Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс): уроки, тесты, задания
Биология как наука
-
История развития биологии
-
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
Цитология — наука о клетке
-
-
Сходства и различия в строении клеток живых организмов
-
Химический состав клетки
Биохимические процессы в клетке
-
Обмен веществ и энергии в клетке
-
Питание клетки. Фотосинтез
-
Хранение и передача генетической информации. ДНК и РНК. Генетический код
-
Размножение и развитие
-
Деление клеток. Митоз и мейоз
-
Формы размножения организмов
-
Индивидуальное развитие организма — онтогенез
Основы генетики. Закономерности наследования
-
История развития генетики
-
Моногибридное скрещивание
-
Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
-
Дигибридное скрещивание
-
Хромосомная теория наследственности
-
Взаимодействие неаллельных генов
-
Генетика пола
-
Мутации
-
Селекция и биотехнология
Основы экологии
-
Организмы и среда обитания. Факторы среды
-
Экологические взаимодействия организмов
-
Популяции
-
Динамика популяций
-
Экологические сообщества — биоценоз, биогеоценоз, экосистема
-
Взаимосвязь организмов в сообществах (пищевые цепи, трофические уровни, экологические пирамиды)
-
Сукцессии
-
Биосфера
-
Влияние человека на окружающую среду. Охрана природы
Основы эволюционного учения
-
Вид, критерии вида. Биологическая классификация
-
Наследственность в популяциях
-
Изменчивость организмов
-
-
Борьба за существование и естественный отбор
-
Видообразование, или микроэволюция
-
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции
Этапы эволюции биосферы и человека
-
Основные гипотезы происхождения жизни
-
Развитие жизни на Земле
-
Антропогенез (эволюция человека)
www.yaklass.ru
Биология 9 класса
С начала учебного года всем девятиклассникам предстоит заняться изучением основ общей биологии. Данный предмет предназначен для того, чтобы школьники смогли получить базовые знания о закономерностях в мире живой природы, разнообразии биосистем и различных процессах в них.
Краткий обзор курса биологии в 9 классе
Биология 9 класса включает в себя и экологический аспект, благодаря которому дети должны будут научиться бережному отношению к природе и узнать о глобальных проблемах человечества. Уроки биологии в этом году будут сопровождаться лабораторными и практическими работами, при помощи которых дети смогут применять полученные знания на практике. Кроме того, школьники, благодаря данному курсу смогут обобщить и систематизировать информацию о формах жизни и ее организации, а также составить собственное мнение по важному мировоззренческому вопросу – вопросу о происхождении и развитии жизни на нашей планете.
Программа по биологии за 9 класс
Введение. Первая часть курса состоит из трех вводных уроков, которые расскажут о биологии как о науке, изучающей живой мир. Также в течение этих занятий школьники смогут получить представление о многообразии различных живых организмов и их свойствах.
Цитология. Этот раздел посвящен цитологии и вопросам строения клеток. Девятиклассникам предстоит узнать о сложных органических соединениях, без которых была бы невозможна жизнь. Учитель расскажет о белках и нуклеиновых кислотах, их видах, особенностях и важной роли, которые они играют в жизнедеятельности клетки.
Физиология клетки. На этих уроках биологии школьники смогут узнать о химическом составе клетки, ее органоидах, о процессах, происходящих в клетке (биосинтез и фотосинтез). Затем учитель расскажет о различных типах размножения и даст им характеристику. Кроме того, школьникам предстоит запомнить определения онтогенеза, мейоза, митоза и пр.
Основы генетики и селекции. Этот раздел познакомит детей с увлекательнейшей наукой – генетикой, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости. Школьники должны будут получить представление об отце генетике – Менделе, который, благодаря своим опытам, смог сформулировать законы моногибридного скрещивания. Затем школьники должны будут узнать о селекции – науке, которая занимается созданием и улучшением существующих ныне пород животных и растений.
Развитие жизни на Земле и развитие органического мира. Данный раздел нашего курса посвящен ответу на один из самых главных вопросов: как и когда образовалась жизнь на нашей планете. Эти уроки помогут узнать об истории развитий научных представлений по этому вопросу, а также познакомиться с современными теориями.
Учение об эволюции. Этот раздел продолжает знакомить школьников с развитие жизни на Земле. В течение нескольких занятий девятиклассники должны будут узнать о результатах эволюции, ее основных направлениях и, конечно, об эволюции человека.
Основы экологии. Заключительные уроки курса предназначены для знакомства детей с основами экологии.
В целом биология в 9 классе редко вызывает затруднения в школьников, мы рекомендуем обратить особое внимание на основы генетики, так как изучение этой темы будет продолжено в следующем году.
interneturok.ru
наука о живом мире. Видеоурок. Биология 9 Класс
Мы рассмотрим, чем занимается биология, на какие подразделы делится и что она изучает, узнаем, в чем ее основная задача в сфере научного знания, познакомимся с историей ее возникновения и развитием в изучении окружающего мира.
Многие считают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных. Это не совсем так, на самом деле биология – наука очень сложная и интересная. В целом она изучает живую природу, а отдельные ее дисциплины – определенные группы организмов: вирусы изучает вирусология, бактерии – бактериология, грибы – микология, растения рассматривает ботаника, животных – зоология, человека – антропология. Строение организма в целом: строение органов – анатомия, ткани изучает гистология, функции организмов рассматривает физиология, клеточные функции рассматривает молекулярная биология и биохимия (рис. 1).
Рис. 1. Дисциплины биологии (Источник)
Основная задача биологии состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, выявить законы, по которым развивается жизнь, и приблизиться, таким образом, к пониманию жизни как удивительного феномена, возникшего на нашей планете.
История биологии очень древняя. Фактически биология стала первой наукой, к изучению которой наших предков подтолкнула сама природа. Знание биологии на заре человечества было едва ли не основным условием выживания (рис. 2).
Рис. 2. Среда выживания наших предков (Источник)
Людям было необходимо знать, какие растения, животные или грибы опасны или ядовиты, а какие могут быть использованы в пищу; чем лечиться, из чего изготавливать одежду, охотничьи приспособления и другие орудия труда, из чего лучше строить жилье. Эти знания люди запоминали и передавали из поколения в поколение. Позднее люди стали создавать списки полезных растений и животных, давать им названия, изучать их свойства. Благодаря этим знаниям люди научились выращивать растения самостоятельно, культивировать их, так появилось сельское хозяйство (рис. 3), превратившее человека – собирателя и охотника в земледельца, что дало мощный толчок в развитии человеческого общества в том виде, каким мы его знаем сейчас.
Рис. 3. Становление сельского хозяйства (Источник)
Сам термин «биология» возник только в самом конце XVIII века, впервые его употребил немецкий профессор анатомии Руз. В 1802 году французский натуралист Жан-Батист Ламарк (рис. 4) предложил использовать этот термин для обозначения науки, изучающей живые организмы, что было логично.
Рис. 4. Жан-Батист Ламарк (Источник)
В переводе с греческого «биос» означает «жизнь», «логос» – «учение».
Биология использует различные методы исследования (рис. 5), например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение, измерение, мониторинг. В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие это может длиться миллионы лет. Анализ, сравнение – все эти мощные методы исследования находят применение в биологии.
Рис. 5. Природный, лабораторный, исторический методы и анализ (Источник)
Благодаря этому биология накопила обширные данные, позволяющие глубже понять проявления жизни и ее закономерности, установить принципы классификации живых существ, особенностей их существования и взаимодействия с окружающей средой. Биология – это фундаментальная наука, ее выводы носят не только очень важный теоретический характер, но и прикладной.
Жизнь сегодня немыслима без биологии. Эта наука лежит в основе многих отраслей, без которых существование современного человека было бы невозможно: сельское хозяйство, медицина, охрана природы (рис. 6).
Рис. 6. Биология в различных отраслях (Источник)
Сегодня перед биологией ставятся фантастические задачи, о которых в начале прошлого века можно было только мечтать. Генная инженерия – молодая наука (рис. 7), позволяющая выводить организмы с нужными человеку свойствами, – тоже ветвь биологии.
Рис. 7. Генная инженерия (Источник)
Современный биолог обязан думать не только о том, чтобы получить что-то новое. Он должен четко понимать, как сохранить то, что уже есть, и не разрушить основу нашего существования. Именно поэтому столько внимания уделяется сегодня вопросам экологии – науки об окружающей среде, которая также является биологической дисциплиной.
Мы с вами будем изучать общую биологию, которая изучает общие для всех организмов закономерности, поэтому важнейшими дисциплинами, с которыми нам предстоит познакомиться, станут биохимия, цитология – наука о клетке, генетика, биология развития, эволюционное учение и экология.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Ppt4web.ru (Источник).
- Template-cms.ru (Источник).
- Taketop.ru (Источник).
Домашнее задание
- Что такое биология и какие дисциплины она изучает?
- Какова основная задача биологии?
- Что включает в себя общая биология?
interneturok.ru
Вид, его структура и особенности. Видеоурок. Биология 9 Класс
Тема данного видео – «Вид, его структура и особенности». В ходе урока вы узнаете о том, что такое вид. Учитель расскажет о структуре вида и его основных особенностях.
Джонатан Свифт в одном из «Путешествий Гулливера» населил острова людьми-лилипутами. Английский писатель не знал о таком явлении, как островная карликовость, но довольно точно его описал. Исходя из аналогии в животном мире, величина отдельных видов млекопитающих, обитающих на протяжении многих поколений на островах без хищников, в ходе видообразования существенно уменьшается. Например, еще тысячу лет назад на Мадагаскаре жили бегемоты размером с поросенка, а по Средиземноморским островам 9 тысяч лет назад ходили слоны, не превышающие по высоте обычную лошадь. Эти животные отделились от основной популяции, и в ходе тысячелетий эволюции создали свои, отдельные виды.
Понятие «вид» в эволюционной теории
Вид – это совокупность особей, сходных по биохимическим и морфофизиологическим признакам, способных скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и образовывать общий ареал. Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида.
Вид непрерывен во времени. Он возникает, существует в неизменном виде неопределенно долго или постоянно меняется.
Одни виды исчезают бесследно, а другие дают начало новым ветвям (Источник). Вид – это основной таксон биологической классификации.
Рис. 1
Термин «вид» был введен еще в XVII веке английским ученым Джоном Рэем (см. Рис. 1).
Рэй отметил, что особи разных видов отличаются по строению и не скрещиваются друг с другом.
Большой вклад в дальнейшую разработку понятия «вид» внес в XVIII веке шведский ученый Карл Линней (см. Рис. 2).
Рис. 2
Он говорил, что виды – это объективно существующие в природе образования, которые не скрещиваются между собой.
Рис. 3
Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк (см. Рис. 3). В то время как волк, шакал и лисица внешне более сходны, так как они принадлежат к одному семейству – волчьих (см. Рис. 4).
Рис. 4
Еще большая степень сходства во внешности у видов внутри одного рода (см. Рис. 5).
Рис. 5
А внутри одного вида отличие и вовсе малозначимо, поэтому вид начали рассматривать как основную классификационную единицу (см. Рис. 6).
Рис. 6
Это имело огромное значение для развития систематики. Признаки, по которым один вид можно отличить от другого, называются критериями вида. Особи одного вида обычно неравномерно занимают весь ареал, они образуют скопления, внутри которых возможно свободное скрещивание.
Такая совокупность особей одного вида, занимающих общую территорию и свободно скрещивающихся между собой, называется популяцией.
Таким образом, вид состоит из совокупности популяций. Иногда такие популяции могут пересекаться, иногда они отстоят очень далеко друг от друга.
Некоторые виды могут быть представлены вообще одной-единственной популяцией. Таким образом, для каждого вида характерна своя популяционная структура.
Рис. 7
Видообразование, согласно современным данным, связано с изоляций отдельных популяций, которые дают начало новым видам. Разделяют виды или непреодолимые препятствия, например горные хребты, реки (см. Рис. 7), или просто неудобные для жизни и необеспеченные пищей регионы (см. Рис. 8).
Рис. 8
Реже к изоляции приводят накапливающиеся отличия в поведении, чаще всего в брачном поведении.
Любая изоляция относительная. Так, например, две дубравы, отстоящие на километр, при возможном переносе пыльцы на сотни метров можно считать изолированными. Однако во время бури пыльца может переноситься на несколько километров, и эти дубравы уже не могут считаться изолированными.
Таким образом, вид – это основной таксон биологической классификации. Внутри вида особи разбиваются на популяции.
Характер распределения особей между популяциями называется популяционной структурой вида.
Критерии вида. Итак, виды могут отличаться друг от друга определенным набором свойств, которые можно объединить в группы – критерии.
Критерии вида:
- Морфологический критерий – определяет сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
- Генетический критерий – определяет сходства наследственной информации этих особей.
- Физиологический критерий – определяет принципы функционирования органов и тканей.
- Биохимический критерий – принципы строения биологических полимеров.
- Экологический критерий – определяет приспособляемость к условиям среды.
- Географический критерий – определяет различие в ареалах.
Систематика Карла Линнея. Шведский ученый Карл Линней внес большой вклад в развитие биологии, описав огромное количество видов растений и животных (см. Рис. 9). Рис. 9
Его названиями видов ученые пользуются по сей день, однако более общая классификация живых существ К. Линнея, объединение их в семейства, отряды и классы, была очень примитивной.
Количество популяций и биологический прогресс. Под биологическим прогрессом понимают успешное существование вида, то есть общее количество его особей и величину ареала.
Еще важным показателем биологического прогресса является количество популяций внутри вида. Большое количество популяций говорит о высокой степени биологического прогресса. А одна или две популяции говорят о плохом состоянии вида.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2009.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Домашнее задание
- Чем является вид для эволюции?
- Назовите основные различия между видами и выделите главное.
- Может ли изменение рельефа повлиять на видообразование?
- Как соотносятся между собой понятия «вид» и «популяция»?
interneturok.ru
Читать книгу Биология. Введение в общую биологию. 9 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение
В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс
Как работать с учебником
Уважаемые девятиклассники!
Пришло время обобщить все те знания о живых организмах (биологических системах), которые вы получили в предыдущих классах. В текущем учебном году вам предстоит изучить общебиологические закономерности функционирования биосистем на различных уровнях организации живого. Кроме того, вы сможете подвести определённые итоги своей учебной работы за весь период изучения школьного курса биологии (с 6 по 9 класс). Как и в предыдущие годы, вашим помощником будет учебник.
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный материал вы найдёте по оглавлению или с помощью указателя терминов, размещённого в конце учебника.
Приступая к работе, внимательно прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал следует обратить особое внимание. Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам актуализировать ранее полученные знания, настроиться на усвоение нового материала. Понятия, на которые нужно обратить особое внимание при чтении текста параграфа, напечатаны курсивом. Все новые для вас термины вынесены на цветную плашку в конце каждого параграфа. Их следует запомнить и уметь объяснять сущность заложенного в них понятия или давать его определение.
Внимательно рассматривайте и изучайте иллюстрации, содержащиеся в параграфе, читайте подписи к ним. Это поможет вам лучше понять содержание текста, получить новые знания о рассматриваемых в параграфе объектах, процессах или явлениях природы.
Обязательно отвечайте на вопросы в конце параграфа. Они призваны проверить усвоение вами материала параграфа, обратить ваше внимание на наиболее важные аспекты приведённой информации.
Помещённые после вопросов задания направлены на приобретение вами навыков анализа, обобщения, сравнения, классифицирования, доказательства; умения вести дискуссию, выстраивать межпредметные связи, выполнять творческие задачи.
Важным условием успешного овладения вами новыми знаниями и умениями является выполнение лабораторных и практических работ. Их описание дано в учебнике после соответствующего по содержанию параграфа.
После некоторых параграфов приведён дополнительный материал по теме, а также даны ссылки на дополнительные источники информации, представленные на CD-дисках и в сети Интернет.
В конце каждой главы кратко излагаются основные её положения, что позволяет обобщить изученный материал.
В целях лучшего усвоения учебного материала старайтесь делать собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде краткого текста или схемы. Конспект должен содержать главную идею, новые термины и их связь с ранее усвоенными понятиями, ваши основные мысли по теме и выводы.
В процессе самостоятельной работы, например при подготовке домашнего задания, ищите дополнительную информацию, пользуясь школьной библиотекой или электронными ресурсами сети Интернет. Собранный материал вы сможете использовать в дальнейшем в процессе подготовки различных работ творческого характера (докладов, рефератов, презентаций и рукописей научно-исследовательских проектов).
Огромную помощь в учёбе может оказать ваше сотрудничество с другими учащимися, учителями и родителями. Интересные результаты могут быть получены в процессе коллективного обсуждения результатов вашей работы, например во время проведения итоговых семинаров или конференций.
Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия Кругосвет), http://rosolymp.ru/ (Информационный портал Всероссийской биологической олимпиады для школьников), http://www.ecoinform.ru/ (Сайт агентства экологической информации «ИНЭКО»), http://ecodelo.org/ (Интернет-портал для поддержки экологических проектов и общественных организаций России. Конкурсы экологических проектов, календарь событий и карта проектов), http://www.sci.aha.ru/ (Веб-атлас содержит статистические и демографические материалы о населении России, природных условиях страны, антропогенных воздействиях на природные экосистемы, социальных процессах и др.).
Желаем вам успехов в учёбе и новых открытий в интересном и разнообразном мире живой природы!
Введение
Накопленные человечеством знания столь обширны, что ни один человек не способен усвоить их полностью. Но каждый из нас должен иметь чёткое представление об окружающем его мире и законах, по которым он развивается. Без этих знаний человек не сможет чувствовать себя членом современного общества, оценивать состояние окружающей природы, частью которой он является, принимать правильные решения в повседневной жизни.
Содержание введения поможет вам
• узнать, что изучает биология и как происходило её становление как науки;
• познакомиться с методами, применяемыми в биологии;
• понять, чем живое отличается от неживого;
• уяснить роль биологических знаний в современном мире.
§ 1. Биология – наука о живой природе
1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких учёных-биологов вы знаете?
Биология – наука о живой природе. Биология изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий (рис. 1).
Биология – одна из древнейших наук, хотя сам термин для её обозначения – «биология» – был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом (1771–1803). Однако общепринятым этот термин стал после того, как в 1802 г. его стали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744–1829), Л. К. Тревиранус (1779–1864).
В наши дни биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика разделилась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.
В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Значение биологических знаний в современной жизни. Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях. Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством сформировались в далёком прошлом. А в наше время они приобрели ещё большее значение.
Благодаря достижениям биологии промышленным путём получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.
Рис. 1. Биология – наука о живой природе
Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости учёные-селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза. Учёные надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.
Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.
Благодаря достижениям биологии всё большее значение приобретает новое направление материального производства – биотехнология. Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.
До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжёлым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, поэтому значение биологических знаний возрастает с каждым годом. Биологическая грамотность необходима каждому человеку, так же как умение читать, писать и считать.
Профессии, связанные с биологией. Биология включает около 70 научных дисциплин, и по каждой из них готовятся специалисты, например ботаник, зоолог, биохимик, генетик и т. д. Биология является научной базой для медицины и сельского хозяйства. Поэтому все медицинские работники – медсёстры разных направлений, фельдшеры, врачи-педиатры, хирурги, терапевты, стоматологи и другие имеют специальное биологическое образование. В сельском хозяйстве наиболее известны профессии агрономов, зоотехников, ветеринаров. Большое число специалистов требуется для бурно развивающихся микробиологической промышленности и биотехнологии. Активно ведётся подготовка по различным направлениям экологии. В настоящее время вузы готовят не только биоэкологов или геоэкологов, но всё большую востребованность имеет, например, такая профессия, как инженер-эколог. В последнее время стала очень популярной профессия ландшафтный дизайнер. Существует очень много профессий, связанных с биологией, и любую из них вы можете выбрать.
Биология. Микология. Бриология. Альгология. Палеоботаника. Генетика. Биофизика. Биохимия. Радиобиология. Космическая биология
Вопросы
1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?
4. Какая область человеческой деятельности называется биотехнологией? Как она связана с биологией?
5. Какие современные профессии требуют биологического образования?
Задания
1. Выясните у ваших родителей, какие биологические знания они считают значимыми в повседневной жизни, какие они используют в профессиональной деятельности?
2. Подготовьте мультимедиапрезентацию об интересующей вас профессии. В презентации раскройте её возможные связи с биологией.
§ 2. Методы исследования в биологии
1. Что такое наука?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?
Понятие о науке. Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология как наука помогает понять мир живой природы.
Мы уже знаем, что люди с древнейших времён изучают живую природу. Сначала они описывали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину – естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
Методы научного познания. Научный метод – это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний в ходе научного исследования. Каждая наука имеет свои методы исследования. Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого учёного важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету.
В биологии применяются различные методы. Первоисточниками всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Например, в средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом «снежном человеке», приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии якобы его следов и даже самого «снежного человека». Было организовано несколько экспедиций для поиска «снежного человека». Но до сих пор никто не смог представить ни живого «снежного человека», ни его останков, ни каких-то других неопровержимых доказательств его существования. Поэтому, несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев», существование «снежного человека» не может быть признано научным фактом.
Жизнь удивительно многообразна. Чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо выявить и упорядочить сходство и различия у живых организмов. Для решения этих задач применяется сравнительный метод. Он позволяет сопоставить результаты наблюдений для выявления общих закономерностей.
Биологи используют и другие методы исследования. Например, описательный метод широко применялся ещё учёными древности, но не потерял своего значения и сегодня.
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставив их с ранее известными результатами.
В науке любые новые открытия способствуют устранению прежних неправильных представлений и указывают на новые взаимосвязи между явлениями. В биологии новые открытия создают базу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях человеческой деятельности.
Многие считают, что следует заниматься только теми биологическими исследованиями, которые помогут решить конкретные практические проблемы сегодняшнего дня. Безусловно, развитие прикладных наук имеет очень важное значение, но нельзя забывать о важности исследований в «чистой» науке. Знания, полученные в фундаментальных исследованиях, могут показаться бесполезными для повседневной жизни человека, но они помогают понять законы, по которым развивается окружающий нас мир, и почти наверняка рано или поздно найдут практическое применение.
Этапы научного исследования. Обычно научное исследование начинается с наблюдения над объектом или явлением. После обобщения полученных в результате данных выдвигаются гипотезы (предположения), которые могут объяснить наблюдения (рис. 2).
Рис. 2. Этапы научного исследования
На следующем этапе исследования разрабатываются и проводятся эксперименты для проверки выдвинутых гипотез. Научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента одним (и только одним) фактором. Анализ результатов эксперимента позволит решить, какая из гипотез верна.
Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Называя какое-либо положение законом, учёные как бы подчёркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность. Однако часто термины «закон» и «теория» употребляются как равнозначные.
Рассмотрим этапы научного исследования на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян.
Наблюдения за семенами показали, что они далеко не всегда прорастают. Очевидно, для их прорастания необходимы определённые условия.
Итак, мы можем сформулировать проблему исследования: какие условия необходимы для прорастания семян?
Следующий этап – выдвижение гипотез. Мы можем предположить, что для прорастания семян необходимы свет, темнота, вода, определённая температура, воздух, почва.
Теперь, для того чтобы проверить, какие условия действительно необходимы для прорастания семян, разработаем и проведём эксперимент.
Возьмём шесть проб по 100 семян одного вида, например кукурузы, и поместим в условия, различающиеся только по одному признаку.
Сосуд с первой пробой поместим в светлое тёплое место. В сосуд нальём воды так, чтобы она до половины покрывала семена. В этом случае воздух будет свободно проникать к семенам.
Вторую пробу семян поместим в такие же условия, что и первую, но сосуд заполним кипячёной водой доверху, лишив таким образом семена воздуха.
Сосуд с третьей пробой поместим в такие же условия, что и первый, но в тёмном месте.
В четвёртом сосуде оставим семена сухими.
Пятую пробу будем держать при температуре 1 °С.
Шестой сосуд заполним влажной почвой и поставим в тёплое место.
Проанализировав результаты эксперимента, мы придём к выводу, что свет и почва не являются обязательными условиями для прорастания семян. Семена кукурузы прорастают при наличии воды, воздуха и определённой температуры. Однако если мы внимательно рассмотрим наши пробы, то увидим, что и при благоприятных условиях не все семена проросли. Изучив эти семена, мы выясним, что их зародыш мёртв. Следовательно, прорасти могут только семена с живым зародышем.
Если вы будете сравнивать условия, необходимые для прорастания семян растений разных видов, то убедитесь, что они сильно различаются. Например, для прорастания зерновок кукурузы воды потребуется в два раза меньше их собственной массы, а для прорастания клевера воды должно быть в полтора раза больше массы семян. В то же время семена клевера прорастают уже при температуре 1 °С, кукурузы – при температуре выше 8 °С, а для семян дыни температура прорастания будет составлять 15 °С. Вы установите, кроме того, что большинство семян прорастает как на свету, так и в темноте, но есть растения (например, табак, череда), для прорастания семян которых свет необходим. Напротив, семена рыжика мелкоплодного прорастают только в темноте.
Итак, даже самое простое научное исследование требует чётко продуманного и тщательно проведённого эксперимента, на основании которого можно сделать научно достоверные выводы. При проведении наблюдений и экспериментов применяют самые современные приборы, аппаратуру, инструменты – электронные микроскопы, радиолокаторы, хроматографы и др.
Научное исследование. Научный метод. Научный факт. Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза. Закон. Теория
Вопросы
1. Какова основная цель науки?
2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?
3. Что такое научный эксперимент?
4. Какой факт может считаться научным?
5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
6. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?
Задания
Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования.
§ 3. Сущность жизни и свойства живого
1. Какие живые организмы вы знаете?
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
3. Какие свойства живого вам известны?
Сущность понятия «жизнь». Обычное определение биологии как «науки о жизни» имеет смысл лишь в том случае, если мы представляем себе, что такое жизнь. На первый взгляд всё кажется просто. Даже маленький ребёнок скажет, что камень неживой, а кошка живая. На самом деле дать определение жизни очень сложно.
Во второй половине XIX в. немецкий философ Ф. Энгельс, обобщив естественно-научные знания своего времени, дал самое известное определение жизни: это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.
Свойства живого. Последующие открытия в биологии показали, что данное определение не раскрывает всей сущности жизни. Попытки современных учёных дать полное определение жизни также не увенчались успехом. Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства объектов неживой природы, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живого, или жизненные свойства.
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов – углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров.
Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурной и функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы (от греч. systema – целое, состоящее из взаимосвязанных частей), т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
Зелёные растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, например, в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. Однако пламя костра или свечи никто не назовёт живым, да и в основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».
В отличие от «обменных процессов» в неживой природе, у живых организмов самыми важными стали процессы биосинтеза и распада веществ. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
В процессе эволюции у живых организмов выработалась способность избирательно реагировать на внешние воздействия – раздражимость. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся и т. д.), у других – медленно (например, растения поворачивают листья к свету).
5. Живые организмы развиваются.
Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счёт образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.
Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате её исторического развития появилось всё многообразие живых организмов на нашей планете.
6. Всё живое размножается.
Новые организмы – от бактерии до человека – возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале – хромосомах. Хотя потомки и похожи на родителей, но двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется ещё одним свойством живого – изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведёт данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.
Таким образом, живые биологические системы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.
Уровни организации живой природы. Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчинённости. Учёные выделяют следующие уровни организации живого: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный (рис. 3).
Всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии.
Рис. 3. Уровни организации живой природы
Жизнь. Свойства живого. Биологические системы. Обмен веществ. Процессы биосинтеза и распада. Раздражимость. Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие. Уровни организации живого
Вопросы
1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
2. В чём заключается различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
3. Каковы основные свойства живого?
4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
5. В чём может проявляться приспособленность организмов к среде обитания? Приведите соответствующие примеры.
Задания
1. Объясните, почему живые организмы называют открытыми биологическими системами.
2. Перечислите известные вам уровни организации живого. Попробуйте привести примеры соответствующих им биологических систем.
iknigi.net
Химический состав клетки. Видеоурок. Биология 9 Класс
В природе можно встретить большое разнообразие клеток (рис. 1). Они отличаются по размеру, функциям, форме, являются свободноживущими или же входят в состав многоклеточных организмов, но при всем этом разнообразии все они состоят из одних и тех же типов химических веществ, претерпевающих одинаковые превращения.
Рис. 1. Разнообразие клеток (Источник)
Живую клетку отличают две важные особенности:
1. Высокое содержание воды.
2. Большое количество сложных органических веществ.
В живой клетке можно встретить различные химические элементы. Ученые подсчитали, что в клетке содержится более 70 химических элементов, то есть более половины всех существующих, только 24 из них постоянно встречаются в различных типах клеток. По количеству элементы, содержащиеся в клетках, делятся на макро- и микроэлементы (рис. 2).
Рис. 2. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы (Источник)
Макроэлементы встречаются в клетках в большом количестве. К ним относятся кислород, углерод, водород, азот, сера, железо, фосфор, кальций, калий и так далее. Микроэлементы представлены в клетках в небольшом количестве, это такие элементы, как марганец, медь, селен, кобальт, цинк, йод, никель и так далее. Несмотря на очень малое содержание, микроэлементы играют важную роль, так как влияют на обмен веществ в клетке. Кроме макро- и микроэлементов, выделяют еще группу ультрамикроэлементов, которые составляют менее одной миллионной процента в организмах живых существ. К ним, например, относятся золото и серебро, которые оказывают бактерицидное воздействие. Ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты. Также к ультрамикроэлементам относят платину и цезий. Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Процентное содержание в организме того или иного элемента ни в коем случае не характеризует степень его важности и необходимости в организме.
Многие микроэлементы входят в состав биологически активных веществ: ферментов, витаминов, например, кобальт входит в состав витамина B12 (рис. 3), а также гормонов. Они оказывают влияние на рост и развитие организмов, кроветворения (железо и медь), процессы клеточного дыхания (медь, цинк) и так далее.
Рис. 3. Витамин В 12 (Источник)
Эти 70 элементов в составе клетки образуют тысячи химических веществ, которые можно разделить на две большие группы (рис. 4).
Рис. 4. Органические и неорганические вещества (Источник)
Это неорганические и органические вещества, входящие в состав клетки. Неорганические вещества – это вода, минеральные соли, углекислый газ, различные кислоты и основания. Вода является важнейшим компонентом содержимого живой клетки, она составляет в среднем около 70 % ее массы (рис. 5).
Рис. 5. Состав клетки (Источник)
Вода придает клетке упругость и объем, обеспечивает постоянство ее состава, участвует в химических реакциях и в построении химических молекул, делает возможным протекание всех процессов жизнедеятельности клетки. Вода является универсальным растворителем всех веществ, поступающих в клетку, и тех, которые из нее выводятся. Минеральные соли составляют примерно от 1 до 1,5 % от общей массы клетки, но роль, которую они выполняют, очень важна. В растворенном виде минеральные соли представляют собой необходимую среду для химических процессов, которые протекают в клетке.
В клетках можно встретить много разных солей. Животные их избыток выводят с помощью выделительной системы. А у растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях, чаще всего это бывает соль и кальций. Их форма в клетках растений может быть различной: иглы, ромбы, кристаллики, одинокие или сросшиеся вместе, так называемые друзы (рис. 6). Органические вещества клетки называют так потому, что впервые выделены они были именно из организмов. К ним относятся такие вещества, как белки, липиды (или жиры), углеводы и нуклеиновые кислоты.
Рис. 6. Форма различных солей в клетках растений (Источник)
Органическая химия – это химия соединения такого удивительного элемента, как углерод. Его удивительность и уникальность в том, что многочисленные превращения молекул и образование различных крупных и даже гигантских молекул органических соединений происходит благодаря тому, что углерод, будучи четырехвалентным, способен объединяться в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры (рис. 7).
Рис. 7. Модель кристаллической структуры углерода (Источник)Эти углеродные цепи и кольца являются скелетами сложных органических молекул. В клетках живых организмов синтезируются всевозможные большие и малые органические молекулы.
Некоторые малые молекулы могут соединяться между собой и образуют крупные молекулы – полимеры (от греческого слова polis – «многочисленный» и meros – «часть, доля»). Малые молекулы, ставшие звеньями полимерной цепи, называют мономерами (от слова monos – один) (рис. 8).
Рис. 8. Мономеры и полимеры (Источник)
Углеводы – это органические вещества, в состав которых входит углерод, водород и кислород, то есть, по сути, углерод и вода, отсюда и название – углеводы.
Рис. 9. Углеводы (Источник)
Они выполняют в клетке различные функции:
— энергетическую, как сахароза, глюкоза;
— защитную, как целлюлоза;
— резервную, как крахмал или гликоген.
Углеводы часто выступают в роли очень важных компонентов других органических соединений клетки, которые встречаются практически у всех организмов, живущих на Земле.
Липиды – это вещества, которые практически не растворяются в воде, но зато хорошо растворяются в органических растворителях (рис. 10).
Рис. 10. Липиды (Источник)
Многие из них образованы с участием жирных кислот. Хорошо знакомые нам липиды – жиры, которые мы употребляем в пищу, например сливочное масло. Это не что иное, как соединение жирных кислот и трехатомного спирта глицерина. Роль липидов в жизненном цикле клетки не сводится к одному лишь запасанию энергии, хотя благодаря своим свойствам эту функцию они выполняют блестяще. Разные виды липидов включаются в самые различные процессы, протекающие в клетке, например фосфолипиды (рис. 11), в состав которых входит остаток фосфорной кислоты.
Рис. 11. Фосфолипиды (Источник)
Эти соединения – главный компонент плазматической мембраны, мембран хлоропластов, митохондрий, ядра и так далее (рис. 12).
Рис. 12. Соединения липидов (Источник)
Существуют липиды, которые входят в состав гормонов и участвуют в регуляции обмена веществ в организме.
Мы рассмотрели химический состав клетки, органические вещества, входящие в состав клетки – липиды и углеводы, обсудили их функции. Нуклеиновые кислоты и белки мы рассмотрим на следующем уроке.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
interneturok.ru
Многообразие форм живых организмов. Видеоурок. Биология 9 Класс
На поверхности нашей планеты жизнь можно обнаружить и в полярных областях, где температура опускается до минус 80 градусов, и в кипящих гейзерах, жизнь можно встретить в самой глубокой морской впадине и в атмосфере на высоте в несколько километров. Это пространство, оболочку Земли, где можно встретить жизнь в ее разных формах, называют биосферой (рис. 1) – от греческих слов «биос» – «жизнь» и «сфера», что значит «шар».
Рис. 1. Биосфера (Источник)
Биосфера включает в себя нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и поверхностные слои литосферы, почву, которая и образовалась в результате процессов выветривания и жизнедеятельности живых организмов. Каждая из этих оболочек земли имеет свои особые условия, создающие разные среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную. Различными особенностями сред жизни обусловлено многообразие форм живых существ и их специфические свойства, которые формировались и развивались под воздействием условий этих сред. Живые существа, населяющие водную среду, – гидробионты прекрасно приспособлены к обитанию в плотной и вязкой водной среде: дышат в ней, размножаются, находят пищу и укрытия, передвигаются в разных направлениях в толще воды (рис. 2).
Рис. 2. Меченосец обыкновенный (Источник)
Организмы, населяющие наземно-воздушную среду, в процессе эволюции приобрели способность существовать в менее плотной по сравнению с водой среде: при обилии воздуха и кислорода, очень сильного окислителя, резком колебании освещенности, суточных и сезонных температур, при дефиците влаги (рис. 3).
Рис. 3. Орел-могильник (Источник)
Обитатели почвенной среды жизни отличаются небольшими размерами и способностью обходиться без света. Они могут питаться мелкими животными и органическими веществами мертвых организмов, попавших в почву (рис. 4).
Рис. 4. Европейский крот (Источник)
Организмы, обитающие внутри другого живого существа-хозяина, могут заселять его кишечник, кровь, мышечную ткань, дыхательную систему, кожные покровы и так далее (рис. 5). В большинстве случаев это довольно мелкие существа. Одни из них являются паразитами, то есть питаются веществами тела хозяина, другие полезны хозяину – это симбионты, третьи нейтральны.
Рис. 5. Человеческая аскарида и свиной солитер (Источник)
Разнообразие форм живого может быть обусловлено не только обитанием в разных средах жизни, но и уровнем сложности организмов. В одной и той же среде обитают различные одноклеточные и многоклеточные организмы. Самые древние из них – многочисленные прокариоты (безъядерные) – бактерии, более поздние – эукариоты (ядерные), к которым относятся растения, грибы, животные.
Бактерий, растения, грибы и животных выделяют в отдельные царства клеточных организмов, как особое царство живой природы рассматривают неклеточные организмы – вирусы (рис. 6).
Рис. 6. Царства живой природы (Источник)
Все представители разных царств живого мира отличаются друг от друга по многим признакам (рис. 7), внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, функционирование в природе у них могут быть совершенно разными.
Рис. 7. Многообразие форм живой природы (Источник)
Однако, несмотря на все различия, все они существуют в форме организмов, это особенность живой материи. Одни организмы являются одноклеточными, другие – многоклеточными (рис. 8).
Рис. 8. Амеба и белая сова как представители одноклеточных и многоклеточных организмов (Источник)
По мере изучения разнообразия живого мира биологи выработали представление о биологической системе, что позволило говорить о системном разнообразии живого. Для системы характерно наличие нескольких различных частей или компонентов и связей между ними, обеспечивающих ее целостность. Например, организм по сути представляет собой целостную систему взаимодействующих живых компонентов – органов. Его называют живой или биологической системой, или просто биосистемой.
В природе можно встретить биосистемы разной сложности (рис. 9).
Рис. 9. Различные биосистемы: клетка и многоклеточный организм (Источник)
Так, каждая клетка – по сути биосистема, ее целостность и жизнедеятельность – это результат взаимодействия внутриклеточных компонентов – молекул, химических соединений и органоидов.
Многоклеточный организм – это более сложная система, поскольку он включает в себя различные органы, состоящие из клеток.
В живой природе, кроме клеток и организмов, есть и другие, еще более сложные биосистемы (рис. 10): популяции, виды, биогеоценозы, биосфера. При этом каждая из биосистем представляет собой единое целое, состоящее из множества взаимодействующих частей. Например, популяция состоит из взаимодействующих особей, вид образуют внутривидовые структуры – популяции и так далее.
Рис. 10. Сложные биосистемы (Источник)
Разные по сложности биосистемы представляют собой особые эволюционно сложившиеся обособленные формы жизни на Земле или структурные уровни организации жизни.
В живой природе выделяют шесть основных уровней организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. По мере движения от молекулярного уровня к биосферному сложность структуры возрастает (рис. 11).
Рис. 11. Уровни организации живой материи (Источник)
Таким образом, на Земле имеется огромное разнообразие форм жизни. В одном случае оно объясняется условиями сред жизни на планете, в другом – эволюцией, в результате которой на Земле появились многочисленные царства организмов, в третьем причиной разнообразия стала сложность структуры различных биосистем.
Мы узнали, что такое биосфера, биосистема, какие факторы влияют на многообразие форм живых организмов, познакомились со структурой организации жизни на нашей планете.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Taketop.ru (Источник).
- Shkolo.ru (Источник).
- Referatplus.ru (Источник).
Домашнее задание
- Что такое биосфера и что она в себя включает?
- На какие царства делится живая природа?
- Что представляет собой биосистема?
interneturok.ru