Ольга Ладыженская, 7 марта 2022 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
7 марта 1922 года родилась Ольга Ладыженская, выдающийся математик.
Личное дело
Ольга Александровна Ладыженская (1922—2004) родилась в Кологриве Костромской области. Ее отец Александр Иванович Ладыженский был учителем математики в школе, а мать Анна Михайловна — домохозяйкой. У Ольги рано проявились интерес и способности к математике, которую она изучала вместе с отцом. Однако, в 1937 году отец — бывший офицер русской армии — был арестован и вскоре расстрелян.
В 1939 году Ольга Ладыженская с отличием окончила среднюю школу и поехала учиться в Ленинград. Пыталась поступить на математико-механической факультет Ленинградского университета (ЛГУ), но не была принята, как дочь репрессированного. В итоге поступила в Ленинградский педагогический институт им. Покровского и к началу войны успела закончить два курса.
С началом войны Ольга участвовала в подготовке обороны Ленинграда, рыла окопы, строила укрепления.
Некоторое время Ладыженская прожила в Кологриве, где преподавала математику в средней школе. В 1943 году поступила на механико-математический факультет МГУ, который закончила с отличием в 1947 году (научный руководитель — И. Г. Петровский). В этом же году вышла замуж и переехала в Ленинград. Аспирантуру заканчивала уже в ЛГУ под руководством С. Л. Соболева.
В 1949 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1950 году пришла работать на физический факультет ЛГУ. В 1954 году стала сотрудником Ленинградского отделения Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР (ЛОМИ). С 1955 года — профессор кафедры высшей математики и математической физики физического факультета ЛГУ. Читала спецкурс «Теория краевых задач», вела спецсеминар «Нелинейные краевые задачи». В 1962 году Ладыженская стала заведующей лабораторией математической физики в ЛОМИ.
С декабря 1981 Ольга Ладыженская — член-корреспондент Академии наук СССР по Отделению математики. В декабре 1990 была ибрана академиком АН СССР. В 1990-1998 годах занимала пост президента Санкт-Петербургского математического общества.
Скоропостижно скончалась в ночь на 12 января 2004 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Комаровском кладбище.
Чем знаменита
Ольга Ладыженская — одна из выдающихся женщин-математиков XX века. Ее работы охватывают широкий круг задач и проблем теории дифференциальных уравнений с частными производными, в том числе ей принадлежат решение 19-й и 20-й проблем Гильберта (для уравнений второго порядка), работы по теории устойчивости задач гидродинамики. Выдвинутые Ладыженской концепции во многом определили развитие и современное состояние математической физики, ее работы широко известны за рубежом и часто цитируются в англоязычной математической литературе.
Помимо научных трудов, поставивших ее имя в один ряд с выдающимися математиками мира, Ольга Ладыженская также внесла огромный вклад в науку, воспитав множество учеников. Начиная с 1947 года она руководила в Ленинграде (Санкт-Петербурге) городским семинаром по уравнениям в частных производных и функциональному анализу, создателем которого был В. И. Смирнов.
Ольга Ладыженская — основатель научной школы, учениками которой являются выдающийся ученый, академик Людвиг Фаддеев и ряд других математиков, работающих в Санкт-Петербурге.
Была основателем (наряду с В. А. Стекловым, В. И. Смирновым и Н. М. Гюнтером) и руководитель ведущей научной школы России «Уравнения с частными производными и их применение к геометрии, теории сплошных сред и физике» Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН и Санкт-Петербургского государственного университета. Руководителем этой научной школы Ольга Ладыженская была до последних дней жизни.
О чем надо знать
Ольга Ладыженская
Ольга Ладыженская дружила с Анной Ахматовой, несмотря на их более чем 30-летнюю разницу в возрасте, и была в числе тех немногих людей, которым Ахматова доверяла.
Известно, что в годы репрессий Ахматова сжигала рукописи стихов своей будущей поэмы «Реквием» после того, как их прочитывали избранные люди, которым она доверяла. До сих пор неизвестно точное число тех, кто решил тогда по так называемому «приговору друзей» хранить в своей памяти стихи Ахматовой (оно колеблется от 7 до 11 человек), но среди фамилий людей, причастных к хранению стихов, звучала и фамилия Ольги Ладыженской. Это именно она уговорила Ахматову сделать магнитофонную запись «Реквиема» и в течение 20 лет хранила ее.
Математик и поэт много общались, однако мемуаров о своей дружбе с Ахматовой Ладыженская не оставила и всегда отказывалась обнародовать то, что Анна Андреевна рассказывала ей в откровенных беседах. По мнению Ольги Ладыженской, Ахматова была уверена в ее порядочности, в том, что эти разговоры, касавшиеся во многом сына Анны Андреевны Льва Гумилева, никогда не станут достоянием посторонних людей. И обмануть это доверие она не захотела.
Ольге Ладыженской посвящено стихотворение Ахматовой «В Выборге» («Огромная подводная ступень…»). По воспоминаниям Анатолия Наймана, это стихотворение появилось в результате забавного стечения обстоятельств. В 1965 году в один из дней, когда друзья катали Ахматову на машине, решили заехать и в Выборг. Но поскольку Анна Андреевна торопилась домой из-за ожидавшихся гостей, поездка получилась крайне мимолетной. «Со скоростью 100 и быстрее мы примчались в Выборг, покрутились возле парка и причала, не выходя из машины, съели по эскимо и так же стремительно вернулись. Она сказала только: «Средней силы населенный пункт…»», — писал об этой поездке впоследствии Найман.
А всего через несколько дней Ольга Ладыженская, навестившая Анну Ахматову, рассказала уже о своей недавней поездке в Выборг, о том, насколько там было прекрасно и как впечатлил ее гранитный монолит, ступенями уходящий под воду. По воспоминаниям Наймана, «Ахматова посмотрела на меня с притворной сокрушенностью и обидой и сообщила гостье, что мы ничего такого там не заметили. Через день, если не на следующий, ею были написаны стихи «Огромная подводная ступень» и так далее, с посвящением Ладыженской».
Прямая речь
«Нет смысла сегодня определять термин «ленинградская (петербургская) школа математической физики» – имена учёных, составивших славу этой школы, хорошо знакомы специалистам во всём мире. И все же даже в этом блестящем списке имя Ольги Александровны Ладыженской стоит несколько особняком, поскольку её научная деятельность сыграла выдающуюся, в большой мере определяющую, роль в формировании этой школы», — А.А. Архипова. Статья на сайте «Математика для школы».
«В нашей группе переведенных на химфак физиков занятия по математике вела О. А. Ладыженская (ныне академик), известная своей строгостью. Как-то на занятии ее решили прощупать репликой: “Да Вы на экзамене всем нам тройки поставите!”, на что Ольга Александровна сухо ответила: “Почему всем? Тройку еще надо заслужить”. В панике студенты (без меня) кинулись в деканат с просьбой отменить ее экзамен», — А. И. Русанов. Воспоминания: 1949–1954 гг..
«У меня была одна учительница – Ольга Александровна Ладыженская.
Замечательная женщина, она появилась у нас в Петербурге довольно молоденькой. Порой говорили, что у нее был стервозный характер, поэтому некоторые профессора ее не любили. В конце концов, ее приютил на физическом факультете Владимир Иванович Смирнов. Она пришла нам читать лекции на третьем курсе. Все на нее смотрели с восхищением», — математик, академик РАН Людвиг Фаддеев в интервью Полит.ру.
4 факта об Ольге Ладыженской
- Ольга Ладыженская — одна из 257 «Свидетелей архипелага», чьи рассказы, письма, мемуары и поправки были использованы Александром Солженициным при создании книги «Архипелаг ГУЛАГ».
- Всего Ольгой Ладыженской было написано и опубликовано более 250 работ, среди них 7 монографий и учебник «Краевые задачи математической физики».
- Ольга Ладыженская была членом нескольких зарубежных академий. Она была избрана иностранным членом Deutsche Academia Naturforschung Leopoldina (1985 г.), Academia Nazionale dei Lincei (Италия, 1989 г.
- Научные заслуги Ольги Ладыженской отмечены премиями Ленинградского университета 1954-го и 1951-го года, премией имени П.Л.Чебышева АН СССР 1966-го года, Государственной премией СССР 1969-го года, премией им. Софьи Ковалевской 1992-го года. В 2002 году ей была присуждена премия им. А.Ф. Иоффе Правительства Санкт-Петербурга и Большая золотая медаль им. М.В.Ломоносова.
Материалы об Ольге Ладыженской
Ольга Ладыженская на сайте СПбГУ
Ольга Ладыженская на сайте Peoples.ru
На обратной стороне Луны. Воспоминания о Ладыженской и Ахматовой.
Анатолий Найман. Рассказы о Анне Ахматовой
Голос Ахматовой. «Реквием»
Статья об Ольге Ладыженской в Википедии
Обзор учебника по русскому языку 6 класс Ладыженская Т.А.
- Text Link
Таиса Алексеевна Ладыженская (1924-2017)
Доктор педагогических наук, филолог и методист, лауреат Государственной премии СССР (1984) и премии Правительства РФ (2008) в области образования.
Основные сведения
Русский язык по учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А. Тростнецовой изучали и продолжают изучать большинство российских школьников. Учебники появились ещё в 1968 году, пережили десятки переизданий и не теряют популярности. За проделанную работу авторы этой предметной линии неоднократно получали престижные государственные премии в области образования.
Секрет успеха учебников Ладыженской в том, что они дают системные знания о русском языке, последовательно раскрывая его уровни: фонетический, морфемный, лексический и так далее. Не менее важное место отводится воспитанию речевой культуры — умению строить высказывания, использовать литературный язык и выбирать речевое поведение по ситуации. Большинство разделов учебника содержат задания на развитие коммуникативных навыков.
УМК Ладыженской и соавторов переработан по последним требованиям ФГОС. В новой редакции учебный материал подаётся в форме диалога между учительницей и двумя детьми. На страницах появились цветные картинки и интуитивно понятные блок-схемы. Знакомые всем рамочки с правилами тоже никуда не делись.
Разворот учебника «Русский язык» Т.А. Ладыженской и других для шестого класса
Структура учебника
Учебник разделён на части, соответствующие разным уровням языка. В шестом классе авторы предлагают изучить следующие разделы:
- «Язык. Речь. Общение». Шестиклассники знакомятся с различиями устной и письменной речи и учатся определять компоненты речевой ситуации (что, кому, почему и зачем мы говорим или пишем).
- «Текст». Здесь рассматривается явление текста с его структурой и разновидностями. Ребята учатся писать сочинения о памятных событиях, придумывать рассказы и делать устные сообщения.
- «Лексика. Фразеология. Культура речи». Школьники учатся работать со словарями и верно употреблять в речи слова разных лексических групп (общеупотребительные, профессиональные, диалектные, устаревшие, новые, исконно русские и заимствованные слова).
- «Словообразование. Орфография. Культура речи». В этом разделе изучаются способы образования слов, этимология, правописание приставок и корней с чередующимися гласными. Также ученики осваивают словообразовательный и морфемный разбор слова и два жанра сочинений: описание и рассуждение.
- «Морфология. Орфография. Культура речи». Самый обширный раздел учебника. Школьники изучают, чем отличаются и как изменяются имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения и глаголы. После изучения каждой части речи ученикам предлагают написать сочинение.
- Приложение. В конце учебника есть полезные руководства: «как готовиться к диктанту», «как работать над сочинением», «как совершенствовать написанное», а также небольшие словарики: орфографический, орфоэпический и толковый.
Книгу дополняют две рабочие тетради: «Русский язык» В.А. Ефремовой и «Скорая помощь по русскому языку» В.Д. Янченко. В них есть задания по развитию письменной и устной речи (в том числе групповые и парные), дополняющие каждый раздел учебника.
<<Форма демодоступа>>
Плюсы и минусы учебника
«Русский язык» Ладыженской — проверенная временем школьная классика. Занятия по нему дают крепкую базу для дальнейшего обучения.
Методисты «Домашней школы Фоксфорда» отмечают следующие достоинства учебника:
- Хорошая теоретическая часть. Простые и понятные таблицы, запоминающиеся схемы и чётко сформулированные правила помогают шестиклассникам разобраться в устройстве языка и речи.
- Много заданий на орфографию. Упражнения хорошо развивают навыки правописания в сложных случаях: чередующихся гласных в корне, приставок, словарных слов.
- Разнообразные сочинения. Школьники учатся делать описания предметов и обстановки, писать рассуждения и рассказы по сюжетным картинкам и даже пробуют себя в юмористическом жанре.
При этом у учебника есть и недостатки:
- Нет раздела о пунктуации. Информация о знаках препинания подана отрывочно и только в рамках повторения материала пятого класса.
- Нет практики по стилистике. Тема стилей текста затронута поверхностно. В книге есть отдельный параграф об официально-деловом стиле, но в нём нет ни одного практического задания.
- Однообразные сочинения. Темы сочинений привязаны к изучению морфологии по принципу «изучаем прилагательное — пишем сочинения о природе». Ученики не знакомятся с разными типами и жанрами текстов.
В авторской программе «Домашней школы Фоксфорда» мы взяли лучшее из традиционных методик и постарались устранить их недостатки. Наши шестиклассники в равной степени изучают теорию языка, орфографию и пунктуацию, а также учатся создавать тексты разных жанров. Этому посвящён отдельный цикл уроков, на которых ребята учатся писать изложения, рассуждения, автобиографию, аннотации и даже сценарии.
Откройте бесплатный доступ к нашей платформе и узнайте больше о том, как преподают русский язык в «Фоксфорде».
Углубите ваши знания!
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вы можете выбрать гуманитарный индивидуальный образовательный маршрут и уже с 5 класса начать двигаться к профессии мечты! Оставьте ваши контакты для получения подробной бесплатной консультации об обучении в нашей школе.
Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Дочь «врага народа» и академик РАН: как жила и работала математик Ольга Ладыженская
Ольга Александровна Ладыженская — математик с мировым именем, одна из тех, чье упорство и выдающийся ум смогли опровергнуть стереотип «математика — не женское дело». Ей удалось охватить колоссальный круг задач в области математической физики, добиться высокой оценки за рубежом и сохранять настойчивость в достижении своих целей на протяжении всей жизни.
Клеймо дочери «врага народа»
Родилась она 7 марта 1922 года в Кологриве, маленьком городке в Костромской губернии. Кологрив до сих пор остается городком вне времени: почти все здания — деревянные, малоэтажная застройка, со всех сторон густые заповедные леса. Железнодорожного сообщения с Кологривом как не было, так и нет. При всей своей отдаленности и провинциальности этот городок в начале прошлого века поражал обилием учебных заведений и высокообразованных людей. Отчасти это объяснялось тем, что Кологрив был местом ссылки политических заключенных.
Александр Иванович Ладыженский — отец Ольги, бывший офицер царской армии и архитектор по образованию — преподавал в кологривской школе математику. Ольга была младшей из трех дочерей в семье. Вообще-то, когда ее мать Анна Михайловна была беременна третьим ребенком, Александр Иванович ждал мальчика и отчаянно спорил со свекром, выбирая сильное мужское имя. Все эти споры оказались напрасны. Третья дочь Ольга своей силой и одаренностью превзошла многих мужчин.
Девочки в семье Ладыженских с детства занимались математикой. Когда отец проходил со старшими геометрию, восьмилетняя Ольга пристраивалась рядом — послушать «за компанию». Спустя какое-то время она уже стала первой предлагать решения задач, опережая сестер Марию и Татьяну. Сам отец тоже учился, был заочником в Кировском пединституте. Его самостоятельные занятия математическим анализом на дому чрезвычайно заинтересовали Ольгу. Она задавала отцу вопросы, а он никогда не игнорировал их и с интересом отвечал, при этом часто с улыбкой комментировал знакомым, что после проверки у «собственного домашнего профессора» никакие экзаменаторы ему уже не страшны.
Впоследствии все три дочери Александра Ивановича стали преподавателями математики. Сам он, к сожалению, так и не увидел их взрослыми. В 1937 году ему пришлось разделить трагическую судьбу многих незаурядных соотечественников. Александр Иванович Ладыженский был арестован органами НКВД как бывший царский офицер и расстрелян, его брат Николай Иванович — главный инженер завода «Ижсталь» — тоже был репрессирован по сфабрикованному абсурдному обвинению и погиб в лагере. Их трагическую судьбу описал Александр Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ», сама же Ольга Ладыженская была упомянута в списке «свидетелей Архипелага» среди 257 имён тех, «чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании этой книги».
Чтобы как-то сводить концы с концами и помогать семье после гибели отца, Ольга еще школьницей старших классов начала давать уроки математики. Однако над девочкой тоже висела угроза репрессий. Классного руководителя Ольги вызывали в НКВД и просили подписать донос о том, что вместо уроков математики Ладыженская настраивает учеников против советской власти. Под доносом уже стояли подписи директора школы и еще одного из педагогов, но классный руководитель отказалась добавлять туда свою. Дело на Ольгу Ладыженскую заводить не стали, но тем не менее клеймо дочери «врага народа» не позволило круглой отличнице стать студенткой Ленинградского университета (ЛГУ), а также Герценовского института. Принять талантливую девушку решился лишь Педагогический институт имени Покровского.
«У меня они мел отобрать не сумели»
До начала Великой Отечественной войны Ольга Ладыженская успела окончить два курса в Ленинграде, после чего снова оказалась в родном Кологриве. Перед началом блокады она подорвала здоровье на строительстве оборонных укреплений, ей требовалась операция. Девушку успели эвакуировать из Ленинграда до того, как кольцо блокады замкнулось. Добрые люди буквально втолкнули ее в последний вагон уходящего поезда. Не самое счастливое на первый взгляд стечение обстоятельств, скорее всего, спасло ее от смерти.
В Кологриве Ольга вернулась к преподаванию математики в школе. Той самой, где раньше преподавал ее расстрелянный отец. Дополнительно она безвозмездно занималась на дому с детьми, которые хотели изучать предмет глубже школьной программы. По некоторым сведениям, в благодарность за такие занятия мать одного из учеников добилась того, что талантливую девушку вызвали в Московский государственный университет. В 1943 году Ольга Ладыженская стала студенткой мехмата МГУ, где присоединилась к семинару легендарного математика Израиля Гельфанда.
Ольга Ладыженская. Фото: Уткин / РИА НовостиОдин из коллег Ладыженской, Павел Зорикович Мкртычян, говорил, что ей не раз приходилось постоять за себя в профессии. Рассказывая о суровых нравах, царивших на семинарах легендарного математика Израиля Гельфанда, Ольга Александровна вспоминала, что там в порядке вещей было выхватывать мел из рук докладчика и начинать доказывать, что всё изложенное им тривиально или вовсе неверно. «Но у меня они мел отобрать не сумели», — добавляла она.
Гораздо резче выразился знавший Ладыженскую азербайджанский математик Варга Калантаров: «Добрая, добрая, но как дело доходит до математики, сразу по морде дает».
МГУ Ольга Александровна окончила в 1947 году. Диплом открыл ей двери в Ленинградский университет, о котором она мечтала со школы. Ладыженская окончила аспирантуру в ЛГУ под руководством Сергея Соболева, защитила в 1949 году кандидатскую диссертацию и перешла на работу на физический факультет ЛГУ, где преподавала до конца жизни.
Служение науке как форма существования
Дальше карьера Ладыженской развивалась по нарастающей. В 1955 году ее назначили профессором кафедры высшей математики и математической физики физического факультета ЛГУ, где она читала спецкурс «Теория краевых задач», вела семинар «Нелинейные краевые задачи». Студенты отмечали необыкновенные лекторские способности и чрезвычайную требовательность Ольги Александровны как научного руководителя. Заслужить хотя бы тройку у Ладыженской дорогого стоило.
Параллельно с работой в университете с 1954 года Ольга Александровна Ладыженская работала в Ленинградском отделении Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР (ЛОМИ). В 1962 году возглавила лабораторию математической физики.
Научные достижения Ладыженской были обусловлены не только талантом, но и феноменальной самоотдачей и работоспособностью. По воспоминаниям Мкртычяна, служение науке было для нее формой существования, занимавшей все двадцать четыре часа в сутки. В 1950–60-е годы, на которые пришелся пик продуктивной научной деятельности Ладыженской, она сознательно не приобретала телевизор, чтобы не тратить на него свое время. Как-то она обмолвилась, что над задачами ей хорошо думается на прогулках, но лучше всего — во сне.
При этом спала она до удивительного мало. Ученики и коллеги могли звонить ей в любое время и без всяких извинений за поздний звонок. Обсуждать математические проблемы она была готова где угодно — хоть в аудитории, хоть по дороге домой в троллейбусе. Ей не требовались записи; словно шахматный гроссмейстер, она держала в голове несколько партий одновременно.
Дружба с Ахматовой
Доверительные отношения сложились у Ладыженской с Анной Ахматовой — между ними была разница в возрасте почти в 30 лет, но это совершенно не мешало их дружбе. Поэт и мемуарист Анатолий Найман рассказывал, что Ольга Александровна занимала особое место среди «катавших» Ахматову ленинградцев: знаменитая поэтесса любила выбираться на загородные автомобильные прогулки.
Профессиональная привычка уделять внимание даже самым незначительным деталям сказывалась на том, как Ладыженская воспринимала окружающий мир. Из своих поездок она привозила фотографически точные и подробные воспоминания, не раз поражавшие очевидцев.
Однажды Ладыженская смогла удивить и даже вдохновить Ахматову рассказом о поездке в Выборг. Сама Ахматова посетила Выборг второпях, совершенно спонтанно, отметив для себя, что это был «средней силы населенный пункт». Когда через несколько дней у нее в гостях Ладыженская стала рассказывать, как прекрасен этот город и как ее поразил гранитный монолит, ступенями уходящий в воду, Ахматова с обидой призналась, что ничего подобного там даже не заметила. Через день появились строки с посвящением Ладыженской:
Огромная подводная ступень,
Ведущая в Нептуновы владенья, —
Там стынет Скандинавия, как тень,
Вся — в ослепительном одном виденье.
Своим гостям Ахматова представляла Ольгу Александровку как Софью Ковалевскую наших дней. Ахматова всецело доверяла Ладыженской — та двадцать лет хранила магнитофонную запись ахматовской поэмы «Реквием», которая была сделана после сожжения рукописи в годы репрессий. Возможно, именно из-за такой степени доверия Ольга Александровна потом наотрез отказывалась писать мемуары о своей подруге и считала, что их личные беседы не должны становиться достоянием посторонних.
Широкое признание
В 1981 году Ладыженская стала членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению математики, а в конце 1990 года — академиком Академии наук СССР. С 1990 года по 1998 год она занимала пост президента Санкт-Петербургского математического общества, а также была почетным членом данного общества.
Среди работ Ладыженской особое значение имеют исследования уравнений Навье — Стокса по описанию движения жидкости с учетом вязкости, а также работы, связанные с решением двух из 23 кардинальных проблем математики, сформулированных на Международном конгрессе математиков в Париже в 1900 году Давидом Гильбертом. Благодаря Ольге Ладыженской 19-я и 20-я проблемы из этого списка, оказавшего серьезное влияние на науку в XX веке, теперь имеют решение.
К Ладыженской пришло международное признание, которому не смогли помешать ни пресловутый «железный занавес» в советские годы, ни хаос и утечка специалистов за рубеж в девяностые.
Ольга Ладыженская. Фото: Василий Федосеев / ТАССПрофессор Ромэн Сакс вспоминал, как в поздние годы жизни Ольга Александровна попросила его помочь ей отобрать статьи перед научной командировкой в США. В преклонном возрасте она стала терять зрение, и читать самой ей было затруднительно. Работ оказалось очень много, и пришлось разбирать их несколько дней до самой поздней ночи. Сакс просматривал зарубежные статьи, на ходу переводил и тут же зачитывал их Ольге Александровне на русском, а она решала, интересна ей работа или нет. Казалось, она не уставала — приносила всё новые и новые кипы бумаг. В последний вечер перед отъездом (или даже утром — было около трех после полуночи) Сакс взмолился о пощаде. Ладыженская отчеканила ему: «Слабак!» — и, расстроенная, ушла к себе.
Выбор человека, посвятившего себя науке
В 90-е и в начале 2000-х Ольга Александровна часто грустила. Отечественная наука переживала не лучшие времена. Российская академия наук держалась на старой гвардии, большинству видных ученых было глубоко за семьдесят. Молодежь в общей массе отказывалась идти в науку либо уезжала за рубеж ради финансовой выгоды. Мизерные стипендии студентов, ветшающие библиотечные фонды, кадровые проблемы… Ольгу Александровну расстраивал разрыв между крупными российскими городами и провинцией, между условиями, в которых трудятся российские ученые и их западные коллеги.
Как могла, Ладыженская всю жизнь пыталась помогать другим: регулярно направляла материальную помощь своему школьному учителю в Кологриве; организовала сбор средств для лечения в Германии своего ученика Валерия Ривкинда; организовала ускоренную защиту кандидатской диссертации для другого ученика, Льва Капитанского, когда тот получил повестку о призыве в армию (кандидата наук не должны были отправлять на войну в Афганистан). Она всегда считала своим долгом помогать умным студентам с «плохой анкетой».
В последние годы жизни поселила у себя дома дочь знакомых из провинции. Умненькая студентка из семьи простых учителей не могла толком рассчитывать на помощь родителей или свою крошечную стипендию. Ладыженская предложила ей переехать к ней из общежития в качестве помощницы. Поддерживая девушку материально, она помнила, как когда-то помогли ей самой — дочери расстрелянного школьного учителя из маленького города Кологрива.
У Ольги Александровны не было своей семьи и детей. Это был осознанный выбор человека, посвятившего себя науке. При этом она обожала детей и внуков своих старших сестер, относилась к ученикам и коллегам как к своим близким людям.
12 января 2004 года Ольги Александровны Ладыженской не стало. Смерть была скоропостижной: перед перелётом в США она легла спать и не проснулась. Ее отпевали в храме Комарово и похоронили недалеко от могилы Анны Ахматовой.
Изображение на обложке: Олег Пороховников / ТАСС
Ладыженская Ольга Александровна | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Член Российской академии наук | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доктор физико-математических наук (1954) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальность: | 01. 01.02 (Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения: | 07.03.1922 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Веб-сайт: | http://www.pdmi.ras.ru/staff/ladyzhenskaya.html | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова: | уравнения Навье-Стокса; уравнение Эйлера и другие уравнения гидродинамики; нелинейные эллиптические, параболические и гиперболические уравнения; мультипликаторы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные публикации: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
http://www. mathnet.ru/eng/person8865 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
https://ru.wikipedia.org/wiki/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список публикаций в Google Scholar | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список публикаций на ZentralBlatt | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
https://mathscinet.ams.org/mathscinet/MRAuthorID/1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=7611 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публикации в Math-Net.Ru |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организации |
|
IMU-Net 99: январь 2020 г. | Международный математический союз (IMU)
Электронный информационный бюллетень Международного математического союза, выходящий раз в два месяца (pdf)
Редактор: Мартин Рауссен, Ольборгский университет, Дания
От редакции: Ладыженская медаль по математической физике объявлена
Ольга Александровна Ладыженская (1922-2004) занимает особое место в истории математики и математической физики в Санкт-Петербурге, России и мире. Ее теоремы сформировали современную теорию дифференциальных уравнений в частных производных математической физики. Благодаря своим лекциям, семинарам и работе со студентами она вдохновила на выдающиеся достижения во многих других областях математической физики, включая квантовую теорию поля и статистическую физику.
В 2022 году, году Санкт-Петербургского ИКМ, исполнится 100 лет со дня рождения Ольги Александровны. Национальный комитет математиков России, Санкт-Петербургский государственный университет и, в качестве учредительной премии, Оргкомитет МКМ учреждают новую премию в честь Ладыженской, которая будет впервые вручена на специальном мероприятии, посвященном 100-летию Ладыженской. во время ICM 2022.
Ладыженская медаль по математической физике будет присуждаться каждые 4 года за революционные результаты в области математической физики или с ее приложениями. Это включает в себя любую существующую или будущую область исследований в математической физике и смежных областях математики.
Победитель получает медаль и денежное вознаграждение в размере 1 млн рублей. Если основная работа является совместной между несколькими людьми, комиссия может рассмотреть вопрос о совместной премии. Полные статуи приза можно найти на сайте icm2022.org.
Кандидатуры следует направлять председателю Комитета премии 2022 года профессору Джованни Фельдеру по адресу [email protected]. Каждая номинация должна содержать подробное описание работы кандидата и того, как она вписывается в общее развитие отрасли, а также ссылки. Номинации являются конфиденциальными и не должны разглашаться кандидату. Крайний срок для номинаций 1 декабря 2021 г. .
В своих решениях комитет премии будет руководствоваться стремлением к совершенству, а также вниманием к разнообразию как области математической физики, так и людей, которые в ней работают. Победитель(и) приза будет объявлен во время ICM 2022.
Организаторы приза принимают предложения по дизайну знака отличия. Предложение должно быть отправлено по адресу [email protected]. Лучшее предложение получит приглашение на столетие OAL и скромное денежное вознаграждение.
Чтобы узнать больше о необыкновенной жизни и карьере Ольги Александровны Ладыженской, отличным ресурсом является статья https://www. ams.org/notices/200411/fea-olga.pdf в «Известиях АМН» С. Фридлендер, П. Лакс, К. Моравец, Л. Ниренберг, Г. Серегин, Н. Уральцева, М. Вишик; а также вклад https://www.ams.org/journals/bull/2019-56-01/S0273-0979-2018-01656-X/S0273-0979-2018-01656-X.pdf в Бюллетень AMS С. Фридлендера. Дополнительные материалы и ссылки можно найти на сайте Санкт-Петербургского математического пантеона, посвященном О.А. Ладыженской и на странице ИКМ см. в частности сборник эссе https://icm2022.yandex.com/blog/newsletter-1-olga-ladyzhenskaya
Станислав Смирнов (Председатель Оргкомитета ICM 2022)
CEIC: примечания и комментарии
В прошлом году произошел ряд событий в сфере научных публикаций. Следующие две статьи Дайаны Квон дают очень хороший обзор новостей 2019 года и того, что может произойти в 2020 году:
https://www.the-scientist.com/news-opinion/2019-was-big-for-academic -публикация—вот-наш-год-в-обзоре-66877
https://www. the-scientist.com/news-opinion/what-to-expect-in-the-publishing-world-in-2020—66882
CDC: Программа стипендий и приглашенных ученых
а. Запрашиваемые стипендии IMU Breakout Graduate Fellowships
Благодаря щедрому пожертвованию победителей Премии прорыва в области математики — Яна Агола, Жана Бургейна, Саймона Дональдсона, Алекса Эскина, Кристофера Хакона, Максима Концевича, Винсента Лафорга, Джейкоба Лурье, Джеймса МакКернан, Теренс Тао и Ричард Тейлор – ИДУ при содействии FIMU открывает новый призыв 9-гоПрограмма 1598 IMU Breakout Graduate Fellowship для поддержки обучения в аспирантуре в развивающейся стране с получением степени доктора математических наук. Программа IMU Breakout Graduate Fellowships предлагает ограниченное количество полных грантов сроком до четырех лет для отличников из развивающихся стран.
Профессиональным математикам предлагается номинировать высокомотивированных и математически одаренных студентов из развивающихся стран, которые планируют получить докторскую степень в развивающейся стране, в том числе в своей стране. Кандидаты должны иметь неизменно хорошую академическую успеваемость и должны быть серьезно заинтересованы в карьере исследователя и преподавателя математики.
Для того, чтобы номинация имела право на участие, страна гражданства учащегося, страна проживания и страна, в которой будет проходить обучение, должны входить в список развивающихся стран, определенный IMU на период 2019-2022 гг.: https://www.mathunion.org/cdc/about-cdc/definition-developing-countries.
Прием заявок на 2020 год будет открыт с 1 февраля по 30 мая 2020 года. Дополнительная информация по телефону
https://www.mathunion.org/cdc/scholarshipsgraduate-scholarships/imu-breakout-graduate-fellowship-program
б. Программа приглашенных ученых Абеля: сроки до 2020 г.
Программа приглашенных ученых Абеля, финансируемая Советом Нильса Хенрика Абеля (Норвегия), помогает молодым математикам, профессионально работающим в развивающихся странах, посетить международного научного сотрудника сроком на один месяц. Крайний срок:
30 апреля 2020 г. для посещений в период с 1 сентября по 31 декабря 2020 г.
31 августа 2020 г. для посещений в период с 1 января по 30 апреля 2021 г.
31 декабря 2020 г. для посещений в период с 1 мая по 31 августа 2021 г.
Для получения дополнительной информации: https://www.mathunion.org/cdc/grantsresearch-travel-grants/abel-visiting-scholar-program
CWM: Рекомендации проекта «Гендерный разрыв в науке»
Рекомендации основаны на результатах выполнения задач проекта и обсуждений, проведенных в сети, созданной вокруг проекта.
: Пожалуйста, используйте их как инструмент для сокращения гендерного разрыва в математике!
Для преподавателей и родителей
1.1 Избегайте гендерных стереотипов и неосознанных гендерных предубеждений при общении со ученицами и детьми. Внедряйте практики, поощряющие девочек к участию в мероприятиях STEM в школах и за их пределами. Расскажите мальчикам и девочкам о гендерном равенстве.
1.2 Избегайте книг и социальных сетей, которые усиливают гендерный разрыв в науке. Используйте книги и средства массовой информации, пропагандирующие гендерный баланс и подчеркивающие вклад женщин в науку.
1.3 Развивать гендерную осведомленность в классе и поощрять девочек к изучению предметов STEM. Отслеживайте, кого вы привлекаете в классе, чтобы каждый ученик имел возможность участвовать и чтобы девочки чувствовали себя комфортно, высказываясь.
1.4 Поощрять соответствующие занятия для мужчин и женщин, чтобы повысить уверенность девочек в себе и возможности для самовыражения.
Для местных организаций
Под местными организациями мы подразумеваем научные или образовательные организации всех видов: научные отделы в университетах, конференц-центры, исследовательские группы в промышленности и т. д.
2.1 Способствуйте созданию уважительной и коллегиальной рабочей атмосферы в вашей организации. Следить за поддержкой, благополучием и наставничеством женщин-ученых.
2.2 Определить передовой опыт по предотвращению сообщений и борьбе с сексуальными домогательствами и дискриминацией в профессиональной среде.
2.3 Устранить влияние родительских обязанностей на карьеру женщин. Ввести надлежащий учет (рекомендуется 18 месяцев на ребенка) обязанностей по уходу за детьми при оценке кандидатов в процессах найма и продвижения по службе. На практике это касается в основном женщин. Поощряйте проведение исследования только через год после отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Признайте и примите существование прерывистой карьеры и семейных обязанностей и учитывайте их при найме и политике финансирования.
2.4 Обеспечить прозрачность статистических данных о заработной плате, загрузке курсов, бонусах, найме и продвижении по службе, наблюдая за прогрессом или трудностями, с которыми сталкиваются женщины-преподаватели. Поощряйте политику, помогающую уменьшить гендерное неравенство в оплате труда. Обеспечьте представительство женщин и мужчин в комитетах по найму и проведите тренинг по бессознательной предвзятости для всех членов. Сделайте гендерную линзу обязанностью преданного человека.
2.5 Добро пожаловать семьям и создайте благоприятную для детей среду. Обеспечить улучшенные системы поддержки для родителей. Распределить учебную нагрузку с подходящими часами для родителей. Что касается конференц-центров, позаботьтесь о проблемах посещения семей с детьми и оборудуйте семейные комнаты в гостевых домах для удовлетворения всех основных потребностей ( например , детские игрушки, стульчики для кормления и пеленальные столики для малышей).
2.6 Обеспечение гендерного равенства во всех институциональных политиках. Определите человека или группу, ответственных за гендерное равенство внутри организации, рассматривая гендерный баланс во всех видах деятельности. Внедрить инициативы, поощряющие женщин. Привлекайте мужчин к выявлению барьеров и их устранению. Невыполнение планов действий по разнообразию должно иметь финансовые последствия.
2.7 Включать во все просветительские и образовательные программы цель сокращения гендерного разрыва. Адаптируйте такие программы к региону или дисциплине, которой занимается организация, и оцените их эффективность. Развивать гендерную осведомленность будущих учителей и обучать критическому мышлению.
Есть третья часть с рекомендациями для научных союзов и других всемирных организаций, включая IMU. Мы не приводим их здесь из-за нехватки места, но они будут размещены в ближайшие дни на веб-сайте CWM.
Внутри ИДУ: столетие конференции
ИДУ было официально создано 20 сентября 1920 года в Страсбурге, Франция, незадолго до ICM в Страсбурге. Конференция «Математика без границ», Страсбург, 28–29.Сентябрь 2020 года , будет отмечать столетие этого исторического события. Открытие конференции состоится в том же здании, в котором проходила ICM 1920 года в Страсбурге.
Дополнительная информация, включая список выступающих: https://indico. math.cnrs.fr/event/5375/. Регистрация откроется совсем скоро.
Международный день математики
а. Запуск в ЮНЕСКО 13 марта 2020 г. Предварительная программа уже доступна онлайн по адресу https://www.idm314.org/resources/files/idm-launch-program.pdf.
=Посещение только по приглашению.
б. Заявка на отправку видео : мы собираем коллективное видео для первого официального Международного дня математики, посвященное теме этого года «Математика повсюду» и показывающее, что математика отмечается во всем мире. Индивидуально представленные клипы со всего мира проиллюстрируют многообразие мест, где можно найти математику. Окончательное видео будет представлено во время двух презентаций в штаб-квартире ЮНЕСКО и на презентации NEF 2020 в Африке 13 марта 2020 г. и размещено в Интернете.
Присоединяйся и участвуй! Отправьте нам короткую 15-секундную запись, следуя инструкциям на странице https://www. idm314.org/math-everywhere-video.html до 21 февраля 2020 г.
c. Узнайте на веб-сайте http://everywhere.idm314.org, что «Математика повсюду».
д. Если вы еще этого не сделали и планируете организовать мероприятие, то предварительно анонсируйте свое мероприятие на http://www.idm314.org. Затем ваше событие присоединится ко многим другим точкам на карте.
эл. Если вы еще этого не сделали, зарегистрируйтесь в информационном бюллетене IDM на http://www.idm314.org. Так вы будете в курсе новых событий.
Джон Т. Тейт (1925–2019)
16 октября 2019 года скончался американский математик Джон Торрент Тейт. Он был известен во всем мире своими работами в области теории чисел и алгебраической геометрии.
Его влияние в этих областях отражено во многих концепциях, носящих его имя: кручение Тейта, группа Тейта-Шафаревича, модуль Тейта, алгебры Тейта, когомологии Тейта, теорема двойственности Тейта, след Тейта, теория Ходжа-Тейта и теория Сато-Тейта. предположение, некоторые примеры.
После получения степени магистра математики в Гарвардском университете и докторской степени в Принстоне по теме «Анализ Фурье в числовых полях и дзета-функция Гекке» под руководством Эмиля Артина Тейт преподавала в Гарварде 36 лет. В 1990 году он поступил в Техасский университет в Остине, откуда вышел на пенсию в 2009 году.
На протяжении всей своей карьеры Джон Т. Тейт установил тесные связи с французским математическим сообществом. С 1950-х и около десяти лет он был частью группы Бурбаки. Он проводил семинары в Коллеж де Франс и несколько раз был приглашенным профессором в IHES. Соавтор, совместно с Ж.-П. Серра, теории, которая теперь носит их имена, теории Серра-Тейта. С 19Начиная с 50-х годов, они поддерживали длинную научную переписку, которая была частично опубликована в 2015 году Французским математическим обществом.
После того, как в течение многих лет циркулировала препринт, статья Тейта Жесткие аналитические пространства была наконец опубликована в математическом журнале Inventiones Mathematicae в 1971 году; она послужила основой для развития жесткой геометрии. Тейт пришел к выводу, что его p-адическая униформизация эллиптических кривых указывает на существование общей теории p-адических аналитических пространств. Эта идея была настолько радикально новой, что даже Гротендик поначалу отнесся к ней очень скептически; изменил свое мнение, как только Тейт начал развивать свою теорию в 1961.
Джон Т. Тейт был членом Национальной академии наук (США), Норвежской академии наук и гуманитарных наук, ассоциированным иностранным членом Французской академии наук и почетным членом Лондонского математического общества.
В 2010 году он был удостоен Абелевской премии, одной из двух самых престижных наград в области математики, за «огромное и продолжительное влияние на теорию чисел» . Премия Вольфа (2002 г.), премия Стила (1995 г.) и премия Коула по теории чисел (1956), являются одними из нескольких других наград, которые он получил за свою карьеру.
(Сокращенная версия некролога с веб-сайта Института высших научных исследований, Бюрес-сюр-Иветт, Франция; воспроизводится с разрешения)
Ольга Александровна Ладыженская (1922-2004) — Памятник «Найди могилу»
Мемориал успешно обновлен.
Да, больше никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.
Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.
Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.
Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.
Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.
Спасибо за помощь в поиске могилы!
Запрос фото успешно отправлен.
Запрос на фотографию успешно удален.
Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.
Мемориал успешно перенесен
Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .
Запрос на фотографию выполнен.
Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?
Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.
Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?
Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?
Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.
- Проблема #index#:
- Детали:
- Сообщил:
- Сообщено:
При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.
Проблема:
Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема
Пожалуйста, выберите проблему
Детали:
Какой мемориал вы считаете дубликатом Ольге Ладыженской (95351312)?
Мы рассмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .
ID мемориала
Недействительный мемориал
Пожалуйста, введите действительный ID мемориала
Вы не можете объединить мемориал сам с собой
Мемориал уже объединен
9Мемориал 1560 года уже удаленВы уверены, что хотите удалить это фото?
Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.
ЗакрыватьДобро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»
Узнайте, как максимально эффективно использовать мемориал.
или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем
Фотография на обложке и важная информация
Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.
Фотографии
Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.
Вкладка «Фотографии»
Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.
Цветы
Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Кнопка «Оставить цветок» .
Члены семьи
Члены семьи, связанные с этим человеком, появятся здесь.
Связанные поиски
Используйте ссылки под Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в том же городе, округе и т. д.
Поддержите этот мемориал
Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.
Поделиться
Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.
Сохранить в
Сохранить в древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.
Изменить или предложить изменить
Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.
Оставьте отзыв
Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.
Оставить отзыв
1 фото выбрано…
2 фотографии выбраны…
Превышен размер
Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал
«Неподдерживаемый тип файла»
Загрузка…
Ожидание…
Успех
2Это фото не было загружено, потому что в этом мемориале уже есть 20 фотографий
Это фото не было загружено, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал
Неверный тип файла
Загрузка 1 Фото
Загружено 2 Фото
1 Фото Загружено
2 Фото Загружено
Добавил(а)
ОТЛИЧНЫЕ НОВОСТИ! На это кладбище есть 1 волонтер .
Извините! На это кладбище нет волонтеров.