География 9 класс панкина: Физическая география родного края, Панкина В.Е.

Экономическое краеведение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

9 класс

Социальная и экономическая география Донецкого края

Донецк

2015

ББК 74. 202. 4 С 69

Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 4 от 25.06.2015 г.)

Общая редакция:

Чернышев А.И., ректор Донецкого института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент

Составители:

Денисова Е.Д., заведующий отделом естественных дисциплин Донецкого института последипломного образования

Гетьманцева Т.В., методист по географии Шахтерского методического центра Бятенко Е.В., учитель географии Новосветской школы Старобешевского района Воловская Т.В., учитель географии ОШ № 5 г. Донецка Вечеркина Н.И., учитель географии УВК № 3 г. Енакиево Дрыга Н.Н., учитель географии ОШ № 7 г. Харцызска Жукова М.Н., учитель географии лицея № 1 г. Харцызска Келембет С.Л., учитель географии ОШ № 142 г. Донецка Кондратьева Е.В., учитель географии Енакиевской гимназии Могильный А.А., учитель географии ОШ № 59 г. Донецка Решетняк Е.В., учитель географии ОШ № 44 г. Макеевки Токарева А.А., учитель географии ОШ № 112 г. Донецка Ямковая О.Б., учитель географии ОШ № 4 г. Шахтерска

Рецензенты:

Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук Коробченко Л.В., учитель географии, директор Донецкой гимназии № 92

Ответственный за выпуск:

Сидельник Л.Н., заведующий центром издательской деятельности Донецкого института последипломного образования

С 69 Экономическое краеведение. 9 класс: Социальная и экономическая география Донецкого края / Общ.ред. А.И. Чернышев. - Донецк, 2015. – 196 с.

Учебное пособие «Экономическое краеведение» (Социальная и экономическая география Донецкого края) адресовано учащимся 9-х классов. Составлено в соответствии с государственной учебной программой и состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса, таких как: «Донетчина на карте мира», «Население», «Хозяйство», «Топонимика», «Охрана природы». Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также рубрики: «Географическая разминка», «Проблема», «Вопросы и задания», «Из дневника краеведа».

Данное учебное пособие поможет учащимся создать целостный образ Донетчины. Для школьников, студентов, учителей, администрации общеобразовательных

учебных заведений.

© Донецкий ИППО, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ..............................................................................................................

5

ВВЕДЕНИЕ........................................... ............................................................................

7

§1. Понятие «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь

 

социально-экономического краеведения с другими науками.....................

7

§2. Известные краеведы нашего края.......................................................................

11

РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН НА КАРТЕ МИРА .........................................

17

§3. Экономико- и политико-географическое положение ..............................

17

§4. Административно-территориальное деление.............................................

20

РАЗДЕЛ II. НАСЕЛЕНИЕ...........................................................................................

25

§5. Численность и размещение населения. Половозрастная структура

населения..................................................................................................................................

25

§6. Национальный состав населения.........................................................................

30

§7. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного

 

населения. Изучение традиционных ремёсел региона...................................

34

§8. Размещение населения. Городское и сельское население....................

40

§9.Миграционные процессы. Проблемы региона. .............................................

46

§10. Трудовые ресурсы и занятость населения. Безработица ....................

52

РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО .........................................................................................

57

§11. Общая характеристика хозяйства.....................................................................

57

§12. Типы предприятий по форме собственности.............................................

66

§13. Топливная промышленность...............................................................................

72

§13. Электроэнергетика....................................................................................................

81

§14. Металлургия..................................................................................................................

88

§15. Машиностроение .................................................... ....................................................

98

§17. Химическая промышленность .........................................................................

108

§18. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.........................

118

§19. Промышленность строительных материалов........................................

124

§20. Легкая промышленность. Художественные промыслы....................

130

§21. Пищевая промышленность................................................................................

134

§22. Сельское хозяйство.................................................................................................

137

§23. Растениеводство ......................................... .............................................................

140

§24. Животноводство......................................................................................................

144

§25. Аграрные реформы, их социальное и экономическое значение..

149

§26. Транспорт.....................................................................................................................

151

§27. Cоциальная сфера....................................................................................................

159

§28. Внешние экономические связи .......................................................................

167

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ............................ .......

174

§29. Специализация административных районов. Проблемы и

 

перспективы развития административных районов....................................

174

РАЗДЕЛ V. ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ. ................................................

178

§30. Природная топонимика края.............................................................................

178

§31. Социальная и хозяйственная топонимика края.....................................

181

§32. Охрана природы региона.....................................................................................

185

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ...........................................................................................

191

4

ПРЕДИСЛОВИЕ

Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

В.Г. Белинский

Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего.

В этом учебном году, ребята, вы продолжаете изучать свой родной край, только акцент будет сделан на особенностях населения и хозяйства нашего региона.

Для успешного изучения курса потребуется знание структуры данного учебного пособия, сотрудничество не только с учителями и родителями, но и работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края – все это поможет вам лучше понять учебный материал отдельных тем, готовить мини-проекты, проводить научные исследования.

Учебное пособие состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса. Детально раскрыты темы «Донецкий регион на карте мира», «Население», «Хозяйство», «Топонимика». В связи с ухудшением экологической ситуации большое внимание уделяется геоэкологии.

Данное учебное пособие поможет вам, ребята, сформировать целостный образ нашего края.

Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также следующие рубрики:

Как вы понимаете термин «экономико-географическое положение»?

Географическая разминка

содержит вопросы в начале параграфа, которые помогут при изучении темы.

Вопросы к тексту параграфа, на которые Вы должны ответить.

Проблема!

Этот значок призывает вас, ребята, принять участие в решении региональной проблемы и задаться вопросом: сделал ли я все от меня зависящее, чтобы обеспечить процветание моего региона?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

После каждого параграфа помещены вопросы и задания, которые помогут вам, ребята, проверить насколько хорошо усвоен данный материал.

ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА

В этой рубрике помещен интересный материал, который расширит ваши знания, и, возможно, приобщит вас к исследовательской краеведческой работе.

Полученные знания о своей местности помогут вам активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении родного края.

Стремитесь знать больше! Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!

6

ВВЕДЕНИЕ

§1. Понятие «краеведение» и его виды. Задачи краеведения.

Связь социально-экономического краеведения

сдругими науками.

Ввашем городе (селе) есть краеведческий музей? Посещали ли Вы его? Что интересного узнали? Для чего нужно изучать свой край?

Могучим и неисчерпаемым источником духовности, нравственности и культуры современного человека является его любовь к родному краю, его бесценным богатствам, глубокое уважение к вековым традициям своего народа.

Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, которое считает своей родиной.

Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии.

Географическое краеведение изучает такие особенности территории, как климат, рельеф, водные объекты; биологическое – изучает флору и фауну родного края; историческое – знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время; социальное – исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность; экономическое

– подробно изучает хозяйство региона; экологическое – исследует экологические проблемы родного края; топонимическое – исследует происхождение географических названий; этнографическое – занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения; искусствоведческое – это архитектура, литература, живопись, декоративноприкладное искусство местных мастеров; литературное – занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.

Наш регион известен во всем мире благодаря качественному углю, мощной металлургии, современному машиностроению, развитой химической промышленности, крупнейшим ВУЗам. Донетчина – это, прежде всего, трудолюбивые люди. И вы – будущее нашего края!

Подумайте и ответьте на такие вопросы: - Вы – наблюдательный человек?

- Приходили ли Вы к выводу, что гордитесь своим селом, городом, районом, регионом?

Изучив все разделы данного учебного пособия, вы смело сможете называть себя краеведами. У всех народов мира были люди, хорошо знающие окружающую местность, природу, народные обряды, основы хозяйственной деятельности. Свои наблюдения и знания передавались последующим поколениям устно, а затем и в документах, летописях, картосхемах.

Для успешного изучения этого курса потребуется ваше сотрудничество с учителями и родителями, работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края. Они помогут вам понять отдельные темы, привести конкретные примеры, выполнить научные исследования.

Стремитесь знать больше!… Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!

Задачи социально-экономического краеведения

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность интересующимся людям наблюдать географическую действительность в знакомой местности и использовать результаты наблюдений для формирования понятий, составляющих основу географической науки.

Занимаясь краеведением, вы развиваете как и индивидуальные способности, так и знакомитесь с техникой и технологией местного производства, что поможет Вам в выборе дальнейшей профессии.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведческой работой, вы познакомитесь с конкретными примерами преобразования человеком природы своего края, активно включитесь в работу по ее охране. Вы, юные краеведы, можете многое сделать для воспитания у учеников младших классов бережного отношения к «зеленому другу». Изучая местность родного края, у вас будет возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении своего региона.

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых знаний и умений.

Социально-экономическое краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному применению полученных знаний.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений воспитывает активное природоохранное отношение к ней.

Большие возможности дает краеведение для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызовет у Вас любознательность и желание глубже познать тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда связываются незабываемые образы родного края.

8

Приведите конкретные примеры связи краеведения с другими науками.

На современном этапе национальное краеведение переживает эпоху ренессанса. Краеведческое движение богато интересными традициями, плодотворными поисками и открытиями.

Но мало любить свой край – его еще нужно хорошо знать. Всестороннее знание родного края не просто обогащает и возвеличивает человека, оно служит своеобразным мостиком, который соединяет поколения прошлого с поколениями грядущими. Уважение к традициям древней культуры и славного прошлого – это основа настоящего и залог стабильного будущего.

Связь социально-экономического краеведения с другими науками

Очень тесно связаны социальноэкономическое краеведение с социальноэкономической географией – наукой о развитии и территориальной

организации населения и хозяйства. Объектом изучения этой науки является природно-ресурсный потенциал страны или региона, населенные пункты, промышленные центры, транспортные сети, отрасли хозяйства.

Хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс

– это сочетание взаимосвязанных элементов хозяйства: промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов на определенной территории. Причем на каждой территории формируется свой хозяйственный комплекс, который зависит от природных и экономических условий и ресурсов, стратегических интересов.

Какие из этих наук вам знакомы? Поработайте со словарями и выпишите в тетрадь определения неизвестных вам наук.

 

Краеведение

физическое:

социально-экономическое:

физика

топонимика

астрономия

математика и статистика

почвоведение

социология

геоморфология

история

геология

этнография

гидрология

экономика

биогеография

экология

картография

библиография

систематика

 

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии.

Географическое краеведение изучает такие особенности территории как климат, рельеф, водные объекты.

Биологическое – изучает флору и фауну родного края. Историческое – знакомит с событиями, происходившими в крае

в разное время.

Социальное – исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность.

Экономическое – подробно изучает хозяйство региона.

Наш регион известен во всем мире благодаря качественному углю, мощной металлургии, современному машиностроению, развитой химической промышленности, крупнейшим Вузам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Что изучает краеведение?

2.С какими науками связано краеведение?

3.Как вы понимаете выражение «родной край»?

ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА:

Что такое донбасский патриотизм?

Это, прежде всего, любовь к Донбассу как к своему Отечеству, земле своих предков. Это любовь к нашим степным просторам и терриконам – неизменной части нашего быта. Это сохранение всего комплекса исторического наследия, включающего дореволюционный и советский периоды, а особенно героические годы борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. Это глубокое уважение к тяжелому труду шахтеров, металлургов, машиностроителей, словом – рабочих, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Это сохранение родного языка, обогащение культуры на основе многонациональных традиций, в том числе и великой русской культуры. Это неприятие национализма, экстремизма, насилия в вопросах языка и веры. Это верность каноническому православию. Это защита социально-экономических интересов региона.

10

География Луганщины. 9 класс. — ГУ ДПО ЛНР "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

24 апреля 2019 года в пгт. Славяносербск состоялась V Международная научно-практическая конференция «Воспитание национального самосознания и патриотизма: от истории к современности».

Цель конференции – обсуждение актуальных проблем в области формирования национального самосознания и патриотизма молодого поколения; выявление эффективных форм и методов работы по формированию базовых национальных и общечеловеческих ценностей, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность.

Научно-практические конференции по вопросам патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стали традиционными в Луганской Народной Республике.

С каждым годом растет география участников: сегодня к нам присоединились единомышленники из Российской Федерации (Республика Крым, г.Воронеж и Воронежская область, Калуга, Ярославль, Орловская область; с нами коллеги из Донецкой Народной Республики).

В адрес конференции поступило обращение от директора Калужского государственного института развития образования Марины Викторовны Чеченковой.

С видеообращением к участникам научно-практической конференции обратилась Кастюкова Марина Владимировна, методист отдела координации работы методических служб Государственного образовательного учреждения дополнительного педагогического образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

Программой конференции было предусмотрено проведение митинга «Пою тебе, Славяносербия моя!» возле Монумента дружбы славянских народов «Братство». Участники конференции увидели выступления народных коллективов Славяносербского района, реконструкцию событий 18 века, когда были заселены земли Дикого поля и образовалась Славяносербия. Реконструкцию провели актеры Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной. Участники конференции возложили цветы к Монументу дружбы славянских народов «Братство». Со словами приветствия обратились Дейнека Александр Анатолиевич, Глава Администрации Славяносербского района Луганской Народной Республики; Голубович Михаил Васильевич, депутат Народного Совета Луганской Народной Республики, художественный руководитель ГУК ЛНР «Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной», народный артист Украины, народный артист Луганской Народной Республики; Мосина Анна Михайловна, депутат Народного Совета Луганской Народной Республики.

Пленарная часть конференции проходила в Государственном учреждении культуры Луганской Народной Республики «Славяносербский районный центр культуры и досуга». В рамках конференции были представлены экспозиции школьных мобильных музеев образовательных организаций (учреждений) Славяносербского района.

Открыл конференцию Цемкало Сергей Александрович, Министр образования и науки Луганской Народной Республики. Сергей Александрович отметил, что в то время, когда так стремительно меняется мир, есть понятия, ценность которых неизменна. Одним из таких понятий является патриотизм, любовь к Отечеству. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашей Республике является важнейшей государственной задачей. Он отметил, что проведение конференции – это яркое свидетельство того, что патриотическое воспитание воспринимается жителями нашей Республики не как обычное сочетание слов, а как программа к действию.

Центральный экономический район. География 9 класс. / Уроки географии

Направление хозяйственной специализации

Факторы размещения

География производств

Машино­строение: 50% произ­водства на­укоёмкой продукции Оборонноепроизводство,

авиационно-космическая

техника

Научный потенциал, квалифицированные кадры, военно-стратегическое значение, потребитель, международные связи, исто­рия развития Москва и Московская область, Смоленск, Воронеж, Нижний Новгород
Москва, Рязань, Коломна, Владимир, Иваново
Станкостроение, приборостроение
Транспортное машиностроение Автомобильное (грузовые и легковые автомобили, автобусы): возможности для коо­перации Москва, Нижний Новгород, Саранск, Павлово, Голицыне
Железнодорожное (тепловозы, вагоны, электропоезда): история развития Российского транспорта Коломна, Муром, Тверь, Брянск
Судостроение (речные суда): потребитель Москва, Рыбинск, Кострома, Нижний Новгород
Добывающая промышлен­ность Железные руды Курской магнитной аномалии. Фосфориты.

Поваренные соли и гипс.

Бурый уголь

Курская, Белгородская области.Кировская, Брянская, Московская области.

Тульская область.

Подмосковный бассейн

Чёрная металлургия Железные руды КМА и металлолом Новолипецкий металлургический комбинат, Оскольский электрометаллургический комбинат
Химическая промышленность Сырьё: продукты переработки нефти и при­родный газ (трубопроводы). Продукция: топливо, химволокно, пластмассы, мине­ральные удобрения Нефтеперерабатывающие заводы: Москва, Ярославль, Рязань.Центры: Москва, Новомосковск, Щекино, Ярославль, Рязань
Пищевая промышленность Местное и привозное сырьё; потребитель На юге района — производство сахара, подсолнечно­го масла, муки
Лёгкая промышленность — са­мая мощная в стране Текстильное производство — ведущее. Сырьё — лён, привозные хлопок, шерсть. Ведущие факторы развития: потребитель­ский, транспортный Москва и Московская область, Тверская, Владимирская, Ивановская области
Сельское хозяйство. Ведущая отрасль — растениеводство Благоприятные природные условия, южная часть района — 85% земель распаханы Север: лён, рожь, картофель. Скотоводство.Центр: пригородное хозяйство, картофель, овощи,

гречиха.

Юг: пшеница, кукуруза, сахарная свёкла, подсолнечник, мясомолочное скотоводство, свиноводство

Народные промыслы История развития региона, местные ресур­сы, трудовые навыки Лаковая миниатюра, резьба по дереву, художественная керамика (Федоскино, Жостово, Палех)
Туризм, отдых Рекреационные ресурсы: ландшафты Рус­ской равнины, историко-культурные, архи­тектурные памятники «Золотое кольцо» России

Загрузить География, 9 класс APK Полный

  • Вход
  • Регистрация
  • Контакт
  • Лента
Приложения
  • Книги и справочники
  • Бизнес
  • Комиксы
  • Связь
    4
  • Образование
    4
  • Финансы
  • Здоровье и фитнес
  • Библиотеки и демо
  • Образ жизни
  • Медиа и видео
  • Медицина
  • Музыка и аудио
  • Новости и журналы
  • Персонализация
  • Производительность
  • Покупки
  • Социальные
  • Спорт
  • Инструменты
  • Транспорт
  • Путешествия и окрестности
  • Погода
Игры
  • Экшен
  • Приключения Аркада
  • Доска
  • Карта
  • Казино
  • Казуальная игра
  • Образовательная
  • Семья
  • Музыка
  • Головоломка
  • Гонки
  • 4
  • Гонки
  • Спорт
  • Стратегия
  • Общая информация
  • Word
Еще
  • Загрузчик APK
  • APK + Видео трейлер

Уже зарегистрировались? Авторизация

помните пароль?

войти / зарегистрироваться, используя