Гдз по географии 9 класс козлов учебник: Пространство Центральной России

Пространство Центральной России



1. Определите экономический район, необоснованно включенный в перечень районов Центральной России: а) Волго-Вятский; б) Поволжский; в) Центрально-Черноземный.

Ответ: б

2. Выделите главную черту экономико-географического положения Центральной России: а) приграничное; б) центральное; в) окраинное.

Ответ: б

3. В какой из перечисленных областей степень распаханности территории наибольшая: а) Костромская; б) Тульская; в) Ивановская?

Ответ: б

4. Какими полезными ископаемыми богата Центральная Россия? При ответе используйте карту на с. 232—233 Приложения.

Ответ:

В Центральной России огромные запасы железной руды, которые активно разрабатываются (Белгородская и Курская область).

Имеются залежи бурого угля на юге Московской и в Тульской областях. Кроме того имеются значительные запасы торфа, гранита, глины для производства цемента. В Воронежской области, по предварительным данным, огромные залежи никелевых руд. В небольших количествах есть нефть и газ.

5. Дайте характеристику экономико-географического положения Центральной России по плану, приведенному в рубрике «Шаг за шагом».

Ответ:

1. Прежде всего, рассмотрим положение района на территории государства. Для этого воспользуемся административной картой России. На карте видно, что Центральная Россия расположена на западе страны и занимает приграничное положение. Её западные границы проходят по государственной границе России.

2. Экономическое окружение региона составляют: Украина и республика Беларусь, с которыми Центральная Россия граничит на западе. На северо-западе, севере востоке и юге соседями Центральной России являются другие экономические районы.

На севере и северо-западе Северный и Северо-Западный природно-хозяйственные регионы, на востоке Поволжский и Уральский регионы, на юге Северо-Кавказский регион.

3. Центральная Россия удачно расположена и по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны. На территории Северного района имеются крупные запасы угля, нефти, газа, железных руд, руд цветных металлов и апатитов. В Поволжском районе крупные запасы нефти, на Урале руды черных и цветных металлов, соли, природный газ, Северо-Кавказский район имеет запасы вольфрамо-молибденовых и свинцово-цинковых руд. В осадочных породах Предкавказского прогиба находятся месторождения нефти и газа.

4. Центральная Россия имеет и удобное транспортно-географическое положение, то есть положение на транспортных путях, соединяющих территорию с основными источниками сырья, энергии, продовольствия, с рынками сбыта. Регион находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Это нефтепроводы, газопроводы, железные и автомобильные дороги.

С севера на юг по реке Волга проходит основной водный путь России. Единственным недостатком является отсутствие выхода к морю.

5. ЭГП территории изменяется во времени. В основном это связано с экономическими изменениями, которые происходят на соседних территориях. Со временем ЭГП может улучшаться или ухудшаться.

Рассмотрев ЭГП Центральной России, сделаем вывод. ЭГП региона выгодное и способствует экономическому развитию района, т. к. регион занимает центральное положение, на его территории располагается столица России, он имеет хорошую транспортную обеспеченность, соседние с регионом территории обладают крупными запасами природных ресурсов.

6. Каковы особенности природы Центральной России?

Центральная Россия находится в центре Восточно-Европейской равнины, поэтому здесь преобладает равнинный рельеф. Низменности чередуются с возвышенностями.

Климат умеренный, умеренно-континентальный с относительно мягкой зимой и теплым летом. Количество осадков – от 400 до 600 мм, средние температуры января – -10°… -12°, июля – +17°…+18°.

Очень холодные зимы характерны только для Волго-Вятского района, на юго-востоке региона часто бывают засухи, а северо-восточная часть региона переувлажнена и заболочена.

Самые богатые почвы, черноземные, расположены в Центрально-Черноземном районе, но на большей части региона преобладают дерново-подзолистые почвы, часто встречаются серые лесные почвы. Эти виды почв обладают достаточно высоким плодородием и в сочетании с климатом создают условия для развития земледелия.

Большая часть региона находится в зоне смешанных лесов, на юге растут широколиственные леса и простираются лесостепи, а на северо-востоке лежит тайга.

Но обеспеченность лесными ресурсами, особенно в расчете на душу населения, низкая.

7. Используя экономическую карту Центральной России (см. рис. 8), установите, на каких природных ресурсах развивается ее экономика.

Ответ:

Центральная Россия небогата полезными ископаемыми. Северо-восточная часть входит в состав Волго-Уральского нефтегазоносного бассейна, но объемы добычи здесь незначительны. В Центрально-Черноземном районе сосредоточены основные ресурсы региона: запасы железной руды КМА (60% железорудного сырья России) и очень крупные месторождения известняков и сырья для производства цемента. На территории региона имеются месторождения бурого угля, торфа, фосфоритов, минерально-строительного сырья. Но большинство необходимого региону сырья завозится из других государств и регионов страны.

Разнообразны, но еще не совсем освоены рекреационные ресурсы региона.

К основным видам рекреационной деятельности региона относят:

Экскурсии и туризм

Санаторно-курортное лечение

Организация мест отдыха населения

В Центральной России располагается 12 государственных природных заповедников, 2 биосферных заповедника (Центрально-Черноземный и Воронежский), 9 национальных парков. Здесь создаются условия для сохранения естественных ландшафтов.

Длительная история Российского государства запечатлена в многочисленных культурно-исторических памятниках. Ряд культурно-исторических объектов входит в список объектов всемирного природного и культурного наследия: Красная площадь и Московский Кремль, памятники Владимиро-Суздальской земли. Многие города сочетают историко-культурные и природно-ландшафтные достопримечательности.

8. Используя текст параграфа, рисунок 7 и карту административно-территориального деления России (см. Приложение, с. 228—229), заполните таблицу.

9. Докажите, что экономико-географическое положение Центральной России изменяется во времени.

Ответ:

ЭГП территории изменяется во времени. В основном это связано с экономическими изменениями, которые происходят на соседних территориях. Со временем ЭГП может улучшаться или ухудшаться.

10. С именами каких известных людей вы связываете Центральную Россию? Что вы можете о них рассказать?

Примерный ответ:

Государственные деятели: цари династии Рюриковичей (например: Иван Грозный)

Поэты: Чехов, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский, Блок.

Как обеспечить экологическую безопасность России



«Как обеспечить экологическую безопасность России»

Обеспечение экологической безопасности во многом зависит от выбора пути: будут приниматься меры в рамках старой традиции (неустойчивое развитие) или будут выбраны для этого концепция и стратегия устойчивого развития.

Неустойчивое развитие предполагает резкий рывок, революционные преобразования в сфере обеспечения экологической безопасности. Так, сторонники этой концепции считают, что необходимо жесткое и решительное вмешательство государства в регулирование процессов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу.

Наиболее прогрессивна позиция тех, кто считает, что обеспечивать экологическую безопасность необходимо через устойчивое развитие.

Устойчивое развитие (англ. sustainabl development, более точный перевод – непрерывно поддерживаемое развитие) – термин, предложенный Международной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее» (1987; русский перевод 1989) для обозначения социального развития, не подрывающего природные условия существования человеческого рода. Устойчивое развитие, по определению комиссии Брундтланд, «это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности»[9].

Принцип устойчивого развития был поддержан ООН. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992), в которой участвовали представители 179 стран, перевела идею устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и планов.

Президент Российской Федерации Указом № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

В Концепции отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой предлагалось правительству каждой страны утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. В Российской Федерации стратегия устойчивого развития еще не принята, но работа над ней идет. Особо хотелось отметить роль Государственной Думы Федерального Собрания.

Комиссия Государственной Думы по устойчивому развитию подготовила и издала «Научную основу стратегии устойчивого развития Российской Федерации».

Первоначально устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, но такой ответ предполагает системное решение множества экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации.

В научной литературе выделены следующие основные принципы устойчивого развития [10]:

− каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;

− социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;

− развитие должно осуществляться не во вред окружающей природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей;

− сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития, в одно целое должны быть соединены экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность, которые в совокупности определяют основные критерии развития;

− выживание человечества и стабильное социально-экономическое развитие должны базироваться на закономерностях биотической регуляции при сохранении биоразнообразия в биосфере;

− рациональное природопользование должно основываться на неистощимом использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;

− экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на усилении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой (сопряженной) экологизированной экономической системы развития;

− реализация надлежащей демографической политики должна направляться на стабилизацию численности населения и оптимизацию масштабов его деятельности в соответствии с фундаментальными законами природы;

− необходимо широкое использование принципа упреждения, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;

− важным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и предотвращение больших различий в уровне жизни людей;

− использование разнообразия форм собственности и механизма рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию социальных отношений при обеспечении общественной безопасности;

− в перспективе, по мере реализации идей устойчивого развития, должно возрастать значение вопросов рационализации масштабов и структуры личного потребления населения;

− сохранение малых народов и этносов, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию;

− развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостной экосистемы Земли должно быть подкреплено принятием государствами соответствующих международных соглашений и иных правовых актов;

− необходимы свободный доступ к экологической информации, создание соответствующей базы данных с использованием в этих целях глобальных и национальных коммуникаций и других средств информатики;

− в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;

− экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания и образования на принципе устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным;

− суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государства за нарушение глобальных экосистем;

− ведение хозяйственной деятельности должно осуществляться с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития общества в глобальном масштабе должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства.

Колоссальные изменения, происшедшие в мире, потребовали поиска новых форм жизнедеятельности, организации нового мирового порядка. В результате этого поиска человечество пришло к идее устойчивого развития. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности.

Современный мир испытывает от острой экологической ситуации угрозы экологической безопасности. Трудно предположить, что в ближайшие годы мы станем свидетелями значительного уменьшения экологических угроз, рисков, опасностей. Несомненно, что это практически не может произойти в рамках старых традиций неустойчивости. Серьезное улучшение состояния экологической безопасности в ближайшей перспективе возможно только на пути устойчивого развития.

1. Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004. – 702 с.

2. Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 607–636.

Как обеспечить экологическую безопасность России

Готовимся к экзамену: экспресс-контроль.

1. Выберите верные утверждения, характеризующие Восточно-Европейскую равнину.

а) В основании равнины лежит древняя докембрийская платформа;

б) большая часть территории равнины располагается в области резко континентального климата;

в) северная часть равнины подвергалась древнему оледенению;

г) реки имеют преимущественно снеговое питание;

д) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до степей;

е) на территории равнины самая большая плотность населения в России.

Ответ: а, в, д, е

2. Выберите верный ответ. На Западно-Сибирской равнине преобладает: а) тайга; б) смешанные леса; в) тундра.

Ответ: а

3. Выберите верный ответ. Река Обь протекает по территории:

а) Восточно-Европейской равнины;

б) Среднесибирского плоскогорья;

в) Западно-Сибирской равнины.

Ответ: в

4. Выберите верные утверждения, характеризующие природу Урала.

а) Западный и восточный склоны равномерно увлажнены;

б) Уральские горы имеют небольшую высоту;

в) Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся параллельно в меридиональном направлении;

г) Урал богат полезными ископаемыми;

д) вершины Уральских гор покрыты ледниками.

Ответ: б, в, г

5. Выберите верный ответ. Крайняя северная континентальная точка России расположена на полуострове: а) Ямал; б) Кольском; в) Таймыр; г) Чукотском.

Ответ: в

6. Выберите верные утверждения, характеризующие Северо-Восточную Сибирь.

а) Здесь находится полюс холода Северного полушария;

б) это территория, приуроченная к области кайнозойской складчатости;

в) здесь повсеместно распространена многолетняя мерзлота;

г) природные зоны сменяются с севера на юг от тундры до лесной зоны;

д) это золотоносная провинция России;

е) эта территория слабо заселена.

Ответ: а, в, г, е

7. О каком из природных районов идет речь?

Молодое горное сооружение образовалось в альпийскую складчатость. Здесь находятся самые высокие вершины в России. Ярко выражена высотная поясность. В горах имеются крупные месторождения полиметаллических руд.

Ответ: Северный Кавказ

8. Выберите верный ответ. Действующие вулканы есть на территории: а) Чукотки; б) Алтая; в) Урала; г) Камчатки.

Ответ: г

9. Установите соответствие между объектами Всемирного природного наследия России и территорией, где они расположены.

1. Долина гейзеров. А. Алтай.

2. Алтай — Золотые горы. Б. Приморский край.

3. Озеро Байкал. В. Камчатка.

4. Центральный Сихотэ-Алинь. Г. Юг Восточной Сибири.

Ответ:

1 — В

2 — А

3 — Г

4 — Б

10. Установите соответствие между реками и территориями, по которым они протекают.

1. Терек. А. Восточно-Европейская равнина.

2. Северная Двина. Б. Западно-Сибирская равнина.

3. Иртыш. В. Дальний Восток.

4. Уссури. Г. Северный Кавказ.

Ответ:

1 — Г

2 — А

3 — Б

4 — В

Козы и сода: NPR

Дайан Коул

Урок лидерства, иллюстрированный только изображениями мужчин. Тест с заполнением пробелов, «правильный» ответ которого является стереотипом: «Я филиппинец. Я работаю домашней прислугой в Гонконге». Обсуждение глобального потепления, в котором подчеркиваются потенциальные «положительные последствия» изменения климата, такие как «Места, которые сегодня слишком холодны для ведения сельского хозяйства, могут стать сельскохозяйственными угодьями».

Вот несколько примеров из учебников со всего мира, включенных в недавно опубликованное исследование о роли учебников, подготовленное ЮНЕСКО по глобальному мониторингу образования.

В отчете были рассмотрены учебники по истории, граждановедению, общественным наукам и географии для средней школы с 1950-х по 2011 год, чтобы увидеть, как в них освещались такие вопросы, как мир и ненасилие, гендерное равенство, права человека, защита окружающей среды и культурное разнообразие. Информация была получена из трех крупных баз данных, каждая из которых содержала несколько сотен учебников в различных категориях, охватывающих около 100 стран. Вывод: Несмотря на некоторый прогресс, учебники часто продолжают преуменьшать, отмахиваться или искажать эти темы.

Это настораживает, говорит Нихан Коселечи, исследователь и автор отчета GEM. «Учебник может быть единственной книгой, которая у кого-то есть», — говорит она, и взгляды и взгляды, которые он прививает, могут переноситься в будущее. Например, когда в учебниках продолжают повторяться «одни и те же истории о насилии, у вас никогда не будет мирных и сосуществующих обществ».

Мы попросили Коселечи помочь нам с отчетом и образцами изображений из учебников, которые демонстрируют, где был достигнут прогресс и где он необходим.

Гендерное равенство

Пример 1. На этой иллюстрации из учебника по Демократической Республике Конго 2006 года все лидеры правительства — мужчины. Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования

На этой иллюстрации (пример 1) из учебника Демократической Республики Конго 2006 года изображены только мужчины, занимающие важные государственные посты. «Когда женщин изображают в учебниках по основам гражданственности, они, например, будут участвовать в голосовании, а не как лидеры или чиновники», — говорит Коселечи.

Как и в этом примере, женщины, как правило, незаметны в учебниках, говорит Коселечи. И когда они представлены, то в основном в бытовой сфере. «Даже в учебнике по математике из Турции мать и дочь считают яйца, пока готовят», — говорит она. Точно так же на иллюстрации из учебника 2011 года в Кении показаны женщины, работающие на традиционных служениях и учителях; напротив, все другие специалисты и рабочие, в том числе врач, плотник, полицейский и рыбак, — мужчины.

Итог: В целом отчет показал, что обсуждение прав женщин увеличилось на 37 процентов в 2000-2011 годах. Тем не менее, только шестая часть учебников в Северной Африке и Западной Азии вообще упоминает о правах женщин.

Мир и ненасилие

Пример 2: Текст с Кипра изображает дружескую трапезу с гражданами страны, которая до недавнего времени противостояла греческой и турецкой сторонам. Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования

«Образование может предотвратить конфликт, поощряя терпимость и ненасилие, или оно может усугубить конфликт, подчеркивая напряженность и пренебрежительно отзываясь о других группах», — говорит Коселечи. Например, в некоторых учебниках в Пакистане и Индии повторяются исторические обиды между мусульманами и индуистами, а не поднимаются возможности для примирения 9.0005

Положительным примером является эта иллюстрация 2004 года с Кипра (пример 2), которая способствует миру, показывая гражданам того, что до недавнего времени противостояло греческой и турецкой сторонам, есть вместе, а не сражаться. «Это шаг вперед, — говорит Коселечи.

Забота об окружающей среде

Пример 3: Эта книга из Ямайки посвящена науке об изменении климата. Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования

Пример 3: Эта книга из Ямайки посвящена науке об изменении климата.

Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования

«Чрезвычайно увеличилось количество учебников, в которых рассказывается об охране окружающей среды и нанесении ущерба», — говорит Коселечи. Например, в Латинской Америке и Карибском бассейне около 80 процентов учебников в настоящее время соответствуют требованиям по сравнению с 10 процентами в 19 странах.80.

Вот два разных подхода к предмету, оба положительные:

Учебник с Ямайки (Пример 3) представляет науку об изменении окружающей среды.

Пример 4. Южноафриканский учебник изображает экологическую активность. Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования

Один из Южной Африки (пример 4) показывает способы защиты и защиты окружающей среды.

Но в период с 2000 по 2011 год только 30 процентов учебников рассматривали экологические проблемы как глобальную проблему, а в некоторых странах экологические проблемы продолжают скользить, искажать или подвергать сомнению. Например, отчет показал, что в Германии, хотя 73 процента из 49В учебниках по основам гражданственности и географии действительно обсуждаются экологические проблемы, «людей в развивающихся странах изображают ответственными за экологический стресс, с которым они сталкиваются, и неспособными решить свои экологические или связанные с конфликтами проблемы» и «такие вопросы, как вмешательство транснациональных корпораций или модели потребления в более богатых странах». страны не обсуждаются».

В отчете также цитируются американские учебники, которые ставят под сомнение причины изменения климата и опускают тот факт, что изменение климата уже происходит.

Пример 5. В мексиканском учебнике мальчики (включая одного в инвалидной коляске) и девочки играют в баскетбол. Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Глобальным отчетом о мониторинге образования

Разнообразие/права человека

Эта разнообразная группа баскетболистов, изображенная в учебнике из Мексики (пример 5), включает мальчика в инвалидной коляске и равное количество мальчиков и девочек.

Доля учебников, в которых упоминаются права человека, увеличилась с 28 процентов в 1970-1979 годах до 50 процентов в период с 2000 по 2011 год. В то же время, только 9 процентов учебников посвящены правам людей с инвалидностью, и только 3 процента посвящены права ЛГБТИ.

Глобальное гражданство

Пример 6: Учебники по-прежнему содержат стереотипы, как в этой книге 2015 года из Гонконга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *