Бланки лабораторных работ по Мякишеву 11 класс
Фамилия И.__________________________________________ Класс: 11___
Дата: «________» __________________________ 2012год
Лабораторная работа № 1
Наблюдение действия магнитного поля на электрический ток
Инструктаж по ТБ пройден._____________________
Цель работы: ____________________________________________________________________________________________________________________ Оборудование:_________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Поднесу к висящему мотку магнит, и замыкая ключ, пронаблюдаю за движением мотка.
Зарисую картинки двух вариантов, когда магнит, поднесен к катушке разными полюсами:
Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _____________ _________ Т. А. Данильченко
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______ ______________
Фамилия И.__________________________________________ Класс: 11___
Дата: «________» __________________________ 2012год
Лабораторная работа № 5
Определение оптической силы и фокусного расстояния линзыИнструктаж по ТБ пройден._____________________
Цель работы: научиться измерять и рассчитывать характеристики линзы.
Оборудование:_________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Размещу собирающую линзу между окном и экраном. Получу на экране четкое изображение окна.
Измерю расстояния f и d.
При неизменном d повторю опыт три раза, каждый раз, получая четкое изображение окна на экране.
Раcсчитаю Dср и Fср.
Результаты измерений и вычислений занесу в таблицу.
№ опыта
f, мм
fср, мм
F ср, м
D, дптр
1
2
3
Рассчитаю погрешности вычисления оптической силы линзы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________
__________ _____________
Фамилия И. __________________________________________ Класс: 11___
Дата: «____» __________________________ 2012год
Лабораторная работа № 3
Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника
Инструктаж по ТБ пройден._____________________
Цель работы: определить ускорение свободного падения при помощи маятника с учетом погрешности. Оборудование:_______________________________________________
Ход работы:
Прочитаю теоретическую часть работы стр 324.
Установлю на краю стола штатив. У его верхнего конца укреплю с помощью муфты кольцо и подвешу к нему шарик на нити на расстоянии от пола 2 см.
Измерю длину l маятника.
Отклоню шарик на 5-9 см, отпущу его.
Измерю в 5 экспериментах время t 50 колебаний.
Рассчитаю tср, tср = (t1+t2+t3+t4+t5)/5
Вычислю среднюю абсолютную погрешность измерения времени:
8. Вычислю ускорение свободного падения по формуле:
9. Определю относительную погрешность измерения времени: ε t =
10. Определю относительную погрешность измерения длины: ε l =, где ∆l=∆lл+∆lотсч
11.Вычислю относительную погрешность измерения εg : εg=εl+2επ+2εt
12. Определю ∆g=εggср
13. Запишу результат в виде неравенства gср — ∆g ≤ g ≤ gср + ∆g: _______________________________________
14. Результаты измерений и вычислений занесу в таблицу:
№
t , c
t ср , c
∆t, с
∆t ср, с
l, м
1
2
3
4
5
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _____________ _________ Т. А. Данильченко
Фамилия И.__________________________________________ Класс: 11___
Дата: «____» __________________________ 2012год
Лабораторная работа № 6
Измерение длины световой волны
Инструктаж по ТБ пройден._____________________
Цель работы: Определить опытным путем длины световых волн.
Оборудование:_________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Прочитаю теоретическую часть работы стр ______.
Соберу измерительную установку, установив экран на расстоянии 50 см от дифракционной решетки.
Глядя, сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установлю ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
По формуле:___________________, вычислю длину волны красного цвета в спектре 1-го порядка слева и справа, определю среднее значение длины волны.
Проделаю то же для фиолетового цвета.
Результаты измерений и вычислений занесу в таблицу:
d, м
а, м
b, м
Λправ, м
Λлев. м
Λ ср,м
k
красный
фиолетовый
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС:
Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______ ___________
Фамилия И. __________________________________________ Класс: 11___
Дата: «____» __________________________ 2012год
Лабораторная работа № 7
Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света.
Инструктаж по ТБ пройден._____________________
Цель работы: Наблюдать такие оптические явления, как интерференция, дифракция и поляризация.
Ход работы:
ОПЫТ № 1.
Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОПЫТ № 2.
Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОПЫТ № 3.
Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия И.__________________________________________ Класс: 11___
Дата: «____» __________________________ 2013год
Лабораторная работа № 9
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Цель работы: изучить характер движения заряженных частиц.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Задание 1. На двух из трех представленных вам фотографий (рис. 1, 2 и 3) изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 2. Рассмотрите фотографию треков α-частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 1), и ответьте на данные ниже вопросы.
а) В каком направлении двигались α-частицы?
__________________________________________________________________
б) Длина треков α-частиц примерно одинакова. О чем это говорит?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. На рисунке 2 дана фотография треков α-частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
а) Почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц?
________________________________________________________________
б) В какую сторону двигались частицы?__________________________________
Задание 4. На рисунке 3 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
а) Почему трек имеет форму спирали?
_________________________________________________________________
б) В каком направлении двигался электрон?________________________________
в) Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 3 гораздо длиннее треков α-частиц на рисунке 2?__________________________________
_________________________________________________________________
ВЫВОД:_____________________________________________________________________________________________________________________________
___________ ___________
Физика 11 класс Тетрадь лабораторных работ Касьянов Коровин
Физика 11 класс Тетрадь лабораторных работ Касьянов Коровин — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . орофа 2014 УДК 373.167.1:53(076.5) ББК 22.3я72 К28 Касьянов, В. А. К28 Физика. 11 класс. Профильный уровень : тетрадь для лабораторных работ / В. А. Касьянов, В. А. ЬСоровин. — 9-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 44, [4] с.: ил. ISBN 978-5-358-13814-8 Тетрадь для лабораторных работ вместе с учебником В. А. Касьянова «Физика. 11 класс», методическим пособием и комплектом тетрадей для контрольных работ составляют учебно-методический комплекс. В тетрадь включены восемь лабораторных работ по следующим темам: «Электродинамика», «Электромагнитное излучение» и «Физика высоких энергий». УДК 373.167.1:53(076.5) ББК 22.3я72 ISBN 978-5-358-13814-8 © ООО «ДРОФА», 2002 ВВЕДЕНИЕ Электроизмерительные приборы Для измерения различных характеристик электромагнитного поля используют электроизмерительные приборы. Например, силу электрического тока измеряют амперметром, напряжение (разность потенциалов) — вольтметром, электрическое сопротивление — омметром, мощность тока — ваттметром и т. д. В отличие от длины, непосредственно, визуально измеряемой наблюдателем, характеристики электромагнитного поля не воспринимаются органами чувств и поэтому должны быть преобразованы. Электроизмерительные приборы — средства измерений характеристик электромагнитного поля, вырабатывающие сигнал в форме, доступной для восприятия наблюдателя. По типу вырабатываемого сигнала электроизмерительные приборы подразделяются на цифровые и аналоговые. Цифровые приборы вырабатывают сигналы, представляемые в цифровой форме на дисплее. Аналоговые приборы представляют сигнал, являющийся непрерывной функцией измеряемой физической величины. Нгшример, в амперметре угол отклонения стрелки на шкале прибора пропорционален силе тока. В аналоговых приборах, наиболее часто используемых в школьной лаборатории, энергия электрического или магнитного поля преобразуется в механическую энергию перемещения подвижной части прибора. По способу преобразования энергии и по конструктивным особенностям аналоговые приборы подразделяют на следующие системы (табл. 1). Таблица 1 № Система прибора Условное обозначение системы 1 Эл ек тростатическая Ф 2 Электродинамическая 3 Электромагнитная 4 Магнитоэлектрическая Q Условное обозначение системы измерительного прибора схематически показывает принцип преобразования энергии электромагнитного поля в механическую энергию перемещения подвижной части прибора. Принцип действия прибора электростатической системы основан на электростатическом взаимодействии электродов, между которыми существует разность потенциалов (напряжение). В приборе электродинамической системы магнитное поле, создаваемое током в неподвижной катушке, действует на ток, протекающий в подвижной катушке. Взаимодействие токов приводит к повороту подвижной катушки. В приборе электромагнитной системы измеряемый ток протекает по неподвижной катушке. Воздействие магнитного поля катушки на ферромагнитный сердечник приводит к его повороту, угол которого зависит от силы измеряемого тока. Остановимся подробнее на устройстве приборов магнитоэлектрической системы, наиболее часто используемых в школьной лаборатории. Принципиальное устройство электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы В электроизмерительных приборах магнитоэлектрической системы (амперметрах, вольтметрах) используют поворот рамки с током в магнитном поле. В магнитном поле постоянного магнита располагается катушка, намотанная на цилиндр из мягкого железа, способная вращаться вокруг горизонтальной оси (рис. 1). При такой конструкции угол а между собственной и внешней индукцией равен 90°, так что вращательный момент, действующий на катушку, максимален. На катушку действует вращательный момент, пропорциональный силе тока I и числу витков N: М = ISBN. Катушка с током поворачивается до тех пор, пока момент сил Ампера, действующих на катушку со стороны магнитного поля, не уравновесится моментом сил упругости пружины, возвращающих катушку в положение равновесия. Можно считать, что момент сил упругости пружины пропорционален углу поворота (р катушки: Пружина Железный цилиндр Рис. 1 М. упр Cj(p, где Cj — постоянный коэффициент пропорциональности. Равенство моментов Cj(p = NISB позволяет найти измеряемую силу тока: С, Измеряемая сила тока прямо пропорциональна углу отклонения стрелки, т. е. данный прибор можно использовать как амперметр. Если к катушке с сопротивлением R приложено напряжение U, то из закона Ома получаем: C.R Приложенное напряжение прямо пропорционально углу поворота катушки, следовательно, такой прибор можно использовать в качестве вольтметра. тах Чем меньше эта величина, которая может быть измерена прибором, т. е. чем меньше цена деления шкалы, тем выше точность измерения прибора. Чувствительность прибора — величина, обратная его цене деления. Она характеризует число делений, на которое отклоняется стрелка прибора (амперметра) при измерении силы тока в 1 А: N Чем больше чувствительность, тем выше точность измерения прибора. В рассмотренном выше примере _ 100 дел _ . р. дел 10 А А * Класс точности, погрешность измерения электроизмерительного прибора Погрешность измерения электроизмерительного прибора складывается из погрешности отсчёта и инструментальной погрешности. Например, погрешность измерения силы тока амперметром А/ равна сумме погрешности отсчёта и инструментальной погрешности Д/ = Д/с, + М„. Предельное значение погрешности отсчёта принимают равным — цены деления шкалы: 4 М =-. от 4 Инструментальная погрешность определяется классом точности электроизмерительного прибора. Класс точности электроизмерительного прибора — относительная инструментальная погрешность, соответствующая пределу измерения /jnax И1калы, выраженная в процентах: ^ = ^•100%. (1) Например, класс точности 1,5 означает относительную погрешность
Лабораторные работы (11 класс) – Презентации по физике
Как выполнить и оформить лабораторную работу
При изучении физики учащиеся должны научиться выполнять и правильно оформлять лабораторные работы. Главное на первых уроках физики научить учащихся знакомиться с основными приемами проведения физических измерений и правилами обработки результатов. При этом должны быть выработаны определенные навыки, что является предпосылкой дальнейшей успешной работы на уроках физики. Целью лабораторных работ является более глубокое осознание учащимися физических явлений и законов. Эта задача может быть успешно решена только в том случае, если лабораторные работы выполняются с достаточным пониманием сущности исследуемых явлений. Поэтому домашняя подготовка к выполнению лабораторной работы является одним из важнейших этапов.
Подготовка к лабораторной работе.
При подготовке к работе рекомендуется придерживаться следующего плана.
- Прочитать название работы и выясните смысл всех непонятных слов.
- Прочитать описание работы от начала до конца, не задерживаясь на выводе формул. Задача первого прочтения состоит в том, чтобы выяснить, какова цель лабораторной работы, какой физический закон или явление изучается в данной работе и каким методом она проводится.
- Прочитать по учебнику материал, относящийся к данной работе. Разобрать вывод формулы по учебнику (если это необходимо). Найти ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце описания работы (если они имеются).
- Рассмотреть по учебнику устройство и принцип работы приборов, которые будут использоваться в работе.
- Выяснить, какие физические величины и с какой точностью будут непосредственно измеряться и каковы их наименования.
- Рассмотреть в описании лабораторной работы в учебнике принципиальную схему эксперимента и таблицу, в которую будут заноситься результаты измерений. Если таблицы в работе нет, составить ее.
- Продумать, какой окончательный результат и вывод должен быть получен в данной лабораторной работе.
Выполнение лабораторной работы.
При выполнении работы вначале следует ознакомиться с приборами. Нужно установить их соответствие описанию, выполнить рекомендованную в описании прибора последовательность действий по подготовке прибора к работе. Определить цену деления шкалы прибора и его погрешность измерений. Далее следует провести предварительный опыт с тем, чтобы пронаблюдать качественно изучаемое явление, оценить, в каких пределах находятся измеряемые величины. После проведенной подготовки можно приступать к измерениям. Следует помнить, что всякое измерение, если только это возможно сделать, должно выполняться больше, чем один раз.
Производимые по приборам измерения записываются сразу же после их выполнения в том виде как они считаны со шкалы прибора – без каких-либо пересчетов на множитель шкалы (при наличии таковой) или систему единиц. Единицы измерений (множитель) должны быть записаны в заголовке соответствующей таблицы или в столбце с результатами измерений. Все записи при выполнении лабораторной работы должны вестись исключительно в тетради для лабораторных работ (можно и на черновике или специально подготовленном бланке (протоколе) для черновых записей. Данный бланк является черновиком, а тетрадь – чистовиком. Ее следует вести самым аккуратнейшим образом. В тетради для лабораторных работ оформляется выполненная работа согласно указаний по ее выполнению.
Оформление лабораторной работы.
Неграмотно оформленные рабочие записи порядка выполнения лабораторной работы и результаты измерений может свести на нет всю проделанную работу.
Правильно оформлять в тетради выполнение лабораторной работы научиться нетрудно, нужно только внимательно выполнять некоторые элементарные требования. Записи результатов при выполнении лабораторной работы допускается делать как в тетради, так и на отдельных подписанных листках.
При выполнении лабораторной работы очень важно сразу же записывать всё проделанное. Все результаты прямых измерений следует записывать немедленно и без какой либо обработки только ручкой. Из этого правила нет исключений. Записи должны быть такими, чтобы их без особых затруднений можно было понять спустя некоторое время. Примеры обычных ошибок – неясность и двусмысленность. Буквы и цифры необходимо писать отчётливо.
Привычка к исправлениям цифр – враг ясности. Не заставляйте своего учителя, проверяющего ваши записи в тетради, да и себя тоже, ломать голову над исправленными цифрами.
Не проводите никаких, даже самых простейших вычислений в уме, прежде чем записать результат измерений.
Не забудьте сделать в тетради рисунок или схему установки когда это необходимо. Есть древняя китайская пословица: “Один рисунок лучше тысячи слов”. Рисунок и надписи к нему нужно делать карандашом, чтобы можно было воспользоваться ластиком для исправлений ошибок.
Если есть возможность провести предварительные расчёты без погрешностей, то это нужно сделать, чтобы убедиться в правильности выполнения эксперимента. Если в работе возможно построить график, это необходимо сделать. На графиках по горизонтали обычно откладывается причина, а по вертикали следствие.
Итак, правильно оформленная лабораторная работа должна содержать в себе следующие разделы.
Название работы и её №.
Оборудование.
Данные для расчёта погрешности измерений.
Цель работы (можно и не писать. Она сформулирована в учебнике).
Рисунок или схема установки с используемыми в работе символами измеряемых величин (при необходимости).
Порядок выполнения работы.
Результаты всех прямых измерений.
а) записи результатов измерений не должны допускать различных толкований;
б) кажущиеся ошибочными записи зачёркивать так, чтобы их при необходимости можно было прочитать;
в) не допускать подтёртостей и замалёвываний записей, не допускать переписывания выполнения работы. Это приводит к возможной потере информации и исключает вероятность подделки результатов.
Результаты измерений и вычислений (без погрешностей) в виде таблиц.
Графики.
Вывод (должен соответствовать цели работы). В выводе указать о погрешности измерения.
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка «5»ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4»ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки
Оценка «2»ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности!
Грубые ошибки:
незнаниеопределений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения;
неумениевыделять в ответе главное;
неумениеприменять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкования решения;
неумениечитать и строить графики и принципиальные схемы;
неумениеподготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов;
небрежноеотношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;
неумениеопределять показание измерительного прибора;
нарушениетребований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
неточностьформулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
ошибкив условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежа, графиков, схем;
пропускили неточное написание наименований единиц измерения физических величин;
нерациональныйвыбор хода решения.
Погрешности измерений.
Выполнение лабораторных и практических работ по физике связано с измерением различных физических величин и последующей обработкой их результатов. Измерением называется операция сравнения величины исследуемого объекта с величиной единичного объекта (или Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств). Так, например, за единицу длины принят метр, и в результате измерения длины некоторого отрезка определяется, сколько метров содержится в этом отрезке. В физике и технике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, следовательно, нет и абсолютно точных результатов измерения. Однако измерять все же приходится. На сколько можно доверять полученным результатам?
Принято различать прямые и косвенные измерения. При прямом измерении производится непосредственное сравнение величины измеряемого объекта с величиной единичного объекта. Другими словами – это такое измерение, в котором результат находится непосредственно в процессе считывания со шкалы (или показаний цифрового прибора). В результате искомая величина находится прямо по показаниям измерительного прибора, например, объем – по уровню жидкости в измерительном цилиндре (мензурке), вес – по растяжению пружины динамометра и т.д. Погрешность прямого измерения (обозначается значком ∆) зависит только от качества измерительного прибора . В учебнике по физике для седьмого класса автором А.В. Перышкиным вводится понятие погрешности измерений (стр. 11 учебника): погрешность измерений ∆а равна половине цены деления измерительного прибора и, что при записи измеряемой величины, с учетом погрешности, следует пользоваться формулой
А = арезультатизмерений+ ∆а.
В 10 классе это понятие формулируется иначе: погрешность прямого измерения складывается из инструментальной погрешности прибора ∆и А и погрешности отсчета ∆о А. Вероятно, автор учебника 7 класса использовал так называемое правило “ничтожных погрешностей”: обе составляющее погрешности прямого измерения следует учитывать лишь в том случае, если они близки друг к другу. Любым из этих слагаемых можно пренебречь, если оно не превосходит 1/3 – 1/4 от другого.
Наверное, следовало бы в 7 классе ввести понятие погрешности измерения иначе: погрешность измерений ∆а равна инструментальной погрешности измерительного прибора. Так как в проводимых измерениях на лабораторных работах в 7 классе используются пусть простые, но все же измерительные приборы (линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр и т. д.),
Инструментальная погрешность измерительных приборов, например, для линейных размеров обычно указывается на самом приборе в виде абсолютной погрешности или в виде цены деления. Если на приборе этого нет, то она принимается равной половине цены наименьшего деления. Как правило, цена деления шкалы приборов согласована с инструментальной погрешностью. Для приборов с цифровым отсчетом измеряемых величин метод вычисления погрешности приводится в паспортных данных прибора. Если эти данные отсутствуют, то в качестве абсолютной погрешности принимается значение, равное половине последнего цифрового разряда индикатора. Погрешность отсчета ∆оА связана с тем, что указатель прибора не всегда точно совпадает с делениями шкалы (например, стрелка на шкале динамометра, вольтметра). В этом случае погрешность отсчета не превосходит половины цены деления шкалы и погрешность отсчета принимают также за половину цены деления ∆о А = с/2, где с – цена деления шкалы измерительного прибора. Погрешность отсчета надо учитывать только тогда, когда при измерении указатель прибора находится между нанесенными на шкалу прибора делениями. Совсем не имеет смысла говорить и тем более пытаться учитывать погрешности отсчета у цифровых приборов. Обе составляющее погрешности прямого измерения следует учитывать лишь в том случае, если они близки друг к другу.
В школьной лабораторной практике методы математической статистики при измерении практически не используются. Поэтому при выполнении лабораторных работ необходимо определять максимальные погрешности измерения физических величин.
Однако гораздо чаще измерения проводят косвенно, например, площадь прямоугольника определяют по измерению длин его сторон, плотность по измерениям массы и объема и т.д. Во всех этих случаях искомое значение измеряемой величины получается путем соответствующих расчетов. Косвенное измерение – определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.
Результат всякого измерения всегда содержит некоторую погрешность. Поэтому в задачу измерений входит не только нахождение самой величины, но также и оценка допущенной при измерении погрешности. Если оценка погрешности результата физического измерения не сделана, то можно считать, что измеряемая величина вообще неизвестна, поскольку погрешность может, вообще говоря, быть того же порядка, что и сама измеряемая величина или даже больше. В этом состоит отличие физических измерений от бытовых или технических, в которых в результате практического опыта заранее известно, что выбранный измерительный инструмент обеспечивает приемлемую точность, а влияние случайных факторов на результат измерений пренебрежимо мало по сравнению с ценой деления применяемого прибора.
Погрешности физических измерений принято подразделять на систематические, случайные и грубые. Систематические погрешности вызываются факторами, действующими одинаковым образом при многократном повторении одних и тех же измерений. Систематические погрешности скрыты в неточности самого инструмента и неучтенных факторах при разработке метода измерений. Обычно величина систематической погрешности прибора указывается в его техническом паспорте. Что же касается метода измерений, то здесь все зависит от квалификации экспериментатора. Хотя суммарная систематическая погрешность во всех измерениях, проводимых в рамках данного эксперимента, будет приводить всегда либо к увеличению, либо к уменьшению правильного результата, знак этой погрешности неизвестен. Поэтому на эту погрешность нельзя внести поправку, а приходится приписывать эту погрешность окончательному результату измерений.
Случайные погрешности обязаны своим происхождением ряду причин, действие которых неодинаково в каждом опыте и не может быть учтено. Они имеют различные значения даже для измерений, выполненных одинаковым образом, то есть носят случайный характер. Допустим, что сделано n повторных измерений одной и той же величины. Если они выполнены одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой степенью тщательности, то такие измерения называются равноточными.
Третий тип погрешностей, с которыми приходится иметь дело грубые погрешности или промахи. Под грубой погрешностью измерения понимается погрешность, существенно превышающая ожидаемую при данных условиях. Она может быть сделана вследствие неправильного применения прибора, неверной записи показаний прибора, ошибочно прочитанного отсчета, не учета множителя шкалы и т.п.
Вычисление погрешностей.
Введем обозначения: A,B, …. – физические величины. Aпр– приближенное значение физической величины, т.е. значение, полученное путем прямых или косвенных измерений. Напомним, что абсолютной погрешностью приближенного числа называется разность между этим числом (Аизмеренное) и его точным значением (Аистинное), причем ни точное значение, ни абсолютная погрешность принципиально неизвестны и подлежат оценке по результатам измерений.
∆ А = Аизм – Аист
Относительной погрешностью(εа) приближенного числа (измерения физической величины) называется отношение абсолютной погрешности приближенного числа к самому этому числу.
εА = ∆А /Аизм
Максимальная абсолютная погрешностьпрямых измерений складывается из абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчета при отсутствии других погрешностей:
∆A = ∆иA + ∆иA
∆иA – абсолютная инструментальная погрешность, определяемая конструкцией прибора (погрешность средств измерения). Находится по таблицам.
∆иA – абсолютная погрешность отсчета (получающаяся от недостаточно точного отсчета показаний средств измерения), она равна в большинстве случаев половине цены деления; при измерении времени – цене деления секундомера или часов.
Вид функции | Относительная погрешность |
Апр = А + В | εА = (∆ А + ∆В)/(А + В) |
Апр = А – В | εА = (∆ А + ∆В)/(А – В) |
Апр = А В | εА = εА + εВ = ∆ А/A + ∆В/B |
Апр = А/В | εА = εА + εВ = ∆ А/A + ∆В/B |
Апр = Аn | εА = εА n = n ∆ А/A |
Апр = A 1/n | εА = εА 1/n = ∆ А/nA |
Апр = 1/A + 1/B | εА = (∆А/A2 + ∆В/B2)/(1/A + 1/B) |
Апр = 1/A – 1/B | εА = (∆А/A2 + ∆В/B2)/(1/A – 1/B) |
Апр = sin A | εА = ∆А ctg A |
Апр = cos A | εА = ∆А tg A |
Апр = tg A | εА = 2∆А/sin2A |
Абсолютную погрешность измерения обычно округляют до одной значащей цифры (∆A ~ 0. 18 = 0.20). Численное значение результата измерений округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (А ~ 12,323 = 12.30).
Формулы расчета относительных погрешностей для различных случаев приведены в таблице.
Как пользоваться этой таблицей?
Пусть, например, физическая величина ρ рассчитывается по формуле:
ρ = m/V. Значенияm иVнайдены прямыми измерениями во время проведения лабораторной работы. Их абсолютные погрешности соответственно равны∆m = ∆иm +∆оmи∆V = ∆иV +∆оV. GjПодставляя полученные значения∆mи ∆V,m иVв формулу, получим приближенное значение∆ρ = ∆m/∆V.Подставив аналогичноm иVв формулу, получим значение ρпр. Далее следует рассчитать относительную погрешность результатаερ. Это можно сделать, воспользовавшись соответствующей формулой из четвертой строки таблицы. ερ = εm+ εV= ∆m/m + ∆V/V
Поскольку из-за наличия случайных погрешностей результаты измерений по своей природе представляют собой тоже случайные величины, истинного значенияρистизмеряемой величины указать нельзя. Однако можно установить некоторый интервал значений измеряемой величины вблизи полученного в результате измерений значенияρ пр, в котором с определенной вероятностью содержитсяρист. ρпр– ∆ρ ≤ ρист ≤ ρпр + ∆ρ.
Тогда окончательный результат измерений плотности можно записать в следующем виде:
ρист = ρпр ± ∆ρ
Задача наилучшей оценки значенияρисти определения пределов интервала по результатам измерений является предметом математической статистики. Но это отдельный разговор…
О числовых расчетах
При вычислениях обычно пользуются микрокалькулятором, в результате на индикаторе в ответе автоматически получается столько цифр, сколько их вмещается на нем. При этом создается впечатление об избыточной точности результата. В то же время результаты измерений являются приближенными числами. Напомним (см., например, М.Я.Выгодский, Справочник по элементарной математике), что для приближенных чисел отличают запись 2,4 от 2,40, запись 0,02 от 0,0200 и т.д. Запись 2,4 означает, что верны только цифры целых и десятых, истинное же значение числа может быть, например, 2,43 или 2,38. Запись 2,40 означает, что верны и сотые доли, истинное число может быть 2,403 или 2,398, но не 2,421 и не 2,382. То же отличие проводится и для целых чисел. Запись 382 означает, что все цифры верны. Если же за последнюю цифру ручаться нельзя, то число округляется, но записывается не в виде 380, а в виде 38·10. Запись же 380 означает, что последняя цифра (ноль) верна. Если в числе 4720 верны лишь первые две цифры, его нужно записать в виде 47·102 или 4,7·103. В тех случаях, когда численные значения физических величин много больше либо много меньше единицы, их принято записывать в виде числа между 1 и 10, умноженного на соответствующую степень десяти.
Число знаков в окончательном результате устанавливается по следующим правилам. Сначала ограничивается число значащих цифр погрешности. Значащими цифрами называются все верные цифры числа кроме нулей, стоящих впереди числа. Например, в числе 0,00385 три значащие цифры, в числе 0,03085 четыре значащие цифры, в числе 2500 – четыре, в числе 2,5·103 – две. Погрешность записывается всегда с одной или двумя значащими цифрами. При этом руководствуются следующими соображениями.
Величина случайной погрешности, полученная из обработки результатов некоторого числа измерений, сама является случайным числом, т.е., если проделать это же число измерений еще раз, то, вообще говоря, будет получен не только другой результат для измеряемой величины, но и другая оценка для погрешности. Поскольку погрешность оказывается случайным числом, то, пользуясь законами математической статистики, можно и для нее найти доверительный интервал. Соответствующие расчеты показывают, что даже при довольно большом числе измерений этот доверительный интервал оказывается весьма широким, т.е. величина погрешности оценивается достаточно грубо. Так при 10 измерениях относительная погрешность у погрешности превышает 30%. Поэтому для нее следует приводить две значащие цифры, если первая из них 1 или 2, и одну значащую цифру, если она равна или больше 3. Это правило легко понять, если учесть, что 30% от 2 составляет 0,6, а от 4 уже 1,2. Таким образом, если погрешность выражается, например, числом, начинающимся с цифры 4, то это число содержит неточность (1,2), превышающую единицу первого разряда.
После того, как погрешность записана, значение результата должно быть округлено таким образом, чтобы его последняя значащая цифра была того же разряда, что и у погрешности. Пример правильного представления окончательного результата:t= (18. 7± 1.2)·102с.
Правила построения графиков
Графики строятся на миллиметровой бумаге, на которую прежде всего наносятся координатные оси. На концах осей указываются откладываемые физические величины и их размерности. Затем на оси наносят масштабные деления так, чтобы расстояние между делениями составляло 1, 2, 5 единиц (или 0.1, 0.2, 0.5, или 10, 20, 50 и т.д.). Обычно порядок масштаба, т.е. 10±n выносится на конец оси. Например, для пути, пройденного телом, вместо 1000, 1100, 1200 и т.д. метров около масштабных делений пишут 1.0, 1.1, 1.2, а в конце оси физическую величину обозначают как S, 103 м или S·10-3, м. Точка пересечения осей не обязательно должна соответствовать нулю по каждой из осей. Начало отсчета по осям и масштабы следует выбирать так, чтобы график занял всю координатную плоскость. После построения осей на миллиметровку наносят экспериментальные точки. Их обозначают маленькими кружками, квадратиками и т. д. Если на одной координатной плоскости строится несколько графиков, то для точек выбираются разные обозначения. Затем от каждой точки вверх, вниз и вправо, влево откладывают отрезки, соответствующие погрешностям точек в масштабах осей. Если погрешность по одной из осей (или по обеим осям) оказывается слишком малой, то предполагается, что она отображается на графике размером самой точки.
Экспериментальные точки, как правило, не соединяются между собой ни отрезками прямой, ни произвольной кривой. Вместо этого строится теоретический график той функции (линейной, квадратичной, экспоненциальной, тригонометрической и т.д.), которая отражает проявляющуюся в данном опыте известную или предполагаемую физическую закономерность, выраженную в виде соответствующей формулы. В лабораторном практикуме встречаются два случая: проведение теоретического графика преследует цель извлечения из эксперимента неизвестных параметров функции (тангенса угла наклона прямой, показателя экспоненты и т.д.) либо делается сравнение предсказаний теории с результатами эксперимента.
В первом случае график соответствующей функции проводится “на глаз” так, чтобы он проходил по всем областям погрешности возможно ближе к экспериментальным точкам. Существуют математические методы, позволяющие провести теоретическую кривую через экспериментальные точки в определенном смысле наилучшим образом. При проведении графика “на глаз” рекомендуется пользоваться зрительным ощущением равенства нулю суммы положительных и отрицательных отклонений точек от проводимой кривой.
Во втором случае график строится по результатам расчетов, причем расчетные значения находятся не только для тех точек, которые были получены в опыте, а с некоторым шагом по всей области измерений для получения плавной кривой. Нанесение на миллиметровку результатов расчетов в виде точек является рабочим моментом -после проведения теоретической кривой эти точки с графика убираются. Если в расчетную формулу входит уже определенный (или заранее известный) экспериментальный параметр, то расчеты проводятся как со средним значением параметра, так и с его максимальным и минимальным (в пределах погрешности) значениями. На графике в этом случае изображается кривая, полученная со средним значением параметра, и полоса, ограниченная двумя расчетными кривыми для максимального и минимального значений параметра.
Правила построения графиков рассмотрим на следующем примере. Предположим, что в опыте исследовался закон движения некоторого тела. Тело двигалось прямолинейно, и задачей опыта было измерение расстояния, которое тело проходит за различные промежутки времени. После проведения некоторого числа опытов и обработки результатов измерений были найдены средние значения измеряемых величин и их погрешности. Требуется изобразить результаты опыта, представленные в таблице, в виде графика и найти из графика скорость тела, предполагая, что движение равномерное.
Таблица. Зависимость пути, пройденного телом, от времени
Номер опыта | t,с | Dt,с | S, см | DS, см |
1 | 35. 5 | 1.0 | 97 | 6 |
2 | 40.0 | 1.0 | 99 | 9 |
3 | 45.0 | 1.0 | 108 | 9 |
4 | 50.0 | 1.0 | 139 | 11 |
5 | 55.0 | 1.0 | 146 | 12 |
Последовательность операций
- Строим оси координат и устанавливаем на них шкалы, исходя из интервалов изменения измеренных величин. Начало оси абсцисс (время) берем при t=30 с, а начало оси ординат (расстояние) -при S=80 см. Размечаем ось абсцисс с шагом 10 с, а ось ординат с шагом 20 см.
- Наносим на координатную плоскость точки, представленные в таблице. Для каждой точки откладываем влево и вправо погрешность Dtв масштабе оси абсцисс, а вверх и вниз -погрешность DSв масштабе оси ординат.
- Исходя из предположения о равномерном движении, т.е. о линейной зависимости S(t)=v0t, проводим прямую с таким расчетом, чтобы она наилучшим образом проходила через все измеренные точки. При проведении прямой учитываем, что в данном опыте при t=0 путь S=0 независимо от скорости, т.е. согласно теоретической формуле продолжение прямой должно проходить через точку (0,0), которая находится за пределами рабочего участка координатной плоскости. Так как скорость v=dS/dt, а производная геометрически представляется тангенсом угла наклона касательной к графику функции, то для равномерного движения тангенс угла наклона прямой дает скорость v0. Находить из графика следует именно тангенс, т. е. отношение противолежащего катета к прилежащему, взятых в масштабных единицах соответствующих осей. Очевидно, что угол наклона прямой зависит от выбора масштаба на осях. Поэтому измерение угла с последующим определением его тангенса смысла не имеет.
- Для оценки погрешности проводим через экспериментальные точки еще две прямые -с максимальным и минимальным наклоном в пределах погрешностей большинства точек и с учетом того, что продолжения этих прямых должны пересекать точку (0,0). Определяем тангенс угла наклона этих прямых и устанавливаем интервал, в пределах которого находится искомая величина (скорость).
- Окончательный результат построений показан на рисунке 1:
- Следует заметить, что графическая обработка опытных данных не столь строга, как аналитическая, зато она проста и наглядна.
- В тех случаях, когда диапазон изменений измеряемой величины превышает порядок, при построении графика обычно применяют логарифмический масштаб. Для построения логарифмической шкалы по оси от начальной точки в некотором масштабе откладываются отрезки, равные десятичным логарифмам ряда чисел. Если отложен lga, то около соответствующей точки ставится пометка a. Около начальной точки должна стоять пометка 1 (lg1=0). Таким образом, на логарифмической шкале расстояние от пометки 1 до пометки aравно в выбранном масштабе lga. Так как lg(10a)=1+ lga, то пометки на логарифмической шкале на участке от 10 до 100 будут в точности соответствовать пометкам на участке от 1 до 10. Это же рассуждение может быть проведено и для других участков шкалы. Поэтому, для изображения чисел от 1 до 100 на логарифмической оси требуется увеличить длину оси всего в два раза по сравнению с осью, размеченной от 1 до 10. Пусть, например, на оси длиной 10 см требуется отобразить числа от 1 до 100. Тогда на одну декаду будет приходиться 5 см. Соответственно пометка 2 должна стоять на расстоянии lg2·5=1.5см от начала оси, пометка 3 на расстоянии lg3·5=2.4 см, а пометка 30 на расстоянии lg30·5=7.4 см. Ниже приведен пример участка оси с логарифмической шкалой (рис.2).
Практикум
Практические работы для 10 класса
При изучении физики на профильном уровне в 10-11 классах предусмотрено по 20 часов на проведение лабораторного практикума. Практические работы подобраны, исходя из наличия оборудования, структуры материала в 10-11 классах, из бюджета времени.
Набор практических работ для учащихся 10 класса соответствует следующей схеме: это работы по разделам «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения в механике», «Молекулярная физика», «Газовые законы», «Термодинамика», «Электростатика», «Законы постоянного тока», «Ток в средах». В 10 классе учащимися выполняются минимум 9 работ. Часть из них одночасовые, часть – двухчасовые. К каждой работе учащиеся получают контрольные вопросы по соответствующей теме – это могут быть теоретические вопросы, расчётные задачи, тестовые задания. Комплекты контрольных вопросов заготовлены для каждой группы индивидуально. Выполнение практикума проводится в конце и в середине учебного года в ходе выполнения работ идёт одновременное повторение материала, изученного в 10 классе, осуществляется подготовка к экзамену за курс 10 класса
Практическая работа №2 «Определение начальной скорости вылета снаряда и дальности его полета при горизонтальной стрельбе»
Контрольные вопросы к ПР№2
Практическая работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения»
Контрольные вопросы к ПР№3
Практическая работа №4 «Определение числа молекул в металлическом теле»
Контрольные вопросы к ПР№4
Практическая работа №5 «Измерение удельной теплоемкости вещества»
Контрольные вопросы к ПР№5
Практическая работа №6 «Исследование изотермического процесса»
Контрольные вопросы к ПР№6
Практическая работа №7 «Определение электроёмкости конденсатора»
Контрольные вопросы к ПР№7
Практическая работа №8 «Определение удельного сопротивления проводника»
Контрольные вопросы к ПР№8
Практическая работа №9 «Исследование фоторезистора»
Контрольные вопросы к ПР№9
Практические работы для 11 класса
Набор практических работ для учащихся 11 класса соответствует следующей схеме: это работы по разделам «Механические колебания», «Электромагнитные колебания», «Переменный ток», «Трансформатор», «Геометрическая оптика», «Волновая оптика», «Фотоэффект», «Физика атома и атомного ядра». В 11 классе учащимися выполняются минимум 9-10 работ. Выполнение практикума проводится в конце учебного года, в ходе выполнения работ идёт одновременное повторение материала, изученного в 11 классе, осуществляется подготовка к ЕГЭ.
*Нажмите на ссылку для просмотра или скачивания
Практическая работа №1 «Измерение массы тела с помощью пружинного маятника»
Контрольные вопросы к ПР№1
Практическая работа №2 «Исследование электромагнитных колебаний с помощью осциллографа»
Контрольные вопросы к ПР№2
Практическая работа №3 «Измерение индуктивности катушки по её сопротивлению переменному току»
Контрольные вопросы к ПР№3
Практическая работа №4 «Исследование зависимости КПД трансформатора от нагрузки»
Контрольные вопросы к ПР№4
Практическая работа №5 «Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы»
Контрольные вопросы к ПР№5
Практическая работа №6 «Наблюдение дифракции света»
Контрольные вопросы к ПР№6
Практическая работа №7 «Исследование зависимости силы фототока от поверхностной плотности потока излучения»
Контрольные вопросы к ПР№7
Практическая работа №8 «Определение постоянной Планка»
Контрольные вопросы к ПР№8
Практическая работа №9 «Измерение радиационного фона»
Контрольные вопросы к ПР№9
Практическая работа №10 «Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков»
Контрольные вопросы к ПР№10
Лабораторные работы для 10 класса
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
Лабораторная работа №5 «Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела».
Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха».
Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда»
Лабораторная работа «Определение поверхностного натяжения жидкости»
Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел. Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости».
Лабораторные работы для 8 класса
Лабораторная работа: «Измерение работы и мощности электрического тока»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 — ГДЗ физика 11 класс — Решение упражнений и заданий к учебнику «Физика» Является.В. Коршак 11 класс 2011 год
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом.
Цель: изучить основные свойства полупроводникового диода.
Оборудование: германиевый полупроводниковый диод, амперметр, источник тока, проводники, реостат со скользящим контактом, выключатель, вольтметр.
Теоретические сведения
Принцип действия большинства полупроводниковых приборов основана на использовании свойств р-n-перехода.
Для образования р-n-перехода в кристалле с электронной проводимостью нужно создать область с дырочной проводимостью или в кристалле с дырочной проводимостью — область с электронной проводимостью.
Если р-n-переход соединить с источником тока так, чтобы с его положительным полюсом была соединена область с электронной проводимостью, то электроны в га-полупроводнике и дырки в р-полупроводнике будут удаляться внешним полем от запорного слоя в противоположных направлениях, увеличивая его удельное сопротивление. Этот способ включения р-n-перехода называется включением в запорном или обратном направлении.
Если р-n-переход соединить с источником тока так, чтобы положительный полюс был соединен с областью дырочной проводимости, а отрицательный — с областью электронной проводимости, то переходы основных носителей через р-n-переход облегчаются.
. Основные носители уменьшают толщину и сопротивление запорного слоя. Этот способ включения называется включением в пропускном или в прямом направлении.
Способность р-n-перехода пропускать ток практически только в одном направлении и не пропускать его в противоположном направлении используется в приборах, которые получили название полупроводниковых диодов.
Ход работы
1. Ознакомимся с внешним видом диода, его маркировкой.
2. Составим круг из источника тока, амперметра, реостата и выключателя. Выведем ползунок реостата на наибольшее сопротивление.
3. Замкнем круг и наблюдаем за показаниями амперметра. Установим ползунок реостата так, чтобы амперметр показывал ток 0,1 А.
4. Разомкнем круг и в него включим диод последовательно с амперметром.
5. Постепенно меняя положение ползунка реостата, будем следить за показаниями амперметра и вольтметра.
Результаты измерений занесем в таблицу.
Напряжение U, В | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2 | 2,2 | 2,4 |
Ипр., мА | 0,05 | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,1 | 1,6 | 2,1 | ‘2,7 | 3,2 |
6. По данным таблицы построим вольт-амперную характеристику диода.
7. Если изменить полярность включения диода в круг, то сопротивление р-n-перехода увеличивается и сила тока практически равна нулю.
8. Осторожно подогревая диод, следим за показаниями амперметра.
Показания амперметра увеличиваются.
Выводы:
1. Диод хорошо проводит ток в одном направлении (пропускном) и практически не пропускает ток в обратном (запорном) направлении.
2. Если сопротивление металлов с повышением температуры возрастает приблизительно линейно, сопротивление полупроводника (диода) резко уменьшается.
КЛАССИСПЫТАНИЕ КЛАСС 11. ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ: ФИЗИКА Тест 3: Электричество и магнетизм
Измерение емкости
Предварительные вопросы по измерению емкости Название страницы: Класс: Номер в реестре: Инструктор :. Конденсатор используется для хранения. 2. Какова единица СИ для емкости? 3. Конденсатор в основном состоит из двух
Дополнительная информацияНаведенные напряжения и закон Фарадея индуктивности
Наведенные напряжения и индуктивность Закон Фарадея Концепция # 1, 4, 5, 8, 13 Задача # 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 13, 15, 24, 23, 25, 31, 32a, 34, 37, 41, 43, 51, 61 В прошлой главе мы видели, что ток производит магнитное
Дополнительная информацияЗакон Ома и схемы
2.Электропроводность, изоляторы и сопротивление A. Электрический проводник — это материал, который позволяет электронам легко проходить через него. Металлы в целом хорошие проводники. Почему? Свойство проводимости
Дополнительная информацияПоследовательные и параллельные схемы
Последовательные и параллельные схемы. Компоненты схемы могут быть соединены последовательно или параллельно. Последовательное расположение компонентов — это то, где они встроены друг в друга, т.е.е. подключен сквозной. Параллель
Дополнительная информацияФамилия: Имя: Физика 102 Весна 2006 г .: Экзамен №2 Вопросы с множественным выбором 1. Заряженная частица q движется со скоростью v перпендикулярно однородному магнитному полю. Второй идентичный заряженный
Дополнительная информацияДОКУМЕНТ ПО ФИЗИКЕ 1 (ТЕОРИЯ)
ДОКУМЕНТ ПО ФИЗИКЕ 1 (ТЕОРИЯ) (Три часа) (Кандидатам разрешается дополнительно 15 минут только на чтение статьи.Они НЕ должны начинать писать в это время.) —————————————- ————————————————— —————————
Дополнительная информацияСтуденческое исследование: схемы
Имя: Дата: Изучение учащимися: Схемы Словарь: амперметр, цепь, ток, омметр, закон Ома, параллельная цепь, сопротивление, резистор, последовательная цепь, напряжение. Дополнительная информация
Глядя на конденсаторы
Модуль 2 Теория переменного тока Обзор того, что вы узнаете в Модуле 2: В разделе 2.1 Общие типы конденсаторов и их использование. Основные символы схем для. В разделе 2.2 Зарядка и разрядка Как работают конденсаторы. Что
Дополнительная информацияГлава 13: Электрические цепи
Глава 13: Электрические цепи 1. Бытовая цепь, рассчитанная на 120 Вольт, защищена предохранителем на 15 ампер. Какое максимальное количество лампочек мощностью 100 Вт может одновременно гореть параллельно?
Дополнительная информацияУчебник 12 Решения
Решения PHYS000 Tutorial 2 Tutorial 2 Solutions.Два резистора номиналом 00 Ом и 200 Ом последовательно подключены к источнику питания 6,0 В постоянного тока. (а) Нарисуйте принципиальную схему. 6 В 00 Ом 200 Ом (б) Общее число
Дополнительная информацияХХ. Вводная физика, средняя школа
ХХ. Вводный тест по физике, Вступительный тест по физике в средней школе Вводный тест по физике в средней школе весной 2013 года был основан на стандартах обучения в области физики штата Массачусетс
. Дополнительная информацияЛабораторная работа E1: Введение в схемы.
E1.1 Лабораторная работа E1: Введение в схемы Цель этой лабораторной работы — познакомить вас с некоторыми основными приборами, используемыми в электрических цепях. Вы научитесь пользоваться блоком питания постоянного тока, цифровым мультиметром
. Дополнительная информацияГлава 19. Электрические схемы
Глава 9 Электрические цепи Последовательная проводка Существует много цепей, в которых к источнику напряжения подключено более одного устройства. Последовательная проводка означает, что устройства подключены таким образом, что их
Дополнительная информация104 Практический экзамен 2–3 / 21/02
104 Практический экзамен 2–3 / 21/02 1.Два электрона находятся в области пространства, где магнитное поле равно нулю. Электрон А покоится; и электрон B движется на запад с постоянной скоростью. Ненулевой
Дополнительная информацияГлава 7 Цепи постоянного тока
Глава 7 Цепи постоянного тока 7. Введение … 7-7. Электродвижущая сила … 7-3 7.3 Последовательные и параллельные резисторы … 7-5 7.4 Правила схемы Кирхгофа … 7-7 7.5 Измерения напряжения-тока…7-9
Дополнительная информацияГлава 7. Цепи постоянного тока
Глава 7 Цепи постоянного тока 7.1 Введение … 7-3 Пример 7.1.1: Соединения, ответвления и петли … 7-4 7.2 Электродвижущая сила … 7-5 7.3 Электрическая энергия и мощность … 7-9 7.4 Резисторы последовательно и параллельно …
Дополнительная информацияBoardworks AS Физика
Boardworks AS Physics Vectors 24 слайда 11 Flash-операций Префиксы, скаляры и векторы Справочник по порядкам префиксов единиц СИ Сопоставление степеней десяти с их префиксами единиц СИ Справочник по
Дополнительная информацияEisflisfræði 2, vor 2007 г.
[Просмотр задания] [Печать] Eðlisfræði 2, vor 2007 30.Передача индуктивности должна быть произведена в 2:00 ночи в среду, 14 марта 2007 г. Кредит для проблем, представленных с опозданием, уменьшится до 0% после того, как крайний срок будет
Дополнительная информацияЭксперимент 3, закон Ома
Эксперимент № 3, Закон Ома 1 Назначение Физика 182 — Лето 2013 г. — Эксперимент № 3 1 Изучить характеристики напряжения, — углеродного резистора при комнатной температуре и температуре жидкого азота,
Дополнительная информацияЭлектрическая система самолета
Глава 9 Электрическая система самолета Введение Удовлетворительные характеристики любого современного самолета в очень большой степени зависят от постоянной надежности электрических систем и подсистем.
Дополнительная информацияИндукторы в цепях переменного тока
Катушки индуктивности в цепях переменного тока Название Раздел Резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы влияют на изменение величины тока в цепи переменного тока и времени, в которое ток достигает своего максимального значения
Дополнительная информацияВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ МАЯТНИК
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ МАЯТНИК Национальный центр радиоастрофизики Раджу Бадди, TIFR, Ганешхинд П.O Bag 3, кампус Университета Пуны, ПУНА 411007, Махараштра, ИНДИЯ; [email protected] РЕЗЮМЕ
Дополнительная информацияКонтрольные вопросы PHYS 2426 Экзамен 2
Контрольные вопросы PHYS 2426 Экзамен 2 1. Если 4,7 x 10 16 электронов проходят через определенную точку в проводе каждую секунду, каков ток в проводе? A) 4,7 мА B) 7,5 A C) 2,9 A D) 7,5 мА E) 0,29 A Ответ: D 2.
Дополнительная информацияГЛАВА 28 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
ГЛАВА 8 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ 1.Нарисуйте принципиальную схему цепи, которая включает в себя резистор R 1, подключенный к положительному выводу батареи, пару параллельных резисторов R и R, подключенных к
. Дополнительная информацияГлава 22 Дополнительная электроника
Глава 22 Далее Стиральная машина с электроникой имеет задержку открытия дверцы после цикла стирки. Часть этой схемы показана ниже. По окончании цикла переключатель S замыкается. На данном этапе конденсатор
Дополнительная информацияЗаряды, напряжение и ток
Заряды, напряжение и ток Лекция 2 1 Атомы и электроны Атомы состоят из положительно заряженного ядра. Отрицательно заряженные электроны вращаются в оболочках (или, точнее, в облаках или орбиталях) —
Дополнительная информацияОбщая физика (PHY 2140)
Общая физика (PHY 2140) Лекция 12 Электричество и магнетизм Магнетизм Магнитные поля и сила Применение магнитных сил http: // www.Physics.wayne.edu/~apetrov/phy2140/ Глава 19 1 Отдел
Дополнительная информация% PDF-1.6 % 7090 0 obj> endobj xref 7090 229 0000000016 00000 н. 0000007416 00000 н. 0000007677 00000 н. 0000007745 00000 н. 0000007874 00000 н. 0000007910 00000 п. 0000008455 00000 н. 0000008918 00000 н. 0000009445 00000 н. 0000010201 00000 п. 0000010389 00000 п. 0000010647 00000 п. 0000011325 00000 п. 0000011412 00000 п. 0000011673 00000 п. 0000012251 00000 п. 0000012338 00000 п. 0000012450 00000 п. 0000012564 00000 п. 0000012975 00000 п. 0000016171 00000 п. 0000019177 00000 п. 0000022202 00000 п. 0000025141 00000 п. 0000027993 00000 н. 0000030875 00000 п. 0000033764 00000 п. 0000036600 00000 п. 0000044787 00000 п. 0000052250 00000 п. 0000052279 00000 п. 0000052671 00000 п. 0000053071 00000 п. 0000053189 00000 п. 0000053347 00000 п. 0000053591 00000 п. 0000053987 00000 п. 0000054387 00000 п. 0000054736 00000 п. 0000054899 00000 н. 0000055057 00000 п. 0000055301 00000 п. 0000055680 00000 п. 0000055799 00000 п. 0000055957 00000 п. 0000072654 00000 п. 0000072728 00000 п. 0000072816 00000 п. 0000072936 00000 п. 0000073013 00000 п. 0000073128 00000 п. 0000073269 00000 п. 0000073361 00000 п. 0000073422 00000 п. 0000073564 00000 п. 0000073670 00000 п. 0000073730 00000 п. 0000073850 00000 п. 0000074001 00000 п. 0000074111 00000 п. 0000074171 00000 п. 0000074282 00000 п. 0000074441 00000 п. 0000074539 00000 п. 0000074599 00000 п. 0000074698 00000 п. 0000074853 00000 п. 0000074933 00000 п. 0000074993 00000 п. 0000075083 00000 п. 0000075213 00000 п. 0000075296 00000 п. 0000075356 00000 п. 0000075445 00000 п. 0000075545 00000 п. 0000075604 00000 п. 0000075706 00000 п. 0000075748 00000 п. 0000075808 00000 п. 0000075912 00000 п. 0000075972 00000 п. 0000076085 00000 п. 0000076145 00000 п. 0000076265 00000 п. 0000076325 00000 п. 0000076385 00000 п. 0000076445 00000 п. 0000076551 00000 п. 0000076611 00000 п. 0000076726 00000 п. 0000076786 00000 п. 0000076902 00000 п. 0000076962 00000 п. 0000077022 00000 п. 0000077082 00000 п. 0000077208 00000 п. 0000077268 00000 п. 0000077390 00000 п. 0000077450 00000 п. 0000077572 00000 п. 0000077632 00000 п. 0000077769 00000 п. 0000077829 00000 п. 0000077929 00000 п. 0000077989 00000 п. 0000078095 00000 п. 0000078155 00000 п. 0000078278 00000 п. 0000078338 00000 п. 0000078454 00000 п. 0000078514 00000 п. 0000078624 00000 п. 0000078684 00000 п. 0000078744 00000 п. 0000078804 00000 п. 0000078908 00000 п. 0000078968 00000 п. 0000079028 00000 п. 0000079132 00000 п. 0000079193 00000 п. 0000079280 00000 п. 0000079413 00000 п. 0000079522 00000 п. 0000079582 00000 п. 0000079679 00000 п. 0000079786 00000 п. 0000079846 00000 п. 0000079943 00000 н. 0000080003 00000 п. 0000080064 00000 п. 0000080167 00000 п. 0000080228 00000 п. 0000080319 00000 п. 0000080380 00000 п. 0000080473 00000 п. 0000080534 00000 п. 0000080632 00000 п. 0000080693 00000 п. 0000080784 00000 п. 0000080844 00000 п. 0000080939 00000 п. 0000080999 00000 п. 0000081118 00000 п. 0000081178 00000 п. 0000081238 00000 п. 0000081299 00000 п. 0000081401 00000 п. 0000081462 00000 п. 0000081561 00000 п. 0000081622 00000 п. 0000081718 00000 п. 0000081779 00000 п. 0000081879 00000 п. 0000081940 00000 п. 0000082036 00000 п. 0000082097 00000 п. 0000082190 00000 п. 0000082251 00000 п. 0000082359 00000 п. 0000082420 00000 п. 0000082513 00000 п. 0000082574 00000 п. 0000082669 00000 п. 0000082730 00000 н. 0000082822 00000 п. 0000082883 00000 п. 0000082944 00000 п. 0000083004 00000 п. 0000083065 00000 п. 0000083146 00000 п. 0000083277 00000 п. 0000083372 00000 п. 0000083480 00000 п. 0000083619 00000 п. 0000083718 00000 п. 0000083818 00000 п. 0000083965 00000 п. 0000084052 00000 п. 0000084140 00000 п. 0000084284 00000 п. 0000084353 00000 п. 0000084432 00000 п. 0000084550 00000 п. 0000084622 00000 п. 0000084700 00000 п. 0000084789 00000 п. 0000084880 00000 п. 0000084973 00000 п. 0000085075 00000 п. 0000085184 00000 п. 0000085279 00000 п. 0000085383 00000 п. 0000085488 00000 п. 0000085603 00000 п. 0000085714 00000 п. 0000085825 00000 п. 0000085951 00000 п. — \ 8 v — ߥ ‘} fL + z8n2:]% + H, KsD -% {# o7
c || U: J (0 «» 0% Sd & ꐒ dd ?.т @ мИСРЮм «Н, л [О > k8 [ڣ dv> 64js +% /> h99Sz>! (3 & ؚ ܆ s3d8 # JZ, e ; ® — ;, t (2OOxC? 0
Математика: | |
TOEFL: | |
IELTS: | |
Американская литература: | |
Академическое письмо: | |
Химия: | |
Биология: | |
Физика: | |
SAT-английский и математика: | |
SAT-Physics: | |
SAT-Chemistry: | |
SAT-Biology: |