Украинские учебники: Как в украинских школьных учебниках истории ретушируют прошлое

Содержание

Как в украинских школьных учебниках истории ретушируют прошлое

Карта «Киевской державы в X-XI веке» по версии украинских учебников по истории

Учебники истории для средней школы в любой стране — очень важный индикатор исторической политики. Тот образ минувших столетий и текущих событий, который предлагают детям и подросткам, часто остается с человеком надолго и влияет на его взгляды и поступки во взрослой жизни.

На примере четырех учебников истории Украины, изданных с 2007-го по 2021 год, мы постарались проследить специфику процессов препарирования памяти о прошлом в интересах действующей власти.

Карта «Киевской державы в X-XI веке» по версии украинских учебников по истории

Где потерялись Юрий Долгорукий и Александр Невский

Сразу оговоримся: эти учебные книги не слеплены на коленке, это продукт многолетнего творчества профессиональных историков, методистов, редакторов. Тех, кто знаком с украинской интернет-пропагандой, чтение учебников разочарует: откровенной русофобии в стиле «москаляку на гиляку» там нет, авторы прививают неприязнь к России гораздо тоньше и осторожнее. При этом нет единого шаблона: есть пособия более традиционные с корнями из советской педагогики, весьма развитой в Украинской ССР, а есть и новаторские проекты, пытающиеся привить интерес к истории с помощью проблемного изложения, исторических игр, занятий в парах и группах, информации через QR-коды.

Разворот учебника, посвященный Мазепе.

Общее у всех этих разных учебников обнаруживается только после внимательного их прочтения и заключается в намеренной минимизации любой позитивной информации об истории России и в первую очередь об общих для России и Украины страницах прошлого. «В ловких и натруженных руках» это получается сделать даже там, где это вроде бы совершенно невозможно, например, на пространстве древнерусской истории или Киевской Руси, о которой до сих пор пишут в украинских школьных учебниках для 7 класса.

«Достижение Украиной независимости создало благоприятные условия для правдивого изучения истории»1, — заявляют во введении к своей учебной книге 2007 г. издания известные историки академик Валерий Смолий (с 1993 г. неизменный директор Института истории Украины НАН Украины) и Валерий Степанков. И авторы во многом правдивы: они, в частности, вообще обходят стороной фантастическую версию, по которой в 1982 г. Киеву исполнилось аж 1500 лет и которая стала поводом для пышных торжеств в УССР времен товарища Щербицкого. Семиклассникам, которые учились по этому учебнику и во второй половине 2010-х гг., полагается знать, что Киев это «столица полянского племенного княжения», в которой правили «потомки полянского князя Кия», жившего в неназванное время2.

В сочинении Смолия и Степанкова вроде бы все на месте: условия для создания «первого восточнославянского государства» сложились, по мнению авторов, только к рубежу VIII-IX веков. Государство это ни разу не названо украинским, сообщается, что первое летописное упоминание названия «Украина» относится к концу XII столетия3. Киевская Русь к началу XI в. превращается не в «украинскую державу», а в средневековую империю, включавшую более 20 народов славянского и неславянского происхождения4.

Только вот всё, что в этой империи подальше от Киева, включая восточных славян, в учебнике выносится за скобки уже с 92-й страницы, а до того излагается со скупостью гоголевского Плюшкина. Это касается и Великого Новгорода, чья ранняя история связана с Киевом более чем тесно. Нет в учебнике и Юрия Долгорукого, который был не только основателем Москвы, но и киевским князем. Сын его Андрей Боголюбский один раз упоминается, но в зловещем обличье: этот владимиро-суздальский князь захватил Киев 12 марта 1269 г., «учинил в городе ужасный погром и вывез духовные святыни Руси — колокола, иконы, церковное имущество и книги»5. В похожем ключе в самом конце книги, на 163-й странице, впервые упомянута Москва и ее политика создания централизованного государства при Иване III.

Александру Невскому повезло больше, он аттестуется как получивший от хана ярлык «на Киев и всю Русскую землю». Ни о Невской битве, ни о Ледовом побоище украинским семиклассникам знать не положено. Зато Смолий и Степанков продлили жизнь Александру Ярославичу до 1272 г. , тогда как на самом деле он умер в 1263-м6. Нашествие монголов сведено в книге лишь к битве на Калке и взятию Батыем Киева: ни об обороне Рязани, ни о «злом городе» Козельске тут ни строчки.

Украинские учебники по истории.

Откуда родом Ярослав Мудрый и Владимир Мономах

Книга для 7 класса 2015 г. издания, написанная киевским методистом и плодовитым автором учебников Виталием Власовым (1969-2019), может понравиться школьнику манерой изложения. Каждый пункт в каждом параграфе представляет собой ответ на вопрос, например: «С кем соседствовали восточнославянские племена?»7 Однако тональность повествования и его рамки все те же, что и у Смолия со Степанковым. В ответе на приведенный вопрос соседи восточных славян представлены подробно — хазары, византийцы, норманны, а вот сами восточнославянские племена в учебнике даны в жестком сокращении, упомянуты только семь племенных объединений, отметившихся на современной территории Украины8.

А ведь семиклассникам уже дали явный повод для гордости: «Киевская Русь — одна из крупнейших и самых могущественных держав средневекового мира»9. Но знать помимо Киева и полян всяких там вятичей, новгородских словен и кривичей школьнику необязательно, хотя они и расселялись обширно в той самой крупнейшей державе.

Учебник Власова всё так же тщательно выпалывает любые ассоциации на тему большой общей средневековой истории. Дальше Киева и Чернигова изложение заглядывает редко, та самая Киевская держава в названиях больших глав значится как «Русь-Украина». Правда, название это, взятое у основателя национальной украинской исторической науки Михаила Грушевского, в тексте не объясняется никак, как и упомянутое в начале учебника «развитое украинское Средневековье»10, напоминающее брежневский «развитой социализм». Князья Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах представлены в книге ярко и подробно, но назвать их украинскими или украинцами автор логично назвать не рискует.

Украинцы появляются у Власова в самом конце текста как «украинские крестьяне» и население Великого княжества Литовского, где «украинцы и белорусы составляли 90% населения государства, оказывая на литовцев заметное влияние»11. И еще там, где впервые упоминается Москва и «Московия», на 169-й странице (Юрий Долгорукий и здесь обойден молчанием). А вот там, где начинается территория конфликта, изложение заметно оживляется. Семиклассники узнают, что Великое княжество Московское при Иване III начало претендовать на украинские и белорусские земли. «Во время кампании 1514 г. московское войско захватило белорусский Смоленск», но в том же году под Оршей 30-тысячное «украинско-белорусско-литовское войско» во главе с князем Константином Острожским победило 80-тысячную московскую армию12. Интересно, что учебники истории Украины для 7 класса должны заканчиваться XV в., но Оршанская битва из XVI столетия присутствует и у Власова, и у Смолия со Степанковым, только у них 35-тысячное войско Острожского одолевает 70-тысячную московскую армию13.

В обоих случаях приводятся фантастически завышенные цифры участников сражения: современные исследования не исключают, что оба противника сражались под Оршей примерно равными войсками численностью в 12-13 тысяч человек.

Памятник основателю книгопечатания в России и Украине Ивану Федорову во Львове. 1983 год.. Фото: РИА Новости

Цензура для первопечатника Федорова

Если в учебниках для 7 класса уклониться от неприятных для современной украинской идеологии сюжетов о древнерусском единстве получилось почти незаметно для школьников, то авторам, пишущим для восьмиклассников, которые изучают историю Украины XVI-XVIII веков, не позавидуешь. Там есть такие сюжеты, связанные с Россией, о которых умолчать невозможно и которые безбожно переврать затруднительно.

Посмотрим, как справляются с этим два недавних учебника для 8 класса, изданные в 2016 г. в Тернополе14 и в 2021 г., с широким применением QR-кодов, в Киеве15.

Никуда не уйти от первопечатника Ивана Федорова, плодотворно работавшего во Львове и в Остроге. Авторы тернопольского учебника Наталья Сорочинская и Ольга Гисем пишут по нынешним временам нечто крамольное: «В XVI в. успешно развивалось книгоиздание. Значительный вклад в его становление внес московский первопечатник Иван Федоров (Федорович). Приехав во Львов, он издал за счет Львовского братства в 1574 г. свои первые книги в Украине — «Апостол» и «Букварь». «Букварь» стал первым школьным учебником на украинских землях»16.

Получается непорядок: свет книжного знания и первый учебник пришли на Украину из Москвы! В продвинутом учебнике 2021 г. это обстоятельство надежно упрятано с глаз подальше. Его авторы никакого Федорова знать не хотят, он прямым текстом не упомянут вообще, а разыскать его можно только по QR-коду на 49-й странице17.

Главное понятие, которое должны усвоить ученики 8 класса — это Украинская казацкая держава. С подробным описанием быта и похождений казаков учебники справляются неплохо, вплоть до указаний на научные труды известных нам Смолия и Степанкова, где утверждается, что казачество — это «сословие мелких землевладельцев фермерского типа»18. Совершили же эти неугомонные фермеры не что-нибудь, а Украинскую национальную революцию XVII столетия. Им пытались всячески помешать: Москва наряду с Польшей и Крымом обозначены как враги украинской независимости19.

А как же Богдан Хмельницкий и Переяславская рада?

Н. Деребус. Переяславская рада. Богдан Хмельницкий выступает за воссоединение Украины и России. 1952 год.

Богдан Хмельницкий без воссоединения

При рассказе об этой странице истории изложение становится витиеватым и плохо доступным детям. Понятно только то, что не пойти на союз с Москвой Богдан не мог: «По состоянию на конец 1653 г. положение Гетманщины стало критическим»20. Хмельницкому пришлось обратиться к сильным союзникам, турецкому султану или московскому царю, под руку попался царь. То, что случилось дальше, учебники излагают не как Переяславскую раду, а под одинаковым для двух учебников заголовком «Украинско-московский договор 1654 г.»21.

В учебнике 2016 г. так ничего и не говорится о воссоединении Украины с Россией, но процесс описывается верно: «Украинцы считали себя принадлежащими вместе с московитами к одному православному народу, ожидали от братьев по вере помощи в войне против католической Польши. Вследствие этого в украинском обществе в годы Национально-освободительной войны возрастали промосковские настроения»22.

В издании 2021 г. итоги Переяславской рады именуют «формальной вассальной зависимостью» и «протекторатом», по QR-коду на 115-й странице предлагается 4-минутное видео «Мифология воссоединения» с понятной ориентацией. В качестве вывода приводится мнение американско-канадского историка Ивана Лысяка-Рудницкого (1919-1984): «Переяславское соглашение было решающим шагом в возвышении азиатской, отрезанной от моря Московии до уровня могущественной державы, а Украина стала для России первым окном в Европу»23.

Хмельницкий и казаки-фермеры предстают светочами европейской цивилизации для России — вот как ловко повернули очень неприятное событие для сегодняшних версий истории Украины.

Михаил Скотти. Минин и Пожарский. 1850 год.

Минин и Пожарский без Москвы

Подсластить печальную зависимость от Москвы после Переяславской рады авторы учебников пытаются, всячески выделяя любые военные конфликты «фермеров» с Россией. Иногда это сделать совсем не просто, как в случае с событиями Смуты начала XVII в. В книге Сорочинской и Гисем подчеркивается «участие казаков в войнах Речи Посполитой против Московии и Швеции», но при этом пришлось упомянуть и освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского24. В учебнике 2021 г. из всех событий Смуты очень кратко повествуется о походе гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного на помощь польскому королевичу Владиславу в 1618 г., когда «было разгромлено московское войско»25.

Чего только ни сделаешь, чтобы не поминать гражданина Минина и князя Пожарского!

Поражение русских войск в битве под Конотопом в 1659 г. учебниками всячески воспевается и вырывается из печального контекста периода украинской истории, справедливо названного Руиной. Лишние подробности об участии в этом локальном сражении крымских и польских союзников казаков приводятся только в учебнике 2021 г., при этом «потери московитов насчитывали до 30 тыс. человек»26. В книге же Сорочинской и Гисем читаем: «8-9 июля 1659 г. под Конотопом Выговский нанес сокрушительное поражение 100-тысячной московской армии»27.

Обе цифры, и 30, и 100 тысяч, столь же фантастически преувеличены, как и при освещении битвы под Оршей, причем крымских воинов под Конотопом было гораздо больше, чем казаков. Несчастным восьмиклассникам приходится ломать голову, почему в сентябре 1659 г., всего через два месяца после «великой победы», уже нет гетмана Ивана Выговского, а новый гетман Юрий Хмельницкий подписывает Переяславские статьи 1659 г., вводившие куда более глубокий режим вассальной зависимости от Москвы28.

Купюра достоинством 10 гривен 2007 года с изображением Мазепы.

Мазепа предавал, но он не предавал

В таком же ключе излагается и история гетмана Ивана Мазепы. В учебнике 2016 г. подчеркивается получение им «блестящего европейского образования в Киево-Могилянском и Варшавском иезуитских коллегиумах», отмечается, что «на первом этапе гетманства Мазепа придерживался политики добрососедских отношений с Москвой» (а как же «глубокая вассальная зависимость»?), в его культурной деятельности усматривают «спланированную дальновидную государственную политику»29.

Правда, авторы учебника 2021 г. инкриминируют Мазепе в период лояльности Петру «политику денационализации украинцев»30. Перейти же на сторону Карла XII гетмана якобы побудило то, что права казаков грубо нарушались31. По версии тернопольского издания, предателем был не Мазепа, а казацкий полковник Нос, который показал тайный ход в гетманскую столицу Батурин. Цель гетмана обозначена как «освобождение Гетманщины из-под власти Московии», а заслугой Мазепы стало то, что «он создал прецедент выступления украинской элиты против московского центра»32.

Полтава в полторы строки

Учебник 2021 г. избегает печальных подробностей «прецедента» и выделяет для Полтавской битвы полторы строчки текста33. Сорочинская и Гисем битву излагают на двух страницах и признают главное: еще до Полтавы «большая часть старшины оставила Мазепу, подписала присягу на верность царю и признала гетманом И. Скоропадского»34.

Из этой фразы восьмиклассники могут сделать вывод, что казацкая верхушка, присягнув Петру Великому, перешла на правильную сторону истории. Так оно было и в реальном XVIII веке, обогатившем ту самую казацкую верхушку и одарив русскую историю множеством колоритных строителей империи, включая братьев Разумовских и канцлера Александра Безбородко. Но Безбородко в учебниках не упомянут вообще, а Разумовские, тайный супруг Елизаветы Петровны Алексей и гетман Кирилл, значатся в текстах о «колониальной политике Российской империи».

  • 1. Смолiй В.А., Степанков В.С. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 7 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Ки в: Генеза, 2007. 224 с. Тираж 277 550 экз. С. 3.
  • 2. Там же. С. 12.
  • 3. Там же. С. 12-13.
  • 4. Там же. С. 74.
  • 5. Там же. С. 92.
  • 6. Там же. С. 130.
  • 7. Власов В.С. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 7 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Ки в: Генеза, 2015. 192 с. Тираж 59 546 экз. С. 21.
  • 8Там же. С. 17.
  • 9Там же. С. 14.
  • 10Там же.
  • 11. Там же. С. 158, 173.
  • 12. Там же. С. 169-170.
  • 13. Смолiй В.А., Степанков В.С. Указ. соч. С. 175.
  • 14. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 8 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. Тернопiль: Навчальна книга — Богдан, 2016. 304 с. Тираж 9 264 экз.
  • 15. Щупак I.Я., Черкас Б.В., Бурлака О.В., Власова Н.С., Галушко К.Ю., Кронгауз В.О., Пiскарьова I.О., Секиринський Д.О. Iсторiя Укра ни: пiдручник для 8 класу закладiв загально середньо освiти. Ки в: УОВЦ Орiон, 2021. 224 с. Тираж 135 804 экз.
  • 16. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 65.
  • 17. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 49-50.
  • 18. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 185.
  • 19. Там же. С. 184-185.
  • 20. Там же. С. 151-152.
  • 21. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 156-157; Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 112-116.
  • 22. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 154.
  • 23. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 114-116.
  • 24. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 94.
  • 25. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 68.
  • 26. Там же. С. 129.
  • 27. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 169.
  • 28. Там же. С. 171.
  • 29. Там же. С. 213, 215, 217.
  • 30. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 157.
  • 31. Там же. С. 159.
  • 32. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 221-222, 224-225.
  • 33. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 159.
  • 34. Сорочинська Н.М., Гiсем О.О. Указ. соч. С. 223.
  • 35. Щупак I.Я. и др. Указ. соч. С. 301.

Найденные в украинских школах учебники учат ненавидеть Россию

Дмитрий Стешин / Комсомольская правда

Убей врага!

Мариупольская школа. Когда-то здесь шли занятия. Кто-то тянул на уроках руку и получал пятерки. Сейчас учебник истории Украины для 11-го класса листает ополченец, который не может удержаться от крепких слов. На страницах учебника всячески восхваляются нацбатальоны. Мелькают фотографии с флагами запрещенного в России «Правого сектора». Отдельно упоминается один из главных нацистов Украины Дмитрий Ярош. В учебниках советских школ рассказывалось о пионерах-героях, в украинских сегодня — о боевиках-бандеровцах, именно с них детям предлагается брать пример.

Волноваха. Разбитая школьная библиотека. Здесь хранились учебники «Захист вЄтчизни» («Защита отечества») для 10-го класса. Издание 2018 г. Этот предмет отдаленно напоминает преподаваемый в российских школах курс ОБЖ. Но очень отдаленно. Учебник предельно милитаризирован — учит детей стрелять, бросать гранаты, объясняет, как действовать в бою понятно с кем. При этом особое внимание уделяется тактическим схемам НАТО.

А в разделе, посвященном терроризму, фотоиллюстрации напоминают советские агитплакаты времен Великой Отечественной «Убей врага!». Один снимок показывает задержание сотрудниками СБУ жителя ДНР. На другом — попавший в руки СБУ диверсант, который, судя по подписи, готовил теракт по указке российских кураторов. Здесь же рассказывается о международных террористических организациях. То есть, выходит, между боевиками запрещенной в РФ ИГИЛ и жителями ДНР ставится знак равенства?

Эти учебники депутат Госдумы Артем Бичаев нашел в разрушенной школьной библиотеке в Волновахе. Фото: Репродукция Дмитрия Стешина / Комсомольская правда

В разделе «Военная доктрина Украины» первый пункт — «Российская Федерация определяется военным противником Украины».

Подчеркну: эти учебники печатались и распределялись по украинским школам задолго до специальной военной операции.

Вещдоки

Некоторые из таких учебников уже переданы в качестве вещдоков в прокуратуру ДНР. После проведения экспертизы на предмет экстремистского содержания их планируется приобщить к уголовным делам.

— Практически во всех школьных учебниках вся информация подается через призму так называемой новой национальной идеи Украины. Сама Украина при этом изображается как жертва, а Россия — как агрессор и кровавый палач. При этом превозносятся свои «герои», — рассказывает советник председателя правительства ДНР Ян Гагин. — В учебнике истории для 11-го класса, например, большой раздел посвящен Мустафе Джемилеву из организации, признанной в России экстремистской и запрещенной.

Я листаю учебник истории на украинском языке. Сразу попадается на глаза период «евромайдана». Как видит его украинский старшеклассник? Примерно так: Разграбление «державного» бюджета… Пренебрежение властями интересами Украины в пользу интересов России… Акции протеста, разгон и жестокое избиение протестующих… Зачистка пророссийскими «беркутовцами»… И победа сил Добра над силами Зла… Две противоборствующие силы, и какая из них права — тщательно разжевывается.

Авторы учебника уверены, что детишкам понравятся подобные «веселые картинки». Фото: Дмитрий Стешин / Комсомольская правда

А в одной из школ пос. Талаковка, что под Мариуполем, журналисты недавно нашли брошюру: «Яка нацiональна iдея украiнцiв». Черным по-белому: «Хочешь служить россиянам — езжай в Россию, хочешь служить ж..дам — езжай в Израиль». И с обратной стороны обложки два фото. Цветное, современное — нарядная белая хатенка: «Украинская хата». А ниже — унылый черной-белый снимок начала ХХ века, убогое строение из кривых бревен. И подпись: «Русская изба». Вот вам, дети, и национальная идея для Украины.

И для самых маленьких

Но есть ведь еще и книжки-малышки. Вот, например, «История Украины в картах» для самых маленьких. В ней представлены разные периоды истории, и в каждом непременно присутствует агрессивный сосед — Россия.

— А вот книга для малышей о Майдане. Она начинается с картинки о «героях», которые изображены под флагами запрещенного в России «Правого сектора». Детишкам объясняют, что именно они, не щадя жизней, в 2014-м боролись за «свободу» Украины и именно они сегодня готовы воевать с погаными москалями. Для читателей постарше — комиксы. В них в доступной ребенку форме также подается новейшая история страны. Здесь опять же сразу видно, что Россия — враг, а сторонники ДНР — сплошь кровавые упыри и нелюди. Автор называет их отребьем, — продолжает Ян Гагин.

В учебнике не пожалели места, чтобы показать детям, как сотрудники СБУ обезвреживают «террористов» из ДНР, действующих по указке «российских кураторов». Фото: Дмитрий Стешин / Комсомольская правда

Комикс о событиях 2014 г. «Дыра», кстати, написан не на украинском, а на русском языке. Только вот содержание… Мрачные пугающие картинки. И соответствующий текст: «У тех, кто выходил с украинскими флагами, лица были нормальные, человеческие. А вот от тех, которые шли не только с российскими флагами, но и с битами в руках, исходила агрессия». «Отребье», «ил», «муть», «плесень» — в выражениях авторы комикса не стеснялись. В какой-то степени это отвечает на вопрос о причинах поражающего многих «украинского безумия».

— Нацисты переделывали историю под себя. И сейчас, когда мы встречаем довольно жестокое сопротивление нацбатальонов, понимаешь, что молодежь, состоящая в них, взращена именно на таких учебниках, — отмечает Ян Гагин.

Кстати

А кто тогда присягал Гитлеру?

Депутаты Госдумы передали министру просвещения РФ Сергею Кравцову учебники из школ с территорий, освобожденных в ходе спецоперации на Украине, для их анализа на предмет искажения истории, сообщила глава Комитета ГД по просвещению Ольга Казакова.

«В учебниках, которые были в тех школах, которые находились под украинским режимом все это время, абсолютно точно присутствует пропаганда ненависти к русскому народу, к России», — отметила она, обратив внимание на то, что из этих учебников изъяты абсолютно все страницы, которые касаются ужасов, творимых пособниками фашизма, тех организаций, которые действовали во время Великой Отечественной войны на территории Украины. «Бандера там представлен как герой, исключены те факты, которые касаются того, что он присягал Гитлеру, то есть дети об этом ничего не знают», — подчеркнула Казакова.

Кто следующий?

Теперь «демократии» будут учить детей Боснии и Герцеговины

Посольство США намерено выделить $450 тыс. на программу, которая предполагает обучение воспитанников детских садов, учеников школ и студентов вузов из Боснии и Герцеговины основам «демократии». Об этом говорится в описании гранта, с которым ознакомился RT. «Эта годовая программа поможет рассказать молодым людям об основных принципах демократического общества, справедливости, прав человека, терпимости, о Конституции Боснии и Герцеговины и различных уровнях госуправления в стране», — уточняется в документе.

Так, будущие подрядчики должны будут сосредоточиться на разработке проекта о демократии для детских садов, а также на создании программы обучения, посвященной вопросам гражданственности, для начальных и средних школ. А накануне стало известно о намерении США направить $400 тыс. на образовательную программу по «культивации толерантности» в Косове. Основная аудитория проекта — молодые люди от 14 до 18 лет.

Книги для украинских школ – Евшан


Фильтровать по ФильтроватьДетский уголокУчебный советШкольные книгиШколаТут и Там

Сортировать по ПопулярныеЛучшие продажиПо алфавиту, от A до ZПо алфавиту, от Z до AЦена, от низкой к высокойЦена, от высокой к низкойДата, от старой к новойДата, от новой к старой

В этой коллекции представлены самые популярные книги украинских школ Северной Америки.

Сообщение для школ.  После оформления заказа позвоните нам по телефону 1-800-265-9858, чтобы мы могли завершить оформление вашего заказа, поскольку эта новая система не позволяет завершать оформление книг, которых нет в наличии. Пожалуйста, подождите примерно 3 недели, чтобы получить ваши заказы.

Тут и Там, рабочая тетрадь

Обычная цена $6,75 —

Продано Предмет # БК230

Приходы, рабочая тетрадь

Обычная цена 11,50 долларов США Предмет # БК222

Школа, рабочая тетрадь

Обычная цена $10,75 Предмет # БК236

Наши Скарби, рабочая тетрадь

Обычная цена $11. 00 — Продано Предмет # БК228

Казки, рабочая тетрадь

Обычная цена $8,75 — Продано Предмет # БК224

Тут и Там, читатель

Обычная цена $15,44 Предмет # BC229

Наши Скарби, читатель

Обычная цена $19,38 Предмет # БК227

Друзи, читатель

Обычная цена 20,70 долларов США Предмет # БК232

Школа, читалка

Обычная цена 22,50 доллара США Предмет # БК235

Друзи, рабочая тетрадь

Обычная цена $10,18 Предмет # БК233

Ходит зи Множу, читатель

Обычная цена $ 27,26 Предмет # БК225

Казки, считыватель

Обычная цена 32,25 доллара США Предмет # БК223

Учебные материалы украинского языка

Украинский (Українська)

Курсы украинского языка, словари, разговорники и др. материалы для изучения языка.

Курсы | Словари и разговорники | Грамматика


Курсы

Полный курс украинского языка: выучите сами

Олены Бех и Джеймса Дингли

— хорошее введение в разговорный и письменный украинский язык. Включает учебник содержащие диалоги, грамматические заметки, упражнения и культурную информацию, вместе с двумя компакт-дисками с записями большинства диалогов и некоторых упражнения. Это хорошая книга для начинающих.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Разговорный украинский

Яна Пресса и Стефана Пью

— хорошее введение в разговорный и письменный украинский. Включает в себя учебник, содержащий диалоги, грамматические заметки, упражнения и культурной информации вместе с двумя кассетами или компакт-дисками с записями большинства диалогов и некоторых упражнений.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Украинский, комплексный: научитесь говорить и понимать украинский с языковыми программами Pimsleur

от Pimsleur

— включает 15 часов разговорной языковой практики и один час чтения обучение в тридцати 30-минутных уроках. Первые 10 уроков охватывают основы: здороваться, просить или давать информацию, назначать обед или встречу, спрашивать или давать основные направления и многое другое. Следующие 10 уроков строят на том, что вы узнали. Расширьте свое меню, увеличьте свои возможности планирования от общего к частному, начать заниматься валютой и обменом денег, усовершенствуйте свои разговоры и добавьте более сотни новых словарных единиц. последние 10 уроков помогут вам говорить и понимать на среднем уровне о шоппинге, посещении друзей, походе в ресторан, планах на вечер, автомобильные поездки и разговоры о семье.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Украинский язык для начинающих с интерактивной онлайн-рабочей тетрадью

Юрия Шевчука

— предлагает эффективный и приятный способ овладеть языком как разговорный инструмент. Это отличный учебник по языку с интерактивный веб-сайт, который предоставляет ориентированную на учащихся, содержательную и интерактивная учебная среда и помогает учащимся взять на себя ответственность за свой собственный опыт обучения и стать внутренне мотивированными учениками. Он объединяет основные черты коммуникативного подхода в обучении. Украинский и предлагает практические способы включения коммуникативного языка обучение процессу овладения языком с четырьмя навыками

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Глоссика Украинский

Глоссика

— Аудиовизуальный метод Глоссики поможет вам освоить понимание и достичь Беглость. Прекрасно само по себе или идеальное дополнение к вашим текущим исследованиям.

Купить на: Glossika.com


Словари и разговорники

Украинско-английский/англо-украинский практический словарь с терминами меню

Леонид Грабовский

— современный и актуальный словарь в лаконичном и удобном формате, с руководством по фонетическому произношению для каждой записи.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Двуязычный словарь один в один: англо-украинский, украинско-английский

Катерина Волобуева

— двуязычный украинско-английский словарь, в котором есть слова на кириллицы и транслитерации в латиницу.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Lonely Planet Украинский разговорник

Марко Кандыбко

— содержит полезные фразы для различных ситуаций, двусторонний словарь, руководство по произношению и краткое введение в Украинская грамматика.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk


Грамматика

Украинский язык: комплексная грамматика

Ян Пресс и Стефан Пью

— подробный справочник по современной украинской грамматике, который дает доступное описание стандартного языка.

Купить на: Amazon.com или Amazon.co.uk

Информация об украинском | Фразы | Числа | Вавилонская башня | Учебные материалы

Учебные материалы по славянскому языку

Боснийский, Болгарский, Хорватский, Чешский, Македонский, старославянский, польский, Русский, Сербский, Словацкий, сербский, Украинский

[ другие разделы ]

Обратите внимание:

Ни один из предметов, представленных в этом книжном магазине, не поставляется компанией Omniglot.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *