Разбор номер 1 по русскому языку: ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР — Русский язык без проблем

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР — Русский язык без проблем

вернуться на главную

см. «Транскрипция в школе»; «Правила переносов»,  «Произносительные нормы«,  «Краткий словарь трудных слов«, «Фонетика в таблицах»; «Фонетика в песнях»

План фонетического разбора

1. Орфографическая запись слова.
2. Деление слова на слоги и место ударения.
3. Возможность переноса.
4. Фонетическая транскрипция слова.
5. Характеристика всех звуков по порядку:
а)согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
б)гласный: ударный – безударный.
6. Количество звуков и букв.
7. Случаи несоответствия звука букве.

Примеры фонетического разбора (разбор под цифрой 1)
Берег
1) Орфографическая запись слова: берег
2) Ударение в слове: бéрег
3) Деление слова на слоги (перенос слова): бе-рег
4) Фонетическая транскрипция слова: [б’э́р’ик]
5) Характеристика всех звуков:
б [б’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
е [э́] — гласный, ударный
р [р’] — согласный, мягкий-парный, звонкий-непарный
е [и] — гласный, безударный
г [к] — согласный, твердый, глухой, парный
5 букв, 5 звуков
Яма
1) Орфографическая запись слова: яма
2) Ударение в слове: `яма
3) Деление слова на слоги (перенос слова): яма
4) Фонетическая транскрипция слова: [й’ама]
5) Характеристика всех звуков:
[й’] — — согласный, мягкий, звонкий, непарный
я [á] — гласный, ударный
м [м] — согласный, твердый-парный, звонкий-непарный
а [а] — гласный, безударный
3 буквы, 4 звука
Беглый
1) Орфографическая запись слова: беглый
2) Ударение в слове: бéглый
3) Деление слова на слоги (перенос слова): бег-лый
4) Фонетическая транскрипция слова: [б’э́глый’]
5) Характеристика всех звуков:
б [б’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
е [э́] — гласный, ударный
г [г] — согласный, твердый, звонкий, парный
л [л] — согласный, твердый-парный, звонкий-непарный
ы [ы] — гласный, безударный
й [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный
6 букв, 6 звуков
Большая
1) Орфографическая запись слова: большая
2) Ударение в слове: большáя
3) Деление слова на слоги (перенос слова): боль-шая
4) Фонетическая транскрипция слова: [бал’шáй’а]
5) Характеристика всех звуков:
б [б] — согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] — гласный, безударный
л [л’] — согласный, мягкий-парный, звонкий-непарный
ь —
ш [ш] — согласный, твердый-непарный, глухой-парный
а [á] — гласный, ударный
— [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный
я [а] — гласный, безударный
7 букв, 7 звуков
Поводья
1) Орфографическая запись слова: поводья
2) Ударение в слове: повóдья
3) Деление слова на слоги (перенос слова): по-водья, по-во-дья
4) Фонетическая транскрипция слова: [павóд’й’а]
5) Характеристика всех звуков:
п [п] согласный, глухой-парный, твердый-парный
о [а] гласный безударный
в [в] согласный, звонкий-парный, твердый-парный
о [ó] гласный ударный
д [д’] согласный, звонкий-парный (д-т), мягкий-парный (д-д’)
ь — нет звука
— [й’] согласный, звонкий-непарный, мягкий-непарный
я [а] гласный безударный
7 букв, 7 звуков

Примечания:
1. Соответствие безударных гласных и обозначающих их букв (ударные соответствуют буквам)
После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]: у [у] рука [ру]ка; а [а] сама [са]ма; о [а] сома [са]ма; ы [ы] вымыть вы[мы]ть; е [ы] тестировать [ты]стировать
После [ж], [ш], [ц]: у [у] шуметь [шу]меть; е [ы] шестой [шы]стой; о [ы] шоколад [шы]колад; о [а] шокировать [ша]кировать; а [а] шары [ша]ры; а [ы] лошадей ло[шы]дей; ы [ы] цыпленок [цы]пленок; и [ы] широкий [шы]рокий
После мягкого согласного: ю [у] любить [л’у]бить; у [у] чудесный [ч’у]десный; и [и] миры [м’и]ры; е [и] менять [м’и]нять; я [и] пятак [п’и]так; а [и] часы [ч’и]сы
В начале слова: у [у] урок [у]рок; а [а] арба [а]рба; о [а] окно [а]кно; и [и] игра [и]гра; э [и] этаж [и]таж.
2. Согласные по мягкости-твердости являются парными кроме ж, ш, ц (всегда твердые дрожь [дрош]) и ч’, щ’, й’
(всегда мягкие ключ [кл’уч’])
Мягкость обозначается: а) перед буквами я, е, ё, ю, и: [м’эл], б) ь – в конце слова: [кон’]; — в середине слова у [л’] перед любым согласным: [бол’на]; — после мягкого согласного перед твёрдым: весьма [в’эс’ма]; — после мягкого согласного перед мягким: серьги [с’эр’г’и].
3. Согласные по звонкости-глухости являются парными кроме л-л’,м-м’,н-н’,р-р’,й’ (всегда звонкие) и х-х’, ц, ч’,
щ’ (всегда глухие).
Парные звонкие остаются звонкими: перед гласными: зал [зал]; перед другими звонкими: где [гд’э], брак [брак].
Парные звонкие меняются на глухие: в абсолютном конце слова: пруд [прут]; перед глухими: будка [б́утка], в поля [фпал’а].
Парные глухие остаются глухими: перед гласными: факт [факт]; перед другими глухими: кто [кто], перед непарными звонкими: к рукам [крукам]; перед [в]: свет [св’эт]
Парные глухие меняются на звонкие: перед парными звонкими (кроме [в]): афганец [авган’иц], с другом [здругам].
4. Непроизносимые согласные:
стл – [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,
стн – [сн]: местный ме[сн]ый,
здн – [сн]: поздний по[з’н’]ий,
здц – [сц]: под уздцы под у[сц]ы,
ндш – [нш]: ландшафт ла[нш]афт,
нтг – [нг]: рентген ре[нг’]ен,
ндц – [нц]: голландцы голла[нц]ы,
рдц – [рц]: сердце се[рц]е,
рдч – [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,
лнц – [нц]: солнце со[нц]е
5. Случаи уподобления согласных друг другу:
[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],
[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’эмта] или [щ’ч’эмта],
[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’ит’],
[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижжыт’] = [ижыт’],
[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [мыцца] = [мыца], отсыпать [ацсыпат’],
[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’ит’] = [ацып’ит’],
[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’от] = [ач’от],
[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’ит’],
[к’к’] → [х’к’]: лёгкий [л’ох’к’ий’], мягкий [м’ах’к’ий’]

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Фонетика
Тест на тему Фонетика и фонетический разбор

Тест на тему Фонетика и фонетический разбор слова

Тест на тему Орфоэпия

Тест на тему Ударение

Тест на тему Подвижное ударение в именах существительных
Тест на тему Твердый или мягкий согласный перед Е

Тест на тему Ударение

Тест на тему Транскрипция

Тест на тему Твердый или мягкий согласный перед Е

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на главную; см. «Транскрипция в школе»; «Правила переносов», «Фонетика в таблицах»; «Фонетика в песнях»

 

Фонетический разбор слова. Что это такое? Как его делать? Примеры

Научим делать фонетический разбор самых сложных слов

Начать учиться

185.3K

Если произнести вслух слова «въехать» и «прекрасный», можно заметить, что «е» в них звучит по-разному, хотя это одна и та же буква. И таких примеров в русском языке великое множество. Чтобы разобраться, почему так происходит, придумали фонетический разбор слов. Сейчас расскажем, что это такое, и покажем на примерах, как принято разбирать слова на слоги, звуки и буквы.

Что такое фонетический разбор

Фонетический, или звуко-буквенный, разбор слова — это анализ звуков и букв, из которых это слово состоит.

В русском языке 33 буквы, из которых мы составляем слова и записываем их на бумаге. Когда мы произносим слово, то слышим звуки — это то, как звучат буквы в его составе. В некоторых словах одна и та же буква может обозначать два звука одновременно либо не звучать вообще. Здесь и пригодится звуко-буквенный разбор: он нужен затем, чтобы мы могли анализировать звуки и буквы, грамотно писать, а также произносить слова.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Как делается фонетический разбор слова

Звуко-буквенный разбор принято делать по такому алгоритму:

  1. Количество слогов, ударение.

  2. Полная транскрипция слова.

  3. Гласные звуки: ударный или безударный, какой буквой обозначен.

  4. Согласные звуки: звонкий, сонорный или глухой, парный или непарный; твердый или мягкий, парный или непарный; какой буквой обозначен.

  5. Общее количество букв и звуков.

Разбирать слова по звукам и буквам можно устно или письменно. Эти способы немного отличаются друг от друга, поэтому рассмотрим каждый отдельно

Образец письменного фонетического разбора

На письме звуко-буквенный разбор слова делают так:

  1. Транскрипция слова. Записываем слово и все звуки, которые в него входят.

  2. Слоги и ударение. Считаем и записываем количество слогов в слове, обозначаем тот, на который падает ударение.

  3. Звуки. Со следующей строки в столбик переписываем все буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Напротив каждой из них записываем звук и заключаем в квадратные скобки.

  4. Гласные звуки. Рядом с каждым гласным звуком пишем, ударный он или безударный. А после указываем, какой буквой он обозначен.

  5. Согласные звуки. Рядом с каждым согласным звуком указываем, звонкий он или глухой. Далее — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого пишем, твердый звук или мягкий, а следом — парный или непарный по мягкости-твердости. В конце нужно указать, какой буквой обозначен звук.

  6. Число букв, звуков. Считаем и записываем количество букв и звуков в слове.

Теперь используем этот алгоритм на примерах.

Пример № 1. Письменный фонетический разбор глагола обыскивать

Обыскивать [абыск’иват’] — 4 слога, 2-й ударный.

о — [а] — гл., безударн.

б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.

ы — [ы] — гл.

, ударн.

с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.

к — [к’] — согл., глух. парн., мягк. парн.

и — [и] — гл., безударн.

в — [в] — согл., зв. парн., тв. парн.

а — [а] — гл., безударн.

т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.

ь — [–]

10 б., 9 зв.

Пример № 2. Письменный фонетический разбор прилагательного весенний

Весенний [в’ис’эн’:ий’] — 3 слога, 2-й ударный.

в — [в’] — согл., зв. парн., мягк. парн.

е — [и] — гл., безударн.

с — [с’] — согл., глух. парн., мягк. парн.

е — [э] — гл., ударн.

н — [н’:] — согл., сонорн. непарн., мягк. парн.

и — [и] — гл., безударн.

й — [й’] — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.

8 б. , 7 зв.

Пример № 3. Письменный фонетический разбор существительного профессор

Профессор [праф’эс:ар] — 3 слога, 2-й ударный.

п — [п] — согл., глух. парн., тв. парн.

р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

о — [а] — гл., безударн.

ф — [ф’] — согл., глух. парн., мягк. парн.

е — [э] — гл., ударн.

с — [с:] — согл., глух. парн., тв. парн.

о — [а] — гл., безударн.

р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

9 б., 8 зв.

Образец устного фонетического разбора

Если нужно сделать звуко-буквенный разбор устно, придерживайтесь такого алгоритма:

  1. Слоги и ударение. Посчитайте и назовите количество слогов в слове, обозначьте тот, на который падает ударение.

  2. Гласные звуки. Назовите гласные звуки в том порядке, в котором они звучат в слове. Для каждого из них определите, является он ударным или безударным. После уточните буквы, которыми они обозначены.

  3. Согласные звуки. Для каждого из согласных звуков определите, звонкий он или глухой, а затем — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого установите, твердый это звук или мягкий, а также парный или непарный по мягкости-твердости. В конце разбора каждого из согласных звуков уточните, какой буквой он обозначен в слове.

  4. Число букв, звуков. Посчитайте и назовите количество букв и звуков в слове.

Потренируемся в устном фонетическом разборе на примере тех же слов, что мы разобрали выше.

Пример № 1. Устный фонетический разбор глагола обыскивать

1. В слове обыскивать 4 слога, ударение падает на второй: о-бы-ски-вать.

2. Гласные звуки:

первый — безударный [а], обозначен буквой о;

второй — ударный [ы], обозначен буквой ы;

третий — безударный [и], обозначен буквой и;

четвертый — безударный [а], обозначен буквой а.

3. Согласные звуки:

[б] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой

б;

[с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с;

[к’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой к;

[в] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой в;

[т’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой т;

буква ь не обозначает звука.

4. В слове обыскивать 10 букв и 9 звуков.

Пример № 2. Устный фонетический разбор прилагательного весенний

1. В слове весенний 3 слога, ударение падает на второй: ве-сен-ний.

2. Гласные звуки:

первый — безударный [и], обозначен буквой е;

второй — ударный [э], обозначен буквой е

;

третий — безударный [и], обозначен буквой и.

3. Согласные звуки:

[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой в;

[с’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой с;

[н’] — звонкий непарный (сонорный), мягкий парный, обозначен буквой н. Вторая н в слове не образует звука;

[й’] — звонкий непарный (сонорный), твердый непарный, обозначен буквой й.

4. В слове весенний 8 букв и 7 звуков.

Пример № 3. Устный фонетический разбор существительного профессор

1. В слове профессор 3 слога, ударение падает на второй: про-фе-ссор.

2. Гласные звуки:

первый — безударный [а], обозначен буквой о;

второй — ударный [э], обозначен буквой е;

третий — безударный [а], обозначен буквой о.

3. Согласные звуки:

[п] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой п;

[р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р;

[ф’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой ф;

[с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с. Вторая с в слове не образует звука;

[р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р.

4. В слове профессор 9 букв и 8 звуков.

Проверьте себя

Давайте узнаем, насколько хорошо вы поняли, что такое фонетический разбор. Ниже вы найдете три задания, с помощью которых можно потренировать этот навык.

Задание 1

Разберите по звуковому составу следующие слова: занятой, постоялец, вакансия, произносить, говорящий.

Задание 2

Выполните устный фонетический разбор слов: коробочный, больница, идти, союз, морская.

Задание 3

Прочтите короткий текст ниже и выполните письменный фонетический разбор всех существительных в нем.

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *