Русский язык 8 класс упражнения: Тренировочные упражнения по русскому языку для 8 класса

Дидактический материал по русскому языку, 8 класс

          

       Этот сборник адресуется для учащихся 8-х классов.

        Анализируя типичные ошибки, допущенные при изучении программного мате-риала, наметились тенденции в постановке преподавания русского языка, используя тренировочные упражнения. Предложенные задания помогут учащимся отработать самые трудные темы, изучаемые в 8 классе.

         Программа 8 класса построена на сложном теоретическом материале, поэтому знанием правил — обязательное условие. Без этого невозможно работать по практическим заданиям.

        

         Многие темы детям покажутся простыми, потому что они их изучали в 7 классе. Но «старые» темы не только повторяются, но и углубляются.
Исследование степени подготовленности учащихся в процессе обучения производится в разных направлениях, осуществляется контроль:

— за усвоением знаний теоретического материала по русскому языку;
— за сформированностью орфографических и пунктуационных умений;

— за овладением речевыми умениями.

 

            Понимание теоретического материала проверяется в процессе его воспроизведения в связных ответах на грамматическую тему, в процессе решения практических лингвистических задач.

 

Усвоение теоретических сведений может быть проконтролировано и при помощи письменных работ, к числу которых относятся дополнительные задания к текстам, работа по исправлению и дополнению текстов, карточки для индивидуального опроса, тестирование.

 

В сборник вошли упражнения по наиболее трудным темам. Только тренинг поможет запомнить сложные случаи орфографии, а впоследствии научить грамотному письму.

 

Хотелось бы, чтобы данный сборник помог учащимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

 

 

 

 

 

 

 

Сборник упражнений

№ 1


Операц…я, ш…фер, авиац…я, лучш…е, репутац…я, ц…кнуть, больш…й-пребольш…й, покрылись пыльц…й, воробуш…к, галч…нок, декламац…я, ш…колад, деш…вый, ещ…, ж…ванный, сигнализац…я, ж…лоб, ж…сткий, жж…т, зарниц…, заж…г, изнемож…нный, изоляц…я, ц…корий, инфекц…я, порос камыш…м, копч…ный, крыж…вник, одеж…нка, куриц…н.

 

№ 2

 

Доволен удач…й, ш…рстка, учащ…нный, хорош…, ц…вилизация, ж…лудь, ц…ган, пш…нный, продукц…я, ш…л меж…й, ш…рник, ц…клон, под туч…й, за рощ…й, ц…пленок, ц…рк, ц…ркуль, ц…стерна, коллекц…я, щ…лочь, ц…фра, ч..рт, ч…порный, ш..в, ш…пот, ш…мпол, с врач…м, ш…рох, лиш…н, щ…голь, энц…клопедия, щ…ки, интеллигенц…я, ч…рствый, кумач…вый.

 

№ 3

 

Р…стислав, зам..реть, пол…жение, ск…кать, соприк…саться, соч…тание, обр…внять края, л…житься, прик…сновение, ум…рать, выг…рки, зар…сли, отд…рать, отл…жения, расст…латься, прил…жить, обм…кнуть сухарик, зар…сло, вым…ченный, сл…жжение, душеразд…рающий, прол…жить, пор…авняться с ним, разл…гать, уп…раться, самовозг…раемый, возл…жить, бл…стает, выт…р, выпл…влять, утв…рь, соб…ирть, неудачное ср…внение, покл…нение, г…рючий, жук-пл…вунец, к…сательная, пл…вцы, уст…лать.

 

№ 4

 

Расстила…щийся туман; терп…щие бедствие; ла…щая собака; скач…щие кони; знач…щийся по списку ученик; постукива…щему малышу; журч…щий ручеек; по бушу…щему мору; желте…щие березы; беле…щий парус; мел…щий муку работник; распуска…щийся бутон; хлопоч…щая хозяйка; желте…щей листвой; держ…щийся за поручни пассажир.

 

№ 5

 

Подстриже(н,нн)ные волосы, стриже(н,нн)ые под машинку волосы, писа(н,нн)ая красавица, исписа(н,нн)ые листы, краше(н,нн)ый масля(н,нн)ной краской пол, фасова(н,нн)ые товары, груже(н,нн)ая арбузами баржа, некоше(н,нн)ая трава, лома(н,нн)ая линия, маринова(н,нн)ые грибы, кипяче(н,нн)ое молоко, рва(н,нн)ый рукав, ране(н,нн)ый боец, жела(н,нн)ый друг, нечая(н,нн)ная встреча, копче(н,нн)ные продукты, пече(н,нн)ый картофель, жаре(н,нн)ые в масле грибы, моще(н,нн)ая булыжником улица, зашифрова(н,нн)ые записи, провяле(н,нн)ая рыба.

 

№ 6

 

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении

 

Тамань самый скверный городишко из всех пр…морских городов России. Грушницкий юнкер. Вернер человек замечательный по многим причинам. Замок собачка верная: (не) лает (не)кусает…ся а (не) пускает в дом. Иван Федоров был первым извес…ным русским типографом. Жизнь пр…красна и удивительна. Монгольский жаворонок лучший певун центрально(азиатской) пустыни. Эвкалипт гигант р…стительного мира. В Австралии… он достига…т высоты (двадцати)(пяти)этажного дома. Горный хрусталь это прозрачная кристаллическая (разно)видность кварца. Вода краса всей природы. Звезды великолепны. Дуб дерево крепкое. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого севера. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

 

№ 7

 

Найди в предложениях приложения. Вставь пропущенные дефисы.

 

Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома.

Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.

 

№ 8

 

Определите тип односоставных предложений.

 

Еду, еду в чистом поле. ______________________
Меня в классе считают нелюдимым.____________
Шило в мешке он не утаит.____________________
Сядем здесь, у этой ивы.______________________
Снявши голову, по волосам не плачут.__________
Смеркается.________________
В воздухе уже пахнет весной.__________________
Первые шаги весны.___________________
Бродишь часами.______________________
Погода – первый сорт.__________________
Снега в долине.________________________

 

№ 9

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Я пошел в сад а оттуда в поле.
Горы становились все выше тропинки все круче.
На востоке виднелась цепь снеговых гор на западе леса.

После окончания института я оказался во Владимире а Петя в Ярославле.
Я переехал речку на лодке а они на пароме.
Телеграмма пришла вечером а письмо через два дня.
Я навестил во Владивостоке своего приятеля а сестра нашу тетю.

 

№ 10

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Перед глазами ехавших расст…лалась уже широкая бе…конечная р…внина перехваче…ая цепью холмов. Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки зат…нули в траве свою скрипучую моното…ую музыку. (Не)далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу; г…рячие лучи и раскале…ая почва жадно выпивая ее отнимали у нее силу но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такое(же) реч…нкой, потому(что) шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая пышная осока. Тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком.

 

№ 11

 

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

 

Почти все птицы глухари сойки с…ницы зябл…ки питают…ся семенами деревьев. На Алтае можно увидеть все бел…снежные горы с(их) ледн…ками альпийские луга и бурные реки с кристально(чистой) водой др…мучие леса степи. Вокруг Солнца вращают…ся девять больших планет Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун и Плутон. В лесах и степях в океанах и пресных водах всюду на земле есть жизнь. Опера тесное содружество разных видов и…ку…тва литературы музыки живописи.

 

№ 12

 

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.


Мой пр…ход я это мог заметить несколько смутил пр…сутствующих. В это жаркое летнее утро это было на исходе июля разбудили нас ранее обыкнове…ого. Крупные красивые птицы их всего было трина…цать летели тр…угольником. Рано утром я только что успел встать ко мне пр…бежал сын. Ты хлопец может быть не трус да глуп. Глазами кажется хотел бы всех он с…есть. Ты сказывают петь великий мастерище. В эту минуту если говорить открове…о и я очень испугался. Ты я вижу славный малый. Оба старичка (по)старинному обычаю (старо)светских помещиков очень любили покушать.

Это (по)моему был (не)умес…ный вопрос и я (на)него (не)ответил. Лошадка к исти…ому моему уд…влению бежала очень (не)дурно.

 

 № 13

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

Уже над ельником из(за) вершин колючих сияло золото вечерних облаков когда я рвал веслом густую сеть пл…вучих болотных трав и водя…ых цветов. То окружая нас то снова расступаясь сухими листьями шумели трос..ники; и наш челнок шел медле…о качаясь меж топких берегов извилистой реки. Шумит на дворе (не)погода а в доме давно уже спят; к окошку вздохнув подхожу я – чуть виден чернеющий сад. Дождь бьет барабаня по крыше хрустальные люстры дрожат. За шкапом проворные мыши в бумажных обоях шумят.

 

№ 14

 

Замени косвенную речь прямой.

Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо что тот уже не знал, как ее выручить.

Наконец выдернувши ее потихоньку он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город.

Ну ты я думая устоишь подумал про себя Чичиков и произнес тут же, что, из уважения к Плюшкину, он готов принять даже издержки по купчей на свой счет.

Из предосторожности и вместе с тем желая несколько поиспытать его, сказал он, что недурно бы совершить купчую поскорее, потому что де в человеке не уверен: сегодня жив а завтра бог весть.

Чичиков постарался отказаться от такого ликерчика сказавши, что уже и пил и ел.

 


№ 15


Раскройте скобки.


Обращение гумма(н,нн)о, ошибки исправле(н,нн)ы, друзья образова(н,нн)ы, история безнравстве(н,нн)а, речи проникнове(н,нн)ы и торжестве(н,нн)ы, девочка собра(н,нн)а и организова(н,нн)а, девочка весела и взволнова(н,нн)а, собрание хорошо организова(н,нн)о, дерево срубле(н,нн)о, их взгляды очень ограниче(н,нн)ы, малыши измуче(н,нн)ы дорогой, следы зайцем запута(н,нн)ы, друзья начита(н,нн)ы и образова(н,нн)ы, дерево слома(н,нн)о ветром, его поведение гума(н,нн)о, преступление доказа(н,нн)о, очарова(н,нн)а красотой.

№ 16

 

Грамотная реч…, острый меч…, двухлетний малыш…, гореч… воспоминаний, до следующих встреч…, дымится печ…, пуститься вскач…, маленькая доч…, решение задач…, слышиш… плач.., напряч…ся, напроч… оторвать, утеш…тесь, не пореж… палец, вертиш…ся, от неудач…, много различных кож…, несведущ… в делах, медведь неуклюж…, сорняк живуч…, береш…ся за дело, сильный смерч…, уютный коттердж…, положительный персонаж…, взгляд угрожающ…, не разруш…те дом, нет контролерш…, такой ловкач…, большой тираж…, не проч… поехать, открыть настеж…, взять реванш…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §16. Описание памятника культуры Упражнение 89

  1. Учебники
  2. org/ListItem»>8 класс
  3. Русский язык 👍
  4. Ладыженская
  5. №89

авторы: Тростенцова, Ладыженская, Дейкина, Александрова.

издательство: Просвещение


Раздел:

  • Предыдущее
  • Следующее

Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова́ на Нерли. Одна картина − художника С. Баулина, другая принадлежит кисти художника С. Герасимова.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Рассмотрите репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчётливо выписаны те детали церкви, которые подчёркивают её изящество? Обратите внимание на стройный, вытянутый вверх барабан, пилястры арочный фриз, полуколонки.
Представьте, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении XII века?

reshalka.com

Решение

Описание картин С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшое зеленый холм, па котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы
не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
 
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга.



  • Предыдущее
  • Следующее