Домашний эксперимент по химии 9 класс: Демонстрационные опыты по химии 9 класс

Содержание

Демонстрационные опыты по химии 9 класс

Демонстрационные опыты по химии 9 класс

 

1.Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты

Хлороводородная кислота:

1.Окрашивает растворы индикаторов лакмуса и метилового оранжевого в красный цвет, вследствие диссоциации в водном растворе:


HCl → H+ + Cl

2.Взаимодействует с металлами, находящимися в ряду напряжений левее водорода, например, с цинком, с образованием соли и газообразного водорода:


Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

3.Взаимодействует с основными оксидами с образованием соли и воды:


CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
(при проведении реакции с оксидом меди (II), пробирку желательно слегка подогреть)

4.Взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды:


NaOH + HCl = NaCl + H2O

5.Вытесняет слабые кислоты из растворов их солей:


Na2
CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

6.

Качественная реакция на хлорид-ион — при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте:
AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl↓

2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде

В школьной лаборатории кислород чаще получают разложением перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV):

2H

2O2 = 2H2O + O2

или разложением перманганата калия при нагревании:

2KMnO

4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

Чтобы собрать газ, сосуд закрывают пробкой с газоотводной трубкой.

Чтобы доказать наличие кислорода в сосуде, вносят в него тлеющую лучинку — она ярко вспыхивает.

3. Опыт. Получение и собирание аммиака

Для получения и собирания аммиака в лаборатории насыпаем в пробирку хлорид или сульфат аммония, смешанный с известью Ca(OH)

2, затыкаем пробкой с газоотводной трубкой.
Трубку вставляем в колбу, перевернутую вверх дном, — аммиак легче воздуха. Отверстие колбы закрываем куском ваты.

Осторожно нагреваем пробирку на спиртовке. Уравнение реакции:

2NH

4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O + 2NH3

Аммиак обнаруживаем по характерному резкому запаху (нюхать осторожно!) или поднеся к трубке бумажку, смоченную раствором фенолфталеина (ф-ф). Бумажка розовеет вследствие образования гидроксид-ионов:

NH

3 + HOH  NH4+ + OH

 

 

 

 

 

 

4. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II)

Качественный состав соли доказывают с помощью реакций, сопровождающихся выпадением осадка или выделением газа с характерным запахом или цветом. Образование осадка происходит в случае получения нерастворимых веществ (определяем по таблице растворимости).

Газы выделяются при образовании слабых кислот (для многих требуется нагревание) или гидроксида аммония.

Наличие иона меди можно доказать добавлением гидроксида натрия, выпадает синий осадок гидроксида меди (II):

CuSO

4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Дополнительно можно провести разложение гидроксида меди (II) при нагревании, образуется черный оксид меди (II):

Cu(OH)

2 = CuO + H2O

Наличие  сульфат-иона доказывается выпадением белого кристаллического осадка, нерастворимого в концентрированной азотной кислоте, при добавлении растворимой соли бария:

CuSO

4 + BaCl2 = BaSO4↓ + CuCl2

5.  Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком

1.      Добавить к смеси немного воды, перемешать. Соль растворится, песок осядет на дно.

2.      Профильтровать полученную смесь. Если нет фильтра, дать отстояться и слить верхнюю часть воды с растворенной солью.

(Здесь мы используем различную растворимость соли и песка в воде)

3.      Выпарить соль из раствора в фарфоровой чашке.

Прекратить выпаривание при появлении кристаллов соли, иначе чашка может треснуть. С горячей чашкой обращаться осторожно!!! Спиртовку тушить, накрывая колпачком. Спички чиркать «от себя».

6. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке

Водород можно получить взаимодействием цинка с соляной кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl

2 + H2

Водород легче воздуха, поэтому его собирают в пробирку, перевернутую дном кверху.

Чтобы доказать наличие водорода в пробирке и проверить его на чистоту, пробирку с водородом подносят к пламени спиртовки (пробирку держим держателем для пробирок!). Чистый водород сгорает со звонким хлопком.

Если водород смешан с воздухом, звук будет визгливый, говорят «сгорает со свистом».

Опыт доказательства наличия водорода не всегда получается, особенно без тренировки — нужно накопить довольно много водорода.

При этом не забывайте отверстие пробирки направлять в сторону, где никого нет — «от людей».

Ни в коем случае не зажигайте спички и спиртовку поблизости от сосуда, в котором получаете водород. Если он собран герметично или закрыт пробкой, при возгорании водорода взрыв разорвет сосуд, осколки могут поранить лицо.

Водород можно получить и взаимодействием натрия, кальция с водой, но этот опыт не вполне безопасен (если взять слишком большой кусочек натрия, может произойти взрыв).

2Na + 2HOH = 2NaOH + H2

7. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей.

Качественной реакцией на карбонаты служит взаимодействие с кислотами, сопровождающееся бурным выделением углекислого газа:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

или, в ионном виде:

CO32− + 2H+ = H2O + CO2

Доказать, что выделяется именно оксид углерода (IV), можно, пропуская его через раствор известковой воды, что вызывает её помутнение:

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

Чтобы распознать соль угольной кислоты, добавляем во все три пробирки немного кислоты (чтобы не вылилась через край при «вскипании»). Где будет выделяться бесцветный газ без запаха, там находится карбонат.

8.  Опыт. Распознавание раствора соли соляной (хлороводородной) кислоты среди трех предложенных растворов

Качественная реакция на хлорид-ион — при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте.

Добавляем во все три пробирки немного нитрата серебра. В которой выпадет белый творожистый осадок — находится соль соляной кислоты (хлорид):
AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl↓

или в ионном виде:

Ag+ + Cl = AgCl↓

Если в одной из пробирок к тому же имеется соляная кислота (даст такой же осадок), сначала

1.Делим каждый раствор на две пробирки (получаем два набора по три)

2.Капаем по очереди в первые три — индикатор метилоранж или лакмус. Где покраснеет индикатор, там кислота — отмечаем эту пробирку.

3.В оставшиеся две пробирки капаем нитрат серебра.

Ион серебра дает осадок со многими солями (смотрите таблицу растворимости). Чтобы творожистый характер осадка был лучше виден, не следует трясти пробирку, перемешивать растворы. При наличии хлорида осадок выпадает сразу очень заметный, похожий на простоквашу.

9. Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи

1.Разделяем каждый раствор пополам, т. е. получаем два набора по три пробирки.

2.Чтобы распознать среди трех растворов кислоту, капаем в первые три пробирки индикатор лакмус синий или метилоранж (метиловый оранжевый). В пробирке с кислотой индикатор покраснеет.

3.Чтобы распознать щелочь, капаем в оставшиеся три пробирки индикатор фенолфталеин (ф-ф). В пробирке со щелочью он станет малиновым.

Можно воспользоваться универсальным индикатором: капаем исследуемый раствор на полоску индикаторной бумаги и сравниваем со шкалой, делаем вывод о наличии кислоты или щелочи.

 

 

 

10.

Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде

Углекислый газ в лаборатории получают, приливая

1.соляную кислоту к мелу:


CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

2.соляной или серной кислоты к соде:


Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

Закрываем пробирку, где идет реакция, пробкой с газоотводной трубкой. Трубку опускаем в колбу (углекислый газ тяжелее воздуха), горлышко желательно прикрыть куском ваты.

Доказываем наличие углекислого газа, приливая в колбу прозрачный раствор известковой воды, взбалтываем. Известковая вода мутнеет вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:

Ca(OH)

2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

11. Опыт. Осуществление превращения: соль → нерастворимое основание → оксид металла

Для получения нерастворимого основания, к раствору соли добавляем гидроксид натрия.

Полученный осадок нагреваем на спиртовке, он разлагается с образованием оксида.

Лучше взять сульфат или хлорид меди (II):

CuSO

4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Выпадает синий осадок гидроксида меди (II). При нагревании осадок чернеет в результате образования черного оксида меди (II):

Cu(OH)

2 = CuO + H2O

12. Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей

Для распознавания соли серной кислоты капаем в каждую пробирку раствор хлорида бария. Там, где находится сульфат, выпадет белый кристаллический осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте:

Na

2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl

или в ионном виде:

Ba

2+ + SO42−= BaSO4

Если среди растворов будет карбонат (тоже выпадает в осадок с Ba

2+):

Делим каждый раствор на две порции и капаем в первую тройку соляную кислоту.

В пробирке с карбонатом выделится газ.

Оставшиеся два раствора испытываем на сульфат.

 

Занимательные опыты в домашних условиях | Рабочая программа по химии (8, 9 класс) по теме:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

 городского округа город Буй Костромской области

Рассмотрено                                     Согласовано                                           Утверждаю

на заседании ШМО                      зам. директора по УВР                 директор школы

________________                         ____________________                   _________________

«___»________201_ г.                    «___»__________201_ г.               «___»_______201_ г.

Рабочая программа

элективный курс по химии

 «Занимательные опыты в домашних условиях»

 (для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы)

Разработала:

Холостинина Наталья Сергеевна,

учитель химии МОУ СОШ №9 г. Буя,

1  квалификационная категория

Срок реализации: 201_- 201_ учебный год

Буй

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 8 часов. Актуальность данного курса определяется с одной стороны, целями и задачами предпрофильного обучения, с другой, необходимостью формирования химической грамотности учащихся. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, помогает показать учащимся, что химия это не только сложная наука, но и то что реально сделать своими руками у себя дома, что она гораздо ближе к нам, чем обычно думают ученики. В тоже время, на занятиях учащимся показывается, что знание техники безопасности и её соблюдение необходимо не только на уроках химии, но и в домашних условиях.

Цель элективного курса:

 возбуждение интереса к химии  и другим предметам естественного цикла и умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  1. продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
  • связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
  • применять на практические знания, полученные на уроках химии.
  1. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  2. развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии;
  3.  подготовить к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах;  
  4. актуализировать знаний правил техники безопасности при работе с химическими веществами.

Методы:

1.Рассказ, беседа, сообщения;

2.Экспериментальные исследования;

3.Методы поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;

4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальные
  • групповые
  • практические работы

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • о свойствах некоторых  веществ, окружающих нас в быту;
  • правила техники безопасности при работе с веществами;
  • технологию проведения опытов в домашних условиях.    

Учащиеся должны уметь:

  • смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
  • спланировать и провести химический эксперимент самостоятельно без помощи учителя;

Форма  контроля: практические работы


Учебно – тематическое планирование


п/п

Тема

Всего часов

Лекции

Практические
работы

Цель темы

1

Химическая лаборатория дома

1

1

Сформулировать цели курса, изучить вещества с помощью которых можно проводить опыты в домашних условиях, показать ребятам, что химия гораздо ближе, чем обычно считается.

2

Практические работы

6

6

Учится самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент в домашних условиях из тех веществ, которые широко используются в быту.

8

Обобщающее занятие

1

Подведение итогов обучения, рефлексия.

Итого:
Теоретических занятий
Практических занятий

8 ч
1 ч
6 ч


Содержание программы:

Тема 1. Химическая лаборатория дома

Правила техника безопасности при проведении практических работ.

Правила выбора посуды для проведения домашнего эксперимента и особенности проведения эксперимента в домашних условиях.

Реактивы на кухне, в ванной, аптечке.

Тема 2. Практические работы

Практические работы 1. Синий йод

Практические работы 2. Содова «гадюка»

Практические работы 3. «Удивительный раствор»

Практические работы 4. «Умный пластилин»

Практические работы 5. «Горение эфира». «Несгораемый платок»

Практические работы 6. «Силикатный сад»

Тема 3. Обобщающее занятие.

Методика проведения опытов:

Синий йод
Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингредиентами, но чудо-превращение того стоит.
Вам потребуются:
— 3 емкости для жидкости
— 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
— раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
— перекись водорода 3% (продается в аптеке)
— крахмал
— мерные ложки
— мерные чашки
План работы:
1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.
2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.
3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.
4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и… через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Содовая «гадюка»

Вариант 1. В столовую тарелку насыпать 3-4 столовые ложки сухого просеянного речного песка и сделать из него горку с углублением в вершине. Затем приготовить реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и четверти чайной ложки гидрокарбоната натрия (питьевой соды). Пропитать песок 96-98% раствором этанола (спирта, в аптеке можно купить «Асептолин») и насыпать в углубление горки приготовленную реакционную смесь, после этого поджечь спирт.

Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются чёрные шарики, а у основания горки- чёрная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая чёрная «гадюка».

Вариант 2. Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции (SO2, h3S, N2, пары воды), которые вспучивают массу и формируют пористую «змею». Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»:

 

По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки.

Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».

«Удивительный раствор»

Жидкость — ацетат натрия, уксуснокислый натрий, если по-простому. Получить в домашних условиях — раз плюнуть. Взять питьевую соду и уксус, а еще лучше — уксусную эссенцию, — меньше выпаривать придется. Соединить их постепенно до примерно нейтральной реакции, то есть, пока шипеть не перестанет. Тут особой точности и чистоты не нужно. Упарить, остудить, получится монолитный кусок. может сверху раствор еще останется, если недостаточно упарено было, его слить долой. То, что осталось — ацетат натрия, вернее, его кристаллогидрат. Дальше — просто. Ставите на огонь, ваш кусок плавится. Аккуратно сливаете прозрачный расплав в другую посуду, чтоб избавиться от осадка и мусора на дне. Чистый расплав горячим наливаете в прозрачный стакан, накрываете салфеточкой от пыли, чтоб случайно не застыло раньше времени, и остужаете до комнатной температуры. Жидкость — жидкая. Но стоит туда уронить крохотную крупинку того же уксуснокислого натрия (можно получить из того, что осталось после слива), как жидкость затвердеет на глазах! Состав можно использовать многократно!

«Умный пластилин»

Умный пластилин можно изготовить в домашних условиях. Для этого вам нужно будет взять клей ПВА, натрий тетраборат, пищевой краситель или гуашь, емкость, целлофановый пакет и деревянную палочку.
В емкость выдавите клей и добавьте к нему краситель. Все смешайте деревянной палочкой. Когда вы добьетесь однородного цвета, тогда в массу всыпьте чайную ложку натрия тетрабората, который можно приобрести в любой аптеке. Затем нужно смесь снова перемешать до тех пор, пока она не загустеет. Готовый пластилин положите в целлофановый пакет, и разомните его, чтобы он слал эластичным и мягким. Теперь у вас есть жвачка для рук.

«Горение эфира»

В фарфоровую тарелку налить немного этилового спирта, добавить к нему несколько кристалликов борной кислоты, перемешать. Полученную смесь поджечь.

Сначала смесь горит бесцветным пламенем, а затем пламя окрашивается в красивый зелёный цвет.

«Несгораемый платок»

Взять обычный носовой платок, обильно смочить его в воде, а затем в спирте. Закрепить платок в держателе и поджечь. После окончания горения платок останется целым.

«Силикатный сад»

Налить в химический стакан (можно взять стеклянную банку) силикатный клей и дистиллированную воду в соотношении 1:1. в стакан насыпать солей разных цветов. Можно взять соли кальция (глюконат кальция в аптечке), никеля, меди (медный купорос), железа (в аптеке препараты железа от анемии), кобальта, хрома, марганца.

Через 15-20 минут в стакане появятся «заросли», напоминающие деревья или водоросли.

Используемые источники:

  1. Занимательная химия в домашних условиях. Занимательная химия для детей. Занимательная химия опыты. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии. Опыты с йодом. Опыты с водой. Режим доступа:    http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op11.shtml, свободный.- Загл. с экрана.
  2. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ. Силикатные творения. Режим доступа: http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/silikat.htm, свободный. Загл. с экрана.
  3. Как сделать умный пластилин своими руками? Режим доступа: http://www.best-woman.ru/deti-kak-sdelat-umnyy-plastilin-svoimi-rukami-sostav/, свободный.- Загл. с экрана.
  4. Химоза. Ру. Режим доступа: http://1kabinet.ucoz.ru/, свободный. Загл. с экрана.

Литература:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.

2. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

3. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. – Минск: Народная асвета, 1968. – 63 с.

4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. – Л.: Химия, 1985. – 336 с.

     6. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1978. – 208 с.

7. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с.

Использование системы домашних экспериментов при обучении химии в 8–9-х классах средней школы

Основная идея использования домашнего эксперимента (ДЭ) разрабатывалась в работах И.И. Балаева [2], серия статей в журнале “Химия в школе” (1966. — №6. – С.62-66; 1969. — №3. – С.73-75; 1971. — №3. – С.71-75). ДЭ – это “особый вид самостоятельной работы учащихся”, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету “Химия” (профориентация учащихся) и формирования самостоятельности в познании (подготовка к организации самостоятельных исследований). При выполнении ДЭ учащиеся формируют и далее закрепляют организационные, технические и интеллектуальные умения. В меньшей степени использование ДЭ позволяет формировать измерительные умения, т.к. в домашних условиях учеников, как правило, отсутствуют элементарные измерительные приборы. В некоторых случаях при проведении ДЭ можно формировать и конструкторские умения, но для этого необходимо специальным образом составлять инструкции по выполнению ДЭ.

Основное преимущество ДЭ перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша.

Роль учителя при организации ДЭ заключается в том, что он готовит инструкции (письменные или устные) и проверяет выполнение домашних опытов. Как правило, это проверка письменных отчетов; “вещественных доказательств”, полученных при выполнении эксперимента; схематических рисунков “новых” приборов и т. п.

Предложенные ДЭ не требуют специального оборудования и реактивов (они имеются в домашней обстановке практически каждого ученика или их можно приобрести в аптеке или магазине). Все опыты можно условно разделить на две группы. Первая группа (их большая часть) имеет тесную связь с изучаемым на уроках материалом. Вторую группу составляют опыты, имеющие прикладное значение. Выполнять ДЭ учащимся рекомендуется индивидуально или в парах сменного состава.

Всего предполагается за курс химии основной школы (базовый уровень) провести 21 домашний эксперимент (11 и 10 опытов в 8 и 9 классах соответственно). В общей сложности ДЭ в 8-9 классах составит менее 12% от всех остальных видов домашних заданий по химии (см. табл.).

Использование системы ДЭ в курсе химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, самостоятельности обучающихся, развитию творческого химического мышления ребят.

Выполнение ДЭ не является обязательным и предлагается учащимся как задание на дополнительную отметку [3]. Ниже представлены описания некоторых ДЭ 8 класса средней школы.

“Перегонка воды”

Дистиллированную воду (очищенную от примесей) можно получить в домашних условиях. Для этого необходимо в эмалированный чайник налить холодной водопроводной воды (1/3 объема) и поставить на газовую или электрическую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Далее довести воду до кипения, надеть на носик чайника стеклянную банку-холодильник, под которую приспособить блюдце (или тарелку) для сбора конденсата. Полученную воду охладить и перелить в небольшую чистую посуду. Образец полученной дистиллированной воды сдать учителю вместе с описанием работы.

“Извлечение крахмала”

Как из картофельного клубня выделить крахмал, используя только физические способы разделения смеси? Составить план выделения крахмала. Выполнить этот опыт в домашних условиях.

Таблица
СИСТЕМА ДОМАШНИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ХИМИИ В 8-9 КЛАССАХ

Раздел программы № п/п Название ДЭ Дидактическая цель ДЭ Необходимое оборудование и материалы

(место приобретения:
1 – аптека; 2 – продовольственный магазин;
3 – хозяйственный магазин; 4 – школа или самостоятельно изготовленные)

Литературный источник (см. список литературы)
Домашний эксперимент по химии в 8 классе
Первоначальные химические понятия 1 Диффузия повторение материала 7 класса по теме “Диффузия” перманганат калия KMnO4 (1), сахар (2), стеклянные банки или стаканы, вода, медный купорос CuSO4•5H2O (3), силикатный клей Na2SiO3 (3), питьевая сода NaHCO3 (2), 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), вода, блюдце [1, С. 29-30
2, С. 32-33
4, С. 165]
Чистые вещества и смеси 2 Перегонка воды (получение дистиллированной воды) закрепление знаний и умений по перегонке воды чайник, газовая или электрическая плита, тарелка, стакан или банка, полотенце или тряпка, смоченная в холодной воде [2, С. 41-42
7, С. 29]
3 Извлечение крахмала закрепление знаний по теме “Разделение смесей веществ” крахмал (2), спиртовой раствор йода (1), картофель (2), кастрюля, вода, сито, клеенка [7, С.60-61]
Химическая связь 4 Изготовление моделей молекул некоторых веществ закрепление знаний по теме “Химическая связь” спички (3), пластилин или др. (по выбору учащегося)
Вещества и их превращения 5 Горение сахара ознакомление с каталитическими реакциями сахар-рафинад (2), пепел от сигарет, тарелка, спички (3) [5, С. 299-300]
Разложение пероксида водорода раствор пероксида водорода Н2О2 (1), активированный уголь (1), стакан [5, С. 403]
Основные классы неорганических веществ 6 Выращивание кристаллов приобретение навыков по выращиванию кристаллов вода, банки или стаканы, кусочек картона, карандаш, сахар-песок (2), медный купорос CuSO4•5H2O (3) или любая другая соль, имеющаяся в наличии (3), шерстяные нитки, газовая или электрическая плита, небольшая кастрюлька или ковш, которые не используются под пищевые продукты [1, С. 32-33
2, С. 47-48
4, С. 123-126
5, С. 394
7, С. 33]
7 “Отпечатки пальцев” закрепление материала по теме “Адсорбция” и “Растворы” бумага, йодная настойка (1), блюдце, кисточка [6, С. 151]
тальк (1), активированный уголь (1), кисточка [4, С. 132]
8 Обнаружение щелочных и кислотных свойств растворов, применяемых в быту закрепить знания по теме “Индикаторы”; научиться готовить растворы индикаторов и индикаторную бумагу небольшие флаконы (1) или баночки из под детского питания (1), индикаторная бумага (4), растворы веществ (мыла (3), питьевой соды NaHCO3 (2), поваренной соли NaCl (2), уксусной кислоты CH3COOH (2) и др. ), вода, [2, С. 42-43]
9 Обнаружение карбонатов в составе золы, яичной скорлупы и мела закрепление знаний о кислотах и солях 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), яичная скорлупа (2), зола, мел (4), блюдце или маленькие флаконы [2, С. 51
7, С. 21]
Приготовление лимонада лимонная кислота (2), варенье, стакан для пищевого продукта, кипяченая вода, питьевая сода NaHCO3 (2), [7, С. 35-36]
Основные классы неорганических веществ 10 “Чернила для тайнописи” (выжигание по бумаге) закрепление знаний по термолизу нитратов (селитр) и растворов кислот калийная KNO3 или аммонийная NH4NO3 селитра (3), лимонная кислота (2), бумага (3), стакан с водой, кисточка или стальное перо (3), карандаш, утюг [1, С. 59-60
2, С. 71-72
4, С. 130-132
7, С. 17]
Домашний эксперимент по химии в 9 классе
Гидролиз солей 1 Гидролиз солей. Влияние температуры на гидролиз закрепление знаний по теме “Гидролиз солей” флаконы или маленькие банки из под детского питания (1), поваренная соль NaCl (2), силикатный клей Na2SiO3 (3), питьевая сода NaHCO3 (2), мыло (3), стакан с теплой и горячей водой, индикаторная бумага или раствор (4) [2, С. 63; С. 80-81]
Электролиз растворов 2 Электролиз раствора хлорида натрия без и с использованием пористой перегородки ознакомление с использованием электролиза раствора для получения новых веществ батарея от карманного фонаря на 3,5-4,5 В (3), провода для подключения (3), картофель (2), гвозди (3), раствор хлорида натрия NaCl (2), индикаторная бумага или раствор (4), яичная скорлупа (2), стакан [2, С. 64-66]
Химия элементов 3 Огнезащитные свойства силиката натрия ознакомление с использованием огнезащитных свойств силиката натрия (канцелярского клей) силикатный клей Na2SiO3 (3), спички (3), кусочек ткани, древесные лучинки и т.п. [7, С. 36]
4 Определение жесткости воды мыльным раствором закрепление знаний по теме “Жесткость воды” холодная и горячая водопроводная вода, кипяченая вода, мыло (3), флаконы или баночки от питания (1) [1, С. 81
7, С. 29-30]
5 Удаление накипи и ржавчины приобретение умений по удалению накипи и ржавчины 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), вода, чайник или кастрюля (с накипью), белая тряпка, испачканная ржавчиной, уротропин (1) [2, С. 51-52]
Химия элементов 6 Травление металлов закрепить знания по теме “Взаимодействие металлов с галогенами” железная, медная, цинковая или алюминиевая пластинка, парафиновая свеча или лак для ногтей (3), жидкость для снятия лака (3), йодная настойка (1) [1, С. 40
4, С. 20
7, С. 42]
7 Коррозия металлов и ее предупреждение изучение влияния некоторых факторов на скорость коррозии металлов, способов защиты металлических поверхностей от коррозии гвозди (3), медная проволока (3), алюминиевая фольга (3) или алюминиевая крышка от аптечных флаконов (1), кнопки или скрепки (3), воды, банка, флаконы или баночки из под детского питания (1), поваренная соль NaCl (2), питьевая сода NaHCO3 (2), йодная настойка (1), раствор аммиака (“нашатырный спирт”, 1), 5% раствор уксусной кислоты CH3COOH (2), батарея от карманного фонаря на 3,5-4,5 В (3), соединительные провода (3), лак для ногтей (3) [1, С. 75-76
2, С. 85-87
7, С. 46-47, 52-53]
8 Изучение адсорбционных свойств некоторых веществ закрепление знаний по теме “Адсорбция” активированный уголь (1), глина, кукурузные палочки (2), хлеб (2), раствор перманганата калия KMnO4 (1), сок свеклы (2), одеколон, туалетная вода или дезодорант с распылителем (3), стакан, кусок картона [2, С. 75
4, С. 30-32]
9 Осуществление цепочки превращений P>P2O5>H3PO4>Na3PO4 закрепление знаний по теме “Химия элементов V-A подгруппы” стеклянная банка на 1 л, гвозди (3), боковые наклейки спичечной коробки (3), индикаторная бумага или раствор (4), спички (3), кусок картона [2, С. 50]
10 Обнаружение крахмала в пищевых продуктах. Удаление пятен йода с ткани определение продуктов питания, содержащих крахмал; закрепление знаний о свойствах йода йодная настойка (1), белая ткань, стакан с водой, пипетка (1), различные пищевые продукты (2) [2, С. 52-53
5, С. 399-400]

“Химическая тайнопись”

В приключенческих романах, повествующих о давних временах, нередко упоминаются письма, написанные бесцветными чернилами; хитрые враги не знают секрета тайнописи, и лишь благородные герои могут без использования каких-либо химических реактивов превратить невидимое в видимое… А особого секрета в этом нет. С давних пор известно много природных веществ, которые под влиянием определенных условий приобретают яркий цвет. Такие вещества содержатся, например, в соке лимона, репчатого лука и в молоке. Определить условия обнаружения этих веществ на бумаге. Предложить другие вещества, которые вам известны из курса химии, способные выступать в качестве симпатических (невидимых) чернил. Надписи, выполненные растворами этих веществ, должны обнаруживаться в тех же условиях. Образцы проявленных надписей и описание эксперимента сдать учителю.

“Отпечатки пальцев”

Превращение невидимого в видимое нередко оказывает огромную помощь тем, кто раскрывает преступления. На месте преступления всегда остаются следы, только не всегда они сразу заметны. Криминалисты ищут в первую очередь отпечатки пальцев, потому что у каждого человека они неповторимы – так же, как неповторимы черты человеческого лица. Конечно, у экспертов есть тонкие способы и подходящие вещества, позволяющие обнаружить и совсем слабые отпечатки; мы же воспользуемся довольно грубыми, зато простыми способами. Выполнить один из вариантов эксперимента, “вещественные доказательства” и описание эксперимента сдать учителю.

Вариант 1. Приготовить смесь из равных количеств талька (продается в аптеке) и сажи (ее можно получить, соскребая время от времени черный налет, образующийся при горении парафиновой свечи, если пламя направить на большой (негорючий) холодный предмет). Подышать на палец, чтобы слегка увлажнить его, и прижать к чистому листу бумаги. След на листе незаметен, но если присыпать его приготовленной смесью, осторожно распределить мягкой кистью (или просто покачать листок) и ссыпать излишек смеси, то на бумаге останется четкий отпечаток пальца. Это происходит из-за того, что невидимые жировые следы адсорбируют частицы черной смеси.

Вариант 2. Опыт проводится аналогично предыдущему, с той лишь разницей, что для проявления отпечатков пальцев используется спиртовой раствор йода (продается в аптеке). После того, как отпечаток пальца будет нанесен на чистый лист бумаги, его необходимо поместить на некоторое время над блюдцем или чашкой, в которую налит раствор йода. Йод имеет способность легко возгоняться, поэтому для сохранения проявленных отпечатков целесообразно поместить листок в файл (полимерный) для бумаг или между листами плотной (не рыхлой) бумаги.

ЛИТЕРАТУРА

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, — 1995.

  • Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, — 1977.
  • Исаев Д.С. Программа по химии для VIII-IX классов базового уровня образования с использованием видеодемонстраций, домашнего эксперимента и практикумов исследовательского характера. – Тверь: Славянский мир, — 2007. – С.12-13, 78-81.
  • Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, — 1995.
  • Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, — 2002.
  • Учителю химии о внеклассной работе. Из опыта работы учителей. — М., — 1978.
  • Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, — 1996.
  • Химия. 9 класс. Григорович

    Химия. 9 класс. Григорович