MCQ. «MCQ 9 Grade 9 Physics MCQ» с ответами включает фундаментальные концепции для теоретических и аналитических оценочных тестов.Учебное пособие в формате PDF «Викторина по физике для 9 класса» помогает отработать контрольные вопросы для проверки экзамена.
Grade 9 Physics Multiple Choice Questions and Answers PDF, руководство по пересмотру с решенными вопросами и ответами викторины PDF по темам: динамика, гравитация, кинематика, свойства материи, физические величины и измерения, тепловые свойства материи, перенос тепла, поворотный эффект рабочие листы сил, работы и энергии с ключом ответа.
Вопросы и ответы по викторине по физике для 9-го класса В PDF-файле представлены вопросы viva, собеседования и конкурсного экзамена для сертификации.Это учебное пособие включает тесты по оценке работы из учебников физики по главам:

MCQ по динамике
MCQ по гравитации
MCQ по кинематике
MCQ по свойствам вещества
MCQ по физическим величинам и измерениям
MCQ по тепловым свойствам вещества
MCQ по переносу тепла
Влияние силы на вращение
Работа и энергия MCQ

Вопросы с несколькими вариантами ответов на ответы на викторину по динамике PDF охватывает вопросы MCQ по динамике и трению, силе инерции и импульса, силе, инерции и импульсу, законам движения Ньютона, трения, типов трения и равномерного кругового движения.
Вопросы с несколькими вариантами ответов в ответах на викторину по гравитации PDF охватывает вопросы MCQ по гравитационной силе, искусственным спутникам, величине g и высоте, массе Земли, изменению g с высотой.
Вопросы с множественным выбором ответов на викторину по кинематике PDF охватывает вопросы MCQ по анализу движения, уравнениям движения, графическому анализу движения, ключевым терминам движения, движению свободно падающих тел, движению свободно падающих тел, покою и движению, скалярам и векторам, термины, связанные с движением, виды движения.
Вопросы с множественным выбором ответов на викторину по свойствам материи PDF охватывает вопросы MCQ по кинетической молекулярной модели вещества, принципу Архимеда, атмосферному давлению, упругости, закону Гука, кинетической молекулярной теории, давлению жидкостей, плотности вещества, законам физики, плотности, давлению в жидкостях, принцип плавучести и что такое давление.
Вопросы с несколькими вариантами ответов о физических величинах и ответы на контрольные измерения PDF охватывает вопросы MCQ по физическим величинам, измерительным устройствам, измерительным приборам, основным измерительным устройствам, введение в физику, основы физики, международную систему единиц, наименьший счет, значащие цифры, префиксы, научные обозначения и значащие цифры.
Вопросы с множественным выбором ответов на викторину по тепловым свойствам вещества PDF охватывает вопросы MCQ по изменению тепловых свойств вещества, теплового расширения, теплофизики, состояния, равновесия, испарения, скрытой теплоты плавления, скрытой теплоты испарения, удельной теплоемкости, температуры и тепло, преобразование температуры и термометр.
Вопросы с несколькими вариантами ответов по викторине по переносу тепла PDF охватывает вопросы MCQ по теплу, теплопередаче и излучению, применению и последствиям излучения, проводимости, конвекции, общей физике, излучениям и приложениям, а также теплофизике.
Вопросы с несколькими вариантами ответов на вопросы викторины о влиянии сил поворота PDF охватывает вопросы MCQ о крутящем моменте или моменте силы, сложении сил, подобных и отличных от параллельных сил, угловому моменту, центру тяжести, центру масс, паре, равновесию, общей физике, принцип моментов, разрешение сил, разрешение векторов, крутящий момент и момент силы.
Вопросы с несколькими вариантами ответов о работе и ответы на викторину по энергии PDF охватывает вопросы MCQ по работе и энергии, эффективности, формам энергии, взаимному преобразованию энергии, кинетической энергии, источникам энергии, потенциальной энергии, мощности, основным источникам энергии и эффективности .

9 класс Учебные материалы по естествознанию (физика | биология | химия)

  • Статьи
  • Серия испытаний
  • Загрузки
  • Магазин
  • Логин
  • Регистр
  • Статьи
  • Серия испытаний
  • Загрузки
  • Магазин
  • меню
  • 6 класс
    • Выберите тему
      • Наука 6 класса
      • Математика 6 класс
  • класс 7
    • Выберите тему
      • Класс 7 Наука
      • Математика 7 класс
  • 8 класс
    • Выберите тему
      • Наука 8 класса
      • Математика для 8-го класса
  • 9 класс
    • Выберите тему
      • Наука 9 класса
      • Математика 9 класс
  • класс 10
    • Выберите тему
      • Класс 10 Наука
      • Класс 10 по математике
  • 11 класс
    • Выберите тему
      • Класс 11 Физика
      • Математика 11 класс
      • Класс 11 Химия
      • Биология 11 класса
      • Класс 11 Биотехнологии
  • класс 12
    • Выберите тему
      • Класс 12 Физика
      • Математика 12 класс
      • Класс 12 Химия
      • Биология класса 12
      • Класс 12 Биотехнологии
  • JEE / NEET
    • Выберите тему
      • Физика JEE / NEET
      • JEE Maths
  • Выпускной
    • Выбрать уровень
      • Б.Sc / JAM по физике
      • ВОРОТА
  • Онлайн калькуляторы
  • Решения NCERT
  • Статьи
  • Серия испытаний
  • Загрузки
    • Выбрать уровень
      • 6-й класс
      • 7-й класс
      • 8-й класс
      • 9-й класс
      • 10-й класс
      • 11-й класс
      • 12-й класс
      • Конкурсные экзамены
      • BSc / Gate

Последние обновления

Важные вопросы о твердотельных накопителях

Микробы в заметках о благополучии человека

Калькулятор массы

3 Калькулятор дробей

Научные заметки 7 класса

Последние статьи

Использование единиц в физике

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *