Учебник по русскому разумовская: Разумовская М.М. , Львова С.И. , Капинос В.И. , Львов В.В. «Русский язык. 9 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС» в Санкт-Петербурге купить недорого в интернет магазине с доставкой

Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс. | Материал по русскому языку на тему:

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. — 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство —  Дрофа.

   

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

    Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.

2. 1.Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для   чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр.66,743). В 5 классе важным является формирование навыков смыслового чтения текстов лингвистического содержания и способности строить рассуждения на лингвистическую тему.  Учебник ориентирован также  на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями (например,  «язык» и «речь» — упр.9).

2.2.  Учебник содержит задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению  нового знания в учебных, в учебно – проектных  и социально – проектных ситуациях (упр. 276). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

2.3. Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебнике 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения; грамотного письма; осмысленного и точного понимания речи; правильного выражения собственных мыслей  в устной и письменной речи (например, после упражнения № 2 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»).

3. 3.1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» — упр.14, «Васюткино озеро» В.Астафьева, загадки и пр.).

3. 2. Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ  определения  написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово (объяснение написание слов «моряк», «линейка», «облегчить» — упр.58, 322) .  В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

  Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе это 2 блока упражнений: 1-Учимся читать лингвистический текст, 2 –Учимся говорить на лингвистическую тему.  

   Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения — упр.11). Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи — упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения).

3. 3. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29), классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого – упр. 16) и делать выводы (упр. 38: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

3. 4. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ…. » Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»  и т.д., работу в парах – упр. 63, ЗСП — 3,4).

3. 5. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

3. 6. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе (по мультимедийному пособию),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

   ФГОС предусматривает возможность  достижения личностных результатов обучения.

4. 1. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе ( в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (приведены высказывания о языке Л. Толстого  и др.– упр.4, Н. Карамзина, К.Паустовского – упр.7; регулярны задания — найти  в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца; орфоэпии и пр.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит  в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр. 784, совершенствовать их  – упр. 789.

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пятиклассников культуроведческой компетенции — с помощью  сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове,  Дале, Виноградове, Пешковском),  даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (анализ пословиц, поговорок, прибауток, считалок, загадок — упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на текстах  Крылова, Пушкина, Лермонтова,  Фета,  Тургенева, Толстого,  Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова,  Друни-ной, Ошанина и др.

4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр.15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности — § 69).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (отрывки из сказок;  материал на форзаце предусматривает постоянное обращение к нему в случае надобности, что обеспечивает твёрдые знания по важнейшим разделам фонетики, морфологии и речеведения  в 5 классе).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям пятиклассников — 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  (Шишкин, Юон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.; В. Гиппенрейтер) помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение), продумана наглядность (рисунки,  в том числе шутливые, репродукция картины Васнецова и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти  типов, при выполнении заданий повышенной сложности предусмотрены подсказки – упр. 702.  

5. 2. В учебнике учтена ведущая деятельность, характерная для детей 5 класса, – общение (предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова).

  5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент – упр. №184 , диалог, самостоятельная работа по мультимедийному пособию, кроссворд – упр. 325  и пр.)

 5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие — упр. 661).

 5. 5. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

  5. 6. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора.

   Учебник 5 класса является стартовым по отношению к систематическому курсу русского языка.

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс)   второй ступени.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Закладываются основы базовых понятий, идёт формирование навыков проведения различного вида анализа слова (фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, морфемного), а также многоаспектного анализа.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. — 16,

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта;

авторский коллектив: М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов и др.,

издательство —  Дрофа.

   

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 5 класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая краткая  характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 5 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

    Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени.

2. 1.Содержание учебника  и специальные задания направлены на формирование языка науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений, лингвистические тексты, предлагаемые для   чтения, анализа и пересказа; специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания, схем, таблиц, инструкций (упр. 66,743). В 5 классе важным является формирование навыков смыслового чтения текстов лингвистического содержания и способности строить рассуждения на лингвистическую тему.  Учебник ориентирован также  на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями (например,  «язык» и «речь» — упр.9).

2.2.  Учебник содержит задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению  нового знания в учебных, в учебно – проектных  и социально – проектных ситуациях (упр. 276). Особое внимание уделяется усвоению системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

2.3. Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений. В учебнике 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения; грамотного письма; осмысленного и точного понимания речи; правильного выражения собственных мыслей  в устной и письменной речи (например, после упражнения № 2 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»).

3. 3.1. Учебник учитывает возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в нём использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» — упр.14, «Васюткино озеро» В.Астафьева, загадки и пр.).

3. 2. Вместо правила в учебном процессе предлагается научный способ действия  – это образец рассуждения, схема, таблица и пр. Пятиклассник постепенно овладевает способом осмысления теории и механизмом действия (упр. 240, 241). Разрыв между теорией и практикой обучения преодолевается с помощью ориентира на усвоение ключевых умений. Например, предлагаемый способ  определения  написания проверяемых гласных и согласных корня с помощью правила заменён в учебнике способом определения написания путём опоры на ближнеродственное слово (объяснение написание слов «моряк», «линейка», «облегчить» — упр.58, 322) .  В учебнике использованы оптимальные способы формирования важнейших общеучебных умений и навыков. Например, опора на обобщающие понятия и соответствующие ключевые умения (понятие орфограммы в 5 классе, ключевое умение – обнаруживать её).

  Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий пятиклассников. Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Например, с 5 по 9 класс в учебниках повторяется несколько серий упражнений, обеспечивающих преемственность и перспективность  в работе, нацеленность на формирование важных умений на каждом этапе обучения. В 5 классе это 2 блока упражнений: 1-Учимся читать лингвистический текст, 2 –Учимся говорить на лингвистическую тему.  

   Учебник содержит упражнения на развитие способностей и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание найти на рисунке – схеме три условия речевого общения — упр.11). Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи — упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения).

3. 3. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29), классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого – упр. 16) и делать выводы (упр. 38: «Наблюдаем и делаем выводы»). Этому способствует систематическое проведение разнообразных видов языкового анализа (орфографического, лексического, морфологического). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной  деятельности.

3. 4. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: рубрика «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ…. »Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»  и т.д., работу в парах – упр. 63, ЗСП — 3,4).

3. 5. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.  Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Пятикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания.

3. 6. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе (по мультимедийному пособию),  на формирование экологического мышления (тексты о природе).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

   ФГОС предусматривает возможность  достижения личностных результатов обучения.

4. 1. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности пятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе ( в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки пятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 5 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (приведены высказывания о языке Л. Толстого  и др.– упр.4, Н. Карамзина, К.Паустовского – упр.7; регулярны задания — найти  в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца; орфоэпии и пр.) Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит  в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр. 784, совершенствовать их  – упр. 789.

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности пятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности пятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пятиклассников культуроведческой компетенции — с помощью  сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове,  Дале, Виноградове, Пешковском),  даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря Даля – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (анализ пословиц, поговорок, прибауток, считалок, загадок — упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на текстах  Крылова, Пушкина, Лермонтова,  Фета,  Тургенева, Толстого,  Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова,  Друни-ной, Ошанина и др.

4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр.15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности — § 69).

5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5.1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии пятиклассника (отрывки из сказок;  материал на форзаце предусматривает постоянное обращение к нему в случае надобности, что обеспечивает твёрдые знания по важнейшим разделам фонетики, морфологии и речеведения  в 5 классе).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям пятиклассников — 16 цветных репродукций  картин природы и художественных фотографий  (Шишкин, Юон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.; В. Гиппенрейтер) помогают ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации на цветном поле, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности, мультимедийное приложение), продумана наглядность (рисунки,  в том числе шутливые, репродукция картины Васнецова и пр.), даны образцы записи, учебник снабжён системой словариков пяти  типов, при выполнении заданий повышенной сложности предусмотрены подсказки – упр. 702.  

5. 2. В учебнике учтена ведущая деятельность, характерная для детей 5 класса, – общение (предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова).

  5. 3. Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (экскурсия, эксперимент – упр. №184 , диалог, самостоятельная работа по мультимедийному пособию, кроссворд – упр. 325  и пр.)

 5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (мультимедийное пособие — упр. 661).

 5. 5. Гармоничны и оправданы для учеников 5 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

  5. 6. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 5 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем являются справочные материалы с планами языкового разбора.

   Учебник 5 класса является стартовым по отношению к систематическому курсу русского языка.

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8. Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (5 класс)   второй ступени.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Закладываются основы базовых понятий, идёт формирование навыков проведения различного вида анализа слова (фонетического, морфологического, словообразовательного, лексического, морфемного), а также многоаспектного анализа.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учительница школы № 75 г. Черноголовка Московской области.

 

Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений. Готовые домашние задания

  • формат pdf
  • размер 1.65 МБ
  • добавлен 04 октября 2010 г.

219 c. Домашняя работа по русскому языку к учебникам:
Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2002.
Русский язык: Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2002.
Русский язык: Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1999.

Читать онлайн

Смотрите также

  • формат pdf
  • размер 775.22 КБ
  • добавлен 04 октября 2010 г.

Москва Просвещение, 2000. — 126 с. В пособии представлены ответы на 557 упражнений к учебнику Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс.

  • формат djvu
  • размер 3 МБ
  • добавлен 20 января 2012 г.

Москва: Просвещение, 2006. — 221 с. Вашему вниманию предлагается учебник по русскому языку для 7 класса общеобразовательных учреждений.

  • формат pdf
  • размер 905.1 КБ
  • добавлен 04 октября 2010 г.

Москва: Просвещение, 2000. — 127 с. В пособии представлены готовые домашние задания на 298 упражнения к учебнику Бархударов С. Г. и др. Русский язык. 9 класс.

  • формат pdf
  • размер 935.26 КБ
  • добавлен 04 октября 2010 г.

Москва: Просвещение, 2000. — 128 с. в книге представлены ответы на 754 упражнения к учебнику Ладыженская Т. А. «Русский язык 5 класс»

  • формат pdf
  • размер 25.47 МБ
  • добавлен 22 июля 2011 г.

Дрофа, 2009. — 269 с. — ISBN: 978-5-358-06518-8 (12-е изд.) Учебник по русскому языку 8 класса для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора, П. А. Леканта. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 13-е издание, стереотипное.

  • формат doc
  • размер 334 КБ
  • добавлен 07 февраля 2011 г.

Планирование уроков русского языка в 5 классе. по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова. (М.: Мнемозина, 2006). 204 ч. (6 часов в неделю). Предлагаемое планирование позволяет организовать эффективную работу по учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс» (М.: Мнемозина, 2004), построенному в соответствии с программой С. И. Львовой. Подробные поурочные разработки всех тем курса, отражающие опыт преподавания по заложенной в учебнике.

..

  • формат pdf
  • размер 809.19 КБ
  • добавлен 04 октября 2010 г.

Москва Дрофа, 2001. — 126 с. представлены ответы на 571 упражнение к учебнику Разумовская М. М. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Календарно-тематический план

  • формат docx
  • размер 329.95 КБ
  • добавлен 07 февраля 2011 г.

Предлагаемое планирование позволяет организовать эффективную работу по учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 6 класс», построенному в соответствии с программой С. И. Львовой.

  • формат doc
  • размер 806.5 КБ
  • добавлен 25 декабря 2008 г.

Учебное пособие состоит из 9 глав, включающих основные понятия и теоретические сведения по русскому языку и культуре речи (язык, речь, русский национальный язык, современный русский литературный язык, культура речи, норма, нормы орфоэпические, лексические, фразеологические, синтаксические, стилистические, стиль и др. ), а также по ораторскому искусству. В соответствии с этими сведениями для отработки и за-крепления практических навыков составлены…

Лучшие книги о русском народе

Лиза Дики
  • Веб-сайт
  • Твиттер

Кто я?

Лиза Дики — автор и соавтор книг, которая помогла написать более 20 научно-популярных книг, в том числе 10 New York Times бестселлеров. Она также русофилка с давних времен: ее первой работой после окончания колледжа была работа няней в посольстве США в Москве в последние дни существования Советского Союза. Лиза начала свою писательскую деятельность в Петербурге в середине 19 века. 90-х, пишет для Moscow Times и USA Today, а также является автором книги «Медведи на улицах: три путешествия по меняющейся России» .


Книги, которые я выбрал и почему

Shepherd поддерживается читателем. Мы можем получать партнерскую комиссию, когда вы покупаете по ссылкам на нашем веб-сайте. Этот так мы финансируем этот проект для читателей и авторов (узнать больше).

По Алекс Хальберштадт,

Почему эта книга?

Дед Алекса Хальберштадта по отцовской линии был последним живым телохранителем Иосифа Сталина. Его бабушка и дедушка по материнской линии были литовскими евреями, которые воочию наблюдали, как их мир загорелся во время Холокоста. А Алекс, который вырос в Москве, но подростком переехал в Нью-Йорк, теперь открытый гей-американец. Из этого безумного гобелена личной истории Хальберштадт сплетает невероятно трогательную историю личности, семьи и унаследованных травм.

По Алекс Хальберштадт,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Юные Герои Советского Союза как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Советский Союз
  • Холокост
  • Иосиф Сталин
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Стефан Орт,

Почему эта книга?

Стефан Орт очень нервный. Автор книги Couchsurfing in Iran , он решает перенести свои таланты в Россию, останавливаясь в местах, куда не осмелился бы отправиться ни один турист, и знакомясь с настоящими русскими людьми. А потом он пишет о них забавную, проницательную, умопомрачительно занимательную книгу. Кем этот парень себя возомнил? Сделайте себе одолжение: прочитайте его книгу и узнайте. Стефан — великолепный гид по настоящей России и ее людям.

По Стефан Орт,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал За занавесом Путина как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

«Журналист Орт дает бойкое описание своих путешествий…[что] понравится путешественникам в кресле.»
-Publishers Weekly

«Веселый, проницательный и умопомрачительно интересный. Стефан Орт — бесстрашный и потрясающий гид по настоящей России и ее людям.»
— Лиза Дики, автор книги «Медведи на улицах: три путешествия по меняющейся России»


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Советский Союз
  • Россия
  • русские
  • Владимир Путин
  • Иран
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Джон Стейнбек,

Почему эта книга?

Потягивая коктейли в нью-йоркском баре в конце 1940-х годов, Джон Стейнбек и знаменитый военный фотограф Роберт Капа начали размышлять о России.

«Что там носят люди? Что подают на ужин? Устраивают ли они вечеринки?… Как они занимаются любовью и как умирают?» Хотя в газетах регулярно лились галлоны чернил о политической ситуации там, никто не освещал частную жизнь русских людей, о чем и хотели знать эти два великих художника. Итак, они решили выяснить это сами. О плодах своего увлекательного и часто сумасбродного путешествия они подробно рассказывают в «Русском журнале».

По Джон Стейнбек,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Русский журнал как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Советский Союз
  • Россия
  • Вторая мировая война
  • Путешествовать
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Дэвид Ремник,

Почему эта книга?

Рекомендую, потому что если есть интерес к России, но вы еще не читали, то просто обязаны. Нет, правда, послушай: ты должен. Дэвид Ремник пишет так, как боксировал Мухаммед Али: с изяществом, силой и несправедливым мастерством. Это глубоко проработанный, тщательно продуманный и невероятно захватывающий рассказ о последних днях существования Советского Союза. Не обращайте внимания на название «гробница»; книга наполнена красочными персонажами и восхитительными кусочками жизни, запечатленными во времена исторических потрясений.

По Дэвид Ремник,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Могила Ленина как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Владимир Ленин
  • Советский Союз
  • русские
  • Распад Советского Союза
  • Политика
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин. org
  • Амазонка

По Светлана Алексиевич, Бела Шаевич,

Почему эта книга?

Что может быть лучше, чем узнать о русском народе через его собственные слова? Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе 2015 года за свои устные рассказы, которые Шведская академия назвала «историей эмоций — историей души». В «Подержанном времени» она рисует великолепный и душераздирающий портрет людей в суматохе и проливает свет на самые глубокие уголки русской души.

По Светлана Алексиевич, Бела Шаевич,

Почему я должен это читать?

3 авторы выбрали Подержанное время как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Советский Союз
  • Россия
  • Распад Советского Союза
  • Устная история
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин. org
  • Амазонка

5 списков книг, которые, как мы думаем, вам понравятся!

Лучшие книги по современной истории России

Лучшие книги по психологическим исследованиям, написанные в альтернативных форматах

Лучшие книги для чтения при посещении России

Лучшие книги о России и СССР от тех, кто увлечен их культурой и историей

Лучшие книги о России и СССР в ХХ веке

Увлекающийся Советский Союз, Россия, а также путешествовать?

Более 6000 авторов порекомендовали свои любимые книги и то, что им в них нравится. Просмотрите их подборку лучших книг о Советский Союз, Россия, а также путешествовать.

Советский Союз

Исследуйте 234 книги о Советском Союзе.

Россия

Исследуйте 246 книг о России

Путешествия

Изучите 166 книг о путешествиях

И 3 книги, которые, как мы думаем, вам понравятся!

Мы думаем, вам понравится г-н Путин , Идиот , а также Москва, 1937 если вам нравится этот список.

Горячее Россия | Софи Пинкхэм

После вторжения России в Украину 24 февраля президент Владимир Зеленский и бесчисленное количество простых украинцев умоляли Европу ввести эмбарго на российскую энергию, которая долгое время занимала центральное место в европейской экономике. Первые раунды экономических санкций, наложенных ЕС на Россию, были беспрецедентными по своему масштабу и строгости, но они исключали нефть и газ и мало что сделали для прекращения российской агрессии. На фоне новых разоблачений российских зверств ЕС недавно предложил ввести быстрые санкции против российского нефтяного сектора. Природный газ, который практически невозможно приобрести в кратчайшие сроки, еще не подпал под санкции ЕС, но Россия ввела собственные контрсанкции в отношении европейских газовых компаний. Европа сейчас находится под угрозой энергетического кризиса со всеми экономическими и политическими последствиями такого дефицита.

Тейн Густафсон, давний специалист по российской энергетике, написал Климат: Россия в эпоху изменения климата до вторжения, когда пандемия Ковида казалась великим неожиданным событием, усложняющим все прогнозы. Тем не менее, проект Климат , сфокусированный на будущем энергетического, зернового и металлургического рынков России, которые были изменены войной и новыми санкциями, вряд ли мог бы быть более своевременным. Густафсон утверждает, что дни российской мощи, финансируемой за счет углеводородов, сочтены. К сожалению, конец этой эпохи не скоро наступит ни для украинцев, ни для планеты.

Россия нагревается в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по миру, а Арктика нагревается еще быстрее. Клише, активно продвигаемое Москвой, заключается в том, что страна станет относительным победителем в борьбе с изменением климата, выиграв от тающего и доступного арктического судоходного маршрута, более продолжительного вегетационного периода и расширения сельскохозяйственных угодий в недавно оттаявших районах. Густафсон парирует с сухим, но убедительным изложением фактов, что в результате перераспределения богатства и власти, которое произойдет в результате изменения климата, Россия обречена. После прочтения Климат , Нападение России на Украину начинает походить на конвульсию умирающего государства.

Около двух третей территории России покрыто вечной мерзлотой — смесью песка и льда, которая до недавнего времени оставалась замороженной круглый год. По мере таяния вечной мерзлоты стены, построенные на ней, разрушаются, здания тонут, железные дороги деформируются, дороги изгибаются, а трубопроводы рвутся. Сибирская язва из давно замороженных трупов северных оленей разморозила и заразила современные стада. В тающей земле образовались воронки, поглотившие целые здания. Ледяные дороги по замерзшей воде, которые когда-то были единственным способом передвижения в некоторых отдаленных регионах, теперь доступны на все более короткие периоды времени. Арктическое побережье быстро подвергается эрозии, что ставит под угрозу сооружения, построенные близко к воде.

В 2020 году стареющий, плохо обслуживаемый цементный фундамент резервуара электростанции в Норильске раскололся, вылив 21 000 тонн дизельного топлива в местные водные пути и угрожая загрязнить близлежащий Северный Ледовитый океан. Общественный резонанс привел к наказанию некоторых виновных в разливе, но этого было недостаточно, чтобы заставить российское правительство принять решительные меры по устранению коренных причин катастрофы, включая изменение климата. Власти по-прежнему были более сосредоточены на открытии Северного морского пути. Арктика была «сокровищницей» Советского Союза, как выразился Густафсон, источником значительной части его запасов нефти, газа, угля, металлов и алмазов, и сегодня Россия придерживается такого же добывающего, а не природоохранного подхода к региону.

Леса России — самые большие в мире, на них приходится пятая часть деревьев Земли, но они серьезно повреждены пожарами, засухой и болезнями, которые вызваны или усугублены изменением климата. Дым задушил сибирские города. Во время пожаров 2019 года, которые сожгли около 10 000 квадратных миль леса в Сибири, интернет загорелся протестами, а российские певцы и актеры приняли участие во флешмобе под названием «Сибирь горит». Президент Путин направил воинские части для помощи в тушении пожара, но вскоре его выручил дождь. Проблема была забыта. Поскольку горящие, умирающие, вырубленные леса становятся производителями углерода, а не поглотителями углерода, они еще больше усугубляют проблему изменения климата. То же самое относится и к таянию вечной мерзлоты, которая выделяет метан, еще один мощный парниковый газ.

Путин руководил впечатляющим ростом российского сельского хозяйства: урожай зерновых почти удвоился с 1990-х годов. Россия теперь зарабатывает гораздо больше денег на сельском хозяйстве, чем на продаже оружия; сельскохозяйственная продукция является третьим наиболее прибыльным экспортным товаром после нефти и газа. Санкции западных стран в 2014 году в ответ на аннексию Крыма Россией только усилили эту тенденцию, поскольку российские контрсанкции в отношении импортируемых продуктов питания привели к быстрому увеличению производства.

В Klimat , Густафсон утверждает, что экспорт сельскохозяйственной продукции и доходы России будут продолжать расти до конца этого десятилетия, а глобальное потепление на один градус Цельсия улучшит производительность российского сельского хозяйства. Но в 2030-х и 2040-х темпы роста снизятся из-за вреда, причиняемого российским посевам засухой, аномальной жарой и проливными дождями. Некоторым из этих трудностей может противодействовать рост цен, поскольку изменение климата ставит под угрозу мировое снабжение продовольствием, но Россия также достигнет предела своих запасов пахотных земель. Две трети европейской части России, самого плодородного сельскохозяйственного района страны, уже слишком засушливы. Тем временем талая вечная мерзлота песчаная и неплодородная, и не годится для сельскохозяйственных угодий. России потребуется больше ресурсов для производства того же количества продовольствия. Более агрессивная тактика увеличения производства (например, интенсивное использование удобрений) в конечном итоге приведет к закислению и эрозии почвы.

Реклама

Несмотря на многие пугающие последствия изменения климата, оно вызывает в России меньше беспокойства, чем внешнее давление с целью сокращения выбросов углерода. До вторжения российские компании, имевшие тесные связи с внешним миром, — те, которые были зарегистрированы на иностранных биржах или имели значительные активы за границей, такие как металлургические компании, одна из самых глобализированных отраслей российской промышленности, — были встревожены не обязательно состоянием окружающей среды или тем, что Россия занимает четвертое место в мире по объему выбросов парниковых газов, но и потенциальными финансовыми потерями в случае несоблюдения новых экологических норм.

Предложение ЕС в 2019 году ввести налог на импорт, который не соответствует его нормам выбросов, поставило под угрозу доступ России к ее первичному рынку. (Предложение, получившее название «Механизм корректировки углеродных границ», было принято в июле 2021 г. и полностью вступит в силу в 2026 г.) Наиболее важными затронутыми рынками будут газ, медь и никель, поскольку добыча нефти в России, в отличие от ее потребления, не использовать большое количество углерода. Россия изо всех сил пыталась найти лазейки в пограничном налоге, такие как сомнительные пересчеты поглощения углерода ее лесами. Некоторые в России призывали к введению внутреннего налога на выбросы углерода или схемы торговли квотами на выбросы углерода, но правительство было более склонно компенсировать компаниям их убытки.

Кажется, почти ничего не убедит нынешнюю власть в необходимости декарбонизации. Углеводороды являются источником его энергии во всех смыслах; декарбонизация потребует переосмысления всей политической системы. Россия обладает крупнейшими в мире запасами нефти и газа, опережая даже Саудовскую Аравию. В 2019 году, до экономических потрясений, вызванных Covid, на нефть приходилось 44 процента всех экспортных доходов России. Доходы от нефти и газа вместе составляют 56 процентов доходов России от экспорта, что составляет 39 процентов.процентов федерального бюджета.

Нефть стала центральной частью советской экономики в 1960-х годах после успешных усилий по увеличению производства. К середине 1980-х годов Советский Союз был ведущим производителем нефти в мире. В соответствии с практикой советской командной экономики и ее подходом к природным ресурсам и окружающей среде — как и везде в мире — добыча нефти была расточительна и не учитывала будущего: ресурсы распределялись нерационально (например, крупные инвестиции в монопромышленные города в западно-сибирских болотах и ​​тундре), и рабочие были вынуждены выполнять высокие задачи, используя низкокачественное оборудование и примитивные, неэффективные методы, которые наносили ущерб нефтяным месторождениям. Хаотичный процесс приватизации в 1990-е помогли вдвое сократить добычу нефти. После того, как Путин вступил в должность, он вновь консолидировал отрасль под государственным контролем, как формальным, так и неофициальным, и в 2018 году добыча нефти в России наконец превзошла свой советский пик.

Но долгосрочное будущее российской нефтяной отрасли, как и российской экономики, и до введения новых санкций выглядело мрачным. Западная Сибирь, долгое время являвшаяся основным источником нефти в стране, истощается. Добыча арктической нефти уже идет полным ходом, но это дорого и частично зависит от иностранных технологий, которые были разрешены еще до вторжения в Украину. Новые санкции также вызывают перебои в поставках, что в конечном итоге может привести к нехватке места для хранения, что, в свою очередь, может привести к замедлению производства.

Со временем, утверждает Густафсон, российская нефтяная промышленность будет все больше и больше зависеть от государственных налоговых льгот. Сокращающееся предложение потеряет свою ценность на мировом рынке, который переходит на возобновляемые источники энергии. По мнению Густафсона, большинство факторов, определяющих будущее экспорта нефти из России, находятся вне его контроля: истощение наиболее доступных нефтяных месторождений, возрастающие трудности и затраты на доступ к оставшимся источникам, ущерб нефтяной инфраструктуре, вызванный изменением климата, и сокращение спрос со стороны ЕС, а затем и из Азии. Но выбор России оказал определенное влияние. Его вторжение в Украину значительно ускорило сроки этого сжатия, вызвав новые санкции и неофициальные бойкоты, даже несмотря на то, что оно подняло цену на нефть до более чем ста долларов за баррель. Путин может использовать эти высокие цены, чтобы компенсировать некоторые экономические потери, вызванные санкциями, и для дальнейшего увеличения своего личного состояния, но он не может пополнить российские нефтяные скважины, заморозить вечную мерзлоту или остановить глобальное внедрение возобновляемых источников энергии.

Поскольку мир пытается отказаться от нефти и угля, газ, вероятно, будет функционировать, к лучшему или к худшему, в качестве «переходного» топлива; Предыдущая книга Густафсона называлась « Мост: природный газ в разделенной Европе (2020) ». Советский Союз оставил России крупнейшую в мире газовую промышленность и самые большие запасы газа. Газ был и остается основным источником дешевой внутренней энергии в стране, причиной печально известной удушающей жары в российских домах зимой. Дешевый газ — одно из важнейших преимуществ, которое государство предоставляет для удовлетворения своих граждан и поддержки отечественной промышленности. Неудивительно, что это изобилие ведет к расточительности. Одним из способов значительного сокращения выбросов углекислого газа в России может стать повышение энергоэффективности зданий.

Реклама

При Путине Россия начала добывать газ на полуострове Ямал, компенсируя снижение добычи на старых месторождениях. По мнению Густафсона, в 2050-х годах недостатка в российском газе не будет. Проблема, опять же, может быть на стороне спроса. Россия может поставлять природный газ в Европу по более низкой цене, чем кто-либо другой, по трубопроводам, которые являются самым простым способом его транспортировки; альтернатива, сжиженный природный газ ( LNG ), может быть отправлена ​​​​за границу, но требует строительства специальных терминалов, что является дорогостоящим и трудоемким процессом. Россия потратила огромные деньги на разработку новых газовых месторождений и трубопроводов для европейского рынка, но этот рынок был готов к упадку еще до недавнего вторжения из-за общественного давления с целью уменьшить зависимость от ископаемого топлива, особенно российского.

Большая часть развивающихся стран рассматривает природный газ как более чистую и менее загрязняющую альтернативу углю, что является серьезной проблемой, учитывая опасные для жизни уровни загрязнения воздуха в Китае, Индии и других странах. Большинство развивающихся стран также отказались присоединиться к санкциям в отношении России; некоторые склонны встать на ее сторону, отчасти из-за своей зависимости от российских энергоресурсов, оружия и других товаров, особенно зерна. (Россия и Украина вместе обеспечивают 15 процентов мирового импорта зерна, а текущая война угрожает продовольственной безопасности на Ближнем Востоке и в некоторых частях Африки).0354 отгрузки СПГ и новый трубопровод в Китай. Но Густафсон заключает, что даже если это означает рост доходов от газа из Азии, чтобы компенсировать снижение продаж в Европу в ближайшие десятилетия, это не компенсирует потерю доходов от нефти из-за конкуренции со стороны китайского угля и СПГ. продажи из Австралии и Катара.

Санкции и общественное возмущение спровоцировали стремительные усилия по отказу от российской энергетики. Соединенные Штаты, ставшие ведущим мировым производителем углеводородов в 2010-х годах благодаря «сланцевой революции» при президенте Обаме, поставляют LNG в Европу, чтобы помочь ЕС избежать зависимости от России (но не от губительных для планеты выбросов углерода). Когда в 2019 году США стали чистым экспортером энергии, они стремились конкурировать с Россией в поставках газа в Европу. Теперь эта цель была достигнута в течение месяца, и, по данным Financial Times , , американские сланцевые компании наслаждаются «денежным цунами». Было много ожесточенных споров о том, в какой степени экспансия НАТО в Восточную Европу способствовала вторжению России в Украину; возможно, американо-российской конкуренции за энергоснабжение Европы следует уделить больше внимания.

Если рассматривать российско-украинскую войну как вопрос энергетической политики, то существуют четкие материальные, а также исторические, политические и культурные причины виктимизации Украины. В марте Густафсон сообщил n+1 , что Путин уже давно «помешан на украинском газе», предпринимая многочисленные безуспешные попытки получить контроль над системой газопроводов, которая проходит из России в Европу через Украину. В главе о двух странах в «Мост » Густафсон назвал украинско-российские газовые отношения «длительным и трудным разводом». В этом смысле, по словам Густафсона, обреченное на провал поведение Путина становится «клинически понятным».

Советский газ сначала поступал из запасов на Украине, поэтому там были построены советские трубопроводы. Когда Советы достигли предела украинских запасов, они нашли новые в Западной Сибири, но газ продолжал проходить через Украину. Постсоветская Украина — сильно зависящая от российского газа, политически независимая, но при этом обедневшая и коррумпированная — взимала плату с России за проход, одновременно снимая газ по пути на запад. Часть этого газа использовалась для обогрева украинских домов и предприятий, а часть досталась олигархам, которые затем вернули часть своих нечестных доходов высокопоставленным россиянам.

Узы промышленности и коррупции держали Украину привязанной к России, и две страны оказались в замкнутом круге «конфликта и сговора», как называет это Густафсон. В середине 2000-х Россия стала требовать от Украины более высокую цену за свой газ, и в украинских домах стало холоднее. Споры о ценах приводили к неоднократным перебоям в поставках и политическим кризисам между двумя странами. Я был на мероприятии в Одессе зимой 2007 года, в котором участвовали как украинцы, так и русские. В холодном санатории, который использовался как конференц-центр, русские постоянно жаловались на температуру. «Почему вы, украинцы, не отапливаете свои комнаты как следует?» они шутили. Их украинские коллеги молчали.

Стремясь избавиться от все более непокорной Украины, Россия начала строительство новой системы трубопроводов в Турцию, Германию и Польшу. Пятый и последний газопровод, «Северный поток — 2», с 2016 года первым вызвал широкую оппозицию из-за опасений по поводу чрезмерной энергетической зависимости Европы от России и роста напряженности в отношениях между США и Россией. Хотя Украина больше не зависит от российского газа, по крайней мере, от газа, поставляемого напрямую из России (а не через европейских посредников), она выступала против строительства. Доходы Украины от трубопроводного транзита составляли около 1 миллиарда долларов в год — деньги, в которых страна нуждалась как никогда отчаянно с ее хрупкой экономикой, серьезно пострадавшей от войны на Донбассе, начавшейся в 2014 году. А без трубопровода, проходящего через ее территорию, Украина, казалось бы, не имеют рычагов влияния на всю Россию.

Империализм берет свое начало в борьбе за ресурсы; идеология, оправдывающая жестокость завоевания и контроля, вторична. Нефть была одним из самых желанных ресурсов современной эпохи, но самый старый и самый важный ресурс — это еда. Известный плодородный «чернозем» Украины, которого желали многие захватчики и колонизаторы на протяжении всей истории страны, также может быть одним из мотивов новой агрессии России. Согласно недавним сообщениям, Россия конфисковала или уничтожила украинские зерновые склады и скрылась с украинской сельскохозяйственной техникой, контрабандой переправляя украденное зерно в Сирию для продажи на Ближнем Востоке. Густафсон отмечает, что по мере того, как нехватка продуктов питания становится все более частым явлением, продовольствие становится все более важным инструментом геополитического влияния.

Пройдёт много времени, прежде чем Европа сможет избавиться от зависимости от российских товаров. Переход к возобновляемым источникам энергии требует ископаемого топлива для добычи полезных ископаемых, строительства и судоходства; алюминий и сталь для солнечных батарей, ветряных турбин и электромобилей; редкоземельные металлы для аккумуляторов. Российская компания «Русал», основанная миллиардером Олегом Дерипаской, является крупнейшим производителем алюминия за пределами Китая. (Русал осудил зверства в Буче, поразительный шаг, и ранее он поддерживал налоги на выбросы углерода и другие меры, не наносящие вреда климату. И то, и другое свидетельствует о его глобальных связях и беспокойстве о том, чтобы нанести ущерб его деловым отношениям.) Российская компания «Норильский никель» — крупнейшая в мире нефтеперерабатывающая производитель никеля и крупный производитель меди, а Россия является одним из мировых лидеров по производству палладия и платины.

Густафсон считает, что рост цен на металлы для возобновляемых источников энергии не компенсирует потерю доходов России из-за падения цен на ископаемое топливо и продаж. Тем не менее потребность в этих металлах делает полный экономический разрыв с Россией нереалистичным. В марте цена на никель выросла на 250 процентов за два дня, хотя официальные санкции не распространялись на «Норильский никель» или его председателя Владимира Потанина из-за опасений по поводу ценовых скачков.

С экономической точки зрения Россия сделала ставку на короткую игру; долгая игра будет губительной. Хотя Путин добился значительного прогресса в модернизации российского нефтегазового и сельскохозяйственного секторов и несмотря на поразительный успех российской гражданской атомной энергетики, экономические успехи страны в путинскую эпоху были основаны на добыче, а не на инновациях, при этом государство доминировало в большей степени. отрасли. Государственный контроль усиливается новыми санкциями, которые делают российский бизнес более зависимым от Кремля и приводят к исходу западных компаний и консолидации их активов в руках России. Неспособность России производить собственные технологии следует модели, которая не просто советская, но восходит к дореволюционному периоду. У россиян есть свое имя для этого явления, называющее свою страну ресурсный придаток , или «ресурсный придаток». Единственными крупными областями технологических инноваций в России являются ядерная энергетика и оружие.

Экономическая модель России была крайне консервативной, ориентированной на накопление. (Большая часть доходов, конечно, также украдена.) Это означало отказ от инвестиций в развитие — и теперь большая часть этих денег недоступна из-за замораживания валютных резервов России. Еще до введения новых санкций Густафсон писал, что российские «заначки», собранные за двадцать лет, скоро закончатся. Как и нефть, она не возобновляема. Между тем страх перед экспроприацией или преследованием даже среди самых богатых и влиятельных политиков и бизнесменов России означает, что большая часть денег страны была уведена на офшорные банковские счета. Одно исследование показало, что к 2015 году офшорное богатство богатых россиян примерно в три раза превышало чистые валютные резервы и примерно равнялось всем финансовым активам домохозяйств в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *