Цепочки превращений по химии 9 класс – Практическая работа № 1(2). Осуществление цепочки химических превращений

Задания. Цепочки химических превращений

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

C → CO2 → CaCO3 → CaCl2 → Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

S → SO2 → H2SO3 → SO2 → CaSO3 → CaSO4

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Na → NaOH → Na2CO3 → CO2 → CaCO3 → CO2

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Mg → MgO → MgCO3 → MgO → Mg(OH)2 → MgCl2

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

P → P2O5 → H3PO4 → H2O → NaOH → Na3PO4

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Li2SiO3

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Ca → CaO → CaCO3 → CaCl2 → Ca(OH)2 → CaCO3

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

N2O5 → HNO3 → Ca(NO3)2 → CaCO3 → Ca(NO3)2 → Ca(OH)2

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Mg(OH)2

→ MgO → MgCO3 → MgCl2 → Mg(NO3)2 → Mg3(PO4)2

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

C → CO2 → CaCO3 → CaCl2 → Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3

  1. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

P → P2O

5 → H3PO4 → H2O → NaOH → Na3PO4

infourok.ru

Практическая работа по химии №1 «Осуществление цепочки химических превращений» (9 класс)

Практическая работа №1. 9 класс

Осуществление цепочки химических превращений

Цель: Осуществить цепочку химических превращений; изучить способы получения и свойства гидроксидов металла (меди)

ВАРИАНТ 1.

1.Повторите правила техники безопасности

2. Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:

CuSO→ Cu(OH)2 → CuO → Cu

Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.

Опыт.1) Для осуществления цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пробирку №1 прилейте 1-2 мл раствора CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте к этому раствору 1 мл необходимого реактива.

2) Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Для отчёта оформите таблицу

Действие (рисунок)

Наблюдение

Выводы, запись уравнений реакций

,

     

   

ВАРИАНТ 2.

1.Повторите правила техники безопасности

2. Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:

ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl2

                          ↓

                 Na2 [Zn(OH)4]

Опыт. Инструкция к выполнению цепочки переходов.

1) Для осуществления цепочки переходов выданы пробирки №1, №2;    

 а) в пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида цинка. Получите гидроксид цинка, для этого добавьте несколько капель необходимого реактива. Полученный гидроксид разлейте в две пробирки.

 б) в пр.№1 получите ZnCl2, в пр.№2 получите    Na2Zn(OH)4. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Для отчёта оформите таблицу:

Действие (рисунок)

Наблюдение

Выводы, запись уравнений реакций

infourok.ru

Методическая разработка «Алгоритм решения превращений по химии»

Методические рекомендации решения «цепочек» превращения по химии.

В заданиях ля школьников по химии на любом этапе обучения и для любой параллели всегда имеются задания со схемами последовательных превращений одних веществ в другие, которые характеризуют связь между основными классами органических и неорганических веществ. Многостадийную схему превращения одних веществ в другие в определенной последовательности часто называют «цепочкой». Для выполнения этих заданий необходимо знать основные классы неорганических и органических соединений, номенклатуру, химические свойства, в том числе продукты термического разложения веществ, механизмы реакций.

«Цепочки» – это оптимальный способ проверить большой объем знаний (практически по всем разделам общей, неорганической и органической химии) в одной задаче.

Для того, чтобы успешно решать цепочки химических превращений из одного вещества в другое, необходимо изучить свойства веществ, их взаимодействия и особенности каждого класса соединений. Среди качественных задач решение цепочек веществ встречаются чаще всего.

Алгоритм решения «цепочки»:
1.Внимательно прочитайте условие задачи. Если необходимо, можете сделать это не один раз.
Напишите уравнения, с помощью которых можно получить следующие превращения:

Al → → Al2O3 → Al(OH)3 → K[AL(OH)4] → AlCl3 → Al(NO3)3 → AlPO4.

Для каждого превращения составьте уравнения реакций. Если переход в одну стадия невозможен, составьте два и более уравнений реакций.

2.Выпишите цепочку отдельно, из условия задачи. Вы можете пронумеровать количество реакций и ли веществ для удобства. Помните, что каждое следующее вещество является исходным для последующего. Определите к какому классу веществ относиться каждый член цепочки. Под первым номером стоит металл алюминий. исходным продуктом реакции должна стать соль. По свойствам металла, соль получается при взаимодействии с кислотой. В данном случае с азотной кислотой. Проанализируйте возможна ли эта реакция. Составьте схему уравнения, расставьте коэффициенты. Первое превращение готова. Далее следуйте шаг за шагом, постепенно продвигаясь к последнему веществу, фосфату алюминия.

3.Проверьте себя еще раз. Пробегитесь взглядом по уравнениям реакций, проверьте везде ли стоят нужные коэффициенты. Не забудьте правильно оформить уравнения реакций.

Решение
1.Al + 6HNO3(конц.) => Al(NO3)3 + 3NO2 + 3h3O
2.4Al(NO3)3 => 2AL2O3 + 12NO2 + 3O2
3.Al2O3 + 3h3SO4 => Al2(SO4)3 + 3h3O
Al2(SO4)3 + 6NaOH => 2Al(OH)3 + 3Na2SO4
4.Al(OH)3 +KOH => K[Al(OH)4]
5.K[Al(OH)4] + 4HCl => KCl + AlCl3 + 4h3O
6.AlCl3 + 3AgNO3 => Al(NO3)3 + 3AgCl
7.Al(NO3)3 + K3PO4 => AlPO4 + 3KNO3


Решите «цепочки» самостоятельно:

Ca → CaO →  Ca(OH)2  →CaCl2

  NaOH

Na2O                        Na2CO3

                 NaNO3

Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2

K2O→ KOH→K2SO4

             KNO3

S →SO2 →  H2SO3

           

      Na2SO3

Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2

→CuO

Ba    Ba(NO3)2     Ba(OH)2    BaO

Zn   ZnO   Zn(OH)2  ZnSO4 

Cu   CuO    Cu(OH)2    CuO

Fe    FeCl2    Fe (OH)2   FeO

Ca   CaSO4    Ca(OH)2   CaO

Si   SiO2   H2SiO3  K2SiO3

N2    N2O5   HNO3    NaNO3 

O2   H2O    H2    HCl

H2   H2O    Ca(OH)2    CaO

Fe   FeO   Fe(OH)2   FeCl2

Ca   CaO     Ca(OH)2    Ca(NO3)2

K    K2O    KOH     K2SO4

Na   Na2O     NaOH    Na2СО3

P   P2O5     H3PO4    Na

3PO4

Mg   MgO    Mg(OH)2    MgSO4

Ba   BaO     Ba(OH)2     BaCl2

Ca → CaO → Ca(OH)2 →Ca(NO3)2

Cu(OH)2 → CuO → CuCl2→ Cu(OH)2

S → SO2 → H2SO3 → CaSO3

Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3

P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4

H2O → O2 → CO2 → CaCO3

Fe(OH)2 → FeO → Fe → FeCl2

C → CO2 → Na2CO3 → H2CO3

infourok.ru

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 9 класс по УМК Габриеляна

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 1вариант

Цель: 1. Экспериментально осуществить следующие превращения ( соблюдайте правила техники безопасности)

CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO

CuCl2

  1. Составить уравнения реакций обмена в молекулярном и ионном виде.

  2. Практическую работу оформить в виде таблицы

Описание эксперимента

Наблюдаемые явления

Уравнения химических реакций

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 2 вариант

Цель: 1. Экспериментально осуществить следующие превращения ( соблюдайте правила техники безопасности)

FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3

FeSO4

  1. Составить уравнения реакций обмена в молекулярном и ионном виде.

  2. Практическую работу оформить в виде таблицы

Описание эксперимента

Наблюдаемые явления

Уравнения химических реакций

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 3 вариант

Цель: 1. Экспериментально осуществить следующие превращения ( соблюдайте правила техники безопасности)

Al2(SO4)3→ Al(OH)3→ Al2O3

AlCl3

Составить уравнения реакций обмена в молекулярном и ионном виде.

  1. Практическую работу оформить в виде таблицы

Описание эксперимента

Наблюдаемые явления

Уравнения химических реакций

infourok.ru

Решение качественных задач-2. Цепочки превращений. Видеоурок. Химия 10 Класс

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

InternetUrok.ru

 

 

 

Химия. 10 класс

 

Урок 70. Решение качественных задач-2. Цепочки превращений

 

Загорский Вячеслав Викторович, д.п.н., проф. Специализированного учебно-научного центра МГУ (школа им. А.Н. Колмогорова при МГУ),

многократный лауреат грантов «Учитель Москвы»

 

24.03. 2011 г.

 

При участии: Менделеевой Екатерины Александровны, к.х.н., доц. СУНЦ МГУ

Морозовой Натальи Игоревны, к.х.н., ст. преп. СУНЦ МГУ

 

Решение качественных задач по химии — цепочка превращений

 

Здравствуйте! Тема сегодняшнего урока – «Решение качественных задач. Цепочки превращений». Некоторые задачи на цепочки превращений фактически являются качественными задачами, в которых нужно проанализировать органические соединения, зашифрованные буквами алфавита.

 

Вспомним такую задачу из прошлого урока: «Вещество А представляет собой легко кипящую жидкость с приятным запахом. При гидролизе А образуется два соединения с одинаковым числом атомов углерода. Плотность паров одного из этих соединений В лишь немного превышает плотность воздуха. Вещество В может быть окислено оксидом меди. Вещество С, которое используется для сохранения биологических препаратов. Приведите возможные формулы веществ А, В, С».

 

А теперь решим задачу, которая представляет собой подобную цепочку в чистом виде. Требуется установить структурные формулы и названия веществ от А до Е. В этой цепочке есть определенное начало, что облегчает наши действия. Начальная формула дана однозначно. Фактически такая задача сводится к написанию последовательных уравнений реакции. Сами уравнения нам пока не ясны, но зато указаны условия. Исходное вещество должно прореагировать с бромом на свету. Это типичная реакция радикального замещения. Замещение у вторичных атомов протекает быстрее, чем у первичных. Поэтому при среднем атоме углерода замещается атом водорода существенно быстрее, чем при крайних, и основным продуктом превращений будет вещество А — 2 бром пропан. Затем 2 бром пропан реагирует со спиртовым раствором щелочи. Если раствор щелочи не водный, а именно спиртовой, то происходит отщепление – элиминирование бромоводорода, при этом образуется вещество В, а именно – пропен.

Пропен присоединяет молекулу хлора, в общем-то, в любых условиях. И получается вещество С — 1, 2 дихлорпропан. Затем снова спиртовой раствор щелочи. Реакция идет так же, как и с 2 бром пропаном. Отщепляется молекула галоген водорода. Но здесь два атома галогена, поэтому отщепятся два галоген водорода, а именно два хлороводорода. В результате получится не двойная, а тройная связь. И тогда вещество Д – пропин.

И, наконец, пропин присоединяет воду в кислой среде в присутствии соли ртути. Подобное присоединение идет по правилам Морковникова, т.е. водород уходит на край молекулы, а гидроксильная группа идет в центр. В результате получается непредельный спирт или енол. Но такие спирты неустойчивы, и он тут же перегруппировывается в кетон. Простейший кетон, который называется ацетон. Таким образом, задача решена.

 

Следующая разновидность цепочек содержит вещества с относительно простыми молекулярными формулами, и нужно подобрать условия, при которых одно вещество будет превращаться в другое.

 

Рассмотрим такую цепочку. Как превратить этиловый спирт в этилен?

Чтобы получить непредельный углеводород из спирта, нужно забрать у спирта воду. Такая реакция называется дегидратацией. Обычно ее проводят, нагревая этиловый спирт с концентрированной серной кислотой. Затем этилен или этен надо превратить в дихлорэтан. Для того чтобы присоединить хлор, достаточно просто взаимодействия даже в темноте. Затем из 1, 2 дихлорэтана, который получается в этих условиях, нужно получить ацетилен или этин. Нельзя просто отщепить молекулу хлора. Тогда получится этен или этилен. Поэтому нужно отщепить две молекулы хлороводорода. Чтобы произвести такое отщепление или элиминирование, нужно подействовать спиртовым раствором щелочи. И, наконец, последний шаг: из этина или ацетилена нужно получить бензол. Для того чтобы произошла такая реакция, она называется тримеризация, необходим катализатор, имеющий типичную для бензола гексагональную или шестиугольную структуру. В качестве катализатора чаще всего используют активированный уголь или оксид хрома. Данная задача решена.

Мы подобрали все условия реакции.

 

Еще одна разновидность задач на цепочки – это задачи, в которых в цепочке находятся уже относительно сложные молекулярные формулы. В таком случае расшифровка цепочки является уже не очень простой задачей.

 

Рассмотрим это на конкретном примере. Данная цепочка превращений сложна еще и тем, что требует определенного внимания. Она двойная. Мы видим, что стрелки расходятся от центра цепочки к ее краям. Сразу видно, что число атомов водорода в формулах всех перечисленных веществ относительно мало, т.е. такое соотношение углерода и водорода характерно для аренов или производных бензола. В формулах большинства веществ в данной цепочке находятся 7 атомов углерода. Скорее всего, они как-то генетически связаны с формулой, имеющей одно бензольное кольцо и один метильный радикал.

Состав вещества, отвечающего такой формуле С7Н8. Исходное вещество находится в середине цепочки. По сравнению с предложенной нами, так называемой базовой формулой, соответствующей талуолу, в нем не хватает 3-х атомов водорода. Зато есть азот и кислород. Предположим, что 3 атома водорода были замещены другими группами.

 

Какие это могут быть группы? Исходя из видимого нами состава, можно предположить, что одна из групп – это нитрогруппа. Но тогда остается 2 атома кислорода. Атомы кислорода не могут быть сами по себе заместителями в ароматическом ядре. Они не входят и в состав спиртовых групп, потому что для этого не хватит водорода в исходной формуле. Тогда логично предположить, что атомы кислорода замещают атомы водорода не в бензольном ядре, а в метильном радикале.

 

Если мы заменим метильную группу карбоксильной группой, т.е. кислотной, мы как раз получим ту формулу, которая соответствует находящейся в условии задачи. В исходной формуле находятся и нитрогруппа, и карбоксильная группа. Исходное вещество – нитробензольная кислота. Однако мы пока не можем судить о взаимном расположении этих заместителей. Надо выбрать направление цепочки. Здесь скорее помогает интуитивная оценка имеющейся у нас ситуации. Предположим, мы пойдем влево. У соседнего вещества на 2 атома кислорода меньше, но больше на 3 атома водорода и появился атом хлора. Если число атомов кислорода уменьшилось и возникли атомы водорода, по-видимому, произошло восстановление. При восстановлении нитрогруппа превращается в аминогруппу, тогда не очень понятно, откуда взялся атом хлора. Однако если восстановление протекало в кислой среде, то вместо амина образуется аммониевая соль. Тогда соответствующий анион – хлорид.

Итак, условия реакции восстановления – взаимодействие с активным металлом в солянокислой среде. Металлом может быть, например, цинк. Теперь пойдем еще на 1 шаг влево по данной цепочке.

 

При таком переходе у нас как бы пропал атом хлора, но появился атом калия и уменьшилось число атомов водорода. Эта комбинация из изменений намекает нам на то, что кислая среда сменилась на основную или щелочную. И тогда хлорид в аминогруппе заменяется солью калия, которая будет, разумеется, не по аминогруппе, а по карбоксильной группе кислоты. Такая реакция протекает при взаимодействии предшествовавшего вещества – соли аммония с концентрированным раствором щелочи.

Теперь двинемся по той же цепочке вправо. Условия реакция здесь довольно однозначные – нужно нитрование. Однако условия нитрования потребуются весьма жесткие, потому что уже есть две функциональные группы, которые не способствуют подобным реакциям. Поэтому придется довольно сильно нагревать вещество с нитрующей смесью. И карбоксильная группа, и нитрогруппа ориентируют новые заместители в метоположение. А поскольку, согласно цепочке, в результате реакции образовалось только одно вещество, то ориентация этих двух исходных заместителей является согласованной. Такая ситуация возможна только в одном случае: и карбоксильная группа, и нитрогруппа по отношению друг другу находятся в метоположении. А продуктом реакции является 3, 5 динитробензольная кислота. Это вещество превращается далее, например, за счет взаимодействия по карбоксильной группе. Возможно образование сложного эфира со спиртом, содержащим 2 атома углерода. И тогда последний продукт – это этиловый эфир 3, 5 динитробензольной кислоты. Реакция идет в кислой среде. Итак, цепочка превращений расшифрована.

 

На этом наш урок закончен. До свидания.

 

interneturok.ru

Инструктивная карточка для проведения практической работы №1 «Осуществление цепочки превращений» по химии 9 класс

Данная инструктивная карточка предназначена для учащихся при проведении практической работы №1 по УМК О.С. Габриеляна. Может быть использованна при проведении похожих практических работ в  УМК других авторов. 

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка для проведения практической работы №1 «Осуществление цепочки превращений» по химии 9 класс»

Практическая работа №1

«Осуществление цепочки химических превращений металлов».

CuSO4Cu(OH)2CuOCuSO4

Цель работы: научиться осуществлять цепочки химических превращений, исходя из предложенных веществ; закрепить практические навыки проведения химических опытов; повторить технику безопасности при проведении практических опытов по химии.

Реактивы и оборудование: сульфат меди CuSO4, щелочь NaOH, серная кислота Н2 SO4; спиртовка, штатив с набором пробирок, спички, спиртовка, держатель для пробирок

ИНТСТУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Опыт №1. Получение Cu(OH)2

В пробирку с CuSO4 добавить NaOH. Что наблюдаете?

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Укажите тип химической реакции

Опыт №2. Получение CuO

Пробирку с Cu(OH)2 нагреть. Что наблюдаете?

Составьте уравнение реакции.

Опыт №3. Получение CuSO4

В пробирку с полученным осадком добавьте кислоту и при необходимости немного нагрейте. Что наблюдаете?

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Укажите тип химической реакции

После выполнения работы составьте отчет в виде таблицы.

Что делаю?

Что наблюдаю?

Уравнения реакции или выводы

Сделайте вывод о проделанной работе.

kopilkaurokov.ru

Цепочки превращений — 9 класс — Каталог файлов

Цепочки превращений — 9 класс — Каталог файлов — Персональный сайт
Среда, 07.08.2019, 08:23
Chemistry 51

Приветствую Вас, Гость · RSS

Новое на сайте

Поиск по сайту

Обратная связь

e-mail: 

[email protected] 

[email protected]  

Возраст сайта

Сайт существует 2501 день

ГБОУ Школа № 1352

 г. Москвы

8 июля 2019

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

 Каталог файлов


Цепочки превращений

Всего комментариев: 0
Политова Светлана. Copyright MyCorp © 2019

Персональный сайт учителя химии Политовой Светланы Викторовны

spolitova.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *