Как эксперты оценивали ответы на ЕГЭ по математике и за что снижали баллы
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
20.06.2011 23:28
Рубрика:
Общество
За что снижали баллы на ЕГЭ по математике
Ирина Ивойлова
Вчера был последний день пересдачи ЕГЭ по математике. Как сообщили в Рособрнадзоре, в этом году 100 баллов на ЕГЭ по математике набрали 205 человек. Минимальный балл для положительной оценки — 24 балла. Не преодолели этой границы 4,9% выпускников текущего года.
Несмотря на скандалы с ЕГЭ, большинство выпускников сдавали все же экзамен честно. Как эксперты оценивали ответы, за что снижали баллы, рассказывает завуч московской школы № 444 с углубленным изучением математики, информатики и физики Ольга Шадрикова
Российская газета: Ольга Александровна, только что выпускники сдавали ЕГЭ по математике. Как, по-вашему, задания были сложными? Часть «С», вокруг которой шумели споры, многие смогли решить?
Ольга Шадрикова: Как эксперт я считаю, что тесты стали лучше. Часть «А» с выбором ответов вообще убрали из заданий, это разумно. Но есть ведь еще психологические сложности. Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки. Каждый знак надо ставить в отдельную клеточку, поставил запятую между клетками, рядом с цифрой — балл снимается. Тесты пока негибкие, а на экзамене возникает много моментов, которые не вписываются в жесткие рамки. Вот, допустим, эксперту надо оценить работу ученика, который полностью решил пример, но допустил описку: правильно нарисовал картинку, только вместо 1 написал 0. За решение примера ставится три балла, но если подходить формально, то ученик допустил ошибку, и больше одного балла ему не получить.
РГ: И что делать?
Шадрикова: Подавать апелляцию. Как правило, в таких случаях вопрос решается в пользу ученика.
РГ: Неужели до сих пор много ошибок при заполнении бланков, ведь в школах учителя постоянно разъясняют, как это надо делать?
Шадрикова: Ошибок много, это беда. Но еще большая беда — огромное количество тренировок во время уроков. У старшеклассников срывается учебный процесс. В течение года перед окончанием школы диагностические работы идут одна за другой: 4 — по математике и 4 — по русскому языку, плюс по тем предметам, которые выбрали ученики в начале года. У некоторых получается 5-6 предметов. Учитель не может проводить урок, если 15 человек из класса ушли писать аттестационную работу. Тренировки перед ЕГЭ нужны, но надо их тщательнее продумывать и делать так, чтобы они не мешали учебе. Еще пару слов о ЕГЭ по литературе. Мне кажется, надо вернуть в школу традиционное сочинение. Нужен экзамен, который бы тренировал память, а на уроках надо обязательно давать задания учить наизусть стихи. Одна из причин того, что ученики у нас показывают хорошие результаты по математике — сильное преподавание литературы с обязательным заучиванием текстов.
Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера
РГ: Какой раздел математики ученикам дается труднее всего? Раньше это была геометрия, а сейчас?
Шадрикова: Геометрия вызывает трудности, если ей уделять мало внимания. А часов на нее отводится слишком мало, хотя на экзамене в 9 классе есть геометрические задачи. Вообще, количество времени на математику уменьшилось, вы это и сами знаете. Мы в своей школе стараемся увеличить часы за счет школьного компонента. Сейчас в программах по математике есть теория вероятности и большинство учителей обычных школ к этому абсолютно не готовы. Зачем спрашивать на экзаменах, что такое дисперсия? Ученики забывают это определение через два дня, хотя на уроках с удовольствием решают занимательные задачки по теории вероятности. В некоторых учебниках математики статистике отведены целые главы. Я не против статистики, но для чего поднимать все на уровень государственной проверки? Задачка «Надо раскрасить флаг в три цвета, сколько вариантов раскраски существует?», занимательная. Но не больше того. Курс статистики должен быть разбросан по программе. Математика — наука, которая развивает возможность ребенка заниматься любыми вещами, в том числе — статистикой.
РГ: Как ученики математической школы сдают ЕГЭ по математике?
Шадрикова: Выше 70 баллов, в прошлом году стобалльников не было, а вот 97 баллов один ученик получил . В этом году выпускник нашей школы Паша Донюш стал призером Всероссийской олимпиады по химии, призером интеллектуального марафона, ему уже предложили учиться на химфаке МГУ.
РГ: Арбуз весит три килограмма и поларбуза. Сколько весит арбуз? Эту задачку для первого класса из программы Людмилы Георгиевны Петерсон почти никто из взрослых решить не может. Нужны ли в курсе математики такие задания?
Шадрикова: Нужны. Родители иногда бывают против задачек на логику, только потому, что сами не могут их решить. Способности к логике надо развивать, и чем раньше — тем лучше. Родителям хочу дать совет: не надо сердиться и нервничать, если вы не можете решить задачку. Надо вместе с ребенком ее нарисовать и все будет понятно. Кстати, и с арбузом — то же самое. Как только нарисуете — сразу решите. Задачки на логику развивают умение думать, тормошат те ячейки головного мозга, которые потом будут помогать решать более серьезные задачи. После таких задачей скорость принятия решений повышается даже у самых медлительных детей. Тут есть только одна сложность: в каждом классе есть дети, которые, что называется, выпрыгивают из штанов. Они иногда не дают возможности более медлительным успеть найти верный ответ. И тут многое зависит от мастерства педагога.
РГ: Еще один пример из жизни родителей первоклассника: в четырех квадратах надо в определенной последовательности расположить цыпленка, курицу и яйцо, заполнив все четыре квадрата. Что рисовать в четвертом — яичницу?
Шадрикова: Если задачка шуточная, можно первый квадратик оставить пустым — сначала не было ничего. Можно расположить предметы так: яйцо, цыпленок, курица, яйцо. А можно иначе: курица, яйцо, цыпленок, курица. И так, и так будет верно. Такие задачки учат думать и объяснять свой выбор. У нас с пятого класса начинается кружок математики, где ребята решают много задач по логике. Например: у родителей пять сыновей, каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье? Или такая: тройка лошадей проскакала 90 километров. Сколько километров проскакала каждая лошадь? Представьте себе, некоторые дети говорят: 270. Еще: горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? Пять, конечно, но дети иногда отвечают: остались те, которые погасили, остальные сгорели. И это тоже верный ответ.
РГ: В обычных учебниках по математике такие задания есть?
Шадрикова: Мало. Хотя в учебниках они очень нужны. Как и задания повышенной трудности для подготовленных детей, причем они должны быть интересными и собранными в учебнике в одном месте.
РГ: Особо одаренные дети вам попадались?
Шадрикова: Да. С такими надо заниматься индивидуально и, может, даже подбирать особый режим. Вы же знаете, все гениальные люди испытывают большие психологические трудности. У нас были одаренные дети, мы старались таких не нагружать занятиями по другим предметам, дать им возможность эмоциональной разгрузки. У них бывает неустойчивая психика, поэтому работать с ними сложно.
РГ: А есть ученики, совершенно не способные к математике?
Шадрикова: Очень мало. Это те дети, у которых проблемы с памятью. Школьников, которые ничего не понимали бы в математике, но были успешны в других дисциплинах, я не встречала. Неспособные к математике не будут участниками олимпиад и не получат пятерку, но на тройку или четверку математику может выучить каждый. Английский в совершенстве или историю назубок тоже знает не всякий школьник, но если у него нормальные физические данные, то на 3 или 4 сможет учиться. В нашей школе отбора учеников нет, в первый класс берем всех, кто пришел, и всех учим. Вот результаты: из выпусков прошлого года 4 человека на мехмате, 2 на ВМиК, около 15 в «бауманке».
РГ: Новые стандарты предусматривают, что все школы станут профильными, в том смысле, что ученики смогут выбирать уровень изучения предметов. Уверены, что все ваши ученики выберут профильную математику?
Шадрикова: Нет. И в этом мне видится опасность. У ученика будет возможность выбора между сильной и слабой программой. Он может выбрать один час литературы в неделю, и будет знать только названия произведений. И хороший математик из него вряд ли получится. Подросток в 14 лет не всегда знает, чем бы он хотел заниматься в будущем. У нас в школе сейчас нет возможности выбора и кто-то из детей должен себя перебарывать, если он решил, что будет учиться в нашей школе.
РГ: А если ребенку тяжело?
Шадрикова: Да, у нас тяжело, но надо заставлять душу трудиться, без этого не может быть успеха. Каждый должен взять свою высоту. И, знаете, от нас редко уходят. Не больше 1-2 человек в год. Во Владимире есть замечательный музей русской школы, где посетителям рассказывают, что для тех, кто не хотел учиться, было предусмотрено наказание за невыполнение заданий. Может, это сейчас звучит жестко, но учеба не может быть построена на одном удовольствии. Что касается стандартов, то профильные школы после введения новых стандартов для старшей школы будут в сложной ситуации. У нас, например, три профиля — математика, информатика и физика, вряд ли мы сможем поддерживать все три. Есть опасения, что сохранить все три профиля при сегодняшнем подходе к профильной школе не удастся, дети должны выбрать два профиля из трех. При этом потеряется дух школы, возможность ребятам интегрировать все три предмета, что в нашей школе всегда приветствовалось и прививалось — умение использовать знания одной предметной области в решении задач по другим предметам. необходимость в таких школах, как наша вообще отпадет. Ведь «профильными» станут все школы без исключения. Исказится смысл.
РГ: Педагоги говорят о том, что много времени сейчас отнимает подготовка всяких планов и отчетов, не связанных с уроками. Это так?
Шадрикова: Хотелось бы, чтобы люди, которые готовят документы по развитию образования, пересмотрели фильм «Доживем до понедельника». Тогда они, может, вспомнят, что учитель должен больше работать с детьми, а не с отчетами, которые превращают творческую работу в рутину. Иначе ты начинаешь ненавидеть, нет, не работу с детьми, а работу учителя. Это страшно…
РГ: Что такое — хорошая школа?
Шадрикова: Как-то одна из проверяющих меня спросила: «Знаете, как я отличаю хорошую школу от плохой? Я иду к метро или к ближайшей остановке вслед за учениками, и слушаю, о чем они говорят. Я вышла вместе с вашими учениками и услышала, что они только что сдали зачет, но у этих не получилась задачка, а другие с ней справились. На уроке физкультуры учитель поставил планку слишком высоко и кто-то не допрыгнул, зато в кружке он решил все 20 задачек…И мне все ясно».
РГ: Ольга Александровна, вы учились в одном классе с советником президента Аркадием Дворковичем. Интересно, как у него было с математикой?
Шадрикова: Он учился очень хорошо, школу закончили и другие его родственники. Кстати, у нас учились вице-премьер Александр Жуков, галерист и фотограф Ольга Свиблова. И у всех с математикой все было прекрасно.
Задачи на логику
— Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился, когда отцу было 25 лет. Какого возраста отец и сын?
— Английский офицер, вернувшийся из Китая, заснул в церкви во время службы. Ему приснилось, что к нему приближается палач, чтобы отрубить голову, и в тот миг, когда сабля опускалась на шею несчастного, его жена, желая разбудить заснувшего, слегка дотронулась до его шеи веером. Потрясение было столь велико, что офицер тут же умер. В этой истории, рассказанной вдовой офицера, что-то неладно. Что именно?
Ответы на задачки
— Отцу 45, сыну — 20.
— Если офицер тут же умер, как он мог рассказать вдове, что ему приснилось?
Российская газета — Федеральный выпуск: №131(5507)
ОбразованиеЕГЭ в России
Главное сегодня
Как сдать экзамен, не зная предмета
- Уильям Паундстоун
- BBC Future
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty
В экзаменационных тестах, где нужно выбирать ответы из нескольких вариантов, можно воспользоваться скрытыми закономерностями и получить высший балл, утверждает корреспондент BBC Future.
Наша судьба в школе и во взрослой жизни часто определяется тестами: промежуточными и выпускными экзаменами по учебным предметам, по правилам дорожного движения, экзаменами на профессиональную квалификацию и так далее. Многие из этих тестов построены по принципу выбора правильных вариантов из нескольких предлагающихся. Если ответ вам неизвестен, остается только ставить галочку или крестик наугад. Но есть ли в этих тестах скрытая закономерность, которая позволила бы точно выбирать верные варианты?
Я попытался найти ответ на этот вопрос. Университеты часто выкладывают в интернет архивы старых экзаменационных материалов с решениями, есть в сети и великое множество других тестов. Я обработал статистику по 100 тестам, 34 из них были школьными и университетскими, еще 66 из других источников — в сумме они содержали 2456 вопросов.
Помимо экзаменов в школах и университетах, это были профессиональные тесты, реальные и учебные билеты по правилам дорожного движения из десяти штатов США, газетные викторины по новостям, спорту и шоу-бизнесу, викторина журнала Cosmopolitan («50 мужских выражений»), опросники по технике безопасности при работе с электричеством, по использованию презервативов и по действиям при пищевых отравлениях.
Я искал стратегии угадывания ответов и рассчитывал их практическую полезность.Может ли быть такое? Ведь статьи и пособия для составителей тестов учат размещать правильные ответы в случайном порядке. Но в литературе не упоминается, насколько сложно реализовать этот совет на практике. Человек по своей природе очень плохо приспособлен к тому, чтобы действовать случайным образом — играет ли он в карты или выбирает номера в лотерее.
Каждый составитель тестов имеет свой собственный подход. Некоторые всерьез озабочены тем, чтобы расположить ответы в случайном порядке, другие об этом вообще не думают. Однако усредненные результаты моих изысканий позволяют предположить, что существуют некие распространенные закономерности — и ими можно пользоваться, ничего не зная по предмету теста.
Верно и неверно
Рассмотрим для начала тесты, где вариантов ответа только два — «верно» и «неверно». Преподаватели используют их, потому что такие опросники проще составлять и проверять.
Выявилось две закономерности. Во-первых, ответов «верно» обычно больше, чем ответов «неверно». В среднем пропорция составляет 56% к 44%.
Это объясняется просто: верные утверждения проще приходят на ум. Вспомнить реальный факт проще, чем придумать несуществующий. Составитель идет по пути наименьшего сопротивления и выдает тест, в котором больше верных ответов.
Во-вторых, как и ожидалось, чередований «верно-неверно-верно-неверно» в таких опросниках больше, чем должно было бы быть в полностью случайной последовательности. Вот, к примеру, ключ к ответам экзамена из 20 вопросов из университетского учебника («Физическая геология» Пламмера, Макгири и Карлсона, девятое издание): ВННВНВВННВННВНННВННВ.
А вот та же самая последовательность в виде черных и белых прямоугольников:
Подпись к фото,Ключ к правильным ответам
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Эта последовательность не настолько случайна, как кажется на первый взгляд. Один из способов оценить случайность — подсчитать, сколько раз за правильным ответом (неважно, какой он — «верно» или «неверно») следует еще один правильный ответ. В данном случае это происходит семь раз из 19 (за 20-м вопросом ничего не следует).
Иными словами, шансы на то, что следующий ответ будет отличаться от нынешнего, составляют 63%. А в полностью случайной последовательности эта величина, по идее, должна быть 50%.
Будем надеяться, что вам все-таки не придется гадать каждый раз. Допустим, вы знаете большинство правильных ответов на вопросы, которые идут до или после тех, по которым вам не хватает знаний. Тогда можно преодолеть этот тест по следующей стратегии:
– Пройдитесь по всем вопросам и, перед тем, как начинать угадывать, отметьте все известные вам ответы. – Посмотрите на известные вам правильные ответы, расположенные до и после тех вопросов, в которых вы не уверены. Если оба известных ответа одинаковы (скажем, «неверно»), гадайте в противоположную сторону (в данном случае «верно»). – Если известные ответы разные, выбирайте «верно» (потому что в среднем ответов «верно» бывает больше).
Народная студенческая мудрость богата самыми разными советами по поводу угадывания в экзаменационных тестах. Помню, мне советовали выбирать вариант посередине. Но, по моим данным, эта тактика большой пользы не принесет. В тестах с тремя вариантами (допустим, А, Б и В) все ответы имеют примерно равные шансы быть верными. А при четырех вариантах верным несколько чаще других оказывался второй (28% случаев при ожидаемом значении 25%).
Если же вариантов пять, то чаще всего правильным был последний (23%). А средний (В) был наименее популярен (17%).
Неслучайная случайность
Похоже, что составители тестов интуитивно подбирают правильные пропорции случайных чисел для вопросов с тремя вариантами ответов, но если их больше, начинаются проблемы. Это вполне совпадает с результатами экспериментов, показавших, что чем больше у человека вариантов, тем менее случайный выбор он делает.
Итак, в вопросах с четырьмя ответами выбираем второй (Б), а в вопросах с пятью вариантами — последний (Д).
Подпись к фото,Часто правильным оказывается самый длинный вариант ответа
Меня ждало еще одно неожиданное открытие: ответы типа «все из перечисленных» или «ничто из перечисленного» имеют гораздо более высокие шансы оказаться верными. В одном университетском учебнике такие ответы были верны в 65% случаев! А в моей полной выборке эта пропорция составила 52%. Удивительный результат, если считать, что мой эксперимент хоть сколько-нибудь репрезентативен.
Еще одно любопытное правило: есть хорошие шансы, что правильным окажется самый длинный вариант ответа. Вот пример из экзамена по правилам движения в американском штате Вашингтон. Верный ответ (В) — действительно самый длинный.
Для поворота направо нужно занять: А. Левую полосу Б. Среднюю полосу. В. Полосу, ближайшую к направлению поворота. Г. Любую полосу.
Составители тестов должны формулировать верные ответы так, чтобы они не допускали разночтений. Для этого зачастую требуются уточнения. А неправильные варианты они порой придумывают спустя рукава.
Рассеянность
Еще одна хитрость: попытайтесь поймать составителей на невнимательности. Вот вопрос из учебника Университета Бригама Янга в США:
Часть речи, используемая для описания имени существительного, называется: А. Именем прилагательным. Б. Союз. В. Местоимение. Г. Глагол. Рассеянный профессор услышал правильный ответ в своей голове и поставил его в соответствующий падеж, а потом написал три других варианта в именительном падеже.
Как и в опросниках с двумя вариантами ответов, в тестах с несколькими вариантами правильные ответы порой слишком часто чередуются с неправильными.
В нескольких рассмотренных мной коротких тестах правильный вариант ответа никогда не имел тот же порядковый номер, что и в предыдущем вопросе.
В тестах с тремя вариантами (А, Б, В) порядковый номер правильного ответа совпадал с предыдущим только в 25% случаев (полностью случайная выборка дала бы 33%). Таким образом, экзаменуемый может увеличить эффективность гадания, просто выбирая не совпадающий с предыдущим вариант.
Дежа вю
И еще одно простое правило: доверяйте интуиции. Она работает, даже без всякой системы.
Если вы совсем не знаете ответа, спросите себя: какой из вариантов чем-то похож на правду? Правильный ответ чаще выглядит знакомым. Возможно, вы слышали его один раз в жизни, а потом забыли, и осталось лишь ощущение дежа вю.
Доверяйте ему.Ни один из этих методов, конечно, не заменит тщательной подготовки к экзамену. Но если от волнения у вас все вылетело из головы, попробуйте положиться хотя бы на описанную выше систему и свое шестое чувство.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Сможете решить? Великолепные Грабарчуки, семейство головоломок Украины | Математика
Сегодняшние загадки посвящены помощи Украине.
Они написаны семьей Грабарчук, которая является одним из самых оригинальных и плодовитых создателей головоломок в мире. Родом из западноукраинского города Ужгород, на границе со Словакией, семья переехала в США в 2013 году, получив международную известность благодаря своим книгам-головоломкам, веб-сайтам и приложениям. Легенда компьютерных наук Дональд Кнут говорит, что Сергей Грабарчук, отец клана, «имею мой голос как нынешний мировой лауреат в области головоломок. Его работы особенно красивы, поучительны и содержательны».
С начала войны Грабарчуки публикуют ежедневные загадки, продвигающие украинскую культуру (например, «Найди отличия» Софийского собора в начале этой истории), надеясь собрать деньги на гуманитарную и военную помощь. .
Ниже приведены шесть головоломок, которые я выбрал из семейного архива. Если они вам нравятся, подумайте о том, чтобы внести свой вклад в предлагаемые ими причины. Слава Украине!
1. Hex vex
Какая цифра должна заменить вопросительный знак?
2. Кольцо
Какая система колец отличается от других?
3. Встряхивание змеи
Какое изображение змеи из 11 кубов неверно?
4. Коробка лиса
Вставьте цифру в каждую клетку так, чтобы все 8 уравнений, вдоль и поперек, были правильными. В одном поле уже есть цифра.
Эта головоломка была создана в сотрудничестве с Гарри Нельсоном5. Знак шахты
Какой из знаков в нижнем ряду должен заменить знак вопроса?
6. Стихийный
Для каждого из этих шести элементов найдите еще один элемент, у которого нет общей буквы с его аналогом. Каждый ответ уникален.
Создано в сотрудничестве с Дональдом КнутомПодсказка: все ответы — общеизвестные элементы, слова, которые есть в лексиконе нехимика.
БЕЗ СПОЙЛЕРОВ. Я вернусь в 17:00 по Великобритании с ответами. 9ОБНОВЛЕНИЕ 0003
. Ознакомьтесь с решениями здесь.
История Грабарчука началась пять десятилетий назад, когда Сергей, которому сейчас 64 года, был школьником в Ужгороде. Он открыл в себе талант к разгадыванию головоломок и фокусов и превратил это в карьеру. К 1990-м годам у него и его жены Тани была небольшая компания по изданию книг-головоломок, а теперь бизнес расширился до веб-сайтов и приложений и включает в себя его сыновей Сергея-младшего и Петра, а также их жен Катю и Хелен. Самая успешная головоломка семьи — Стримко, головоломка из карандаша и бумаги в стиле судоку.
Семья Грабарчуков Фотография: Семья ГрабарчуковЕсли вам понравились сегодняшние пазлы, рассмотрите возможность сделать пожертвование Украине. Вот ссылки на страницы пожертвований Национального банка Украины для гуманитарной и военной помощи.
Грабарчуки есть в Фейсбуке, Инстаграме, вот их сайт. Их последние книги — серия Age of Puzzles. Все изображения в этой истории являются их авторскими правами.
Я собираю здесь пазлы каждые две недели в понедельник. Я всегда в поиске отличных головоломок. Если вы хотите предложить один, напишите мне.
Я автор нескольких сборников головоломок, последний из которых — «Книга головоломок для любителей языков». Я также провожу школьные беседы о математике и головоломках (онлайн и лично). Если ваша школа заинтересована, пожалуйста, свяжитесь с нами.
В четверг, 21 апреля, я проведу мастер-класс по головоломкам для Guardian Masterclasses. Вы можете зарегистрироваться здесь.
2022 | AfrikaansAlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishTurkmenUkrainianUzbekVietnamese | |||
2021 | AlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishTurkmenUkrainianUzbekVietnamese | |||
2020 | AlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianJapaneseKoreanKyrgyzLatvianLithuanianMacedonianMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishTurkmenUkrainianUzbekVietnamese | |||
2019 | AfrikaansAlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)Arabic (UAE)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKhmerKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Фарси)ПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСербскийСербский (BIH)СловацкийСловенскийИспанскийШведскийТайскийТурецкийТуркменскийУкраинскийУзбекскийВьетнамский | |||
2018 | AfrikaansAlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanLatvianLithuanianMacedonianMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishTurkmenUkrainianUzbekVietnamese | |||
2017 | AfrikaansAlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishTurkmenUkrainianUzbekVietnamese | |||
2016 | AfrikaansAlbanianAlbanian (Kosovo)ArabicArabic (Algerian)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)СловацкийСловенскийИспанскийШведскийТайскийТурецкийУкраинскийУзбекскийВьетнамский | |||
2015 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Algerian)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2014 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Moroccan)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianVietnamese | |||
2013 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Moroccan)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianVietnamese | |||
2012 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Moroccan)Arabic (Syrian)Arabic (Tunisian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianVietnamese | |||
2011 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Kuwaiti)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianMontenegrinNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2010 | AlbanianArabicArabic (Kuwaiti)Arabic (Moroccan)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SinghaleseSlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2009 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Moroccan)Arabic (Syrian)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SinghaleseSlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2008 | AlbanianArabicArabic (Moroccan)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanGreekHebrewHungarianIcelandicIndonesianItalianJapaneseKazakhKhmerKoreanKorean (North Korea)LatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2007 | ArabicArabic (Moroccan)AzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishFrenchGermanHebrewIcelandicIndonesianItalianKhmerKoreanKorean (North Korea)LithuanianMacedonianNorwegianPersian (Farsi)PolishRomanianSerbianSlovakSlovenianSpanishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2006 | AfrikaansAlbanianArabicArabic (Kuwaiti) Arabic (Moroccan)ArmenianAzerbaijaniBosnianBulgarianChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFinnishFrenchGeorgianGermanHebrewHungarianIcelandicItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMongolianNorwegianPersian (Farsi)PolishPortugueseRomanianRussianSerbianSerbian (BIH)SinghaleseSlovakSlovenianSpanishSwedishThaiTurkishUkrainianUzbekVietnamese | |||
2005 | EnglishSpanish | |||
2004 | EnglishSpanish | |||
2003 | EnglishSpanish | |||
2002 | English | |||
2001 | Английский | |||
2000 | Английский0087 | |||
1999 | English | |||
1998 | English | |||
1997 | EnglishFrench | |||
1996 | English | |||
1995 | англ. | |||
1994 | англ.0087 | |||
1993 | English | |||
1992 | English | |||
1991 | English | |||
1990 | English | |||
1989 | англ. | |||
1988 | англ.0094 | |||
1987 | English | |||
1986 | English | |||
1985 | English | |||
1984 | English | |||
1983 | англ. | |||
1982 | англ.81 | English | ||
1979 | BulgarianCzechEnglishFinnishFrenchGermanGreekHebrewHungarianPolishPortugueseRomanianSerbianSlovakSwedishVietnamese | |||
1978 | English | |||
1977 | English | |||
1976 | Английский | |||
1975 | English | |||
1974 | English | |||
1973 | English | |||
1972 | English | |||
1971 | англ. |