Контрольные вопросы и задания – Контрольные вопросы и задания 1. Что вы знаете о тексте? 2. Какие значимые части могут быть в слове? 3. Чем

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:. Философия для аспирантов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему ставка только на разум поставила под сомнение перспективу дальнейшего развитая человечества?

2. Дайте комментарий высказыванию: «Глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором породила много катастроф».

3. Какие проблемы относятся к глобальным, есть ли между ними взаимосвязь?

4. Противостояние всего искусственного всему естественному — проблема будущего или это уже сложившаяся современная глобальная проблема?

5. Какой смысл заключает в себе понятие «постиндустриальное общество»?

6. Дайте оценку Римского клуба и Программы проекта моделей мирового порядка, уточните их достоинства и недостатки.

7. Попробуйте представить свою модель будущего мира.

8. Что является целью так называемого «планетарного» мировоззрения?

9. Сделайте анализ дилеммы «быть или иметь» и укажите возможные решения.

10. Какие реальные возможности таят в себе средства массовой информации (СМИ)?

11. Какую роль в процессе моделирования будущего должны сыграть ориентиры Добра и Красоты?

12. Дайте определение отчуждению и расшифруйте его вероятные состояния.

13. Чем обусловлено отчуждение и какова его причина?

14. Что нужно сделать, чтобы преодолеть ту или иную форму отчуждения?

15. Ваш идеал в жизни? Считаете ли Вы возможным осуществить его, используя социально неодобряемые средства, помня о том, что «победителя не судят»?

500

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Контрольные вопросы и задания 1.Что вы знаете о текст… -reshimne.ru

1.Текст- это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2.Морфема-это значимая часть слова (приставка, корень,суффикс,окончание).
3.
1)Приставки пишутся вместе ,а предлоги отдельно (ушел приставка у ,возле дома предлог возле,на солнце на предлог)
2)Что-бы узнать предлог это или приставка нужно подставить вопрос или прилагательное если это сделать не удается то это приставка (Возле (чего? какого?) дома,а вот ушел не получается ,прилетел тоже не получается

3)Приставка это часть слова а предлог самостоятельная часть речи
(на поле предлог на обводим в кружочек а приставку выделяем символом на верху)
4.Разделительный ъ знак пишется
после приставки перед е,ю,я,.Мягкий знак пишетсяпосле согласных перед гласными.
5.1)В некоторых словах гласные А, О, И, Е, Я могут быть безударными. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Например, д…ска — дОски- буду писать с о — дОска2) Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный .Например, снег — нет снеГа. Буду писать с буквой Г. Редкий — реДенький. Буду писать с буквой Д.3)В некоторых слова буквы Д,Т, В, л пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать такое родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный слышался чтко. Например, звездный — звезДа — пишу с Д, опасный — опаСен — сочетание СН пишу без Т.
6.Жюри,парашют,брошюра,фишю.
7.Существительное,глагол,наречие,местоимение,прилагательное,приложение,причастие,деепричастие.
8.И.п кто?что?
Р.п кого? чего?
Д.п кому? чему?
В.п кого? что?
Т.п кем? чем?
П.п о ком? о чем?
9.Имена прилагательные изменяются по числам,родам и падежам.
10.Местоимения бывают отрицательными,неопределенными,личными,вопросительными.Они пишутся с предлогами раздельно.
11.Поешь,бегает,убираем,играете,рвут,поют,летишь,горит,солим,предложите,дышат,растят.
12.Официально-деловой,публицистический,художественный,научный,разговорный.

reshimne.ru

Контрольные вопросы и задания

присутствуют ИМС очень высокого уровня интеграции: микропроцессор, модули ОЗУ, контроллеры внешних устройств и др. Фактически каждая микросхема или небольшая группа микросхем образуют функционально законченный блок. Уровень сложности блока таков, что разобраться в его внутреннем устройстве для неспециалиста не только нецелесообразно, а просто невозможно. К счастью, для понимания внутренних принципов работы современной ЭВМ достаточно рассмотреть несколько типовых узлов, а изучение поведения БИС заменить изучением функциональной схемы компьютера.

Обработка информации в ЭВМ происходит, как уже не раз отмечалось выше, путем последовательного выполнения элементарных операций. Эти операции менее многочисленны, нежели набор команд ЭВМ (которые реализуются через цепочки этих операций). К элементарным операциям относятся: установка — запись в операционный элемент (например, регистр) двоичного кода; прием — передача (перезапись) кода из одного элемента в другой; сдвиг — изменение положения кода относительно исходного; преобразование — перекодирование; сложение — арифметическое сложение целых двоичных чисел — и некоторые другие. Для выполнения каждой из этих операций сконструированы электронные узлы. являющиеся основными узлами цифровых вычислительных машин — регистры, счетчики, сумматоры, преобразователи кодов и т.д.

В основе каждой из элементарных операций лежит некоторая последовательность логических действий, описанных в предыдущем параграфе. Проанализируем, например, операцию сложения двух чисел: 3+6. Имеем:

011 + 110 1011

На каждом элементарнейшем шаге этой деятельности двум двоичным цифрам сопоставляется двоичное число (одноили двузначное) по правилам: (0,0) => О, (0,1) => 1, (1.0) => 1, (1,1) => 10. Таким образом, сложение цифр можно описать логической бинарной функцией. Если дополнить это логическим правилом переноса единицы в старший разряд (оно будет сформулировано ниже при описании работы сумматора), то сложение полностью сведется к цепочке логических операций.

Для дальнейшего рассмотрения необходимо знать условные обозначения базовых логических элементов. Они приведены на рис. 4.21. Соответствующие таблицы истинности приведены в предыдущем пункте.

Отметим, что на практике логические элементы могут иметь не один или два, а значительно большее число входов.

Рис. 4.21. Условные обозначения основных логических элементов

Итак, примем к сведению, что простейшие логические элементы, изображенные на рис. 4.21, можно реализовать аппаратно. Это означает, что можно создать электронные устройства на транзисторах, резисторах и т.п., каждое из которых имеет один или два входа для подачи управляющих напряжений и один выход, напряжение на котором определяется соответствующей таблицей истинности. На практике логическому «да» («истина», или цифра 1 в таблицах истинности) соответствует наличие напряжения, логическому «нет» («ложь», или цифра 0) — его отсутствие.

Вопрос, на который мы должны ответить, таков: как с помощью таких элементарных схем реализовать сложные цифровые устройства, необходимые для работы ЭВМ? При этом, учитывая существование прямых соответствий между логическими и электронными схемами, вполне достаточно достичь понимания на уровне логических схем.

В качестве характерных устройств выберем два наиболее важных и интересных -триггер(рис. 4.22) и сумматор. Первый — основа устройств оперативного хранения информации, второй

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение классической вероятности события.

  2. Сформулируйте все известные вам классификации событий.

  3. Сформулируйте теоремы суммы и произведения событий для разных случаев.

  4. Определите понятие условной вероятности.

  5. Заданы два случайных несовместных события. Зависимы они или нет?

  6. Выпишите формулы полной вероятности и Байеса. Объясните входящие в них термины.

  7. Сформулируйте условия схемы испытаний Бернулли.

Список основной литературы

  1. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. — 12-е изд., перераб. — М. : Юрайт : Высш. образование, 2009. — 478. 

  2. Кремер, Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / Н. Ш. Кремер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2007. — 573 с. 

  3. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. — 11-е изд., перераб. — М. : Высш. образование, 2009. – 403.

  4. Практикум по математике : для студентов очной формы обучения. Ч. 3 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы ; сост. : А. Л. Осипов, Е. А. Рапоцевич. — Новосибирск, 2008. — 76 с.

Список дополнительной литературы

  1. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие / В. Е. Гмурман. — 11-е изд., перераб. — М.: Высш. образование, 2006. — 404 с.

  2. Фадеева Л.Н. Математика для экономистов. Теория вероятностей и математическая статистика: курс лекций / Л. Н. Фадеева. — М.: Эксмо, 2006. – 399 с.

  3. Шапкин А.С. Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию с решениями : учеб. пособие / А. С. Шапкин. — 4-е изд. — М. : Дашков и К, 2007. — 432 с.

  4. Кузнецов, С.Б., Рапоцевич Е.А. Теория вероятностей и математическая статистика. Часть II. Сборник задач и упражнений.  Новосибирск: СибАГС, 1997. – 136 с.

Тема 3. Случайные величины и их законы распределения §3.1. Общие определения

Рассмотрим сначала случайный эксперимент с дискретным пространством исходов, т. е. с таким пространством элементарных событий  = {u1, u2, …, un}, которое состоит из конечного или счетного числа исходов. Пусть есть величина, которая в результате случайного эксперимента принимает различные числовые значения в зависимости от наступления того или иного исхода, при этом каждому исходу соответствует только одно число. Иными словами, на пространстве элементарных событий задана функция.

Функция, заданная на пространстве элементарных событий  = {u1, u2, …, un}, называется случайной величиной.

Для любого исхода ui значение xi = X (ui) это реализация случайной величины при данном исходе. Поскольку в ходе случайного эксперимента реализуется лишь один какой-то исход, то это означает, что в результате эксперимента наблюдается лишь какое-то одно значение случайной величины (одна реализация) из всех возможных. Обозначать случайные величины будем заглавными латинскими буквами X, Y,  …, а конкретные их значения соответствующими строчными буквами х, у,….

Пример.

Пусть бросается игральная кость. Величина X, равная числу выпавших очков, является случайной величиной. Величина X принимает возможные значения {1, 2, 3, 4, 5, 6}. В этом примере элементарный исход — это выпадение той или иной грани игрального кубика. В стандартной ситуации на гранях кубика написаны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6. Однако этим граням могут соответствовать и другие числа. Тогда мы получим другую случайную величину, хотя пространство элементарных исходов останется прежним.

Для дискретных пространств  = {u1, u2, …} будем обозначать возможные значения случайной величины через xi = X (ui), i = 1, 2, …. Значения xi случайной величины X появляются с некоторой вероятностью, которую обозначим через pi= P (X = xi). Величина X принимает при этом не более чем счетное число возможных значений {x1, x2, …} и называется дискретной.

Дискретной (прерывной) случайной величиной называется случайная величина, принимающая отделенные друг от друга значения, которые можно перенумеровать.

Непрерывной случайной величиной (в широком смысле слова) называется случайная величина, возможные значения которой непрерывно заполняют какой-то промежуток.

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

1. Какие утилиты используются для создания файла справки?

2. Какой из существующих способов создания справочной системы более перспективный?

3. Как изменить последовательность и иерархию разделов в оглавлении файла справки?

4. Рассмотрите самостоятельно создание окна поиска в справочной системе, скомпилированной из html-файлов.

5. Как в утилите HTML Help Workshop изменить картинки, отмечающие разделы справочной системы?

Лабораторная работа №12 (2 часа) Технология тестирования логики программ

Цель: освоить технологию тестирования логики программ.

Оборудование: ПЭВМ IBM PC-AT.

Программные средства: ОС семейства Windows, среда Delphi 5.* (или выше).

Задание

Разработать по заданию преподавателя приложение, позволяющее решить одну из следующих задач:

  1. Идентифицировать треугольник по трем сторонам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный).

  2. Идентифицировать четырехугольник по четырем сторонам (квадрат или ромб, прямоугольник, трапеция или обыкновенный четырехугольник).

  3. Идентифицировать треугольник по двум сторонам и углу между ними (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный).

  4. Определить, является ли заданное с клавиатуры шестизначное число четным, счастливым (сумма первых трех цифр равна сумме последних трех цифр) или делится на 13.

  5. Идентифицировать треугольник по трем углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный).

  6. Идентифицировать трапецию по двум сторонам и углу между ними (квадрат, равнобедренная, обыкновенная).

Выполнить тестирование логики полученной программы.

Программа работы

1. Получить вариант задания у преподавателя.

2. Подготовить вариант решения поставленной задачи в среде Delphi.

3. Выбрать метод тестирования и выполнить тестирование программы.

4. Продемонстрировать результаты работы преподавателю.

Пояснения к работе

Тестирование программного обеспечения охватывает целый ряд видов деятельности, аналогичных последовательности процессов разработки программного обеспечения. В него входят: а) постановка задачи для теста; б) проектирование теста; в) написание тестов; г) тестирование тестов; д) выполнение тестов и е) изучение результатов тестирования.

Решающую роль играет проектирование тестов. Возможны разные подходы к проектированию тестов. Первый состоит в том, что тесты проектируются на основе внешних спецификаций программ и модулей, либо спецификаций сопряжения программы или модуля. Программа при этом рассматривается как черный ящик (стратегия «черного ящика»). Существо такого подхода – проверить соответствует ли программа внешним спецификациям. При этом логика модуля совершенно не принимается во внимание. Второй подход основан на анализе логики программы (стратегия «белого ящика»). Существо подхода – в проверке каждого пути, каждой ветви алгоритма. При этом внешняя спецификация во внимание не принимается.

Ни один из описанных подходов не является оптимальным. Из анализа существа первого подхода ясно, что его реализация сводится к проверке всех возможных комбинаций значений на входе программы. Тестирование любой программы для всех значений входных данных невозможно, так как их бесконечное множество, поэтому ограничиваются меньшим. При этом исходят из максимальной отдачи теста по сравнению с затратами на его создание. Она измеряется вероятностью того, что тест выявит ошибки, если они имеются в программе. Затраты измеряются временем и стоимостью подготовки, выполнения и проверки результатов теста.

Проанализируем теперь второй подход к тестированию. Даже если предположить, что выполнены тесты для всех путей программы, нельзя с полной уверенностью утверждать, что модуль не содержит ошибок. Очевидное основание этого утверждения состоит в том, что выполнение всех путей не гарантирует соответствия программы ее спецификациям. Допустим, если требовалось написать программу для вычисления кубического корня, а программа фактически вычисляет корень квадратный, то программа будет совершенно неправильной, даже если проверить все пути. Вторая проблема – отсутствующие пути. Если программа реализует спецификации не полностью (например, отсутствует такая специализированная функция, как проверка на отрицательное значение входных данных программы вычисления квадратного корня), никакое тестирование существующих путей не выявит такой ошибки. И, наконец, проблема зависимости результатов тестирования от входных данных. Путь может правильно выполняться для одних данных и неправильно для других. Например, если для определения равенства трёх чисел программируется выражение вида

IF (A+B+C)/3=A,

то оно будет верным не для всех значений A, B и C (ошибка возникает в том случае, когда из двух значений В или С одно больше, а другое на столько же меньше А). Если концентрировать внимание только на тестировании путей, нет гарантии, что эта ошибка будет выявлена.

Таким образом, полное тестирование программы невозможно. Тест для любой программы будет обязательно неполным, то есть тестирование не гарантирует полное отсутствие ошибок в программе. Стратегия проектирования тестов заключается в том, чтобы по возможности попытаться уменьшить эту неполноту. Тестирование по принципу «белого ящика» характеризуется степенью, какой тесты выполняют или покрывают логику (исходный текст программы).

Метод покрытия операторов.

Целью этого метода тестирования является выполнение каждого оператора программы хотя бы один раз.

Пример:

Рис. 12.1 Рис. 12.2

В этой программе можно выполнить каждый оператор, записав один единственный тест, который реализовал бы путь ace. То есть, если бы на входе было: А=2, В=0, Х=3, каждый оператор выполнился бы один раз. Но этот критерий на самом деле хуже, чем он кажется на первый взгляд. Пусть в первом условии вместо “and”“or” и во втором вместо “x>1”“x<1” (блок-схема правильной программы приведена на рис. 12.1, а неправильной – на рис. 12.2). Результаты тестирования приведены в табл. 12.1. Обратите внимание: ожидаемый результат определяется по алгоритму на рис. 12.1, а фактический – по алгоритму рис. 12.2, поскольку определяется чувствительность метода тестирования к ошибкам программирования. Как видно из этой таблицы, ни одна из внесенных в алгоритм ошибок не будет обнаружена.

Таблица 12.1 – Результат тестирования методом покрытия операторов

Тест

Ожидаемый результат

Фактический результат

Результат тестирования

A=2, B=0, X=3

X=2,5

X=2,5

неуспешно

Метод покрытия решений (покрытия переходов)

Более сильный метод тестирования известен как покрытие решений (покрытие переходов). Согласно данному методу каждое направление перехода должно быть реализовано, по крайней мере, один раз.

Покрытие решений обычно удовлетворяет критерию покрытия операторов. Поскольку каждый оператор лежит на некотором пути, исходящем либо из оператора перехода, либо из точки входа программы, при выполнении каждого направления перехода каждый оператор должен быть выполнен.

Для программы приведенной на рис. 12.2 покрытие решений может быть выполнено двумя тестами, покрывающими пути {ace, abd}, либо {aсd, abe}. Пути {aсd, abe}покроим, выбрав следующие исходные данные: {A=3, B=0, X=3} и {A=2, B=1, X=1} (результаты тестирования – в табл. 12.2).

Таблица 12.2 – Результат тестирования методом покрытия решений

Тест

Ожидаемый результат

Фактический результат

Результат тестирования

A=3, B=0, X=3

X=1

X=1

неуспешно

А=2, В=1, Х=1

Х=2

Х=1,5

успешно

Метод покрытия условий

Лучшие результаты по сравнению с предыдущими может дать метод покрытия условий. В этом случае записывается число тестов, достаточное для того, чтобы все возможные результаты каждого условия в решении выполнялись по крайней мере один раз (табл. 12.3).

В предыдущем примере имеем четыре условия: {A>1, B=0}, {A=2, X>1}. Следовательно, требуется достаточное число тестов, такое, чтобы реализовать ситуации, где A>1, A1, B=0 и B0 в точке а и A=2, A2, X>1 и X1 в точке В. Тесты, удовлетворяющие критерию покрытия условий и соответствующие им пути, приведены ниже:

а) A=2, B=0, X=4 ace

б) A=1, B=1, X=0 abd

Таблица 12.3 – Результаты тестирования методом покрытия условий

Тест

Ожидаемый результат

Фактический результат

Результат тестирования

A=2, B=0, X=4

X=3

X=3

неуспешно

A=1, B=1, X=0

X=0

X=1

успешно

Критерий решений (условий)

Критерий покрытия решений/условий требует такого достаточного набора тестов, чтобы все возможные результаты каждого условия в решении выполнялись по крайней мере один раз, все результаты каждого решения выполнялись по крайней мере один раз и, кроме того, каждой точке входа передавалось управление по крайней мере один раз.

Два теста метода покрытия условий

а) A=2, B=0, X=4 ace

б) A=1, B=1, X=0 abd

отвечают и критерию покрытия решений/условий. Это является следствием того, что одни условия приведенных решений скрывают другие условия в этих решениях. Так, если условие А>1 будет ложным, транслятор может не проверять условия В=0, поскольку при любом результате условия В=0, результат решения ((А>1)&(В=0)) примет значение ложь. Следовательно, недостатком критерия покрытия решений/условий является невозможность его применения для выполнения всех результатов всех условий.

Другая реализация рассматриваемого примера приведена на рис. 12.3. Многоусловные решения исходной программы разбиты на отдельные решения и переходы. Наиболее полное покрытие тестами в этом случае выполняется так, чтобы выполнялись все возможные результаты каждого простого решения. Для этого нужно покрыть пути HILP (тест А=2, В=0, Х=4), HIMKT (тест А=3, В=1, Х=0), HJKT (тест А=0, В=0, Х=0), HJKR (тест А=0, В=0, Х=2).

Протестировав алгоритм на рис. 12.3, нетрудно убедиться в том, что критерии покрытия условий и критерии покрытия решений/условий недостаточно чувствительны к ошибкам в логических выражениях.

Рис. 12.3

Метод комбинаторного покрытия условий

Критерием, который решает эти и некоторые другие проблемы, является комбинаторное покрытие условий. Он требует создания такого числа тестов, чтобы все возможные комбинации результатов условия в каждом решении выполнялись по крайней мере один раз. Набор тестов, удовлетворяющих критерию комбинаторного покрытия условий, удовлетворяет также и критериям покрытия решений, покрытия условий и покрытия решений/условий.

По этому критерию в рассматриваемом примере должны быть покрыты тестами следующие восемь комбинаций:

а) A>1, B=0;

б) A>1, B0;

в) A1, B=0;

г) А1, B0;

д) A=2, X>1;

е) A=2, X1;

ж) А2, X>1;

з) А2, X1.

Для того чтобы протестировать эти комбинации, необязательно использовать все 8 тестов. Фактически они могут быть покрыты четырьмя тестами (табл. 12.4):

A=2, B=0, X=4 {покрывает а, д};

A=2, B=1, X=1 {покрывает б, е};

A=0,5, B=0, X=2 {покрывает в, ж};

A=1, B=0, X=1 {покрывает г, з}.

Таблица 12.4 – Результаты тестирования методом комбинаторного покрытия условий

Тест

Ожидаемый результат

Фактический результат

Результат тестирования

A=2, B=0, X=4

X=3

X=3

неуспешно

A=2, B=1, X=1

X=2

X=1,5

успешно

A=0,5 B=0, X=2

X=3

X=4

успешно

A=1, B=0, X=1

X=1

X=1

неуспешно

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

дует учить пользоваться справочной литературой, быстро находить в ней нужную информацию, пользоваться встро енными в программы электронными справочными систе мами. Отдельно стоит задача обучения пользоваться спра вочными ресурсами Интернет.

Разумеется, перечисленные принципы не отвергают общедидактические принципы, установленные педагоги ческой наукой ещё со времён Коменского, они лишь их дополняют применительно к изучению нового учебного предмета, каким является информатика.

1.Почему базовый курс называют ядром школьного курса информатики и ИКТ?

2.Каково число часов на изучение базового курса по пер вому и второму варианту?

3.Сколько тем содержит Примерная программа базового курса?

4.В чём, на ваш взгляд, состоит проблема определения понятия информации?

5.Приведите названия подходов к введению понятия «Информация».

6.В субъективном подходе информация это …

7.В кибернетическом подходе информация это …

8.В энтропийном подходе информация это …

9.Запишите формулу Хартли.

10.Чем отличается понимание информации на быто вом уровне с определением её в теории информации?

11.В компьютерном подходе 1 бит это …

12.В семантическом подходе 1 бит это …

13.В алфавитном подходе 1 бит это …

217

14.Определите количество информации в вашем име ни и фамилии.

15.Рассчитайте информационный вес символов рус ского и английского алфавитов.

16.Какие вопросы и базовые понятия изучаются по теме «Информационные процессы»?

17.Какие вопросы и базовые понятия изучаются по теме «Информационные модели»?

18.Какие вопросы и базовые понятия изучаются по теме «Информационные основы управления»?

218

Глава 6. Методика изучения основных ин­ формационных процессов

Изучение информационных процессов является од ной из основных тем в базовом курсе информатики и ИКТ. К содержанию учебного материала этой темы учитель воз вращается практически постоянно в ходе изучения всего курса. Под информационными процессами понимают лю бые действия, выполняемые с информацией. К ним отно сятся: хранение информации, обработка информации, пе редача, поиск информации. Кроме того, кратко рассматри ваются вопросы кодирования и защиты информации.

Приведем основное содержание образования по данной теме, изложенное в образовательном стандарте для базового уровня:

1.Системы, образованные взаимодействующими эле ментами, состояние элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

2.Классификация информационных процессов. Вы бор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное пред ставление информации.

3.Поиск информации в социальных, биологических и технических системах. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необхо димое условие его автоматизации.

4.Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информа ционной среды. Защита информации.

219

Обсудим более подробно некоторые из основных информационных процессов и методику их изложения в средней школе. Рассмотрение помимо методических чис то теоретических вопросов по информационным процес сам вызвано тем, что значительная часть студентов в них слабо разбирается, а сам материал разбросан по ряду учебников по информатике.

6.1.Хранение информации

Схранением информации связаны следующие поня тия: носитель информации (память), внутренняя па мять, внешняя память, хранилище информации.

Под носителем информации понимается та физиче ская среда, которая непосредственно хранит информацию. В истории человечества носителями информации выступа ли: камень, папирус, пергамент, береста, бумага и др. Бу мага была изобретена в Китае сравнительно давно – во 2 веке нашей эры, но секрет её изготовления стал известен в Европе лишь в 11 веке. Сейчас бумага является основным внешним носителем информации. Однако срок жизни обычной бумаги всего около 50 лет, а специальных сортов для архивного хранения – до 150 лет. Современные носи тели информации – это магнитные и оптические (лазер ные) диски.

Для человека основным носителем информации яв ляется его мозг, который является собственной биологиче ской памятью. Память человека можно назвать оператив ной памятью, так как она позволяет вспомнить и воспро извести информацию почти мгновенно. Биологическую память можно назватьвнутренней памятью, поскольку её носитель – это мозг, который находится внутри челове

220

ка. Все остальные виды носителей можно назвать внеш ними или внешней памятью.

Задание для студентов: приведите особенности биологиче ской памяти.

Для закрепления изученного материала следует предложить учащимся привести примеры других носите лей информации и их особенности.

Хранилище информации – это информация на внеш них носителях, организованная специальным образом и предназначенная для длительного хранения и постоянного пользования. Хранилищами информации являются: архи вы, библиотеки, запасники музеев и картинных галерей, энциклопедии, справочники, картотеки. У астрономов хра нилищем информации являются стеклянные библиотеки, в которых сосредоточены негативы фотографических сним ков разных участков звёздного неба, полученных за мно гие десятилетия наблюдений. Для хранилища основной информационной единицей является определённый до кумент на каком либо физическом носителе: дело, досье, папка, книга, анкета, отчёт, микрофильм и т.п.

Хранилище всегда имеет определённую структуру в форме упорядоченности и классификации хранимых до кументов. Структура нужна для удобства хранения, попол нения, удаления и поиска информации. Например, книги в библиотеке хранятся на полках под определёнными шиф рами и по алфавиту.

Память человека можно рассматривать как своеоб разное внутреннее хранилище информации. Как хранили ще информации, память организована сложным образом. Особенностью памяти является её оперативность – чело век может очень быстро, практически мгновенно вспом нить и воспроизвести информацию, которую запомнил. Но

221

studfiles.net

Контрольные вопросы и задания

Вопросы:

  1. Какие процедуры служат в Паскале для выполнения операций ввода-вывода?

  2. Напишите оператор ввода переменной К с клавиатуры.

  3. Для каких целей служит оператор присваивания.

  4. Чем отличаются операторы ввода Read и Readln?

  5. Для каких целей служит оператор Write.

  6. Чем отличаются операторы вывода Write и Writeln?

  7. Для чего в процедурах вывода определяется ширина поля вывода?

  8. Какие обозначения используются в форматах вывода?

Задания:

1. Составить программу для вычисления высот треугольника со сторонами а, b, c по формулам:

ha=; hb=; hc=

где p=(a+b+c)/2.

2. Составьте программу вычисления площади прямоугольника по введенным в диалоге двум сторонам. Запишите текст программы на диск под именем okr.pas, откомпилируйте и проверьте ее действие.

3. Составьте программу вычисления длин высот треугольника, у которого длины сторон А,В,С.

4. Составьте программу вычисления величины силы тока на участке электрической цепи сопротивлением R Ом при напряжении U В.

5. Составьте программу вычисления напряжения на каждом из последовательно соединенных участков электрической цепи сопротивлением R1, R2, R3 Ом, если сила тока при напряжении U В составляет I А.

6. Напишите программу, которая вводит значения трех переменных: А, В, С типа Real и выводит их сумму. Ввод каждого значения произвести с отдельной строки. Результат также помещается на отдельную строку. При составлении программы обеспечьте приглашение к вводу данных.

  1. Составьте программу, которая выводит на экран компьютера заставку, аналогичную следующей:

*****************************

* Программа *

* вычисления суммы чисел *

* Автор: Петров В. И * ******************************

8. Напишите программу, которая вводит значения четырех переменных А, В, С, D типа integer и выводит их сумму. Ввод пары значений А и В произвести на одной строке, С и D — на другой. Результат вывести на отдельную строку, и курсор оставить на той же строке.

2.2. Программирование разветвляющихся процессов

Условный оператор IF используется для изменения естественного порядка выполнения операторов программы. Если условие истина, то выполняется первая ветвь, иначе – вторая. Таким образом, условный оператор – это средство ветвления вычислительного процесса.

Составной оператор IF имеет 2 формы: полное ветвление и сокращенное.

2

IF I < = Iк THEN

BEGIN

Опер_1;

Опер_2;

END

ELSE

BEGIN

Опер_1;

Опер_2;

END;

.2.1. Ветвление полное:

I > Iк

Опер_1

Опер_2

Опер_1

Опер_2

Примечание:

1. В операторе IF перед ELSE точка с запятой не ставится.

2. Условный оператор управляет только одним оператором поэтому, если после ключевых слов Then и Else требуется произвести более одного действия, то необходимо использовать операторные скобки Begin End.

3. Внутри операторных скобок после каждого оператора точка с запятой ставится.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *