Класс украина: Стартовая страница | CLAAS

Содержание

Как изменился школьный учебник истории в 2022 году — 28 сентября 2022

Общество

28 сентября 2022, 14:13

63 комментарияФото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Поделиться

Составители учебника истории коренным образом пересмотрели вопрос о государственности Украины. Сейчас за партами сидит последнее поколение детей, которым будут говорить о ней как о политическом субъекте.

Новое издание учебника истории для 7 класса вышло в 2021 году, но лишь сейчас стало добираться до школ. Именно там говорится о Переяславской раде и о времени правления Алексея Михайловича Тишайшего, который первым из русских царей получил в титуле оборот «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец».

Преподаватели истории и репетиторы, держа в руках учебники образца 2021 и 2022 года, констатируют: те формулировки, которые зазубривают семиклассники сегодня, к моменту ОГЭ станут уже неактуальными. Главное отличие — исчезновение термина «Украина» из исторического дискурса.

Те, кто учится в седьмом классе сейчас, еще получили учебники старого образца. Те, кто помладше, — получат новые.

Поделиться

Если коротко, то в параграфе 25 (ранее — 23), где идет речь о Переяславской раде и о политических событиях, окружающих ее историю, вместо «Украины», в т. ч. «Левобережной Украины», в качестве обозначения данного территориально-политического образования появились наименования «Запорожская сечь», «Левобережье Днепра», «земли Войска Запорожского», «Западнорусские земли».

В частности, фраза «Украина принималась под высокую государеву руку» заменена на «Земли Войска Запорожского принимались под высокую государеву руку», и т. д. Глава «Вхождение Украины в состав России» стала называться «Вхождение земель Войска Запорожского в состав России».

Справедливости ради стоит отметить: некоторые упоминания термина «Украина» всё же остались. В частности, именно так эта территория обозначена на карте на стр. 70, Богдан Хмельницкий в блоке «История в лицах» (стр. 72) назван «гетманом Украины» и пр. Ведется рассказ о быте и нравах именно «украинского» народа и о его же борьбе с притеснениями со стороны польских панов.

Такие изменения, в принципе, ожидались после того, как в 2020 году был обновлен историко-культурный стандарт — Концепция преподавания курса «История России», документ, на основе которого пишутся все профильные учебники. Тогда главным изменением казалось продление периода для изучения истории России до 2020 года — из-за обновления Конституции. Однако кроме того, были уточнены и некоторые термины, описывающие предыдущие эпохи.

Поделиться

Школьные историки признают, что в этом повороте есть своя справедливость. К примеру, в текстах челобитной Войска Запорожского к царю и в обратном письме, жалованной грамоте о подтверждении прав и вольностей «Войску Запорожскому», слова «Украина» действительно нет. Так же, как нет и малейшего упоминания о каких-то конкретных границах территории, которые в рамках этого процесса переходят под начало русского царя. Весь текст и вся переписка запорожцев с Алексеем Михайловичем говорит о том, что под его «высокую государеву руку» переходят лишь 60 тысяч военных людей и — без упоминания конкретного количества — духовенство, жены, вдовы и дети казаков. Дословно: «нас, Богдана Хмельницкого, гетмана твоего царского величества Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь народ православный российский (!)».

Слово «Украина» в соответствующей времени орфографии упоминается лишь в одном месте в переписке царя с казаками. Там, где он подтверждает правомочность их просьбы оставить на границе с Речью Посполитой передовые отряды для защиты от польских карательных операций. «Царского величества ратные люди всегда на рубеже для Украйны обереганья есть и вперед стоять учнут», — отвечает Алексей Михайлович на просьбу о сохранении там гарнизона в 3 тысячи человек. Разумеется, в таком контексте отчетливо видна полемичность трактовки этого термина.

Поделиться

Вообще, территориальные границы в ту пору были понятием весьма относительным, а их демаркация не соответствовала сегодняшним стандартам. Более или менее понятными были границы личных владений физических лиц. В жалованной грамоте особо описывалась их судьба: царь подтверждал все прежние права землевладельцев, независимо от того, каким образом они их приобрели. Также он закреплял права на землю и прочее имущество за вдовами и детьми казаков.

Однако каких-либо особых документов, регламентирующих легитимность перехода частной территории из юрисдикции одного государства в юрисдикцию другого, не существовало. Сейчас кажется нонсенсом, что владелец участка в 6 соток где-нибудь в Пупышево, сменив российское гражданство, скажем, на финское, автоматически включает этот участок в границы Финляндии. Но в XVII веке вопросы международного права работали несколько иначе. И суверен какого-то территориального образования, переходя в феодальное подданство вышестоящего правителя, таким образом действительно номинально включал свои земли в состав другого государства.

Именно таким образом построена логика включения в состав России земель Войска Запорожского (а это действительно более точный термин) за счет того, что законно (в рамках локального права) избранный ее властитель — гетман Богдан Хмельницкий — принимал личное подданство российского государя.

К слову, в тексте доклада царского посланника Бутурлина подробно описывается процесс волеизъявления на Переяславской раде, подтверждающего согласие Запорожского Войска на переход в российское подданство. Рада была созвана посредством битья в барабан в течение часа. Когда собралось «великое множество всяких чинов людей», гетман с руководством войска встал в круг и обратился к казакам с речью, призывающей перейти под начало Москвы. И далее:

«К сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!»

Так описывается принятие решения о присоединении земли Запорожского Войска к России.

Надо отметить, что Алексей Михайлович, несмотря на прозвище Тишайший, вел весьма агрессивную политику территориальной экспансии. И если оборот «Малыя Руси» в его титуле появился вот таким, относительно мирным путем (который, кстати, не исключал дальнейших военных действий), то слово «Белыя» появилось в итоге его завоеваний территорий нынешних Литвы и Эстонии. Так, по итогам завоевательного похода 1655 года Алексей Михайлович принял на себя (с согласия местной знати и по меркам тех времен совершенно законно) титул великого князя Литовского, Белой России, Волынского и Подольского. Это был прямой путь присоединения земель — объявить себя их личным правителем.

Другой путь — тот самый сюзеренитет над правителями областей. Кстати, обозначение «Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей» принял и передал сыну еще отец Алексея Михайловича — Михаил Федорович.

Этот длинный исторический экскурс нужен, чтобы обозначить сложность и неоднозначность политической и правовой ситуации, сложившейся вокруг земель по Днепру в середине XVII века. Разумеется, добиваться от семиклассников глубокого понимания таких тонкостей неуместно. В школьном учебнике действительно требуется лишь обозначение их широкими мазками.

В то же время уход от термина «Украина» в описании этих процессов означает колоссальный перелом в исторической науке. Слом в первую очередь советской исторической школы. Ведь отказ от дореволюционного обозначения этих земель «Малороссия» — так они назывались в течение 250 лет после Переяславской рады — произошел примерно одновременно с образованием Украинской ССР. А ошибочность и пагубность этого решения в феврале этого года критиковалась в выступлениях российских чиновников на самом высшем уровне. В общем, всё развивается логично.

Примечательно, кстати, что при составлении новой редакции учебника сменился и руководитель авторского коллектива. Если до 2021 года им был завкафедрой истории России Мордовского государственного университета Виктор Арсентьев, то с обновлением концепции новым руководителем проекта стал ректор МГИМО Анатолий Торкунов. При этом вся концепция учебно-методического комплекса по истории России — от 5 до 11 класса — разрабатывается под руководством Владимира Мединского.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

По теме

  • «Его призвали туда неслучайно». Путин порассуждал о Рюрике и норманнской теории

    20 апреля 2022, 14:46

  • «Даже Черчилль прибалдел». Какой урок истории уготовил школьникам и студентам Мединский

    18 мая 2022, 21:20

  • Историк расскажет про переселение душ и чародейство в XVI веке

    02 июня 2022, 16:13

  • Посла России вызвали в МИД Эстонии после слов Путина о Петре I и Нарве

    10 июня 2022, 20:30

  • Путин назвал тех, кто делал Россию великой, и объяснил, почему зачеркивал Николая II, Ленина и Сталина

    21 сентября 2022, 18:36

ЛАЙК12

УДИВЛЕНИЕ2

ГНЕВ25

ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 63

читать все комментариидобавить комментарий
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс. Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

63

Новости компаний

Портфель карт «Мир», эмитированных Банком «Санкт-Петербург», за год вырос на 21%

В сентябре 2022 года будет 6 лет, как Банк «Санкт-Петербург» начал эмиссию карт национальной платёжной системы «Мир». Сегодня карты ПС «Мир» выбирают все больше клиентов БСПБ. Портфель карт «Мир» Банка «Санкт-Петербург» за год (с 1.09.2021г. по 01.09.2022г.) вырос на 21%. Банк «Санкт-Петербург» приступил к эмиссии карт ПС «Мир» в сентябре 2016 года. Первыми картами, которые были «переведены» на «Мир» стали «Пенсионные» карты Банка. Подробнее о «семействе» карт «Мир» в БСПБ можно узнать на сайте Банка —…

МегаФон и Yota объединяют розничные сети

Проект по объединению торговых сетей двух операторов завершится до конца 2023 года. Он позволит повысить эффективность розницы, на треть снизить расходы в развитие сети и увеличить трафик в салонах на 15%. В обновленных салонах абоненты и МегаФона, и Yota смогут получить консультацию и воспользоваться услугами: подключить SIM-карту, в том числе перейти к оператору с сохранением номера, подключить цифровые продукты, а также приобрести смартфоны, планшеты, роутеры, устройства для «умного дома», товары для путешествий и здорового образа жизни…

Банк «Санкт-Петербург» поздравляет с Днем финансиста и подводит итоги программы «Будущий банкир»

Банк «Санкт-Петербург» поздравляет всех профессионалов финансовой отрасли с Днем финансиста, который в России отмечается 8 сентября, и подводит итоги стажерской программы для студентов и выпускников вузов «Будущий банкир». Программа стажировки «Будущий банкир» в этом году отмечает 10-летний юбилей. С 2012 года БСПБ готовит из студентов старших курсов и выпускников российских вузов профессионалов — универсальных банковских экспертов. Зачисление на стажерскую программу «Будущий банкир» происходит полностью онлайн, такой формат особенно удобен…

ТОП 5

1

Военком Петербурга: за отказ от получения повестки уголовная ответственность

341 758

1452

«Бегут во все стороны, как тараканы». Как петербургские муниципалы разносят повестки о мобилизации

253 434

1703

По новому закону. Финская авиакомпания отказалась везти пассажиров с российскими паспортами

217 018

2274

В Мариуполе произошел взрыв в одном из жилых районов

132 108

5

В Петербурге зарегистрирован иск мобилизованного 48-летнего солдата к военкомату

106 158

Новости компаний

История Украины, 7 класс

История Украины, 7 класс

Появление человеческой жизни в Украине (конспект)
Древнейшие земледельцы и скотоводы на территории Украины (конспект)
Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников (конспект)
Украинские земли в III — И ст. до н.э. Сарматы. Великое переселение народов II — IV вв. (конспект)
Восточнославянские племена — предки украинцев — накануне создания государства (конспект)
Киевское государство при первых князьях (конспект)
Киевское государство, правление Ольги и Святослава (конспект)
Киевское государство при правлении Ярослава Мудрого (конспект)
Раздробленность Киевской Руси (конспект)
Создание Галицко-Волынского государства (конспект)
Монгольское нашествие на украинские земли (конспект)
Галицко-Волынское государство во время князя Даниила Романовича и его преемников (конспект)
Политический, социальный уклад и хозяйственная жизнь Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (конспект)
Письменность, образование, научные знания, литература и музыка Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (конспект)
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (конспект)
Историческое значение Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (конспект)
Начало литовского и польского владычества на украинских землях (конспект)
Украинские земли под властью Литвы и Польши в конце 14 — в первой половине 16 века (конспект)
Украинские земли в составе Венгрии, Молдавии и Московского государства.
Крым и украинское Причерноморье (конспект)
Социальный уклад и хозяйственное жизни в Украине во второй половине 14 — первой половине 16 века (конспект)
Культурная жизнь во второй половине 14 — первой половине 16 века (конспект)
Древние славяне (конспект)
Киевская государство во времена князя Владимира Великого. Внедрение христианства как государственной религии (конспект)
Киевская Русь за преемников Ярослава. Владимир Мономах (конспект)
ВОПРОСЫ: Появление человеческой жизни в Украине
ВОПРОСЫ: Древнейшие земледельцы и скотоводы на территории Украины
ВОПРОСЫ: Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников
ВОПРОСЫ: Античные города-колонии в Северном Причерноморье
ВОПРОСЫ: Древние славяне
ВОПРОСЫ: Восточнославянские племена — предки украинского — накануне образования государства
ВОПРОСЫ: Киевское государство при первых князей
ВОПРОСЫ: Киевское государство при княжения Ольги и Святослава
ВОПРОСЫ: Киевская государство во времена князя Владимира Великого
ВОПРОСЫ: Киевское государство при правления Ярослава Мудрого
ВОПРОСЫ: Киевская Русь по преемников Ярослава. Владимир Мономах
ВОПРОСЫ: Раздробленность Киевской Руси
ВОПРОСЫ: Образование Галицко-Волынского государства
ВОПРОСЫ: Монгольское нашествие на украинские земли
ВОПРОСЫ: Галицко-Волынское государство за князя Даниила Романовича и его преемников
ВОПРОСЫ: Политический, социальный строй и хозяйственную жизнь Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
ВОПРОСЫ: Письменность, образование, научные знания, литература и музыка Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
ВОПРОСЫ: Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
ВОПРОСЫ: Историческое значение Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
ВОПРОСЫ: Начало литовского и польского владычества на украинских землях
ВОПРОСЫ: Украинские земли под властью Литвы и Польши в конце XIV — в первой половине XVI в.
ВОПРОСЫ: Украинские земли в составе Венгрии, Молдавии и Московского государства.
Крым и украинское Причерноморье
ВОПРОСЫ: Социальный строй и хозяйственную жизнь в Украине во второй половине XIV — первой половине XVI в.
ВОПРОСЫ: Культурная жизнь во второй половине XIV — первой половине XVI в.
§ 1. Вступление в средневековой истории Украины (учебник)
§ 2. Восточные славяне — предки украинский в VI-IX вв. (учебник)
§ 3. Киевское государство при первых князьях (учебник)
§ 4. Киевская Русь в княжение Ольги и Святослава (учебник)
§ 5. Общественно-политический строй и хозяйственную жизнь Киевской Руси в IX-X вв. (учебник)
§ 6. Киевская Русь в правление князя Владимира (учебник)
§ 7. Киевская Русь в правление князя Ярослава
(учебник)
§ 8. Общественный, политический строй и хозяйственную жизнь Киевской Руси в конце X — первой половине XI в. (учебник)
§ 9. Культура Киевской Руси (учебник)
§ 10. Киевская Русь в правление Ярославичей (учебник)
§ 11. Усиление великокняжеской власти при Владимире Мономахе и Мстислава Великого (учебник)
§ 12-13. Причины раздробленности Киевской Руси. Развитие Киевского, Переяславского и Чернигово-Северского, Галицкого и Волынского княжеств (учебник)
§ 14-15. Культура Киевской Руси во второй половине XI — первой половине XIII в. (учебник)
§ 16. Образование Галицко-Волынского государства (учебник)
§ 17. Монголо-татарское нашествие. Образование Золотой Орды (учебник)
§ 18. Галицко-Волынское княжество за князя Даниила Галицкого и его преемников (учебник)
§ 19. Гибель Галицко-Волынского княжества (учебник)
§ 20. Культура Галицко-Волынского государства (учебник)
§ 21-22. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского (учебник)
§ 23. Украинские земли в составе Венгрии, Молдавии, Московии, Крымского ханства и Османской империи (учебник)
§ 24. Социальная структура населения украинских земель во второй половине ХIV-ХV вв. (учебник)
§ 25. Хозяйственное развитие украинских земель во второй половине ХIV-ХV вв. (учебник)
§ 26. Культура украинских земель во второй половине ХIV-ХV вв. (учебник)

Политолог Алексей Мартынов: «Политический класс Украины выродился»

«Политический класс Украины превратился в абсолютно циничный, узкоспециальный политический бизнес, удаленный от интересов национального государства и граждан. Какая разница — за лишние пару тысяч евро отдать родную бабушку, подписать какой-то очередной документ с НАТО или создать биолаборатории?» — полагает директор института новейших государств Алексей Мартынов. В интервью «БИЗНЕС Online» он  рассказал о том, зачем Россия восстанавливает Донбасс, как советская элита разрушила СССР и продолжает оставаться у власти, а также о том, как конституционная реформа в РФ помешала Западу управлять нашей страной.

Политолог Алексей Мартынов: «Элита для меня — это художники и философы, писатели, интеллектуалы. Среди так называемой элиты, честно говоря, интеллектуалов маловато, хотя и там они тоже есть» Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«Это какая-то травля в духе самого гнилого совка»

— Алексей Анатольевич, в середине лета много говорили о кадровой ротации, связанной, в частности, с уходом Юрия Борисова с должности вице-премьера на пост главы «Роскосмоса». Чем, на ваш взгляд, были вызваны подобные перестановки?

— Полагаю, это обычное явление. Стоит учитывать достаточно напряженную ситуацию во внешней и внутренней политике, обусловленную теми уникальными временами, которые мы сегодня переживаем. Я имею в виду беспрецедентно мощное внешнее давление на Россию и ее экономику через разнообразные санкции «из ада», через беспрецедентно мощную информационную войну, войну гуманитарную, практику отмены всего русского и так далее. Естественно, мы все сегодня живем в этой повестке. Текущий процесс ротации управленческих кадров тоже идет в этой повестке.

— Дмитрий Рогозин после ухода с поста руководителя госкорпорации пока остается без новой должности. Как, по вашему мнению, в дальнейшем будет развиваться его карьера?

— Как говорится в одной русской поговорке, у царя служба найдется. Не исключаю, что Рогозин захочет продолжить публичную политическую карьеру, но не знаю, кем его назначат и что ему предложат. Сегодня в экспертном сообществе много говорят об организационном перестроении партийной системы и трехпартийном парламенте. Якобы произойдут определенные укрепления — левых соединят с левыми, а правых — с правыми, коммунисты сольются с социалистами из «Справедливой России», а ЛДПР будет вместе с «Родиной». Последнее уже происходит, так сказать, в тестовом режиме. Учитывая, что после ухода из жизни Владимира Жириновского ЛДПР сильно просела, есть мнение, что правую партию, объединенную из ЛДПР и «Родины», может возглавить Дмитрий Рогозин.

Но это только один из вариантов.

Рогозин — человек крайне компетентный, имеет статус чрезвычайно уполномоченного посла. Если кто забыл, это пожизненное звание, высший дипломатический ранг. Он был руководителем одной из самых больших госкорпораций — «Роскосмоса». Этот человек разносторонний, подготовленный, информированный, понимающий нюансы разных областей политического управления. Соответственно, может решать практически любую задачу с точки зрения высшего менеджмента государственного управления. Поэтому у него есть разные варианты для развития карьеры.

 Когда объявили об отставке Рогозина, внимание было приковано не только к фактическим результатам работы «Роскосмоса» под его началом, также много писали о таких нововведениях, как размещение музыкальных плейлистов на сайте госкорпорации. Чем, на ваш взгляд, вызван такой интерес?

 Так устроена сегодняшняя хайп-журналистика. Притом погоня за так называемым топом и скоростью клика, перепостов касается всех. Поэтому выискивается самое «жареное». Так или иначе, это все тоже правда, но, несмотря на весь негативный шлейф, который благодаря журналистам тянулся за деятельностью Рогозина в «Роскосмосе», за весь период его работы во главе данной госкорпорации не было ни одного аварийного пуска ракет, хотя нормой считается 10 процентов аварийного пуска. Вспомним и о том, что Рогозин привел в порядок гиперпроект по новому космодрому Восточный. Он начинал его, еще будучи вице-премьером. Россия до этого не имела своего космодрома, пользовались услугами Байконура, который расположен в Казахстане и находится в российской аренде. Учитывая все политические нюансы, собственный космодром для нас важен. Рогозин навел там порядок, с Восточного уже начались пуски. Однако этот результат работы бывшего главы «Роскосмоса» остается за кадром, потому что неважен и неинтересен. Гораздо важнее коллекция одежды от «Роскосмоса» или заочная перепалка Рогозина в  «Твиттере» с Илоном Маском. Да, Рогозин — человек яркий и неординарный, он склонен к подобным пиар-аспектам, потому что тоже наш коллега-журналист по образованию. А первое образование — как первая любовь, на всю жизнь.

— А чем займется Слуцкий в случае объединения ЛДПР и «Родины»?

— Слуцкий вполне самодостаточен с точки зрения тех функций и той работы, которую он ведет. Он входит в состав российской делегации в Генассамблее ООН. Это крайне опытный человек, который много работал в международных организациях по парламентской линии и в ОБСЕ, и в ООН. Поэтому Слуцкий в любом случае продолжит заниматься международными делами и нести определенную дипломатическую функцию. Кстати, он по образованию дипломат.

— Отдельные телеграм-каналы пишут об уходе Алексея Кудрина с должности председателя Счетной палаты с последующим выездом за пределы страны. Он в ходе последних поездок в Израиль якобы начал оформление недвижимости. Стоит ли ожидать его отъезда?

— Мне кажется, что те гадости, которые пишут о разных людях всякие телеграм-каналы, даже неприлично повторять и обсуждать. Ситуация, в которой председатель Счетной палаты вынужден оправдываться перед неизвестно кем (имею в виду анонимные телеграм-каналы) и выворачивать свою бельевую корзину на потребу публике, рассказывать, по каким врачам он ходил, что у него болит и так далее, — это, мягко говоря, неприлично. Я немного знаю о том, что происходит у Кудрина, поэтому очень негативно отношусь к подобным слухам. У него действительно непростой диагноз, возможность лечиться есть только в Израиле. Есть еще немного специалистов в Германии, но в сегодняшних условиях ехать туда невозможно. Израиль же, как бы ни пытались его втягивать в происходящее, остается в стороне. Он как был открыт для российских граждан в безвизовом режиме, так и остается, что важно. Кстати, с некоторых пор Израиль прекратил доступ на территорию страны для граждан Украины, кроме каких-то особых ситуаций. Все потому, что украинцев там развелось слишком много и они себя очень некрасиво ведут. По-моему, против объявленной квоты в 5 тысяч беженцев туда навалили уже тысяч 30–50. И это проблема — они шумные, нервные и так далее. А из этого делают какое-то кино без конца.

Возвращаясь к вопросу о Кудрине: я по своему опыту знаю о том, что некоторые проблемы со здоровьем решаются только за рубежом. Если ситуация такова, что кроме регулярных поездок ничего не помогает, что поделать? Давайте теперь ко всем залезем в трусы. Меня это раздражает. Не знаю, до какой степени у него запущена история со здоровьем, но если он по какой-то причине не сможет выполнять свои обязанности, то он об этом, наверное, скажет. При чем здесь переезд?

Кто такой Алексей Мартынов?

Алексей Анатольевич Мартынов —  российский журналист и политолог. Колумнист газеты «Известия», Russia Today, ведущий теле- и радиопрограмм. Директор и основатель международного института новейших государств — неправительственного аналитического центра, защищающего права российских граждан, проживающих в странах СНГ и за рубежом.

Родился 22 июня 1970 года. По первому образованию историк, сейчас учится в Институте государственной службы и управления РАНХиГС.

2006–2008 — исполнительный секретарь — руководитель аппарата межпарламентской ассамблеи государств-участников содружества «За демократию и права народов». Одновременно занимал пост председателя совета российской общественной организации «За демократию и права народов».

Неоднократно руководил работой официальных информационных центров в период различных федеральных избирательных кампаний.

В 2012 году выдвигался кандидатом в члены СПЧ в номинации «Защита прав человека на постсоветском пространстве и в других регионах мира».

В 2021 году был кандидатом в депутаты Государственной Думы от Московской области.

— Согласна с вами в том, что с началом спецоперации очень многие публичные личности действительно попали в опалу из-за заграничных поездок.

— Действительно, какая разница? У нас разве запрещено куда-то ездить? Одна из вещей, которая многим не нравилась в советском прошлом, — это ограниченная возможность передвижений, невозможность путешествовать. Визы и занавесы. В этой части сегодня, слава богу, все свободны — купил билет и поехал.

Можно по-разному относиться, например, к какому-нибудь Максиму Галкину. Не очень понимаю, чего он хочет добиться своими видеосообщениями. Он, как какой-то обиженный мальчик, который пытается свои обиды транслировать подобным образом. Но почему вы отказываете мегазвезде Алле Пугачевой в фундаментальном праве жить в любом своем доме? Допустим, есть у нее дом в Кесарии, купленный лет 10–15 назад. Я даже знаю некоторых юристов, которые помогали его оформлять. Это дорого, и что? Законно приобретенное на честно заработанные деньги. У нее есть там дом, и она там живет. Может быть масса причин для поездок кого-либо и куда-либо, тем более в свой дом. Например, у меня нет недвижимости за границей, а у них есть. Им не надо платить за гостиницу, и таких людей у нас миллионы в стране. У кого-то, допустим, есть квартирка где-то в Черногории. Кстати, Кесария — на Средиземном море. Я не понимаю осуждения. Какая-то травля в духе самого гнилого совка в самом отвратительном смысле. Мне это напоминает профсоюзное собрание вместе с партсобранием, когда идет обструкция: «Посмотрите, посмотрите, как же он смел!»

«Сегодня весь состав Госдумы попал под разные санкции — беспрецедентная история. При этом мнение у депутатов и отношение может быть разным, тем не менее все проголосовали за признание ЛНР и ДНР» Фото: duma.gov.ru

«Спецоперация на Украине — больная тема, связанная с тем, что все-таки это родственники»

— Есть ли сегодня единение в рядах российской элиты? Какие настроения превалируют в ней? Можно ли говорить об абсолютной поддержке спецоперации?

— Мне сложно рассуждать об элите. Это очень размытое, не вполне конкретное понятие. Кого сегодня считать элитой? Если вы спрашиваете о тех людях, которые контролируют денежные потоки и политический контент, я поспорю с тем, что это элита. Элита для меня — это художники и философы, писатели, интеллектуалы. Среди так называемой элиты, честно говоря, интеллектуалов маловато, хотя и там они тоже есть.

— Есть ли единение среди приближенных к Кремлю?

— Здесь снова поспорю. Политическая верхушка и политическая элита — это далеко не только те, кто приближен к Кремлю, хотя в определенном смысле так и есть. Есть разные производители политического дискурса — бизнес-элита и финансовая элита. Они необязательно приближены к Кремлю.

Насчет единения. Наверное, оно есть. Мы с вами видели эпохальные кадры с заседания совета безопасности 21 февраля, на котором принималось решение о признании ЛНР и ДНР. Да, разные люди есть в руководстве страны, у всех свое мнение, компетенция. Но в итоге все публично согласились с предложенными президентом аргументами. В этом смысле, наверное, единение есть.

— А есть ли оно среди олигархов и депутатов, которые попали во всевозможные санкционные списки? На ваш взгляд, поменялась ли их позиция с началом спецоперации?

— Я не думаю, что их позиция изменилась. Сегодня весь состав Госдумы попал под разные санкции — беспрецедентная история. При этом мнение у депутатов и отношение может быть разным, тем не менее все проголосовали за признание ЛНР и ДНР. Аргументированных мнений против я не слышал. То же самое касается спецоперации. Кому-то, наверное, хотелось бы закончить ее побыстрее, но это некомпетентные оценки. Думаю, среди людей, которые имеют доступ к ценной информации, есть полное понимание того, что происходит и зачем. Если вы имеете в виду недостаточное понимание на общественном уровне и больше интуитивное сплочение вокруг центра, флага, президента — соглашусь. Объяснять имеет смысл всем и всегда.

— Что можете сказать о политических настроениях общества?

— По моим ощущением, в обществе вполне понятная история. С одной стороны, у всех сегодня есть ощущение справедливости с точки зрения защиты людей. С другой стороны, спецоперация на Украине — больная тема, связанная с тем, что все-таки это родственники. Я имею в виду, что нет почти ни одной семьи в России, у которой не было хотя бы одного родственника украинца — бабушки, дедушки, свата, брата, племянника. Мы особо не делим граждан Украины на «тех» или «других». Мы все в одном измерении находимся. Это болезненный момент, всем бы хотелось, чтобы эта история побыстрее закончилась. Но закончилась не с точки зрения «остановите конфликт, мы пацифисты, посыпьте голову пеплом, давайте все сдадим и проиграем». А именно закончилось побыстрее вместе с решением тех задач, которые поставлены в рамках спецоперации, — спасения Донбасса и оформления гарантий безопасности России и ее граждан. Это касается и Крыма. Поэтому, мне кажется, отношение к спецоперации у всех сегодня вполне понятное и четкое.

— Регионы России активно берут шефство над территориями ЛНР и ДНР. Это решение связано с тем, что государство не может самостоятельно решить все проблемы республик?

— А почему это должны решать в федеральном центре? Эта коннотация — «должен» — немного некорректная. Все происходит не потому, что кто-то кому-то что-то должен, это скорее стремление и желание помочь. И не просто помочь, как бы выбросить деньги, ресурсы, отдать, как нищему на паперти — подал и забыл. Мне представляется здесь другая идея. Она в том, чтобы сделать инвестицию в регион, который при быстром восстановлении инфраструктуры и промышленных предприятий будет затем сотрудничать с Россией. ЛНР и ДНР ценны и в предоставлении человеческого потенциала — многие уехали оттуда, но они вернутся домой. Этот регион будет не только себя кормить. Сейчас мы окажем помощь, а потом станем работать на выгодных условиях с позиции товаров, услуг и так далее. Донбасс всегда во все времена был серьезным промышленным регионом. Поэтому неправильно относиться к поддержке республик как к выбрасыванию денег на ветер. Это не совсем так. Если Москва активно помогает восстанавливать коммуникации, значит, она четко понимает, на какое сотрудничество сможет рассчитывать в течение 10 лет, как получится окупить эту помощь. Кстати, обратите внимание, этим вопросом занимается федеральный орган на административном уровне, его курирует первый замглавы администрации Владимира Путина Сергей Кириенко. Он успешный менеджер, много лет руководил «Росатомом».

«Недавно территория Луганской Народной Республики была освобождена полностью, сейчас дело за освобождением Донецкой. Как дальше станут развиваться события — пойдут ли они по крымскому сценарию или нет — я не знаю» Фото: © Виктор Антонюк, РИА «Новости»

«Вряд ли у украинского политического класса хватит мозгов, духа и возможностей по-честному учредить государство»

— Каким вы видите будущее ЛНР и ДНР?

— Такие партнеры, как ЛНР и ДНР, совершенно не лишние.  Дальнейшая судьба Донбасса мне неизвестна, как бы кто ни пытался сегодня картины писать. Мы можем уверенно говорить только о том, что это две признанные Российской Федерацией суверенные республики в тех границах, в которых они сейчас освобождаются от фрагментарного украинского контроля. Недавно территория Луганской Народной Республики была освобождена полностью, сейчас дело за освобождением Донецкой. Как дальше будут развиваться события — пойдут ли они по крымскому сценарию или нет — я не знаю. Также неясно, что дальше будет с Херсонской областью. Она периодически высказывает мнения о том, что не хочет быть в составе Украины. Ей в принципе все равно — возвращаться через референдум в Россию, присоединяться к Донецкой Республике или же объявлять о своем суверенитете. Сейчас едва ли можно предположить, что произойдет, много дискуссий и вариаций. Но то, что это не будет Украиной, по крайней мере пока страна представляет собой то, что есть сегодня, я абсолютно убежден.

При этом нельзя исключать, что, если вдруг на территории современной Украины в среднесрочной перспективе будет учреждено по-честному новое национальное государство, которое будет принципиально отличаться от того, что есть сегодня, Донбасс и другие области сегодняшнего юго-востока Украины тоже станут частью этого государства. Это идеалистическая картина, и, наверное, это было бы здорово для украинцев. Но такое весьма маловероятно. Вряд ли у украинского политического класса хватит мозгов, духа и возможностей по-честному учредить государство, жить и развиваться в своих собственных национальных интересах, а не быть чьими-то марионетками. Плюс еще нацистский флер, который так или иначе пованивает. Я не вижу ни политических, ни каких-то общественных сил, которые бы имели потенцию на подобное.

— Почему, на ваш взгляд, украинский политический класс не способен на это?

— К сожалению, политический класс Украины выродился довольно давно. Он превратился в абсолютно циничный, узкоспециальный политический бизнес, удаленный от интересов национального государства и граждан. Какая разница —за лишние пару тысяч евро отдать родную бабушку, подписать какой-то очередной документ с НАТО или создать биолаборатории? Это же в Киеве в свое время разрешили создание биолабораторий на территории Украины. Сейчас выясняется, что их оплатили достаточно щедро. А что там делают, никто не знает, никого туда не пускают. Но на освобожденных российскими военными территориях много чего интересного находят. Беда не в том, что делали натовские медики, ученые, военные, а в том, кто их пустил и отдал собственную территорию и граждан под опыты. И главное, за сколько сребреников. Надо сказать, что Украина не единственная страна в этом смысле. Посмотрите на так называемые элиты других постсоветских стран. В Грузии — то же самое. В Казахстане — то же, к сожалению.

Я не зря сказал о том, что у меня свое восприятие элиты. Я считаю, что политическую и финансовую элиту на постсоветском пространстве, в том числе у нас, сложно назвать элитой. То, что мы видим, — это советская элита, которая слегка модифицировалась, стала поприличнее выглядеть, но суть от этого не меняется. Это те самые люди, которые с удовольствием ради собственной выгоды и в своих интересах развалили огромную советскую страну вопреки мнению подавляющего большинства граждан СССР. И это все продолжается в той или иной степени. Это понимаем не только мы, но и наши оппоненты, откровенные враги. Как бы мы в период потепления ни общались, понимаем прекрасно, что Британия всегда будет для нас антагонистом, как те же США или Китай, каким бы пушистым и дружественным он сегодня ни выглядел.

Я считаю, что одна из задач наших противников состоит в том, чтобы максимально долго сохранять так называемую элиту при властных институтах и рычагах на всем постсоветском пространстве, в том числе в России. У нас с этим обстоят дела лучше, особенно после конституционных поправок, связанных с национализацией элит: невозможность занимать ряд высших должностей, иметь собственность за рубежом. Правда, много дискутировали и потом отменили подобное правило. Но главный тренд заложен.

Почему было много противодействия с западной стороны и почему они стали ускорять все деструктивные процессы там, где они могли это делать, например на той же Украине: Я считаю, что катализатором стала в том числе конституционная реформа, которая отняла у них из рук законные инструменты по обеспечению максимально долгого нахождения постсоветской элиты у властных рычагов. В постсоветских странах практически везде им удается это делать. Смена отдельных лиц — обман. Когда они выдвигают артиста Владимира Зеленского на роль президента, это совершенно не значит, что каким-то образом качественно меняют политическую и финансовую элиту. Все комсомольские олигархи и прочие персонажи на Украине остались на месте. Там до сих пор кто-то за кем-то стоит, кто-то что-то с этого получает. В глобальном смысле все это сводится к западному интересу и инструментарию, который они используют.

— Можно ли говорить о том, что за элитой конкретной страны на постсоветском пространстве стоят интересы конкретной страны Запада, или речь идет о коллективном Западе?

— Смысл не в каких-то конкретных агентах влияния какой-то страны или организации. Мы больше говорим о концептуальном мировоззрении, когда мысли просто живут в головах определенных людей. Очевидно, есть и проявления другого рода, по типу артиста Зеленского, которого лично под телекамерами два года назад вербовал в своем кабинете директор МИ-6 Ричард Мур. Эти кадры были в новостях, когда Зеленский посещает с визитом Великобританию, приходит своими ногами в МИ-6, разговаривает с Муром и он его активно вербует. Такой сигнальчик миру о том, что «парень наш», но эта история скорее исключение, чем правило. И артист Зеленский вряд ли относится к постсоветской элите, хотя и играет роль президента сегодня.

Золотая позднесоветская молодежь, которая через развал СССР оказалась во главе элит постсоветских стран, безусловно, ментально является западно ориентированной, потому что им казалось, что здесь совок, а там прекрасная жизнь. На поверку выясняется, что жизнь там не такая уж и прекрасная и не такая уж разная. Но этот ментальный баг, системная ошибка, до сих пор время от времени работает и создает ряд проблем. Причем западные коллеги об этом знают и все понимают, естественно, активно этим пользуются, выстраивая отношения с постсоветскими странами, в том числе и с Россией.

«То, что мы сегодня наблюдаем на территории Украины, — уже завершающая стадия тех процессов, которые шли последние 20 лет в этом государстве» Фото: V Ictor/XinHua / www. globallookpress.com

«В Вашингтоне сосредоточенно молчат по поводу поползновений Польши на Восточные кресы»

— В 2019 году в одном из интервью вы сказали о том, что современная Украина стремительно теряет государственность. Страна в дальнейшем будет поделена: запад отойдет Польше, Закарпатье — Венгрии, Буковина — Румынии. Почему тогда вы сделали такой прогноз и оправдывается ли он сегодня?

— То, что мы сегодня наблюдаем на территории Украины, — уже завершающая стадия тех процессов, которые шли последние 20 лет в этом государстве. Страна слабела и деградировала с каждым годом, теряла свою идентичность, суверенитет в угоду тех или иных сиюминутных интересов политического экономического класса — знаменитого украинского олигархата. То, что подобная практика приведет к утрате государственности, разделу территории, не вызывало никаких сомнений. Другое дело — как, что и кому теперь достанется.

Мы понимаем, что Донбасс и Юго-Восток ментально или фактически остаются под влиянием и под контролем России. Это в совокупности с денацификацией опасного агрессивного режима в Киеве — логические причины проведения специальной военной операции по спасению ЛНР и ДНР. Понятно, что конечная цель — оправдание надежд и чаяний тех людей, которые живут в этих регионах. Мы также видим активность Польши, которая, уже не стесняясь, практически открыто, говорит о планах взять под свой контроль западные области Украины. О Закарпатье приблизительно так же говорят румыны и венгры, может быть, просто не так открыто, как поляки. Прогноз относительно того, что Украина будет разделена и суверенная государственность этой постсоветской республики утратится, сбывается на глазах.

— Впрочем, несмотря на зарубежные заявления о том, что есть претензии на территории, формально Евросоюз выступает сейчас единым фронтом за сохранение государственности, по крайней мере на словах. Не идет ли это в конфронтацию?

— Надо понимать, что полякам глубоко плевать на Европейский союз. Польша достаточно давно сошла с ума, и, несмотря на то что она зависима от ЕС, постоянно умудряется внутри союза устраивать козни и скандалы. Достаточно вспомнить, как они отказывались в рамках евроинтеграции принимать беженцев с Ближнего Востока, когда их еще распределяли по странам. Поляков пытались наказать евро, недодать каких-то субсидий, но те все равно в итоге через Вашингтон всегда добиваются своего от евробюрократов, потому что Штаты контролируют последних. Польша, извините за сленг, напрямую крышуется в Вашингтоне. Поэтому гораздо важнее не то, что сегодня говорят в Брюсселе, а то, что по этому поводу молчат в Вашингтоне, где сосредоточенно молчат по поводу поползновений Польши на Восточные кресы. А в Европе сегодня говорят одно, завтра скажут другое.

— Если предположить вариант раздела Украины, как дальше будет выстраиваться диалог с Западом? Европа примет это или станет осуждать так же, как сейчас осуждает присоединение Крыма к России?

— Не думаю, что эти перемены произойдут быстро, поскольку инерция русофобского маховика, который раскручивается сейчас, очень высока. Но то, что все будет в этом смысле меняться, безусловно. Обращу внимание на то, что советскую юрисдикцию над прибалтийскими республиками Запад не признавал довольно долго, в общем-то, никогда. А советская сторона не признавала аннексию румынами Бессарабии (современной Молдовы) после Брестского мира. На советских картах Бессарабия была просто заштрихована. В 1940 году это было исправлено в рамках пакта Молотова – Риббентропа, когда Бессарабия была возвращена под российскую юрисдикцию, после чего ее соединили с автономией в составе Украины, которую сегодня называют Приднестровьем, и нарекли все это Молдавской ССР. А Украинской ССР, у которой забрали Приднестровье, отошли вновь возвращенные области нынешней Западной Украины и Закарпатье. Интересный штришок. Вокруг этого региона без конца происходили подобные вещи, и они повторяются снова.

«Джонсон и его команда на волне выхода Великобритании из Евросоюза сделали себе карьеру, но это был мощнейший удар по экономической и политической системе страны. Как известно, Британия до сих пор выплачивает миллиардные неустойки» Фото: © Andrew Parsons/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

«Черчилль — это личность, а Джонсон — веселый клоун»

— Не могу не спросить об отставке Бориса Джонсона. Изменится ли что-то в Великобритании после его ухода или повестка останется той же?

— Не думаю, что нечто принципиально изменится. Для Великобритании теперь вопрос в том, сумеют ли консерваторы удержать правительство и быстро переназначить нового лидера, который станет премьер-министром. Будут досрочные парламентские выборы. Для консерваторов они весьма проблематичны с точки зрения получения убедительного большинства. При этом не думаю, что лейбористы получат убедительное большинство. Возможно, придется договариваться на коалицию.

За последние 10 лет Великобританию подкосило два мощных удара по экономической и политической системе. Первый из них — Brexit, на волне которого к власти как раз пришел Джонсон. Он выступил как антагонист своего университетского приятеля Дэвида Кэмерона, который тогда занимал пост премьер-министра и был против Brexit. Борис Джонсон и его команда на волне выхода Великобритании из Евросоюза сделали себе карьеру, но это был мощнейший удар по экономической и политической системе страны. Как известно, Британия до сих пор выплачивает миллиардные неустойки.

Второй удар — это пандемия. Она подкосила все страны, но Британии далась весьма болезненно. Сейчас последствия двух этих ударов только начинают сказываться в полном объеме на британской экономике. Дело же не в фамилиях — Джонсон, Трасс или кто-то еще. Это системные вещи. Попытки перебить их какими-то другими яркими моментами, например эскалацией на Украине и русофобской кампанией, мягко говоря, провальные. Джонсона отправили в отставку. С уходом премьер-министра проблемы никуда не делись. В партии серьезнейший кризис в силу Brexit и пандемии. Не думаю, что речь идет о том, чтобы просто заменить Петю на Васю или Борю на Лизу. Все гораздо глубже и серьезнее.

То, что Джонсон — эксцентричный и веселый клоун, как он себя позиционировал, — лишь пиар. Роль личности в таких системах сведена к минимуму, как бы пиар-службы ни пытались представить ситуацию иначе. Джонсона начали сравнивать чуть ли не с Черчиллем, которого он активно цитирует. Но Черчилль — это личность, а Джонсон — веселый клоун, при этом системный.

— Изменится ли в Великобритании отношение к российским олигархам после ухода Джонсона?

— Я знаю, что Джонсон дружил с сыном Александра Лебедева Евгением. Сын русского олигарха живет в Лондоне уже 20 лет, если я правильно помню. У него даже есть небольшой рыцарский чин. Он там вполне самостоятельный персонаж местного разлива. Не думаю, что что-то принципиально изменится после отставки премьер-министра Великобритании. Они как общались, так и будут общаться. Или если Джонсона выгнали, то всех его друзей под репрессии подведут? Нет, конечно.

org/ImageObject» itemprop=»image»> «Мир раз в 20 больше, чем группа западных стран вокруг США» Фото: © Nicolas Maeterlinck/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

«Тот, кто пытается, цепляясь за прошлое, отрицать естественный ход истории, неминуемо останется в прошлом»

— Стоит ли России ориентироваться на мнение «западных партнеров»? Нужна ли нам сегодня интеграция с Западом?

— Интеграция с Западом — это не самоцель, не некий жизненно необходимый процесс, а одна из опций, которая возможна в тех или иных обстоятельствах. И если достаточного количества этих обстоятельств сегодня нет, то и зачем из этого устраивать какой-то фетиш? Мир раз в 20 больше, чем группа западных стран вокруг США. Да, они еще не так давно контролировали бо́льшую часть мировых финансовых потоков, приличный сегмент мировой экономики, до сих пор контролируют глобальные СМИ. Но все равно они сильно меньше, чем весь мир. И если по каким-то причинам они пытаются себя самоизолировать (именно так и происходит), бог с ними. Почему мы должны участвовать в их коллективных заблуждениях?

— Кто больше страдает от западных санкций — мы или США и страны ЕС? Выгоден ли Западу антироссийский курс?

— Как показывает практика сегодняшнего дня, тех целей и задач, которые ставила перед собой группа западных стран во главе с США, вводя санкции «из ада», как они их сами назвали, не столько мешают нам жить, сколько прямо вредят экономическому и политическому положению этих стран. Своим гражданам, у которых стремительно падает уровень жизни, они объясняют тем, что во всем виноваты русские. Но это выглядит неубедительно. Эти санкции бьют в большей степени по ним самим. Конечно, лучше бы санкций не было вовсе, всегда более выгодно договариваться, нежели конфликтовать. Но раз уж нас не готовы ни слышать, ни слушать, то пусть напьются своей дурости, глупости в избытке. А потом все равно рано или поздно все придет к каким-то сбалансированным договоренностям.

Коронавирус — это не только вирус с известными симптомами, а еще и мощнейший нейротоксин. Тот факт, что столько выживших из ума людей, которые мечтают, чтобы планета сгорела в мировой войне, очевидно, говорит о том, что в ближайшие годы миру понадобится очень много психиатров. Я все-таки рассчитываю на то, что здравый смысл победит и мы сумеем спасти планету от саморазрушения. Это пафосные слова, но они касаются фактически всех людей на Земле. Понятно, что в ядерной войне пострадают все. Кто-то сгорит в течение пяти минут, а кто-то будет умирать в мучениях на протяжении пяти лет. Планета — тоже. Это не выход. Очевидно, мир сегодня становится многополярным, о чем много говорилось в последнее время. Тот, кто пытается, цепляясь за прошлое, отрицать естественный ход истории, неминуемо останется в прошлом.

Программа моего лекционного класса по Украине

Дорогие друзья, в этом семестре я веду лекционный курс в Йельском университете, посвященный истории Украины. Лекции доступны на канале Youtube: первая здесь. Они будут продолжать публиковаться в течение осени. Некоторые из вас просили учебную программу, поэтому я размещаю ее здесь. Надеюсь, это интересно. Кстати: у меня будет длинная статья об Украине, войне и демократии в Foreign Affairs на этой неделе. Скоро! Best, TS

•••

Становление современной Украины

История 247

Тимоти Снайдер

Осенний семестр 2022

Что породил украинский народ? Украина должна была существовать как общество и государство 23 февраля 2022 года, иначе украинцы не оказали бы коллективного сопротивления российскому вторжению на следующий день. Почему существование Украины вызвало такие споры? Каким образом самопонимание поляков, русских и евреев зависит от украинского опыта? Как и когда возникла современная украинская нация? Как, если уж на то пошло, возникает любая современная нация? И почему одни народы, а не другие? Каков баланс между структурой и действием в истории? Можно ли выбирать нации, и имеет ли это значение? Может ли выбор отдельных лиц повлиять на рост гораздо более крупных социальных организаций? Если да, то как? Украина была страной, наиболее затронутой советским и нацистским террором: что же мы можем узнать об этих системах из Украины? Является ли постколониальная, многоязычная украинская нация пережитком прошлого или у нее есть надежда на будущее?

Темы:

Часто наиболее важными историческими факторами являются те, которые труднее всего увидеть. Украина имеет тенденцию олицетворять основные тенденции в европейской и мировой истории, но иногда в такой радикальной форме, что они ускользают от внимания и классификации. Украина представляет собой ранний пример формирования европейского государства и ранний пример антиколониального восстания. Мы начнем с кратких размышлений о древней истории и географии, охватим средние века и раннее Новое время, но сосредоточимся на девятнадцатом и двадцатом веках и закончим нынешней войной. Темы включают Киевское государство, Литву раннего Нового времени и Польшу эпохи географических открытий. Украина также представляет собой яркий пример противостояния между современной национальной политикой и крайними колониальными альтернативами со стороны крайне правых и крайне левых. Таким образом, современные темы включают Российскую и Австрийскую империи; еврейское и польское городское общество; Романтизм и современный национализм; большевистская революция и ее украинские аналоги; советская модернизация и террор; Нацистская оккупация и Холокост; и этнические чистки. Наконец, новейшая украинская история в яркой форме ставит вопрос о функциональности и долговечности постимперского государства. Последние несколько тем таковы: поздний Советский Союз; проблемы постсоветского правления, Оранжевая революция и Майдан, война 2014 года; и настоящая война.

Требования к курсу включают в себя:

(1) Регулярное посещение лекции

(2) Регулярное посещение и участие в разделе (20%)

(3) Викторина карты (10%)

(4) Два пятидесяти минутные экзамены (по 25%)

            (5)  Памятка на пять страниц на тему из истории Украины (20%)

Перед лекцией прочитайте заданные материалы и будьте готовы обсудить их в секции. Вы несете ответственность за то, чтобы принести книги и свои заметки в секцию. Использование электронных устройств на лекциях, секциях и экзаменах не допускается. Пожалуйста, возьмите ручку и бумагу. Вам будет предоставлен список терминов и план каждой лекции (за исключением гостевых лекций).

Эти книги должны быть доступны для покупки в Йельском книжном магазине:

Ascherson, Black Sea

Plokhii, Gates of Europe

Snyder, Реконструкция Nation

Снайдер, Кровавые земли

Снайдер, Дорога к несвободе

Померанцев, Ничто не верно

Рудницкий, Очерки современной украинской истории

Берег, Украинская ночь

Несколько других показаний можно найти на Canvas.

1 сентября (четверг), Ответы на украинские вопросы российского вторжения (1)

Екельчик, Украина: рождение современной нации, глава 1.

1 сентября (

1 2) Генезис народов (2)

Рудницкий, «Роль Украины в современной истории»

сентября 8 (четверг), карта викторина

13 сентября (вторник), География и глубокая история

Rudnyts’kyi, Украина между Востоком и Западом «

PLOKHY, GATES Европа, глава 1.

15 сентября (четверг), Прежде чем была Европа

Плохий, Ворота Европы, глава 2.

100092 90 сентября,

2

3

Киевское государство: варяги, рабы и закон

Плохий, Врата Европы, главы 3-6.

22 сентября (четверг), Гранд -герцог Литвии

Plokhy, Гейтс Европы, Глава 7.

27 сентября (вторник), Рост мощности Muscovite ( Пол Бушкович)

Роберт Крамми, Образование Московии 1304-1613, Лондон: Longman, 1987 , 1-29, 84-115, 143-178.

29 сентября (четверг), Евреи Украины

Дэн Шапира, «Первые евреи Украины», в Йоханане Петровском-Штерне и Антонии Полонском, под ред., Polin, vol. 26, 2014, 65-78.

Юдит Калик, «Евреи, православные и униаты в русинских землях», в книге Йоханана Петровского-Штерна и Антония Полонского, ред., Polin, vol. 26, 2014, 131-146.

4 октября (вторник), Plock Power and Cossack Rebellion

Plokhy, Gates of Europe , главы 8, 9, 10, 11, 12.

октябрь 6 (четверг), . Глобальная эпоха Империи

11 октября (вторник), Россия: Империя и Народы

Рудитс’вки, «Интеллектуальные происхождения современной Украины»

Plokhy, Gates of Eropers

, Gates of Eropers

, Gates of Eropers

, Gates of Eropins 9000

. 0004, главы 13, 14, 16, 17.

13 октября (четверг), первый экзамен

18 октября (вторник ), Габсбургский любопытство

Рудитси, украинцы в Галисии под Правило Габсбургов»

Амелия Глейзер, «Между нацией и классом: еврейские персонажи Натальи Кобринской», в книге Йоханана Петровского-Штерна и Энтони Полонского, ред., Polin, vol. 26, 2014, 183-195.

Плохи, Ворота Европы , глава 15.

Джон-Поль Химка, Галисийские селяне и украинское национальное движение в девятнадцатом веке, Эдмонтон: ЦИУС, 1988, 1-36.

Снайдер, Красный Принц, целиком.

25 октября (вторник), Марксизмы и революции

Plokhy, Gates of Europe , главы 18, 19

Орест. 1997, главы 18, 19.

Рудницкий, «Украинское национальное движение накануне Первой мировой войны»

Рудницкий, «Четвертый универсал и его идеологические предшественники»

27 октября (четверг) ,  Украинский вопрос Польши

Рудницкий, «Польско-украинские отношения: бремя истории»

Снайдер, Очерки тайной войны, ноябрь

2

3

Украинизация до голода: советские 1930-е

Плохий, Ворота Европы , главы 20, 21. -1934, Торонто: University of Toronto Press, 2014, заключение.

3 ноября (четверг), Колонизация, истребление, этнические чистки: 1940-е годы

Плохи, Ворота Европы , главы 22, 23

Екельчик, Сталинская Империя Памяти , главы 1-4.

8 ноября (вторник), Холодная война и неосталинизм: Хрущев и Брежнев Годы

Плохи, Гейтс Европы , глава 24.

Yekelchyk, UKRAINE: Рождение. глава 9.

Рудницкий, «Политическая мысль советских украинских диссидентов»

Екельчик, Империя памяти Сталина, главы 5-7 и эпилог.

Иван Дзюба, «К 25-й годовщине убийств в Бабьем Яру» (и сопроводительные материалы), под ред. Йоханана Петровского-Штерна и Антония Полонского, Полин, том. 26, 2014, 381-389.

ноября 10 (четверг), до и после окончания истории

15 ноября (во вторник), Олигархи в России и Украине

Plokhy, Gates of Europe

, Gates of Europe

, Gates of Europe

. 0004 , глава 26.

Сергей Екельчик, Конфликт в Украине , Oxford: Oxford University Press, 2015, глава 4.

Петр Померанцев, Ничто не верно, и все возможно, Нью-Йорк: Связи с общественностью, 2014 , Акт 1: Реалити-шоу Россия, 1-77.

17 ноября (четверг), Майдан и Самопонимание (Марси Шор)

Берег, Украинская ночь, цел.

Померанцев, Ничто не истинно, и все возможно, 208-238.

29 ноября (вторник), Сравнительный российский империализм (Арне Уэстдад)

1 декабря (четверг), Украина в двадцать первом веке

Snyder, «Война». в Украине выпустила новое слово», New York Times, , 22 апреля 2022 г.

, 6 декабря. (Вторник) Колониальный, постколониальный и глобальный

Снайдер, «Война в Украине — это колониальная война» New Yorker, , 28 апреля 2022 г.

Снайдер, «Интеграция и дезинтеграция: Европа, Украина и мир».

8 декабря (четверг). Второй экзамен

13 декабря (вторник до 17:00) Зачетные документы

Хижина в Карпатах.

Поделиться

Программа выбора

| Украинский кризис

Февраль 2022 г.

Цели

Студенты:

  • Изучат текущую ситуацию в Украине и ее исторические корни;
  • Проанализируйте политические карикатуры, изображающие украинский кризис;
  • Определите приемы, используемые карикатуристами для выражения политических взглядов;
  • Следите за украинским кризисом и учитывайте реакцию международного сообщества.

Раздаточные материалы

Часть I
Карта: Россия и страны бывшего Советского Союза
Кризис на Украине — предыстория
Графический органайзер — Charting the Crisis

Часть II
Политические карикатуры
Слайд-шоу политических карикатур

Часть III
Мониторинг украинского кризиса в новостях
Оценка источников СМИ

2 Примечание состоит из трех отдельных частей: — первая предоставляет информацию о продолжающемся украинском кризисе и его истоках; второй — анализ политической карикатуры; а третий просит студентов следить за кризисом в новостях. Вы можете использовать все три компонента или только один или два.

Рекомендуемая литература

Хотя этот урок можно выполнять как отдельное задание, следующие разделы программы дают дополнительный контекст истории России и американо-российских отношений:

  • Трансформация России: вызовы для США Полис
  • Роль США в меняющемся мире
  • Русская революция

Введение: установка сцены

В начале занятия спросите учащихся, слышали ли они о продолжающемся украинском кризисе. Если да, то что ученики знают об этих событиях? Запишите ответы учащихся на доске. Если учащиеся не знакомы с ситуацией, расскажите им, что Украина в настоящее время сталкивается с угрозой вторжения российских военных и войны, кризиса, в который вовлечены Европейский Союз, Украина, США и Россия. Скажите классу, что они будут исследовать этот кризис с помощью видео, чтения и политических карикатур.

Часть I: Понимание кризиса в Украине

Раздайте копию карты каждому учащемуся. Предложите учащимся определить Украину на карте. Напомните учащимся, что Украина веками находилась под контролем Москвы и была одной из пятнадцати республик Советского Союза до обретения независимости в 1991 году. Скажите учащимся, что они собираются посмотреть три коротких видеоролика, в которых рассказывается важная историческая справка о текущем кризисе. Делайте паузу после просмотра каждого, чтобы обсудить ключевые моменты каждого видео. Дайте учащимся время отметить свои карты и задать вопросы.

Покажите студентам короткое видео, в котором профессор Роберт Легвольд отвечает на вопрос «Что такое «ближнее зарубежье»?»

 

Попросите учащихся описать «ближнее зарубежье» своими словами. Предложите учащимся отметить на своей карте каждую страну «ближнего зарубежья». Что, по словам Легвольда, некоторые люди считают, что Россия пытается сделать в «ближнем зарубежье»?

Покажите студентам короткое видео, в котором профессор Дуглас Блюм отвечает на вопрос, «Как соседи России относятся к России?»

 

Какие факторы повлияли на политические решения соседей России? Какие бывшие советские республики вступили в НАТО? Попросите учащихся отметить эти страны на карте. Какие бывшие республики хотели вступить в НАТО, но не вступили? Попросите учащихся найти и отметить эти страны на карте. Что произошло в Грузии в 2008 году?

Покажите студентам короткое видео, в котором профессор Патрисия Херлихи отвечает на вопрос, «Какие отношения у России с Украиной?»

 

Как многие россияне относятся к независимости Украины? Каковы исторические причины разногласий между Россией и Украиной?

Сформируйте группы из трех или четырех учащихся и раздайте раздаточные материалы «Кризис в Украине — предыстория» и «Графический органайзер — схема кризиса». Попросите учащихся следовать инструкциям в раздаточных материалах и быть готовыми поделиться своими ответами с классом.

Объединить учеников. Просмотрите ответы групп на вопросы. Что спровоцировало кризис в Украине? Какую долю в кризисе имеют члены международного сообщества (Украина, Россия, США и Европейский Союз)?

Часть II: Политические карикатуры

Раздайте каждому учащемуся «Политические карикатуры». Просмотрите введение вместе с классом, обращая особое внимание на приемы, которые карикатуристы используют для выражения своего мнения по политическим вопросам. Дайте каждой группе мультфильм для анализа. Предложите учащимся обсудить мультфильм, а затем ответить на предложенные вопросы. Сообщите учащимся, что они будут представлять свою работу классу.

Пусть каждая группа представит свои политические карикатуры. Поскольку у вас может быть несколько групп, анализирующих одни и те же карикатуры, вы можете захотеть, чтобы они присутствовали вместе или по разным вопросам из упражнения.

Обсудите всем классом, как политические карикатуры отражают кризис в Украине. Смогли ли учащиеся определить смысл каждой карикатуры? Если да, то что карикатуристы пытались выразить? Какие методы, по мнению студентов, были наиболее эффективными для передачи сообщения? Попросите учащихся представить, что они редакторы одной из ведущих газет США. Какую политическую карикатуру они покажут рядом с предстоящей статьей на первой полосе об украинском кризисе? Почему? Является ли выбранный ими мультфильм лучшим визуальным представлением кризиса? Или это больше всего заставляет задуматься?

Часть III: Мониторинг Украины в новостях

Раздайте «Мониторинг украинского кризиса в новостях». Скажите учащимся, что в течение следующего месяца они будут следить за украинским кризисом в новостях и обращать внимание на его развитие. (Пожалуйста, см. приведенный ниже список источников новостей, которые учащиеся могут использовать для этого задания. Учителя могут воспользоваться этой возможностью, чтобы обсудить с учащимися, как оценивать надежность источников СМИ. См. Вы можете предложить учащимся использовать эти шаги, когда они отслеживают новости об Украине.) Учащиеся должны обращаться по крайней мере к двум или трем источникам новостей и каждую неделю писать краткое сообщение о кризисе в Части I раздаточного материала. Поощряйте студентов обращаться к украинским, американским или европейским и российским источникам новостей. В конце месяца студенты должны ответить на вопросы, перечисленные в Части II.

После того, как учащиеся выполнили задание, соберите класс для подведения итогов. Как развивался кризис? Условия улучшились или ухудшились? Какие шаги предприняло международное сообщество? Изменились ли вообще позиции России, США и Евросоюза? Если да, то как? Какие вызовы стоят перед украинским народом? Считают ли студенты, что решение конфликта находится в пределах видимости? Какие источники были наиболее полезными? Находили ли учащиеся источники, которые были ненадежными или неточными? Например, что студенты знают о свободе прессы в России и влиянии правительства на СМИ? Нашли ли учащиеся интересную информацию в каком-либо из источников, которые они считали ненадежными?

Дополнительные ресурсы

Эти дополнительные короткие видеоролики, посвященные отношениям между США и Россией, могут оказаться полезными.

Каковы основные источники напряженности между Россией и США?
Каковы более широкие последствия украинского кризиса?
К каким отношениям должны стремиться Соединенные Штаты с Россией?

Освещение кризиса в новостях

Выбранные ниже ресурсы могут оказаться полезными для части III урока. Этот список не является исчерпывающим. Существуют традиционные источники в СМИ, источники в правительстве США и СМИ, контролируемые российским правительством (Sputnik и RT). Учителя должны использовать это как возможность помочь учащимся оценить ценность и ограничения различных медиа-источников.

Международные источники
BBC: Украина
CBC: Украина
Deutsche Welle
France24
Al Jazeera
Times of India
Asia Times

Русские источники (на английском языке)
The Moscow Times

Украинские источники (на английском языке)
Kyiv Post

Источники в США
The New York Times: Ukraine-Russia News 774 9044
Vox: Украина

Источники в правительстве США
Государственный департамент США: Украина
Радио Свободная Европа/Радио Свобода: Украина

Русский Источники, контролируемые правительством

Новости RT: Украина (в настоящее время недоступно)
Новости Sputnik: Украина

Фото предоставлено: фото Белого дома. Всеобщее достояние.

Курсы по Украине в Гарварде 2022-2023

В этом году Гарвардский университет предложит курсы, посвященные Украине и русско-украинской войне, на факультетах славянского, государственного и исторического факультетов, а также в Школе Кеннеди. Дальнейшие курсы (не указанные здесь) Юридической школы и Школы Кеннеди направлены на то, чтобы включить войну в Украине в качестве одного из своих основных примеров или тематических исследований.

Осенний семестр

Язык

УКРА АА. Начальный украинский I

Доктор Владимир Диброва
MWF 9:00-10:00
Научный центр B06.20

Вводный курс современного украинского языка и культуры, предназначенный для студентов без предварительных знаний, которые хотели бы говорить по-украински или использовать язык для чтения и исследований. Подчеркиваются все четыре основных коммуникативных навыка (говорение, аудирование, чтение, письмо). Студенты знакомятся с украинской культурой через работу с прозой и поэзией, поскольку они учатся использовать язык как средство общения и как инструмент для чтения и исследования. Этот годичный полный курс удовлетворяет требованиям иностранного языка и готовит студентов к продолжению изучение украинского языка на курсах среднего уровня и для учебы или поездки за границу в Украине. Первая часть цикла из двух частей.

История

HIST 1270. Границы Европы: Украина с 1500 г.

Проф. Сергей Плохий
TTh 10:30-11:45
ЦГИС Юг S354

История украинского края и его народа в широком контексте политических, социальных и культурных изменений в Восточной Европе на протяжении полутысячелетия. Особое внимание уделяется роли Украины как культурного рубежа Европы, расположенного на границе оседлости и евразийских степей, христианства и ислама, православия и католицизма, а также поля битвы крупных имперских и национальных проектов современности.

Правительство

IGA 622. Будущее Европейского Союза: ЕС как международный актор перед лицом войны России в Украине

Проф. Даниэла Шварцер
T 16:30-19:15
Rubenstein G21 (HKS)

Война России с Украиной, начавшаяся в феврале 2022 года, разрушила европейский порядок безопасности и вызывает серьезные глобальные потрясения. Правительства изменили свою оборонную и энергетическую политику, трансатлантический союз укрепился, а европейские ответные меры в виде санкций и поставок оружия были быстрыми и сильными. В то же время война спровоцировала напряженность внутри ЕС, которая, вероятно, будет расти, она вызвала гуманитарную катастрофу, возникшую в результате продовольственного кризиса, и привела к геополитической реорганизации вокруг Европы, которая подталкивает правительства к переосмыслению своего стратегического партнерства и внешней политики. ориентиры политики.

Этот курс проанализирует роль Европы в глубоко меняющемся мире через призму ученых и практиков. Мы будем изучать новую международную среду безопасности, а также региональные и глобальные тенденции, которые будут формировать ее в будущем. Мы проанализируем институциональную, правовую и идейную базу европейской внешней политики, а также ключевые отношения ЕС с основными партнерами (Россия, США, Китай, Индия, Индо-Тихоокеанский регион, Африка). Мы рассмотрим теоретические и эмпирические дебаты вокруг ЕС и его государств-членов как субъектов внешней политики, а также изучим некоторые из наиболее динамично развивающихся аспектов внешних отношений ЕС, таких как оборона, технологии, энергетика, климат, миграция, торговля и внешняя политика. политика. Курс уделяет большое внимание дискуссиям и публикациям, имеющим отношение к политике, и знакомит участников с тем, как аналитические центры по внешней политике формируют свою работу во все более неопределенной и конфликтной среде.

GOV 1199. Переговоры о постсоветском конфликте: геополитика Восточной Европы и Кавказа

Проф. Арвид Белл
T 9:45–11:45
TBA

Этот курс бакалавриата будет использовать тематические исследования и виртуальные иммерсивные симуляции переговоров для изучения динамики, лежащей в основе горячих точек на постсоветском пространстве, с акцентом на Грузию, Восточную Украину и американо-российские отношения. Студенты не только получат более глубокое понимание текущих политических событий в Евразии, но также улучшат свои индивидуальные навыки ведения переговоров и управления конфликтами.

Семинары

ФРСЭМР 64Т. Воспоминания иммигрантов: жизнь женщин от Восточной Европы до Америки

Проф. Александра Кремер
Вт 15:00-17:00
Баркер 211

На этом семинаре мы прочитаем мемуары и личные эссе (а также несколько стихов и пьесу), написанные женщинами, переехавшими из Восточной Европы в США (а в некоторых случаях и в Великобританию и Канаду). Что они думали о своих новых странах? Что случилось с их первыми языками, когда они жили в окружении английского языка? Как выглядело их отчуждение и ассимиляция? Как менялось их отношение к английскому языку? Мы будем читать об идентичности, памяти и потерях, о том, как отказаться от своих предков и заново открыть для себя их, о детях и взрослых, об иммигрантах из рабочего класса, успешных писателях и преподавателях колледжей, а также о различных причинах их эмиграции, включая войны, дискриминации, бедности и любви. Авторы, о которых мы поговорим, родом из Польши, Украины и России, из бывшей Югославии и Чехословакии, среди них есть несколько еврейских и говорящих на идиш писателей. Самые ранние миграции, описанные в этих мемуарах, связаны со Второй мировой войной и Холокостом, самые поздние тексты относятся к войне на Украине. Какой образ Восточной Европы возникает из этих текстов? Как эти истории влияют на наши взгляды на этническую принадлежность и иммиграцию сегодня? Что они говорят нам о нашей собственной идентичности? Все студенты, интересующиеся этими вопросами, могут присоединиться к нам, предварительных условий нет.

УКРАН 200А. Семинар по украиноведению

Проф. Сергей Плохий
TBA
TBA

Междисциплинарный семинар по украиноведению с широкой региональной и сравнительной перспективой. Преподаватели и приглашенные ученые обсуждают различные темы в области гуманитарных и социальных наук. Предварительные чтения и последующие обсуждения помогают студентам поместить конкретные лекции в более широкий контекст. Студенты также проводят индивидуальный проект по чтению и исследованию под руководством консультанта факультета и в консультации с другими специалистами-резидентами. Первая часть цикла из двух частей.

HURI Примечание: Семинар по украиноведению проходит по средам с 16:30 до 18:00 в ЦГИС Кнафель К-354. Эти мероприятия открыты для публики.

Весенний семестр

Язык

УКРА АБ. Элементарный украинский II

Доктор Владимир Диброва
TBA
TBA

Вводный курс современного украинского языка и культуры, предназначенный для студентов без предварительных знаний, которые хотели бы говорить по-украински или использовать язык для чтения и исследований. Подчеркиваются все четыре основных коммуникативных навыка (говорение, аудирование, чтение, письмо). Студенты знакомятся с украинской культурой через работу с прозой и поэзией, поскольку они учатся использовать язык как средство общения и как инструмент для чтения и исследования. Этот годичный полный курс удовлетворяет требованиям иностранного языка и готовит студентов к продолжению изучение украинского языка на курсах среднего уровня и для учебы или поездок за границу в Украине. Вторая часть из двух частей серии.

Литература

СЛАВЯНСКИЙ 163. Понимание Украины: личные голоса и коллективное воображение

Проф. Елена Халета, Львовский университет имени Ивана Франко, Украина (приглашенный профессор Гарварда)
TBA
TBA

Этот курс познакомит студентов с современной украинской литературой как с собранием индивидуальных голосов, которые посредством практик коллективного чтения и интерпретации превращаются в общий опыт. Начав с обсуждения модерна, модернизма и современности, мы исследуем современную литературу как посттоталитарную, постколониальную и постмодернистскую. Эстетические исследования и лингвистические изобретения будут рассматриваться в контексте социальных проблем, исторических травм и наследования многокультурной и многоязычной традиции; студенты придут к пониманию современной украинской литературы как «неожиданного явления» и как причастности к богатой тысячелетней традиции, которая служит ключом к пониманию украинской идентичности сегодня. В рамках наших дискуссий мы поговорим в Zoom с влиятельными современных поэтов и романистов, что дает нам возможность критически проанализировать развитие украинской литературы за последние тридцать лет.

Авторы для чтения (в английском переводе): Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Сергей Жадан, Галина Крук, Оксана Луцишина, Ирина Шувалова, Марианна Кияновская, Остап Сливинский, Катерина Калитко, Софья Андрухович, Любовь Якимчук, Елена Гусейнова, Виктория Амелина и другие. .

СЛАВЯНСКИЙ 267. Современная украинская литература: канон, общность и культурный опыт

Проф. Елена Галета, Львовский университет имени Ивана Франко, Украина (приглашенный профессор Гарварда)
уточняется
уточняется

Этот курс будет рассматривать современную украинскую литературу как свидетельство принадлежности к общеевропейскому культурному пространству и как основу современной культурной идентичности. Обсуждение разнообразных литературных текстов позволит выявить изменения в литературной традиции, происходившие на протяжении ХХ века, от неоромантизма к постмодернизму, включая интеллектуальную драму и философский театр, авангард, необарокко, экзистенциализм, сюрреализм, и неомодернизм. Литературные явления будут рассматриваться в контексте распада империй и становления советского тоталитаризма, межкультурных контактов и развития общественных движений, войн и эмиграции. С точки зрения литературной антропологии этот курс критически осмысливает участие уникальных литературных голосов из Киева, Харькова и Львова, а также из Парижа и Нью-Йорка в формировании современного культурного сообщества, объединенного писательскими практиками, чтение, интерпретация.

Авторы для чтения (в английском переводе): Леся Украинка, Ольга Кобылянская, Павел Тычина, Николай Бажан, Валериан Пидмогильный, Николай Кулиш, Михаил Семенко, Богдан-Игорь Антоныч, Ирина Вильде, Софья Яблонская, Игорь Костецкий, Богдан Рубчак, Эмма Андиевская. , Василий Стус, Игорь Калинец, Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Сергей Жадан и другие.

Правительство

ИГА 353М. Frontline Negotiation Lab: оценка гуманитарной реакции на украинский кризис в Европе (примечание: январский семестр)

Клод Брудерляйн
уточняется
уточняется

Специалисты в области политики сталкиваются с постоянной политизацией гуманитарного реагирования на кризисные ситуации, а также с усилением идеологической напряженности, связанной с предоставлением жизненно важной помощи и защиты населения, пострадавшего в результате вооруженного конфликта. Недавние события в Восточной Европе привлекли внимание к проблемам и дилеммам, связанным с устранением крупномасштабных техногенных катастроф при сохранении нейтральной и беспристрастной позиции, позволяющей вести переговоры о гуманитарных проблемах на переднем крае со всеми заинтересованными сторонами. Чтобы планировать взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами и вырабатывать устойчивые решения, специалисты в области гуманитарной помощи должны развивать способности для ведения конструктивного диалога с широким кругом заинтересованных сторон, рассматривая при этом широкий спектр вариантов политики для решения сложных гуманитарных проблем. Такие возможности требуют установления доверия с невосприимчивыми или враждебно настроенными партнерами, управляемых переговорных процессов под давлением и борьбы с использованием и неправильным использованием информации для продвижения политических и гуманитарных целей.

Благодаря экспериментальному подходу к обучению, в котором особое внимание уделяется непосредственному взаимодействию с соответствующими субъектами в данной области, курс рассматривает ряд сложных гуманитарных чрезвычайных ситуаций как средство дальнейшего критического осмысления глобальных проблем, закладывая основу для профессионального диалога с ведущими гуманитарными организациями. организациям и мыслителям, наладить обмен между аспирантами Гарвардского университета и практиками на местах, а также пролить свет на профессиональные методы ведения переговоров на переднем крае гуманитарной деятельности. Такие случаи представляют собой интересную и сложную политическую, социальную, правовую и политическую среду для аспирантов, позволяющую анализировать различные программы и ситуационные факторы, связанные с гуманитарным кризисом, через междисциплинарные научные линзы, а также приобретать систематическую методологию для участия в кризисной ситуации в активный, критический и практический подход.

Семинары

УКРАН 200Б. Семинар по украиноведению

проф. Сергей Плохий и Михаил Флиер
уточняется
уточняется

Междисциплинарный семинар по украиноведению с широкой региональной и сравнительной перспективой. Преподаватели и приглашенные ученые обсуждают различные темы в области гуманитарных и социальных наук. Предварительные чтения и последующие обсуждения помогают студентам поместить конкретные лекции в более широкий контекст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *