Урок по окружающему миру на тему Невидимые нити 2кл
Невидимые нити
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Задачи: сообщить сведения о невидимых нитях-взаимосвязях в природе; создавать условия для развития умения устанавливать эти взаимосвязи в виде моделей; пробуждать потребность бережного отношения к природе.
Планируемый результат:
Познакомятся с экологическими связями между живой и нежиой природой, с причинами нарушения этих связей по вине человека.
Будут продолжать развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы развивать умение работать в парах, высказывать свое мнение в соответствии с нормами языка, развивать память, наблюдательность, умение планировать свою деятельность, осущевстлять оценку и взаимооценку.
Осознают необходимость бережного отношения к природе, научатся замечать и ценить красоту природы.
Ход урока
1.Организационный момент ( психологический настрой)
( дети берутся за руки и хором читают приветствие)
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Я сжимаю руку друга, прочь прогоним лень и скуку!
Просто вместе нам сподручно, потому что нам не скучно!
Мы друг другу помогаем, это дружбой называем.
— Поприветствуйте улыбкой друг друга. Оцените свой настрой, нарисуйте своё настроение.(у каждого на столе круг. нарисовать личико)
— Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных успехов.
А для этого мы с вами запустим бумажный кораблик ЗНАНИЙ.
Мотивация учебной деятельности ( читает напамять ученик,в руках держит нарисованный кораблик с надписью « ЗНАНИЯ» )
-Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывет далеко.Сегодня урок у нас важный,
Ведь знанья добыть нелегко!
( учитель прикрепляет кораблик к доске)
2. Осмысление учебных задач
– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы изучали тему «Какие бывают животные») Учитель прикрепляет к доске табличку ЖИВОТНЫЕ.
-Предлагаю вспомнить группы животных и назвать их отличительные черты. Для этого отгадайте загадки .
1. Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. ( змея )
( Учитель прикрепляет картинку- отгадку на доску. )
2. В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна.
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая! ( акула) (2)
3. Скачет зверушка —
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
4. Деловитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком….(ПЧЕЛА) (4)
5. У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. …. (ЦАПЛЯ ) (5)
6. Малиной обедает.
Где мёд, ведает. ( медведь)
-Итак, молодцы. Животных всех отгадали.
– Кто хочет расскажет об этом животном ?Определите, к какой группе оно относится. Подготовьте ответ по плану. И мы вместе составим кластер на тему «Какие бывают животные».
Примерный ответ по плану:
Название группы животных.
Признаки этой группы животных.
Представители.
-Поблагодарим ребят за работу аплодисментами!
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) определение темы и целей урока
На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы. Слайд1
— Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) —Проверим, верно ли вы ответили. Слайд 2
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)
— Давайте отгадаем тему сегодняшнего урока. Первое слово – это антоним к слову «видимые» ( невидимые)
-Верно, ребята.( учитель прикрепляет на доску карточку с этим словом)
-А второе слово спряталось здесь( учитель показывает карточку. (Собери словоТИИН )( НИТИ)
—. (на доске карточка «Невидимые нити
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити». Слайд 3
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
— Откройте учебник на стр 64. Прочитайте, какие цели ставит перед нами Муравьишка.
Слайд 4
– Что такое МОДЕЛЬ? (МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления).
( толкование подготовленным заранее учеником)
4. Открытие нового знания
1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»
— Чтобы лучше рассмотреть невидимые нити отгадайте куда мы должны отправиться?
Слайд 5
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. Слайд 6 ( лес)
— Назовите объекты живой природы леса. (растения, животные, живые организмы)
— — Как связаны между собой животные и растения леса? Слайд 7
— А какую пользу приносят животные растениям? Ответы детей. Слайд 8
растения —
Дом для животных
Пища для животных
Место укрытия
Материал для жилища
животные —
Уничтожают вредителей
Распространяют семена
Опыляют растения Слайд 9
-Подумайте , что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?
— Останется ли лес жить дальше или умрёт?
2. Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
Во время чтения текста, ученики карандашом делают пометки, знаком ! выделяют новую информацию. Стратегия «Инсерт»
– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой. Слайд10
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Слайд11
Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.
– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
— Прочитайте задание на стр.65. что нужно сделать в этом задании? Выполните его в парах. Если готовы ответить,поднимите руки вдвоем ( взявшись за руки). (Найти связи на картинке.)
— Какие связи вы увидели? ( по мере ответов детей, учитель вывешивает кластер СВЯЗИ на доску )
1. Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тли, которая погубит растения. Слайд 12
-Действительно, божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожаи. Она поедает тлю. Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть 4000тлей
2. Пчела собирает нектар цветов, если не будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда.
3. Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.)
— Как человек может нарушить эти связи? (Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространятся тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.)
.- Почему нити называют невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.)
-Давайте посмотрим, как связаны между собой неживая и живая природа.Слайд13
-А какая существует связь между различными животными? Слайд 14
-А как человек связан с природой? Слайд 15
— Во время чтения вы работали с текстом и отмечали знаком новую информацию. Скажите, что нового вы узнали из текста?
6. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
-Пришло время пригласить нашего Хому! ( сегодня Хомой будет ………………, надевает маску хомячка)
( дети выполняют с движениями физпаузу)
Хома, Хома , хомячок! Очень толстенький бочок!
Хома рано встает, чистит зубки, воду пьет,
Прибирает чисто в хатке и выходит на зарядку.
Раз, два,три, четыре, пять! ( дети приседают под счет)
Хома сииииильным хочет стать!
— Хома, попробуй составить цепочку питания , используя эти картинки.( человек, орел, колоски, хомяк) ( Хома приклеивает на доску соответствующие картинки, демонстрируя цепь питания) ( аплодисменты Хоме !)
5. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы».
— Придумайте по одному вопросу по прочитанному тексту и задайте их любому .
Тонкие вопросы:
Кто приказал вырубить кустарники?
Как рассуждал лесничий?
Что произошло через три года?
О чём призадумался лесничий?
Толстые вопросы:
Дайте объяснения, почему улетели птицы?
Объясните, почему для жуков и гусениц привольно стало?
О чём пожалел лесничий?
Предположите, как изменить ситуацию?
Создание моделей.( кластер)
-У вас на партах лежат квадратики, соответствующие по цвету моделям связей в природе ( на доске модели связей) Я сейчас приведу примеры ситуаций, а вы , определив какой модели она соответствует, показываете квадратик такого же цвета.
Задание 1.
О какой связи в природе идёт речь в тексте?
Текст: Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Всем живым существам для жизни необходим воздух и вода.
Ответ: связь между неживой и живой природой. ( желтый сигнал)
Задание 2.
Текст: Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек.
Ответ: Связь между различными животными.( зеленый сигнал)
Задание 3.
О какой связи в природе идёт речь в тексте?
Текст: Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
Ответ: Связь между неживой природой и человеком. ( розовый сигнал)
Задание 4.
О какой связи в природе идёт речь в тексте?.
Текст: Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных.В густом лесу скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери- кабаны. Лоси.Лес помогает существовать и размножаться монгим животным. Ответ: Связь в живой природе. ( оранжевый сигнал)
-Молодцы, ребята.
8. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».
Карта знаний ученика.
1.Невидимые нити – это ______
_______________________________
2 Определи связи по рисункам. Соедини стрелочками.
Связи между:
а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком
3.Установи цепи питания при помощи стрелочек.
Карта знаний ученика.
1.Невидимые нити – это ______
_______________________________
2. Определи связи по рисункам. Соедини стрелочками.
Связи между:
а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком
3.Установи цепи питания при помощи стрелочек.
— Кто закончил работу по карте знаний , кладите на стол. И приклейте свой кусочек волны под наш кораблик знаний. Пусть он весело приближается к концу нашего урока.
9. Подведение итогов урока. Слайд 16
— Вспомните, какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Все ли цели выполнили?
— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?
— Что нового вы узнали на уроке?
10. Домашнее задание.
— Что вы могли предложить в качестве домашнего задания?
— А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос «Что может сделать человек для того, чтобы «невидимые нити» сохранить»? Свой ответ изобразить рисунком.
11. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны!
И мошки на свете нужны,
Чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Нежны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой покажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
1.Докажите, что на Земле нужны мошки?
2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников
3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?
4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним покажется?
– Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке! Слайд 17
Окончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Что мне и друг другу вы так пригодились.
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Невидимые нити
Цель: Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
— получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы;
— читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— освоение знаний по теме « Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы); формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
— формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
— формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
— формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
— Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?
— А как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?
— Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?
— Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
— Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) актуализировать знания о видах животных.
— С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)
–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы изучали тему: «Какие бывают животные».)
-Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?
Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с изображением животных.
Проходит составление кластера на тему: « Какие бывают животные»:
Примерный ответ руководителя группы по плану:
1. Название группы животных.
2. Признаки этой группы животных.
3. Представители, изображённые на рисунках.
Полный и верный ответ приветствуется другими учениками аплодисментами.
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) определение темы и целей урока.
1. На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
— Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)
— Чему мы будем учиться на уроке?
— Будем учиться находить связи:
· в природе,
· между природой и человеком;
· научимся изображать изученные связи с помощью моделей.
4. Открытие нового знания.
Цель: 1) формирование знаний о невидимых нитях.
Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
— О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них. Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли.
-Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
5.Первичное закрепление
Цель: формирование умения определять связи в природе
— Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить.
1.Работа в группах.
Каждой группе выдаётся конверт с текстами по теме «Невидимые нити», дети в группах должны составить модель связи, о которой прочитают.
2.Защита созданных моделей. Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.
1 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
Ответ:
Связь между неживой и живой природой.
2 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
Ответ:
Связь между различными животными.
3 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
Ответ:
Связь между природой и человеком.
4 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
Ответ:
Связь между растениями и животными.
природа
живая неживая
природа человек Невидимые нити растения животные
животные животные
Вывод:
Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?
4.Рефлексия.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) формирование навыка самооценки;
1. Подведём итог урока.
— Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)
-Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)
ü узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
ü научились находить связи в природе, между природой и человеком,
ü научились изображать изученные связи с помощью моделей.
— Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».
5.Домашнее задание.
— Что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос: Что может сделать человек для того, чтобы «невидимые нити» сохранить? Можно изобразить рисунком.
Карта знаний
1. Невидимые нити – это ____________________________________
2. Отметь на «лесенке» уровень своих знаний о невидимых нитях.
3. Выбери цвет для оценки деятельности на уроке:
Мне всё было доступно и понятно – зелёный;
Были трудности – красный.
1 группа Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
|
2 группа Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
|
3 группа Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
|
4 группа Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
|
nsportal.ru
Урок по окружающему миру на тему «Невидимые нити в осеннем лесу»(2 класс)
МБОУ «Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира
с применением сингапурских структур
по теме: «НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
2 класс «Перспектива»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Курбангалина Э.Х.
Урок окружающего мира с применением сингапурских структур
по теме: НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ
2 класс, «Перспектива», по учебнику Плешакова А.А..
Задачи урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах.
Задачи:
Образовательные
— дать понятие «невидимые нити»
— Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.
Развивающие:
-развитие логического мышления, воображения.
— развитие познавательного интереса к предмету.
— развитие способностей работать парами , группами.
— развитие чувства ответственности.
Воспитательные:
— прививать любовь к природе,
— вырабатывать сопереживание ко всему живому.
Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.
Оборудование: ПК, Проектор, карандаши, листы бумаги.
Ход урока
1.Организационный момент. Хай файв.
2.Актуализация знаний
.1.Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос
-Как встречают зиму лягушки ,жабы, змеи и ящерицы?
-Почему осенью звери линяют?
-Назовите зверей, которые запасают корм и которые не запасают. Почему?
-Назовите зверей, которые впадают в спячку, т.е.не просыпаются, чтобы поесть.
-Какие зверьки улетают осенью в тёплые края?
3.Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадки. (Слайд2)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
стал высок я и могуч,
не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
То рыжая, то серая. А названьем белая. (белка)
Синих крылышек красу разглядеть нельзя в лесу.
По сучкам порхает бойко с резким хриплым криком …(сойка)
Прогрызу я в доме щёлку и себе устрою норку;
Ну, а лето на носу — я и в поле и в лесу.(мышь)
Как вы думаете, существуют ли связи между отгадками? (ответы учеников)
Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити. Но прежде чем мы перейдём к разбору новой темы, давайте вспомним, что вы уже знаете по ней. Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» с.102. учебника.
-Какое значение имеет вода в жизни растений, животных, человека?
-Что будет с растениями, животными и человеком, если воды рек, озер, морей, океанов будут загрязнены отходами производства?
— Какую пользу приносят растения животным? Какую пользу приносят грибы растениям? А растения грибам?
На сегодняшнем уроке вы узнаете на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.
Что мы относим к живой природе?
А что относится к неживой природе? А как определить к какой природе относится предмет? Предметы живой природы должны:
1) рождаться 2)расти 3)дышать 4)давать потомство 5) умирать,
а предметы неживой природы этих признаков не имеют.
Назовите объекты живой природы леса.Слайд3
— Как связаны между собой растения и животные?
-Какую пользу приносят растения животным?
А животные растениям? Слайд4
Подведём итог: что значит растения для животных и животные для растений. Слайд 5
4. Работа по теме урока.
Молодцы, аккуратно сели и поработаем с учебниками. Рассмотрите рисунок на с. 102 учебника —Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано? (дуб)
-По какому признаку вы определили, что это дуб? (жёлуди)
-Что уносят с дуба белка и птица сойка? (жёлуди)
— Что ест под дубом лесная мышь? (жёлуди)
-Как можно назвать дуб по отношению к мыши, белке и сойке? (кормильцем)
-А чем являются желуди для дуба?»
Хорошо читающий ученик читает три первых абзаца текста на с. 102 учебника. Затем класс делает вывод: «Дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки».
Затем дети рассматривают схему на с. 103 учебника, а учитель задает вопросы: «Почему стрелки на схеме двойные? Чем полезны мышь, белка и сойка дубу? Вспомним, как эти животные готовятся к зиме». (Ответы детей.)слайд 6
Физкульминутка.
Микс-фриз групп. Дети под музыку двигаются по классу и после остановки музыки объединяются в группы по определённому числу человек, число — ответ на вопрос.
Сколько ног у насекомых?
Сколько ног у птиц?
Сколько времён года?
Сколько месяцев в году?
5.Закрепление изученного материала
Посмотрите на слайд и установите. Какие связи существуют между елью и белкой, клестом. дятлом, мышью, зайцем слайд7
Финк — райт- раунд робин.(подумай, запиши, обсуди в команде). Обдумайте ответ запишите и обсудите в команде. Один ученик отвечает.
Связи между объектами какой природы мы рассмотрели? (живой)
Слайд8 Итак невидимые нити – это связи, которые есть в природе повсюду.
Сималтиниус раунд тейбл
Задания командам: подумайте и назовите связи между:
1) животными и растениями — 1 команда
2) человеком и природой- 2 команда.
3) животными и животными – 3 команда
. 4 участника команды одновременно выполняют работу и передают друг другу по кругу листок бумаги с написанным на нём примером связи. Потом по одному участнику из команды отвечают.
Все вместе подумайте и назовите примеры связей между неживой и живой природой
Давайте посмотрим, какие примеры связей подобрала для вас я. Слайды 9,10,11,12
Слайд 13-Ребята посмотрите на экран, перед вами несколько фотографий. Что вы на них видите?
На 1 фотографии все хорошо, а на второй и третьей все изменилось
А как вы думаете, почему так случилось? Что нарушилось в природе? Нарушились связи. На лес что-то подействовало
-Что повлияло на лес? (Природные явления, человек)
-Ребята, какой мы можем сделать вывод? Кто или что влияет на связи в природе ?
(На связи в природе влияет человек и природа).
Слайд14 — Что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?
— Останется ли лес жить дальше или умрёт?
6. Подведение итогов урока.
Молодцы. Давайте подведём итоги урока.
-Что мы называем невидимыми нитями?
-Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?
-Кто или что может разрушить «невидимые нити»?
Слайд 15. Домашнее задание: теоретический материал на с. 102—105 учебника, вторая часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради, задание № 3 на с. 61 рабочей тетради.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему » невидимые нити»
Урок окружающего мира
УМК: «Школа России»
Предметная область: Окружающий мир (автор: А. А. Плешаков)
Класс: 2 (часть 1)
Тема: « Невидимые нити»
Цель: Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
— получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы;
— читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— освоение знаний по теме « Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы); формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
— формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
— формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
— формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
— Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?
— А как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?
— Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?
— Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
— Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) актуализировать знания о видах животных.
— С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)
–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы изучали тему: «Какие бывают животные».)
-Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?
Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с изображением животных.
Проходит составление кластера на тему: « Какие бывают животные»:
Примерный ответ руководителя группы по плану:
Название группы животных.
Признаки этой группы животных.
Представители, изображённые на рисунках.
Полный и верный ответ приветствуется другими учениками аплодисментами.
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) определение темы и целей урока.
На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
— Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)
— Чему мы будем учиться на уроке?
— Будем учиться находить связи:
в природе,
между природой и человеком;
научимся изображать изученные связи с помощью моделей.
4. Открытие нового знания.
Цель: 1) формирование знаний о невидимых нитях.
Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
— О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них. Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли.
-Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
5.Первичное закрепление
Цель: формирование умения определять связи в природе
— Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить.
1.Работа в группах.
Каждой группе выдаётся конверт с текстами по теме «Невидимые нити», дети в группах должны составить модель связи, о которой прочитают.
2.Защита созданных моделей. Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.
1 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
Ответ:
Связь между неживой и живой природой.
2 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
Ответ:
Связь между различными животными.
3 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
Ответ:
Связь между природой и человеком.
4 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
Ответ:
Связь между растениями и животными.
природа
живая неживая
природа человек Невидимые нити растения животные
животные животные
Вывод:
Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?
4.Рефлексия.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) формирование навыка самооценки;
1. Подведём итог урока.
— Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)
-Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)
узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
научились находить связи в природе, между природой и человеком,
научились изображать изученные связи с помощью моделей.
— Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».
5.Домашнее задание.
— Что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос: Что может сделать человек для того, чтобы «невидимые нити» сохранить? Можно изобразить рисунком.
Карта знаний
Невидимые нити – это ____________________________________
Отметь на «лесенке» уровень своих знаний о невидимых нитях.
Выбери цвет для оценки деятельности на уроке:
Мне всё было доступно и понятно – зелёный;
Были трудности – красный.
1 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
2 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
3 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
4 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
infourok.ru
Конспект урока по окруж. миру «Невидимые нити»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2А КЛАССЕ
( с применением Сингапурской методики ) учителя нач. классов Русаковой Л.М.)
Тема урока : НЕВИДИМЫЕ НИТИ.
Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Педагогические задачи:
1. Продолжить формирование знаний учащихся о связях в природе.
2. Закрепить знания о пищевых связях в животном и растительном мире.
3.Закрепить знания о связях живой и неживой природы.
4. Познакомить учащихся с понятием «экосистема».
5. Развитие мыслительных операций, коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
— умеют находить и объяснять взаимосзязи между растениями и животными в осеннем лесу, связи между живой и неживой природой.
— умеют находить новые пищевые связи в осеннем лесу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— высказывают своё предположение на основе изученного ранее материала;
Познавательные УУД:
— добывают новые знания: находят ответы на вопросы учителя, умеют формулировать взаимосвязи в природе, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках окружающего мира.
Коммуникативные УУД:
— умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
— совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения на уроке и следуют им.
Личностные:
— демонстрируют положительное отношение к законам природы, ее правилам, понимая что все в природе взаимосвязано;
— имеют первоначальные представления об окружающем мире;
— понимают роль человека в сохранении природного равновесия;
— понимают необходимость охраны окружающей природы.
Оборудование:
— для учителя:интерактивная доска;
— слайд №1- тема урока
— слайд №2 – осенний лес;
— слайд №3 – кузов с грибами;
— слайд №4 – дуб;
— слайд №5 – «Дубрава и ее обитатели»;
— слайд №6 – «Экосистема леса»;
— для учащихся:
— листы бумаги для коллективной и индивидуальной работы;
— рабочие тетради по окружающему миру.
Ход урока
Эмоциональный настрой на урок (слайд №1- тема урока)
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
— Скажите, дети, в свой адрес про себя добрые слова.
— Поприветствуйте соседа по плечу и хлопните в ладошки, соседа по плечу и покажите, что вы одна команда и готовы к совместной работе. (структура «Хай файв»).
Поздоровайтесь с нашими гостями.
II.Актуализация знаний (структура СИ-ФИНК-УАНДЭ)
(на интерактивной доске слайд № 2-рисунок осеннего леса)
— Скажите, ребята, что вы видите на этом слайде?
— Что вы думаете об этом? ( предполагаемые ответы : что он красивый, в нем много растений, животных. Мы любим любоваться этой красотой, ездим в лес на прогулки, на пикники.)
— О чем все сказанное заставляет вас задуматься ?
( О том, что лес надо беречь, охранять от уничтожения, не нарушать его красоту и спокойствие.)
III.Самоопределение к деятельности.
Итак, ребята, я думаю,что вы определили тему следующей структуры ?
— Правильно, ребята, это тема – « ЛЕС ».
IV.Работа по теме урока.
1.Структура ТОКИН-МЭТ (нахождение взаимосвязей в осеннем лесу).
— На листе бумаги первые номера посередине напишут слово ЛЕС.
— Запишите как можно больше слов и определений по этой теме.
(Дети записывают: животные, деревья ,ягоды, земля, вода, воздух и т.д.)
Затем дети по команде учителя переходят от стола к столу и ищут взаимосвязи между
этими определениями и могут написать вопрос к команде.
Команды возвращаются на свои места и обсуждают те взаимосвязи в осеннем лесу,
которые нашли их одноклассники. Ответы команд поочередно заслушиваются.
Подведение итогов проведенной структуры:
— связи в окружающем мире называются невидимыми нитями:
— в лесу существует взаимосвязь между живой и неживой природой;
— существует взаимосвязь между объектами живой природы;
— все в природе взаимосвязано;
— человек имеет большое влияние на существование природных сообществ.
V.Физкультминутка с движениями.
Мы по лесу шли-шли и грибы нашли.
Раз грибок, два грибок – вот и полный кузовок. (слайд № 3-кузов с грибами )
VI .Закрепление изученного материала.
— И вот мы подошли к могучему дубу (слайд № 4)
Дети рассказывают о значении дуба в жизни леса. Учитель добавляет информацию из дополнительных источников. Затем дети рассказывают о пищевых связях дуба и сойки, дуба и мыши, дуба и белки.
— А как животные леса помогают дубу? (Дети отвечают, что звери разносят желуди по лесу. Желуди дают побеги и появляются новые ростки. Так происходит размножение не только дуба, но и других деревьев и растений.).
(на интерактивной доске слайд № 5- дубрава )
— А какие еще пищевые связи вы знаете ? Нарисуйте их в своих рабочих тетрадях
в течении двух минут и поделитесь с соседом по плечу. Обсудите и выскажитесь.
(Дети находят новые пищевые цепочки и их озвучивают.) Структура
Подводим итоги проведенной работы в структуре:
-В лесу существуют связи по питанию, их много и они составляют замкнутый круг.
-Эти связи очень важны. Звери обитают в той среде, где есть для них пища и укрытие.
Учитель на основании высказываний детей подводит итог, что такое место в природе, где есть взаимодействие живой и неживой природы со всеми существующими связями называется экосистемой. ( Это определение вводится с опережением в обучении,но есть целесообразность озвучить этот термин именно в этой теме).
Дети вместе с учителем определяют,что деревья – это кормильцы, животные – едоки.
Но ведь должны быть и организмы перерабатывающие останки животных,опавшие листья и т.д. – это разрушители. (слайд № 6 – экосистема леса).
VII. Рефлексия.
— Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
— Какую оценку за урок вы поставили бы себе, своей команде? Покажите это. ( Солнышко – все отлично. Солнышко перекрыто тучкой – не все удалось. Есть над чем поработать.)
VIII. Подведение итогов урока.
— Что вы узнали нового на уроке?
— Какое «маленькое открытие» вы совершили на этом уроке?
— Давайте прочитаем высказывание японского писателя Харуки Мураками (на стене висит плакат)
« Важно не то большое, что совершили другие, а то маленькое, к чему пришел ты сам».
IX. Домашнее задание. (структура КЛЕЙМ-СЭПОТ-КУЭСЧЕН)
— Напишите небольшое сообщение на тему: «Что может нарушить природное равновесие
в жизни леса.»
infourok.ru
Урок окружающего мира «Невидимые нити» 2 класс УМК «Школа России»
Урок окружающего мира
УМК: «Школа России»
Предметная область: Окружающий мир (автор: А. А. Плешаков)
Класс: 2 (часть 1)
Тема: « Невидимые нити»
Цель: Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
— получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы;
— читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— освоение знаний по теме « Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы); формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
— формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
— формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
— формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Прогулку с вами мы совершим
В мир природы, добра, красоты.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
— Проверим посадку:
— Ноги? На месте.
— Руки? На месте.
— Локти? У края.
— Спина? Прямая.
2) определить содержательные рамки урока.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
— Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?
— А как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?
— Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?
— Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
— Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) актуализировать знания о видах животных.
— С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)
–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы изучали тему: «Какие бывают животные».)
-Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?
Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с изображением животных.
Проходит составление кластера на тему: « Какие бывают животные»:
Примерный ответ руководителя группы по плану:
Название группы животных.
Признаки этой группы животных.
Представители, изображённые на рисунках.
Полный и верный ответ приветствуется другими учениками аплодисментами.
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) определение темы и целей урока.
На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.
— Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
— Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)
— Чему мы будем учиться на уроке?
— Будем учиться находить связи:
в природе,
между природой и человеком;
научимся изображать изученные связи с помощью моделей.
4. Открытие нового знания.
Цель: 1) формирование знаний о невидимых нитях.
Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
— О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них. Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли.
-Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
5.Первичное закрепление
Цель: формирование умения определять связи в природе
— Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить.
1.Работа в группах.
Каждой группе выдаётся конверт с текстами по теме «Невидимые нити», дети в группах должны составить модель связи, о которой прочитают.
2.Защита созданных моделей. Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.
1 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
Ответ:
Связь между неживой и живой природой.
2 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
Ответ:
Связь между различными животными.
3 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
Ответ:
Связь между природой и человеком.
4 группа
— О какой группе связей идет речь?
Текст:
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
Ответ:
Связь между растениями и животными.
природа
живая неживая
природа человек Невидимые нити растения животные
животные животные
Вывод:
Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?
4.Рефлексия.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) формирование навыка самооценки;
1. Подведём итог урока.
— Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)
-Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)
узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
научились находить связи в природе, между природой и человеком,
научились изображать изученные связи с помощью моделей.
— Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».
5.Домашнее задание.
— Что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос: Что может сделать человек для того, чтобы «невидимые нити» сохранить? Можно изобразить рисунком.
Карта знаний
Невидимые нити – это ____________________________________
Отметь на «лесенке» уровень своих знаний о невидимых нитях.
Выбери цвет для оценки деятельности на уроке:
Мне всё было доступно и понятно – зелёный;
Были трудности – красный.
1 группаПрочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
2 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
3 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.
4 группа
Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
infourok.ru
НЕВИДИМЫЕ НИТИ, которые связывают людей друг с другом
Иногда – вольно, иногда – невольно, мы оказываемся соединены с другим человеком невидимыми нитями. Только подумали о нем – он звонит, только подошли к двери – а он за дверью, только начали писать сообщение – а от него уже пришел месседж, только хотели что-то сказать – а уже слышим свои слова от другого человека…
Невидимые узы: синхронизироваться надо правильно
Невидимые узы связывают людей друг с другом. Иногда – вольно, иногда – невольно, мы оказываемся соединены с другим человеком невидимыми нитями.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Только подумали о нем – он звонит, только подошли к двери – а он за дверью, только начали писать сообщение – а от него уже пришел месседж, только хотели что-то сказать – а уже слышим свои слова от другого человека…
Обыденные вещи, привычные, с каждым такое случалось; но жизнь идет своим чередом и мы забываем о маленьком чуде. Как забываем, по выражению профессора Ротенберга, о падающей звезде. Увидели, и дальше пошли. И рассказать особо некому – это же наше личное чудо тайной связи.
Только сейчас ученые заявили, что при общении и эмоциональной связи возникает синхронизация мозга одного человека с другим. Вот как айфон и планшет синхронизируются, если говорить простым языком. И оба мозга начинают работать в одном и том же «режиме», в одних и тех же вибрациях. Это приблизительное описание феномена, но по крайней мере понятно, что мы имеем в виду под «синхронизмом».
У этого термина много значений: в физике, в социологии, в психологии… Загадку синхронизма описал еще великий Карл Юнг; но он боялся быть обвиненным в мистике и оккультизме, поэтому позвал в соавторы физика Паули. И писал очень научно, очень доказательно и очень, извините, непонятно.
Феномен описал, а объяснение довольно туманное получилось. Ведь так трудно объяснить загадочные, но обыденные вещи! Любовь, дружбу, понимание, полное совпадение внутренних принципов, странную духовную связь, вещие сны, предчувствия – все это есть. Но объяснить сложно.
Недостаточно пока у науки данных; да и как их собрать – это же личные сны, личные чувства, личное безмолвное общение и совпадение мыслей! Недоказуемые это вещи.
Но между людьми существует некая связь, это бесспорно.
И когда-то ученый Фламмарион опубликовал в газете просьбу поделиться такими историями – историями разговоров на расстоянии, снов и видений, предчувствий и пророчеств. За неделю редакция получила около 8 тысяч писем от читателей с удивительными рассказами; а Фламмариона попросили покинуть Парижскую академию наук – нечего заниматься антинаучными исследованиями! И явление связи, бессловесного общения, «телепатии» осталось за бортом научных исследований.
Только в последние годы эксперименты показали странные вещи; точные приборы фиксировали вспышку активности в мозгу человека, когда другой человек на другом континенте говорил ему «привет!». Этот «привет» немедленно вызывал вспышку активности в мозге адресата, хотя между людьми было расстояние в десятки тысяч километров…
И интернет позволил провести опыты с крысами; крыса, подключенная к подобию интернет-устройства, могла на расстоянии передавать другой особи информацию о спрятанной поилке. Опыты продолжаются, результаты впечатляют, но тут же забываются…
Но как мы чувствуем своих близких! Как у нас болит душа, если с родным и дорогим человеком что-то неладно! «У меня за тебя сердце болит!», — так мы говорим. Мы испытываем тревогу и беспокойство, когда что-то происходит с близким человеком. Мы не можем спать или видим тревожные сны. Хотя мы ничего иногда не знаем о происходящем в жизни того, кто нам дорог – так бывает, так складываются обстоятельства…
И в давние времена, когда не было почты, когда служить уходили в чужие края на четверть века, близкие почему-то знали, жив ли их солдатик. Или сразила его вражеская пуля далеко от дома; или убили лихие люди купца в торговом путешествии; или затонул корабль Синдбада-Морехода…
Это знание было ничем не подтверждено; бергсоновская «интуиция», но, как правило, так все и было. Каким-то образом близкий человек передавал информацию: во сне, через знаки, а иногда – через проницательного толкователя. Писем не было, а синхронизм – был. Информация от человека была. И по сей день мы чувствуем тех, кого любим, тех, кто нам близок, и звоним в самый тревожный момент, чтобы спросить: «что случилось? У меня сердце болит за тебя!»…
…Матери в роддоме просыпались точно в тот момент, когда начинали плакать именно их дети. Хотя палата с новорожденными находилась в другом крыле здания. Это научно подтверждено.
А наблюдения за парами близнецов легли в основу науки, психогенетики; близнецы отлично умеют общаться на расстоянии. Испытывать одновременно одни и те же эмоции. Более того, события в жизни разлученных близнецов с поразительной точностью совпадали – вплоть до имен супругов или кличек собак.
И травмы, и болезни – все это совпадало; то, что происходило с одним близнецом, происходило и с другим, даже если они имели разный характер. Или вовсе не знали о существовании друг друга. Они находились в «синхронизации» с момента зачатия; и удивительным образом одновременно переживали те или иные события и болезни.
И смерть одного близнеца очень часто влекла за собой смерть другого – хотя для нее не было никаких предпосылок. Пожалуй, связь между близнецам наиболее точно описывает явление «синхронизации», эти тонкие узы, которые связывают людей крепче всего на свете…
Иногда синхронизация происходит не от любви и эмоциональной близости. Ехал один писатель со знаменитым Буниным в поезде. И всю дорогу Бунин эмоционально жаловался, что у него болит рука. В вагоне некуда деться, в тесном купе поневоле будешь слушать жалобы литератора! Когда молодой писатель, наконец, вышел на платформу вокзала, у него самого так разболелась рука, что дурно стало. Бунин словно «сглазил» коллегу, передал ему свою болезнь, транслировал свое состояние…
Писатели вообще странные люди; вся их жизнь, работа – это слова и образы, это судьбы персонажей, это создание своего собственного мира. И Горький, который запомнился нам «буревестником революции», показывал удивительный «фокус»: шел по улице за каким-то человеком и пристально смотрел на него. И передавал мысль: «споткнись и упади!». И жертва «фокуса» действительно падала. Каким-то образом Горький синхронизировался» с посторонним человеком – и вызывал падение. А на рынке Горький мысленно принуждал торговцев продавать ему товар очень дешево – и с удовольствием показывал этот трюк своим друзьям.
Долгая жизнь в народе, среди босяков, бурлаков, нищих и разбойников кое-чему научила писателя, обладавшего от природы сильной волей, умением передавать окружающим свое состояние. Такое умение синхронизироваться антропологи и философы прежде называли «магией», умением влиять на людей своей волей – или волей темных сил.
Сейчас понятно, что такой «дар» связан с деятельностью мозга, который каким-то образом может начать работать « в унисон» с мозгом другого человека, иногда более слабого.
О насильственной «синхронизации» антрополог Леви-Стросс пишет так: шаман надевает одежду папуаса, полностью копирует его походку и движения, мимику, речь – он ходит и ходит, все ускоряя движение, по кругу, изображая жертву в мельчайших подробностях, как талантливый актер. А потом издает страшный крик и падает замертво – это смерть! И через некоторое время жертва погибает без видимых причин.
С точки зрения «синхронизации» обряд становится понятным – это злоумышленное копирование. Поэтому мы не любим, когда кто-то вдруг начинает копировать нас. Покупать такую же одежду, употреблять наши любимые выражения, посещать те же места, набиваться в друзья нашим личным друзьям…
Казалось бы, ну что тут плохого? Может быть, наша стрижка и одежда так хороши, что служат примером для подражания? И нам гордиться надо? Но копирование отталкивает от подруги, заставляет избегать «повторюши»- коллеги; мы инстинктивно не хотим синхронизироваться с другим человеком.
Мы ощущаем тайный недобрый умысел в этом копировании; это – посягательство на нашу личность! И в триллерах про маньяков злодей сначала втирается в жизнь человека, а потом начинает копировать жертву – вплоть до мельчайших подробностей. Желание отстраниться от того, кто нас повторяет, вполне естественно.
И поэтому не стоит в сети посещать страницу недоброжелательного человека или того, с кем вы расстались и хотите забыть – именно «синхронизация» и происходит. Каким-то образом мы вступаем в общение и отдаем свою энергию; слабеем и тревожимся, не можем найти покоя…
Если это враг – мы отдаем ему свою энергию. Если тот, кого мы хотим забыть – вновь вступаем в общение, растравливаем раны, напоминаем о себе. А недоброжелатели поэтому так склонны следить за нами в сети; им хочется синхронизироваться с нами, разгадать наши замыслы и разрушить планы, причинить вред, заставить думать о себе.
Лучше заблокировать враждебно настроенного человека и того, кого мы хотим вычеркнуть из жизни. А они – ну что же, пусть следят с фальшивых аккаунтов, это вредит больше им, чем нам.
Наше решение порвать связь нас защищает от опасной синхронизации. И вообще, в жизни и в сети следует окружать себя по возможности здоровыми, успешными, энергичными людьми со сходным образом мыслей и мировоззрением – именно потому, что неизбежно произойдет синхронизация. И лучше бы, чтобы она усиливала нас, а не ослабляла…
Мысли о каком-то сильном, уверенном, состоявшемся человеке, доброжелательный и искренний интерес к его жизни, поздравления в его адрес и добрые слова о нем – тоже могут способствовать синхронизации. И через некоторое время мы можем приобрести качества того, кто является примером для нас; разделить с ним его триумфы и трофеи.
Синхронизацию успешно применяют в крупных корпорациях, фирмах, создавая общность интересов. В любом коллективе происходит синхронизация: она укрепляет коллектив, создает общность интересов, заставляет трудиться лучше; хотя не всегда это благо для отдельного человека.
В религиозных общинах пробуждение в одно и то же время, совместная трапеза, совместный труд, совместное выполнение обрядов, одинаковая одежда, общие слова и даже мимика – все это служит укреплению духа и коллектива. Очень часто изгнанный из такой общины человек погибает без видимых причин – он лишился «общей энергии», утратил синхронную связь с другими, значимыми людьми – и энергия жизни кончилась!
С большой осторожностью надо подходить к работе, где принято утром петь гимны, делать упражнения, копировать тренера или начальника; иногда за такими требованиями стоит опасная манипуляция…
…Успех работы со специалистом, психологом, философом, врачом – тоже зависит от того, насколько мы «синхронизированы». Если у нас общее мировоззрение, общие образы, общие смыслы, если мы «подобны друг другу», то мы говорим на одном языке – пусть этот язык – не совсем речь, а нечто более глубинное, создающее основу речи, некий мета-язык, матрица. Только в этом случае возможен целительный эффект от работы, если речь идет о душе, о психике, о «тонких материях». И целительное влияние в этом случае будет происходить не только при личной встрече – но и при паузах в общении.
Незримые узы, «мысленный телеграф», как называл это Марк Твен, будут передавать положительную информацию и поддерживать не хуже добрых слов и благословений! Так что синхронизироваться надо правильно. И тогда жизнь постепенно наладится и мы не утратим бодрости духа, необходимой нам в жизненной борьбе…опубликовано econet.ru.
© Анна Кирьянова
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru