Химия 8 класс габриелян конспекты параграфов: Конспекты уроков по химии — 8 класс

Конспект урока по химии 8 класс

МБОУ «Малокрюковская ООШ»

 

 

 

 

 

Разработка урока химии в 8 классе

по теме: «Кислоты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учитель географии и химии

МБОУ «Малокрюковская ООШ»

Логвинова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    С. Малые Крюки

2018 г

 

Тема урока: Кислоты

Цели урока:

Образовательная: Обеспечить восприятие и усвоение учащимися понятия о кислотах, их составе, названии и классификации.

Развивающая: Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Воспитательная: Воспитывать работоспособность учащихся на уроке.

Девиз урока: «Всё познаётся в сравнении» (слайд 1)

Тип урока: изучение нового материала

Используемые педагогические технологии:

1.      Проблемное обучение.

2.      Поисковая и исследовательская деятельность.

3.      Компьютерная поддержка процесса изложения нового материала и контроля его усвоения.

4.Опережающее обучение.

Оборудование: Мультимедийное приложение

На столах учащихся:

  1. Кислоты: соляная, серная.
  2. Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
  3. Пробирки № 1, № 2, №3 (по вариантам).
  4. Инструктивные карты.

 

На столе у учителя:

1.      Концентрированная серная и соляная кислоты, электронный термометр, лучинка, химический стакан с водой.

2.      Полученный дома индикатор из столовой свеклы, кислота, щёлочь.

3.      Образцы кислот: Н2SO4, НСI, НNO3, уксусная, лимонная, борная (склянки подписаны).

 

Ход урока

I.  Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на сегодняшнем уроке.

Девиз урока: «Всё познаётся в сравнении». Значит, познавать новый материал мы будем в сравнении с ранее изученным.

 

II.    Актуализация знаний учащихся

Учитель:

1.      Давайте вспомним, какие классы веществ вы изучили? (ответ учащегося: оксиды и основания)

2.       Дайте определения этих классов.

3.      Выполните задание: (слайд 2)

— Из предложенного перечня веществ выпишите отдельно оксиды и основания в соответствии с известной вам классификацией и дайте им названия:

K2O,   Fe(OH)2,   CO2,   H2SO4 ,   NaOH,   Al2O3,   Cu(OH)2,   HCI,   N2O5.

(класс работает самостоятельно, 1 ученик работает на обратной стороне доски)

— Ребята, сверьте результаты вашей работы с записями на доске.

— С какой проблемой вы столкнулись? (ответ учащегося: H2SO4, HCI не относятся к изученным ранее классам неорганических веществ)

 

III.             Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса веществ. Как вы думаете, какого? (ответ учащегося: HCI – это хлороводород, а иначе его называют соляной кислотой, значит, класс веществ, который мы будем изучать, будет называться кислотами).

— Правильно. Тема нашего урока: Кислоты (слайд 3) (учащиеся записывают в тетрадях тему урока)

Что вы хотите узнать о кислотах?

— Попробуйте сформулировать цели нашего урока (ответ учащихся: нам предстоит сегодня на уроке:

— уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию;

— узнать, как действуют кислоты на индикаторы;

— более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;

— узнать роль кислот).

 

IV.       Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Итак, приступаем к изучению нового класса веществ – Кислоты.

— Ребята, посмотрите на образцы этих кислот (Все склянки подписаны).

Демонстрация: серная, соляная, азотная, уксусная, лимонная, борная кислоты.

— Какое агрегатное состояние у кислот?

— Все ли кислоты растворимы в воде? (кремневая кислота нерастворима)

— Попробуйте дать определение кислот.

Нам даны формулы кислот (слайд 4)

Н2SO4      НСI        Н2SO3       Н2SiO3      Н2CO3       Н3PO4        Н2S       НNO3 Скажите, что общего у этих формул? (ответ учащихся: во всех формулах есть атом водорода)

— Остальная часть формулы называется кислотным остатком.

— Так какие вещества называют кислотами? (ответ учащихся: Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка) (слайд 5)  

Учитель: Откройте учебник на стр. 102. Здесь дан перечень кислот и их формулы. Их нужно знать наизусть. Легко запомнить формулы кислот, используя таблицу растворимости. (Объяснить)

По формулам кислот можно определить общий заряд кислотного остатка – он равен числу атомов водорода в кислоте. Заряд иона кислотного остатка обозначают так: PO43-, а степень окисления Р+5.

— Попробуйте дать классификацию кислот.

— Посмотрите на эти формулы и скажите, чем различаются эти кислоты? (слайд 6)  

Н2SO4       НСI        Н2SO3       Н2SiO3      Н2CO3      Н3PO4         Н2S         НNO3   

(ответ учащихся: разным количеством атомов водорода и наличием атомов кислорода)

— В соответствии с этим, как можно классифицировать кислоты? (ответ учащихся: по количеству атомов водорода и по наличию атомов кислорода в кислотном остатке).

— Число атомов водорода в кислоте называют основностью.

 

Классификация кислот

 

Признаки

классификации

Группы кислот

Примеры

Наличие кислорода в кислотном остатке

А) кислородные

Б) бескислородные

А) Н3PO4, Н2SO4

Б) HBr, Н2S

Основность

А) одноосновные

Б) многоосновные

А) НNO

3, HCI

Б) Н2SO4, Н3PO4

Растворимость в воде

А) растворимые

Б) нерастворимые

А) НNO3, HCI;

Б) Н2SiO3

Стабильность

А) стабильные

Б) нестабильные

А) Н2SO4, HCI

Б) Н2SO3, Н2CO3

 

Учитель: На уроках вы часто будете работать с кислотами. Это очень опасные вещества. В лаборатории вы будете готовить растворы кислот. При этом нужно соблюдать технику безопасности. При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать  в серную кислоту, то она, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать кислоту тонкой струёй в воду и перемешивать.

Демонстрация:

1.      Приготовление раствора серной кислоты.

2.      Обугливание серной кислотой лучинки.

Серная кислота поглощает влагу, поэтому в промышленности используется для осушения газов, из неё готовят электролит в аккумуляторы, используется в химической промышленности и металлургии, в производстве удобрений. (сообщение учащегося)

Соляная кислота входит в состав желудочного сока человека, выполняет ряд важных функций: убивает бактерии, попадающие в желудок вместе с пищей, и помогает переваривать пищу. Желудок готовится к приёму пищи заранее: лишь только мы начнём жевать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, т.к. сок начнёт переваривать стенки самого желудка. (

сообщение учащегося)

Учитель: Всем вам известно, что кислоты кислые на вкус, но не все кислоты можно пробовать на вкус, т.к. многие из них ядовиты и опасны: серной кислотой можно получить ожоги; один полный вдох паров синильной кислоты (HCN) приводит к потере сознания и смерти через 1-2 минуты.

Поэтому распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик – это опасно.

— Каким же способом можно распознать кислоты, не пробуя их на вкус? (ответ учащихся: с помощью индикаторов)

— Какие индикаторы вы знаете? Что такое качественные реакции? (Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества, называются качественными)

— Как действуют основания на индикаторы?

— Чтобы узнать, как действуют кислоты на индикаторы, проведите эксперимент, используя инструктивную карту.

 

Эксперимент

Инструктивная карта

Вам даны растворы соляной и серной кислот.

Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.

Сделайте вывод. Заполните таблицу, в пустых клеточках которой укажите цвет индикаторов:

Взаимодействие кислот с индикаторами

 

Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в кислоте

Лакмус

фиолетовый

 

Фенолфталеин

бесцветный

 

Метиловый

оранжевый

оранжевый

 

 

Помни! Нерастворимые кислоты не меняют окраску индикаторов.

Фенолфталеин является индикатором на щёлочи. (Шпаргалка: Кислота — Красный)

Сравните свои выводы (слайд 8)

Учитель: Группа учащихся дома проводила исследование. Они  приготовили индикатор из столовой свеклы и провели свои исследования. Покажите результат вашей работы.

Демонстрация (отчёт по домашнему эксперименту)

Ученик демонстрирует действие сока столовой свеклы на кислоту и щёлочь.

Учитель: Совет будущим хозяйкам. В конце варки борща со столовой свеклой добавьте немного лимонной кислоты – цвет борща станет ярким.

 

V.          Этап применения знаний и способов действий

1. Задание: (слайд 9)  

Используя таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, текст учебника на стр. 102 составить формулы разных кислот, дать им названия, определить тип химической связи:

          Н,      Н2,      Н3,        S,        NО2,        РО4,        СI,        SО3

Ответ пишет ученик на обратной стороне доски (НNО2, НСI, Н2S, Н23, Н3РО4, тип связи — ковалентная полярная)

 

2. Задание «Третий лишний»: (слайд 10)  

В каждой строчке найти лишнюю формулу:

НСI    Н24    НNО3

Н2СО3     Н3РО4     Н24

 

3. Экспериментальная задача

Вариант 1

Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, соляная кислота.

(ответ: 1 — вода, 2 — соляная кислота, 3 — гидроксид натрия)

Вариант 2

Определите предложенные вещества: гидроксид калия, вода, серная кислота.

(ответ: 1 — гидроксид калия, 2 — серная кислота, 3 — вода)

Вариант 3

Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, азотная кислота.

(ответ: 1 — азотная кислота, 2 — вода, 3 — гидроксид натрия)

Отчёт учащихся

 

VI.       Этап информации о домашнем задании (слайд 11) (с комментариями)

  1. §20, упр. 3, стр. 107.
  2. Задача 9, стр. 69 в ТПО
  3. Задание по выбору:

— Подготовить сообщение «Кислотные дожди», «Кислоты в природе и их применение в быту».

— Составить кроссворд по теме «Кислоты»

— Выполнить задания из ГИА (В — А4, А18; В3 — А5; В4 — А4, А18; В5 — А5; В6 — А18; В7 — А5; В8 — А4; В9 — А4, А5; В10 — А4)

 

VII.    Этап подведения итогов занятия (слайд 12)  

1.      Что нового вы узнали?

2.      Что было самым сложным на уроке и почему?

3.      Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?

4.      Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели.

 

 

 

Список используемой литературы:

3CD-ROM «Химия.8 класс» (Электронный ресурс) – М. «Просвещение»,2004.

  Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003

  Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития. 2008

  Правила техники безопасности при работе с кислотами. Анимация. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf 

 http://www.logosib.ru/him/HCl.jpg 

 http://forexaw.com/TERMs/Metal121313/img73211_4-1_Himicheskie_svoystva_zolota-rastvoryi.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по химии 8 класс. учебник О.С. Габриелян | План-конспект урока по химии (8 класс):

Тема урока:  «Типы химических реакций: реакции замещения».

Форма проведения:  урок-диалог

Тип урока: комбинированный.

Время проведения:   урок  №43  (рабочая программа курса химии 8 класса).

Место проведения:  кабинет химии

Целевая аудитория: 8  класс

Цели урока:

          Образовательные цели:

  • обобщить   и   систематизировать   знания   учащихся о  типах химических реакций: реакциях соединения и разложения; об условиях протекания химических реакций;
  • закрепить умения  учащихся по расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций;
  • сформировать представления о реакциях замещения; о  ряде активности металлов;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

       

  Развивающие цели: 

  • развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление; умение устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями;
  • развивать умения проводить  самооценку;
  • развивать творческие способности учащихся.

       

           Воспитательные цели: 

  • прививать интерес к предмету;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • формировать навыки работы в группе;
  • воспитывать толерантность и дисциплинированность.

          Здоровьесберегающие:

  • воспитывать   экологическую   культуру  у   школьников: закрепить знания  о  влиянии  кислот  на здоровье человека;
  • формировать навыки  безопасного   обращения   с     химическими веществами;

Задачи урока:

  • закрепить знания учащихся о типах химических реакций;
  • формировать у школьников компетентности, такие как:

-готовности к разрешению проблем и  умения планирования результатов своей деятельности,

-коммуникативной компетентности,

Оборудование:

Химические реактивы:  металлы – магний, цинк, железо, медь, соляная кислота, стальная скрепка, сульфат меди (II), пробирки в штативе.

Презентация «Типы химических реакций»

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся  об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С.  Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.
  2.  Габриелян О.С.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2010г.

План урока и распределение времени на уроке

I.           Организационный момент (1 мин.).

  1. Постановка целей и задач урока (1 мин.).
  2. Повторение изученного материала (15 мин.).

             1. Фронтальный опрос:   повторение химических понятий.

             2. Индивидуальный опрос: работа учащихся у доски.

             3. Выполнение  учащимися самостоятельной работы с последующей

                 самопроверкой.

             4. Физкультминутка для снятия напряжений с глаз и для снятия

                 статического напряжения с позвоночника.

IV.        Изучение нового материала (20 мин.).

             1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

             2. Формирование понятия «реакции замещения»  (объяснение

                 с последующим диалогом).

             3. Выполнение лабораторного опыта:  взаимодействие металлов    

                 с соляной  кислотой (с последующим диалогом).

             4. Формирование представления у учащихся о ряде активности

                 металлов (объяснение с последующим диалогом).

             5. Выполнение лабораторного опыта: взаимодействие сульфата  

                 Меди (II)   и стальной скрепки (с последующим диалогом).  

             6. Демонстрационный опыт: взаимодействие  меди с нитратом

                  серебра.

V.       Подведение итогов урока.  Рефлексия учащихся (2 мин.).

VI.      Домашнее задание (1 мин.).

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент  (1 мин.)

     Учитель просит учащихся проверить готовность к уроку необходимых учебных принадлежностей.

II. Постановка целей и задач урока (1 мин.)

Учитель: основной целью нашего урока является знакомство с еще одним типом химических реакций – реакциями замещения.

     Для того, чтобы понять, какие реакции  в химии называются реакциями замещения,  мы с вами  сначала повторим учебный материал, который изучали на протяжении последних двух уроках,  о реакциях соединения и разложения, повторим также  правила  расстановки коэффициентов, правила составления формул химических веществ.

III. Повторение изученного материала (15 мин.)

1. Фронтальный опрос: работа с химическими понятиями.

Учитель задает учащимся вопросы, за каждый правильный ответ ученик получает жетон, так легче учитывать количество правильных ответов, данных каждым учащимся.

Вопросы:

1. Какие явления называются физическими?

2. Какие явления называются химическими?

3. Что такое химическая  реакция?

4. Что называют уравнением химической реакции?

5. На основании, какого закона составляют уравнение химической реакции?

6. На основании, какого закона составляют химическую формулу?

7. Какие реакции называют экзотермическими?

8. Какие реакции называют эндотермическими?

9. Горение серы на воздухе – экзо-   или эндотермическая реакция?

10. Какие реакции называются реакциями горения?

11. Какие реакции называются реакциями окисления?

12. Какие реакции называются реакциями соединения?

13. Какие реакции называются реакциями разложения?

2. Индивидуальный опрос учащихся у доски:  презентация «Типы химических реакций»,  слайды №  3-4.

Учитель: проводит беседу по типам химических реакций: реакций соединения и реакций разложения, используя слайды 3-4. Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания: продолжают уравнения химических реакций, расставляют коэффициенты и  дают формулировку понятиям «реакции соединения»,  «реакции разложения».

3. Выполнение учащимися самостоятельной работы: слайд № 5 (выполняется в течение 3 минут — на слайде заложены часы, с помощью которых контролируется время).  Учитель берет для проверки 2-4 тетради. Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют  выполнение задания друг у друга. Выставляют оценки в тетради карандашом.

После этого учитель открывает на слайде №5 триггеры, и учащиеся могут проверить, правильно ли они выполнили задание. 

Подводятся итоги. Ученикам, набравшим  больше всех жетонов, выставляется оценка.

4. Физкультминутка «Отдохни с загадками»  (упражнения для снятия напряжения глаз и для снятия статического напряжения с позвоночника).

IV.        Изучение нового материала (20 мин.)

1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

Учитель: тема нашего урока «Типы химических реакций: реакции замещения».  Наша цель:  познакомиться на практике с данным типом химических реакций, научиться  прогнозировать и записывать формулы  продуктов реакции, а также возможность их протекания.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

2. Формирование понятия «реакции замещения» (объяснение с последующим диалогом).

На экран проецируется слайд  № 6.

Учитель: посмотрите внимательно на слайд, что происходит со словом «ДОМ», если в нем заместить первую букву «Д» на букву «С»?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: правильно, образовалось новое слово «СОМ», а буква «Д» освободилась и готова для образования нового слова.

Учитель: Английский  химик – лорд Г.Кавендиш провел очень интересный опыт .

Учитель: проводит демонстрационно опыт: если к цинку прилить соляной кислоты, то происходит бурная реакция,  в ходе которой выделяется бесцветный газ – водород, способный сгорать с взрывом. Если выпарить капельку полученного раствора на предметном стекле, то увидим кристаллики соли.

Учитель: запишем уравнение химической реакции. Затем задает вопросы учащимся.

  • Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные?
  • Какие вещества образуются в химической реакции – простые,  сложные?
  • Что же происходит с химическим элементом водородом в данной реакции?
  • Сделайте вывод,  какие реакции называются реакциями замещения?
  • Учащиеся формулируют определение.

3. Выполнение учащимися лабораторного опыта: взаимодействие металлов с   соляной  кислотой (с последующим диалогом).

На экран проецируется слайд № 8.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт.

Учитель: Какие признаки химических реакций вы наблюдаете: в пробирке №1?    В пробирке №2?    В пробирке №3?

Учащиеся: отвечают, что в пробирке №1 и №2 наблюдается выделение бесцветного газа – водорода, а в пробирке №3 – признаков химической реакции не наблюдается.

Учитель: обратили ли вы на скорость химической реакции в пробирке №1 и № 2?

Учащиеся: делают выводы, что скорость химической реакции в пробирке №1 больше, чем в пробирке №2.

4. Формирование представления у учащихся о ряде активности металлов (объяснение с последующим диалогом).    

Учитель: русский ученый Н.Н.Бекетов, изучая взаимодействие  металлов с кислотами, пришел к такому же выводу, как и вы. Он заметил, во-первых, что не все металлы реагируют с кислотами,  во-вторых, скорость химических реакций зависит от активности металлов. Н.Н.Бекетов составил ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).

На экран проецируется слайд  № 9.

Учитель: 

  1. Чем ближе металл расположен к левому краю ряда, тем он более активен.
  2. Активные металлы вытесняют ионы менее активных металлов из растворов солей;
  3. Металлы, расположенные до водорода в ряду активности металлов, реагируют   и с кислотами,  и с водой, вытесняя  из них водород. Металлы, расположенные в данном ряду  после водорода, с кислотами и с водой не реагируют, то есть не вытесняют из них водород.

Учитель: объясните, почему в пробирке №3, где находилась медь и соляная кислота, вы не наблюдали признаки химической реакции?

На экран проецируется слайд № 10.

Учитель: используя  ряд активности металлов, продолжите возможные уравнения реакций замещения:

Mg + HCl =

Fe + HCl  =

 Cu  + HCl =

Учащиеся дают объяснения, формулируют выводы. Записывают уравнения химических реакций.

5. Выполнение лабораторного опыта: взаимодействие сульфата  меди (II)   и стальной скрепки (с последующим диалогом).  

На экран проецируется слайд  №11 .

Учащиеся выполняют лабораторный опыт: взаимодействие сульфата меди (II)   и стальной скрепки.

Учитель: данная реакция протекает с невысокой скоростью, необходимо немного подождать.   Запишем пока уравнение реакции. Учащиеся записывают уравнение в тетрадь.

6. Демонстрационный опыт: взаимодействие  меди с нитратом серебра.

Учитель показывает результат взаимодействия нитрата серебра с медной проволочкой (опыт проводится заранее).

Учащиеся объясняют, по каким признакам можно судить, что прошла реакция замещения.

Учитель: вернемся к реакции взаимодействия  сульфата  меди (II) и стальной скрепки.

  • Как изменился цвет раствора?
  • Какое вещество осаждается  на стальной скрепке?
  • Какая  по типу протекает реакция?

На экран проецируется слайд №12.

Учитель: прочитайте определения и дайте ответ, какой тип химической реакции?

На экран проецируется слайд №13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *