Русский язык 8 класс номер 93: Номер №93 — ГДЗ по Русскому языку 8 класс: Ладыженская Т.А.

Расширение НАТО: что слышал Ельцин

Вашингтон, округ Колумбия, 16 марта 2018 г. – Рассекреченные документы из американских и российских архивов показывают, что официальные лица США убедили президента России Бориса Ельцина в 1993 году, что «Партнерство ради мира» является альтернативой НАТО расширение, а не его предвестник, одновременно планируя расширение после переизбрания Ельцина в 1996 году и неоднократно повторяя русским, что будущая система европейской безопасности будет включать, а не исключать Россию.

Рассекреченный отчет США об одном ключевом разговоре 22 октября 1993 г. (Документ 8) показывает, как госсекретарь Уоррен Кристофер заверяет Ельцина в Москве, что «Партнерство ради мира» направлено на включение России вместе со всеми европейскими странами, а не на создание нового членства список лишь некоторых европейских стран для НАТО; и Ельцин в ответ: «Это гениально!»

Позже Кристофер утверждал в своих мемуарах, что Ельцин неправильно понял — возможно, из-за пьянства — истинное сообщение о том, что «Партнерство ради мира» на самом деле «приведет к постепенному расширению НАТО»; поддерживает последующие жалобы России на то, что их ввели в заблуждение. [2]

Кристофер впоследствии задавался вопросом (согласно его мемуарам, стр. 280-281), то ли российский министр иностранных дел Андрей Козырев намеренно не предупредил Ельцина о неизбежности расширения НАТО, то ли Ельцин просто почувствовал облегчение, что расширение НАТО не будь немедленным — или у Ельцина просто был «плохой день». Но ранее в тот же день Кристофер сказал Козыреву, согласно рассекреченной телеграмме США (Документ 7), что в НАТО не будет «заранее определенных новых членов» и что «мы подчеркиваем, что Партнерство ради мира» «открыто для всех». ».

Отчет Строуба Тэлботта о встрече с Ельциным 22 октября nd более подробен и детализирован, чем у Кристофера, но также оставляет впечатление, что Ельцин услышал только то, что хотел услышать, почему-то не позволяя американцам объяснить, что истинное сообщение было «Сегодня PFP, завтра расширение». [3] «Ельцин приветствовал нас с видом оглушенного быка» и произнес «длинное, едва связное хвастовство», прежде чем прервать презентацию Кристофера о НАТО и PFP («Не дав Крису закончить…»). Фактические слова Кристофера Ельцину в конце встречи заключались в том, что США будут «рассматривать вопрос о членстве как более долгосрочную возможность».

Документы с российской стороны свидетельствуют о противодействии расширению НАТО по всему политическому спектру, начиная со встречи сторонников Ельцина с Генеральным секретарем НАТО Манфредом Вернером летом 1991 года (он заверил их, что расширения не будет), и в преддверии подавляющее большинство депутатов Думы от всех политических партий присоединились к антинатовскому собранию в 1996 году. Как предупредил госсекретаря Кристофера временный поверенный в делах США в Москве Джеймс Коллинз незадолго до его поездки на встречу с Ельциным 19 октября93 (Документ 6), вопрос НАТО «вызывает невралгию у русских. Они рассчитывают оказаться не на той стороне нового раздела Европы, если какое-либо решение будет принято быстро. Какими бы тонкими ни были нюансы, если НАТО примет политику, предусматривающую экспансию в Центральную и Восточную Европу, не оставляя дверь открытой для России, в Москве это будет повсеместно истолковано как направленное против России и только России — или как «неосдерживание»…».

Сам Ельцин положил начало широкой дискуссии о возможном расширении НАТО своим публичным выступлением в Варшаве 19 августа.93, где он признал хельсинкский Заключительный акт за странами выбирать свои союзы и «казалось, дал «зеленый свет» расширению НАТО». (См. документ 5, вкладка C «Расширение НАТО: взгляды Востока и союзников») 

В документе США о «зеленом свете» отмечается, что почти сразу же Москва «занялась «уточнением» своей позиции». В письме Ельцина Клинтону от 15 сентября 1993 г. (Документ 4) выражается «неловкость» по поводу обсуждения «количественного расширения» и решительно выступает за «панъевропейскую систему безопасности» вместо НАТО. Ельцин предупредил: «Не только оппозиция, но и умеренные круги [в России], несомненно, воспримут это как некую неоизоляцию нашей страны, диаметрально противоположную ее естественному вхождению в евроатлантическое пространство». Ельцин также утверждал, что «дух» договора об объединении Германии «исключает возможность расширения зоны НАТО на восток» (ссылаясь на положения, запрещающие размещение негерманских войск НАТО на бывшей территории Восточной Германии). Этот абзац был единственным в письме Ельцина, отмеченным для Строуба Тэлботта штатным экспертом по России/Украине Стивом Пайфером.

Рассекреченный документ США включает новые свидетельства внутреннего мышления американцев, такие как конкретный график расширения в одном из документов Государственного департамента от начала сентября 1993 г. (см. Документ 2), вплоть до окончательного принятия Украины, Беларуси и Россия в НАТО в 2005 году, после стран Центральной и Восточной Европы и Прибалтики. Но письмо Ельцина от 15 сентября способствовало интенсивным дебатам с американской стороны, в том числе отказу Министерства обороны от календаря Госдепартамента, что привело к идее «Партнерство ради мира», а не к явному расширению НАТО осенью 1919 года.93. В одном из документов от 5 октября 1993 г. (Документ 5) резюмируются дебаты между «государственным подходом к расширению НАТО» или подходом канцелярии министра обороны, «партнерством во имя мира с общей привязкой к членству» и последним стала презентация Кристофера Ельцину 22 октября: партнерство для всех, а не членство для некоторых.

В январе 1994 года президент Клинтон сказал Ельцину в Москве, что «Партнерство во имя мира» стало «настоящей вещью сейчас». По пути в Москву Клинтон произнесла в Праге знаменитую речь «не то ли, а когда», которая была подхвачена сторонниками расширения НАТО в администрации Клинтона, чтобы выиграть внутренние дебаты.[4] Рассекреченные мемконы пражских встреч Клинтона с лидерами Чехии, Польши, Венгрии и Словакии показывают, что американский президент выступает за «Партнерство ради мира» как за «путь, который приведет к членству в НАТО» и который «не проводит другой линии». разделяющую Европу в нескольких сотнях миль к востоку». (См. Документ 11) Клинтон откровенно признала Вацлаву Гавелу, что «среди союзников по НАТО сейчас нет консенсуса в отношении расширения формальных гарантий безопасности» из-за неопределенности в отношении того, какие страны могут внести свой вклад, и потому что «реакция в России может быть обратной той, которую мы хотим». ».

Президент Польши Лех Валенса сказал Клинтон (Документ 12): «Россия подписала много соглашений, но ее слово не всегда было хорошим: одна рука держала ручку; другой граната. Ельцин сказал полякам в Варшаве прошлым летом, что Россия не возражает против членства Польши в НАТО; у него, Валенсы, была бумага с подписью Ельцина, подтверждающая это. Но Ельцин передумал. Представленные здесь Вышеградские страны, продолжал Валенса, сдержали свое слово; у них была западная культура. Россия этого не сделала». Президент Чехии Вацлав Гавел немедленно ответил, что «изолировать Россию было невозможно и нежелательно».

Американцы пытались успокоить Ельцина. Цитаты из бесед президента Клинтона с глазу на глаз с Ельциным в 1994 году, особенно 27 сентября 1994 года в Белом доме, показывают, что Клинтон «подчеркивал включение, а не исключение…. Расширение НАТО не антироссийское; он не предназначен исключительно для России, и нет никакого ближайшего графика…. более широкая, более высокая цель [это] европейская безопасность, единство и интеграция — цель, которую, я знаю, вы разделяете». [5]

Но русские услышали осенью 1994, новый помощник госсекретаря по Европе Ричард Холбрук ускорил обсуждение расширения НАТО, даже инициировав в ноябре исследование НАТО «как и почему» новых членов. Ельцин выразил протест письмом Клинтону от 29 ноября 1994 г. (Документ 13), в котором подчеркивались надежды России на Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как на «полноценную общеевропейскую организацию» и жаловался, что не понимает причин нового оживления дискуссии об ускорении расширения НАТО».

1 декабря министр иностранных дел Козырев неожиданно отказался присоединиться к «Партнерству мира»; а 5 декабря Ельцин обрушился на НАТО на будапештском саммите СБСЕ на глазах у удивленной Клинтон: «Почему вы сеете семена недоверия? …Европе грозит погрузиться в холодный мир…. История показывает, что опасной иллюзией является предположение, что судьбами континентов и мирового сообщества вообще можно каким-то образом управлять из одного-единственного капитала»[6] 9.0005

Встревоженные американцы начали понимать, что Россия пришла к выводу, что США «подчинили, если не отказались, интеграцию [России] расширению НАТО». (См. Документ 17) Вашингтон направил в Москву вице-президента Эла Гора, чтобы уладить ситуацию, используя в качестве места встречи существующие запланированные заседания Комиссии Гора-Черномырдина. Тезисы Гора для его встречи с Ельциным (в больничной палате последнего) (Документ 16) и российская запись встречи Гора со спикером Думы Иваном Рыбкиным 14, 19 декабря94, (Документ 14) показывают, что американцы подчеркивают, что быстрого расширения НАТО не будет, а будет только постепенный, преднамеренный процесс без неожиданностей, идущий в тандеме с «максимально близким взаимопониманием» между США и Россией, и никаких новых членов НАТО в 1995 год, год парламентских выборов в России.

Позже Гор сказал бельгийскому премьер-министру, что «Ельцин был готов согласиться с основной истиной, что НАТО будет расширяться». В американской телеграмме от марта 1995 года сообщается: «В разговоре с Ельциным в его больничной палате вице-президент объяснил, что отношения между НАТО и Россией были аналогичны стыковке космического корабля «Шаттл» с космической станцией «Мир», которая должна была совпадать с орбитами и скоростями. придти вместе. Ельцин согласился, но заметил, что при таких тонких маневрах резкие движения могут быть опасны»[7] 9. 0005

Ельцин продемонстрировал лишь ограниченное согласие, когда Клинтон приехал в Москву в мае 1995 года на празднование -й годовщины победы над Гитлером во Второй мировой войне. В мемконе США о встрече один на один в Кремле (Документ 19) повторяются возражения Ельцина: «Я не вижу ничего, кроме унижения для России, если вы продолжите…. почему ты хочешь сделать это? Нам нужна новая структура общеевропейской безопасности, а не старые! …. Но если бы я согласился на расширение границ НАТО в сторону границ России, это было бы предательством с моей стороны русского народа». Со своей стороны, Клинтон настаивал на «постепенном, неуклонном, размеренном» расширении НАТО: «Вы можете сказать, что не хотите, чтобы оно ускорялось — я говорил вам, что мы не собираемся этого делать, — но не делайте этого». либо попросите нас замедлиться, иначе нам просто придется продолжать говорить «нет». Клинтон также заверила Ельцина: «Я не поддержу никаких изменений, которые подорвут безопасность России или разделят Европу», и призвала Ельцина присоединиться к «Партнерству ради мира». В конце концов, оба лидера согласились, что любое расширение НАТО будет отложено до 19 сентября.96 Президентские выборы (в обеих странах).

На встрече Клинтон-Ельцин в июне 1995 года в Галифаксе, Новая Шотландия (Документ 20), Клинтон приветствовала окончательное согласие России на вступление в ПРМ и рекомендовала расширить сотрудничество между военными и активизировать диалог Россия-НАТО. У российского лидера были добрые слова в адрес американского президента: «Я сам и руководство России не сомневаемся в нашем партнерстве. Мы построим партнерство на основе нашей дружбы, твоей и моей, и мы сделаем это ради мира во всем мире». Затем Ельцин повторил: «Мы должны придерживаться нашей позиции, которая состоит в том, что не должно быть быстрого расширения НАТО». и продолжил он, «важно, чтобы ОБСЕ была основным механизмом для разработки нового порядка безопасности в Европе. НАТО, конечно, тоже фактор, но НАТО должно превратиться в политическую организацию».

В рассекреченных Россией документах закрытых слушаний в Думе (Документ 18) и внутренних меморандумах 1990-х годов (Документ 25) подробно излагаются возражения России о том, что расширение НАТО (1) будет угрожать безопасности России, (2) подорвет идею инклюзивной европейской безопасности, которая Горбачев и Ельцин стремились и (3) провели новую линию через Европу. История ранних и яростных возражений России, в том числе многочисленные возражения Ельцина Клинтон, как правило, подтверждают анализ Коллинза от 19 октября.93 и опровергнуть появившееся в недавней научной литературе утверждение о том, что жалобы России на расширение НАТО в большей степени являются следствием сегодняшней «политики памяти», чем «того, что на самом деле произошло в 1990 году и позже»[8]. из самых ранних российских компиляций западных гарантий против расширения НАТО во время и после обсуждения объединения Германии в 1990 г., составленных новым министром иностранных дел Евгением Примаковым в январе 1996 г., описанных в его последующих мемуарах в 2006 г. и опубликованных с некоторыми подробностями в его книге 2015 г. . (Документ 22) Также на английском языке впервые опубликовано резюме Примакова для главы Думы в начале 1997 об угрозе расширения НАТО интересам безопасности России незадолго до саммита НАТО, на котором будет объявлено о приглашении Польши, Чехии и Венгрии вступить в НАТО. Документы Примакова говорят о фундаментальном понимании Москвой договоренностей об окончании «холодной войны» о том, что объединение Германии в НАТО в 1990 г. возможно только при включении СССР (а затем и России) в последующие структуры европейской безопасности[9]. ]

Подборка Примаковым заверений Запада Горбачеву, возможно, послужила катализатором для решительного опровержения Госдепартамента, разосланного во все европейские посты 19 февраля.96 (Документ 23), после того как тогдашний посол Коллинз сообщил, что «высокопоставленный кремлевский чиновник» жаловался на то, что расширение НАТО нарушит «дух» договора об объединении Германии (как и утверждал Ельцин в своем письме от 15 сентября 1993 г. Клинтон). Телеграмма rd от 23 февраля передала служебную записку, написанную исполняющим обязанности помощника государственного секретаря по делам Европы Джоном Корнблюмом вместе с Джоном Хербстом, в то время работавшим в государственном управлении по новым независимым государствам (ННГ) и будущим послом в Украине, характеризующую претензии России. как «мнимое» и «необоснованное». Этот меморандум, по-видимому, послужил некоторой основой для обсуждения тем государств и НАТО с тех пор при рассмотрении жалоб России на расширение НАТО.[10]

В меморандуме Корнблюма-Хербста основное внимание уделялось переговорам «два плюс четыре», в ходе которых был разработан договор об объединении Германии, утверждая, что договор применяется только к территории бывшей Восточной Германии и не создает прецедента ограничений для любых новых членов НАТО. В служебной записке один комментарий Ганса-Дитриха Геншера неточно описан как «односторонний» и относящийся только к бывшей ГДР, тогда как на самом деле в то время (февраль 1990 г.) Государственный департамент и британские дипломатические телеграммы указывали, что Геншер конкретно и неоднократно ссылался как на бывшую ГДР. и Польше и Венгрии как странам, которые могут захотеть вступить в НАТО. Но в остальном в меморандуме не упоминались заверения на высоком уровне в отношении советской безопасности (например, «ни дюйма на восток»), данные Горбачеву широким кругом западных лидеров (Джеймс Бейкер, Гельмут Коль, Дуглас Херд, Джон Мейджор и Джордж Буш-старший и др. )[11].

Меморандум Корнблюма-Хербста содержал одну сбивающую с толку ссылку, предположительно со ссылкой на «высокопоставленного кремлевского чиновника», на «юридически обязывающие заявления восточноевропейских лидеров» того времени. Ни государственное разведывательное управление, ни его историческое управление не смогли найти таких заявлений, возможно, потому, что русские на самом деле ссылались на заверения западных лидеров или даже на знаменитую речь Вацлава Гавела на совместном заседании Конгресса США в феврале 1990 года, призывавшую к роспуску обоих блоков. (вскоре он передумал).[12]

 

Сегодняшняя публикация не касается неоспоримых преимуществ интеграции в НАТО для стран Центральной и Восточной Европы, хотя некоторые из них были сформулированы их лидерами в опубликованных здесь мемконах с президентом Клинтоном в январе 1994 года. В сообщении также не содержится какой-либо чистой оценки выгод и потерь для американской и европейской безопасности от расширения НАТО. Скорее, этот сборник документов сосредоточен просто на том, что президент России Борис Ельцин услышал от администрации Клинтона о расширении НАТО в первой половине XIX в.90-х годов, а также на неоднократные возражения России, которые так же неоднократно отвергались официальными лицами администрации Клинтона.

Архив национальной безопасности первоначально собрал эти рассекреченные документы для панельной дискуссии 10 ноября 2017 года на ежегодной конференции Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований (ASEEES) в Чикаго под названием «Кто кому что обещал». о расширении НАТО?» В состав группы входили: 

* Марк Крамер из Центра Дэвиса в Гарварде, редактор Journal of Cold War Studies , в статье которого за 2009 г. Washington Quarterly утверждалось, что «залог отказа от расширения НАТО» был «мифом»;

* Джошуа Р. Итковиц Шифринсон из школы Буша в Техасе A&M, в чьей статье International Security 2016 года утверждалось, что в 1990 году США вели двойную игру, что привело Горбачева к мысли, что НАТО будет включена в новую структуру европейской безопасности, работая над обеспечением гегемонии в Европе и сохранением НАТО;

* Джеймс Голдгейер из Американского университета, написавший авторитетную книгу о решении Клинтона о расширении НАТО «Не то ли, а когда » и описавший вводящие в заблуждение заверения США российскому лидеру Борису Ельцину в статье WarOnTheRocks 2016 года;

* Светлана Савранская и Том Блэнтон из Архива национальной безопасности, чья последняя книга Последние саммиты сверхдержав: Горбачев, Рейган и Буш: беседы, завершившие холодную войну (CEU Press, 2016) анализирует и публикует рассекреченные стенограммы и соответствующие документы всех встреч Горбачева с президентами США, включая десятки заверений о защите интересов безопасности СССР и включении Советов в структуру европейской безопасности после окончания холодной войны.

Сегодняшняя публикация вторая из двух на эту тему. Первая часть посвящена дискуссиям Горбачева с западными лидерами о НАТО и будущем Европы.

 

[1] Уоррен Кристофер, Шансы на всю жизнь: мемуары , с. 280, описывает Ельцина как «жесткого, почти роботизированного» и «излучающего тяжелые алкогольные пары».

[2] Джеймс Голдгейер был первым, кто указал на противоречие между тем, что услышал Ельцин, и тем, что на самом деле имели в виду американцы, в своем авторитетном описании решения США о расширении НАТО, Not If But When , p. 59. Его еще более подробный анализ есть в WarOnTheRocks, «Обещания сделаны, обещания нарушены: что Ельцину рассказали о НАТО в 1993 и почему это важно», 12 июля 2016 г., ссылка. Как писал Голдгейер, «это тоже не было обещанием, но оно закрепило для русских нарратив о том, что независимо от того, что Соединенные Штаты заявляли в разговорах со своими лидерами, они будут максимизировать американскую позицию без учета интересов России».

[3] Строуб Талботт, The Russia Hand , с. 101.

[4] Подробную информацию о том, как сторонники расширения НАТО выиграли внутренние дебаты, см. в Goldgeier, 9.0063 Не то ли, а когда , стр. 57-58 и 62-76. См. также отчет одного из ведущих «политических предпринимателей» Рональда Д. Асмуса, Opening NATO’s Door: How the Alliance Remadeself for a New Era (Columbia University Press, 2002).

[5] См. Talbott, The Russia Hand , p. 136, для расширенной цитаты (присутствовал Тэлботт). Еще не рассекреченный мемкон Клинтон-Ельцин от 27 сентября и другие от 1994 года являются предметом ожидающих рассмотрения запросов о рассекречивании в Библиотеке Клинтона.

[6] См. Элейн Скиолино, «Ельцин говорит, что НАТО снова пытается разделить континент», The New York Times , 6 декабря 1994 г. Встреча Гора с премьер-министром Бельгии Дехане 25 февраля посвящена расширению НАТО, России, ДНЯО и двусторонним вопросам», 6 марта 1995 г. в трехсторонней дипломатии Бонн-Вашингтон-Москва 1990-1991», Journal of Cold War Studies , Vol. 14, № 4, особенно стр. 53-54 о «политике памяти».

[9] См. Мэри Элиз Саротт, «Увековечивание превосходства США: сделки 1990 г., чтобы «подкупить Советы» и ввести НАТО», International Security , Vol. 35, № 1 (лето 2010 г.), стр. 110-137; и Саротта, «Ни дюйма на восток? Буш, Бейкер, Коль, Геншер, Горбачев и причины недовольства России расширением НАТО в феврале 1990 года», Diplomatic History , Том. 34, № 1 (январь 2010 г.), стр. 119–140. Саротт объединил первоисточники из немецких, британских, французских и советских файлов вместе с документами Джеймса Бейкера в Принстоне и документами, переданными в соответствии с Законом США о свободе информации в Архив национальной безопасности, чтобы показать, что дискуссии Германии об объединении НАТО не ограничивались узко территории бывшей Восточной Германии, что встречи глав государств и министров иностранных дел на самом высоком уровне были главным местом, а не в формате «два плюс четыре» для переговоров о будущей системе европейской безопасности, и что американское «сборное» решение сохранения НАТО подготовило почву для более долгосрочного недовольства России.

[10] См., например, информационный бюллетень на веб-сайте НАТО от февраля 2018 года, в котором в качестве мифа 4 указано, что «НАТО пообещала России, что не будет расширяться после холодной войны», Ссылка. В информационном бюллетене говорится: «Личные заверения отдельных лидеров не могут заменить консенсуса Североатлантического союза и не представляют собой формального соглашения с НАТО» (даже если лидером является тогдашний генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер, как в Документе 1). Ошибочно указывая время «предполагаемого обещания» как 1989, а не фактический 1990 год, информационный бюллетень завершается цитатой из интервью Михаила Горбачева 2014 года о том, что расширение НАТО «в те годы не поднималось». Опущено дополнительное заявление Горбачева в том же интервью: «Решение США и их союзников о расширении НАТО на восток было принято в 1919 г.93. Я с самого начала назвал это большой ошибкой. Это определенно было нарушением духа заявлений и заверений, данных нам в 1990 году. Что касается Германии, то они были юридически закреплены и соблюдаются», — Линк.

[11] Рассекреченные записи западных заверений Горбачеву см. у Светланы Савранской и Томаса Блэнтона, «Расширение НАТО: что слышал Горбачев», Справочная книга Архива национальной безопасности № 613, опубликованная 12 декабря 2017 г., Ссылка. Повторяющиеся цитаты Геншера см. в первых трех документах, двух из Государственного департамента и одном из британских архивов.

[12] См. Савранская и Блэнтон, «Расширение НАТО: что услышал Горбачев», op. cit., документы 12-1 и 12-2, мемконы между Гавелом и Джорджем Бушем-старшим. Куст.

[13] См. Джейн Перлез, «Ельцин «понимает» польскую заявку на роль в НАТО», The New York Times, 26 августа 1993 г., с. А6, ссылка.

[14] Наиболее подробный анализ этой встречи дает Джеймс Голдгейер в статье «Обещание сделано, обещано не выполнено? Что Ельцину рассказывали о НАТО в 1993 году и почему это важно», Ссылка.

Почему финские школы успешны? | Инновация

«Это то, чем мы занимаемся каждый день, — говорит директор общеобразовательной школы Кирккоярви Кари Лоухивуори, — готовим детей к жизни». Стюарт Конвей

Был конец семестра в общеобразовательной школе Кирккоярви в Эспоо, обширном пригороде к западу от Хельсинки, когда Кари Лоухивуори, опытный учитель и директор школы, решила попробовать что-то экстремальное — по финским меркам. Один из его учеников шестого класса, косовский албанец, далеко ушел от школьной сетки, сопротивляясь всем усилиям своего учителя. Школьная команда специальных педагогов, в которую входили социальный работник, медсестра и психолог, убедила Лоухивуори, что лень не виновата. Поэтому он решил задержать мальчика на год — мера настолько редкая в Финляндии, что практически устарела.

Финляндия значительно улучшила навыки чтения, математики и естественных наук за последнее десятилетие, в основном потому, что ее учителям доверяют сделать все возможное, чтобы изменить жизнь молодых людей к лучшему. Этот 13-летний Бесарт Кабаши получил что-то вроде королевского репетиторства.

«В том году я взял Бесарта в качестве частного ученика», — сказал мне Лоухивуори в своем кабинете, где на стене висела афиша Beatles «Yellow Submarine», а в шкафу висела электрогитара. Когда Бесарт не занимался естественными науками, географией и математикой, он парковался рядом со столом Лоухивуори перед своим классом из 9 человек.- и 10-летние, открывающие книги из высокой стопки, медленно читающие одну, затем другую, а затем поглощающие их десятками. К концу года сын косовских военных беженцев освоил язык своей приемной страны, богатый гласными, и пришел к выводу, что на самом деле он может выучить .

Спустя годы 20-летний Бесарт появился на рождественской вечеринке Кирккоярви с бутылкой коньяка и широкой улыбкой. «Ты помог мне, — сказал он своему бывшему учителю. Бесарт открыл собственную фирму по ремонту автомобилей и клининговую компанию. «Никакой шумихи, — сказал мне Лоуивуори. «Это то, что мы делаем каждый день, готовим детей к жизни».

Эта история об одном спасенном ребенке намекает на некоторые причины ошеломляющего успеха образования крошечной скандинавской нации, явления, которое вдохновляло, озадачивало и даже раздражало многих американских родителей и педагогов. Школьное образование в Финляндии стало неожиданно горячей темой после того, как документальный фильм 2010 года В ожидании «Супермена» сравнил его с проблемными государственными школами Америки.

«Во что бы то ни стало» — это отношение, которое движет не только 30 учителями Кирккоярви, но и большинством из 62 000 педагогов Финляндии в 3 500 школах от Лапландии до Турку — специалистов, выбранных из 10 процентов лучших выпускников страны для получения необходимой степени магистра в области образование. Многие школы достаточно малы, чтобы учителя знали каждого ученика. Если один метод не работает, учителя советуются с коллегами, чтобы попробовать что-то другое. Они, кажется, наслаждаются вызовами. Почти 30 процентов финских детей получают особую помощь в течение первых девяти лет обучения в школе. В школе, где преподает Лоухивуори, в прошлом году обучалось 240 учеников с первого по девятый классы; и в отличие от Финляндии, которая славится своей этнической однородностью, более половины из 150 учащихся начальной школы являются иммигрантами из Сомали, Ирака, России, Бангладеш, Эстонии и Эфиопии, среди других стран.

«Детей из богатых семей с хорошим образованием могут учить глупые учителя», — сказал Лоухивуори, улыбаясь. «Мы пытаемся поймать слабых студентов. Это глубоко в нашем мышлении».

Преобразование системы образования финнов началось около 40 лет назад как ключевой двигатель плана экономического восстановления страны. Педагоги и не подозревали, что она была настолько успешной, пока в 2000 году первые результаты Программы международной оценки учащихся (PISA) — стандартизированного теста, проводимого для 15-летних подростков более чем в 40 странах мира, — показали, что финская молодежь является лучшей. молодых читателей в мире. Через три года они лидировали по математике. К 2006 году Финляндия была первой из 57 стран (и нескольких городов) в науке. В 2009 годуСогласно результатам PISA, опубликованным в прошлом году, страна заняла второе место по естественным наукам, третье по чтению и шестое по математике среди почти полумиллиона учащихся во всем мире. «Я все еще удивлена», — сказала Арьяриита Хейккинен, директор общеобразовательной школы Хельсинки.

«Я не понимал, что мы были , что хорошо».

В Соединенных Штатах, которые в последнее десятилетие находились в затруднительном положении, правительственные чиновники пытались внедрить рыночную конкуренцию в государственные школы. В последние годы группа финансистов и филантропов с Уолл-стрит, таких как Билл Гейтс, вложила деньги в идеи частного сектора, такие как ваучеры, учебные программы на основе данных и чартерные школы, число которых за последнее десятилетие удвоилось. Президент Обама, очевидно, тоже сделал ставку на конкуренцию. Его инициатива Race to the Top предлагает штатам соревноваться за федеральные доллары, используя тесты и другие методы оценки учителей — философия, которая не работает в Финляндии. «Я думаю, на самом деле учителя сорвали бы с себя рубашки», — сказал Тимо Хейккинен, директор школы из Хельсинки с 24-летним стажем преподавания. «Если вы измеряете только статистику, вы упускаете человеческий аспект».

В Финляндии нет обязательных стандартных тестов, за исключением одного экзамена в конце старшего года обучения в старшей школе. Здесь нет рейтингов, сравнений или соревнований между учащимися, школами или регионами. Школы Финляндии финансируются государством. Люди в правительственных учреждениях, управляющих ими, от национальных чиновников до местных властей, являются педагогами, а не бизнесменами, военными лидерами или профессиональными политиками. Каждая школа преследует одни и те же национальные цели и состоит из одного и того же пула педагогов с университетским образованием. В результате у финского ребенка есть все шансы получить одинаково качественное образование, независимо от того, живет ли он или она в сельской деревне или в университетском городке. Согласно последнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разница между самыми слабыми и самыми сильными учениками самая маленькая в мире. «Равенство — самое важное слово в финском образовании. Все правые и левые политические партии согласны с этим», — сказал Олли Лууккайнен, президент влиятельного профсоюза учителей Финляндии.

Девяносто три процента финнов заканчивают академические или профессиональные средние школы, что на 17,5 процентных пункта выше, чем в США, и 66 процентов получают высшее образование, что является самым высоким показателем в Европейском Союзе. Тем не менее Финляндия тратит примерно на 30% меньше на одного учащегося, чем США.

Тем не менее, знаменитые молчаливые финны явно не бьют себя в грудь. Им не терпится отпраздновать свой недавний чемпионат мира по хоккею, но PISA забивает не так много. «Мы готовим детей к обучению, а не к сдаче экзаменов», — сказал Паси Сальберг, бывший учитель математики и физики, который сейчас работает в Министерстве образования и культуры Финляндии. «Мы не очень заинтересованы в PISA. Это не то, о чем мы».

Майя Ринтола стояла перед своим болтливым классом из двадцати трех семи- и восьмилетних детей одним поздним апрельским днем ​​в Кирккоярвен Коулу. Клубок разноцветных нитей венчал ее медные волосы, словно расписной парик. 20-летняя учительница примеряла свой образ для Ваппу, в тот день, когда учителя и дети приходят в школу в буйных костюмах, чтобы отпраздновать Первомай.

Утреннее солнце лилось сквозь сланцевые и лимонные льняные шторы на горшки с пасхальной травой, растущие на деревянных подоконниках. Ринтола улыбнулась и подняла раскрытую руку наискось — свой проверенный временем «молчаливый жираф», который сигнализировал детям, чтобы они замолчали. Маленькие шляпы, пальто, туфли спрятаны в свои закутки, дети шевелились рядом со своими партами в своих носках, ожидая своей очереди, чтобы рассказать свою историю с игровой площадки. Они только что вернулись после обычных 15-минутных игр на свежем воздухе между уроками. «Игра важна в этом возрасте», — позже скажет Ринтола. «Мы ценим игру».

Размотав шевелюры, ученики достали со своих парт мешочки с пуговицами, фасолинами и ламинированными карточками с номерами от 1 до 20. Помощник учителя раздавал желтые полоски, обозначающие единицы из десяти. У умной доски в передней части класса Ринтола провел класс по принципам десятичной системы счисления. Одна девушка без видимой причины носила на голове кошачьи уши.

Другая держала на столе плюшевую мышь, чтобы она напоминала ей о доме. Ринтола бродила по комнате, помогая каждому ребенку усвоить понятия. Те, кто закончил раньше, играли в продвинутую игру «головоломка с орехами». Через 40 минут пришло время для горячего обеда в столовой, похожей на собор.

Учителя в Финляндии проводят меньше часов в школе каждый день и проводят меньше времени в классах, чем американские учителя. Учителя используют дополнительное время для создания учебных программ и оценки своих учеников. Дети проводят гораздо больше времени, играя на улице, даже в разгар зимы. Домашняя работа минимальна. Обязательное школьное обучение начинается только в возрасте 7 лет. «Нам некуда торопиться, — сказал Лоухивуори. «Дети учатся лучше, когда они готовы. Зачем их напрягать?»

Почти неслыханно, чтобы ребенок оказался голодным или бездомным. Финляндия предоставляет родителям трехлетний отпуск по беременности и родам и субсидированный детский сад, а также дошкольные учреждения для всех пятилетних детей, где упор делается на игры и общение.

Кроме того, государство субсидирует родителей, выплачивая им около 150 евро в месяц на каждого ребенка до тех пор, пока ему не исполнится 17 лет. 97% шестилетних детей посещают государственные дошкольные учреждения, где дети начинают учебу. Школы обеспечивают питание, медицинское обслуживание, консультации и услуги такси, если это необходимо. Медицинское обслуживание студентов бесплатное.

Несмотря на это, Ринтола сказала, что ее дети прибыли в августе прошлого года с разницей в уровне чтения и языка. К апрелю почти каждый ребенок в классе читал, и большинство писало. Мальчиков уговаривали заняться литературой с помощью таких книг, как Kapteeni Kalsarin («Капитанские трусы»). Учитель специального образования школы объединился с Ринтолой, чтобы обучить пятерых детей с различными проблемами поведения и обучения. Национальная цель на последние пять лет заключалась в том, чтобы включить всех детей. Единственный раз, когда детей Ринтолы забирают, это на уроки финского как второго языка, которые преподает учитель с 30-летним стажем и подготовкой в ​​аспирантуре.

Есть исключения, хотя и редкие. Одна первоклассница не была в классе Ринтолы. Тонкий 7-летний мальчик недавно приехал из Таиланда, не говоря ни слова по-фински. Она изучала математику в коридоре в специальном «подготовительном классе», который вел эксперт по мультикультурному обучению. Он разработан, чтобы помочь детям не отставать от своих предметов, пока они осваивают язык. Учителя Кирккоярви научились справляться с необычно большим количеством учеников-иммигрантов. Город Эспоо помогает им дополнительными 82 000 евро в год из фондов «позитивной дискриминации» для оплаты таких вещей, как специальные учителя, консультанты и шесть классов для детей с особыми потребностями.

Автор Линнелл Хэнкок говорит, что стремление делать «во что бы то ни стало» движет не только директором Kirkkojarvi Кари Лоухивуори, показанной здесь, но и 62 000 других профессиональных педагогов Финляндии в 3 500 государственных школах от Лапландии до Турку. Стюарт Конвей «Игра важна в этом возрасте», — говорит учитель-ветеран Кирккоярви Майя Ринтола с несколькими из своих двадцати трех семи- и восьмилетних первоклассников. «Мы ценим игру». Дети в Финляндии проводят меньше времени в классах и больше времени играют, чем американские школьники. Стюарт Конвей Школы Финляндии не всегда были такими свободными. Показанный здесь Тимо Хейккинен, директор школы Каллахти в Хельсинки, вспоминает времена, когда большинство его школьных учителей просто диктовали в открытые тетради послушным детям. Стюарт Конвей Школьный учитель Siilitie из Хельсинки Алекси Густафссон вместе с первоклассниками разработал свою учебную программу по математике на открытом воздухе на бесплатном семинаре для учителей. «Детям интересно работать на улице, — говорит он. «Они действительно учатся с ним». Стюарт Конвей Три войны между 1939 и 1945 года оставили Финляндию по уши в долгах. Тем не менее, говорит Паси Сальберг, «нам удалось сохранить нашу свободу». Стюарт Конвей Финляндия выпускает 93% своих старшеклассников. Только 75,5% учащихся средних школ США заканчивают учебу. Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics В Финляндии не требуются какие-либо обязательные стандартные тесты. Ресурсы диаграммы: Министерство образования и культуры, Финляндия; Министерство образования США; Графика 5W Infographics Финляндия тратит на одного учащегося средней школы на 3472 доллара меньше, чем США. Ресурсы диаграммы: Организация экономического сотрудничества и развития; Графика 5W Infographics Финляндия занимает одно из первых мест по чтению, естественным наукам и математике. Ресурсы для диаграмм: Программа международных тестов по оценке учащихся; Инфографика от 5W Infographics

Ринтола будет обучать тех же детей в следующем году и, возможно, в следующие пять лет, в зависимости от потребностей школы. «Это хорошая система. Я могу наладить тесные связи с детьми», — сказал Ринтола, которого Лоухивуори выбрал 20 лет назад. — Я понимаю, кто они. Помимо финского языка, математики и естественных наук, первоклассники изучают музыку, искусство, спорт, религию и текстильное рукоделие. Английский язык начинается в третьем классе, шведский — в четвертом. К пятому классу у детей добавились биология, география, история, физика и химия.

Только в шестом классе у детей будет возможность сдать школьный экзамен, и то только в том случае, если классный руководитель согласится участвовать. Большинство из любопытства. Результаты не оглашаются. Финским преподавателям трудно понять увлечение США стандартизированными тестами. «Американцам нравятся все эти столбцы, графики и цветные диаграммы», — поддразнил Лоухивуори, роясь в своем шкафу в поисках результатов прошлых лет. «Похоже, два года назад мы работали лучше, чем в среднем», — сказал он после того, как нашел отчеты. «Это чепуха. Мы знаем о детях гораздо больше, чем могут нам рассказать эти тесты».

Я приехал в Кирккоярви, чтобы посмотреть, как финский подход работает со студентами, которые не являются стереотипно светловолосыми, голубоглазыми и лютеранами. Но я задавался вопросом, может ли успех Кирккоярви вопреки всему быть случайностью. Некоторые из наиболее громких консервативных реформаторов в Америке устали от толпы «мы-любим-финляндию» или так называемой финской зависти. Они утверждают, что Соединенным Штатам мало чему можно научиться у страны с населением всего 5,4 миллиона человек, 4 процента из которых родились за границей. Тем не менее, финны, похоже, что-то понимают. Соседняя Норвегия, страна такого же размера, проводит образовательную политику, аналогичную той, что проводится в Соединенных Штатах. В нем используются стандартные экзамены и преподаватели без степени магистра. И, как и в случае с Америкой, Норвегия большую часть десятилетия держится на среднем уровне.

Чтобы получить вторую пробу, я направился на восток от Эспоо в Хельсинки и в суровый район под названием Сиилитие, что в переводе с финского означает «Ежичья дорога» и известен тем, что в Финляндии находится старейший проект жилья для малоимущих. 50-летнее квадратное здание школы располагалось в лесистой местности, за углом от станции метро, ​​в окружении заправочных станций и магазинов. Половина из 200 учащихся с первого по девятый класс имеют проблемы с обучаемостью. В соответствии с финской политикой все, кроме наиболее тяжелобольных, смешиваются с детьми общего образования.

Первоклассники бегали среди ближайших сосен и берез, каждый держал в руках стопку самодельных учительских ламинированных карточек «Уличная математика». «Найди палку размером с ногу», — гласил один. «Соберите 50 камней и желудей и разложите их группами по десять штук», — гласил другой. Работая в командах, 7- и 8-летние дети соревновались, чтобы увидеть, насколько быстро они справятся со своими заданиями. Алекси Густафссон, получивший степень магистра в Хельсинкском университете, разработал это упражнение после посещения одного из многочисленных семинаров, доступных для учителей бесплатно. «Я исследовал, насколько это полезно для детей», — сказал он. «Детям интересно работать на улице. Они действительно учатся с ним».

Сестра Густафссона, Нана Гермерот, преподает в классе детей, в основном с нарушениями обучаемости; У учеников Густафссона нет проблем с обучением или поведением. В этом году они объединили большую часть своих занятий, чтобы смешать свои идеи и способности с разными уровнями детей. «Мы очень хорошо знаем друг друга», — сказал Гермерот, который на десять лет старше. — Я знаю, о чем думает Алекси.

Школа получает 47 000 евро в год в качестве средств позитивной дискриминации для найма помощников и учителей специального образования, которые получают немного более высокую заработную плату, чем классные учителя, из-за обязательного шестого года обучения в университете и требований их работы. На каждые семь учеников в Сиилити приходится один учитель (или помощник).

В другом классе два учителя специального образования придумали другой вид группового обучения. В прошлом году Кайсе Сумме, учительнице с пятилетним стажем, было трудно удерживать под контролем стайку первоклассников. Она с тоской заглянула в соседнюю тихую комнату второго класса Пайви Кангасвьери, гадая, какими секретами может поделиться 25-летний коллега-ветеран. В каждой из них были ученики с широким спектром способностей и особыми потребностями. Сумма спросила Кангасвьери, могут ли они совмещать занятия гимнастикой в ​​надежде, что хорошее поведение может быть заразным. Это сработало. В этом году они решили объединиться по 16 часов в неделю. «Мы дополняем друг друга», — сказала Кангасвьери, которая описывает себя как спокойного и твердого «отца» теплой материнства Суммы. «Это совместное обучение в лучшем виде», — говорит она.

Время от времени, как сказала мне директор школы Арьяриита Хейккинен, округ Хельсинки пытается закрыть школу, потому что в округе все меньше и меньше детей, только для того, чтобы местные жители восстали, чтобы спасти ее. В конце концов, почти 100 процентов девятиклассников этой школы переходят в старшие классы. Даже многие из самых тяжелых инвалидов найдут место в расширенной системе профессиональных средних школ Финляндии, которые посещают 43 процента финских старшеклассников, которые готовятся работать в ресторанах, больницах, на стройках и в офисах. «Мы помогаем разместить их в подходящей средней школе», — сказала тогдашний заместитель директора Энн Роселиус. «Нам интересно, что станет с ними в жизни».

Школы Финляндии не всегда были чудом. До конца 1960-х годов финны все еще выходили из кокона советского влияния. Большинство детей бросили государственную школу через шесть лет. (Остальные ходили в частные школы, академические гимназии или народные школы, которые, как правило, были менее строгими.) Только привилегированные или удачливые получали качественное образование.

Пейзаж изменился, когда Финляндия начала пытаться превратить свое кровавое, раздробленное прошлое в единое будущее. На протяжении сотен лет этот отчаянно независимый народ был зажат между двумя соперничающими державами — шведской монархией на западе и русским царем на востоке. Ни скандинавы, ни балты, финны гордились своими нордическими корнями и уникальным языком, который только они могли любить (или произносить). В 1809 г.Финляндия была передана России шведами, правившими ее народом около 600 лет. Царь создал Великое княжество Финляндское, квазигосударство, конституционно связанное с империей. Он перенес столицу из Турку, недалеко от Стокгольма, в Хельсинки, ближе к Санкт-Петербургу. После того, как царь пал перед большевиками в 1917 году, Финляндия провозгласила свою независимость, ввергнув страну в гражданскую войну. Еще три войны между 1939 и 1945 годами — две с Советами и одна с Германией — оставили страну в шрамах от ожесточенных разногласий и непомерного долга перед русскими. «Тем не менее нам удалось сохранить нашу свободу», — сказал Паси Сальберг, генеральный директор Министерства образования и культуры.

В 1963 году финский парламент принял смелое решение выбрать государственное образование как лучший способ восстановления экономики. «Я называю это «Большой мечтой финского образования», — сказал Сальберг, чья новая книга « уроков финского языка » должна выйти в октябре. «Это была просто идея, что у каждого ребенка будет очень хорошая государственная школа. Если мы хотим быть конкурентоспособными, мы должны обучать всех. Все это было вызвано необходимостью выжить».

С практической точки зрения — а финны очень практичны — решение означало, что цель не должна растворяться в риторике. Законодатели пришли к обманчиво простому плану, который лег в основу все грядет. Государственные школы будут организованы в единую систему общеобразовательных школ, или  peruskoulu , для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Учителя со всей страны внесли свой вклад в национальную учебную программу, которая содержала рекомендации, а не предписания. Помимо финского и шведского (второй официальный язык страны), дети обычно с 9 лет изучали третий язык (любимый английский). Ресурсы распределялись поровну. По мере улучшения общеобразовательных школ улучшались и гимназии (с 10 по 12 классы). Второе важное решение было принято в 1979 году, когда реформаторы потребовали, чтобы каждый преподаватель на пятом курсе получил степень магистра теории и практики в одном из восьми государственных университетов — за государственный счет. С тех пор учителям фактически был предоставлен равный статус с врачами и юристами. Кандидаты начали наводнять учебные программы не потому, что зарплаты были такими высокими, а потому, что автономия и уважение делали работу привлекательной. По словам Салберга, в 2010 году около 6600 абитуриентов боролись за 660 мест для обучения в начальной школе. К середине 19В 80-х последний набор инициатив освободил классы от последних остатков нисходящего регулирования. Контроль над политикой перешел к городским советам. Национальная учебная программа была преобразована в общие руководящие принципы. Например, национальные цели по математике для классов с первого по девятый были сокращены до четких десяти страниц. Отсеивание и сортировка детей по так называемым группам способностей были исключены. Все дети — умные или менее умные — должны были обучаться в одних и тех же классах, с большим количеством специальной помощи учителей, чтобы гарантировать, что ни один ребенок действительно не будет забыт. Инспекция закрылась в начале 9-го0s, передавая подотчетность и контроль учителям и директорам. «У нас есть собственная мотивация к успеху, потому что мы любим свою работу», — сказал Лоуивуори. «Наши стимулы исходят изнутри».

Безусловно, только за последнее десятилетие международные научные достижения Финляндии выросли. На самом деле, самые ранние попытки страны можно было назвать несколько сталинскими. Первая национальная учебная программа, разработанная в начале 70-х, весила 700 бестолковых страниц. Тимо Хейккинен, начавший преподавать в государственных школах Финляндии в 19Ему 80 лет, а сейчас он директор общеобразовательной школы Каллахти в восточном Хельсинки, он помнит, как большинство его школьных учителей сидели за партами и диктовали послушным детям открытые тетради.

И есть еще проблемы. Сокрушительный финансовый крах Финляндии в начале 90-х принес новые экономические вызовы этому «уверенному и напористому еврогосударству», как назвал его Дэвид Кирби в «Краткая история Финляндии» . В то же время иммигранты хлынули в страну, скапливаясь в малообеспеченных жилых домах и создавая дополнительную нагрузку на школы. В недавнем отчете Академии Финляндии содержится предупреждение о том, что некоторые школы в крупных городах страны становятся все более перекошенными по признаку расы и класса, поскольку богатые белые финны выбирают школы с меньшим количеством бедных иммигрантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *