Помогите с решением!!! Лабораторная работа № 4 Физика 9 класс Перышкин – Рамблер/класс
Цель работы: Изучить явление электромагнитной индукции.
Оборудование: Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс).
Указания к работе:
1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.
2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в неё (рис. 196). Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки; во время его остановки.
Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита; во время его остановки.
4. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.
5. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков
ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)
6. О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра.
Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и удалении от неё одного и того же полюса магнита.
4. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы.
Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае.
При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку, менялся быстрее?
При быстром или медленном изменении магнитного потока сквозь катушку сила тока в ней была больше?
На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и запишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф, пронизывающего этукатушку.
5. Соберите установку для опыта по рисунку 197.
6. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукционный ток в следующих случаях:
а) при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2;
б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;
в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путём перемещения в соответствующую сторону движка реостата.
10. В каких из перечисленных в пункте 9 случаев меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1? Почему он меняется?
11. Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора (рис. 198). Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток.
Рис. 196
Рис. 197 Рис. 198
Магнитное поле (Лабораторная работа № 11)
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физики
Практикум по развитию
практических навыков по физике
Составитель Л. В. Горбанева, Н.П. Петровых
Лабораторная работа №
11МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Хабаровск – 2008
Цель работы: познакомить студентов с содержанием темы «Магнитное поле» курса физики 8, 9 и 10 классов. Научить обрабатывать демонстрационные опыты и определить их роль при изучении темы, используя основную и дополнительную литературу.
Задания.
1. Познакомьтесь по программе [1, 2] и учебникам [3 – 7] с содержанием темы.
2. Проведите ее научно-методический анализ. Для этого определите научное и политехническое значение темы, возможности ее для развития мировоззрения и мышления учащихся, выделите трудности темы, возможности для внеурочной работы, оцените методическую разработанность темы, используя литературу [8 — 10]. Кратко запишите.
3. Раскройте методику одного из вопросов темы: магнитная индукция, магнитный поток, энергия магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, взаимодействие токов, магнитные свойства вещества и напишите фрагмент урока с использованием демонстрационного опыта.
4. Познакомьтесь с демонстрационными опытами по пособиям [11-14].
5. Выполните опыты. Опишите их, сделайте рисунки, определите роль и место при изучении темы. Запишите результаты измерений и наблюдений.
6. Познакомьтесь с дополнительной литературой. Сделайте для себя выписки.
Примечание: все задания, кроме пятого выполняются самостоятельно до занятия.
Схема отчёта по лабораторной работе
§ название темы, краткое её содержание в основной и полной школе;
§ описание всех опытов с рисунками и результатами наблюдений, вычислений, графиками, таблицами и т. д.;
§ научно-методический анализ темы;
§ фрагмент урока с использованием демонстрации;
§ список основной и дополнительной литературы;
§ краткое содержание выбранных Вами вариантов опытов из списка дополнительной литературы.
Основная учебная и методическая литература.
1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. 10-11 классы. – Физика в школе. – 2004. № 7, с.17. Профильный уровень. 10-11 классы. – Физика в школе. – 2004. – № 8.
2. Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы. – Физика в школе. – 2004. – № 6, с.19.
3. Перышкин, А.В. Физика. Учебник для 8 класса. – М., 2000.
5. Громов, Н.А. Родина. Физика. Учебник для 9 класса. – М., 1999.
6. Касьянов В.А. Физика. Учебник 11 класса. – М. Дрофа, 2001.
7. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. Учебник для 11кл.
8. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. / Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. М., 2000.
9. Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика. Электродинамика. /Под ред. С.Я. Шамаша. – М., 1987.
10.Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы. /Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. – М., 1987.
11. Анциферов Л. И. Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. – М., 1984.
12. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. /Под ред. А.А. Покровского. – М., 1972.
13. Шахмаев Н.М., Каменецкий С.Е. Демонстрационные опыты по электродинамике. – М., 1973.
14. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе. /Под ред. С.Е. Каменецкого и др. – М., 2002.
15. Сауров Ю.А. и др. Электродинамика. Модели уроков. М., 1992.
Дополнительная литература.
1. Лазарев С. С. и др. Опыт с керамическими магнитами. //Физика в школе. – 1998. – №3, с.55.
2. Вишневский Л. И. и др. Эксперимент с эффектом Холла. //Физика в школе. – 1998. – №1, с.51.
3. Шефер Н. И. Применение демонстрационного ваттметра для исследования ферромагнетиков. //Физика в школе. – 1998. – №6, с.49.
4. Луник М. Ф. О технологии разбора задач по теме «Магнитное поле». //Физика в школе. – 1996. – №6, с.34-38.
5.