Учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему: Цепочки превращений веществ
Цепочки превращений веществ
(указать условия проведения реакций)
1) NaCl → Na₂Co₃ → Na H Co₃ → Na Cl → Na OH
2) Fe S₂ → SO₂ → SO₃ → Ca SO₄
3) Zn S → Zn Cl₂ → Zn O
4) Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca Co₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂
5) C → CO → CO₂ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃
6) NO → NO₂ → H NO₃ → Cu (NO₃)₂ → Cu (CH₃COO)₂
7) Al → Al(OH)₃ → Al₂ O₃ → Al → Al₂ S₃ → Al Cl₃
8) K₂ CO₃ → K₂ SO₄ → KCl → Cl₂ → Ca Ca₂
9) Fe → Fe S → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃
10) Ca → Ca Cl₂ → Ca(OH)₂ → Ca (NO₃)₂ → Ca Cl₂
11) Na₂ SO₄ → Na₂ CO₃ → Na Cl → Na OH → Na OH→ Na H CO₃ → CO₂
12) Al₂ → Al₂(SO₄)₃ → Al(OH)₃ → K[Al(OH)₄] → Al₂ O₃ → Al
13) Zn → Zn S → Zn Cl₂ → Zn O → Zn SO₄ → Zn (OH)₂
14) Cu → Cu (NO₃)₂ → Cu O → Cu S O₄ → Cu → Cu(OH)₂
15) Ca → Ca O → Ca (NO₃)₂ → Ca(OH)₂ → Ca Si O₃
16) Na → NaCl → Na₂ CO₃ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃
17) Si O₂ → H₂ Si O₃
18) Si O₂ → Si → Mg₂ Si → Si H₄
19) Cu O → Cu → Cu Cl₂
20) N₂ → NH₃ → HNO₃ → Mg (NO₃)₂
21) (NH₄)₂ Cr₂ O₇ → Cr₂ O₃ → Na Cr O₂ → Cr₂ (S O₄)₃
22) Zn S → H₂ S → SO₃ → SO₃
23) H Cl → Cl₂ → K Cl O₃ → K Cl → Ag Cl
24) K Cl O₃ → O₂ → P₂ O₅
25) Na₂ CO₃ → Na₂ S O₄ → Na Cl → Na NO₃ → Na Cl
26) Al → Al₂ S₃ → Al(OH)₃ → Al₂ (SO₄)₃
27) Fe S₂ → Fe(OH)₃ → Fe₂ (SO₄)₃ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃
28) Si O₂ → Si → Si H₄ → Si O₂ → Na₂ Si O₂
29) PB (NO₃)₂ → HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂
30) Ca₃ (PO₄)₂ → Ca (H₂ PO₄)₂ → Ca SO₄ → Ca S → Ca CO₃
31) NH₃ → NH₄ Cl → NH₃ →NO
32) Na NO₃ → Na NO₂ → N₂ → NO → Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂
33) Na Cl → Na₂ CO₃ → Na OH → Na₂ SO₃
34) Na₂ SO₃ → S → Al₂ S₃ → H₂ S → SO₂
35) HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂ O
36) Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂ → Ba S O₃ → Ba S → H₂ S → S
37) K NO₃ → K Cl → K Cl O₃ → K Cl → K₂ SO₄
38) Ca SO₄ → Ca (OH)₂ → Ca Cl₂ → H Cl →Cl₂
39) KCl O₃ → K Cl → H Cl → Ca Cl₂ → Ca SO₄
40) Cu ( NO₃)₂ → Cu O →Cu SO₄ → Cu (NO₃)₂
41) Ca₃ (PO₄)₂ → P → H₃ PO₄ → Ca H PO₄ → Ca₃ (PO₄)₂
42) Fe → Fe S → Fe(OH)₂ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃ → Fe PO₄
43) NH₄ Cl → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO → Fe (NO₃)₃
44) K₂ S → SO₂ → S → Zn S → Zn Cl₂
45) Fe S₂ → H₂ SO₄ → SO₂ → K H SO₃
46) HNO₃ → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO
47) Na Cl → Cl₂ → HCl → Ag Cl
48) K Cl → K OH → K Cl O₃ → K Cl →H Cl
49)C₂ H₅ OH → CO₂ Na₂ CO₃ → Ca CO₃
50) Fe → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃ → Fe → Fe(OH)₃
nsportal.ru
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений
§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух. (стр. 129-135)
§19. Водород. (стр. 136-142)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;Лабораторный опыт:
№19;§20. Вода. (стр. 143-152)
§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)
§22. Галогены. (стр. 159-167)
§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4;Лабораторный опыт:
№26;§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)
§25. Кислород. (стр. 180-188)
Лабораторный опыт:
№27;§26. Сера. (стр. 188-195)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;Лабораторный опыт:
№28;§27. Соединения серы. (стр. 195-204)
Лабораторный опыт:
№29;§28. Азот. (стр. 204-209)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;§29. Аммиак. (стр. 210-216)
Лабораторный опыт:
№30;§30. Соли аммония. (стр. 216-219)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4; 5;Лабораторный опыт:
№31;§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)
§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)
§33. Углерод. (стр. 232-241)
Лабораторный опыт:
№36;§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)
§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)
Вопросы к параграфу:
1; 2; 3; 4;Лабораторный опыт:
№40;Темы для дискуссии::
1; 2; 3;gdzplus.me
практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»
План-конспект урока химии 9 класс.
Практическая работа №1
Тема: Осуществление щепочки химических превращений
Место урока: 9 класс. Тема II. Металлы
Тип урока: практическая работа
Цель работы: Образовательные:
— осуществление цепочки химических превращений экспериментальным путем ;
-применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;
— совершенствование навыков проведения реакций ионного обмена;
— повторить свойства и некоторые способы получения основных классов химических веществ;
Развивающие – способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять, проводить химический эксперимент;
Воспитательная – воспитание интереса к предмету.
Оборудование: приборы-пробирки, держатель для пробирок, мерная ложка, стеклянная палочка, спиртовка.
материалы-карбонат магния, соляная кислота, гидроксид натрия, серная кислота, хлорид цинка, сульфат меди, хлорид алюминия, цинк.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актулизация знаний
Сегодня у нас необычный урок — практическая работа. Живые организмы имеют родственные связи, а существуют ли такие связи между неорганическими веществами.
II. Постановка целей и задач урока . Мотивация учебной деятельности.
Какова тема практической работы?
Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель практической работы. (Выяснить существуют ли генетические связи между неорганическими веществами)
III. Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях.
Откроем учебники и посмотрим, какие опыты мы будем проводить ( изучение инструкции проведения опытов).
Определяя план действий.
Какая перед нами стоит задача?
Какие необходимы приборы и материалы для проведения опытов?
Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при выполнении работы?
IV. Формирование дифференцированных обобщенных умений.
Под руководством учителя формулируют тему и цель практической работы ( на основании инструкции) и записывают в тетради.
V. Анализ задачи.
Учащиеся получают таблицы для записей наблюдений:
При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу
Выводы.
VI. Выполнение практической работы/
I. ВАРИАНТ
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)MgCO3 → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4
2)ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnCl
↓
Na2 [Zn(OH)4]
Опыт 1. Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Выданы пробирки №1, №2, №3. В пр.№1насыпана соль MgCO3. Для осуществления превращений приливайте по 1-2 мл необходимых реактивов;
-после проведения 1-ого опыта отделите раствор от непрореагировавшего вещества, слейте его в пр. №2;
— в пр.№2 к полученному после добавления выбранного вами реактива осадку добавьте 1-2 мл воды, перемешайте смесь и отфильтруйте в стаканчик, промойте осадок 2-3мл воды;
— осадок перенесите стеклянной палочкой в пр. №3 и осуществите третье превращение.
Опыт 2. Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №4, №5;
а) в обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида цинка и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида цинка (реактива приливайте по 1-2 мл в каждую пробирку).
б) в пр.№4 получите ZnCl2, в пр.№5 получите Na2Zn(OH)4.Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
II. ВАРИАНТ
Цель: Изучить способы получения и свойства гидроксидов металлов.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:
1)CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
2)AlCl3 → Al(OH)3 → AlCl3
↓
NaAl(OH)4
Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.
1)Для выполнения первой цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пр.№1насыпана соль CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте 1-2 мл необходимого реактива.
2)Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). В пробирку №2 положен кусочек алюминия.
Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.
2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №3, №4. В обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида алюминия и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия (используйте 1-2 мл раствора реактива). В пр.№3 получите AlCl3, в пр.№4 получите NaAl(OH)4
Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.
VII. Самоконтроль выполнения работы.
Обучающиеся заполняют таблицу и делают выводы по каждому опыту
VIII. Итоги урока. Рефлексия.
Как живые организмы имеют родственные связи, так и неорганические вещества имеют родственные связи, т.е. с помощью цепочки превращений из одного класса веществ можно получить другой класс веществ. Мы доказали существование генетических связей неорганических веществ
IX. Домашнее задание: закончить оформление практической работы в тетради
infourok.ru
Контрольная работа по химии 9 класс
Контрольная работа по химии за 2 полугодие в 9 классе.
Контрольная работа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по химии. Работа составлена в формате контрольной работы и состоит из4 заданий.
Представленная контрольная работа соответствует обязательному содержанию по химии в полной средней школе, охватывает материал 9 класса за 2 полугодие по темам: Неметаллы; Органические вещества.
Цель: Определение уровня овладения учащимися знаниями, умениями, навыками за 2 полугодие курса химии 9 класса.
Задачи: 1. Выявить умения: — называть изученные вещества; — определять принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических соединений; составлять реакции ионного обмена в полном и сокращенном ионном виде; составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.
3. Выявить умение решать задачи.
4. Определить знания о генетической связи соединений, умения осуществлять цепочки превращений по изученным классам веществ.
При выполнении работы учащиеся могут пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.
Критерии оценивания
Задание 1 – 7 баллов
Задание 2 – 10 баллов
Задание 3 – 5 баллов
Задание 4 – 3 балла
Итого -25 баллов
Оценка «5» — 23-25 баллов
Оценка «4» — 18-22 баллов
Оценка «3» — 13- 17 баллов
Оценка «2» — менее 12 баллов
Промежуточная аттестация по химии
9 класс 2 полугодиеВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
Осуществить цепочку превращений. Дать названия полученным веществам. Для первой реакции составить электронный баланс. Для четвертой реакции составить молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. (7 баллов)
Ca →CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2→CaSO4
Fe→FeCl2→Fe(OH)2→FeO→FeSO4
Осуществите цепочку превращений. Дать названия полученным веществам. Любую окислительно-восстановительную реакцию уравнять методом электронного баланса. Для любой реакции ионного обмена составить молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. (10 баллов)
N2 →NH3 →NO2 →HNO3 →KNO3 →O2
↓
SiO2 →Si →K2SiO3 →KNO3 →O2 →SiO2
↓
SiC
Дать характеристику соединений по плану:
Формула вещества
Класс веществ
Формула ближайшего гомолога и его название
Химические свойства , характерные для данного класса веществ (5 баллов)
2,2,3-триметилпентан
2,2,3-триметилгексен-1
Решить задачу (3 балла)
Рассчитать объем водорода (н.у.), образующегося при взаимодействии 9,2 г этилового спирта с избытком металлического натрия.
Рассчитайте объем этена (н.у.), необходимый для получения 92 г этилового спирта.
infourok.ru
Цепочки превращений (вопрос С1 ГИА)
По схеме превращений составьте уравнения реакций в молекулярном виде.Для превращения № 3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения. Назовите все вещества.
1. Zn ® ZnO ® ZnCl2 ® Zn(OH)2® ZnO
2. Li → Li2O → LiOH → Li2SO4 3.Ca ® CaO ® Ca(OH)2 ® CaCO3® CaO 4 Fe(OH)3® Fe2O3® FeCl3 ® Fe(OH)3® Fe2O3 5. Cu(OH)2® CuO ® CuSO4® Cu(OH)2® Cu(NO3)2 6.Al2O3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → Al(OH)2Cl → AlCl3 7.Al(OH)3 → NaAlO2 → Al(OH)3 → Al(OH)2Cl → AlCl3 8. NaOH → NaHSO4 → Na2SO4 → BaSO4 9.MgCl2 → Mg(OH)2 → MgCO3⇄Mg(HCO3)2⇄CO210.Na → X → Na 2SO4 → NaNO3 11.MgO → Mg(NO3)2 → X → MgCl2 12.Na → X → NaCl → NaNO3 13.FeS→ X→SO3 → Na 2SO4 Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
а) свинец → хлорид свинца (II) → гидроксид свинца (II) → нитрат свинца (II) → cульфат свинца (II)
б) сера → оксид серы (IV) → оксид серы (VI) → серная кислота → сульфат калия → хлорид калия → нитрат калия
в) фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота → ортофосфат натрия
Цепочки превращений по теме «Неметаллы»1) CH4 → CO2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3
2)CO2 → CO → CO2 → Na2CO3 → NaHCO3 → CO2 3) CH4 → CO2 → MgCO3 → Mg(HCO3)2 → MgCO3 → MgO 4)S → SO2 → SO3 → H2SO4 → SO2 5)H2S ← S → FeS → SO26)S → ZnS → SO2 → SO3 → H2SO4
chemistry-9.blogspot.com
Инструктивная карта к практической работе № 1 «Осуществление цепочки химических превращений соединений металлов» по химии (9 класс)
9 класс
Практическая работа №1
Осуществление цепочки химических превращений соединений металлов
Вариант 1
MgCO3 → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4
ЦОР для проведения виртуальной практической работы
Осуществление цепочки химических превращений с соединениями магния (URL— http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abac637-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_189.swf
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Осуществить реакции, соответствующие указанным цепочкам превращений.
Оборудование: Штатив с пробиркой, шпатель.
Реактивы: Карбонат магния MgCO3(тв.), щелочь NaOH, соляная кислота НCl, серная кислота H2 SO4, фенолфталеин.
Ход работы:
Откройте бюкс с MgCO3. С помощью шпателя поместите в пробирку немного MgCO3. Закройте бюкс. Добавьте в пробирку раствор НCl. Закройте склянку с НCl.
К полученному раствору добавьте раствор NaOH. Закройте склянку с NaOH. Добавьте в пробирку несколько капель фенолфталеина.
Теперь добавьте в пробирку раствор H2 SO4.
Запишите в таблицу свои наблюдения, а также уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
2
3
Вывод: Благодаря практической работе, я повторил(а) химические свойства соединений металлов, а также химические свойства основных классов сложных веществ.
9 класс
Практическая работа №1
Осуществление цепочки химических превращений соединений металлов
Вариант 2
CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
↓
CuO
ЦОР для проведения виртуальной практической работы
Осуществление цепочки химических превращений с соединениями меди
(URL- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0abac638-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Инструктаж по технике безопасности.
Цель работы: Осуществить реакции, соответствующие указанным цепочкам превращений.
Оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
Реактивы: Сульфат меди(II) CuSO4, щелочь NaOH, соляная кислота НCl.
Ход работы:
Налейте в обе пробирки небольшое количество раствора CuSO4. Закройте склянку с CuSO4. Добавьте раствор NaOH в обе пробирки. Закройте склянку с NaOH.
В одну из пробирок прилейте раствор НCl. Закройте склянку с НCl.
Вторую пробирку закрепите в держателе и нагрейте в пламени спиртовки. Потушите спиртовку, накрыв колпачком.
Запишите в таблицу свои наблюдения, а также уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
2
3
Вывод: Благодаря практической работе, я повторил(а) химические свойства соединений металлов, а также химические свойства основных классов сложных веществ.
infourok.ru
Самостоятельная работа по химии. Генетические цепочки сера и ее соединения.
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 1.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
H2S → S → CuS → H2S → SO2 → H2SO3 → CaSO3
…………………………………………………………………………
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 2.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
H2S → Al2S3 → SO2 → S → H2S → Na2S → CuS
………………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 3.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
S → SO2 → H2SO3 → BaSO3 → SO2 → SO3 → BaSO4
………………………………………………………………………
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 4.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
S → H2S → Al2S3 → H2S → SO2 → S → SCl6
……………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 5.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
H2S → S → SO2 → Li2SO3 → MgSO3 → SO2 → S
…………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 6.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
S → FeS → H2S → S → SO2 → Li2SO3 → SO2
……………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 7.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
CaSO3 → SO2 → S → ZnS → H2S → SO2 → MgSO3
…………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 8.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Zn(NO2)2 → ZnSO3 → SO2 → S → H2S → Al2S3 → Al2O3
………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 9.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
S → H2S → FeS → H2S → SO2 → BaSO3 → SO2
…………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 10.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
S → MgS → H2S → SO2 → SO3 → Na2SO4 → BaSO4
…………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 11.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
S → H2S → SO2 → Na2SO3 → SO2 → SO3 → Na2SO4
…………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 12.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
MgS → H2S → S → SO2 → CaSO3 → SO2 → H2SO3
…………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 13.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
LiOH → Li2SO3 → SO2 → S → Na2S → SO2 → Na2SO3
…………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 14.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Cr2S3 →SO2 → Li2SO3 → SO2 → S → MgS → SO2
…………………………………………………………………..
Самостоятельная работа. 9 класс.
Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).
Вариант 15.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
NaOH → Na2S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → Fe2 (SO4)3
…………………………………………………………………..
infourok.ru