Русский язык 1 4 класс – Сборник правил по русскому языку 1

Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Правила по русскому языку 1-4 класс

                          Правила  по  русскому  языку.

 1) Речь.

       С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.

Устная речь- это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.

Письменная речь- это речь написанная. Для письма используют буквы.

 2) Звуки.

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

Звуки бывают гласные и согласные. 

При произношении гласных звуков  воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков  воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.   

а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

я ё  ю  и  е —  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы. 

н  м  л  р  й’ —     непарные звонкие согласные 

х  ц  ч’  щ’    —    непарные глухие  согласные 

б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные

п  ф  к  т  ш  с —  парные глухие согласные  

ч’  щ’  —      всегда мягкие шипящие согласные  и   й’

ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные   

ь – показатель мягкости согласных.  

Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и  твёрдый знак.

 Лента букв.

                              Всегда                                        Всегда

                                Согласный, звонкий,                              Согласный, звонкий,        

                                мягкий, непарный,                                 твёрдый, парный

Гласные буквы,          

обозначающие          

твёрдость, рядом           Согласные звонкие           Согласные звонкие

стоящей согласной        непарные                            парные

                     

                           

     

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й’

б

в

г

д

ж

з

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч’

щ’

ь

Гласные буквы, обоз-                                             Согласные глухие            Согласные  глухие                          

начающие мягкость,                                              парные                                непарные

рядом стоящей

согласной

       Всегда                   Всегда                        Всегда                  Всегда

Согласный, глухой,       Согласный, глухой,      Согласный, глухой,          Согласный, глухой

твердый, парный           твердый, непарный      мягкий, непарный            мягкий, непарный

 3) «Волшебные  буквы — е  ё  ю я ».

Гласные буквы  е  ё  ю  я  называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук  обозначают, когда стоят после согласных.

Например:

                мячик –мя-чик -2сл.                        люди – лю–ди -2сл.,  

                     м-[м’]согл.,зв.,мягк.,непарн.      л-[л’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                     я- [а]глас.,уд.                               ю-[у]глас.,уд.

                     ч-[ч’]согл.,гл.,мягк.,непарн.       д-[д’]согл.,зв.,мягк.,парн.

                     и-[и]глас.,безуд.                          и-[и]глас.,безуд.

                     к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.                4б.4з.

                    5б.5з.

                    клён – 1 сл.                                    река – ре – ка – 2сл.

                    к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.                  р-[р’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                    л-[л’]согл.,зв.,мягк.,непарн.         е-[и]глас.,безуд.

                    ё-[о]глас.,уд.                                  к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.

                    н-[н]согл.,зв.,тв.,непарн.              а-[а]глас.,уд.

                   4б.4з.                                               4б.4з.

Два звука  обозначают, когда стоят:

1. в начале слова 

                           юбка – юб – ка – 2сл.               ямка – ям – ка – 2сл.

                        ю –[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.  я –[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                             \[у]глас.,уд.                              \[а]глас.,уд.

                        б – [п]согл.,глух.,тв., парн.     м- [м]согл., зв.,тв., непарн.

                         к –[к]согл., глух., тв., парн.    к -[к]согл., глух., тв., парн.

                         а –[а]глас.,безуд.                     а –[а]глас.,безуд.

                        4б.5зв.                                        4б.5зв.          

                         енот – е – нот – 2сл.                 ёлка – ёл – ка — 2сл.

                         е–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.    ё–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                            \[э]глас.,безуд.                         \[о]глас.,уд.

                         н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн.        л-[л]согл., зв.,тв., непарн.

                         о–[о]глас.,уд.                            к-[к]согл., глух., тв., парн.

                         т–[т]согл.,гл.,тв.,парн.             а-[а]глас.,безуд.

                         4б.5з.                                         4б.5з.

2.после гласных:      

                       моет – мо–ет–2сл.                      поют – по–ют–2сл.          

                       м –[м]согл.,зв.,тв.,непар            п –[п]согл.,глух.,тв., парн.        

                       о — [о]глас.,уд.                             о– [а]глас.,безуд.            

                       е — [й’]согл.,зв.,мягк.,непарн      ю-[й’] согл.,зв.,мягк.,непар.      

                          \ [э]глас.,безуд.                            \[у]глас.,уд.          

                       т – [т]согл.,гл.,тв.,парн.              т –[т] согл.,гл.,тв.,парн.            

                      4б.5зв.                                           4б.5зв.        

                                                                                     

                 клюёт – клю–ёт-2сл.                София – Со–фи–я-3сл.

                 к –[к]согл.,гл.,тв.,парн.             С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.

                 л–[л’]согл.,зв.,мягк.,непарн.      о–[а]глас.,безуд.

                 ю–[у] глас.,безуд.                      ф–[ф’]согл.,гл.,мягк.,парн.

                 ё–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн       и–[и]глас.,уд.

                    \[о]глас.,уд.                              я–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                 т–[т]согл.,гл.,тв.,парн.                   [а] глас.,безуд.                      

                 5б.6зв.                                         5б.6зв.

3. после  ь знака: 

                Марья  — Марь–я-2сл.                 вьюга – вью–га-2сл.

                 М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн    в–[в’]согл.,зв.,мягк.,парн.

                  а -[а ]глас.,уд.                            ь -[-]звука не обозначает

                  р–[р’]согл.,зв.,мягк.,непарн.    ю-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                  ь –[- ]звука не обозначает           \[у]глас.,уд.

                  я–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.     г–[г]согл.,зв.,тв.,парн.

                     \[а ]глас.,безуд.                       а–[а]глас.,безуд.

                 5б.5зв.                                         5б.5зв.

                здоровье – здо-ро-вье-3сл.          польёт –по-льёт-2сл.

                з-[з ]согл.,зв.,тв.,парн.                  п-[п]согл.,гл.,тв.,парн.

                д-[д]согл.,зв.,тв.,парн.                  о-[а ]глас.,безуд.

                о-[а]глас.,безуд.                            л-[л’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                р-[р]согл.,зв.,тв.,непарн.              ь-[- ]звука не обозначает

                о-[о]глас.,уд.                                  ё-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                в-[в’]согл.,зв.,мягк.,парн.,                [о]глас.,уд.

                ь-[-]звука не обозначает               т-[т ]согл.,гл.,тв.,парн.

                е-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.          6б.6з.

                   [э]глас.,безуд.

                8б.8з.

4. после ъ знака:

                  Подъезд -под–езд-2сл.             съёжился – съё–жил–ся–3сл.

                   п–[п]согл.,гл.,тв.,парн.             с-[с]согл.,гл.,тв.,парн.

                   о–[а]глас.,безуд.                        ъ-[-]звука не обозначает

                   д–[д]согл., тв.,зв.,парн.             ё-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

                   ъ–[-]звука не обозначает             [о]глас.,уд.

                   е–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.    ж-[ж]согл.,зв.,тв.,парн.

                     \[э ] глас.,уд.                            и-[ы]глас.,безуд.

                   з–[с]согл.,гл.,тв.,парн.              л-[л]согл.,зв.,тв.,непарн.

                   д–[т] согл.,гл.,тв.,парн.             с-[с’]согл.,гл.,тв.,парн.

                  7б.7зв.                                         я-[а]глас.,безуд.

                                                                       8б. 8зв.  

Объявление-объ-яв-ле-ни-е-5сл.            

о-[а]глас.,безуд.

б-[б]согл.,зв.,тв.,парн.

ъ-[-]звука не обозначает

я-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

   [а]глас.,безуд.

в-[в]согл.,зв.,тв.,парн.

л-[л’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

е-[э]глас.,уд.

н-[н’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

и-[и]глас.,безуд.

е-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

  [э]глас.,безуд.

10б.10з.

4.Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

    Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: день,  шью, вьёт.

 

2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую. Например: идут,  стою,  Юлия, язык.

3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Например: пись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.

5.Большая буква .

1. Имена, отчества и фамилии — это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

 Например: Коля Никитин,  Нина  Васильева,  Ирина  Петровна,  Соколова  Екатерина  Ивановна.

2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: кот  Пушок, собака  Шарик,  корова Чернушка, коза  Белка.

3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: деревня Каменка,   село Сосновка,  город Саратов,  страна Россия.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.

6.Члены предложения.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  — это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:             кого?       чего?

                                                 кому?      чему?

                                                 кого?       что?

                                                 кем?        чем?

                                              о ком?     о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией ——— . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой   роще  путников   встретили   веселые   голоса    птиц.

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

1.По цели высказывания предложения бывают:

   Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.

   Вопросительные:          Почему вы не гуляете?

   Побудительные:            Идите скорее!

2.По интонации:

   Восклицательные:        Мне подарили щенка!

   Невосклицательные:    Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

   Нераспространенное:   Весна  пришла.

   Распространенное:       Пришла  долгожданная весна.

4.Простые и сложные предложения:

  Узкая тропинка уходила далеко в лес.  – простое (Имеет одну грамматическую основу)

  Утром пригревало солнышко, а к вечеру стукнул мороз. — сложное

(имеет две и более грамматических основ)

 5. С однородными членами и без однородных членов.

 Например:

На заводе  человек  наливает  жидкое  стекло  в  сито.

                            

                                   

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Голубыми,  синими   и   зеленоватыми    искрами    блестит     снег!

 

             ,                и      _        !

 (Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное, с однородными определениями.)

Разбор  предложения  по  членам  предложения  и  по частям  речи,  выписывание  словосочетаний. 

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
                  п.,ед.ч.,м.р.,Т.п.       н.                  п.,мн.ч.,И.п.           с.,мн.ч.,И.п.       г.,п.в.,мн.ч.    пред.
Например:  Осенним       днём    маленькие     дети          гуляли      в

п.,ед.ч.,м.р.,П.п.         с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском       парке.

дети(какие?) маленькие

гуляли (когда?) днём                

гуляли (где?)    в парке           

днём (каким?)  осенним           

в парке (каком?) городском   

   

Однородные   члены   предложения.

Однородными  членами  предложения  называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:                                                                  

Суворов   ценил   своих    солдат   за    храбрость,   смекалку,     выносливость.

                                                             

                                                                ,                  ,        .

                                                           

          какие?                 какие?                  

Маленькие,    большие     кораблики      покачивались       на воде.

(Маленькие, большие – однородные определения).

       

                               ,                               .

Запятая при однородных членах предложения

ставится:                                                не ставится:

                                                                 

     ,            ,               .                                              и              .

                             

     ,а            .      

   

   , но          .

          ,и        ,и          .

Сложное предложение.

Сложным  — называют предложение, в котором несколько грамматических     основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

                     

                      ,                         .

                      ,а                .

                     

                    ,но               .

                     

              ,и                 ,и                   .

                                 

Например:

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

                     

                                          ,                     .

День   темнеет,   и   трава   седой  росой   в   лугах   блестит.

                     

                                         , и                     .

Прямая речь.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

Князь печально отвечает:  «Грусть- тоска меня съедает».

           слова автора                                                       прямая речь

                  А:                                                    «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П».                        «П», — а.

А: «П!»                        «П!» — а.

А: «П?»                        «П?» — а.

Обращение.

Обращение — слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок, спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.

7.Части речи.

I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что? 

Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос  кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол,  стул,  клён, берёза, праздник.

            Имена существительные по родам  не  изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, — мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, — женского рода.

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —

среднего рода.

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

 Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

nsportal.ru

Правила по русскому языку в 1-4 классах

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ

 

   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 

   МНОГОЗНАЧНЫМИ.

   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.

                                           2.  Хитрый  человек.

 

 

   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 

   разное, называются  ОМОНИМАМИ.

   Например:  ЛУК 1  –  растение;

                         ЛУК 2  –  оружие.

 

 

   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.

   Например:  месяц  –  луна.

 

 

   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 

   АНТОНИМАМИ.

   Например:  белый  –  чёрный.

 

 

 

 

 

 

3

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:

                                                        кого?        чего?

                                                        кому?       чему?

                                                       

кого?        что?

                                                        кем?          чем?

                                                        о ком?       о чём?

    и  подчёркивается  отрывистой  линией.

 

 

   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    

   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               

   и  точкой.

 

 

   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,

   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?

   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.

 

 

 

 

 

 

5

 

   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи

   слов  в  предложении.

   Предлоги со словами пишутся раздельно

   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 

   или  вопрос.

   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.

 

 

   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает

   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.

 

   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,

                                                        ты, вы,

                                                        он, она, оно, они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

О  СОСТАВЕ  СЛОВ

 

   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 

   служит  для  связи  слов  в  предложении.

   Например:  читал  (что?)  книгу,

                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.

 

   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.

   Например:  дедушка,  девочка,  облако.

 

   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,

   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)

   часть.

   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .

 

   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.

   Например:  лес,  лесной,  лесник.

 

   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня

   и  служит  для  образования  новых  слов.

 

   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).

 

   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 

   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.

 

   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.

9

    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,

   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,

   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.

   Например: подъезд, съёжился, объявил,

                     предъюбилейный.

   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с

   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.

   В  именах  существительных  мужского  рода  с 

   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.

   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.

                   ёж, грач, ландыш, ле

щ  –  м. р.

 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,

   клички  животных   называются  именами  собственными.

   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.

   Например:  Марина,  Волга,  Москва.

  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,

   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.

   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.

   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.

   Например: Мальчики  играли  во  дворе.

 

   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между

   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.

   Например:  Сосна  росла  у  берега.

                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.

   Приставка со словом пишется слитно.

11

ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Названия падежей

Вспомогатель-

ные слова

Вопросы

Предлоги

И. п.

есть

кто?  что?

 

Р. п.

нет

кого?  чего?

без, у, от, до, с, из, для, около

Д. п.

дам

кому?  чему?

к, по

В. п.

вижу

кого?  что?

на, за, про, в

Т. п.

восхищаюсь

кем?  чем?

с, за, над. под

П. п.

думаю

о ком?  о чём?

о, об, в, на

 

СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.

 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.

К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.

Например:стена, земля, папа, дядя.

 

Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 

м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.

Например:окно,  поле, стол ,  конь .

 

К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.

Например:тетрадь рожь .

 

13

ГЛАГОЛ

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Личные окончания глаголов

 

Iспр.

 

IIспр.

 

 

— Е

 

— И

 

 

— УТ, -ЮТ

 

— АТ, — ЯТ

 

Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.

 

 

Iспр.

 

IIспр.

             Все глаголы на

— еть, — ать, — оть,

— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на

– ить:брить, зиждиться, стелить

 

 

Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:

Гнать, дышать, держать и слышать.

Видеть, зависеть и  обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

  Ненавидеть и смотреть.

15

                                                       

   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 

   в  определённой  последовательности  и  связанных 

   по  смыслу, стилю  и  грамматически.

 

   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.

 

   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет

   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.

 

   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное

   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.

 

 

ВИДЫ  ТЕКСТОВ

по  цели  высказывания

 

   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 

   о  каких-либо  событиях.

 

   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо

   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              

 

 

 

 

 

 

2

  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,

   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную

   мысль.

ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

         

   По  цели  высказывания  предложения  бывают:

        повествовательные  (сообщают о чём-либо),

        вопросительные  (задают вопросы),

        побудительные  (просят, требуют, советуют).

 

   По  интонации  предложения  бывают:

        восклицательные  (произносим с особым чувством),

        невосклицательные  (произносим спокойно). 

 

 

   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены

   предложения.

 

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,

    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 

    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?

    (подчёркивается  одной  чертой)

 

   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,

   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 

   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?

   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?

   (подчёркивается  двумя  чертами)

4

 

   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 

   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 

   другое  зависимое.

   Например:день(какой?) ясный,

                       гулял(где?) в  парке.

 

ЧАСТИ  РЕЧИ

   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая

   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,

   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?

   Например:(кто?)  девочка, медведь;

                       (что?)  урок, клён.

 

   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая

   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 

   какой?  какая?  какое?  какие?

   Например:(какой?)  красный, лесной,

                       (какая?)  весёлая,

                       (какое?)  яркое,

                       (какие?)  умные.

 

   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает

   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 

   что  делает?  что делал?  что  сделал?

   Например:(что  делает?)  читает,

                       (что  делал?)  рисовал,

                       (что  сделал?) купил.

6

 

О  ФОРМАХ  СЛОВ

 

   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.

   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;

                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  

   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме

   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?

   Например:  (кто?)  школьникшкольница;

                         (что?)  уроктетрадьокно.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –

   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова

   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?

   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.

 

 

   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 

   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?

   Например:  (что  делать?)  писать;

                         (что  сделать?)  написать;

                         (что  сделать?)  помочь.

 

 

8

ОРФОГРАММЫ

 

   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      

   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      

   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 

   ударение.

   Например:  вода – водный,  вода – воды.

 

   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ

   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать

   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,

   чтобы  после   согласной  была  гласная.

 

   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.

 

   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,

   но  не  произносятся.

   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 

   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 

   согласная  хорошо  слышалась.

   Например:  солнце – солнышко,

                      капустный – капуста.

 

 

     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 

   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.

 

   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10

 

   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.

   Например: не  спешить, не  рисовать.

 

   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.

   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,

                   кончик.

 

  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после

   Ц пишется  буква  Ы.

   Например: голубцы, птенцы, леденцы.

 

   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.

   Например: циркуль, цифра, циркач.

   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  

                        на цыпочках.

 

  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 

   из  одного  слога,  не  переносится.

   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.

   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить

   на  другую  строку.

   Например: якорь,  ИраЮлия.

   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 

   стоящей  впереди  буквы.

   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.

   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 

   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.

   Например:  суббота, хоккей, коллекция.

12

 

 

Безударные  падежные  окончания  имён  существительных

 

 

Iскл.

IIскл.

IIIскл.

Р. п.

 

Д. п.

 

П. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения

на -ать и -еть так:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,

А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

ext.spb.ru

Русский язык 1-4 классы: сборник заданий

С первого ли урока русского языка маленький школьник усваивает все правила и начинает сразу писать без ошибок? Конечно нет. Безусловно, встречаются варианты, когда ребенку все правила русского языка дается легко, запоминает он их быстро и применять может без каких-либо сложностей. Но такая ситуации скорее является исключением, чем часто, чуть ли не повсеместно встречающейся. А ведь каждому родителю хочется видеть отличные отместки в дневнике своего сокровища, слышать похвалу на собраниях и гордиться успехами малыша. Получить желаемое не так сложно, ведь необходимо лишь заниматься с ребенком, проверять то, как он усвоил материал на уроках, а также повторять его. Сделать все это поможет наша книга – сборник заданий по русскому языку для учеников 1-4 класса (ссылка приведена в конце).

Чем будет полезна эта книга?

Главной целью, которая преследовалась при её составлении, являлось развитие и повышение орфографической зоркости и успешное, результативное формирование у маленьких школьников необходимой грамотности. Основой для этого служат правила, которые они изучают на уроках и в книге затрагиваются не только все темы школьной программы, но и присутствуют упражнения, отличающиеся друг от друга степенью своей сложности.

Проведение систематических занятий по сборнику заданий позволит не просто повторить и закрепить правильное написание самых сложных орфограмм, но и довести полученный навык до автоматизма.

Весь сборник разделен на 4 раздела, в каждом из которых собраны задания для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов.

Каждый из разделов включает в себя материал, соответствующий образовательным стандартам и доступный для понимания в соответствующем возрасте. Приведенные примеры / задачи можно использовать с любым обучающим комплектом, они не привязаны к какому-то конкретному учебнику или образовательной программе. Сборник очень пригодится дома, если у ребенка есть определенные пробелы в понимании, изучении и применении правил русского языка. Если же какой-то материал дается маленькому ученому ну слишком тяжело, то его можно пропустить и вернуться чуть позже. Главное верить в своего ребенка, в его возможности и успех к маленькому ученому обязательно придет.

Скачать бесплатно сборник «Большая книга заданий по русскому языку для 1-4 класса» в формате PDF вы можете по ссылке:

Другие книги для детей вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей.


Все книги хранятся на нашем «Яндекс.Диске» и наличие платы за их загрузку, а также вирусов и других гадостей полностью исключено.


roditeli.club

ГДЗ по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. 4 класс

Ответы по русскому языку. Учебник. 4 класс. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Упражнение 1, с. 6
Упражнение 2, с. 6
Упражнение 3, с. 7
Упражнение 4, с. 7
Упражнение 5, с. 8
Упражнение 6, с. 8
Упражнение 7, с. 9
Упражнение 8, с. 10
Упражнение 9, с. 11
Упражнение 10, с. 12
Упражнение 11, с. 12
Упражнение 12, с. 13
Упражнение 13, с. 13
Упражнение 14, с. 14
Упражнение 15, с 14 — 15
Упражнение 16, с. 15
Упражнение 17, с. 16
Упражнение 18, с. 16
Упражнение 19, с. 16
Упражнение 20, с. 17
Упражнение 21, с. 18
Упражнение 22, с. 18
Упражнение 23, с. 18
Упражнение 24, с. 19
Упражнение 25, с. 19
Упражнение 26, с. 20
Упражнение 27, с. 20
Упражнение 28, с.22
Упражнение 29, с. 22
Упражнение 30, с. 23
Упражнение 31, с. 23
Проверь себя с. 24

Упражнение 32, с. 26
Упражнение 33, с. 26
Упражнение 34, с. 27
Упражнение 35, с. 28
Упражнение 36, с. 28
Упражнение 37, с. 29
Упражнение 38, с. 30
Упражнение 39, с. 30
Упражнение 40, с. 31
Упражнение 41, с. 31
Упражнение 42, с. 32
Упражнение 43, с. 32
Упражнение 44, с. 32
Упражнение 45, с. 33
Упражнение 46, с. 34
Упражнение 47, с. 34
Упражнение 48, с. 34
Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35
Упражнение 49, с. 36
Упражнение 50, с. 36 — 37
Упражнение 51, с. 37
Упражнение 52, с. 37
Упражнение 53, с. 38
Упражнение 54, с. 38
Упражнение 55, с. 39
Упражнение 56, с. 39
Проверь себя с. 40
Упражнение 57, с. 42
Упражнение 58, с. 42
Упражнение 59, с. 43
Упражнение 60, с. 43
Упражнение 61, с. 43
Упражнение 62, с. 44
Упражнение 63, с. 45
Упражнение 64, с. 45
Упражнение 65, с. 46
Упражнение 66, с. 46
Упражнение 67, с. 46
Упражнение 68, с. 46
Упражнение 69, с. 47
Упражнение 70, с. 47
Упражнение 71, с. 48
Упражнение 72, с. 48
Упражнение 73, с. 48
Упражнение 74, с. 49
Упражнение 75, с. 50
Упражнение 76, с. 50
Упражнение 77, с. 51
Упражнение 78, с. 51
Упражнение 79, с. 52
Упражнение 80, с. 52
Упражнение 81, с. 53
Упражнение 82, с. 53
Упражнение 83, с. 54
Упражнение 84, с. 54
Упражнение 85, с. 54
Упражнение 86, с. 55
Упражнение 87, с. 55
Упражнение 88, с. 56
Упражнение 89, с. 56 — 57
Упражнение 90, с. 57
Упражнение 91, с. 57
Упражнение 92, с. 58
Упражнение 93, с. 58
Упражнение 94, с. 59
Упражнение 95, с. 59
Упражнение 96, с. 59
Упражнение 97, с. 60
Упражнение 98, с. 60
Упражнение 99, с. 60
Упражнение 100, с. 61
Упражнение 101, с. 61
Упражнение 102, с. 62
Упражнение 103, с. 62
Упражнение 104, с. 63
Упражнение 105, с. 63
Упражнение 106, с. 64
Упражнение 107, с. 65
Упражнение 108, с. 65
Упражнение 109, с. 66
Упражнение 110, с. 66
Упражнение 111, с. 67
Упражнение 112, с. 67
Упражнение 113, с. 68
Упражнение 114, с. 68
Упражнение 115, с. 69
Упражнение 116, с. 70
Упражнение 117, с. 70
Упражнение 118, с. 70
Упражнение 119, с. 71
Упражнение 120, с. 71
Упражнение 121, с. 71
Упражнение 122, с. 72
Упражнение 123, с. 72
Упражнение 124, с. 73
Упражнение 125, с. 73
Упражнение 126, с. 74
Упражнение 127, с. 74 — 75
Упражнение 128, с. 75
Упражнение 129, с. 75
Упражнение 130, с. 76
Упражнение 131, с. 76
Упражнение 132, с. 76 — 77
Упражнение 133, с. 77
Упражнение 134, с. 77
Проверь себя с. 78
Упражнение 135, с. 80
Упражнение 136, с. 81
Упражнение 137, с. 81
Упражнение 138, с. 82
Упражнение 139, с. 83
Упражнение 140, с. 83
Упражнение 141, с. 84
Упражнение 142, с. 84
Упражнение 143, с. 85
Упражнение 144, с. 85
Упражнение 145, с. 85
Упражнение 146, с. 86
Упражнение 147, с. 86
Упражнение 148, с. 87
Упражнение 149, с. 87
Упражнение 150, с. 87
Упражнение 151, с. 88
Упражнение 152, с. 88
Упражнение 153, с. 89
Упражнение 154, с. 89
Упражнение 155, с. 90
Упражнение 156, с. 90
Упражнение 157, с. 90 — 91
Упражнение 158, с. 91
Упражнение 159, с. 92
Упражнение 160, с. 92
Упражнение 161, с. 92
Упражнение 162, с. 93
Упражнение 163, с. 93
Упражнение 164, с. 94
Упражнение 165, с. 94
Упражнение 166, с. 95
Упражнение 167, с. 96
Упражнение 168, с. 96
Упражнение 169, с. 96
Упражнение 170, с. 97
Упражнение 171, с. 97
Упражнение 172, с. 97
Упражнение 173, с. 98
Упражнение 174, с. 98 — 99
Упражнение 175, с. 99
Упражнение 176, с. 99
Упражнение 177, с. 100
Упражнение 178, с. 100
Упражнение 179, с. 101
Упражнение 180, с. 101
Упражнение 181, с. 102
Упражнение 182, с. 103
Упражнение 183, с. 103
Упражнение 184, с. 104
Упражнение 185, с. 105
Упражнение 186, с. 105
Упражнение 187, с. 106
Упражнение 188, с. 106
Упражнение 189, с. 106 — 107
Упражнение 190, с. 107
Упражнение 191, с. 107
Упражнение 192, с. 108
Упражнение 193, с. 108
Упражнение 194, с. 108
Упражнение 195, с.108
Упражнение 196, с. 109
Упражнение 197, с. 109
Упражнение 198, с. 110
Упражнение 199, с. 110
Упражнение 200, с. 110
Упражнение 201, с. 111
Упражнение 202, с. 111
Упражнение 203, с. 111
Упражнение 204, с. 112
Упражнение 205, с. 112
Упражнение 206, с. 112
Упражнение 207, с. 113
Упражнение 208, с. 113
Упражнение 209, с. 114
Упражнение 210, с. 114
Упражнение 211, с. 114 — 115
Упражнение 212, с. 115
Упражнение 213, с. 115
Упражнение 214, с. 115
Упражнение 215, с. 116
Упражнение 216, с. 116
Упражнение 217, с. 116
Упражнение 218, с. 117
Упражнение 219, с. 117
Упражнение 220, с. 118
Упражнение 221, с. 118
Упражнение 222, с. 119
Упражнение 223, с. 119
Упражнение 224, с. 120
Упражнение 225, с. 120
Упражнение 226, с. 120
Упражнение 227, с. 121
Упражнение 228, с. 121
Упражнение 229, с. 122
Упражнение 230, с. 122
Упражнение 231, с. 123
Упражнение 232, с. 123
Упражнение 233, с. 124
Упражнение 234, с. 124
Упражнение 235, с. 125
Упражнение 236, с. 125
Упражнение 237, с. 126
Упражнение 238, с. 126
Упражнение 239, с. 127
Упражнение 240, с. 127
Упражнение 241, с. 127
Упражнение 242, с. 128
Упражнение 243, с. 128
Упражнение 244, с. 129
Упражнение 245, с. 129
Упражнение 246, с. 130
Упражнение 247, с. 130
Упражнение 248, с. 131
Упражнение 249, с. 131
Упражнение 250, с. 132
Упражнение 251, с. 132
Упражнение 252, с. 132
Упражнение 253, с. 133
Упражнение 254, с. 133
Упражнение 255, с. 134
Упражнение 256, с. 134
Упражнение 257, с. 135
Упражнение 258, с. 135
Упражнение 259, с. 136
Упражнение 260, с. 136
Упражнение 261, с. 136
Упражнение 262, с. 137
Упражнение 263, с. 137
Упражнение 264, с. 137
Упражнение 265, с. 138
Упражнение 266, с. 138
Упражнение 267, с. 138
Упражнение 268, с. 139
Упражнение 269, с. 139
Упражнение 270, с. 139
Упражнение 271, с. 140
Упражнение 272, с. 140
Упражнение 273, с. 141
Упражнение 274, с. 142
Упражнение 275, с. 142
Проверь себя с. 143
Наши проекты. Говорите правильно! с. 144

ГДЗ по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

4 (79.86%) от 296 голосующих

razviwaika.ru

Русский язык 4 класс Учебник Канакина Горецкий часть 1

Русский язык 4 класс Учебник Канакина Горецкий часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

м в. П. Канакина В. Г. Горецкий Русский Осс^ Предложения с обращением Члены предложения Предложение Стал он кликать золотую рыбку. (повествовательное, невосклицательное) Что ж ты тих, как день ненастный? (вопросительное) Смилуйся, государыня рыбка! (побудительное, восклицательное) Не печалься, ступай себе с богом. (побудительное, невосклицательное) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… ► Балдушка, погоди ты морщить море. Чем вы, гости, торг ведете? Главные I Подлежащее ‘-! сказуемое. ^ ————- Поясняют, уточняют ^ Второстепенные ‘————- главные члены ппелл главные члены предложения Предложение f^ Простое (1 основа) V J г 1 Сложное (2 и более основы) J Старик ловил неводом рыбу, ловил (что?) рь1бу xf ♦ ловил (чем?) неводом \ (1) Дверь тихонько отворилась. (2) И царевна очутилась В светлой горнице. , и Простое предложение с однородными членами Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. Слуги, сватья и сестра С криком ловят комара. и и ШКОЛА РОССИИ В. П. Канакина В. Г. Горецкий усскии ФГОС язык Учебник для общеобразовательных организаций В двух частях Часть 1 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2013 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 К1Э Серия «Школа России» основана в 2001 году На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/206 от 01.11.2010 г.) и Российской академии образования (№ 01-5/7Д-524 от 20.10.2010 г.). Учебник входит в систему «Школа России*. Репродукции картин предоставлены Третьяковской галереей и {}ютобанком «Пикварио». Канакина В. П. К19 Русский язык. 4 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М. : Просвещение, 2013. — 160 с., [2] л. ил. : ил. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-023196-1. Учебник «Русский язык» входит в систему учебников «Школа России». Содержание учебника направлено на формирование у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Систс.ма заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапрсд-метнмх результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар>та начального общего образования. УДК 373.167.1:811.161.1 ННК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-09-023196-1(1) ISBN 978-5-09-029901-5(общ.) © Издательство «Пркевещепис*, 2013 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2013 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! И. С. Тургенев Дорогие ребята! Перед вами учебник русского языка для 4 класса. Подружитесь с ним! Страницы учебника продолжат знакомить вас с новыми фактами и явлениями из мира русского языка. Вы уже многое знаете о русском языке и русской речи. Речь — это «язык в действии», это «зеркало нашей души», она отражает наши мысли, чувства, намерения. Поэтому так важно научиться владеть этим народным достоянием и относиться к нему бережно, чтобы не было стыдно за то, что мы, русские люди, плохо владеем нашим родным языком. Вы продолжите знакомиться со словарным богатством русского языка, лексическим значением русских слов и слов, пришедших к нам из других языков, с выразительными средствами языка, будете учиться правильно и точно выбирать слова в зависимости от того, что вы хотите сказать. Вы узнаете много нового и интересного о предложениях и тексте, научитесь правильно строить предложения и создавать текст, чтобы точно и образно выразить свою мысль. Вы продолжите знакомиться с частями речи, их признаками, формами их употребления в устной и письменной речи, узнаете новые правила правописания. В учебнике много интересных заданий, которые заставят вас и задуматься, и улыбнуться, и поспорить, и удивиться. Успехов вам и новых открытий в познании языка! Авторы Условные обозначения На страницах учебника вам могут встретиться различные значки — при каком-либо задании, при правиле или определении. Эти значки помогут вам сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. сведения о языке о о высказываем свое мнение развиваем свою речь задание повышенной сложности jA’^l работаем со словарём работаем в парах ель^ — выполните звуко-буквенный разбор слова лесной^ — разберите слово по составу сосна^ — разберите слово как часть речи Наступила золотая осень.’* — разберите предложение по членам овторение Вспомним: • что такое язык и речь, • что такое тека, типы текаов, • что такое предложение и словосочетание, • какие бывают виды предложений, • что такое главные и второстепенные члены предложения, • что такое обращение. Наша речь и наш язык 1. Прочитайте высказывания о языке и речи. Объясните, как вы их поняли. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Паустовский) Наш язык — это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (Д. Лихачёв) • Спишите первое высказывание. Проверьте себя. • Знаете ли вы мудрые изречения о русском языке? Начинайте их находить и записывать. 2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл. 1. В доброй беседе всяк ума копит. 2. Умные речи приятно и слушать. 3. Сперва подумай, а потом скажи. 4. По речам узнают человека. 5. Что на уме, то и на языке. 6. Язык мой — друг мой. • Запишите по памяти любые две пословицы. Проверьте себя. • Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе. ЪМ Мк 3. Прочитайте. Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прош,айте! Благодарю вас! • Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи? • В чём волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы? • Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарноаи, слова извинения. • Подготовьте сообщение на тему «Волшебные слова нашей речи». ГЬ OiOCUY’ cm: 4. Рассмотрите рисунки. Определите их тему. Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни? • Составьте по любому рисунку текст, включив в него диа- лог. Подготовьтесь его инсценировать. • Какие из слов упр. 3 вы употребили в диалоге? Г -.*1, ■ -^4′ Текст Текст и его план 5. Прочитайте. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила берёза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. • Докажите, что предложения составляют текст. О чём в нём говорится? Определите тему текста. • Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы. .^1 У’ б. Прочитайте. Берегите Россию — Нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце. Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Е. Синицын • Определите тему и главную мысль текста. • Спишите. Проверьте себя. Вспомните! Текст — это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Тека имеет тему и главную мысль. Тека можно озаглавить. 8 7. Прочитайте. Отец и сыновья Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались. Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит». Л. Толстой • Определите тему и главную мысль текста. • Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста? • Почему в тексте выделены три части? О чём говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста? • Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план. • Устно передайте содержание каждой части. СТРАНИЧКА ДЛЯ\ЛЮБ03ИАТВЛЬНЫХ О слове «кани

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Русский язык 4 класс Канакина и Горецкий


 ЧАСТЬ 1

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20 

 21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 41  42  43  44  45  46  47  48  49  50 

 51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

 61  62  63  64  65  66  67  68  69  70 

 71  72  73  74  75  76  77  78  79  80 

 81  82  83  84  85  86  87  88  89  90 

 91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 

 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

 111  112  113  114  115  116  117  118  119  120 

 121  122  123  124  125  126  127  128  129  130 

 131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 

 141  142  143  144  145  146  147  148  149  150 

 151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 

 161  162  163  164  165  166  167  168  169  170 

 171  172  173  174  175  176  177  178  179  180 

 181  182  183  184  185  186  187  188  189  190 

 191  192  193  194  195  196  197  198  199  200 

 201  202  203  204  205  206  207  208  209  210 

 211  212  213  214  215  216  217  218  219  220 

 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230 

 231  232  233  234  235  236  237  238  239  240 

 241  242  243  244  245  246  247  248  249  250 

 251  252  253  254  255  256  257  258  259  260 

 261  262  263  264  265  266  267  268  269  270 

 271  272  273  274  275 

 Задания проверь себя для главы Повторение

 1  2 

 Задания проверь себя для главы Предложение

 1  2  3  4 

 Задания проверь себя для главы Слово в языке

 1  2  3  4  5 

 Задания проверь себя для главы 4

 1  2  3  4 

 Задания наши проекты для главы 4

 1  2  3  4 

 ЧАСТЬ 2

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20 

 21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 41  42  43  44  45  46  47  48  49  50 

 51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

 61  62  63  64  65  66  67  68  69  70 

 71  72  73  74  75  76  77  78  79  80 

 81  82  83  84  85  86  87  88  89  90 

 91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 

 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

 111  112  113  114  115  116  117  118  119  120 

 121  122  123  124  125  126  127  128  129  130 

 131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 

 141  142  143  144  145  146  147  148  149  150 

 151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 

 161  162  163  164  165  166  167  168  169  170 

 171  172  173  174  175  176  177  178  179  180 

 181  182  183  184  185  186  187  188  189  190 

 191  192  193  194  195  196  197  198  199  200 

 201  202  203  204  205  206  207  208  209  210 

 211  212  213  214  215  216  217  218  219  220 

 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230 

 231  232  233  234  235  236  237  238  239  240 

 241  242  243  244  245  246  247  248  249  250 

 251  252  253  254  255  256  257  258  259  260 

 261  262  263  264  265  266  267  268  269  270 

 271  272  273  274  275  276  277  278  279  280 

 281  282  283  284  285  286  287  288  289  290 

 291  292  293  294  295  296  297  298  299  300 

 301  302  303  304  305  306  307  308  309  310 

 311  312  313  314  315  316  317  318  319  320 

 321  322  323  324  325  326 

 Задания наши проекты для главы 1

 1  2 

 Задания проверь себя для главы 2

 1  2  3 

 Задания проверь себя для главы: Местоимение

 1  2  3 

 Упражнение наши проекты

 1  2  3 

 Задания проверь себя для главы: Глагол

 1  2  3  4  5  6  7 

vcevce.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *