Природоведение для 2—3 классов (Клепинина, Мельчаков) 1979, 1989 год
Введение.
В этом году ты будешь изучать новый предмет — природоведение. Слово «природоведение» образовалось из двух слов: «природа» и «ведать». Ведать — значит знать, изучать.
Что же такое природа? Оглянись вокруг. Ты увидишь солнце, небо, облака, землю, растения, животных. Всё это природа. Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.
Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег — это неживая природа.
Растения, животные, человек — это живая природа.
Помни, что животные — это и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.
Конечно, за один год трудно узнать всё, что известно людям о природе. Во 2-м классе ты узнаешь, как изменяется неживая и живая природа по временам года, как изменения в природе влияют на труд людей.
Ты будешь продолжать вести наблюдения в природе и записывать их в «Дневник наблюдений» и календарь природы и труда.
Вместе со всем классом ты побываешь на экскурсиях, будешь изучать в классе предметы природы, проведёшь с ними опыты.
Во всей этой работе учебник будет твоим надёжным помощником.
Доброго пути тебе, второклассник!
Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них предметы неживой и живой природы.
Приведи свои примеры.
Вспомни, как ты работал с «Дневником наблюдений» в прошлом году.
Открой «Дневник наблюдений» для второго класса на странице 2. Познакомься, как надо работать с ним в этом году.
Вспомни условные знаки, которыми ты отмечал в первом классе погоду: облачность, осадки. Каким новым знаком для обозначения облачности ты будешь пользоваться в этом году?
Ты уже замечал, что погода бывает иногда ветреной. Ветер обозначай стрелкой, которую рисуй слева направо.
Вот так:—-. В дни, когда ветра не бывает, этот знак не ставь.
Задания.
1. Ежедневно наблюдай за погодой. Свои наблюдения записывай в «Дневник наблюдений».
2. Как изменилась одежда людей с приходом осени в вашу местность?
3. Обрати внимание на местный водоём. Много ли там сейчас купающихся по сравнению с летом? Подумай, почему так.
4. Наблюдай за небом. Изменилась ли окраска неба осенью по сравнению с летом?
5. Наблюдай, что происходит с листьями растений, как изменяется их окраска. Если листья уже начали опадать, запиши в «Дневник наблюдений», когда ты увидел впервые опавшие листья.
6. Как ведут себя птицы?
7. Обрати внимание на насекомых. Где можно их встретить? В какую погоду их бывает больше всего?
Термометр
Из наблюдений за неживой природой ты знаешь, что весной бывает тепло, летом — жарко, поздней осенью и зимой — холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температуру воздуха.
Температуру воздуха измеряют термометром. Термометром можно измерить температуру тела человека и животного, воды и почвы.
Рассмотри, как устроен термометр. У всех термометров обязательно имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. Найди их на термометрах, изображённых на рисунках, а затем — на самом термометре. Запомни его части.
Сравни разные термометры. Что общего в их устройстве?
На шкале ты видишь деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль — граница между градусами тепла и градусами 7 холода.
Стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью.
С помощью верхних рисунков определи, что обозначают деления шкалы термометра выше 0°, что ниже 0°.
Упражнения.
1. Температуру, так же как облачность и осадки, можно записать с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: — 5°.
Посмотри и скажи, какую температуру показывают термометры на верхних рисунках. На каком термометре температура выше?
2. Запиши числами:
три градуса тепла, восемь градусов холода, шесть градусов ниже 0°, семь градусов выше 0°.
Отложи эти температуры на модели термометра.
3. Прочитай словами:
+ 18°, — 9°, +5°, +11°, — 3°.
4. При какой температуре бывает теплее: — 6°, 0°, +3°?
При какой температуре бывает холоднее: 0°, +5°, +6°?
Проделай опыты.
1. Опусти термометр в холодную воду. Наблюдай, что произойдёт с жидкостью в трубочке термометра.
2. Перенеси этот же термометр в тёплую воду. Продолжай наблюдать за жидкостью в трубочке. Что теперь происходит с жидкостью?
Таким образом, чем теплее вокруг, тем выше поднимается столбик жидкости в трубочке термометра. И наоборот, чем холоднее, тем ниже столбик жидкости.
Правила пользования уличным термометром.
1. Термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.
2. При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.
Задания.
1. Температуру воздуха записывай в дневник и календарь природы и труда по показаниям термометра.
2. Отложи на моделях термометра: +6°, — 11°, +15°, — 4°; семь градусов выше ноля, ноль градусов, три градуса ниже ноля; двенадцать градусов холода, восемнадцать градусов тепла.
3. Продолжай наблюдения по заданиям, данным на странице 6.
4. Выполни задание 4 на странице 5 «Дневника наблюдений».
5. Наблюдай, какие работы люди выполняют осенью на полях, огородах, в садах, парках.
Части растений
1. Рассмотри рисунок. Прочитай названия частей растений. Найди эти части на живых растениях.
2. У дерева, как и у только что рассмотренных растений, различают корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами. Стебель у дерева обычно толстый и сильно ветвится. Убедись в этом, когда будешь наблюдать за деревьями в природе. За эти особенности его называют стволом, а отходящие от него в разные стороны ответвления — ветками. Найди и покажи части растений на деревьях, изображённых на рисунках учебника.
3. Найди и покажи части растений на комнатных растениях.
4. Осмотри живые растения. Что образуется на месте цветка? Найди на растениях плоды, а в них — семена. Плоды отличаются от всех других частей растения тем, что внутри их обязательно есть семена. Рассмотри разрезанные корни, стебли, листья. Есть ли внутри их семена?
5. Рассмотри на рисунке различные плоды. Сравни их с разрезанными настоящими плодами. Что общего у всех плодов?
6. Выращивая растения, человек использует для себя различные их части.
Какие части используют люди у мака, гороха, арбуза, огурца, абрикоса, сливы?
Назови, какие ты знаешь ещё растения, у которых мы t используем плоды.
7. Рассмотри верхний рисунок. Какие части использует человек у этих растений?
8. Рассмотри рисунки на странице 13. На них изображены декоративные травянистые растения: календула, львиный зев, астра, гвоздика.
С какой целью человек выращивает эти растения? Почему ты так думаешь?
Назови, какие ты знаешь декоративные травянистые растения.
Найди у себя на столе растения с красивыми цветками. Нет ли среди них таких, которые изображены на рисунке?
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Астры. Гвоздики.
Задания.
1. В «Дневнике наблюдений» выполни задания: 5 — на странице 5; 7 и 8 — на странице 6; 12 — на странице 7.
2. Собирай плоды и семена разных растений для подкормки птиц зимой. Помни, что зимой птицам можно давать: всем птицам — семена конопли; снегирям и свиристелям — плоды рябины, бузины, клюквы, плоды конского щавеля; чечёткам — плоды лебеды; синицам и дятлам — семечки подсолнечника; щеглам — плоды репейника (лопуха).
3. На пришкольном участке найди растения с плодами. Собери их семена для посева весной.
4. Подготовься к экскурсии: прочитай задания, по которым нужно провести наблюдения.
Осенняя экскурсия
1. Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
2. Посмотри издали на лес (парк, сквер). Как он изменился по сравнению с летом?
3. Когда придёшь к месту экскурсии, найди деревья, кустарники, травы. Посмотри, чем они отличаются друг от друга. Обрати внимание, что у дерева только один очень твёрдый стебель — ствол. От ствола во все стороны отходят ветки. У кустарника не один, а несколько твёрдых стеблей. У травянистых растений стебли мягкие, сочные, зелёные. У них от земли может отходить и один и много стеблей. К зиме стебли трав увядают и засыхают. У деревьев и кустарников этого не происходит.
4. Сравни листья берёзы и ели, орешника и можжевельника. Чем они отличаются? Листья ели и можжевельника называют хвоей. Берёза, дуб, клён, орешник — лиственные растения. Ель, сосна, можжевельник — хвойные растения.
Найди и покажи хвойные и лиственные деревья и кустарники. По каким признакам ты их определил?
5. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
6. Как изменились травянистые растения?
Деревья.
7. Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?
8. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Обрати внимание, что перед отлётом многие птицы собираются в стаи. В это время чаще всего их можно увидеть на полях, лугах. По возможности понаблюдай, что там делают птицы.
9. Понаблюдай, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени?
10. Итак, мы побывали на экскурсии. Как можно назвать это время осени?
Чем погода и растения в пору ранней осени напоминают лето? Чем они отличаются?
Задания.
1. После экскурсии рассмотри ещё раз рисунки к этому уроку. Сравни деревья, кустарники, травы. Запомни, чем они отличаются друг от друга.
2. Продолжай наблюдать за изменениями в неживой природе: за погодой, небом, водоёмом. Обрати внимание, не замерзают ли по утрам лужи и почва.
3. Запиши в дневник, когда и каких птиц ты увидишь в стае. Когда и какие птицы улетают в тёплые края? Как готовятся к зиме другие животные?
4. Сделай выводы по наблюдениям за сентябрь. Посчитай, сколько было ясных, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, осадками и без осадков, с температурой выше 0° и ниже 0°, ветреных дней. Как в сентябре изменилась живая природа?
Осень пришла.
1. Рассмотри рисунки на странице 17. Какое время года изображено на них? Почему ты так думаешь?
Что ты можешь сказать о небе летом и осенью? Сравни изменение окраски неба по рисункам и своим наблюдениям.
Сравни, как одеты дети летом и осенью. Как изменилась осенью одежда людей в вашей местности? Почему?
2. Какие ты знаешь стихи о лете и осени? Прочитай их наизусть.
3. Из своих наблюдений ты знаешь, что осенью часто идут дожди. Бывают дожди и летом. Вспомни, чем отличается летний дождь от осеннего.
Что изображено на рисунках на странице 18? Каким изображён дождь на левом рисунке, а каким — на правом? Объясни разницу. Сравни со своими наблюдениями.
4. Наблюдая за изменениями в неживой природе осенью, мы установили, что основное изменение — это похолодание.
Как повлияло похолодание на температуру воздуха, состояние воды, почву?
5. Расскажи о своих наблюдениях за жизнью растений летом. Как они выглядели? Много ли было цветущих растений? Видел ли ты плоды на растениях? Какие из них ты собирал?
6. Как похолодание повлияло на растения? Вспомни, как изменились деревья, кустарники и травы с приходом осени. Какими они были в начале сентября? Как они изменились ко времени экскурсии?
С наступлением осени становится холоднее. Небо часто закрыто облаками. Идёт мелкий моросящий дождь. В реках, озёрах, прудах вода стала холоднее, чем была летом. Над ними часто бывают туманы. Стала холоднее и почва.
Задания.
1. Продолжай наблюдать за погодой, почвой, водоёмами.
2. Продолжай наблюдать за изменениями в жизни растений осенью. Обрати внимание на листопад у деревьев и кустарников. Когда больше опадает листьев: в тихую или ветреную погоду? В одно ли время начинают опадать листья с разных деревьев и кустарников? Отметь, когда закончится листопад. Одновременно ли на всех растениях заканчивается листопад?
3. Как изменились травянистые растения?
4. Продолжай наблюдать за осенним трудом людей. 18
1. Рассмотри рисунки на странице 19. Вспомни свои наблюдения и расскажи, как изменились деревья, кустарники и травы с приходом осени. С чем связаны эти изменения?
2. Что происходит осенью с пожелтевшими листьями? Сравни, как опадают листья с деревьев в тихую и ветреную погоду. Расскажи о своих наблюдениях за листопадом у растений.
3. Покажи на рисунках веточки лиственных растений. Чем похожи листья этих растений друг на друга?
4. Рассмотри ветки ели и сосны. Как называют листья у этих деревьев?
5. Сравни летние и осенние ветки лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Как повлияло осеннее похолодание на лиственные растения? Изменились ли при этом хвойные растения?
6. Летом и осенью в лесу появляются грибы. Рассмотри рисунки на страницах 20 — 21. Какие грибы там нарисованы? Какие грибы ты сам собирал в лесу? Под какими деревьями и кустарниками ты их находил? Назови съедобные и несъедобные грибы.
Грибы — это тоже растения. Они начинают усиленно расти со второй половины лета, так как к этому времени хорошо прогрелась почва и в ней достаточно влаги. Встречаются грибы до глубокой осени.
Замечено, что некоторые грибы растут около определённых деревьев. Белые — вблизи берёз, елей, дубов; подосиновики могут расти рядом с осиной, сосной, берёзой, елью, лиственницей; рыжики — под елью, сосной; маслята — под сосной; подберёзовики — под берёзой. Грибы используют в пищу. Их жарят, солят, сушат, маринуют.
Среди грибов есть несъедобные, ядовитые. Если они попадут в пищу, человек может отравиться. Отравление грибами нередко приводит к смерти. Самый ядовитый гриб — бледная поганка. Человека, съевшего бледную поганку, спасти нельзя. Поэтому никогда не бери незнакомые грибы. Никогда не срывай грибы зря: грибами питаются многие птицы и звери, некоторыми ядовитыми для человека грибами лесные животные лечатся. Так, красный мухомор служит лекарством для лосей.
Не надо собирать старые грибы. В них тоже есть опасный для человека яд. Такие грибы лучше совсем не трогать. Не надо забывать, что они играют большую роль в появлении новых грибов.
Летом листья всех деревьев и кустарников зелёные, очень много цветущих растений. Осенью листья на деревьях и кустарниках меняют окраску и опадают. Не изменяют окраску только листья хвойных деревьев и кустарников. У травянистых растений сначала тоже изменяется окраска листьев, затем они постепенно засыхают. Цветущих растений очень мало. Летом и осенью в лесах появляются грибы.
Задания.
1. Просмотри свои записи по наблюдениям за насекомыми и птицами. Что ты заметил интересного в жизни этих животных осенью? Продолжай наблюдать за этими животными. Так ли много их сейчас, как было в начале осени? Каких птиц и насекомых совсем не видно?
2. В «Дневнике наблюдений» выполни задания: 8 — на странице 11; 10 — 12 — на странице 12.
3. Продолжай собирать корм для птиц.
1. Рассмотри сначала два верхних рисунка. На одном из них — лето, на другом — осень. Когда насекомых больше: летом или осенью?
2. Теперь рассмотри два нижних рисунка. Некоторые насекомые на зиму прячутся под кору деревьев, в трещины коры, почву, опавшие листья.
3. Сравни свои наблюдения за насекомыми с тем, что ты узнал из учебника. Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше?
4. Рассмотри рисунок на странице 24. Какие птицы здесь нарисованы? Где они живут? Чем питаются? Как изменяется жизнь птиц с приходом осени?
5. Расскажи о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Как птицы готовятся к отлёту? Видел ли ты улетающих птиц?
6. Вспомни теперь, что происходит осенью с кормом птиц: насекомыми, растениями, их плодами и семенами. Подумай, почему осенью птицы улетают от нас.
Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, и им требуется большое количество корма. Но птицы обычно не голодают. Да ты и сам видел, что летом много насекомых — комаров, мошек, жуков, бабочек, много разнообразных плодов и семян. Уничтожая вредных насекомых, птицы сохраняют для нас урожай полезных растений. Кроме того, птицы — это и красота природы. Мёртвыми без птиц покажутся нам и лес, и поле, и парк…
Плохо поступают те ребята, которые убивают птиц, разоряют их гнёзда. Плохую услугу ребята оказывают птицам, когда подбирают в лесу случайно выпавших из гнезда здоровых птенцов.
Запомни, что эти птенцы не погибнут в лесу. Мать найдёт их и будет кормить, пока они не вырастут.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Журавль.
Соловей.
Но вот приходит осень. Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, сильно уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы. Все эти птицы — перелётные.
Во время перелётов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не обижай птиц ни летом, когда они весь день хлопочут в поисках корма, ни осенью, когда они перед отлётом большими стаями кормятся на полях.
Часть птиц от нас не улетает. Интересно, что некоторые из них осенью запасают корм на зиму. Так, некоторые синицы, поползни прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев.
? Летом птицы выводят и вскармливают птен-
цов. Осенью многие птицы улетают в тёплые края, так как зимой им не хватает корма. Этих птиц называют перелётными.
Задания.
1. Продолжай наблюдать за птицами. Записывай, где и когда ты увидишь улетающих птиц.
2. В ноябре с севера начинают прилетать щеглы, снегири, чечётки. Запиши в дневник, где и когда увидишь впервые зимних гостей.
3. В «Дневнике наблюдений» выполни задание 9 на странице 11.
На прошлом уроке ты узнал, как осенью к зиме готовятся птицы. Сегодня ты узнаешь, как готовятся к зиме другие животные.
Рассмотри рисунки на странице 28.
1. Некоторые животные запасают на зиму корм. Какой корм запасает белка? Ты узнал об изменениях в жизни растений летом и осенью. Подумай, почему белка запасает корм в конце лета и осенью. Как с приближением зимы у неё изменяется окраска шерсти?
2. Заяц никаких запасов не делает. Подумай почему. Как к зиме у него изменяется окраска шерсти?
3. Как готовится к зиме медведь?
4. Бели ты смог понаблюдать осенью за какими-нибудь животными (кроме птиц), расскажи классу о своих наблюдениях.
Много летом хлопот у животных. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору у них нет. Падо кормить и охранять своих детёнышей, затем учить их добывать себе корм.
Нередко в это время ребята отыскивают в лесу звериных малышей и пытаются их вырастить дома. Очень часто зверьки просто погибают в неволе. Те же, которых удаётся вырастить, доставляют людям много неприятностей. Часто после этого их приносят в лес и выпускают. Но такие звери обычно погибают, так как они не умеют сами себе добывать корм.
Запомни: здоровых зверьков, как и птенцов, никогда не бери из леса.
В конце лета и осенью звери начинают готовиться к зиме. Готовятся они к зиме по-разному. Ты уже знаешь, что белка делает запасы корма на зиму. Его она прячет 27 в гнездо, дупла деревьев, в мох. Как только созревают
в поле хлебные злаки, мыши запасают в норках их зерно. Бобры заготавливают ветки деревьев и складывают их под водой около норки. Запасают корм барсуки и другие звери. Интересно готовится к зиме медведь. Летом и в начале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых (особенно медведь любит Муравьёв), с большим удовольствием он ест мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. Жир — это тоже как бы запас пищи. Уже осенью после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Подобно медведю, сильно жиреет барсук. Лиса, заяц, волк запасов на зиму не делают. Они и зимой найдут себе корм.
С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая — густая и пушистая. А у некоторых — зайца, белки, песца — изменяется и её окраска.
Пчёлы и осы летом и осенью делают запасы мёда на зиму. Рыбы летом продолжают метать икру, а к зиме уходят в глубину водоёма. Лягушки, жабы, ящерицы, змеи осенью залегают в спячку.
В течение осени одни животные (белки, мыши) запасают корм на зиму. Другие (медведи, барсуки) сильно жиреют. Третьи животные (зайцы, лисы, волки) никаких запасов не делают. У всех зверей отрастает густая шерсть. У зайцев, песцов и других зверей изменяется окраска шерсти. Некоторые животные залегают в спячку.
Задания.
1. Понаблюдай, как изменилась жизнь домашних животных осенью по сравнению с летом.
2. В «Дневнике наблюдений» выполни задания 3, ) 4, 5 на странице 16.
1. Рассмотри рисунки на страницах 30 — 33. Какие животные изображены на них. Это всё — домашние животные. Почему их так называют? Каких других домашних животных ты знаешь? Где живут домашние животные?
2. Расскажи по рисункам, как содержатся летом домашние животные. Почему летом домашних животных можно держать на пастбищах?
3. Расскажи по рисунку, какой корм заготавливают для скота. В какое время года это делают? Почему сено заготавливают летом?
4. Как готовят к зиме помещения для скота? Как содержат осенью домашних животных? Могут ли они осенью бывать на пастбище так же долго, как летом? Почему?
Осенью домашним животным дают дополнительный корм. Объясни почему.
Что ты можешь рассказать о подготовке домашних животных к зиме из своих наблюдений?
5. Почему люди заботятся о домашних животных? Чем отличается жизнь домашних животных от жизни диких животных в одно и то же время года?
Домашние животные — коровы, козы, овцы, свиньи, утки, куры. Их называют домашними, потому что они
Труд летом и осенью.
1. Расскажи о летних и осенних видах труда людей, связанных с домашними животными.
2. Рассмотри рисунки к уроку. Что делают люди летом на полях? Какую работу производят на этих же полях осенью? Зачем производят эти работы? Расскажи о своих наблюдениях за трудом людей в поле.
3. Какие виды работ производят летом на лугах? Для каких животных люди запасают корм летом?
4. Какие работы производят в саду летом? Что делают в саду после уборки урожая? Какие летние и осенние работы в саду ты наблюдал сам?
5. Какие работы выполняют люди в парке, сквере летом? Какие — осенью? Зачем производят эти работы?
6. О каких ещё видах летнего и осеннего труда людей ты можешь рассказать по своим наблюдениям?
Летом на полях, в садах и парках люди ухаживают за посевами и посадками: борются с сорняками и животными — вредителями растений, проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом поспевают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды. Во второй половине лета созревают некоторые хлебные растения. Поэтому уже летом начинается уборка урожая.
В это время в городах с помощью специальных машин несколько раз в день подметают и поливают улицы. Ежедневно поливают и зелёные насаждения на улицах, во дворах, в скверах.
Осенью продолжается уборка урожая хлебных растений. Осенью убирают также картофель и почти все овощи: капусту, морковь, редьку. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.
В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники, сгребают листья, а затем сжигают их или поливают ядовитыми веществами. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листьях насекомых-вре-дителей.
Осенью и в городе, и в сельской местности люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи.
Летом и осенью люди собирают урожай растений, сажают деревья и кустарники, заготавливают различные продукты на зиму, а также корм для домашних животных.
Задания.
1. Просмотри свои записи в «Дневнике наблюдений». Обрати внимание, выпадал ли снег, долго ли он лежал, замерзали ли лужи по утрам, как изменилась температура воздуха по сравнению с ранней осенью, больше или меньше стало пасмурных дней, что происходит с почвой, были ли заморозки, какой была температура воздуха во время заморозка. Продолжай эти наблюдения.
2. Наблюдай, как люди одеваются поздней осенью.
3. Как изменились растения поздней осенью? Какие изменения ты заметил в жизни птиц?
Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья.
1. Рассмотри рисунки на страницах 38 — 39 и сравни их с нижними рисунками на странице 17. Какое время осени здесь изображено? Как изменился цвет неба? Какие осадки бывают поздней осенью?
Как стали одеваться люди? Почему?
2. Как изменилась погода поздней осенью по твоим наблюдениям?
3. Какие изменения произошли с деревьями и кустарниками поздней осенью? Как изменились травянистые растения?
4. Как изменилась жизнь птиц и других животных?
5. Какие изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?
6. Ты узнал, что осенью часто бывает холодная, сырая погода. Как отражается такая погода на здоровье людей? Как охраняют себя люди от простудных заболеваний?
Простудными заболеваниями меньше болеют закалённые люди. Больше всего возможностей для закаливания организма летом, когда люди купаются, загорают, бывают на свежем воздухе больше, чем в другое время года.
Осенью нужно продолжать закаливаться. Для этого и осенью надо гулять на улице, особенно в тёплую, сухую
погоду. Нужно продолжать каждое утро делать зарядку, обтираться или обливаться водой, хорошо несколько раз в день проветривать комнату. Укрепляет здоровье человека физический труд. Особенно полезно работать на свежем воздухе.
Правильно организовать труд и отдых в учебные дни тебе поможет режим дня.
Рассмотри рисунок на странице 40. Обрати внимание, как в режиме дня чередуются труд и отдых. Расскажи, какой у тебя режим дня.
Поздней осенью стало ещё холоднее. Небо почти всегда закрыто тёмными низкими облаками. Часто идут затяжные холодные дожди. Иногда идёт снег, но он быстро тает. В такую погоду можно легко простудиться. Чтобы не простудиться, нужно одеваться по погоде.
В живой природе всё готово встретить зиму. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья. Исчезли насекомые. Перелётные птицы улетели в тёплые страны.
Ботаника и природоведение: школьные учебники СССР
Ботаника и природоведение: школьные учебники СССР
БОТАНИКА И ПРИРОДОВЕДЕНИЕКраткий учебник ботаники. Бородин И. П. — 1904 г. Естествознание. Учебник для начальной школы. Тетюрев В. А. — 1939, 1940, 1945 гг. Растительный мир нашей Родины. Петров В. В. — 1991 г. Иллюстрированный школьный определитель растений. Быстров, Круберг. — 1951 г. Школьный атлас-определитель высших растений. В. С. Новиков. — 1991 г. Рассказы о цветах (интересная ботаника). Ветлина В. А. — 1952 г. Школьный плодово-ягодный сад. Резниченко А. Г. — 1954 г. Изучай свой край. Книга юного краеведа. Ред. С. В. Обручев. — 1951 г. Календарь природы. Покровский С. В. — 1958 г. Наблюдения над погодой в V—VII классах. Лекция для учителей. Половинкин А. А. — 1955 г. Народные приметы и предсказание погоды. Жарков С. Н. — 1954 г. Когда это бывает? Наблюдения природы: весна и лето. — 1932 г. Почему осенью — листопад? Граубин Г. — 1985 г. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека 1 класс. Валерьянова, Малиновская. — 1977 г.Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека 2 класс. Клепинина, Чистова. — 1989 г. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека 3 класс. Валерьянова Е. А. — 1977 г. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека 4 класс. Клепинина, Аквилева. — 1990 г. Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя. Клепинина, Чистова. — 1969 г.
Вышлем ~2000 советских учебников на SD‑карте 32GB:
[email protected] Природоведение для 2—3 классов. Клепинина, Мельчаков. — 1979, 1989 гг. Уроки природоведения в 3 классе. Пособие для учителя. Мельчаков Л. Ф. — 1980 г. Природоведение для 3, 5 классов. Мельчаков, Скаткин. — 1992 г. Природоведение для 4 класса. Скаткин М. Н. — 1969 г. Занимательные вопросы по природоведению в 4 классе. Лебедев Н. Н. — 1961 г. Методика преподавания природоведения. Горощенко, Степанов. — 1977 г. Ботаника для 5-6 классов. В. А. Корчагина. — 1968, 1985 гг. Уроки ботаники в 5—6 классах. Пособие для учителей. Белов, Корчагина. — 1968 г.
Спросим мнение самого растения (ботаника для любознательных). Тетюрев В. А. — 1984 г. Основы ботаники. Исаин В. Н. — 1954 г. Занимательная физиология растений. Артамонов В. И. — 1991 г. Ботаника — для агрономических техникумов. Хржановский, Пономаренко. — 1988 г. Практикум по курсу общей ботаники. Хржановский, Пономаренко. — 1989 г. Практикум по овощеводству. Для учащихся 9—10 классов сельских школ. Г. И. Тараканов (ред.). — 1978 г. Ботаника — морфология и анатомия растений. — 1988 г. Школьный определитель высших растений. Круберг, Чефранова. — 1960 г. Деревья и кустарники зимой. Школьный определитель. Ефимова М. А. — 1954 г. Ботаника — книга для чтения. Трайтак Д. И. — 1978 г. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. Васильева, Горбунова, Кашина. — 1978 г. Как сделать гербарий. Верзилин Н. М. — 1947 г. Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и формы. Мамонтова З. А. — 1965 г. Гербарий (профессиональный). Пособие по методике и технике. Скворцов А. К. — 1977 г. Учитель ботаники, или Разговор с растениями. Верзилин Н. М. — 1984 г. Самодельные пособия по ботанике. Павлович С. А. — 1952 г. Ботаника с основами экологии (для учителей). Кудряшов и др. — 1979 г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. — 1981 г. Энциклопедический словарь юного земледельца. — 1983 г. |
Методики Буквари Арифметика Алгебра Геометрия Математика Русский язык Литература География История Физика Астрономия Химия Ботаника Биология Логика Иностранный язык Уроки труда Рисование и черчение Музыка и пение Физкультура Педагогика Начальная военная подготовка ВУЗ
НАША реклама: 500 радиоспектаклей на SD‑карте 64(128)GB — ГДЕ?.
BAШA помощь проекту: занести копеечку — КУДА?..
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |
11 познавательных книг о Советском Союзе, которые стоит прочитать
Есть много замечательных книг о Советском Союзе, которые стоит прочитать, если вы увлекаетесь историей и хотите узнать больше. Это путеводитель по одиннадцати подробным и информативным книгам о СССР, которые, как мы думаем, помогут вам лучше понять Советский Союз.
Многие из них являются учетными записями и содержат много информации, в то время как остальные предлагают другую точку зрения (архитектура и еда).
В этом посте…
- Книги о Советском Союзе, которые стоит прочитать
- О СССР
- Книги, которые вдохновляли Советский Союз
- Книги об истории Советского Союза
- Книги о скрытом Советском Союзе
- Книги о советской архитектуре, искусстве и кулинарии
Книги о Советском Союзе, которые стоит прочесть
История Советского Союза давно увлекала меня – с момента возникновения империи, когда крестьяне восстали против истеблишмента, а большевистская Красная Армия Ленина штурмовала зимние сады, до падения империя и события, приведшие к ее распаду.
Я не могу точно определить, что стимулировало мое увлечение с такого раннего возраста, потому что я не согласен с принципами и политическими идеологиями тех, кто был у власти.
Возможно, мое увлечение связано с тем, что я вырос в Соединенных Штатах и родился в то время, когда холодная война была в самом разгаре.
Страх перед всеобщей ядерной войной и разрушением заставил меня заинтриговаться этой скрытной империей и наполнил меня желанием узнать о ней все, что только можно знать.
Об СССР
До распада Советского Союза было мало информации о том, что происходило внутри империи.
Правители умерли и были заменены высшими членами коммунистической партии, которые, возможно, имели другие представления о будущем, но все же держали союз в секрете.
Центральный комитет старался хранить секреты просто безумно, даже пытаясь скрыть крупнейшую в мире ядерную катастрофу от западных держав и тех, кто находился в непосредственной близости от электростанции.
После распада Советского Союза информация внезапно начала свободно течь, и люди перестали бояться властей.
11 Познавательных книг о Советском Союзе, которые стоит прочитатьЛучший способ узнать все о Советском Союзе — это прочитать книги о СССР, и, к счастью, их сейчас в изобилии.
Я целыми днями читал книги о Советском Союзе на самые разные темы — от книг о Чернобыле и биологическом оружии до книг о Кавказе и даже книг о советской архитектуре .
Мне постоянно требуется больше информации, и я часто откладываю поиск книг на Amazon, чтобы удовлетворить свою ненасытную потребность в дополнительных знаниях и информации.
Это руководство познакомит вас с одиннадцатью лучшими книгами о Советском Союзе, чтобы помочь вам получить как можно больше знаний.
Я попытался включить в список книги, охватывающие широкий круг тем, от книг, которые вдохновляли Ленина, до тех, в которых подробно описаны некогда хранимые секреты этого могущественного режима.
Книги, которые вдохновили Советский Союз
Коммунистический манифест: современное издание (Карл Маркс и Фридрих Энгельс)
Коммунистический манифест книга, оказавшая наибольшее влияние на мир .
Эта книга представляет собой введение в марксизм, идеологию, вдохновившую Ленина на то, чтобы возглавить массы, восстать против правящей элиты и попытаться создать более справедливое общество для рабочего класса.
В конечном итоге это привело к созданию Советского Союза и расколу мира на две политические идеологии.
Маркс родился в Трире и формировал свои взгляды на восстание пролетариата и создание коммунистического государства, узнавая о том, как промышленная революция повлияла на жизнь низших классов в таких странах, как Франция и Великобритания.
Однако я думаю, что он мало осознавал, какое влияние он окажет на современный мир и жизнь людей в республиках Советского Союза.
Проверьте цены на Amazon!
Основные произведения Ленина: «Что делать?» и другие сочинения
Чтобы полностью понять подготовку к революции в России и то, как формировался Советский Союз, вам необходимо прочитать работы Ленина. Ленин формировал мир, как никакой другой политик.
Его политическое и философское положение было подкреплено упорной решимостью изменить положение рабочего класса.
Основные произведения Ленина — это лучшее представление о мировом большевизме и замыслах одной из самых важных революций в мире.
Работы Ленина , в некотором роде, заменили работы Маркса, поскольку во многих отношениях он смог создать марксистскую мечту о диктатуре пролетариата, которая, по мнению Маркса, была единственным способом для мира быть действительно равным.
Проверьте цены на Amazon!
Книги по истории Советского Союза
Революционная Россия, 1891-1991: История (Орландо Файджес)
Революционная Россия, 1891-1991: История — отличная книга, чтобы узнать о советской мечте от ее корней в голоде 1891 года до ее возможной гибели как мечты Ленина и рухнули в мир коррупции и псевдокапитализма.
Поскольку многие другие книги не охватывают раннее начало социализма в России, вы часто не получаете полного рассказа о том, как марксизм распространился по России и привел к расколу на две разные фракции большевиков и меньшевиков.
В книге «СССР» также рассказывается о годах, прошедших после того, как Ленин взял под свой контроль Россию и был образован Советский Союз, и о том, как державы пытались сохранить коммунистическую мечту, пока СССР не распался в 1991 году.
Проверьте цены на Amazon!
Красная звезда над Россией: наглядная история Советского Союза с 1917 года до смерти Сталина (Дэвид Кинг)
Книга Дэвида Кинга Красная звезда над Россией: наглядная история Советского Союза с 1917 года до смерти Сталина охватывает первую часть Советского Союза от его создания до смерти тиранического лидера Сталина.
На протяжении многих лет он собирал изображения, плакаты и литературу из Советского Союза и стал владельцем одной из самых обширных коллекций печатных артефактов советской эпохи.
В этой книге он рассказывает о том, как правительство использовало печатную форму, чтобы донести коммунистическое послание до рабочих и граждан республик.
Он также смотрит на то, как Сталин использовал пропаганду, чтобы не только держать рабочих на правильном пути, но и вселять страх в сердца обычных людей, которые уже жили в состоянии паранойи и страха по мере того, как сталинские чистки становились все более и более экстремальными.
Сочетание потрясающих изображений и плакатов той эпохи и информативных статей Дэвида Кинга делает этот сборник одним из лучших рассказов о ранней советской истории.
Проверьте цены на Amazon!
Последняя империя: Последние дни Советского Союза (Сергей Плохий)
Вокруг распада Советского Союза ходит множество слухов. Сергей Плохий пытается опровергнуть эти слухи в своей книге Последняя империя: Последние дни Советского Союза и расскажет вам правдивую историю тех, кто был частью падения.
Используя интервью и недавно рассекреченные документы, он смог нарисовать идеальную картину последних шести месяцев советской империи.
По мере того, как в книге о Советском Союзе описывается почти ежедневный удар последних месяцев, вы получаете дополнительное понимание того, как произошел крах, и что, возможно, на самом деле рухнуло не мечтательное очарование демократии. Советский Союз.
В книге «СССР» также рассматривается, как коллапс продолжает влиять на мир сегодня, особенно в контексте конфликта на востоке Украины.
Проверьте цены на Amazon!
Восемь частей империи: 20-летнее путешествие через советский коллапс (Лоуренс Скотт Шитс)
Восемь частей империи: 20-летнее путешествие через советский коллапс Советский Союз повлиял на различные республики по всей империи.
По мере того, как крепкая хватка Союза ослабевала, люди начали обретать новые свободы, правительства и национальные границы должны были быть восстановлены, а когда-то жестко контролируемые страны должны были создать свою собственную национальную идентичность.
Автор подробно рассматривает, как различные республики выходили из хаоса распада в новый, а в ряде случаев и более разрушительный хаос по мере того, как на Кавказе вспыхивали гражданские и национальные войны, к власти в Средней Азии приходили авторитарные режимы. , а Украина осталась заниматься ликвидацией последствий крупнейшей в мире ядерной катастрофы.
Эта книга захватывающая от начала до конца, и в ней чувствуется больше личного, чем во многих других книгах о распаде союза.
Проверьте цены на Amazon!
Книги о скрытом Советском Союзе. История крупнейшей в мире тайной программы создания биологического оружия, рассказанная изнутри человеком, который ею руководил
— это история программы биологического оружия в СССР от человека, который ей руководил.Несмотря на запрет биологического оружия в 1972 году, по согласованию со всеми мировыми державами, Советский Союз продолжал массово производить биологическое оружие. Ими руководила паранойя, что американцы производили их в таких же больших объемах и планировали использовать для уничтожения империи.
В захватывающей книге подробно рассказывается о том, как производилось оружие, и о том, сколько усилий приложил центральный комитет, чтобы скрыть эту незаконную деятельность, в том числе тот факт, что авария на заводе привела к утечке сибирской язвы в небольшой город, убившем много людей.
Наряду с освещением более промышленной стороны биологической войны, автор подробно описывает личное влияние его карьеры на него и то, как он боролся со своим сознанием при создании такого оружия.
Книга будет держать вас в плену от начала до конца, пока вы будете поражены тем, насколько безжалостным и параноидальным на самом деле был режим.
Проверьте цены на Amazon!
Голоса из Чернобыля (Светлана Алексиевич)
В открытом доступе много информации о Чернобыльской катастрофе и о том, как она произошла, но истории нормальных людей, особенно живущих на территории нынешней Беларуси, часто не слышны .
Книга Нобелевской премии по литературе Голоса из Чернобыля призваны дать голос тем, чья жизнь перевернулась с ног на голову из-за стихийного бедствия и продолжающихся проблем со здоровьем, которые оно вызывает. Автор, Светлана Алексиевич, посвятила годы интервьюированию пострадавших от трагедии в Беларуси.
Опрошенным часто некуда было направить свой гнев на силы, которые допустили катастрофу и попытались скрыть ее от общественности, подвергая опасности тысячи жизней, когда вокруг них падал радиоактивный материал.
Книга настолько важна, что сценаристы популярного телешоу Чернобыль использовали ее, чтобы прописать человеческие элементы персонажей шоу.
К сожалению, последствия аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор заражают людей, а автор книги теперь страдает от иммунодефицита, развившегося во время исследования книги. Это отличная книга, которую стоит прочитать перед поездкой в Чернобыль .
Проверьте цены на Amazon!
Для того, чтобы прочитать о чернобыльской катастрофе, ознакомьтесь с моим гидом по лучшим книг о Чернобыле .
Книги о советской архитектуре, искусстве и кулинарии. Самые диковинные здания Советского Союза.
Когда люди думают об архитектуре Советского Союза, они часто представляют себе большие серые многоквартирные дома, которые просто бельмо на глазу.
Однако это не вся история — есть много фантастических зданий, которые часто кажутся чем-то неземным.
Архитектурные подвиги зданий поистине удивительны, хотя многие из этих зданий в наши дни довольно ветхие.
К счастью, эта фантастическая книга показывает здания во всей их красе с великолепными фотографиями и краткими описаниями каждого здания.
Хотя эта книга больше похожа на журнальный столик, она представляет собой отличный источник информации для тех, кто интересуется архитектурным стилем того времени, а также при планировании поездки в бывшую республику.
Проверьте цены на Amazon!
Если вы ищете больше книг о советской архитектуре, посмотрите мой путеводитель о книгах по советской архитектуре .
КУЛИНАРНАЯ КНИГА CCCP: Правдивые истории советской кухни (Ольга Сюткин)
Еда в Советском Союзе имеет две истории — историю простого рабочего и историю политической элиты, в обеих из которых было больше укропа, чем вы можете себе представить (извините , пришлось бросить это туда).
В то время как СССР часто не мог обеспечить страну достаточным количеством продовольствия, страдали рядовые граждане, в то время как те, кто находился на вершине якобы равной кучи, ели пышные банкеты и вкусные блюда.
Поваренная книга CCCP: Правдивые истории советской кухни рассматривает обе стороны меню и предоставляет рецепты, используемые рабочим классом, такие как простые супы с использованием ограниченного количества доступных ингредиентов и рецепты, которые кормили богатых и влиятельных людей, которые не имел пределов.
К каждому рецепту прилагается анекдотическая история того времени, создающая интересный контекст вокруг этих интригующих рецептов.
В отличие от большинства современных кулинарных книг, в книге использованы иллюстрации из старых кулинарных книг того времени, чтобы придать книге СССР более аутентичный и деревенский вид.
Проверьте цены на Amazon!
Революционные плакаты России: от гражданской войны к социалистическому реализму, от большевизма к концу сталинизма (Дэвид Кинг)
Дэвид Кинг много лет собирал советские пропагандистские плакаты, начиная с начала русской революции и до конца истории Советского Союза.
Книга о Советском Союзе дает удивительное представление о том, на что пошли власти, чтобы контролировать мысли и действия масс с помощью прямой пропаганды.
Плакаты, когда-то распространенные во всех республиках, теперь считаются самостоятельными произведениями искусства. Плакаты русской революции — потрясающая коллекция лучших плакатов того времени.
Вокруг каждого плаката есть некоторая информация, а также перевод с русского на английский, чтобы вы могли полностью понять сообщение, которое пытаетесь передать.
Эта книга больше похожа на журнальный столик, чем на ту, которую вы читаете по дороге на работу, но она по-прежнему является прекрасным ресурсом для тех, кто хочет больше узнать об использовании пропаганды в то время.
Проверьте цены на Amazon!
Надеюсь, вы нашли в этом путеводителе по книгам о Советском Союзе что-то, что поможет вам лучше понять вещи (или приготовить вкусные блюда!) для читателей. Спасибо!
12 лучших книг по истории холодной войны
Свобода ХардиВ течение 20-го века Соединенные Штаты были вовлечены в несколько войн, но одна из войн, которая длилась дольше всех, не велась на полях сражений: Холодная война. Холодная война началась в 1947, и определялась открытым соперничеством между Соединенными Штатами и Советским Союзом и его союзниками. Название произошло от статьи, написанной Джорджем Оруэллом о двух мировых державах во время Второй мировой войны. Это была война на политическом, экономическом и пропагандистском фронтах, которая привела к антикоммунистическим подозрениям, таким как те, что были представлены сенатором Джозефом Маккарти и Красной угрозой, и международным инцидентам, таким как Залив Свиней. Холодная война продолжалась почти пять десятилетий и закончилась распадом Советского Союза в 1919 г.91.
Из-за того, что холодная война была такой долгой и в ней было много участников и событий, о ней написано множество увлекательных книг. Вот посмотрите на 10 лучших книг по истории холодной войны для взрослых. Эти рассказы о шпионаже и интригах подробно рассказывают о времени подозрений и страха не так уж и далеко в прошлом и включают в себя правдивые истории, которые читаются как бестселлеры шпионских романов.
Соотечественники это комплексный взгляд на исход российских граждан, начавшийся в конце XIX в.века, и как Россия воспользовалась этим, превратив некоторых эмигрантов, в том числе Леона Термена, изобретателя терменвокса, в шпионов Москвы. В нем также рассматриваются подозрения и преследования русских за границей, с которыми они сталкиваются во всем мире.
Этот товар является предзаказом. С вашего способа оплаты будет снята оплата немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 8 октября 2019 г. или около того. Эта дата может быть изменена из-за задержек с доставкой, которые мы не можем контролировать.
Также доступно из:
Купить сейчас:
Выше и дальше — это напряженная реальная история храбрости двух пилотов U-2, Руди Андерсона и Чака Молтсби, которые рисковали своими жизнями, выполняя секретные миссии во время Карибского кризиса под руководством президента Кеннеди.
Этот товар является предзаказом. Плата с вашего способа оплаты будет списана немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 17 апреля 2018 г. или около того. Эта дата может быть изменена из-за задержек с доставкой, которые мы не можем контролировать.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Одд Арне Вестад предлагает тщательное, недавнее исследование холодной войны от начала до конца, подробно описывая не только участие Соединенных Штатов и России, но и влияние, которое она оказала на весь мир.
Этот товар является предзаказом. Плата с вашего способа оплаты будет списана немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 5 сентября 2017 г. или около того. Эта дата может быть изменена из-за задержек с доставкой, которые мы не можем контролировать.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Это глубокое погружение объясняет 1983 год, один из самых опасных годов холодной войны. Именно тогда президент Рейган выдвинул Стратегическую оборонную инициативу «Звездных войн» для защиты Соединенных Штатов от ракет, что встревожило советского лидера Юрия Андропова, который, в свою очередь, усилил советскую ядерную оборону.
Этот товар является предзаказом. Плата с вашего способа оплаты будет списана немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен примерно 24 апреля 2018 года. Эта дата может быть изменена из-за задержек с доставкой, которые мы не можем контролировать.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Одним из самых известных событий холодной войны был Кубинский ракетный кризис 1962 года. Майкл Доббс дает захватывающий отчет о том, как близко Соединенные Штаты и Россия подошли к ядерной войне из-за размещения советских ракет на Кубе.
Этот товар является предзаказом. С вашего способа оплаты будет списана сумма немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 2 июня 2009 г. или около того. Эта дата может быть изменена из-за задержек доставки, не зависящих от нас.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Роберт Сервис рассказывает о начале конца холодной войны. После десятилетий напряженности и надвигающейся угрозы ядерного уничтожения США и Россия достигли мирного урегулирования, во многом благодаря избранию Михаила Горбачева лидером Советского Союза в 1985 году.
Этот товар является предзаказом. С вашего способа оплаты будет списана сумма немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 10 ноября 2015 г. или около того. Эта дата может быть изменена из-за задержек с доставкой, которые мы не можем контролировать.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Шпионский мост — одна из самых удивительных и драматических правдивых историй о Холодной войне. Речь идет о легендарном первом обмене пленными между Востоком и Западом на берлинском мосту Глинике и контрольно-пропускном пункте Чарли с участием агента КГБ, американского пилота U-2 и молодого американского аспиранта.
Этот товар является предзаказом. Средства с вашего способа оплаты будут списаны немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 9 ноября или около того., 2010 г. Эта дата может быть изменена из-за задержек доставки, не зависящих от нас.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Московские правила – реальная шпионская история, рассказанная самими шпионами! Антонио Мендес и его будущая жена Джонна были оперативниками ЦРУ, которые шпионили за Москвой в 1970-х годах. Разработанная ими тактика помогла офицерам ЦРУ перехитрить КГБ.
Этот товар является предзаказом. Средства с вашего способа оплаты будут списаны немедленно. Ожидается, что товар будет отправлен 21 мая 2019 г. или около того.. Эта дата может быть изменена из-за задержек доставки, не зависящих от нас.
Также можно приобрести:
Купить сейчас:
Утес слепых подробно описывает использование подводных лодок во время холодной войны. Их использовали для шпионажа за Россией, прослушивая подводные телефонные кабели и используя другие подслушивающие устройства. В книге также обсуждаются смелые миссии, потерянные подводные лодки и время, когда Говард Хьюз был завербован, чтобы украсть советскую подводную лодку.
Этот товар является предзаказом. С вашего способа оплаты будет списана сумма немедленно, и ожидается, что продукт будет отправлен 4 марта 2008 г. или около того. Эта дата может быть изменена из-за задержек с доставкой, которые мы не можем контролировать.