Перспектива русский язык 4 класс ответы: ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 1 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

Содержание

ГДЗ по Русскому языку 4 класс Климанова, Бабушкина 1, 2 часть

Все ГДЗ по Русскому языку 4 класс Перспектива

ГДЗ по русскому языку 4 класс Климанова, Бабушкина – это универсальный решебник, который обеспечит должную поддержку школьникам, родителям, а также учителям и репетиторам. Ученики с его помощью смогут самостоятельно заниматься и при этом контролировать уровень знаний, мамы и папы без труда проверят правильность выполненном работы, а преподаватели смогут таким образом разрабатывать карточки для проведения индивидуальных и групповых занятий. Этот сборник является одним из лучших вспомогательных пособий. Он направлен на то, чтобы дать необходимую помощь в режиме онлайн.

Какими достоинствами обладают ГДЗ по русскому языку для 4 класса Климановой (1, 2 часть)

Онлайн-решебник, как и учебник, в полной мере отвечает требования школьной программы. Правильные ответы можно открыть прямо в интернете с любого удобно устройства. Сайт адаптирован не только под компьютерные системы, он также доступен тем, кто привык пользоваться различными гаджетами. Режим онлайн очень удобен тем, что благодаря ему не придется бегать в поисках печатного издания. Готовые ключи можно открыть в любой момент, где бы вы не находились.

Сборник обладает и другими отличительными особенностями, которые тоже стоит выделить:

  • круглосуточная работа портала;
  • удобный формат поиска по номерам упражнений;
  • подробно расписанные задания;
  • попутные комментарии в виде объяснений;
  • графически отмеченные орфограммы;
  • наличие всех заполненных таблиц и схем и др.

Учебно-методический комплекс предоставит всю необходимую информацию, которая поможет учащимся в освоении данного курса. Все упражнения оформлены в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом), что также очень важно.

Не все умеют делать корректные записи в тетради, а оценка также напрямую от этого зависит. Решебник по русскому за четвертый класс (авторы: Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.) серии «Перспектива» всегда будет на страже вашего д/з. Регулярное использование онлайн-пособия делает возможным учиться на одни пятерки.

Ответы из решебника

Часть 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210

Часть 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219

Проверь себя

Страницы»> Часть 1. Страницы

34 51 80 93 111 119

Часть 2. Страницы

47 68 78 109 116 122 136

Четвертая ступень обучения – завершающая в начальном звене. И многие ученики сдают в конце года переходные экзамены. Данный предмет является одним из основных в школьной программе и входит в перечень обязательных при сдаче. Некоторые школьники имеют трудности с ним, поэтому родителя нередко нанимают им репетиторов или записывают на дополнительные курсы. Чтобы обучающийся мог заниматься сам, он может начать применять готовые домашние задания, которые помогут ему разрешить любой непонятный вопрос. Конечно, большинство четвероклассников достаточно грамотны, они пишут и разговаривают без ошибок. Однако преподавательский состав и комиссия на аттестационных работах требует от малышей не просто показать свою начитанность, обучающийся должен быть способен объяснить, почему в том или ином случае пишется именно эта буква или, например, для чего здесь стоит запятая. Задача школьников – уметь применять все изученные ими правила. Так что заучивать наизусть все равно придется.

Как четверокласснику помогут в учебе ГДЗ по русскому языку зы 4 класс Климановой (1-2 часть)

Особенность сборника состоит в том, что им можно пользоваться, когда:

  • нужно проверить правильность выполненного номера;
  • нет уверенности в полученном ответе;
  • есть некоторые сомнения по поводу точности записей;
  • необходимо закрепить пройденное на уроке;
  • появляется желание разобрать новую тему;
  • на носу проверочная, тест или диктант;
  • надо подготовиться к классной работе;
  • ребенок отсутствовал на занятии и т. д.

Таким образом, полезно отметить, что каждый сам решит, как ему использовать онлайн-ГДЗ. Как можно заметить, он многофункционален и подойдет при любых обстоятельствах. Главное – обращаться к нему в случае необходимости. Не рекомендуется бездумно списывать готовые ключи. Это может понести за собой понижение успеваемости, т. к. на уроке такой ученик не сможет доказать элементарного. А если малыш будет практиковаться с онлайн-справочником, то он сам будет тянуть руку, чтобы блеснуть своими знаниями с места или у доски. Тогда, положительные оценки в дневнике и журнале не заставят себя долго ждать.

Что входит в решебник по русскому для 4-го класса (Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В.)

Немаловажным представляется тот факт, что параграфы сборника идентичны содержанию основной книги. Разделы полностью повторяются:

  • речевое общение;
  • обращение;
  • предложение;
  • словосочетание;
  • слово и его значение;
  • существительное;
  • прилагательное;
  • глагол и пр.

Тест по русскому языку 4 класс по УМК «Перспектива»

Инструкция для ученика

Ребята, вам предлагается за 1 урок выполнить 20 заданий по русскому языку. К каждому заданию дано 5 вариантов ответов. В каждом задании может быть один, или два, или три правильных ответа. Нужно выбрать правильные ответы и отметить их крестиком – Х. Крестик надо поставить рядом с номером выбранного ответа.

Выполните все задания теста. Проверьте еще раз работу.

Возьмите бланк ответов. Перенесите в него выбранные вами ответы в каждом задании. Для этого в бланк ответов надо поставить крестики в соответствующих рамках.

Проверяться будет только бланк ответов.

Желаем вам успехов в работе!


 

А1.Отметь Х все слова, у которых первый согласный звук мягкий.

1)балет

2) пятый

3)долина

4)метель

5)лисица


 

А2. Отметь Х все слова, в которых звуков больше, чем букв.

1) маяк

2) боль

3) люк

4) ёжик

5)пьёт


 

А3. Отметь Х все слова, у которых два слога.

рукав

бор

голос

май

пень


     

    А4. Отметь крестиком все имена существительные мужского рода единственного числа.

    соболь

    соль

    юноша

    братья

    конь


       

      А5. Отметь Х все имена существительные в родительном падеже.

      1)(плыть) на корабле

      2)(недалеко) от дома

      3)(готовиться) к празднику

      4)(прийти) без тетради

      5)(гулять) по лесу


       

      А6. Отметь Х все имена прилагательные среднего рода.

      1)синее

      2)зимние

      3)вечернее

      4)движение

      5)хорошее


       

      А7. Отметь Х все глаголы.

      1)пастух

      2)пасти

      3)пастуший

      4)попастись

      5)пастбище


       

      А8. Отметь Х все глаголы 2 спряжения.

      1)гулять

      2)помнить

      3)работать

      4)дышать

      5)просить


       

      А9. Отметь Х все слова, у которых на конце пишется мягкий знак.

      1)мелоч…

      2)пейзаж…

      3)ёж…

      4)слушаеш…

      5)багаж…


       

      А10. Отметь Х слова, у которых в окончании пропущена буква «е».

      1)варенье из вишн…

      2)вспоминать о деревн…

      3)скучать по дедушк…

      4)стоять у дорог…

      5)увидеть в пол…


       


       


       

      А11. Отметь Х все слова, у которых в корне пропущена буква «о».

      1)лош…дь

      2)тр…пинка

      3)стр…на

      4)к…л…сок

      5)п…левой


       

      А12. Отметь Х все глаголы, у которых в окончании пропущена буква «е».

      1)брызга…шь

      2)став…шь

      3)пуга…шь

      4)пада…шь

      5)нос…шь


       

      А13. Отметь Х все слова с пропущенной согласной в корне.

      1)опас…ный

      2)мес…ный

      3)чудес…ный

      4)трос…ник

      5)жалос…ливый


       

      А14. Отметь Х все слова, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, окончание

      1)бантики

      2)синяя

      3)кленовый

      4)зеленый

      5)комната


       

      А15. Отметь Х все слова с приставкой на.

      1)нарцисы

      2)настенный

      3)наивный

      4)нагрузка

      5)надежда


       

      А16. Отметь Х слова, которые являются подлежащим и сказуемым в предложении «На новом бульваре распустились душистые липы».


       

      1)на новом бульваре

      2)распустились на бульваре

      3)душистые липы

      4)липы на бульваре

      5)распустились липы


       

      А17. Отметь Х все предложения, в которых пропущены запятые.

      1)Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

      2)Мы украсили ёлку разноцветными шарами.

      3)Девочка кормила кролика морковкой травой сухарями.

      4)Терпенье и труд всё перетрут.

      5)Стайка снегирей уселась на старой рябине.


       

      А18. Отметь Х побудительные предложения.

      1)В саду зацвели лилии.

      2)Пригласи гостей в субботу.

      3)На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец.

      4)Когда же выпадет снег?

      5)Ночью была сильная гроза.


       

      А19. Отметь Х все раздельные написания.

      1)(по)держать

      2)(по)мидор

      3)(по)небу

      4)(не)босвод

      5)(не)разговаривать


       

      А20. Отметь Х все слова с ошибками.

      1)вьюга

      2)разезд

      3)заявление

      4)подьезд

      5)разъехались

       

      Правильные ответы.

      А1. пятый, метель, лисица

      А2. маяк ёжик

      А3. рукав, голос

      А4. соболь, юноша, конь

      А5. (недалеко) от дома, (прийти) без тетради

      А6. синее, вечернее, хорошее

      А7. пасти, попастись

      А8. помнить, дышать, просить

      А9. мелочь, слушаешь

      А10. вспоминаешь о деревне, скучать по дедушке, увидеть на полке

      А11. тропинка, колосок, полевой

      А12. брызгаешь, пугаешь. падаешь

      А13. местный, тростник, жалостливый

      А14. бантики, кленовый

      А15. настенный, нагрузка

      А16. распустились липы

      А17. 1, 3

      А18. 2

      А19. (по)небу, (не) разговаривать

      А20. 2, 4

      Тест по русскому языку 4 класс УМК «Перспектива»

      Административная контрольная работа по русскому языку (тест)(4 класс)

      I вариант

      А1. Какие бывают предложения по цели высказывания?

      1)      восклицательные и невосклицательные                              3)простые и сложные               

      2)      повествовательные, вопросительные, побудительные      4) главные и второстепенные

      А2. В конце какого предложения знак поставлен неверно?

      1)      В небе мерцали холодным светом равнодушные звёзды.         3)Какое удивительное утро?

      2)      Какое сегодня число?                                                                    4)Восхитительная сегодня погода!

      А3. Какая речь относится к диалогу?

      1)        беседа с мамой                                            2)           ответ у доски

      3)        выполнение упражнения в тетради          4)          презентация книги

      А4. К какому типу относится этот текст?

                  Щука – хищная рыба. Её пища – ерши, караси, окуни. Прячутся рыбы от щуки. Но найти защиту очень трудно. Щука не упустит добычу. Она даже утку схватить может.

      1)      Рассуждение                           3) Описание

      2)      Повествование                       4) Научный

      В1. Подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы:

      Ворона, волшебник, михаил, париж, весло, краб, елена, новосибирск.

      В2. Подчеркни слова, которые пишутся с Ъ:

         Ком…я, сем…я, об…езд, об…ход, в..юга, раз…яснить.

      В3. Подчеркни слова, с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением:

         Корабль, осина, столы, аллея, весна, пятно, моря.

      В4. Подчеркни те слова, в которых есть ошибки и исправь:

      Харашо, посуда, машына, воробей, сорока, торелка.

       

      В5. Подчеркни слова с непроизносимыми согласными:

      Яс..ный,  прекрас..ный,  праз..ник,  телес..ный,  ярос..ный.

       

      В6. Подчеркни слова, на конце которых пишется Ь:

      Пустош…, молодёж…, меч…, обруч…, бреш…

       

      В7. Простое предложение содержит:

          а) одну грамматическую основу  б) несколько грамматических основ

       

      В8.Какое предложение является сложным:

          а) Мои сыновья увлекаются охотой, а я люблю рыбалку.

         б) Мои сыновья увлекаются охотой, а не рыбной ловлей.

         в) Мои сыновья увлекаются и охотой, и рыбной ловлей.

       

      В9. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [   ], и [   ].

      (Знаки препинания НЕ расставлены).

          а)  На высоком и необычайно глубоком небе проступали звезды.

          б) Пришло лето и наступили жаркие дни.

          в) Ветер срывал с деревьев листья и ронял их на землю.

       

      В10. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: 

      Поблекли (1) и заговорили первые ручьи (2) зазеленела береза у дороги.

       

      С1. Какой словарь даёт следующие сведения:

      1.       Толкование значения слова

      2.      Значение устойчивых словосочетаний

      3.      Произношение слова

      4.      Правописание слова

      а)      Фразеологический словарь

      б)      Орфоэпический  словарь

      в)      Толковый  словарь

      г)      Орфографический словарь

       

      С2. Укажи стрелками правильные ответы.

      Синонимы   —                        слова, противоположные по значению

      Антонимы —                          слова, которые  звучат и пишутся  одинаково, но имеют разные  значения.

      Омонимы —                            слова, имеющие несколько значений,в чём –то сходных.   

      Многозначные слова —              слова, близкие по значению

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      II вариант

      А1. Какие бывают предложения по интонации?

      1)      восклицательные и невосклицательные                              3) простые и сложные

      2)      повествовательные, вопросительные, побудительные      4)главные и второстепенные

       

      А2. В каком предложении отсутствует обращение?

      1)         Спокойной ночи, сестрёнка!                                     2) Смилуйся, государыня рыбка!

      3)         Передайте, пожалуйста, билет!                                4) Петров, ты выполнил задание?

       

      А3. Какое общение можно считать успешным?

      1)      ты не записал домашнее задание                             3) ты добился взаимопонимания с бабушкой

      2)      ты поссорился с другом                                            4) ты прослушал, когда приходит поезд

       

      А4. К какому типу относится этот текст?

      Ранняя осень.  Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны.   Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб.  В лесу тишина.

      1)         рассуждение                       2)           описание

      3)         повествование                   4)            научный

       

      В1. Подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы:

      Весна, елена, мурманск, игра, дельфин, город, октябрь, курск.

       

      В 2. Подчеркни слова, которые пишутся с Ь:

         Ком…я, сем…я, об…езд, об…ход, в..юга, раз…яснить.

       

      В 3. Подчеркни слова, с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением:

         Медведь, сосна, осенний, шоссе, малина, лесной, моряк.

       

      В 4. Подчеркни слова, в которых нужно вставить букву В:

         Рука…, шка…, морко…ь, ше…, коро…ка.

      В5 . Подчеркни неправильно написанные слова, исправь:

         Избежать, потпрыгнуть, атклонить, новесить, выдернуть

       

      В6. Подчеркни раздельное написание:

         (Не)увидеть, (не)приятель, (до)глубины, (до)работать, (на)берегу,(на)вес.

       

      В7 . Сложное  предложение содержит:

          а) одну грамматическую основу  б) несколько грамматических основ

       

      В8 .Какое предложение является сложным:

          а) Мой отец поставил вёсла, вошел в дом.

         б) Мой отец и не поставил вёсла, и не вошел в дом.

         в) Мой отец поставил вёсла, и я вошел с ним в дом.

       

      В 9. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [   ], а [   ].

       (Знаки препинания НЕ расставлены).

          а)  Над землей стелется туман а в лесу слышен шорох листьев.

          б) Наступило не жаркое а холодное лето.

          в) На выставке представлены не известные а незнакомые зрителю полотна.

       

      В10. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении:

        Пришло лето (1) и наступили жаркие (2) и засушливые дни.

       

      С 1. Какой словарь даёт следующие сведения:

      1.      Толкование значения слова

      2.      Правописание слова

      3.      Значение устойчивых словосочетаний

      4.      Произношение слова

      а)      Фразеологический словарь

      б)      Орфоэпический  словарь

      в)      Толковый  словарь

      г)      Орфографический словарь

       

      С 2 Укажи стрелками правильные ответы.

      Синонимы-                              слова, которые  звучат и пишутся  однаково, но имеют разные  значения.

      Антонимы —                             слова, противоположные по значению

      Омонимы —                              слова, имеющие несколько значений, в чём –то сходных. 

      Многозначные слова —           слова, близкие по значению

       

      фунтов стерлингов | SPICE – Региональные взгляды на права человека: СССР и Россия, часть первая

      Составитель: Бертран М. Патноуд
      Центр исследований России, Восточной Европы и Евразии, Стэнфордский университет

      доступно в формате PDF (214,13 КБ)

       

      В 1948 году, когда была принята Всеобщая декларация прав человека, СССР находился во власти высокого сталинизма, отличительными чертами которого были жестокие политические репрессии и террор. Это было также время серьезных экономических трудностей после разрушений и беспорядков, вызванных Второй мировой войной. Советский Союз был однопартийным государством. Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) правила страной во имя государственной идеологии марксизма-ленинизма. Подлинные гражданские и политические права были строго ограничены, так как лагеря ГУЛАГа были заполнены политическими заключенными. Свобода вероисповедания была ограничена, а официальный атеизм навязан. Кремлевская пропаганда отстаивала гарантии советской системы экономических и социальных прав, которые она изображала как отличительный признак социалистического общества.

      Тоталитарное правление при Сталине уступило место после смерти диктатора в 1953 году более мягким формам советского коммунистического правления при преемниках Сталина, Никите Хрущеве, а с 1964 года — Леониде Брежневе. Чередовались более жесткие и более мягкие фазы системы, хотя никогда не возвращались к самым жестким формам политического террора, как это практиковалось при Сталине. Проявления политической оппозиции были встречены арестами. Была введена политическая цензура, поскольку искусство, наука, литература и образование подвергались строгому идеологическому контролю во имя продвижения дела социализма по пути к окончательной победе коммунистического изобилия. 1

      В Советском Союзе отстаивалась концепция прав человека, отличная от концепции прав, распространенной на Западе. Западная правовая теория делала акцент на так называемых «негативных» правах: то есть на правах индивидов против правительства. Советская система, с другой стороны, подчеркивала, что общество в целом, а не отдельные лица, были бенефициарами «позитивных» прав: то есть прав из правительства. В этом духе советская идеология уделяла первостепенное внимание экономическим и социальным правам, таким как доступ к здравоохранению, достаточное и доступное по цене основное питание, жилье и образование, а также гарантированная занятость. Действуя в соответствии с этими гарантиями в послевоенные десятилетия, советская система превратилась в гигантское государство всеобщего благосостояния. Кремль провозгласил достижение таких прав и выгоды, которые получали от них советские граждане, свидетельством превосходства советской коммунистической системы над системой капиталистического Запада, где подчеркивалась важность гражданских и политических прав, а понятие экономических и социальных «прав» рассматривался гораздо менее благосклонно. 2

       

      Всеобщая декларация прав человека

      Комиссия по правам человека была создана Организацией Объединенных Наций в 1945 году с целью разработки договора, посвященного правам человека, который был бы одобрен всеми государствами-членами ООН. Комиссия решила, что декларация принципов, которая должна была стать начальным этапом процесса, должна содержать как гражданские, так и политические, а также экономические и социальные права. Общепринятое мнение во время холодной войны предполагало, что эти последние права, такие как право на труд, образование, здоровье и т. д., были включены в декларацию как уступка Советскому Союзу и его коммунистическим союзникам. На самом деле, однако, идея экономических и социальных прав горячо поддерживалась западными демократиями, не в последнюю очередь администрацией президента Франклина Делано Рузвельта, которая намеревалась расширить эти виды прав в Соединенных Штатах в послевоенные годы. Однако, несмотря на этот общий консенсус, достижение согласия относительно точного содержания этих статей оказалось чрезвычайно трудным, отчасти потому, что советские руководители были обеспокоены тем, что письменное заявление о политических прав были бы использованы Западом как оружие для вмешательства в дела СССР. Таким образом, Кремль был категорически против любых попыток включения в декларацию формулировок, которые можно было бы истолковать как отодвигание экономических и социальных прав на второй план. 3

      10 декабря 1948 года пятьдесят шесть стран собрались в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Париже, чтобы подписать Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ). Восемь государств-членов решили воздержаться: СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия, Польша, Югославия, Саудовская Аравия и ЮАР. (Украина и Белоруссия, хотя и были союзными республиками СССР, по просьбе Сталина получили отдельный статус государств-членов Организации Объединенных Наций.) В окончательном варианте Декларации убедительно доказывалось жизненно важное значение экономических и социальных прав. , но в конечном итоге это имело меньшее значение для Советского Союза и его союзников, чем опасения, что подписание Декларации и, таким образом, одобрение ее провозглашения гражданских и политических прав создаст клин для вмешательства западных держав во внутренние политические дела СССР. 4

      Воздержавшиеся страны советского блока, однако, не помешали этим странам впоследствии попытаться использовать формулировку ВДПЧ в качестве оружия против Запада за предполагаемые неудачи последнего в сфере политических и гражданских прав . В частности, Советы начали ссылаться на ВДПЧ, чтобы набрать пропагандистские очки против Соединенных Штатов за их обращение со своими афроамериканскими гражданами, особенно за годы до того, как Закон о гражданских правах 1964 года положил конец правовой расовой сегрегации. Американские государственные деятели, в том числе такие правозащитники, как Элеонора Рузвельт, обвинили страны советского блока в лицемерии за то, что они не подписали ВДПЧ, а затем развернулись и попытались применить текст декларации против одного из подписавших ее государств. 5

       

      Пакты

      Всеобщая декларация задумывалась как первая фаза правозащитного процесса в ООН: идея заключалась в том, что Комиссия по правам человека будет опираться на общие принципы, изложенные в ВДПЧ для создания обязательного правового договора. Неудивительно, что переговоры по согласованию формулировок юридически обязывающего документа оказались гораздо более трудными, чем обсуждения, которые привели к формулированию декларации. Фундаментальное разногласие заключалось в уже знакомом разделении между Востоком и Западом: Советский Союз и его союзники предпочитали рассматривать Пакт как документ, в основе которого лежат экономические и социальные права, в то время как Соединенные Штаты и их союзники продолжали рассматривать политические и гражданские права как основные права человека.

      К 1951 году тупиковая ситуация между Востоком и Западом внутри Комиссии по правам человека была настолько серьезной, что Генеральная Ассамблея ООН решила вмешаться, приняв решение «разделить» пакт на два документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Проекты каждого документа были представлены Генеральной Ассамблее для обсуждения в 1954 году и в конечном итоге приняты в 1966 году, то есть с задержкой почти в восемнадцать лет после подписания Всеобщей декларации. 6

      Пробным камнем положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах является текст Всеобщей декларации. Государства, ратифицировавшие пакт, обязались соблюдать и осуществлять внушительный список прав. К ним относятся право на труд; право на безопасную и здоровую рабочую среду; право создавать профсоюзы; право на забастовку; право на социальное обеспечение и социальное страхование; право беременных женщин, недавних матерей и детей на особую защиту от экономической эксплуатации; и право на достаточное питание, одежду, жилище и медицинское обслуживание. Среди культурных прав, содержащихся в пакте, было право на самоопределение, предмет особой гордости советского правительства, которое хвасталось, что решило «национальную проблему» в СССР, создав федеративную административную систему, которая позволила десяткам этнонациональных групп страны жить вместе в согласии на социалистической благодатной земле.

      Положения договора об экономических правах безошибочно отражают социалистическую ориентацию. Поддержка этого подхода усилилась внутри Организации Объединенных Наций в 1950-х и начале 1960-х годов, когда деколонизация породила новые государства, которые стали новыми членами Генеральной Ассамблеи, органа, игравшего все более важную роль в мировых делах по мере того, как Совет Безопасности становился все более влиятельным. зашли в тупик из-за применения права вето. 7 Эти новые штаты, как правило, сочувствовали цели экономического перераспределения с севера на юг. Кремль при Хрущеве, а затем при Брежневе стремился использовать это национально-освободительное чувство, чтобы заручиться поддержкой неприсоединившихся стран, стоящих за советским блоком в его конфронтации с Западом времен холодной войны. В результате Соединенные Штаты и другие западные демократии, хотя и подписали пакт об экономических, социальных и культурных правах, скептически отнеслись к его принципам и цели и отказались его ратифицировать (США до сих пор не сделали этого). так). Несмотря на это отсутствие поддержки, пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу (для государств, ратифицировавших его) 3 января 19 г. 76, а 23 марта 1976 г. последовал пакт о гражданских и политических правах. политически прогрессивная страна, находящаяся в авангарде продвижения экономических, социальных и культурных прав. Признаки проблемы становились очевидными внутри СССР, хотя симптомы всегда проявлялись с особой силой и травмой в странах советского блока Восточной Европы. Смерть Сталина в 1953, и последующее стремление Хрущева положить конец политическому террору и реформировать советскую систему, подчеркнутое драматизмом его так называемой секретной речи в Москве в феврале 1956 года, вызвали беспорядки в странах Восточного блока, которые в Венгрии спровоцировали восстание, которое разгромлен войсками Варшавского договора. В следующем десятилетии предварительная попытка провести ограниченные рыночные реформы в советской экономике привела к еще большей нестабильности в блоке, на этот раз в форме Пражской весны 19-го века.68, который грозил положить конец монополии коммунистической партии в Чехословакии. Это отклонение от коммунистической нормы также было подавлено советскими танками.

      Тем временем внутри СССР зародилось небольшое, но сильное диссидентское движение, которое пустило корни среди советской интеллигенции в начале 1960-х годов и расширилось в 1970-х, даже когда границы допустимого выражения сузились в последнее десятилетие правления Брежнева. администрации, когда политический истеблишмент становился все более склеротичным и репрессивным. (Брежнев умер 19 ноября82.)

      Помимо публичных протестов и демонстраций, инакомыслие в СССР проявлялось самыми разными способами, включая открытые письма советским руководителям и изготовление и распространение копий рукописей (так называемый самиздат , или самоиздание ) запрещенных произведений литературы и политических и социальных комментариев. К началу 1970-х годов можно было различить три основных политических течения советского инакомыслия: демократический социализм , который все еще питал надежду на сотрудничество с реформаторами внутри советского правительства; политический либерализм , который продвигал решительную защиту свободы слова и других прав человека, наиболее широко сформулированных физиком Андреем Сахаровым; и консервативный элемент, олицетворенный Александром Солженицыным, писателем и автором Архипелага ГУЛАГ , отстаивавшим традиционные русские (в отличие от западных) ценности, включая русское православие. 8

      Советское правозащитное движение занялось делом религиозных инакомыслящих, в основном советских евреев, которым было отказано в разрешении на эмиграцию, и эти так называемые «отказники» стали громоотводом в американо-советских отношениях в 1970-х годов и служил для освещения диссидентского движения в СССР в целом. Люди на Западе были склонны преувеличивать число и значение этих диссидентов — подлинные диссиденты никогда не насчитывали более нескольких тысяч человек, — но на самом деле, как выяснилось лишь позже, советские диссиденты оказывали моральное и даже политическое влияние, которое значительно компенсировало их скромные цифры. Они служили «совестью» советского общества. Более того, их идеи вызывали все большую симпатию внутри советского истеблишмента в последнее десятилетие существования СССР.

      Советские власти ответили на это диссидентское движение репрессиями: они шли на все, чтобы дискредитировать диссидентов, конфисковывали их литературу, отстраняли от работы, преследовали их, заключали в тюрьму (в некоторых случаях в психиатрические лечебницы) и высылали в отдаленные районы, либо лишение их гражданства и высылка за границу. Самый известный случай ссылки за границу — Солженицын, депортированный из Советского Союза в 1974 году.

       

      Хельсинкские соглашения

      Хельсинкский заключительный акт, также известный как Хельсинкские соглашения и Хельсинкская декларация, стал заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося летом в Хельсинки, Финляндия. 1975 г. В конференции приняли участие 35 государств. Заключительный акт, ставший символом эпохи разрядки, в целом рассматривался как попытка урегулировать дипломатические дела, оставшиеся после окончания Второй мировой войны, путем признания восточной и западной сфер влияния в Европе. Декларация принципов перечисляла десять пунктов, в том числе уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести и религии.

      Положения Хельсинкских соглашений о правах человека были очень похожи по формулировкам на те, что провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, поэтому Советы не видели ничего плохого в их одобрении. Они предполагали, что смогут продолжать на словах поддерживать такие права без каких-либо политических недостатков. Тем не менее, эти гарантии прав человека оказались главным источником трений между Востоком и Западом после подписания соглашений в 1975 году. возник в других городах советского блока. Советские репрессии против внутреннего инакомыслия в конце 1970-е и начало 1980-х побудили западные страны обвинить Советы в недобросовестном одобрении положений Хельсинкских соглашений о правах человека. Тем временем Советы настаивали на том, что их отношение к этим «так называемым диссидентам» было чисто внутренним делом, и что попытки западных держав ссылаться на Хельсинки в поддержку диссидентов представляли собой вмешательство во внутренние дела СССР, что было запрещено международным соглашением. закон. Конечно, это была стандартная советская точка зрения с 1948 года, но хельсинкский «процесс», как его называли, теперь сделал эту защиту все труднее аргументировать, особенно по мере того, как западные правительства становились все более агрессивными и изощренными в развертывании дела прав человека. как инструмент пропаганды. В Соединенных Штатах президенты Джимми Картер, а затем Рональд Рейган стали поборниками прав человека, что привело их администрации к столкновению с СССР. 9

      К началу 1980-х годов сеть подпольных групп, созданных после Хельсинкских соглашений 1975 года для наблюдения за соблюдением Советским Союзом положений этого соглашения о правах человека, была разрушена запугиваниями, арестами и изгнанием ее лидеров. цифры. Андрей Сахаров был лишен привилегий академика и в 1980 году сослан в ссылку в город Горький. Между тем СССР продолжал изображать из себя непревзойденного лидера в продвижении прав детей, женщин и национальных меньшинств. Официальное советское издание 1981 процитировал генерального секретаря Леонида Брежнева, хвастающегося достигнутыми в СССР свободами: «В отличие от представлений о демократии и правах человека, извращенных и банализированных буржуазной и ревизионистской пропагандой, мы предлагаем гражданам социалистического общества наиболее полный и реалистичный набор прав и обязанности. Мы ставим на весы истории поистине эпохальные достижения рабочих, достигнутые силой рабочего класса под руководством Коммунистической партии». 10

       

      Горбачев, реформа и крах

      К тому времени, когда в марте 1985 года Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем КПСС, кремлевское руководство стало осознавать, что система страдает от серьезных структурных проблем. Реформы Горбачева — гласность и перестройка — были попытками спасти коммунистическую систему, реформировав ее политически и экономически. Перестроечные реформы в конечном итоге выявили пределы готовности партии к отходу от плановой экономики к рыночной и обнажили глубину упадка советской экономики, которая под влиянием реформ в последние годы вошла в свободное падение. СССР. 11

      Гласность, тем временем, выявила уровень недовольства советских людей их уровнем жизни и политическими ограничениями, в которых они жили, не в последнюю очередь их невозможностью выезжать за границу. В конечном счете, Горбачев не смог контролировать силы, которые он высвободил, поскольку возникло множество независимых группировок — казалось, зарождающееся «гражданское общество», — отстаивавших множество правовых причин, следствием которых было оспаривание монополии КПСС на власть. . К удивлению даже многих специалистов по Советскому Союзу, новая открытость обнажила глубину недовольства национальностей СССР автономией, суверенитетом и, в конечном счете, независимостью от центра, настроения, которые быстро нарастали и через несколько лет разорвали советскую систему. 12

      Распад сначала Восточного блока в 1989 г., а затем СССР в 1991 г. окончательно и неопровержимо показал, что советская система на самом деле добилась гораздо меньшего, чем она хвасталась, в сфере экономического и социального права.

      ___________________

      1 Две стандартные истории: Мартин Малиа, Советская трагедия: история социализма, 1917-1991 (Free Press, 1995) и Джеффри Хоскинг, История A Первое социалистическое общество Советского Союза изнутри (2-е расширенное издание, издательство Гарвардского университета, 1992 г. ).

      2 Тони Веселовски, «Распад СССР: историк объясняет феномен «советской ностальгии»» (часть 3), Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 14 декабря 2001 г. Доступно на: http://www.rferl.org /content/article/1098267.html.

      3 Мэри Энн Глендон и Эллиот Абрамс, «Размышления о Всеобщей декларации прав человека», First Things (апрель 1998 г.). Доступно по адресу: http://www.firstthings.com/article/2008/11/002-reflections-on-the-udhr-14.

      4 Роджер Норманд и Сара Заиди, Права человека в ООН: политическая история всеобщего правосудия (издательство Индианского университета, 2008 г.), стр. 177–198.

      5 Там же, с. 165.

      6 Там же, стр. 197-242.

      7 См. Stanley Meisler, United Nations: The First Fifty Years (Atlantic Monthly Press, 1995), p. 74 и далее.

      8 См. Джеймс фон Гельдерн, «Движение диссидентов» на веб-сайте Семнадцать моментов советской истории : http://www. soviethistory.org/index.php?page=subject&SubjectID=1973dissid….

      9 Тимоти Соула, «Хельсинкский процесс и смерть коммунизма», Open Democracy, 31 июля 2005 г. http://www.opendemocracy.net/democracy-protest/helsinki_2716.jsp.

      10 Цитируется по Образование в области прав человека в России: Аналитический доклад , Московская школа прав человека, 2008 г. (опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве), с. 9. (Я немного изменил перевод с русского на английский.) Доступно по адресу: unesdoc.unesco.org/images/0017/001791/179105e.pdf.

      11 См. Малия, Советская трагедия , главы 11, 12; и Стивен Коткин, 90 016 Предотвращенный Армагеддон: советский коллапс 90 0017, 1970–2000 (обновленное издание, Oxford University Press, 2008).

      12 Марк Бейссинджер, Националистическая мобилизация и распад советского государства (Cambridge University Press, 2002).

      На заседании Совета безопасности по украинскому кризису Россия объявляет о начале «специальной военной операции» |

      Через несколько часов после того, как ораторы  выступили в Генеральной Ассамблее, состоящей из 193 членов, чтобы осудить действия России в отношении Украины и призвать к дипломатии, г-н Гутерриш сказал, что вместо того, чтобы повторять то, что он заявил там, его политический руководитель проинформирует Совет о “ ряд событий», которые произошли в течение дня.

      Но перед тем, как передать ей микрофон, он обратил внимание на ходившие слухи о скором наступлении на Украину.

      Примерно через час после начала заседания Совета президент Путин объявил в Москве, что в Донбассе на востоке Украины началась «специальная военная операция» и что он попросил украинские войска сложить оружие.

      «Самый печальный момент» Гутерриша

      Выступая перед журналистами после завершения заседания Совета Безопасности, г-н Гутерриш назвал произошедшее «самым печальным моментом» за время его пребывания на посту Генерального секретаря ООН.

      В свете этого события глава ООН сказал: «Я должен изменить свой адрес и сказать: Во имя человечества верните свои войска в Россию . Во имя человечества не начать, возможно, самую разрушительную войну с начала века».

      Интернет-ТВ ООН

      Украина: «Президент Путин объявил о специальной военной операции в Украине» | Организация Объединенных Наций

      Быстрое развитие событий

      Заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари А. ДиКарло сообщила Совету, что ранее в тот же день «так называемые власти Донецкой и Луганской Народных Республик» запросили военную помощь России.

      Тем временем украинские власти объявили чрезвычайное положение по всей стране и объявили другие соответствующие меры обороны и безопасности, включая мобилизацию резервистов.

      URL-адрес твита

      В нынешних обстоятельствах я должен изменить свое обращение: Президент Путин, во имя человечества, верните свои войска в Россию. Этот конфликт должен прекратиться сейчас же.

      Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН

      антониогутеррес

      «В течение дня мы получали тревожные сообщения о продолжающихся тяжелых артиллерийских обстрелах вдоль линии соприкосновения и жертвах среди гражданского и военного населения… неоднократных обстрелах объектов гражданской инфраструктуры… [и] продолжающемся крупномасштабном наращивании военной мощи и военных колоннах, движущихся в сторону Украины. ,» она сказала.

      Кроме того, сообщается, что Россия также закрыла воздушное пространство для гражданских самолетов вблизи границы с Украиной.

      «Организация Объединенных Наций не может проверить ни одно из этих сообщений, но если эти события подтвердятся, они значительно усугубят и без того чрезвычайно опасную ситуацию», — сказала она.

      Украинские власти также сообщают о новой крупномасштабной кибератаке, направленной против нескольких государственных и финансовых учреждений.

      Пребывание и доставка

      Сотрудники ООН остаются на местах для оказания гуманитарной помощи народу Украины, сказала г-жа ДиКарло, добавив: « мы намерены оставаться и доставлять ».

      «Все стороны должны обеспечить безопасность. Соблюдение международного гуманитарного права и международного права в области прав человека также имеет первостепенное значение», — заявила она.

      Хотя мир не может предсказать, что произойдет в ближайшие часы и дни, г-жа ДиКарло сказала, что «очевидна неприемлемо высокая цена — человеческие страдания и разрушения — за эскалацию», — заключил высокопоставленный представитель ООН.

      Фото ООН/Марк Гартен

      Розмари ДиКарло (справа), заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам и вопросам миростроительства, выступает на экстренном заседании Совета Безопасности по ситуации в Украине.

      «Опасный момент»

      Посол США Линда Томас-Гринфилд сказала, что встреча проводится сегодня вечером, потому что вместе с Украиной «мы считаем, что полномасштабное дальнейшее вторжение неизбежно».

      Она указала на закрытие российскими властями воздушного пространства, а также ввод войск на Донбасс и выведение других сил на боеспособные позиции.

      » Это опасный момент, и мы здесь по одной и только по одной причине: попросить Россию остановиться . Вернитесь к своим границам. Отправьте свои войска, свои танки и свои самолеты обратно в их казармы и ангары. И пошлите своих дипломатов за стол переговоров. Отойди от края, пока не стало слишком поздно».

      Г-жа Томас-Гринфилд напомнила Совету, что Россия назвала предыдущие прогнозы «истерическими», заявив, что США «лгут и снабжают мир дезинформацией».

      «Но то, что мы сказали, должно произойти, чтобы весь мир увидел », — пояснил посол США. «Мы должны противостоять этой угрозе лицом к лицу».

      «Неоправданный удар» по миру

      Посол Франции Николя де Ривьер заявил, что Россия находится на грани того, чтобы спровоцировать хаос в Украине и нанести «неоправданный удар по миру и безопасности в самом сердце Европы».

      Он сказал, что президент Путин месяцами планировал это нападение и последовательно и терпеливо подрывал суверенитет и территориальную целостность Украины.

      «На протяжении всего этого Украина проявляла замечательную сдержанность, в том числе воздерживалась от насилия», — сказал г-н де Ривьер.

      Он напомнил, что европейские союзники и Соединенные Штаты последовательно заявляли о своей приверженности совместной работе с Россией в поиске дипломатического решения, и «международное сообщество единодушно высказалось сегодня в Генеральной Ассамблее, призывая к уважению территориальной целостности и суверенитет.

      Посол Франции сказал, что « , если Россия подтвердит, что ее выбор — война, ей придется взять на себя всю ответственность и заплатить цену ».

      «

      Пистолет к голове Украины»

      Посол Великобритании Дейм Барбара Вудворд отметила, что в течение нескольких месяцев Россия держала «пистолет у головы Украины».

      Члены Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и сам Генеральный секретарь призывали к прекращению российской агрессии.

      Мир призывает к миру, но Россия не слушает, , — сказала она.

      Таким образом, по ее словам, Соединенное Королевство не пойдет на компромисс со своей приверженностью суверенитету и территориальной целостности Украины.

      «Мы не поступимся нашей приверженностью целям и принципам Устава ООН… прежде всего основополагающему принципу, согласно которому мы живем вместе как добрые соседи», — заключила г-жа Вудворд.

      Корень кризиса  

      Посол России Василий Алексеевич Небензя, исполняющий обязанности Председателя Совета на февраль, сказал, что, выслушав заявления сегодня вечером и в последние дни, трудно объяснить усиление обстрелов со стороны украинский режим мирным населением в Донецке и Луганске.

      Казалось, всем говорящим было наплевать на тех людей, «которые живут в подвалах. Казалось, им нет дела до беженцев, которые бегут в Россию», — сказал он, как будто «этих четырех миллионов человек просто не существует».

      «Мы пытались вчера и позавчера объяснить логику, по которой Россия признала районы на Донбассе, но вы просто не хотели ее слышать ни тогда, ни сейчас. Народ Донбасса живет в страхе за последние восемь лет под обстрелами и агрессиями Украины», — сказал он9.0004

      Посол России заявил, что « корень сегодняшнего кризиса вокруг Украины — это сама Украина, которая годами подрывает Минские соглашения и призывает к деэскалации ».

      Он сказал членам Совета, что только что узнал, что президент Путин объявил о проведении в регионе специальной военной операции, но это все, что ему известно, и ему потребуется больше времени для сбора конкретной информации.

      «Я буду держать вас в курсе ситуации», — сказал он и добавил, что « оккупация Украины не входит в наш план, наш план — защитить людей [на Донбассе] от геноцида, учиненного режимом в Киеве ».

      Слишком поздно для деэскалации

      Посол Украины Сергей Кислица сказал, что большая часть его заявления сейчас «бесполезна» после того, как российский посол открыто заявил из зала Совета, что президент Путин «объявил войну моей стране ».

      Он приветствовал намерение некоторых членов Совета представить резолюцию, осуждающую агрессию против Украины, заявив, что «чистилища для военных преступников не существует. Они попадают прямо в ад».

      Г-н Кислица попросил посла России уточнить, бомбят ли Украину «в этот самый момент».

      Поздно, уважаемые коллеги, говорить о деэскалации. Поздно. Президент России объявил войну. Проиграть видео вашего президента? Вы объявили войну. Ответственность этого органа — остановить войну», — сказал г-н Кислица, адресовав свои комментарии российскому послу Небензя. «У вас есть смартфон. Вы можете позвонить» чиновникам в Москву.

      Учитывая это «объявление войны», посол Украины заявил, что Российская Федерация должна «снять с себя обязанности Председателя Совета и передать их ответственному члену Совета, который. .. уважает Устав ООН».

      Он также просил Генерального секретаря распространить юридические меморандумы ООН от декабря 1991 г., в частности от 19 декабря того же года, включая решение Совета Безопасности, рекомендующее Российской Федерации стать государством-членом Организации: «Было бы чудом, если бы Секретариат способен принимать такие решения», — сказал он9.0004

      Тем временем Совет Безопасности должен прервать сегодняшнее заседание, чтобы рассмотреть все резолюции и рекомендации по прекращению войны.

      « Я призываю каждого из вас сделать все возможное, чтобы остановить войну », — заключил он.

      Перед окончанием заседания несколько членов Совета взяли слово во второй раз, чтобы осудить объявление Президентом Путиным о так называемой «специальной военной операции» России в районах востока Украины.

      Почему НАТО стала точкой воспламенения с Россией в Украине

      Введение

      Напряженность между Россией и Организацией Североатлантического договора (НАТО) достигла критической точки. Правительство президента России Владимира Путина угрожает более широким военным вторжением в Украину, если возглавляемый США альянс не пойдет на ряд серьезных уступок в сфере безопасности, включая обязательство прекратить расширение на восток.

      Подробнее от наших экспертов

      Стивен Сестанович

      Кто такие «военные ястребы» России и имеют ли они значение?

      Томас Грэм

      Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?

      Матиас Маттейс

      Европейские уроки для американского экономического возрождения

      Россия заявляет, что Соединенные Штаты и НАТО постоянно нарушают обещания, якобы данные в начале 1990-х годов, что альянс не будет расширяться за счет бывшего советского блока. Между тем лидеры альянса заявили, что они открыты для новой дипломатии с Россией по контролю над вооружениями и другим вопросам, но не желают обсуждать вопрос о том, чтобы навсегда закрыть двери НАТО для новых членов.

      В чем причина разногласий России с НАТО?

      Подробнее:

      НАТО (Организация Североатлантического договора)

      Россия

      Украина

      Военные операции

      Войны и конфликты

      Российские лидеры уже давно опасаются расширения НАТО на восток, особенно после того, как альянс открыл свои двери для бывших государств Варшавского договора и бывших советских республик в конце 1990-х (Чехия, Венгрия и Польша) и начале 2000-х (Болгария , Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения). Их опасения усилились в конце 2000-х годов, когда альянс заявил о своем намерении принять Грузию и Украину в неустановленный момент в будущем.

      Краткий обзор ежедневных новостей

      Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
      Большинство будних дней.

      Просмотреть все бюллетени >

      Для Кремля мысль о том, что Украина, опора Советского Союза, имеющая прочные исторические связи с Россией, вступит в НАТО, была красной линией. «Ни один российский лидер не мог безучастно смотреть на шаги, направленные на членство Украины в НАТО. Это было бы враждебным актом по отношению к России», — предупредил Путин заместителя министра по политическим вопросам США Уильяма Дж. Бернса, который сейчас является директором ЦРУ, за несколько недель до саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году.

      Хотя НАТО не объявила об официальном плане членства для Украины и Грузии на саммите в Бухаресте, альянс подтвердил, «что эти страны станут членами НАТО», и направил Албании и Хорватии официальные приглашения на переговоры о вступлении , которые стали членами в 2009 году. В 2017 году НАТО снова расширилась, приняв Черногорию, а в 2020 году приняв Северную Македонию.

      Подробнее от наших экспертов

      Стивен Сестанович

      Кто такие «военные ястребы» России и имеют ли они значение?

      Томас Грэм

      Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?

      Матиас Маттейс

      Европейские уроки для американского экономического возрождения

      Обещали ли США Советскому Союзу заморозить расширение НАТО?

      Российские официальные лица говорят, что правительство США дало обещание советским лидерам не расширять восточные границы альянса, обязательство, которое, по их словам, появилось во время дипломатического шквала после падения Берлинской стены в 1989 году и воссоединения Германии в 1990 году. Сторонники этого нарратива часто цитируют слова, которые госсекретарь США Джеймс А. Бейкер сказал советскому лидеру Михаилу Горбачеву 19 февраля.90, что «не будет расширения юрисдикции НАТО для сил НАТО ни на дюйм к востоку». Они говорят, что Соединенные Штаты и НАТО неоднократно нарушали это устное обязательство в последующие десятилетия, используя в своих интересах неспокойный постсоветский период России и несколько раз расширяя западный альянс, вплоть до порога России в случае со странами Балтии.

      Однако многие западные аналитики и бывшие официальные лица США, участвовавшие в этих дискуссиях, оспаривают то, что они называют избирательным взглядом на историю. Они отмечают, что в начале 1990, в центре внимания дипломатии между так называемыми двумя плюс четырьмя (Восточная и Западная Германия плюс Соединенные Штаты, Франция, Советский Союз и Соединенное Королевство) было будущее Германии и вопрос о том, будет ли -будь единая страна была бы частью НАТО. (Западная Германия уже была членом альянса, а Восточная Германия была частью связанного с Советским Союзом Варшавского договора. ) Они говорят, что обсуждения касались не долгосрочных планов НАТО по расширению на восток, что в то время не имело большого смысла; Варшавский договор и Советский Союз все еще существовали, и не было никаких признаков того, что они распадутся так быстро, как это произошло, в течение нескольких месяцев. В интервью 2014 года Горбачев сказал так: «Тема «расширения НАТО» никогда не обсуждалась. В те годы его не поднимали».

      Подробнее:

      НАТО (Организация Североатлантического договора)

      Россия

      Украина

      Военные операции

      Войны и конфликты

      Дипломатия между лидерами США и Советского Союза в этот период была сосредоточена на Германии и включала обсуждение различных вариантов безопасности после объединения, в том числе потенциальное вступление Германии в НАТО и Варшавский договор, неприсоединение Германии и даже Советский Союз вступить в НАТО. В начале переговоров советские лидеры настаивали на том, что объединенная Германия никогда не станет частью НАТО, хотя в конечном итоге они признали право Германии решать за себя. Точно так же Соединенные Штаты отступили от первоначальной формулировки Бейкера о нерасширении «юрисдикции НАТО», которую он, как сообщается, использовал только в дискуссии о том, будут ли войска НАТО базироваться на территории, которая тогда была Восточной Германией. В конце концов, договор о признании объединения Германии, который державы «два плюс четыре» подписали летом 1990 оговаривалось, что только немецкие территориальные (не входящие в НАТО) силы могут базироваться в Восточной Германии, пока советские войска уходят. После этого там могли базироваться только немецкие силы, приписанные к НАТО, а не иностранные силы НАТО. В договоре не упоминаются права и обязательства НАТО за пределами Германии.

      Как НАТО фигурировало в дипломатии между лидерами США и постсоветской России?

      Некоторые эксперты указывают на еще один ключевой момент, объясняющий сегодняшнее недоверие между Россией и НАТО:93–94 дискуссии между администрацией Билла Клинтона и российским правительством во главе с Борисом Ельциным.

      К этому моменту распались Варшавский договор и Советский Союз, и администрация Клинтона стремилась создать новую архитектуру безопасности в Европе, которая помогла бы взрастить и укрепить зарождающиеся постсоветские демократии на континенте, включая Россию. Кое-кто в правительстве Клинтона, а также в странах Центральной Европы, таких как Чехия и Польша, хотели действовать быстро и начать расширение членства в НАТО на восток. Однако, как сообщается, большинство чиновников Клинтона этого не сделали, опасаясь, что расширение вызовет раздражение у российских лидеров в хрупкий переходный момент и отвлечет внимание от других целей внешней политики США, таких как контроль над ядерными вооружениями.

      Вместо этого Клинтон решила разработать новую инициативу НАТО под названием «Партнерство ради мира» (ПРМ), которая не будет эксклюзивной и открытой для всех бывших членов Варшавского договора, а также для неевропейских стран. Расценив эту схему отказа от членства как своего рода компромисс, в октябре 1993 года американские дипломаты предложили ее Ельцину, который с радостью согласился. (Всего за несколько дней до этого Ельцин при поддержке российских военных силой подавил попытку парламента свергнуть его).94, и более двух десятков стран, включая Грузию, Россию и Украину, присоединились в последующие месяцы.

      Однако вскоре Клинтон начала публично говорить [PDF] о расширении членства в НАТО, заявив в Праге всего через несколько дней после запуска ПРМ, что «вопрос больше не в том, примет ли НАТО новых членов, а в том, когда и как». Ельцин предупредил западных лидеров на конференции в декабре того же года, что «Европа, даже не успев избавиться от наследия холодной войны, рискует обременить себя холодным миром».

      Впоследствии Клинтон приложила усилия, чтобы развеять опасения Ельцина: отложила расширение до переизбрания российского лидера в 1996 году, пригласила Россию присоединиться к Большой семерке и учредила формальный неконфликтный форум для дипломатии Россия-НАТО. Но аналитики говорят, что расширение НАТО в последующие годы оставит глубокие шрамы в душе россиян. «Для многих россиян, прежде всего Владимира Путина, 1990-е годы были десятилетием унижений, поскольку США навязывали Европе свое видение порядка (в том числе в Косово в 1999), в то время как русские ничего не могли делать, кроме как стоять и смотреть», — написал Джеймс Голдгейер, эксперт по отношениям между НАТО и Россией, для War on the Rocks .

      Российское правительство во главе с Путиным продолжало опасаться расширения НАТО в 2000-х годах. Путин выразил сомнение в том, что альянс, который в 2004 году рос самыми быстрыми темпами, будет эффективен в решении актуальных проблем безопасности, включая международный терроризм и конфликт в Афганистане. Многие новые члены, особенно страны Балтии, рассматривали членство в НАТО как щит против своих бывших советских правителей.

      В последующие годы Путин все более откровенно выражал свое недовольство вторжением НАТО в Восточную Европу, заявив в громкой речи в Мюнхене в 2007 г., что «очевидно, что расширение НАТО не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или с обеспечением безопасности в Европе. Наоборот, это серьезная провокация, снижающая уровень взаимного доверия». Летом после саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году, на котором НАТО заявило о своем намерении принять Грузию и Украину, Россия вторглась в первую. Шесть лет спустя, когда Киев приблизился к экономическому партнерству с другим западным блоком, Европейским Союзом, Россия вторглась в Украину и аннексировала Крым.

      Чего сегодня Россия требует от НАТО и США?

      Россия выдвинула два проекта соглашений, требующих явных, юридически обязывающих гарантий безопасности со стороны США и НАТО, соответственно:

      Договор с США . Проект договора содержит восемь статей, некоторые из которых призывают к жестким ограничениям политической и военной деятельности США и НАТО.

      • Статья 4 призывает НАТО прекратить расширение на восток, в частности, отказать в будущем членству бывшим советским государствам, таким как Украина. Это также запретит Соединенным Штатам создавать базы или сотрудничать в военном отношении с бывшими советскими республиками.
      • Статья 5 запрещает обеим подписавшим сторонам размещать военные средства в районах за пределами их национальных границ, которые «могут быть восприняты другой стороной как угроза ее национальной безопасности». Тяжелые бомбардировщики и «надводные военные корабли любого типа» должны воздерживаться от развертывания за пределами национального воздушного пространства или территориальных вод одной из сторон в районах, где они могут нанести удар по территории другой стороны.
      • Статья 6 призывает стороны ограничить развертывание ракет средней и малой дальности наземного базирования своей собственной территорией и только в районах, где они не могут нанести удар по территории другой стороны.
      • Статья 7 запрещает сторонам размещать ядерное оружие за пределами их соответствующих территорий и требует демонтажа соответствующей инфраструктуры ядерного оружия в третьих странах.
         

      Соглашение с НАТО . Проект соглашения состоит из девяти статей, в том числе нескольких, призывающих к радикальным военным уступкам со стороны трансатлантического альянса.

      • Статья 4 фактически разделит западно- и восточноевропейское членство в НАТО. Он запретил бы странам НАТО, которые были членами альянса по состоянию на 1997 (группировка, которая исключает почти всех восточных членов) от развертывания военных средств в «любых других государствах Европы» сверх того, что эти члены развернули к 1997 году. Такое развертывание могло иметь место только «в исключительных случаях» и с согласия России. согласие.
      • Статья 5 запрещает сторонам размещать ракеты средней и малой дальности наземного базирования в районах, которые могут нанести удар по другим сторонам.
      • Статья 6 ограничит НАТО «от любого дальнейшего расширения», включая принятие Украины.
      • Статья 7 запрещает членам НАТО вести любую военную деятельность в Украине, а также в других государствах Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии.
         

      Многие западные аналитики и официальные лица заявляют, что некоторые требования России, такие как запрет на расширение НАТО в будущем, фактически не имеют смысла и что Кремль выдвинул их недобросовестно. Некоторые опасаются, что требования Москвы являются преднамеренно чрезмерными, рассчитанными на то, чтобы западные державы отклонили их, и послужат предлогом для России для эскалации своей военной активности в Украине, возможно путем широкомасштабного вторжения.

      Как США и НАТО поддерживают Украину?

      Соединенные Штаты и НАТО заявили, что они по-прежнему привержены восстановлению территориальной целостности и суверенитета Украины. Они не признают претензии России на Крым и призывают Россию и Украину урегулировать конфликт в восточном Донбассе посредством Минских соглашений [PDF]. Эти соглашения, подписанные в 2014 и 2015 годах при посредничестве Франции и Германии, предусматривают прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, контроль Украины над границей с Россией, местные выборы и особый политический статус для определенных районов региона.

      Между тем, Киев подтвердил свою цель в конечном итоге стать членом НАТО и проводит ежегодные военные учения с альянсом, в том числе учения Sea Breeze и Rapid Trident.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *