География 8 класс практические работы – Практические работы по географии для 8 класса

Практические работы по географии 8 класс

Введение

Тема 1.1. Наша Родина на карте мира

Практическая работа №1.

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

Цель: дать характеристику ГП России, сравнить ГП России с географическим положением других стран.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Дать характеристику ГП страны по плану.

  3. Сравнить ГП России с другими странами. Заполнить таблицу.

  4. Сделать вывод.

  1. Характеристика географического положения страны:

Какими морями, океанами омывается

Крайние точки

Сухопутные границы

Морские границы

Климатические пояса

2.Сравнение географического положения России с другими странами.

  1. Какие страны мира могут быть сопоставимы с нашей страной по площади?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение

Тема 1.2. Границы и административно-территориальное устройство России

Практическая работа №2.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Цель: Научиться определять поясное время.

Поясное время — это время в границах одного часового пояса.

Местное время — это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время — перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и

декретным временем.

Линия перемены дат — 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы

попадаем из одних суток в другие.

Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении на запад один час убавляется.

Счет часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси за 1 час, за 4 минуты.

3.Определить в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

4.Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч. вечера.

5.Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

6.В Чите 18 часов, определите поясное время в Москве.

7.Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 часов.

8.Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №3.

Анализ карт «Физическая карта», «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геологическая карта».

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Найдите на тектонической карте платформы, плиты. Обозначьте наиболее крупные на контурной карте.

3. Найдите на тектонической карте щиты. Обозначьте.

4. Определите области складчатости. Выделите в к/к цветом.

5. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре. Нанесите обозначения полезных ископаемых на карту.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №4.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Цель: Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Заполните таблицу.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

3.Выводы об установленной зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Практическая работа №5.

Составление характеристики рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Западной Сибирской равнины.

Цель: научиться составлять характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Западной Сибирской равнины.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответить на вопросы согласно плану.

План: 
1) где расположена территория; 
2) к какой тектонической структуре приурочена; 
3) породы какого возраста слагают территорию; 
4) средние, минимальные и максимальные высоты территории; 
5) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа; 
6) какие стихийные явления связаны с тектоническим и геологическим строением, с особенностями рельефа, возможные меры борьбы с ними.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы

Практическая работа №6.

Анализ климатической карты.

Цель работы: развитие знаний о взаимосвязях элементов климата; формирование умений считывать информацию с климатической карты и представлять информацию в виде суждений; формирование умения комплексного использования различных карт.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответьте на вопросы:

1.По карте определите, на каких материках среднегодовая температура воздуха опускается ниже 0°С?

2.По карте определите, какой материк можно назвать самым жарким на Земле? А какой материк – самый холодный? Ответ поясните.

3.Какие среднегодовые температуры воздуха в тропическом, умеренных и полярных поясах освещенности?

4.Определите абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха зафиксированные:

  1. на северо-востоке Евразии;

  2. на севере Африки:

5.Определите средние температуры самого теплого и холодного месяца и вычислите годовую амплитуду. Запишите вычисления и полученные результаты:

    1. в пустыне Сахара;

    2. на острове Гренландия.

6.Определите, какое количество осадков выпадает:

  1. в Антарктиде;

  2. на полуострове Камчатка;

7.Выделите территории на Земле с наиболее благоприятными климатическими условиями для жизни людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Практическая работа №7.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Цель: Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.

Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.

Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Ответьте на вопросы.

Определите состояние погоды по синоптической карте на территории Урала и Центральной части Восточно – Европейской равнины по плану:

1. Температура воздуха.

2. Направление и сила ветра.

3. Облачность, осадки.

4. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы

Практическая №8.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения температур января и июля, годового количества осадков.

Цель: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация, ккал/см2

Мурманск

Санкт-Петербург

Якутск

Екатеринбург

Хабаровск

  1. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №9.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Цель: установить связь между водами суши, рельефом и климатом территории; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны. Заполните таблицу.

Опасные природные явления:
  • Наводнения

  • Засухи

  • Ливни

  • Снегопады

  • Сели

  • Лавины

  • Наледи

  • Гололед

  • Оползни

Районы распространения:

  • Районы Кавказа

  • Реки Северного стока

  • Горы Южной Сибири

  • Реки Дальнего Востока

  • Западно-Сибирская равнина

  • Северо-запад Русской равнины

  • Бассейн Амура

  • Васюганье

  • Алтай

  • Восточная Сибирь

  • Камчатка

  • Северный Урал

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Реки

Озера

Болота

Ледники

Многолетняя мерзлота

Подземные воды

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №10.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование.

Цель: закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Формирование умений определять причинно-следственные связи, давать характеристику по плану.

Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную речь.

Формирование умений работать с различными источниками информации.

Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Дайте характеристику водным ресурсам по плану:

а) значение;

б) категория по степени исчерпаемости;

в) составные части;

г) распространение по территории;

д) пути и способы рационального использования.

3.Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Практическая работа №11.

Нанесение на контурную карту географических объектов по теме.

Цель: закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

Формирование умений определять причинно-следственные связи.

Формирование умений работать с различными источниками информации.

Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2. Нанести на контурную карту географических объектов.

Болота

  • Байкал

  • Ладожское

  • Онежское

  • Таймыр

  • Ханка

  • Чудское

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.4. Почвы и почвенные ресурсы

Практическая работа №12.

Выявление условий почвообразования основных типов почв.

Цель: познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны; определить условия их образования; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Заполните таблицу.

Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

Тундрово-глеевые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

Серые лесные

Черноземы

Бурые полупустыни

Серо-бурые пустыни

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1.5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Практическая работа№13.

Анализ карт «Растительность», «Животный мир».

Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Сделать вывод.

Природные

зоны

Почвы

Осадки

Растительный мир

Животный мир

Арктические пустыни

Тундра

Лесотундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Степь

Лесостепь

Пустыни и полупустыни

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.1. Природное районирование

Практическая работа № 14.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Цель: показать взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Последовательность выполнения задания:

  1. Изучить материал по теме.

  2. Выбрать две природные зоны и составить их характеристику по плану.

  3. Заполнить таблицу.

  4. Сделать вывод.

Особенности

Географического положения

Особенности климата

Особенности рельефа

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.2. Природа регионов России

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Практическая работа№15.

Оценка природных условий и ресурсов. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Цель: — Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

— Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.

— Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры, формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Ответьте на вопросы.

3.Сделать вывод.

1) Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие природные ресурсы вам известны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) По картам определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) По картам атласа и учебника определите, какие крупные месторождения России (нефть, газ, медь, золото, серебро, алмазы)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) С какими материками и странами схож растительный и животный мир нашей страны? Как вы думаете почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Как проявляется влияние человека на состав и численность живых организмов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.3. Природа Республики Татарстан

Практическая работа №16.

Характеристика географического положения РТ.

Цель: изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения, дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Ответьте на вопросы согласно плану.

3.Сделать вывод.

План характеристики ГП страны.

  1. Площадь ____________________________________________________________

  2. Сухопутные границы. Соседи:

На востоке и юго-востоке

На юге

  1. Положение в природных зонах. Климат.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние ГП на природу и хозяйственную деятельность населения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 2.3. Природа Республики Татарстан

Практическая работа №17.

Оценка природных условий и ресурсов зоны лесов и лесостепей.

Цель: формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий.

— Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах Республики Татарстан, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры, формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Последовательность выполнения задания:

1.Изучить материал по теме.

2.Заполните таблицу.

3.Сделать вывод.

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Использование в хозяйстве страны

infourok.ru

ГДЗ к тетради для практических работ по географии 8 класс Витченко

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык

megaresheba.ru

Практические работы по географии 8 класс

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс

Программа для общеобразовательных учреждений М.Просвещение 2000 год

Автор И.В.Душина

Оборудование

в наличии

Р.1. Пространства России – 8 часов

2.

Гео.пол. России.

№1. На к.к. нанести границы России и сопредельных гос-в, отметить кр.точки, моря

К.карты – 25

Атласы – 25

Физ.карта — 1

25

25

1

8.

Россия на карте часовых поясов

№2. Опр. Поясного времени для разных пунктов России

Карта часовых поясов России – 1

Атласы — 25

1

25

Р2. Особенности природы и природные ресурсы – 20 часов

Т.1. Рельеф и недра России – 4 часа

12.

Минеральные ресурсы России

№3. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и П.И.

Карта строения з.к. – 1

Карта минеральные ресурсы – 1

Атласы — 25

1

1

25

Т.2. Климат и кл.ресурсы – 5 часов

15.

Закономерности распределения тепла и влаги

№4.Опр. по картам закономерностей распределения суммарной и поглащенной солнечной радиации

Климатическая карта – 1

Атласы – 25

Учебники — 25

1

25

25

17.

Климат и погода

№5. Опр. По синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

Атласы – 25

Кл.карта – 1

Синоптиченская карта-1

25

1

19.

Зависимость человека от кл.условий

№6. Оценка осн.кл.показателей одной из территорий страны

Атласы – 25

Кл.карта — 1

25

1

Т.3. Вн.воды и водные ресурсы – 5 часов

21.

Реки

№7. Сост. Хар-ки одной из рек

Физ.карта – 1

Атласы — 25

1

25

22.

Озера. Болота.Подземные воды

№8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши

Физ.карта – 1

Атласы — 25

1

25

23.

Водные ресурсы. Охрана вод

№9. Оценка обеспеченности водными ресурсами кр.регионов

Физ.карта – 1

Атласы — 25

1

25

Т.4. Почва и почвенные ресурсы – 3 часа

25.

Образование почв и их разнообразие

№10. Выявление условий почвообразования осн.локальных типов почв и оценка их плодородия

Атласы – 25

Почвенная карта – 1

Учебник — 25

25

1

25

Т.5. Растительный и животный мир – 4 часа

29.

Растительный и животный мир

№11. Составление прогноза изменений растительного и жив.мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса

Карта растительного и животного мира – 1

Атласы — 25

Р 2. Природные комплексы – 24 часа

Т.!. Природное районирование – 5 часов

35.

Безлесные зоны на юге России: степи, п.пустыни, пустыни

№12. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной ПЗ

Карта ПЗ – 1

Атласы — 25

Р 4. Население – 11 часов

59.

Численность и размещение населения

№13. Объяснение закономерностей в размещении населения

Карта население России – 1

Атласы — 25

1

25

63.

Рынок труда и занятость населения России

№15. Определение по стат. Материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства

Стат.материалы – 1

Учебники — 25

1

25

65.

Национальный состав населения

№14. Опр. По стат.материалам и картам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением России

Карта административно-территориальное деление – 1

Карта народов – 1

Атласы – 25

Стат.материалы — 1

1

1

25

1

infourok.ru

Учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему: Пособие для учащихся по географии. Сборник практических работ. 8 класс.

 

Практические работы

по географии

8 класс

Пособие для учащихся

                                                                       Учитель географии Федорова Екатерина Владимировна

Практическая работа №1

 «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

Оценочная.

Цель: Дать характеристику  географического положения России.

Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико–административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

! Географическая широта  заданной точки определяется величиной в градусах дуги                

   меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.

   Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги        

   параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.

Ход работы:

Задание 1. Вспомните план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.
  2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
  3. Положение на материке, части света.
  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
  5. Соседние государства.
  6. Координаты крайних точек страны.
  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Задание 2. Характеристика географического положения России.

  1. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств (Таблица 1, Таблица 2). Сделайте вывод.

Таблица 1.

Площадь материков

Материк

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Австралия

9

Таблица 2.

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

2. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.

3. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

5. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

Определите, с какими странами самая протяженная граница.

Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты (Памятка № 2)

7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток.

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

8. Что такое «Российский сектор Арктики?

Задание 3. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

Задание 4. По предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

Задания по контурной карте: (памятка № 1)

1. Отметить на контурной карте государственную границу России.

2. Подписать пограничные государства.

3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю). Определить широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек. Данные определений записать на контурной карте.

4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Памятка №1.

 

Памятка №2

Сравнение географического положения России и других стран.

Цель: Определить особенности географического положения России по сравнению с другими странами.

Оборудование: физ. карта России, политико–административная карта России, политическая карта мира.

Ход работы:

Задание 1. Сравните географическое положение России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая. (План характеристики географического положения смотри в практической работе № 1).

Сделайте вывод: 

  1. С какой страной Россия имеет сходное географическое положение.
  2. Географическое положение, каких стран значительно отличается от географического положения России.

Задание 2. Выделите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира.

Практическая работа №2  

 «Определение поясного времени для разных пунктов России».   Россия на карте часовых поясов

Оценочная.

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Карта часовых поясов России

!    Поясное время — это время в границах одного часового пояса.

      Местное время — это время на одном меридиане.

      Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

      Летнее время  —  перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и  

      декретным временем.

      Линия перемены дат —  180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы

      попадаем из одних суток в другие.  

      Разница во времени между часовыми поясами на 1 час. Двигаясь на восток, при пересечении  часового пояса, время прибавляется на 1 час. При движении   на запад один час убавляется.    

     Счет  часовых поясов начинается от Гринвичского меридиана.

      В России 11 часовых поясов.

Поверхность всего Земного шара разделена на 24 часовых пояса.                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ход работы:

Задание 1 Рассчитать поясное время в городе Якутске, при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 часов.

А). Определить долготу каждого из выбранных городов.

г. Ярославль    40 в. д.

г. Якутск    130 в. д.

Б). Вычислить разницу долготы и рассчитать количество часовых поясов,

разъединяющих эти города.

130-40 = 90

90 : 15 = 6 (поясов)

В). Определить время в г. Якутске

10 + 6= 16 ч.

Ответ: в Якутске 16 часов.

Задача № 2

г. Екатеринбург- 5 ч. Утра

г. Магадан — ?

Задача № 3

в г. Москве    12 ч. Дня

во Владивостоке — ?

Задача № 4

в. Москве    10 ч. утра в Магадане — ? в Анадыре — ?

Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Оценочная.

Цель:  Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.

!  Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной

    коры.

    Плиты – это молодая платформа.

    Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

    Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

    Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут  

    эффективно использоваться в хозяйстве.

    Полезные ископаемые: рудные (металлические) в магматических породах

                                             нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Ход работы:

Задание 1. Сравните  содержание карты тектонической и физической.

— Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

— Найдите на тектонической карте щиты.

— Какие формы рельефа соответствуют щитам?

— Определите области складчатости.

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.

— Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Задание 2. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим  строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

      Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы 4.  

                                                                                                                                Таблица 4.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Алданский щит

Выводы об установленной  зависимости.

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья.

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых.

Практическая работа №4

 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, распределение средних температур и количества осадков по территории страны».

Оценочная.

Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация (стр. 56),

                                       средние температуры января (стр. 61),

                                       средние температуры июля (стр. 62),

                                       годовое количество осадков (стр. 64),

                                         испарение и испаряемость (стр. 65).

                                       

! Солнечная радиация — излучение солнцем тепла и света.

   Суммарная радиация — общее количество солнечной энергии, достигающей    

   поверхности Земли.

   Испаряемость — это количество влаги, которое может испариться с поверхности при

   данных атмосферных условиях.  

   Испарение — это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,  

   растительности, почвы.

         Коэффициент увлажнения —  это отношение годовой суммы осадков к    

         испаряемости на этот же период.

                                                  К = О/ И.

  К = 1 увлажнение достаточное

  К > 1 увлажнение избыточное

  К

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.

   

                                                                                                                      Таблица 5.

Пункты

Суммарная радиация,

ккал/см. кв.

Годовое количество осадков, мм

Испаряе-

мость, мм

Коэффициент

увлажнения

Увлажнение

Температура

я

и

Москва                                                                                                                                                                                                                            

Архангельск

Астрахань

Санкт-Петербург

Норильск

Якутск

Красноярск

Сделайте вывод:

— В каком направлении изменяется температура в январе и июне.

— От чего зависит распределение солнечной радиации.

— В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины    

   неравномерного распределения осадков.  

— Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью

 

Практическая работа №5

 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Прогноз погоды».

Обучающая.

Цель:  Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.  

Оборудование: синоптическая карта, диаграммы погоды.

!  Погода – состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток

    времени.

    Атмосферный фронт – своеобразные переходные зоны, разделяющие различные по  

    своим свойствам воздушные массы.

  • Задание 1. 1.  Анализируя данные с фрагмента синоптической карты, сравните состояние погоды в г. Екатеринбурге и г. Норильске.
  • Последовательность чтения карты может быть такой:
  • — определение температуры воздуха;
  • — определение направления и силы ветра;
  • — установление облачности и видов осадков;
  • — определение атмосферного давления, влияющего на состояние погоды;
  • — общая оценка состояния погоды.
  • 2. Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?
  • 3. В каком из показанных на карте городов, можно ожидать выпадение осадков в связи с прохождением холодного фронта?

 

Сделайте вывод:

Установите причины различия погоды. Объясните различие в циркуляции атмосферы.

В

Н

гроза

дождь

снег

туман

метель

область высокого давления

область низкого давления

теплый фронт

холодный фронт

Практическая работа №6

«Характеристика реки ». Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Оценочная.

Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.

!  Режим реки – закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень,    

    паводок, ледостав, ледоход.

    Типы водного режима рек: — реки с весенним половодьем;

                                                   — реки с летним половодьем;

                                                   — реки с паводковым режимом.

     Межень — самый низкий уровень воды в реке.

     Половодье – наиболее высокий уровень воды в реке.      

     Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

     Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.

                              У = П : Дл. (единица измерения см/км)

     Падение реки – превышение истока реки над устьем.

                              П = И-У (единица измерения м)                                    

     Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.

                                                 

Задание 1. Дайте развернутую характеристику реки по плану:

1. Название реки.

2. Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну, какого океана принадлежит.

 Реки России относятся к бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутреннего стока (реки,  впадающие в озера).

4. Источник питания.

Для ответа необходимо открыть климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения  максимального количества осадков.

5. Тип водного режима.

Смотри питание рек.

6. Падение и уклон реки.

 Рассчитать по формулам.

7. Годовой сток.

Определяется по карте годового стока рек.

8. Характеристика течения.

 Характер течения определяется по физической карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы).  По характеру течения реки бывают равнинные течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое.                                                                                

9. Хозяйственное использование реки и ее охрана.

Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к твоей реке.                                                  

                           

                                         

Практическая работа №7

«Закономерности размещения вод суши и связанных с ними  опасных  природных явлений». Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Цель:  Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: физическая карта России.

!  Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

    Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

    Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном

    углублении.

    Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

    Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой

    растительностью.

    Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не

   оттаивающий в течение долгого времени.

   Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными

   пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

    Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при

    интенсивном снеготаянии.

Ход работы:

Задание 1. Сопоставьте воды суши  и опасные природные явления связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

 Воды суши:

  • Реки    Озера  Болота    Ледники      Многолетняя мерзлота   Подземные воды

Опасные природные явления:

  • Наводнения   Засухи    Ливни    Снегопады    Сели  Лавины  Наледи   Гололед  Оползни

 

Районы распространения:

  • Районы Кавказа
  • Реки Северного стока
  • Горы Южной Сибири
  • Реки Дальнего Востока
  • Западно-Сибирская равнина
  • Северо-запад Русской равнины
  • Бассейн Амура
  • Васюганье
  • Алтай
  • Восточная Сибирь
  • Камчатка
  • Северный Урал

Данные занесите в таблицу 7

                                                                                                                        Таблица 7.

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

 Сделайте вывод:

 

Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

                                                                   

Практическая работа №8

«Характеристика природной зоны».

Оценка     природных     условий     и     ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт.   Составление   прогноза   её   изменения   в результате        хозяйственной деятельности человека».

Оценочная.

 

Цель работы: формирование умений с помощью карт атласа дать письменную характеристику одной из природных зон.

План.

  1. Границы побережья.
  2. Особенности климата
  3. Почвы
  4. Растительный и животный мир.
  5. Деятельность населения.

Природная зона — тундра.

Практическая работа №9

Составление картосхемы ПТК Русской равнины.

Оценочная

 Цель урока: пользуясь картами, атласами и учебником, рассмотреть и описать по пунктам плана изучения ПТК такие составляющие как: географическое положение Восточно-Европейской равнины, рельеф и геологическое строение, климат и внутренние воды.

Ход урока:

Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:

  1. Географическое положение.
  2. Рельеф и геологическое строение.
  3. Климат.
  4. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).
  5. Природные комплексы района.
  6. Природные ресурсы и проблемы их использования.

Работа по карте

  1. -Определите на физической и политико-административной карте границы Русской равнины.
  2. По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена равнина.

Вспомни, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?

 Древняя платформа – это устойчивый устойчивый, жесткий участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.

Найдите на карте щиты на Русской платформе.

  1. Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.
  2. Задание по климатической карте: определите средние температуры января и  июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде. (Работа проводится в группах или парах.)
  3. Запишите данные в тетрадь и сделайте вывод о климате Русской равнины.

Рельеф Русской равнины определяет направления течения  рек, а, следовательно , распределение их по бассейнам.

  1. Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?  
  2. Почему реки текут в разные стороны: на север,  запад и на юг?
  3. Какие реки более полноводны?

Данные запишите в тетрадь.

Задания по контурным картам:

  1. Укажите на контурной карте:
  2. а) моря, омывающие Русскую равнину: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское, Азовское, Черное;
  3. б) полуострова: Кольский, Канин
  4. в) острова: Вайгач, Колгуев , Новая земля;
  5. г) реки: Мезень, Онега, Северная Двина, Нега, Волга, Ока, Кама, Вятка, Печора, Дон, Урал;
  6. д) озера: Ильмень, Белое, Эльтон, Баскунчак, Селигер.
  1. Укажите на контурной карте формы рельефа:
  2. а) возвышенности:  Северные Увалы, Тиманский кряж, Валдайская возвышенность;
  3. б) низменности: Мещера, Окско-Донская, Прикаспийская.
  4. Отметьте на картосхеме древние русские города: Новгород, Псков, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов (Великий), Ярославль, Великий Устюг.

Практическая работа № 10

Сравнительная характеристика зон Урала.

 Оценочная.

Цель работы: формирование умений с помощью карт атласа, учебника составлять сравнительную характеристику зон Урала, продолжить формирование представлений о природных ресурсах Урала.

                 Ход работы:

  1. Используя карты атласа и учебник, заполните таблицу:

Черты природы

Приполярный Урал

Средний Урал

Южный Урал

  1. Расположение на Урале
  1. Высшие вершины
  1. Высотная поясность
  1. Климатические показатели
  1. Реки

Практическая работа №11

«Условия работы и быта в Западной Сибири.»

Оценочная.

Цели и задачи урока:

Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири. Совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

Город Нижневартовск

  1. Географическое положение.
  2. Рельеф.
  3. Полезные ископаемые.
  4. Климат (средние температуры января, июля, годовое количество осадков, увлажнение).
  5. Воды – реки, озера, вечная мерзлота
  6. Природная зона.  
  7. Занятия населения (охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых …)
  8. Проблемы и пути их решения.

nsportal.ru

Практические работы по географии 8 класс


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме «Характеристика географического положения России»
Цель: развитие знаний об особенностях географического положения России, представлений об обширности территории страны.
Оборудование: физическая карта России, мира, атлас за 8 класс, контурные карты.
Инструктивная карточка
1. По физической карте атласа определите крайние точки Российской Федерации на западе, востоке, юге и севере. Нанесите их на контурную карту, определите и надпишите их географические координаты. Нанесите государственную границу России, выделите государства, имеющие с Россией самую короткую и самую длинную государственную границу.
Определите наибольшую протяженность территории России с запада на восток и с севера на юг, сравните с протяженностью других стран, полученные данные надпишите на контурной карте.
2. Сравните площадь Российской Федерации (17 075 400 км2) с площадью других государств мира. Выпишите в тетрадь пять самых больших по площади государств с их столицами.
3. Составьте рассказ об изменении географического положения России в XX веке. Выпишите в тетрадь основные исторические события, которые вызвали изменение географического положения нашего государства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
по теме «Сравнение географического положения России и других стран»
Цель: сравнить географическое положение России и других стран, выявить благоприятные и неблагоприятные черты географического положения России по отношению к другим странам.
Оборудование: физическая и политическая карта России и мира, атлас за 8 класс.
Инструктивная карточка
1. Постройте диаграмму, используя приведенные в таблице данные.
Сравнение России с государствами
Государство Площадь крупнейших государств мира,млн км2
Россия 17,1
Канада 9,98
Китай 9,56
США 9,36
Бразилия 8,51
Австралия 7,59
2. Ответьте на вопросы:
Как можно доказать, что Россия – северная страна?
Какие особенности экономико-географиче

educontest.net

Учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему: Практические работы по географии 8 класс

Практическая   работа  

«Определение по  картам  границ  РФ,  соседних  государств, географических координат крайних точек,  нанесение их на контурную карту».

По  физической карте атласа:

  1. определить крайние точки РФ, их географические координаты и подписать их на контурной карте;
  2. нанести на контурную карту границу РФ, подписать государства, с которыми граничит Россия;
  3. определить наибольшую протяженность материковой части РФ с севера на юг и с запада на восток, используя градусную сеть и масштаб карты или глобуса;
  4. определить протяженность РФ по меридиану 60  в.д.

РАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА  

«Решение задач на определение поясного времени»

  1. В каком часовом поясе расположен г.Иркутск?
  2. Определить поясное время в г.Якутске, если московское время – полночь.
  3. Определить местное время на 90  в.д., если в г.Магадане 12 ч. дня.

ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА  

«Решение задач на определение поясного времени»

1.Определите часовой пояс, в котором находится наш населенный пункт.

2.Определить поясное время в г.Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч. утра.

3.Определить местное время на 130  в.д., если в г.Ярославле местное время 9 ч. утра.

ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА  

«Решение задач на определение поясного времени»

  1. В полночь по московскому времени бьют куранты Спасской башни Кремля. В какое время их слышат по радио в г.Якутске, г.Магадане?
  2. Почему житель Ямала, прилетев в Омск, не переводит стрелки часов, а прилетев в Мурманск, переводит? На сколько часов и в каком направлении?
  3. Житель Аляски  вылетел на Чукотку 15 сентября. Какого числа он прибудет на Чукотку? В какой день недели он возвратится обратно, если вылетит с Чукотки во вторник?

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  

«Установление  связи между тектоническими структурами, формами рельефа  и  полезными  ископаемыми  по тектонической  и  физической  картам  на  примере  конкретных  территорий»

Тектоническая  структура

Соответствующая  ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Восточно-Европейская платформа

Сибирская платформа

Западно-Сибирская плита

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Области байкальской складчатости

Области каледонской складчатости

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________
______________________

______________________

______________________

Выводы  об установленной зависимости: _____________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Практическая  работа  

 «Обозначение  на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещения»

Задание: отметить на контурной карте месторождения полезных ископаемых:

Нефть и газ:  Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный  Кавказ,

                         Остров Сахалин.

Каменный уголь: Кузбасс, Печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский

                               бассейны.

Бурый уголь:  Канско-Ачинский бассейн.

Железные руды: КМА, Кольский полуостров, г.Норильск.

Медно-никелевые руды: Кольский полуостров, г.Норильск.

Алмазы: Якутия (г.Мирный),  Архангельская область.

Золото: Забайкалье  (Бодайбо).

Соли калийные:  Предуралье.

Практическая   работа  

«Анализ синоптической карты.  Составление прогноза погоды»

Задание: сравнить состояние погоды на Дальнем  Востоке  и в центральной части Восточно-Европейской равнины по предложенному плану:

  1. Температура  воздуха.
  2. Направление и сила ветра.
  3. Облачность, если есть осадки, то какие.
  4. Какой атмосферный фронт или циклон (антициклон)  оказывает воздействие на состояние погоды.
  5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  

«Выявление закономерностей  распределения  средней  температуры января и июля, годового количества  осадков,  коэффициента  увлажнения  для  разных  пунктов»

Район

(город)

Средняя

t  января,

º С

Средняя

t июля,

º С  

Суммарная радиация, ккал/см2

Годовое количество осадков, мм

Испаряе-

мость, мм  

Коэффи-

циент, тип  увлажне-

ния

Вывод  о  причинах  отличия:


Практическая  работа    «Определение по тематическим  картам особенностей питания, режима, годового  стока, уклона  и  падения рек, возможностей их хозяйственного  использования».

     

Название

реки

Бассейн

Падение

реки

Питание

реки

                         Р  Е  Ж  И  М

Биологич.

ресурсы

Годовой

сток

Хозяйствен.

использов.

Продолжит.

ледостава

Половодье

Межень

Паводки

                                     

Практическая работа  «Сравнительная  характеристика  двух  природных  зон   России  (по  выбору)

Название  природной   зоны

Особенности географического положения

Особенности климата

Особенности рельефа

Особенности годового  стока

Почвы, их основные свойства

Растит. и живот. мир, их  приспособленность к данным прир. условиям

Особенности сельского хозяйства

Особо охраняемые компоненты природы

Вывод о чертах сходства и различия природных зон


Практическая  работа  «Выявление  условий  почвообразования  основных  типов  почв  России.  Оценка  их  плодородия».

Типы почв

Рельеф

Кол-во тепла

Кол-во влаги

Растительность

Плодородие

Подзолистые

Дерново-подзолистые

Серые  лесные

Черноземы

Сероземы

Вывод:

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  

«Характеристика  одной  из  природных  зон  по  картам,  выявление  зависимости  между  природными  компонентами  и  природными  ресурсами»

Территория

Природная  зона

 Почва

Растительность

Животный  мир

Вывод  о  взаимосвязи   природных  компонентов:

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА  

«Оценка  природных  условий  и  ресурсов   одного  из  регионов  России. Прогнозирование  изменений  природы  в  результате  хозяйственной  деятельности»

Название  ___________________________________________________________

Географи-

ческое  положение

Климат

 

Почва

Раститель-

 ность

Животный  

     мир

Внешний облик зоны

Природные ресурсы

Исполь-

зование  человеком

Вывод:

nsportal.ru

Методическая разработка по географии (8 класс) на тему: Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с другими странами»

Цель: Дать характеристику  географического положения России.

Оборудование: контурная карта России, атлас стр.2-3,  чёрная ручка, цветные карандаши, ластик.

                                                      Ход работы:

Запиши дату:_____________________________________________

Задание 1. Сравни  площадь России с площадью материков и крупнейших государств

Площадь материков

Материк

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Площади крупнейших государств мира

Государство

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59

Сделай вывод———————————————————————————————————————————————————————————————————————

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

2. Определи отношение России к экватору ———————————————

нулевому меридиану————————————————————————-

тропикам—————————————————————————————

полярным кругам——————————————————————————

—————————————————————————————————-

3. Определи, на каком материке,———————————————————

В каких частях света————————————————————————-

4. Определите моря и океаны, омывающие Россию—————————————————————————————————————————————

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Определи с какими странами самая протяженная граница——————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Определи с какими странами граница проходит по горам——————————————————————————————————————————-

 рекам————————————————————————————————————————————————————————————————

Определи, с какими странами Россия граничит только по морю.————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Сделай вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

———————————————————————————————————————————————————————————————————

6. Найди крайние точки России. Определите их координаты

Северная

 материковая————————————————————————————

островная—————————————————————————————

Южная——————————————————————————————

Восточная

материковая————————————————————————————

островная—————————————————————————————

Западная————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

—————————————————————————————————-

7. Определи протяженность России

А) с севера на юг

в градусах——————————————————————————————————————————————————————————————

в километрах————————————————————————————

Б) с запада на восток

в градусах—————————————————————————————

в километрах————————————————————————————

Задание 3. Выдели положительные и отрицательные черты географического положения России.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России

                                           Практическая работа № 2

«Определение поясного времени  для разных пунктов России»

Цель: Научиться определять поясное время.

Оборудование: Атлас . Карта часовых поясов России.

                                                    Ход работы:

Запиши дату:______________________________________________

Задание 1. Исследуя текст учебника и карты атласа :

1.Определи, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг оси     за 1 час, за  4 минуты.——————————————————————————

2.Определи, в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт———

3.Определи время во Владивостоке, Магадане, Якутске, если в Москве 12 часов———————————————————————————————

Вариант 1

 1.  Самолет вылетел из Читы ( 8-й часовой пояс ) в Мурманск ( 2-й часовой пояс ) в 15 ч по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска 5 ч. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? 

—————————————————————————————————-2.  Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве  ( 2-й часовой пояс )самолет, вылетевший из Екатеринбурга ( 4-й часовой пояс ) в 11 ч по местному времени и находившийся в полете 2 ч—————————————————————————————————————————— 3.  Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве  ( 2-й часовой пояс )самолет, вылетевший из Новосибирска  ( 5-й часовой пояс ) в 11 ч по местному времени и находившийся в полете 5 ч——————————————————————————————————————————4.  Самолет вылетел в 9 ч из Москвы  ( 2-й часовой пояс ) в Якутск  ( 8-й часовой пояс ). Когда по местному времени совершит посадку в Якутске самолет, находившийся в полете 5 ч? Ответ: 

5.  Сколько времени ( с учетом декретного ) будет в Красноярске ( 6-й часовой пояс ), если в Лондоне полночь—————————————————————————————————————————————————————-

6.  Сколько времени ( с учетом декретного ) будет в Мурманске ( 2-й часовой пояс ), когда в Лондоне 12 ч дня? ————————————————————————————————————————————————————-

7.  Определите поясное время ( с учетом декретного ) Красноярска ( 6-й часовой пояс ), если в Лондоне 11 ч.  ———————————————————————————————————————————————————

8.  Сколько времени в Омске ( 5-й часовой пояс ), когда в Москве 15 ч?————————————————————————————————————-  9.  Сколько времени, с учетом декретного, будет во Владивостоке ( 9-й часовой пояс ), когда в Лондоне полночь?  Ответ:  ———————————

Практическая работа № 3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.»

Цель:  Установить связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: Атлас: тектоническая карта России, физическая карта России, минеральные ресурсы России.

                                                     Ход работы:

Запиши дату:__________________________________________________

Задание 1. Сравни  содержание карты тектонической и физической.

Неподвижные участки — это—————————————————————-

Подвижные————————————————————————————

Задание 2. Установи наличие взаимосвязи между тектоническим  строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

                  Фактический материал оформите в форме таблицы                                                                                                                                

Форма рельефа

Крупная тектоническая структура

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская низменность

Уральские

горы

Кавказские

 горы

 Горы

Алтай

Горы

Хибины

Становой

 хребет.

Сделай вывод:

На платформах всегда находятся———————————————————-так как—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————на древних складчатостях расположены—————————————————————————————————————————————————————————————

В области молодой кайнозойской складчатости находятся——————————————————————————————————————————там  происходят________________________________________________

Практическая работа № 4

«Определение по синоптической  карте особенностей погоды для различных  пунктов. Составление прогноза погоды».

Цель:  Научиться составлять прогноз погоды, используя различные источники географической информации.  

Оборудование: синоптическая карта в рабочей тетради на стр. 14

                                                   Ход работы:

Запиши дату:_________________________________________________

Задание 1. Определи состояние погоды по синоптической карте на территории Новосибирска и Оймякона

.

Результаты исследования занеси в таблицу.

Города

Температура воздуха.

Направление и сила ветра.

Атмосферное давление

Атмосферные

фронты

Облачность и виды  осадков.

Новосибирск

Оймякон

Сделай вывод:

 Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в Новосибирске

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

в Оймяконе——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Практическая работа № 5

«Объяснение закономерностей  размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных  природных явлений на территории страны  в зависимости от рельефа и климата»

Цель:  Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

Оборудование: атлас стр. 4-5 Физическая карта России, стр.30-31 Опасные природные явления.

Ход работы:

Запиши дату:———————————————————————————

 Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

 Воды суши:

 Реки∙  Озера∙  Болота∙  Ледники∙  Многолетняя мерзлота∙  Подземные воды∙

Опасные природные явления:

 Наводнения∙  Засухи∙  Ливни∙  Снегопады∙  Сели∙  Лавины∙  Наледи∙  Гололед∙  Оползни∙

 Районы распространения:

 Районы Кавказа∙  Реки Северного стока∙  Горы Южной Сибири∙  Реки Дальнего Востока∙  Западно-Сибирская равнина∙  Северо-запад Русской равнины∙  Бассейн Амура∙  Васюганье∙  Алтай∙  Восточная Сибирь∙  Камчатка∙  Северный Урал∙

                                                                                                               

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Реки

Озера

Болота

Ледники

Многолетняя мерзлота

 Подземные воды

Задание 2. Предложите меры борьбы с  одним из   стихийных  природных явлений——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Практическая работа № 6

 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия»

Цель: Выявить  условия почвообразования основных типов почв и дать оценку их плодородия.

Оборудование: карты атласа, учебник, интернет ресурсы     

                                       

Ход работы:

Запиши дату————————————————————————————

1 Исследуя источники географической информации, заполни таблицу.

 

Природная зона

Температура июля.

Осадки.

Рельеф

Характер растительности.

Типы почв и оценка их плодородия

 .

Арктические пустыни

тундра

лесотундра

тайга

смешанные леса

широколиственные леса

лесостепи

степи

полупустыни

высотная поясность

2  Анализируя  данные таблицы  выяви  условия почвообразования, установи  от каких факторов зависит плодородие  почв

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *