Учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему: Цепочки превращений веществ
Цепочки превращений веществ
(указать условия проведения реакций)
1) NaCl → Na₂Co₃ → Na H Co₃ → Na Cl → Na OH
2) Fe S₂ → SO₂ → SO₃ → Ca SO₄
3) Zn S → Zn Cl₂ → Zn O
4) Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca Co₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂
5) C → CO → CO₂ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃
6) NO → NO₂ → H NO₃ → Cu (NO₃)₂ → Cu (CH₃COO)₂
7) Al → Al(OH)₃ → Al₂ O₃ → Al → Al₂ S₃ → Al Cl₃
8) K₂ CO₃ → K₂ SO₄ → KCl → Cl₂ → Ca Ca₂
9) Fe → Fe S → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃
10) Ca → Ca Cl₂ → Ca(OH)₂ → Ca (NO₃)₂ → Ca Cl₂
11) Na₂ SO₄ → Na₂ CO₃ → Na Cl → Na OH → Na OH→ Na H CO₃ → CO₂
12) Al₂ → Al₂(SO₄)₃ → Al(OH)₃ → K[Al(OH)₄] → Al₂ O₃ → Al
13) Zn → Zn S → Zn Cl₂ → Zn O → Zn SO₄ → Zn (OH)₂
14) Cu → Cu (NO₃)₂ → Cu O → Cu S O₄ → Cu → Cu(OH)₂
15) Ca → Ca O → Ca (NO₃)₂ → Ca(OH)₂ → Ca Si O₃
16) Na → NaCl → Na₂ CO₃ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃
17) Si O₂ → H₂ Si O₃
18) Si O₂ → Si → Mg₂ Si → Si H₄
19) Cu O → Cu → Cu Cl₂
20) N₂ → NH₃ → HNO₃ → Mg (NO₃)₂
21) (NH₄)₂ Cr₂ O₇ → Cr₂ O₃ → Na Cr O₂ → Cr₂ (S O₄)₃
22) Zn S → H₂ S → SO₃ → SO₃
23) H Cl → Cl₂ → K Cl O₃ → K Cl → Ag Cl
24) K Cl O₃ → O₂ → P₂ O₅
25) Na₂ CO₃ → Na₂ S O₄ → Na Cl → Na NO₃ → Na Cl
26) Al → Al₂ S₃ → Al(OH)₃ → Al₂ (SO₄)₃
27) Fe S₂ → Fe(OH)₃ → Fe₂ (SO₄)₃ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃
28) Si O₂ → Si → Si H₄ → Si O₂ → Na₂ Si O₂
29) PB (NO₃)₂ → HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂
30) Ca₃ (PO₄)₂ → Ca (H₂ PO₄)₂ → Ca SO₄ → Ca S → Ca CO₃
31) NH₃ → NH₄ Cl → NH₃ →NO
32) Na NO₃ → Na NO₂ → N₂ → NO → Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂
33) Na Cl → Na₂ CO₃ → Na OH → Na₂ SO₃
34) Na₂ SO₃ → S → Al₂ S₃ → H₂ S → SO₂
35) HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂ O
36) Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂ → Ba S O₃ → Ba S → H₂ S → S
37) K NO₃ → K Cl → K Cl O₃ → K Cl → K₂ SO₄
38) Ca SO₄ → Ca (OH)₂ → Ca Cl₂ → H Cl →Cl₂
39) KCl O₃ → K Cl → H Cl → Ca Cl₂ → Ca SO₄
40) Cu ( NO₃)₂ → Cu O →Cu SO₄ → Cu (NO₃)₂
41) Ca₃ (PO₄)₂ → P → H₃ PO₄ → Ca H PO₄ → Ca₃ (PO₄)₂
42) Fe → Fe S → Fe(OH)₂ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃ → Fe PO₄
43) NH₄ Cl → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO → Fe (NO₃)₃
44) K₂ S → SO₂ → S → Zn S → Zn Cl₂
45) Fe S₂ → H₂ SO₄ → SO₂ → K H SO₃
46) HNO₃ → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO
47) Na Cl → Cl₂ → HCl → Ag Cl
48) K Cl → K OH → K Cl O₃ → K Cl →H Cl
49)C₂ H₅ OH → CO₂ Na₂ CO₃ → Ca CO₃
50) Fe → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃ → Fe → Fe(OH)₃
nsportal.ru
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений
§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух. (стр. 129-135)
§19. Водород. (стр. 136-142)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;Лабораторный опыт:
№19;§20. Вода. (стр. 143-152)
§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)
§22. Галогены. (стр. 159-167)
§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4;Лабораторный опыт:
№26;§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)
§25. Кислород. (стр. 180-188)
Лабораторный опыт:
№27;§26. Сера. (стр. 188-195)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;Лабораторный опыт:
№28;§27. Соединения серы. (стр. 195-204)
Лабораторный опыт:
№29;§28. Азот. (стр. 204-209)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;§29. Аммиак. (стр. 210-216)
Лабораторный опыт:
№30;§30. Соли аммония. (стр. 216-219)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;Лабораторный опыт:
№31;§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)
§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)
§33. Углерод. (стр. 232-241)
Лабораторный опыт:
№36;§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)
§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4;Лабораторный опыт:
№40;Темы для дискуссии::
1; 2; 3;pomogalka.me
Практическая работа по химии «Осуществление цепочки превращений»
Дата___________ ФИ ___________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ПРЕВРАЩЕНИЙ
С правилами поведения в кабинете химии ознакомлен(а) _________ (_________________)
С техникой безопасности при проведении практической работы ознакомлен(а)____________(___________)
Цель работы:
Образовательные:
— обобщить знания об основных классах неорганических соединений
— осуществление цепочки химических превращений экспериментальным путем ;
-применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;
— совершенствование навыков проведения реакций ионного обмена;
— повторить свойства и некоторые способы получения основных классов химических веществ;
Развивающие – способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять, проводить химический эксперимент;
Воспитательная – воспитание интереса к предмету.
Тип урока: практическая работа
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, шпатель, мерная ложка, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага.
Реактивы: карбонат магния, соляная кислота, растворы гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида цинка, сульфата меди(II), хлорид алюминия, уголь.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актулизация знаний
Сегодня у нас необычный урок — практическая работа. Живые организмы имеют родственные связи, а существуют ли такие связи между неорганическими веществами.
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Какова тема практической работы?
Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель практической работы. (Выяснить существуют ли генетические связи между неорганическими веществами)
4. Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях.
Откроем учебники и посмотрим, какие опыты мы будем проводить ( изучение инструкции проведения опытов).
Определяем план действий.
Какая перед нами стоит задача?
Какие необходимы приборы и материалы для проведения опытов?
Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при выполнении работы?
Класс делится на две группы и выполняют два варианта практической работы
Учащиеся получают таблицы для записей наблюдений:
При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу
I. ВАРИАНТ
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
2)ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl2
↓
Na2 [Zn(OH)4]
Осуществим 1-ю цепочку превращений
В пробирку насыпали немного порошка MgCO3 .Добавили HCI.Бурное выделение бесцветного газа, «вскипание» раствора
MgCO3+ 2HCI→ MgCl2 + H2O+CO2↑
Записать ионные уравнения
Магния можно получить в результате взаимодействия карбоната магния с соляной кислотой
К раствору MgCl2 добавляем пипеткой по каплям раствор NaOH
Образуется осадок белого цвета(гидроксид магния)
MgCl2+ 2NaOH → 2NaCl + Mg(OH)2↓ Записать ионные уравнения
Для получения нерастворимого основания Mg(OH)2↓ нужно к раствору хлорида мыгния добавить щелочь
К раствору Mg(OH)2↓ добавили раствор H2SO4
Осадок растворился, раствор стал прозрачным
Mg(OH)2↓ + H2SO4→ Mg SO4+ 2H2O Записать ионные уравнения
Раствор сульфата магния можно получить в результате реакции нейтрализации между нерастворимым основанием Mg(OH)2↓ и серной кислотой
Осуществим 2-ю цепочку превращений
2)ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl2
↓
Na2 [Zn(OH)4]
В пробирку наливаем раствор ZnCl2. По каплям добавляем раствор NaOH до образования осадкаОбразуется осадок белого цвета(гидроксид цинка)
ZnCl2 + 2NaOH → Zn(OH)2↓+ 2NaCl
Записать ионные уравнения
Нерастворимое основание Zn(OH)2↓+ можно получить при взаимодействии раствора соли и щелочи
Нерастворимое основание разделили на две пробирки. В одну пробирку добавили избыток щелочи
В другую пробирку добавили избыток соляной кислоты
Осадок гидроксида цинка растворяется
Осадок гидроксида цинка растворяется
Zn(OH)2↓+ 2NaOH → Na2ZnO2↓+ 2H2O
Записать ионные уравнения
Zn(OH)2↓+ HCl→ ZnCl2+ 2H2O Записать ионные уравнения
Гидроксид цинка проявляет свойства кислот, растворяя осадок и образуя растворимую соль циниат натрия
Гидроксид цинка проявляет свойства оснований, растворяя осадок и образуя растворимую соль хлорид цинка
II. ВАРИАНТ
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
2)AlCl3 → Al(OH)3 → AlCl 3
↓
NaAl(OH)4
Осуществим 1-ю цепочку превращений
В пробирку налили 1-2 мл раствора сульфата меди. Добавили 1-2 мл гидроксида натрияОбразуется осадок голубого цвета(гидроксид меди)
CuSO4+2NaOH→Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Записать ионные уравнения
Нерастворимое основание Cu(OH)2↓ можно получить в результате реакции обмена между растворами сульфата меди и щелочи
Закрипили пробирку с раствором гидроксида меди в пробиркодержателе и осторожно нагрели
Постепенно голубая окраска изменяется на черную- это оксид меди
Cu(OH)2↓ → CuO + H2O
Оксид меди можно получить в результате реакции разложения гидроксида меди
Отфильтровали осадок CuO с помощью фильтровальной бумаги. Просушили. Поместили в сухую пробирку смесь порошка CuO и угля. Нагрели полученную смесь.
Ченая окраска постепенно меняется на красную окраску меди
CuO + C →Cu + CO2↑ Записать ОВР.
Медь можно получить реакцией восстановления оксида меди
Осуществим 2-ю цепочку превращений
2)AlCl3 → Al(OH)3 → AlCl3
↓
Na[Al(OH)4]
В пробирку наливаем раствор AlCl3 . По каплям добавляем раствор NaOH до образования осадкаОбразуется осадок белого цвета(гидроксид цинка)
AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓+ 3NaCl
Записать ионные уравнения
Нерастворимое основание Al(OH)3↓+ можно получить при взаимодействии раствора соли и щелочи
Нерастворимое основание разделили на две пробирки. В одну пробирку добавили избыток щелочи
В другую пробирку добавили избыток соляной кислоты
Осадок гидроксида алюминия растворяется
Осадок гидроксида алюминия растворяетсяAl (OH)3↓+ 2NaOH → Na[Al(OH)4]+ 2H2O
Записать ионные уравнения
Al (OH)3↓+ HCl→ AlCl3 + 2H2O Записать ионные уравнения
Гидроксид алюминияпроявляет свойства кислот, растворяя осадок и образуя растворимую соль алюминат натрия
Гидроксид алюминия проявляет свойства оснований, растворяя осадок и образуя растворимую соль хлорид алюминия
Общий вывод: в ходе выполнения практической работы были обобщены знания об основных классах неорганических соединений, освоены принципы планирования и проведения опытов согласно предложенным схемам, закреплены навыки составления ионных уравнений о окислительно- восстановительных реакций.
5. Самоконтроль выполнения работы.
Обучающиеся заполняют таблицу и делают выводы по каждому опыту
Как живые организмы имеют родственные связи, так и неорганические вещества имеют родственные связи, т.е. с помощью цепочки превращений из одного класса веществ можно получить другой класс веществ. Мы доказали существование генетических связей неорганических веществ
7. Домашнее задание: закончить оформление практической работы в тетради
Инструкционная карточка
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ПРЕВРАЩЕНИЙ
Вариант № 1
Опыт 1. Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Выданы пробирки №1, №2, №3. В пр.№1насыпана соль MgCO3. Для осуществления превращений приливайте по 1-2 мл необходимых реактивов;
-после проведения 1-ого опыта отделите раствор от непрореагировавшего вещества, слейте его в пр. №2;
— в пр.№2 к полученному после добавления выбранного вами реактива осадку добавьте 1-2 мл воды, перемешайте смесь и отфильтруйте в стаканчик, промойте осадок 2-3мл воды;
— осадок перенесите стеклянной палочкой в пр. №3 и осуществите третье превращение.
Опыт 2. Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №4, №5;
а) в обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида цинка и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида цинка (реактива приливайте по 1-2 мл в каждую пробирку).
б) в пр.№4 получите ZnCl2, в пр.№5 получите Na2Zn(OH)4.Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
_____________________________________________________________________________
Инструкционная карточка
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ПРЕВРАЩЕНИЙ
Вариант № 2
Опыт 1. Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Для выполнения первой цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пр.№1насыпана соль CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте 1-2 мл необходимого реактива.
2)Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). В пробирку №2 положен кусочек алюминия.
Опыт 2. Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №3, №4. В обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида алюминия и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия (используйте 1-2 мл раствора реактива). В пр.№3 получите AlCl3, в пр.№4 получите NaAl(OH)4
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
infourok.ru
Задания. Цепочки химических превращений
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
C → CO2 → CaCO3 → CaCl2 → Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
S → SO2 → H2SO3 → SO2 → CaSO3 → CaSO4
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Na → NaOH → Na2CO3 → CO2 → CaCO3 → CO2
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Mg → MgO → MgCO3 → MgO → Mg(OH)2 → MgCl2
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
P → P2O5 → H3PO4 → H2O → NaOH → Na3PO4
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Li2SiO3
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Ca → CaO → CaCO3 → CaCl2 → Ca(OH)2 → CaCO3
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
N2O5 → HNO3 → Ca(NO3)2 → CaCO3 → Ca(NO3)2 → Ca(OH)2
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Mg(OH)2 → MgO → MgCO3 → MgCl2 → Mg(NO3)2 → Mg3(PO4)2
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
C → CO2 → CaCO3 → CaCl2 → Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3
Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.
P → P2O5 → H3PO4 → H2O → NaOH → Na3PO4
infourok.ru
Практическая работа №1. Осуществление цепочки и химических.
Вариант 1
MgCO3 + 2HCl ⟶ MgCl2 + H2O + CO2↑
MgCO3 + 2H+ + 2Cl— ⟶ Mg2+ + 2Cl— + H2O + CO2↑
MgCO3 + 2H+ ⟶ Mg2+ + H2O + CO2↑
MgCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Mg(OH)2↓
Mg2+ + 2Cl— + 2Na+ + 2OH— ⟶ 2Na+ + 2Cl— + Mg(OH)2↓
Mg2+ + 2OH— ⟶ Mg(OH)2↓
Mg(OH)2 + H2SO4 ⟶ MgSO4 + 2H2O
Mg(OH)2 + 2H+ + SO42- ⟶ Mg2+ + SO42- + 2H2O
Mg(OH)2 + 2H+ ⟶ Mg2+ + 2H2O
Вариант 2
CuSO4 + 2NaOH ⟶ Na2SO4 + Cu(OH)2↓
Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH— ⟶ 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2↓
Cu2+ + 2OH— ⟶ Cu(OH)2↓
Cu(OH)2 t ⟶ CuO + H2
CuO + H2 t ⟶ Cu + H2O
Вариант 3
ZnCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Zn(OH)2↓
Zn2+ + 2Cl— + 2Na+ + 2OH— ⟶ 2Na+ + 2Cl— + Zn(OH)2↓
Zn2+ + 2OH— ⟶ Zn(OH)2↓
Zn(OH)2 + 2HCl ⟶ ZnCl2 + 2H2O
Zn(OH)2 + 2H+ + 2Cl— ⟶ Zn2+ + 2Cl— + 2H2O
Zn(OH)2 + 2H+ ⟶ Zn2+ + 2H2O
Zn(OH)2 + 2NaOH ⟶ Na2[Zn(OH)4]
Zn(OH)2 + 2Na+ + 2OH— ⟶ 2Na+ + [Zn(OH)4]2-
Zn(OH)2 + 2OH— ⟶ [Zn(OH)4]2-
gomolog.ru
практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»
План-конспект урока химии 9 класс.
Практическая работа №1
Тема: Осуществление щепочки химических превращений
Место урока: 9 класс. Тема II. Металлы
Тип урока: практическая работа
Цель работы: Образовательные:
— осуществление цепочки химических превращений экспериментальным путем ;
-применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;
— совершенствование навыков проведения реакций ионного обмена;
— повторить свойства и некоторые способы получения основных классов химических веществ;
Развивающие – способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять, проводить химический эксперимент;
Воспитательная – воспитание интереса к предмету.
Оборудование: приборы-пробирки, держатель для пробирок, мерная ложка, стеклянная палочка, спиртовка.
материалы-карбонат магния, соляная кислота, гидроксид натрия, серная кислота, хлорид цинка, сульфат меди, хлорид алюминия, цинк.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актулизация знаний
Сегодня у нас необычный урок — практическая работа. Живые организмы имеют родственные связи, а существуют ли такие связи между неорганическими веществами.
II. Постановка целей и задач урока . Мотивация учебной деятельности.
Какова тема практической работы?
Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель практической работы. (Выяснить существуют ли генетические связи между неорганическими веществами)
III. Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях.
Откроем учебники и посмотрим, какие опыты мы будем проводить ( изучение инструкции проведения опытов).
Определяя план действий.
Какая перед нами стоит задача?
Какие необходимы приборы и материалы для проведения опытов?
Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при выполнении работы?
IV. Формирование дифференцированных обобщенных умений.
Под руководством учителя формулируют тему и цель практической работы ( на основании инструкции) и записывают в тетради.
V. Анализ задачи.
Учащиеся получают таблицы для записей наблюдений:
При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу
Выводы.
VI. Выполнение практической работы/
I. ВАРИАНТ
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)MgCO3 → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4
2)ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl2
↓
Na2 [Zn(OH)4]
Опыт 1. Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Выданы пробирки №1, №2, №3. В пр.№1насыпана соль MgCO3. Для осуществления превращений приливайте по 1-2 мл необходимых реактивов;
-после проведения 1-ого опыта отделите раствор от непрореагировавшего вещества, слейте его в пр. №2;
— в пр.№2 к полученному после добавления выбранного вами реактива осадку добавьте 1-2 мл воды, перемешайте смесь и отфильтруйте в стаканчик, промойте осадок 2-3мл воды;
— осадок перенесите стеклянной палочкой в пр. №3 и осуществите третье превращение.
Опыт 2. Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №4, №5;
а) в обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида цинка и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида цинка (реактива приливайте по 1-2 мл в каждую пробирку).
б) в пр.№4 получите ZnCl2, в пр.№5 получите Na2Zn(OH)4.Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
II. ВАРИАНТ
Цель: Изучить способы получения и свойства гидроксидов металлов.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
2)AlCl3 → Al(OH)3 → AlCl3
↓
NaAl(OH)4
Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Для выполнения первой цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пр.№1насыпана соль CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте 1-2 мл необходимого реактива.
2)Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). В пробирку №2 положен кусочек алюминия.
Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №3, №4. В обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида алюминия и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия (используйте 1-2 мл раствора реактива). В пр.№3 получите AlCl3, в пр.№4 получите NaAl(OH)4
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
VII. Самоконтроль выполнения работы.
Обучающиеся заполняют таблицу и делают выводы по каждому опыту
VIII. Итоги урока. Рефлексия.
Как живые организмы имеют родственные связи, так и неорганические вещества имеют родственные связи, т.е. с помощью цепочки превращений из одного класса веществ можно получить другой класс веществ. Мы доказали существование генетических связей неорганических веществ
IX. Домашнее задание: закончить оформление практической работы в тетради
infourok.ru
Практическая работа по химии №1 «Осуществление цепочки химических превращений» (9 класс)
Практическая работа №1. 9 класс
Осуществление цепочки химических превращений
Цель: Осуществить цепочку химических превращений; изучить способы получения и свойства гидроксидов металла (меди)
ВАРИАНТ 1.
1.Повторите правила техники безопасности
2. Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
Опыт.1) Для осуществления цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пробирку №1 прилейте 1-2 мл раствора CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте к этому раствору 1 мл необходимого реактива.
2) Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
Для отчёта оформите таблицу
Действие (рисунок)
Наблюдение
Выводы, запись уравнений реакций
,
ВАРИАНТ 2.
1.Повторите правила техники безопасности
2. Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl2
↓
Na2 [Zn(OH)4]
Опыт. Инструкция к выполнению цепочки переходов.
1) Для осуществления цепочки переходов выданы пробирки №1, №2;
а) в пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида цинка. Получите гидроксид цинка, для этого добавьте несколько капель необходимого реактива. Полученный гидроксид разлейте в две пробирки.
б) в пр.№1 получите ZnCl2, в пр.№2 получите Na2Zn(OH)4. Что наблюдаете?
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Для отчёта оформите таблицу:
Действие (рисунок)
Наблюдение
Выводы, запись уравнений реакций
infourok.ru