Лабораторный опыт по химии 9 класс: Опыты и эксперименты по химии (9 класс) на тему: Практические работы по химии в 9 классе УМК О.С.Габриеляна

Учебно-методический материал по химии (9 класс): Лабораторный практикум по химии в 9 классе

Практическая работа № 1

Тема: Получение аммиака и изучение его свойств.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, универсальная индикаторная бумага, эксикатор, пробка с газоотводной трубкой, ступка с пестиком, раствор хлорида железа (III), концентрированные кислоты: азотная и соляная, кристаллический хлорид аммония, гашеная известь.

Ход работы:

Опыт № 1. Получение аммиака из солей аммония.

        Хлорид аммония и гашеную известь приблизительно в одинаковых количествах тщательно перемешивают в фарфоровой чашечке. Происходит ли образование аммиак в этих условиях? Полученную смесь высыпьте в сухую пробирку, которую закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в штативе, так, чтобы дно ее было немного выше отверстия (почему?). Смесь нагрейте. Как доказать, что выделился аммиак? Напишите уравнения реакции.

Опыт № 2. Растворение аммиака в воде.

Соберите, полученный аммиак в чистую пробирку. Пробирку, содержащую аммиак, закройте пробкой, погрузите ее в кристаллизатор и откройте пробку. Образуется фонтан. Испытайте полученный раствор индикаторной бумажкой. Небольшое количество полученного раствора нагрейте. Изменяется ли интенсивность запаха? Прокипятите раствор 2-3 минуты, испытайте его реакцию индикаторной бумажкой. Как изменилась окраска бумажки? Напишите уравнения реакции.

Опыт № 3. Взаимодействие аммиака с кислотами. 

Налейте  в пробирки по 1-2 мл концентрированных растворов соляной и азотной кислот. Газоотводную  трубку последовательно введите в пробирки с кислотами. Конец газоотводной трубки должен находится на расстоянии 5-6 мм от поверхности кислот. Что вы наблюдаете? Как объяснить появление «белого дыма»? Напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт № 4. Свойства  водного раствора аммиака.

                В две пробирки налейте водный раствор аммиака. В одну из них испытайте индикатором. В другую пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина, а затем немного раствора соляной кислоты. Что происходит при действии на водный раствор аммиака кислотой? Напишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт № 5. Взаимодействие с солями.

        В пробирку с аммиаком добавьте раствор добавьте раствор хлорида железа (III). Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в ионном виде.

Вопросы для защиты работы

  1. Какие  свойства проявляют соли аммония? Покажите на примере сульфата аммония. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  2. Осуществите превращение: Nh4 → Nh5Cl  → Nh5NO3 → Nh4
  3. Какой объем аммиак (н.у.) необходимо для получения сульфата аммония массой 26,4 г, если 20% аммиака теряется в ходе реакции?
  4. При взаимодействии 50 л аммиака с серной кислотой образовался сульфат аммония массой 126 г. Какой выход составляет эта масса от теоретически возможного?

Практическая работа № 2

Тема: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробиркодержатель, универсальная индикаторная бумага, пробка с газоотводной трубкой, соляная кислота, мел или мрамор, известковая вода, дистиллированная вода, лакмус, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, хлорид или нитрат бария, нитрат серебра.

Ход работы:

Опыт № 1. Получение и свойства оксида углерода (IV)

  1. Поместите в пробирку кусочек мрамора (мела) и налейте соляной кислоты. Наблюдайте выделения газа. Напишите уравнения реакции получения углекислого газа.
  2. Выделяющийся газ из пробирки пропустите в стаканчик с известковой водой. Что наблюдаете? Продолжайте пропускать газ после образования осадка? Какие изменения произошли? Напишите уравнения всех химических реакций в молекулярном и ионном виде.
  3. Конец газоотводной трубки выньте из раствора, сполосните и опустите в стаканчик с дистиллированной водой, подкрашенный лакмусом,  и пропустите через нее газ. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакции растворения углекислого газа в воде.
  4. В пробирку с гидроксидом натрия добавьте каплю фенолфталеина и пропустите СО2 до исчезновения окраски. Объясните наблюдаемое явление, составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Опыт 2. Распознавание карбонатов.

        В трех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия. Определите в какой пробирке какое вещество.

Вопросы для защиты работы

  1. Определите массу карбоната кальция.
  2. При действии избытка соляной кислоты на образец доломита MgCO3 × CaCO3 массой 50 г выделяется унлекислый газ объемом 11,7 л (н.у.) определите массовую долю примесей в данном образце.
  3. Допишите уравнения реакций:

K2O + SiO2 →                                CaSiO3  + HCl →

Ba(OH)2 + СO2 →                                KNO3 + CO2 →

Al2O3 + CO2 + h3O →                        Na2SiO3 + HCl→

Практическая работа № 3

Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Сера и ее соединения».

        

        Реактивы и оборудование: набор пробирок,  пробиркодержатель, растворы сульфид натрия, сульфат натрия, нитрат свинца (II), хлорид бария, серная кислота, сульфит натрия.

        Задание: путем попарного сливания определить вещества в пронумерованных пробирках.

Ход работы:

        Перед выполнением работы, пользуясь таблицей растворимости, составьте  молекулярные и ионные уравнения реакций и заполните опорную таблицу. В каждое пересечение строки и столбца занесите ожидаемый эффект реакции (выпадение осадка, выделение газа и т.д.), если видимых изменений в процессе реакции не происходит, то в таблице поставьте прочерк.

        Опорная таблица

Nа2S

Na2SO4

Pb(NO3)2

BaCl2

h3SO4

HCl

Na2SO3

Nа2S

Na2SO4

Pb(NO3)2

BaCl2

h3SO4

HCl

Na2SO3

        Рабочая таблица

        Рабочая таблица заполняется в процессе попарного сливания содержимого пронумерованных пробирок. В пересечении строк и столбцов заносится наблюдаемый результат реакции.

        Примечание: содержимое каждой пронумерованной пробирки необходимо делить так, чтобы его хватило на все опыты!

        После проведения всех опытов сравните опорную  и рабочую таблицы и установите, в какой пробирке какое вещество.

Практическая работа № 4

Тема: Щелочные  и щелочно-земельные металлы.

  Решение экспериментальных задач.

        

        Реактивы и оборудование: набор пробирок,  пробиркодержатель, спиртовка, спички, кристаллизатор, растворы сульфата натрия, нитрата свинца, карбоната калия, хлорида магния, серной кислоты, соляной кислоты; хлоридов лития, калия, натрия щелочные металлы: литий, калий, натрий.

        .

Ход работы:

Опыт № 1. Взаимодействие  щелочных металлов с водой.

        Наполните кристаллизатор водой и поставьте  его под тягу. Сделайте маленькую коробочку из фильтровальной бумаги, и положите в нее кусочек лития размером не больше горошины. При полуопущенном окне тяги осторожно поместите коробочку с с металлом в кристаллизатор с водой. Что наблюдаете? Испытайте действие образовавшегося раствора на фенолфталеин.

        Проделайте аналогичные опыты с натрием и калием. Напишите уравнения реакций. Сопоставьте химическую активность изученных щелочных металлов. От чего она зависит?

Опыт № 2. Окраска пламени солями лития, натрия и калия.

        В пламени горелки прокалите нихромовую проволоку. Если пламя окрашивается, то промойте проволоку чистой соляной кислотой и прокалите в пламени спиртовк до получения бесцветного пламени. Опустите проволоку в раствор хлорида натрия и внесите в бесцветное пламя горелки. Что наблюдаете?

        Проделайте аналогичные опыты с растворами хлоридов лития и калия.

Задание 1: Путем попарного сливания определите вещества в пронумерованных пробирках.

Выполнение задания.

Перед  выполнением задания, пользуясь таблицей растворимости, составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций и заполните опорную таблицу. В каждое пересечение строки и столбца занесите ожидаемый эффект реакции (выпадение осадка, выделение газа и т.д.), если видимых изменений в процессе реакции не происходит, то в таблице поставьте прочерк.

Рабочая таблица заполняется в процессе попарного сливания содержимого пронумерованных пробирок. В пересечение строк и столбцов заносится наблюдаемый результат реакции.

Опорная таблица

 

K2CO3

Na2SO4

MgCl2

Pb(NO3)2

h3SO4

K2CO3

Na2SO4

MgCl2

Pb(NO3)2

h3SO4

Рабочая таблица

        Примечание: содержимое каждой пронумерованной пробирки надо делить так, чтобы его хватило на все опыты!

        После проведения всех опытов сравните опорную и рабочую таблицы и установите, в какой пробирке какое вещество.

Практическая работа № 5

Тема: Алюминий и его соединения.

        

        Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, лучина, спички, алюминий, соли алюминия, растворы серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия.

        .

Ход работы:

Опыт № 1. Изучение химических свойств алюминия.

        а) Налейте в пробирку 2 мл соляной кислоты, опустите в нее алюминий. Что наблюдаете? Исследуйте газообразный продукт реакции с помощью горящей лучины. Что происходит? Напишите уравнение реакции.

        б) Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, опустите в него алюминий. Что наблюдаете? Исследуйте газообразный продукт реакции горения. Что происходит? Напишите уравнение реакции.

Сделайте общий вывод о химических свойствах алюминия.

Опыт № 2.Изучение амфотерных свойств гидроксида алюминия.

        Налейте в пробирку 2 мл раствора соли алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции. Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, а к другой – раствор гидроксида натрия до растворения осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций.

        Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия. Какими реакциями можно воспользоваться для определения амфотерных гидроксидов?

        Почему при приливании раствора щелочи к раствору соли алюминия выпадает осадок, а при приливании раствора соли алюминия к раствору щелочи выпадение осадка не наблюдается?

Опыт № 1. Осуществить следующее превращение.

Al → Al2(SO4)3 → Al(OH)3

Вопросы для защиты

  1. Почему алюминий не подвергается коррозии?
  2. Допишите уравнения  реакций в молекулярном и ионном виде:

Al(OH)3 + 3H+ →                        AlCl3 + AgNO3 →

Al2O3 + C →                                Al + h3SO4(р) →

Al3+ + 3OH- →                        Al2(SO4)3 + KOH →

  1. При обработке смеси порошков магния, алюминия, меди раствором щелочи, содержащим гидроксид натрия массой 16 г, выделяется водород объемом 13,44 л (н.у.).  Определите  массовую долю алюминия в смеси.
  2. Определите массовую долю соляной кислоты в растворе массой 200 г, если в нем растворили металлический алюминий массой 2,7 г.

 

Практическая работа № 6

Тема: Изучение свойств железа и его соединений.

        Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, железо, оксид железа (III), растворы серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), сульфата меди (II), универсальная индикаторная бумажка.

.Ход работы:

Опыт № 1. Взаимодействие железа с кислотами и с солями.

        а) Налейте в одну пробирку соляную кислоту, в другую – серную. Внесите в каждую пробирку железо. Что ва наблюдаете? Составьте уравнение реакции, определите окислитель и восстановитель.

        б) Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и внесите в нее железо. Что вы наблюдаете? Какой процесс происходит? Объясните его, напишите уравнение реакции.

Опыт № 2. Взаимодействие оксида железа с кислотами.  

        Насыпьте в две пробирки немного оксида железа (III), в одну пробирку добавьте серную кислоту, в другую – соляную. Что вы наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ином виде.

Опыт № 3. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

        Налейте в одну пробирку раствор хлорида железа (II), в другую – хлорида железа (III) и добавьте в каждую пробирку раствор гидроксида натрия  до образования осадка. Что вы наблюдаете? Составьте ионные уравнения реакций.

        а) Разделите гидроксид железа (II) на три части, к первой добавьте соляную кислоту, ко второй – гидроксид натрия, а третью оставьте на воздухе. Что наблюдаете? Составьте ионные уравнения реакций. Наблюдайте, что происходти с течением времени в пробирке, где находится гидроксид железа (II). Поясните наблюдаемые изменения. Напишите уравнения реакций.

        б) Разделите гидроксид железа (III) на две части, к одной добавьте соляную кислоту, к другой – гидроксид натрия. Что наблюдаете? Составьте ионные уравнения реакций.

Опыт № 4. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

а)  Налейте в пробирку раствор  хлорида железа (II) и добавьте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

б) Налейте в пробирку раствор хлорида железа (III) и добавьте раствор роданида калия KSCN. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции.

Вопросы для защиты

  1. Осуществите ряд превращений: Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → FeCl3 → Fe2(SO4)3 
  2. Какая из электронных формул отражает строение атома железа:

А) 1s22s22p63s23p63d54s1;                                          Б) 2, 8, 18, 8, 2;  

В) 1s22s22p63s23p64s2;                                            Г) 1s22s22p63s23p63d64s2;  

  1. В каком случае железо является восстановителем?

2FeCl2 + Cl2 → 2FeCl3 ;      Fe  + 2HCl → FeCl2 + h3 ;      Fe2O3 + 2Al →Al2O3 + 2Fe

  1. Допишите молекулярные уравнения реакций:

Fe3+ + 3 OH- → ;                                Fe + Cu2+ → F2+ + Cu        

  1. Какой объем водорода потребуется для восстановления железа из образца красного железняка массой 10 г, в котором содержится 70% Fe2O3?

Лабораторная работа №1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств

§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух. (стр. 129-135)

§19. Водород. (стр. 136-142)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№19;

§20. Вода. (стр. 143-152)

§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)

§22. Галогены. (стр. 159-167)

§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№26;

§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)

§25. Кислород. (стр. 180-188)

Лабораторный опыт:

№27;

§26. Сера. (стр. 188-195)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№28;

§27. Соединения серы. (стр. 195-204)

Лабораторный опыт:

№29;

§28. Азот. (стр. 204-209)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

§29. Аммиак. (стр. 210-216)

Лабораторный опыт:

№30;

§30. Соли аммония. (стр. 216-219)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№31;

§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)

§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)

§33. Углерод. (стр. 232-241)

Лабораторный опыт:

№36;

§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)

§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№40;

Темы для дискуссии::

1; 2; 3;

Лабораторная работа №40. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств

§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух.

(стр. 129-135)

§19. Водород. (стр. 136-142)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№19;

§20. Вода. (стр. 143-152)

§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)

§22. Галогены. (стр. 159-167)

§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№26;

§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)

§25. Кислород. (стр. 180-188)

Лабораторный опыт:

№27;

§26. Сера. (стр. 188-195)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№28;

§27. Соединения серы. (стр. 195-204)

Лабораторный опыт:

№29;

§28. Азот. (стр. 204-209)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

§29. Аммиак. (стр. 210-216)

Лабораторный опыт:

№30;

§30. Соли аммония. (стр. 216-219)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№31;

§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)

§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)

§33. Углерод. (стр. 232-241)

Лабораторный опыт:

№36;

§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)

§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№40;

Темы для дискуссии::

1; 2; 3;

Лабораторная работа №15. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств

§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух.

(стр. 129-135)

§19. Водород. (стр. 136-142)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№19;

§20. Вода. (стр. 143-152)

§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)

§22. Галогены. (стр. 159-167)

§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№26;

§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)

§25. Кислород. (стр. 180-188)

Лабораторный опыт:

№27;

§26. Сера. (стр. 188-195)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№28;

§27. Соединения серы. (стр. 195-204)

Лабораторный опыт:

№29;

§28. Азот. (стр. 204-209)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

§29. Аммиак. (стр. 210-216)

Лабораторный опыт:

№30;

§30. Соли аммония. (стр. 216-219)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№31;

§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)

§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)

§33. Углерод. (стр. 232-241)

Лабораторный опыт:

№36;

§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)

§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№40;

Темы для дискуссии::

1; 2; 3;

Лабораторная работа №30. Изучение свойств аммиака

§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух. (стр. 129-135)

§19. Водород. (стр. 136-142)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№19;

§20. Вода. (стр. 143-152)

§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)

§22. Галогены. (стр. 159-167)

§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№26;

§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)

§25. Кислород. (стр. 180-188)

Лабораторный опыт:

№27;

§26. Сера. (стр. 188-195)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№28;

§27. Соединения серы. (стр. 195-204)

Лабораторный опыт:

№29;

§28. Азот. (стр. 204-209)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

§29. Аммиак. (стр. 210-216)

Лабораторный опыт:

№30;

§30. Соли аммония. (стр. 216-219)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4; 5;

Лабораторный опыт:

№31;

§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)

§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)

§33. Углерод. (стр. 232-241)

Лабораторный опыт:

№36;

§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)

§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)

Вопросы к параграфу:

1; 2; 3; 4;

Лабораторный опыт:

№40;

Темы для дискуссии::

1; 2; 3;

Химия 9 класс — лабораторный опыт 1 Рудзитис, Фельдман, ГДЗ, решебник, онлайн

  • ГДЗ, решебник, онлайн по химии 9 класс Рудзитис, Фельдман

    Автор:

    Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

    Издательство:

    Просвещение

гдз решебник онлайн по химии 9 класс лабораторный опыт 1 автор Рудзитис, Фельдман

ГДЗ(готовые домашние задания), решебник онлайн по химии за 9 класс авторов Рудзитис, Фельдман лабораторный опыт 1 — вариант решения лабораторного опыта 1


§ 1-3:

§ 4-6:

§ 7-10:

    § 11-12:

      Вопросы: 1 2 3 4 5

    § 13:

      § 14:

        Вопросы: 1 2 3 4 5

      § 15-18:

      § 19-20:

      § 21-23:

      § 24-29:

      § 30-33:

      § 34-38:

      § 39:

      § 40-41:

      § 42:

      § 43-44:

      § 45-47:

      § 48-54:

      § 55-59:

      Химия 9 класс Тетрадь лабораторных опытов и практических работ Габриелян Купцова

      о. с. Габриелян, А. В. Купцова ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ к учебнику О. С. Габриеляна ХИМИЯ ВЕРТИКАЛЬ Г 1 9 I Г о. с. Габриелян, А. В. Купцова ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ к учебнику О. С. Габриеляна ГЭС химия Учени……………….класса, .школы. 2-е издание, стереотипное ВЕРТИКАЛЬ Москва ^орофа 2014 9 УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Г12 Габриелян, О. С. Г12 Химия. 9 кл. : тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, А. В. Купцова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 112 с.: ил. ISBN 978-5-358-13398-3 Пособие является частью учебно-методического комплекта для 9 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 17 лабораторным опытам и 6 практическим работам, предусмотренным программой. УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Учебное издание Габриелян Олег Сергеевич, Купцова Анна Викторовна ХИМИЯ. 9 класс Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» Зав. редакцией Т.Д. Гамбурцева. Ответственный редактор А. В. Яшу нова Редактор Г. А. Шипарева. Оформление Л. П. Копачева Художник О. А, Новотоцких. Художественный редактор Э. К. Реоли Технический редактор С. А. Толмачева. Компьютерная верстка Е. Ю. Пучкова Корректор И. В. Андрианова ш Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16508. 12+ Подписано к печати 17.04.14. Формат 70 х 90 ^/j^. Бумага офсетная. Гарнитура ♦ Школьная*. Печать офсетная. Уел. печ. л. 7,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № 8642. ООО ♦ДРОФА». 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2. Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства ♦Дрофа»: 127254, Москва, а/я 19. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: [email protected] По вопросам приобретения продукции издательства ♦Дрофа» обращаться по адресу: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52. Сайт ООО ♦ДРОФА»: www.drofa.ru Электронная почта: [email protected] Тел.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный) Отпечатано с электронных носителей издательства. ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (4822) 44-52-03, 44-50-34, Телефон/факс (4822)44-42-15 Ноте page — www.tverpk.ru Электронная почта (E-mail) — [email protected] ISBN 978-5-358-13398-3 © ОСЮ ♦ДРОФА», 2013 Предисловие Уважаемые девятиклассники! При изучении химии и других естественнонаучных дисциплин вы выполняете лабораторные опыты и практические работы. Для того чтобы их проведение было успешным, необходимо соблюдать ряд условий. Нужно знать, зачем проводятся эксперимент и наблюдение, т. е. четко сформулировать их цель. В тетради цели лабораторных опытов указаны. Цели практических работ вам необходимо формулировать самостоятельно. Инструкция по проведению опытов содержит план наблюдения. Изучив ее, вы должны четко определить предмет наблюдения — то, на что будет обращено ваше внимание (конкретное вещество, его свойства, то или иное превращение вещества и т. д.). Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Их нужно повторить перед выполнением лабораторного опыта или практической работы. В тетради специальными значками указаны правила техники безопасности, на которые следует обратить особое внимание при выполнении каждого эксперимента. Эксперимент нужно завершать формулировкой вывода. Вывод должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах. Надеемся, что эта тетрадь поможет вам эффективно подготовиться к выполнению лабораторных опытов и практических работ, повторить правила техники безопасности. Используя тетрадь, вы сможете совершенствовать практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами. Таблицы, задания, в которых необходимо вписать пропущенные слова, помогут вам грамотно составить отчет, затратив при этом минимум времени. Желаем успехов! Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка Л I Запрещается брать вещества руками. g CuSO. \ XKMnOjX ‘^H,0,NaHCO; (2%-й) Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами. Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки. Едкое вещество — щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки. Токсичное и физиологически опасное вещество. Токсичное и физиологически опасное вещество. Токсичное и физиологически опасное вещество. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды (NaHCOg). Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором уксусной кислоты. Определяя вещество по запаху, не наклоняйтесь к сосуду, а направляйте к себе газ рукой, не делайте глубокого вдоха. Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия. Зажигайте спиртовку спичкой. Гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком. Нагревайте сначала всю пробирку или стеклянную пластину, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество. Нагревайте вещества в верхней части пламени, так как она самая горячая. Используйте для удерживания нагреваемых предметов (фарфоровой чашки, металлической, стеклянной и фарфоровой пластинок) тигельные щипцы. Используйте шпатель для твердых веществ. Перемешивание растворов в пробирке проводите быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием. Для перемешивания веществ в химическом стакане используйте стеклянную палочку, на которую надет небольшой отрезок резиновой трубки, совершая ею круговые движения, чтобы не разбить дно сосуда. Лабораторные опыты Лабораторный опыт № 1 Дата___________ Получение гидроксида цинка и изучение его свойств Цель. Изучить способ получения амфотерного гидроксида и его свойства. Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (2 шт.), пипетка; растворы серной кислоты (1 : 5), гидроксида натрия или калия (0,5 моль/л), сульфата или хлорида цинка (0,5 моль/л). Правила техники безопасности ‘^HjO.NaHCOj (2%-й) Содержание и порядок выполнения опыта 1. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора соли цинка. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора пделочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка. 2. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции. 3. в одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1—2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? 4. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции. 5. В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1—2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? 6. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции. 7. Впишите пропущенные слова. При взаимодействии с кислотами гидроксид цинка проявляет _________________свойства, а при взаимодействии с щело- свойства. Следовательно, гидросоединение. чами — ксид цинка — 8. Впишите пропущенные слова. Растворимые соли цинка можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении нескольких капель раствора………..к раствору соли образуется ………………….. который. при добавлении………………….раствора…………. Лабораторный опыт № 2 Дата _ Ознакомление с физическими свойствами металлов и^ль. Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ — металлов. Оборудование и реактивы: образцы металлов (магний, алюминий, цинк, железо, свинец, медь). Содержание и порядок выполнения опыта 1. Изучите физические свойства выданных вещес

      4 Текущий лабораторный опыт | Отчет лаборатории Америки: Исследования в области естественных наук

      Национальный исследовательский совет. (2002). Обучение и понимание: совершенствование углубленного изучения математики и естественных наук в средних школах США . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы. Отчет Chemistry Content Panel Report доступен по адресу: http://www.books.nap.edu/books/NI000403/html/ [по состоянию на октябрь 2004 г.].

      Национальный научный фонд. (2004). Показатели науки и техники 2004 .Арлингтон, Вирджиния: Автор. Доступно по адресу: http://www.nsf.gov/sbe/srs/seind04/start.htm [по состоянию на февраль 2005 г.].

      Норман О., Олт К.Р., Бенц Б. и Мескимен Л. (2001). Черно-белый «разрыв в достижениях» как извечная проблема городского научного образования: социокультурный и исторический обзор с последствиями для исследований и практики. Journal of Research in Science Teaching , 38 (10), 1101-1114.


      Оукс, Дж. (1990). Умножение неравенства: влияние расы, социального положения и принадлежности на возможности изучать математику и естественные науки .Санта-Моника, Калифорния: Rand Corporation.

      Оукс Дж., Гаморан А. и Пейдж Р. (1992). Дифференциация учебных программ: возможности, результаты и значения. В P. Jackson (Ed.), Справочник по исследованиям по учебной программе (стр. 570-608). Нью-Йорк: Макмиллан.

      Оукс Дж., Роджерс Дж., Макдонаф П., Солорзано Д., Механ Х. и Ногера П. (2000). Устранение неравных возможностей для успешного прохождения курсов повышения квалификации в средних школах Калифорнии .Неопубликованная статья подготовлена ​​для Американского союза гражданских свобод Южной Калифорнии.

      Olsen, T.P., Hewson, P.W., and Lyons, L. (1996). Предопределенная наука и автономия студентов: характер лабораторных задач в классах физики. Международный журнал естественнонаучного образования , 18 (7), 775-790.

      О’Салливан, С.Ю., Лауко, М.С., Григг, В.С., Куиан, Дж., И Чжан, Дж. (2003). Национальная табель успеваемости: Наука 2000. В Национальная оценка образовательного прогресса NCES ( NAEP ).NCES 2002-452. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США.


      Перкинс Р., Кляйнер Б., Рой С. и Браун Дж. (2004). Исследование выписки из средней школы: десятилетие изменений в учебных программах и достижениях, 1990–2000 годы . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный центр статистики образования. Доступно по адресу: http://www.nces.ed.gov/pubsearch/pubsinfo.asp?pubid=2004455 [по состоянию на июнь 2005 г.].

      Пристли У., Пристли Х. и Шмуклер Дж. (1997). Влияние долгосрочного вмешательства на реформирование подходов к преподаванию химии городских учителей физических наук и наук о жизни на уровне средней школы .Доклад, представленный на заседании Национальной ассоциации исследований в области преподавания естественных наук, 23 марта, Чикаго.


      Куинн П. (1996). NELS: Опыт преподавания естествознания и математики 88 старшеклассниками . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США, Национальный центр статистики образования, NCES 95278. Доступно по адресу: http://www.nces.ed.gov/pubsearch/pubsinfo.asp?pubid=95278 [по состоянию на декабрь 2004 г.].


      Рассел, К.П., и Френч, Д.П. (2002). Факторы, влияющие на участие в традиционных и исследовательских лабораториях. Journal of College Science Teaching , 31 , 225-229.


      Шиманский Т.А., Пеник Т.Е. (1981). Поведение учителя действительно имеет значение в практических классах по естественным наукам. Школа естественных наук и математики , 81 , 412-423.

      .

      Бакалавриат по химии | Бакалавриат

      Этот курс бакалавриата по чистой химии открывает захватывающий мир химии, предоставляя вам большой практический опыт и гибкий выбор модулей, которые преподаются в наших выдающихся, недавно построенных лабораторных помещениях.

      Химия влияет на многие аспекты нашей жизни, от чистой воды, которую мы пьем, до воздуха, которым мы дышим. Материалы, которые мы используем в нашей повседневной жизни, большая часть пищи, которую мы едим, и энергия, которая питает наши дома, школы и рабочие места, мы обязаны работе химиков.Химия — это яркая и увлекательная тема, которая расширяет наше понимание природного и физического мира и часто дает ключ к решению глобальных проблем. Вот почему студенты-химики могут по-настоящему изменить мир, решая такие проблемы, как изменение климата, голод и болезни.

      Наша степень бакалавра (с отличием) по химии обеспечивает всестороннее изучение предмета с возможностью адаптации вашей степени в последний год обучения с помощью ряда дополнительных модулей.В течение всего периода обучения в бакалавриате вы приобретете практический лабораторный опыт в наших современных помещениях STEMLab. У вас есть возможность повысить ценность своего времени в Лафборо, потратив год на работу в отрасли, получив востребованный опыт работы с помощью нашей схемы размещения или изучая варианты обучения за рубежом.

      Будучи студентом химии в Лафборо, вы получите пользу от высокого уровня пастырской поддержки, системы взаимного наставничества и убедительных идей нашего известного академического персонала, многие из которых активно проводят исследования с далеко идущими последствиями.

      В первый и второй классы основные области неорганической, органической и физической химии составляют основу степени бакалавра химии с дополнительными модулями по спектроскопии, аналитической химии и математике. Эти лекции дополняют лабораторные занятия, мастер-классы и семинары. После 2-го года развитие базовой химии продолжается вместе с дополнительными темами, которые включают синтез и действие лекарств, передовые методологии аналитических исследований, энергию и равновесие, а также неорганическую химию.

      На последнем году обучения на степень по химии вы будете изучать методы и методы исследования, которые будут дополняться дополнительными модулями по химии. Осуществляются два исследовательских проекта, часто выполняемых в группах, — развитие ваших исследовательских навыков и навыков командной работы.

      .

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *