Математика 5 класс учебник ответы зубарева: ГДЗ по Математике 5 класс: Зубарева, Мордкович

Зубарева, Мордкович. Математика 5 класс. Репетитор о новом учебнике — Колпаков Александр Николаевич

by Колпаков А.Н. on 1 сентября 2019

Уже давно работаю с опорой на собственные методические наработки, однако репетитору по математике неизбежно приходится корректировать уроки с оглядкой на типовые программы, продиктованные школой. Вот и сейчас судьба свела с относительно новым комплектом учебников авторов Зубарева/Мордкович для 5-6 класса. Хочу поделиться своими впечатлениями и провести подробный анализ содержащего в них материала.

Репетитор об особенностях учебника по математике Зубарева/Мордкович

Любые книжки для начальной или средней школы должны рассматриваться исключительно комплектами, так как один и тот же набор тем разные авторы разбрасывают по разным классам. Например, как в нашем случае, что то вводится уже в 5 классе, а что то оставляется для 6-го. Поэтому речь пойдет в том числе и об учебнике Зубарева/Мордкович — 6 класс.

Дидактика

Долгие годы Мордковича относился к средней школе (7-9 класс) и его коньком являлась подборка задач. Она отличалась от других программ хорошим объемом и разнообразием упражнений. В ней можно было найти задачки для самых разных целей обучения, что несомненно помогало репетитору по математике в работе с разными учениками. В исследуемом программном комплекте эта традиция нарушилась. Возможно из за того, что коллектив авторов задумал соединить учебник с задачником, что соответственно наложило ограничения на дидактику и снизило ее качество. Однако подчерк Мордковича узнается. По прежнему репетитор найдет в нем отдельные полезные и интересные по формату и типу задания, правда их количество невелико.

Методика учебника Мордковича

А вот здесь начинается. Первое что я всегда смотрю — оглавление. Кроме распространенных нестыковок (например в главе «Натуральные числа» присутствует геометрия) есть несколько лишних тем, которые явно не по возрасту: «серединный перпендикуляр», «свойство биссектрисы угла». Задач на отработку и закрепление практически никаких нет, а содержащиеся в параграфах геометрические сведения подаются в довольно сложной для ребенка форме. Авторы пытаются объяснять факты и учить строить выводы, при этом приближаясь к механике взрослых рассуждений с использованием терминологической основы старшей школы (что крайне нежелательно). Подобная акселерация банально отвлекает маленького ученика и его репетитора, мешая сконцентрироваться на формировании главных навыков для 5 класса (вычислительных и образных).
P.S. Как Вы думаете, уважаемые репетиторы и родители, пятиклассник разберется в подобном объяснении?

Математика вычислений

Главная роль учебников для 5 и 6 класса — научить работе с разными рациональными дробями в разных практических условиях. Мне не нравится половинчатый стиль изложения, когда тему проходят частично, то есть разбираются не все случаи и не все виды операций, а только какие то самые простые, а затем через некоторое время к этой теме возвращаются. Именно так излагается математика по Мордковичу для 5 класса. Например, в тему «сложение обыкновенных дробей» уже в 5 классе подмешиваются примеры на разные знаменатели (с объяснениями, рассчитанными на смекалку). Полноценный алгоритм приведения к общему знаменателю раскрывается только после отрицательных чисел аж во второй половине 6 класса. Соответствующих упражнений мало и они практически сразу смешиваются с «минусами». Такая же ерунда с темами «умножение и деление дробей на натуральное число». Если уж изучать эти действия, то полностью и с соответствующей базой упражнений.

Рваный характер учебного плана повышает вероятность упущения каких-нибудь важных навыков и является лишней помехой в работе репетиторов по математике. Я не нашел отдельной темы по округлению десятичных дробей, правила заключения в скобки (вынос общего множителя), а также изучения параллелепипеда и куб, хотя встретилась задачка с условием «ребро куба равно 5см…»

Качество объяснений

Про характер геометрических истолкований я уже писал выше. Если касаться главных программных тем, то с их качеством тоже не все хорошо. Частично объяснения (например, в теме «делимость») заимствованы у учебника «Математика, Петерсон, 5 класс», некоторые являются плагиатом программы Виленкина. Те, что сделаны самостоятельно довольно запутанные и неубедительные (в основном это касается 6 класса). Стоит отметить довольно сложный язык, которым написан учебник. Режет слух математика сочетание детского стиля в слове с взрослыми фразами типа «констатация факта», «конфигурация на рисунке» и подобные.

Вывод: Попытка написать лучший учебник математики для 5 класса явно провалилась. Я бы поставит этот учебник после группы Виленкин, Петерсон, Мерзляк, Никольский.

С Уважением, репетитор по математике, Колпаков. А.Н Качественные занятия в Строгино.

Метки: Репетиторам по математике, Учебники

Зубарева И. И., Мордкович А.Г. Математика 5 класс : учебник ОНЛАЙН

Математика / Математика для учителей и преподавателей / Математика для школьников / Учебники, пособия, рабочие тетради по математике


Зубарева И. И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. — 9-е изд., стер. — М., 2009. — 270 с. : ил.

Теоретический материал в учебнике изложен таким образом, чтобы преподаватель смог применить проблемный подход в обучении. С помощью системы обозначений выделяются упражнения четырех уровней сложности. В каждом параграфе сформулированы контрольные задания, исходя из того, что должны знать и уметь учащиеся для достижения ими уровня стандарта математического образования. В конце учебника даны домашние контрольные работы и ответы. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности учебного материала.

Учебник можно использовать в качестве продолжения любого курса начальной школы: как традиционного, так и развивающего направления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие для учителя………………….. ……..4
Глава I. Натуральные числа
§ 1. Десятичная система счисления …………………….5
§ 2. Числовые и буквенные выражения……………….12
§ 3. Язык геометрических рисунков ……………18
§ 4. Прямая. Отрезок. Луч…………………23
§ 5. Сравнение отрезков. Длина отрезка………………..29
§ 6. Ломаная…………………….33
§ 7. Координатный луч…………………..36
§ 8. Округление натуральных чисел…………………42
§ 9. Прикидка результата действия ………………….47
§ 10. Вычисления с многозначными числами ……….52
§ 11. Прямоугольник………………..57
§ 12. Формулы……………………61
§ 13. Законы арифметических действий…………………64
§ 14. Уравнения …………………………..69
§ 15. Упрощение выражений ……………..71
§ 16. Математический язык……………………75
§ 17. Математическая модель ……………………79
Глава II. Обыкновенные дроби
§ 18. Деление с остатком…………………..82
§ 19. Обыкновенные дроби…………………86
§ 20. Отыскание части от целого и целого по его части…………………93
§ 21. Основное свойство дроби…………………………99
§ 22. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа………………..106
§ 23. Окружность и круг……………………..113
§ 24. Сложение и вычитание обыкновенных дробей…………………118
§ 25. Сложение и вычитание смешанных чисел ………………..126
§ 26. Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число………..128
Глава III. Геометрические фигуры
§ 27. Определение угла. Развернутый угол ……………………135
§ 28. Сравнение углов наложением………………………140
§ 29. Измерение углов…………………………142
§ 30. Биссектриса угла…………………………….146
§ 31. Треугольник……………………………….150
§ 32. Площадь треугольника………………….155
§ 33. Свойство углов треугольника ……………….159
§ 34. Расстояние между двумя точками. Масштаб………………….164
§ 35. Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые……………167
§ 36. Серединный перпендикуляр………………………..172
§ 37. Свойство биссектрисы угла……………………176
Главы IV. Десятичные дроби
§ 38. Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей ………179
§ 39. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д……….185
§ 40. Перевод величин в другие единицы измерения ………………………..190
§ 41. Сравнение десятичных дробей………………………………..192
§ 42. Сложение и вычитание десятичных дробей…………………195
§ 43. Умножение десятичных дробей…………………..202
§ 44. Степень числа ………………………….206
§ 45. Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *