Химия 10 класс габриелян учебник – читать Химия 10 класс Габриелян онлайн

Химия 10 класс Учебник Габриелян базовый уровень

химия О.С.Габриелян КЛАСС базовый уровень Учебник для общеобразовательных учреждений Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 9-е издание, стереотипное МОСКВА jff ррофа 2013 УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Г12 I" ?... Ключевые слова и словосочетания. Вопросы и задания. ^ Правила и определения. Габриелян, О. С. Г12 Химия. 10 класс. Базовый уровень : учеб, для общеобра-зоват. учреждений / О. С. Габриелян. — 9-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 191, [1] с. : ил. ISBN 978-5-358-12176-8 Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8класс» и «Химия. 9 класс» автора О. С. Габриеляна. Он может быть использован при изучении курса органической химии базового уровня. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения об органических соединениях учащиеся уже получили в 9 классе. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О. С. Габриеляна. УДК 373.167.1:54 ___________________________________________________________ББК 24.1я72 Учебное издание Габриелян Олег Сергеевич ХИМИЯ. 10 класс. Базовый уровень Учебник для общеобразовательных учреждений Ответственный редактор А. В.Яшукова. Оформление Л. П. Копачева Художники О.А. Новотоцких, Э.К.Реоли, А. П.Салиенко Художественный редактор Э. К. Реоли. Технический редактор С. А. Толмачева Компьютерная верстка Е. Ю. Пучкова. Корректор Е. Е. Никулина В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436*ФЗ знак информационной продукции на данное издание не ставится Сертификат соответствия № РОСС RU« АЕ51. Н 16238. Подписано к печати 16.11.12. Формат 60 ж 90 Vie» Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная*. Печать офсетная. Уел. печ. л. 12»0. Тираж 20 000 экэ. Заказ № 33666. ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49. Предложения и .замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа*: 127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: [email protected] По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа* обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49. Тел.: (495) 795 05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52. Сайт ООО «Дрофа*: www.drofa.ru Электронная почта: [email protected] Тел.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный) Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных издательством электронных носителей в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат*. 4КХЮ4. г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. www.sarpk.ru ISBN 978-5-358-12176-8 ©ООО «Дрофа», 2005 ©ООО «Дрофа», 2007, с изменениями -rr предисловие Дорогие старшеклассники! Вы начинаете изучать системный курс органической химии, написанный для школ и классов базового уровня, а также агротехнологического и биолого-географического профилей. Автор убежден, что вы сделали выбор профиля в старшей школе осознанно, тем не менее он предполагает, что некоторые из вас (хотелось бы, чтобы таких старшеклассников было очень немного) могут изменить свое решение и в дальнейшем выбрать профессию, которая связана с изучением химии в высшей школе. Для этих немногих старшеклассников, так же как и для учащихся, изучающих химию на базовом уровне, автор предлагает начать изучение курса с органической химии в 10 классе и продолжить общей химией в 11 классе. Такое структурирование учебной дисциплины обусловлено тем, что в основной школе вы уже знакомились с органическими веществами. Поэтому вполне логично, чтобы те сведения об органических соединениях, которые вы получили в 9 классе, максимально полезно «работали» при изучении курса органической химии в 10 классе. Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связано с общей и неорганической химией. Поэтому в 11 классе автор предлагает изучение основ общей химии, которые позволят не только успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ, но и осознать единство органической и неорганической химии на основе общих понятий, законов и теорий химической науки, увидеть ее вклад в формирование единой естественнонаучной картины мира. Курс органической химии, так же как и курс общей химии, несмотря на небольшое количество часов, отведенных на их изучение, автор постарался представить системно и достаточно полно для того, чтобы те немно- гие выпускники, которые решат изменить профиль обучения в высшей школе, смогли самостоятельно восполнить пробелы в знаниях по химии для успешной сдачи этого учебного предмета в режиме ЕГЭ. Автор постарался максимально связать курс химии с жизнью, с нехимическими профессиями и показать, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным, а химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами для самого человека, для страны, в которой он живет, и для планеты в целом. Представленные в 10—11 классах курсы органической и общей химии выполняют, по мнению автора, интегрирующую функцию: позволяют на основе химии объединить естественнонаучные знания по физике, биологии, экологии, географии. Изучение химии по этому учебнику позволит интегрировать химические знания и с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. К сожалению, ограниченное учебное время, отпущенное на изучение данного курса химии, не позволяет достаточно полно и глубоко рассмотреть весь материал. Тем не менее автор предусмотрел и такую возможность для наиболее заинтересованных старшеклассников, выделив соответствующий материал вертикальной линией синего цвета. Желаю вам удачи при изучении одной из самых интересных и значимых для человека наук — ХИМИИ! Автор Введение § Предмет органической ^ Л— химии Вы приступаете к изучению органической химии, с которой только немного ознакомились в 9 классе. Почему ♦ органической»? Обратимся к истории. Еще на рубеже IX—X вв. арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази (865—925) впервые разделил все химические вещества по их происхождению на три царства: минеральные, растительные и животные вещества. Эта уникальная классификация просуществовала почти тысячу лет. Тем не менее в начале XIX в. возникла необходимость объединить химию веществ растительного и животного происхождения в единую науку. Такой подход покажется вам логичным, если вы имеете хотя бы элементарные представления о составе живых организмов. Из курса естествознания и начальных курсов биологии вы знаете, что в состав любой живой клетки, как растительной, так и животной, обязательно входят белки. Берцелиус Йенс Якоб (1779—1848) Шведский химик, президент Королевской шведской академии наук. Научные исследования охватывают все главные проблемы общей химии первой половины XIX в. Экспериментально проверил и доказал достоверность закона постоянства состава веществ и закона кратных отношений применительно к оксидам и органическим соединениям. Ввел современные обозначения химических элементов и первые формулы химических соединений. жиры, углеводы и другие вещества, которые принято называть органическими. По предложению шведского химика Й. Я, Берцелиуса с 1808 г. науку, изучающую органические вещества, стали называть органической химией. Идея химического единства живых организмов на Земле так восхитила ученых, что они даже создали красивое, но ложное учение — витализм, согласно которому считалось, что для получения (синтеза) органических соединений из неорганических необходима особая «жизненная сила» {vis vitalis). Ученые полагали, что жизненная сила обязательный атрибут только живых организмов. Отсюда следовал и ложный вывод о том, что синтез органических соединений из неорганических вне живых организмов — в пробирках или промышленных установках — невозможен. Виталисты резонно утверждали, что важнейший основополагающий синтез на нашей планете — фотосинтез (рис. 1) невозможен вне зеленых растений. Упрощенно процесс фотосинтеза описывают уравнением бСОр + бНрО ——г----------------£522^-----------г ^ ^ хлорофилл зеленых растении > CgHj20g 4- 6О2. углекислый газ вода глюкоза кислород Невозможны, по утверждению виталистов, и любые другие синтезы органических соединений вне живых организмов. Однако даль- Крахмал Рис. 1. Фотосинтез неишее развитие химии

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Химия 10 класс Габриелян углубленный уровень

Учебник Химия 10 класс Габриелян углубленный уровень - 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

о. с. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. Ю.Пономарев ХИМИЯ Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание, стереотипное ВЕРТИКАЛЬ МОСКВА ■»' орофа 2014 ГОС УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Г12 Учебник получил положительное заключение Российской академии наук (Л» 10106-5215/3 от 12.10.2012 г.) м Российской академии образования (№ 01-5/7д-423 от 11.10.2012 г.) Габриелян. О. С. Г12 Химия. 10 класс. Углубленный уровень : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. Ю. Пономарев. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 366, [2] с. : ил. ISBN 978-5-358-14071-4 Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» автора О. С. Габриеляна. Может быть использован при изучении курса органической химии на углубленном уровне. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, одобрен РАО и РАН, включен в Федеральный перечень учебников. УДК 373.167.1:54 ВВК 24.1Я72 ISBN 978-5-358-14071-4 ©ООО .ДРОФА», 2013 ,I... 4. Введение §1 Предмет органической химии. Органические вещества Органической химией изначально называлась химия веществ, полученных из организмов растений и животных. С такими веществами человечество знакомо с глубокой древности. Люди умели получать уксус из прокисшего вина, а эфирные масла — из растений, выделять сахар из сахарного тростника, извлекать природные красители из организмов растений и животных. Ещё в IX в. арабские алхимики разделяли все вещества в зависимости от источника их получения на минеральные (неорганические), животные и растительные (органические). Долгое время считалось, что для получения органических веществ нужна особая «жизненная сила» — vis vitalis, которая действует только в живых организмах, Берцелиус Йенс Якоб (1779—1848) Шведский химик, президент Королевской академии наук. Научные исследования охватывают все главные проблемы общей химии первой половины XIX в. Экспериментально проверил и доказал достоверность законов постоянства состава и кратных отношений применительно к неорганическим оксидам и органическим соединениям. Определил атомные массы 45 химических элементов. Ввёл современные обозначения химических элементов и первые формулы химических соединений. а химики способны всего лишь выделять органические вещества из продуктов жизнедеятельности, но не могут синтезировать их. Поэтому шведский химик Й. Я. Берцелиус определял органическую химию как химию растительных или животных веществ, образующихся под влиянием «жизненной силы». Именно Берцелиус ввёл понятия «органические вещества» и «органическая химия». К середине XIX в. в химии накопилось большое количество фактов получения в лабораторных условиях органических веществ из неорганических, а также взаимопревращений органических соединений без какой-либо «жизненной силы». Немецкий учёный Ф. Вёлер в 1824 г. впервые осуществил синтез органического вещества — получил щавелевую кислоту путём взаимодействия двух неорганических веществ — дициана и воды: соон N=C-C=N + 4h30 дициан СООН щавелевая кислота -f 2NH, Л в 1828 г. Ф. Вёлер, нагревая водный раствор неорганического вещества цианата аммония, получил моче вину — продукт жизнедеятельности организмов животных: NHo Nh5OCN цианат аммония NH. :с=о. мочевина Вёлер Фридрих (1800—1882) Немецкий химик. Иностранный член Петербургской академии наук (с 1853 г.). Его исследования посвящены как неорганической, так и органической химии. Открыл циановую кислоту (1822), получил алюминий (1827), бериллий и иттрий (1828). Изумлённый таким результатом, Вёлер написал Берцелиусу: «Должен сказать вам, что я умею приготовить мочевину, не нуждаясь ни в почке, ни в животном организме вообще... * Первые синтезы органических веществ значительно поколебали позиции витализма^. Блестящие синтезы: анилина Н. Н. Зининым (1842), карбоновых кислот Г. Кольбе и Э. Франкландом (1847), жироподобных веществ М. Бертло (1854), аналогов природных сахаров А. М. Бутлеровым (1861) окончательно развеяли миф о «жизненной силе». Данное немецким химиком К. Шорлеммером (1834— 1892) ещё в XIX в. определение предмета органической химии не потеряло актуальности и в наши дни: органическая химия есть химия углеводородов и их производных, т. е. продуктов, образующихся при замене атомов водорода другими атомами или группами атомов. Сейчас органическую химию чаще всего называют химией соединений углерода. Только оксиды углерода, угольная кислота и её соли (карбонаты), карбиды и некоторые другие простейшие соединения углерода относят к неорганическим. Почему же из более чем ста элементов Периодической системы Д. И. Менделеева именно углерод природа положила в основу всего живого? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Многое вам станет понятно, когда вы рассмотрите строение атома углерода и поймёте слова Д. И. Менделеева, написанные им в «Основах химии» об этом замечательном элементе: «Углерод встречается в природе как в свободном, так и в соединительном состоянии, в весьма различных формах и видах... Способность атомов углерода соединяться между собой и давать сложные частицы проявляется во всех углеродистых соединениях... Ни в одном из элементов... способности к усложнению не развито в такой степени, как в углероде... Ни одна пара элементов не даёт столь много соединений, как углерод с водородом». ’ Виталйзм — учение о жизненной силе. щ six 1 1_L ■ ГГ Рис. 1. Круговорот углерода в природе Многочисленные связи атомов углерода между собой и с атомами других элементов (водорода, кислорода, азота, серы, фосфора), входящих в состав органических веществ, могут разрушаться под влиянием природных факторов. Поэтому углерод совершает непрерывный круговорот в природе: из атмосферы (углекислый газ) — в растения (фотосинтез), из растений — в животные организмы, из живого — в мёртвое, из мёртвого — в живое (рис. 1). Органические вещества имеют ряд особенностей, которые отличают их от неорганических веществ. 1. Неорганических веществ насчитывается менее 500 тыс., тогда как органических — более 27 млн. 2. В состав всех органических веществ входят углерод и водород, поэтому большинство из них горючи и при горении обязательно образуют углекислый газ и воду. 3. Органические вещества построены более сложно, чем неорганические, и многие из них имеют огромную молекулярную массу, например те, благодаря которым происходят жизненные процессы: белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты и т. д. 4. Органические вещества можно расположить в ряды сходных по составу, строению и свойствам соединений — гомологов. Гомологическим рядом называется ряд веществ одного класса, сходных по строению и химическим свойствам, расположенных в порядке возрастания их относительных молекулярных масс; при этом каждый член ряда отличается по составу от предыдущего на гомологическую разность CHg. 5. Для органических веществ характерно явление изомерии, очень редко встречающееся среди неорганических веществ. Изомерия — это явление существования изомеров, т. е. веществ различного строения, но с одинаковым качественным и количественным составом (одинаковой молекулярной формулой). Величайшим обобщением знаний о неорганических веществах является Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Для органических веществ аналогом такого обобщения служит теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Детальному рассмотрению основных положений этой теории будет посвящён следующий параграф. Для количественной характеристики способности атомов одного элемента соединяться с определённым числом атомов другого элемента в неорганической химии, где большинство веществ имеет немолекулярное строение, применяют понятие «степень окисления». В органической химии, где для соединений более характерно молекулярное строение, используют понятие «валентность». Вспомните, что означают эти понятия, сравните их. Велико значение органической химии в нашей жизни. В любом организме в любой момент протекает множество превращений одних органических веществ в другие. Поэтому без знаний органической химии невозможно понять, как функционируют системы, образующие живой организм. С помощью органического синтеза получают разнообразные органические вещества; волокна, каучуки, пластмассы, красители, пестициды, витамины, гормоны, лекарства и т. д. Многие современные продукты и материалы, без которых мы не можем обходиться, являются органическими веществами. 1 2 4 5 6 Кто ввёл понятия ♦органические вещества* и ♦органическая химия»? Как называлось учение о ♦жизненной силе*? Объясните этимологию (происхождение) этого термина. Какие открытия нанесли удар по этому учению? Что изучает органическая химия? Дайте определение этой науки. Что отличает органические вещества от неорганич

uchebnik-skachatj-besplatno.com

учебник для общеобразовательных учреждений ОНЛАЙН

Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. — 3-е изд.. перераб — М., 2007. - 191, [1] с. : ил.
Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках "Химия. 8 класс" и "Химия. 9 класс" автора О.С. Габриеляна. Он может быть использован при изучении курса органической химии базового уровня. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения об органических соединениях учащиеся уже получили в 9 классе.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна, имеющую гриф "Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации".

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
§ 1. Предмет органической химии 5
§ 2. Теория строения органических соединений .. 13
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Углеводороды и их природные источники
§ 3. Природный газ. Алканы 23
§ 4. Алкены. Этилен 33
§ 5. Алкадиены. Каучуки 42
§ 6. Алкины. Ацетилен 47
8 7. Арены. Бензол 52
8 8. Нефть и способы ее переработки 55
ГЛАВА ВТОРАЯ. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники
§ 9. Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты 63
§ 10. Фенол 74
§ 11. Альдегиды и кетоны 80
§ 12. Карбоновые кислоты 84
§ 13. Сложные эфиры. Жиры. Мыла 92
§ 14. Углеводы. Моносахариды 100
§ 15. Дисахариды и полисахариды 110
§ 16. Амины. Анилин 116
§ 17. Аминокислоты. Белки 122
§ 18. Нуклеиновые кислоты 135
§ 19. Ферменты 142
§ 20. Витамины, гормоны, лекарства 148
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Искусственные и синтетические полимеры
§ 21. Искусственные полимеры 162
§ 22. Синтетические органические соединения 166
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ

1. Определение элементного состава органических соединений 174
2. Изготовление моделей молекул углеводородов 174
3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах 175
4. Получение и свойства ацетилена 175
5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» 175
6. Свойства этилового спирта 176
7. Свойства глицерина 176
8. Свойства формальдегида 177
9. Свойства уксусной кислоты 177
10. Свойства жиров 177
11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка 178
12. Свойства глюкозы 178
13. Свойства крахмала 179
14. Свойства белков 179
15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков 179
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1.
Идентификация органических соединений 180
Практическая работа № 2.
Распознавание пластмасс и волокон 181
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Основные классы углеводородов 183
2. Производные углеводородов 183
3. Химические свойства алканов 184
4. Химические свойства алкенов 184
5. Химические свойства алкивов 185
6. Химические свойства аренов 185
7. Химические свойства предельных одноатомных спиртов 186
8. Химические свойства альдегидов 186
9. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот 187
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 188

uch-lit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *