Русский язык 9 класс ладыженская упражнение 83: Номер №83 — ГДЗ по Русскому языку 9 класс: Ладыженская Т.А.

Упр. 83 — ГДЗ русский язык 6 класс Баранов, Ладыженская часть 1

  1. Главная
  2. ГДЗ
  3. 6 класс
  4. Русский язык
  5. Баранов, Ладыженская. Учебник
  6. Упражнение 83. Часть 1

Вернуться к содержанию учебника

Вопрос

№83 учебника 2019-2023:

     Прочитайте текст. Что хотел сказать автор, передавая разговор двух лиц? В каком предложении выражена основная мысль автора?

ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ

     Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
     — Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
     Подслушал гуся журавль и говорит ему:
     — Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл?
     Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

(К. Ушинский)


№83 учебника 2011-2018:

     Напишите рассказ, что произошло (случилось) с той вещью, которую вы купили в магазине «Всё для счастья».

Ответ

№83 учебника 2019-2023:

     Передавая разговор двух птиц, автор хотел сказать, что лучше быть мастером в одном деле, чем делать кое-как многие.
      Главная мысль автора выражена в предложении: Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.


№83 учебника 2011-2018:

     Однажды я заметил(а) магазин с необычным и интригующим названием «Всё для счастья». Там продавались различные аксессуары для творчества, чтобы сделать «счастье» своими руками для себя или близких. Там были бисер, цветные ленты, краски, альбомы, пластилин, масса для мыла, свечей и многое-многое другое, 
     Я выбрал(а) стекло в рамочке, на котором надо было специальными красками нанести витражную картинку. Дома я в течение нескольких дней старательно наносил(а) рисунок на стекло. Получилось очень красиво. Витраж стал отличным подарок на годовщину свадьбы моих родителей.

     Теперь картинка украшает нашу кухню, отбрасывая цветные тени на стены. Эта вещица и впрямь излучает счастье. Благодаря ей в нашем доме появилась поговорка: «Хочешь счастья? — Создай его сам!» 


Вернуться к содержанию учебника


Понятие о сложноподчиненном предложении.

Урок русского языка. 9 класс. | План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему:

Тема. Сложноподчинённые предложения

Класс 9

Учитель Тимиряева Алевтина Анатольевна

Учебник Русский язык 9 класс .Авторы : Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.

Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении.

Цель:

а) формирование умений находить главное  и придаточное предложения;

б) определять место придаточного, его связи с главным;

в) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых предложений  сложноподчинёнными;

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Ход урока.

1.Словарная работа : записать словосочетания, выделить орфограммы : написание гласных в суффиксах причастий ; определить вид подчинительной связи :

 Стелющийся клевер, белеющие березы, мучимый ненавистью, выкаченная бочка, пенящееся молоко, независимая комиссия, колющиеся предметы, расскажите друзьям, расклешенные брюки, идущие навстречу, задумаешься о многом, смотрящий вдаль.

2. Повторение : определение сложного предложения :

1) Какие предложения называются сложными?

2) Какие предложения называются сложносочиненными?

3) На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся?

4) Назовите средства связи , используемые для соединения простых предложений в сложное.(Союзы, интонация и союзные слова).

5) Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении

  и когда?  

— Итак, мы вспомнили сложносочиненное предложение , сегодня нам предстоит познакомиться со второй группой сложных союзных предложений- со сложноподчиненным предложением. Запишите тему урока.

— Что  мы с вами уже знаем о СПП ?

— Как вы думаете, какова цель нашего урока? (после слова ребят учитель сообщает цели урока).

3.Объяснение нового материала.

 — На доске записано предложение :  Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо.

Задание: дать характеристику , выделить средства связи , выделите главное и придаточное предложения , построить схему.

— Дайте определение сложноподчиненного предложения.

4.Чтение материала учебника ( стр.49-50)

5.Закрепление изученного.

1) Конструирование 🙁 уметь производить синонимическую замену простого осложненного предложения , сложносочиненного предложения — сложноподчиненным.)

 — Заменить простое предложение сложноподчиненным: Сад спускался к реке , поросшей густым камышом.

— Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное  : Воздух был полон звуками и голосами .Эти звуки и голоса можно было слышать только весной.

— Заменить сложносочиненное предложение сложноподчиненным : Цветут липы ,и пахнет липовым медом.

-Вывод…        

2).Выполнить упражнение 83 (устно)

— Назовите подчинительные союзы , которые связывают части СПП.

3) ). Выполнить упр 84 (письменно)

-Назовите средства связи придаточного с главным.

3) Тест

1.Укажите неверное утверждение

А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

В) Союзные слова не являются членами предложения.

Г) В СПП от главного к придаточному можно задать вопрос.

2. Укажите СПП предложение: ( знаки не расставлены)

А) Солнце светило ярко и от этого по снегу пробегали огоньки.

Б) Старичок сидел на скамейке и задумчиво чертил тросточкой по дорожке.

В) Я всегда удивлялся как этот человек может делать несколько дел сразу.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: 1. Читать параграф, уметь рассказать о СПП ;

                                  2.Выписать из художественной  литературы 6 предложений СПП, выделив  главную и придаточную части,   или выполнить упр. 85 по заданию

 Проверка домашнего задания (упражнение 76-ое).

ИдеАлы, прогрЕССивный, мировоЗЗрение, интЕрнациональный, гиганТский, колОССальный, совремЕННик, тружЕНики, прИвИлегированный, чуВствовать, чеСтвовать, эшЕлоны, прЕобразовать, колоННы, програММист,  кОмпьютер, пАрламентский.

(Гигантский и колоссальный —  слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)

 — Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.

(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным),  персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).

2. Слово учителя.

—  Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах  в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений. )

         

А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент? 

(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)

        

Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения  входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся  должны расставить в нём знаки препинания.

 

«Слово о полку Игореве»  уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

(«Слово о полку Игореве» — уникальное художественное произведение,  повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.  В предложении одна грамматическая основа: «Слово о полку Игореве» — подлежащее, произведение – сказуемое. Есть обособленно определение, выраженное причастным оборотом («повествующее о воинских подвигах»). Значит предложение простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

           

 Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите, подчеркните грамматические основы, начертите его схему. («Слово о полку Игореве» — уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово о полку Игореве» — подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое. Есть союзное слово которое. Значит предложение сложноподчинённое.)

                 Схема :      [    ] , (которое …).

4. Чтение материала, данного в учебнике.

         

5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.

1)  Над Русью нависла  грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.  (Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. В предложении две грамматических основы : 1 — опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.)

Задание : начертите схему предложения.

     Схема:           (      ), и (      ).

        

            Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

(Над Русью нависла грозная опасность, поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.)

           

Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)

         2) Несмотря на трагические события, описанные в «Слове…», оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.

        Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.

(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)

         

               Схема :         [        ],   (потому что…).

         

6. Обобщение.

         — Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.

Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)

        

Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность? 

(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)

         

А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? 

(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т. к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого,  обладают  равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и  мы вдруг увидели  там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью.  Придаточное предложение зависит от главного.)

        

С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые? 

(С помощью союзов и союзных слов.)

        

Являются ли союзы членами придаточного предложения? 

(Нет.)

        

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении? 

(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)

        

Какие три группы выделяются среди союзных слов? 

(1 — слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 —  слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово. )

         

Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово. 

(Что, когда, как).

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание  (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.

Русский язык набирает обороты в постсоветских государствах

Эта статья является первой в серии из двух частей об отношении к русскому языку в постсоветских государствах. В этой первой статье рассматривается мнение регионов об изучении русского языка; второй оценивает региональную миграцию и влияние на развивающиеся рынки Европы и Центральной Азии.

ВАШИНГТОН, округ Колумбия — Бывший президент Владимир Путин объявил 2007 год «Годом русского языка». Декларация носила не просто церемониальный характер — с момента распада Советского Союза число русскоязычных ежегодно сокращалось. Опросы Gallup показывают все более благоприятное отношение к изучению русского языка в нескольких постсоветских государствах, прежде всего в Грузии, Молдове и Армении.

В настоящее время Россия входит в десятку самых популярных языков мира, но, по некоторым оценкам, число людей, говорящих по-русски, сокращается. Во многих странах Центральной и Восточной Европы старшее поколение часто связывает русский язык с обязательными уроками при коммунизме. В постсоветские годы Москва подчеркивала значение русского языка как языка общения и доверия, великой литературы и мировой науки. Напротив, некоторые противники заклеймили его как пережиток империализма и призвали новое поколение свободно говорить на своем национальном языке.

Несмотря на затянувшуюся напряженность между Москвой и Тбилиси, в Грузии 64% респондентов заявили, что для грузинских детей «очень важно» учить русский язык, по сравнению с 43%, сказавшими это в 2006 г. В марте 2007 г., незадолго до Согласно опросу Gallup, посольство России в Тбилиси выразило заинтересованность в открытии школы русского языка в надежде возродить снижающийся интерес к языку среди грузинской молодежи.

В Молдове доля респондентов, считающих очень важным, чтобы их дети изучали русский язык, увеличилась на 12 процентных пунктов, с 27% до 39.% в период с 2006 по 2007 год. Это, вероятно, отражает потепление отношений между Москвой и Кишиневом в результате возвращения молдавских вин и мяса на внутренний российский рынок. Россия сняла запрет на торговлю, поставивший под угрозу экономику Молдовы, в ноябре 2006 г. чтобы их дети выучили русский язык, увеличилось на два балла (с 73% до 75%) с 2006 по 2007 год9.0005

Русский как родной язык

Результаты опроса Гэллапа подчеркивают преобладание использования национального языка над русским; на вопрос, на каком языке они предпочитают проводить интервью Gallup, только респонденты на Украине, в Казахстане и Беларуси в подавляющем большинстве выбрали русский язык. Украина и Казахстан сохраняют большее русское население. В Беларуси, где межнациональные различия между белорусами и русскими минимальны, русский язык является одним из официальных.


Итог

«Год русского языка» был важной попыткой сохранить статус языка Достоевского. Но, судя по статусу официального языка, русский язык значительно упал после распада Советского Союза. Официальный статус русскому языку предоставлен только в трех опрошенных странах — Беларуси, Казахстане и Кыргызстане. В трех других странах — Молдове, Украине и Таджикистане — русский язык определяется как «язык межнационального общения».

Методы опроса

Результаты основаны на личных интервью, проведенных в 2006 и 2007 годах примерно с 1000 жителей в возрасте 15 лет и старше в каждой стране. Для результатов, основанных на общей выборке взрослого населения страны, можно с уверенностью 95% сказать, что максимальная погрешность выборки составляет ±3 процентных пункта. Помимо ошибки выборки, формулировка вопроса и практические трудности в проведении опросов могут внести ошибку или предвзятость в результаты опросов общественного мнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *