«Простые вещества – металлы». 8-й класс
Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (524,6 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Обучающие — Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов, применением металлов.
- Воспитательные — воспитывать культуру общения через работу в паре, группе.
- Развивающие — развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Методы и методические приемы - лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- Презентация в PowerPoint.
- Интерактивная доска.
- Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
- Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс, часть 1.
- Инструкция-распечатка для проведения данного урока (Приложение №2), наборы коллекций металлов, справочники для проведения лабораторной работы, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Приветствие, проверка отсутствующих;
Б) “химический” блиц-опрос (Примерные вопросы: Какие явления существуют в природе, примеры? На какие группы можно разделить все химические элементы? Что такое атом? Из чего состоит атом? Что такое металл? Что такое неметалл? Какие виды химической связи вы знаете? Как образуется металлическая связь?) – 5 минут.
2. Изучение нового материала (20 минут).
Вступительное слово учителя: Мы сегодня на уроке начинаем изучение новой темы, название которой вы попытаетесь озвучить после ответа на следующую загадку (слайд №1, презентация)
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарьСчитали все, что я — металлов царь.
(Ответ – золото.)
Тема урока — Металлы.
Учитель: Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 90 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна.
Учитель объявляет тему и цели урока (слайд №2-3, презентация).
Далее идет работа с презентацией и с карточкой-инструкцией (сначала подписывается карточка-инструкция, ставиться дата).
Слайд №4, презентация: На какие группы можно разделить все химические элементы? (Ответ запишите в инструкцию к уроку, вопрос №1).
Слайд №5, презентация: Запомни! В настоящий момент из известных 118 химических элементов всего 16 неметаллов, 6 инертных (благородных) газов, остальные элементы – металлы (сделай запись в инструкции — №2).
Слайд №6, презентация: Учитель – Если в ПСХЭ провести диагональ B- At, то в левом нижнем углу будут располагаться металлы, а в правом верхнем углу неметаллы.
Слайд №7, презентация: Учитель — На часах человеческой истории можно выделить определенные периоды, связанные с использованием металлов. Задание: при прослушивании выступления вашего одноклассника, запишите ответ на вопрос №3 в инструкции.
Прослушивается сообщение, подготовленное … (с использованием презентации учащегося), на тему: “Век медный, век бронзовый, век железный”.
Слайд №8, презентация: Учитель — Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.
Слайд №9, презентация: Учитель — На основании прослушанного сообщения и материала на странице 69 (параграф 13) вашего учебника выполните задание №4 в инструкции.
Прослушивается сообщение, подготовленное … (с использованием презентации учащегося), на тему: “Алхимики о металлах”.
Слайд №10, презентация: Учитель — Каково же строение атома металла? Выполните задание №5 в вашей инструкции.
Слайд №11, презентация: Учитель — В какие частицы превращаются атомы металлов при химическом взаимодействии?
Выполните задание №6 и №7 в вашей инструкции.
Слайд №12, презентация: Учитель- Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов? Выполните задание №8 в вашей инструкции.
Слайд №13, презентация: Учитель — Строение атома металла и его структура (кристаллическая решетка) определяют физические свойства.
Выполните задание №9 в вашей инструкции.3. Лабораторная работа: “Физические свойства металлов” (15 минут).
4. Подведение итогов урока, домашнее задание.
15.12.2012
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Простые вещества — металлы»
Нижнекамский муниципальный район
г. Нижнекамск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект урока
по химии
в 8 классе
на тему
«Простые вещества – металлы»
Разработала: учитель химии
Рафикова Ф.Т.
Тема: Простые вещества – металлы
Цели:
Образовательные:
1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.
2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.
3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.
Развивающие:
1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).
2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.
3. Формирование научной картины мира.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию интереса к предмету.
2. Воспитание трудолюбия, внимательности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.
II. Актуализация знаний.
- Сообщение темы и целей урока
Слайд № 1
В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!
Семь металлов создал свет по числу семи планет
Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.
Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.
Слайд №2
- Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
Ответ: Металлы
Слайд №3
- Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».
2. Актуализация ранее изученных знаний
- Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?
Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.
- А что вы уже знаете о металлах?
Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.
— Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)
- Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.
- Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.
Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).
- Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?
Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов.
- Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)
- Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.
Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.
Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома увеличиваются.
— Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?
Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.
— Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?
Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.
— Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?
Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.
Слайд №4
— Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.
Вспомним строение кристаллической решетки металлов.
Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.
— Правильно, в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.
Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.
Ответы:
Li0 -1 ē Li1+
Ca 0 -2 ē Ca 2+
Al 0 -3 ē Al 3+
- Проверьте свои записи.
- Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?
Ответ: Металлическая связь.
- Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.
Слайд №5
III. Изучение нового материала.
Начинаем изучать «Физические свойства металлов».
— Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.
1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. (Просмотр видео «Ртуть»)
По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий»). Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.
Слайд №6
2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.
Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.
Слайд №7
3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.
Слайд №8
4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.
Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.
Слайд №9
5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.
- Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?
Ответ: Высокая стоимость этого металла.
Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.
Слайд №10
6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t0пл. = -38.90С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t0пл. = 33800С).
Слайд №11
7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*103 кг/м3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*103 кг/м3.
Слайд №12
8. Аллотропия — способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.
Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.
IV. Физминутка
Слайд№ 13-24
- А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!
А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)
- Изменилось ли ваше мнение?
Ответ:
- Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)
- В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)
(Дается 10 минут)
Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)
- Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)
VIII. Домашнее задание:
Слайд №25
— Параграф 13 прочитать, стр. 69-72., упр.1-3 стр.72 (устно).
Приложение 1
Эй-ар-гайд
ДО | Утверждения | ПОСЛЕ |
Все металлы по агрегатному состоянию твердые | ||
Все металлы тугоплавкие | ||
Металлы хорошо проводят электрический ток | ||
Все металлы имеют высокую плотность | ||
Металлы имеют блеск | ||
В ПСХЭ металлов больше, чем неметаллов |
Приложение 3
Приложение 3
Модель Фрейера
nsportal.ru
План-конспект урока по химии (8 класс) по теме: Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Простые вещества — металлы»
Нижнекамский муниципальный район
г. Нижнекамск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект урока
по химии
в 8 классе
на тему
«Простые вещества – металлы»
Разработала: учитель химии
Рафикова Ф.Т.
Тема: Простые вещества – металлы
Цели:
Образовательные:
1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки и металлической химической связи.
2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.
3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.
Развивающие:
1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).
2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.
3. Формирование научной картины мира.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию интереса к предмету.
2. Воспитание трудолюбия, внимательности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.
II. Актуализация знаний.
- Сообщение темы и целей урока
Слайд № 1
В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!
Семь металлов создал свет по числу семи планет
Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.
Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.
Слайд №2
- Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.
Ответ: Металлы
Слайд №3
- Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».
2. Актуализация ранее изученных знаний
- Обратите внимание на тему урока. Понятия «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы. Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?
Ответ: Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.
- А что вы уже знаете о металлах?
Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую химическую связь.
— Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)
- Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.
- Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.
Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).
- Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?
Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов.
- Зарисуйте в тетради схему с доски. (Приложение 2)
- Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.
Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.
Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома увеличиваются.
— Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?
Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.
— Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?
Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.
— Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?
Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.
Слайд №4
— Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.
Вспомним строение кристаллической решетки металлов.
Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому кристаллическая решетка металлов является устойчивой.
— Правильно, в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.
Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.
Ответы:
Li0 -1 ē Li1+
Ca 0 -2 ē Ca 2+
Al 0 -3 ē Al 3+
- Проверьте свои записи.
- Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?
Ответ: Металлическая связь.
- Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов – высокой электро- и теплопроводности.
Слайд №5
III. Изучение нового материала.
Начинаем изучать «Физические свойства металлов».
— Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом запишем сведения с экрана.
1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме ртути. (Просмотр видео «Ртуть»)
По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий»). Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.
Слайд №6
2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.
Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация учащимся алюминиевую фольгу.
Слайд №7
3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.
Слайд №8
4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.
Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.
Слайд №9
5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.
- Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?
Ответ: Высокая стоимость этого металла.
Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.
Слайд №10
6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t0пл. = -38.90С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t0пл. = 33800С).
Слайд №11
7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*103 кг/м3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*103 кг/м3.
Слайд №12
8. Аллотропия — способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.
Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.
IV. Физминутка
Слайд№ 13-24
- А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!
А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните колонку «После». (Дается время – 2мин)
- Изменилось ли ваше мнение?
Ответ:
- Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)
- В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)
(Дается 10 минут)
Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)
- Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)
VIII. Домашнее задание:
Слайд №25
— Параграф 13 прочитать, стр. 69-72., упр.1-3 стр.72 (устно).
Приложение 1
Эй-ар-гайд
ДО | Утверждения | ПОСЛЕ |
Все металлы по агрегатному состоянию твердые | ||
Все металлы тугоплавкие | ||
Металлы хорошо проводят электрический ток | ||
Все металлы имеют высокую плотность | ||
Металлы имеют блеск | ||
В ПСХЭ металлов больше, чем неметаллов |
Приложение 2
Приложение 3
Модель Фрейера
nsportal.ru
Конспект урока химии на тему: «Металлы- простые вещества»
Конспект урока химии (по программе О.С. Габриеляна) в 8 классе на тему «Металлы – простые вещества с использованием ИКТ на уроке».
Автор: Карачева Людмила Витальевна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Аргуновская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Аргуновская СОШ»)
Уровень образования, в рамках которого выполнена работа — основное общее образование.
Предмет: Химия.
Раздел рабочей программы: «Простые вещества»
Тема урока «Металлы — простые вещества»
Субъекты образовательного процесса, возраст, класс: обучающиеся 8 класс (13-14 лет)
Цели и задачи:
Цель урока – усвоение знаний о строении атома металла и физических свойствах металлов.
Задачи урока:
Образовательные.
Изучить особенности строения атома металла, кристаллической решетки и физические свойства металлов; продолжить формирование навыков написания электронного строения атомов химических элементов.
Воспитательные.
Создать условия для:
повышения познавательной активности учащихся; развития умения работать в парах; воспитания общей культуры; воспитания позитивного отношения к химии;
Развивающие.
Создать условия для развития УУД:
1) Познавательных:
Общеучебные универсальные действия:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания с химическими понятиями.
Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации.
Рефлексивные УУД.
Структурирование знаний.
Знаково-символические действия:
формирование навыков написания электронного строения атомов химических элементов.
Логические универсальные действия:
— Анализ объектов с целью выделения признаков.
— Установление причинно-следственных связей.
— Использование опыта как источника знаний; умение проводить и описывать эксперимент, наблюдать и делать выводы на химическом языке.
Постановка и решение проблемы.
2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
3) Коммуникативных:
Постановка вопросов,
Умение точно выразить свои мысли,
Владение диалогической речи,
Сотрудничество в паре.
4) Регулятивных.
Целеполагание.
Планирование.
Оценка.
Саморегуляция.
Тип урока — Урок изучения нового материала
Необходимое оборудование: образцы металлов, изделия из металла (гвоздь, золотое кольцо, серебряная цепочка, алюминиевая ложка), лампочка накаливания, карточки с вопросами, видеофрагмент диска «Виртуальные уроки по химии 8 класс Кирилла и Мефодия», цифровые ресурсы ФЦОР.
Методы обучения: активные методы обучения: эвристическая беседа, лабораторный опыт, работа в паре (решение контекстных задач)
Учитель химии- Карачева Людмила Витальевна
Ход урока:
1 этап урока. Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
2 этап урока. Мотивация и целеполагание.
(Формулировать темы и цели урока)
У. — Сегодня на урок я принесла вот эти предметы. Рассмотрите их. Что их объединяет?
«Демонстрация: гвоздь, золотое кольцо, серебряная цепочка, алюминиевая ложка»
У. — К какой группе веществ относят металлы? «К простым»
У. — Какие вещества называют простыми?
У. — А сложные вещества, что такое? Например?
У. — Вы сказали, что эти предметы состоят их металлов. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чем мы будем сегодня говорить?
Учащиеся формулируют тему урока:
Об. «Металлы — простые вещества»
этап урока. Планирование этапов урока
У. — Попробуем составить план нашего урока по опорным вопросам.
Учитель предлагает составить план урока. На слайде вопросительные слова: Что? Когда? Где? Как? Какие?
Составляют вопросы к теме урока и составляют план урока.
Что? Такое металлы — это цель урока (Она будет реализованная в конце урока)
Когда? Историческая справка открытия металла.
Где? Располагаются металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Как? Устроен атом металла?
Какие? Физические свойствами металлов.
этап урока. Этап «открытия новых знаний».
А) Историческая справка открытия металла.
У. –(Актуализация знаний)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро
Злато, олово, свинец…
Сын мой: Сера их отец
И спеши сын мой узнать
Всем им ртуть родная мать! [1]
Еще с глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов, им приписывалось много чудодейственных свойств.
В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный.
Каково происхождение слова «Металл»?
В одной из пьес Александра Николаевича Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, если узнала происхождение этого слова.
Греческое слово «металлон» значит «земляные работы», а позднее стало означать «шахта, рудник».
В латинском языке слово «металлум» получило значение «руда и выплавляемый из неё металл»
и уже в виде французского «металл» перекочевало в Россию.
Модуль ФЦИОР. «История открытия и строения атомов металлов»
http://fcior.edu.ru/card/134/istoriya-otkrytiya-i-stroenie-atomov-metallov.html
Б) Где располагаются металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
У.- Вспомним, где располагаются металлы в ПСХЭ? Попробуем самостоятельно вспомнить ответ на этот вопрос и выполнить задание 1 в рабочей тетради на странице 52.
Вид работы — самостоятельная работа
Проверка- фронтальный опрос.
Модуль ФЦИОР. «Общая характеристика металлов. 1 -2 страница»
http://fcior.edu.ru/card/9781/obshaya-harakteristika-metallov-ih-soedineniya-znachenie-metallov-v-prirode-i-zhizni-cheloveka.html
В) Особенности строения атома металлов.
У.- В чем особенности строения атома металла. Для этого запишем электронное строение атомов натрия, кальция и алюминия.
«3 человека выходят к доске и зарисовывают схемы строения атомов: натрия, кальция, алюминия. Выдвигают гипотезы о строении атома металла2
Формулируют выводы:
На внешнем энергетическом уровне у атомов металлов. 1-3 электрона.
В химических реакциях они отдают электроны и выступают восстановителями, при этом сами превращаются в положительно заряженные ионы.
Что происходит с металлическими свойствами в периодах и группах главных подгруппах ПСХЭ.
Выводы оформить в рабочей тетради, задание 2.
Выводы: Модуль ФЦИОР. «Общая характеристика металлов. 3 -4 страница»
http://fcior.edu.ru/card/9781/obshaya-harakteristika-metallov-ih-soedineniya-znachenie-metallov-v-prirode-i-zhizni-cheloveka.html
У. — Какой тип химической связи могут образовывать металлы? Какие вещества могут они образовать?
Об. — Металлическая — простые, ионная – сложные. Химические элементы металлы – это вид атомов, способных легко отдавать электроны, входить в состав соединений с ионной и металлической связью в виде положительного иона, а также образовывать простые вещества металлы.
У. — Простые вещества металлы образованы металлической связью.
Какую образуют металлическую кристаллическую решетку металлы. В чем её особенность? (демонстрация решетки)
Г) Физические свойства металлов. Выполнение лабораторной работы.
У. — Именно особенность кристаллической металлической решетки и обеспечивают разнообразные физические свойства металлов.
Лабораторная работа. «Изучение физических свойств металлов»
Агрегатное состояние. Все металлы, кроме ртути твердые вещества.
Демонстрация коллекции металлы и их сплавы.
Твердость. Самый твердый хром (царапает стекло), мягкие щелочные металлы. (Рассказ о хранении щелочных металлов) Хранение с особыми осторожностями, как Кощееву смерть (на кончике иглы, яйцо, утка, заяц, сундук, остров Буян) керосин, стеклянная баночка, асбестовая сетка, жестяная баночка, сейф под замком в лаборантской)
Демонстрация натрия. Разрезание ножом.
Электро- и теплопроводность. «Опыт: 3 ложечки в горячей воде»
«Серебряная ложечка, алюминиевая, стальная» Сталь — это сплав.
4. Металлический блеск. «зеркало, ёлочные игрушки, реакция серебряного зеркала»
Ковкость, пластичность. «Фольга, алюминиевая проволока»
Звон. «Колокольчики, обручальное кольцо на женском волосе»
Плотность.
Способность намагничиваться. «Магнит»
5 этап урока. Первичное закрепление.
Учитель предлагает выполнить задания.
Задание.
У. — Какие физические свойства меди обуславливают её использование в электротехнике?
«металлический блеск, ковкость, электропроводность, красновато-коричневый цвет»
У. — Корректирует ответы.
этап урока. Работа в парах. Решение контекстных задач.
У.- Привела я солнце за своё оконце, к потолку подвесила, стало дома весело. Что это?
Контекстная задача. «Лампа накаливания»
Схема электрической лампы накаливания: 1- стеклянная колба; 2 – нить накаливания; 3 – держатели; 4 – штенгель; 5 – выводы; 6 – лопатка; 7 – цоколь.
Лампа накаливания (непламенный источник света) была изобретена в 1870 г. А.Н. Лодыгиным [2 с. 32]
5 ноября 1870 г. с 20 до 22 ч на Волковом поле в Петербурге проводились публичные опыты по электрическому освещению. В некоторых уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, масса народа любовалась этим освещением, многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно читать при керосиновом освещении и при электрическом. Основную часть лампы составляли два медных электрода с закреплённым в них графитовым стержнем. При подаче напряжения угольный стержень раскалялся. Но при этом колба заполнялась дымом, т. к. содержавшийся в ней воздух поддерживал горение. [3]
В 1877 г. Т.А. Эдисон усовершенствовал лампу.
В 1913 г. Ирвинг Ленгмюр, американский физик, предложил заполнять баллоны лампочек инертным газом, присутствие которого замедляло испарение нити, и свёртывать нить в виде спирали, благодаря чему повышалась её температура.
Металлы, применяемые в лампе накаливания.
Спираль – вольфрам W______________________________________________________________________________________________________
проводники – нихром Cr______________________________________________________________________________________________________
провода внутри стеклянного стержня – медь Cu_____________________________________________________________________________________________________
стакан с винтовой нарезкой – цинк Zn________________________________________________________________
центральный контакт – припой (олово+свинец)
Sn+ Pb____________________________________________________________
Задание: Напишите напротив металла физическое свойство, на основании которого его применяют в лапочке накаливания.
7 этап урока. Самостоятельная работа. Модуль ФЦИОР. Тест «Физические свойства металлов»
http://fcior.edu.ru/card/13004/trenazher-fizicheskie-svoystva-metallov.html
этап урока. Рефлексия деятельности.
Предлагает составить синквейн на тему «Металлы».
Существительное (заголовок).
Прилагательное.
Глагол.
Фраза, несущая смысл.
Существительное (вывод, резюме).
Формулируют итог урока. Металлы- это вид атомов, которые располагаются преимущественно в 1-3 группе главной подгруппе, имеют на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона и радиус больше, чем у неметаллов.
Учащиеся составляют синквэйн, работая в парах, пользуясь учебником и опорным конспектом.
этап урока. Домашнее задание. Организованный конец урока.
Ссылки литературные источники:
1. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/12/13/konspekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-po-teme-prostye-veshchestva
2. «Химия 9 класс» О.С. Габриеляна, М. «Дрофа», 2010
3. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98661678
8
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по химии 8 класс по теме «Металлы- простые вещества»
Урок в 8 классе по мете: « Металлы – простые вещества»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлической химической связи, металлической кристаллической решетке, познакомить с общими физическими свойствами металлов, нахождении их в природе, об основных областях применения;
Ход урока
У: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и я вас приглашаю совершить путешествие.
Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а деньги в стране назывались электронами), никто не горевал по этому поводу. Если же заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Надо сказать, что «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще…
• Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы и неметаллы.)
У: Во время путешествия познакомимся с простыми жителями (металлами), их историей, культурой, характером. Надеюсь, что после возвращения каждый приобретет багаж новых знаний и массу положительных воспоминаний. Для фиксирования необходимой информации каждый из вас заполнит путевой дневник.
Тема урока: «Простые вещества — металлы»
У: Чтобы отправиться в путь необходимо пройти таможенный контроль (работа по карточкам). Допуск получен, отправляемся
1 станция «Историческая»
Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно пришло к нам? Греческое слово имело значение «копь, жила, шахта», а позднее стало означать «рудник, руда». В латинском языке слово «metallum» получило значение «руда и выплавляемый из неё металл» и уже в виде французского metal перекочевал в Россию.
Уже с глубокой древности человеку были известны 7 металлов:
эти элементы можно назвать доисторическими, так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.
Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Астрологи того времени утверждали, что каждой планете на небе соответствует свой металл на Земле. Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом — ведь для неё не хватало на небе планеты.
Давайте посмотрим как древние алхимики обозначали металлы, ведь до XVIII века не было привычных для нас символов обозначения элементов. Найдем элемент, который к металлам не относится.
Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово свинец:
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать!
На часах человеческой истории каменный век сменился медным, затем бронзовым и железным.
Учитель. Чтобы подробнее узнать, что из себя представляют самые известные металлы мы отправляемся с вами на станцию «Энциклопедическая»
Ребята выступят с небольшими сообщениями
золото
медь
железо
алюминий
Ведущий: Ребята! Чтобы узнать о свойствах металлов нам необходимо посетить
станцию «Экспериментальная»
На этой станции мы познакомимся с физическими свойствами металлов. Перед вами на столах коллекции. Рассмотрите внимательно предложенные вам образцы металлов и выясните, какими общими физическими свойствами они обладают. А результаты работы мы оформим в виде таблицы:
Свойства металлов
Характеристика металлов
Металлический блеск
Твердость
Пластичность
Плотность
Теплопроводность
Электропроводность
ВЫВОД: Все металлы обладают общими физическими свойствами, которые обусловлены металлической кристаллической решеткой и металлическим типом связи
приложение: таблица (вывод)
У: Привал (физминутка)
Следующая станция Прикладная
Вспомним еще одно свойство металлов. Металлы звенят. Это свойство используется для изготовления колокольчиков. Самые звонкие металлы Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим — малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды малины, а в честь голландского города Малин, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше. (звук колокола).
По звону золотых колец раньше в русских ломбардах определяли их подлинность. Сейчас так подлинность никто не определяет. Очень важно при покупке ювелирных изделий обращать внимание на наличие клейма В советское время это была звезда, в настоящее — силуэт женщины в кокошнике. Рядом с клеймом ставится проба. Цифра 583 на золотом изделии означает долю золота в сплаве расчета на тысячу частей сплава. Значит золотое кольцо 583 пробы содержит 58,3% золота. Серебряные серьги 925 пробы содержат 92,5% серебра. Каждое изделие должно сопровождаться этикеткой на которой указывается наименование изделия, его проба, вес, цена.
Как бы ни были хороши чистые металлы, всегда в них чего-нибудь не хватает. Поэтому из них делают сплавы. (бронза — медь+олово; латунь — медь+ цинк; мельхиор-медь+никель; Дюралюминй- алюминий+ медь+магний+марганец+ никель) Сплавы находят широкое применение в технике, искусстве
Станция «Биологическая» (озвучить из предложенного текста)
Человеческий организм — сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от химических веществ.
Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нем содержится (в граммах): кальция — 1700, калия — 250, натрия — 70, магния — 42, железа — 5, цинка — 3.
Очевидно, что металлы необходимы клеткам тела человека для нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и недостаток металлов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые металлы могут оказывать даже токсичное влияние.
Рассмотрим биологическую роль некоторых металлов в организме человека. Металлы наши друзья или враги?
Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.
Железо
Железо участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
Входит в состав гемоглобина — важнейшего белка, обеспечивающего транспорт кислорода с кровью ко всем органам человека. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли и утомляемости.
Кальций
Ионы кальция необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы.
Ртуть
Поражает центральную нервную систему, сосредотачивается в почках, нарушая их деятельность; также накапливается в клетках мозга и слизистой оболочки рта. Ртуть коварна, она действует бессимптомно. И только спустя какое-то время нарушается речь, появляется состояние страха, нервозность или сонливость, количество белых кровяных телец уменьшается — все это признаки потери иммунитета, состояние, при котором даже незначительная инфекция может оказаться смертельной.
Станция поэтическая
Учитель: Ребята, какие «крылатые выражения» встречаются в следующем стихотворении:
Называем в честь металлов
Иногда наперебой
Если нервы, то стальные,
А характер — золотой.
Золотой у солнца лучик,
Снег — скопленье серебра,
Из свинцовой мрачной тучи
Дождик льет, как из ведра.
А у рыжих — медный волос
Или просто медный блеск.
Золотой пленяет голос,
Золотой проходит век.
Золотая лихорадка
Губит душу у людей
Видно, кто к богатству падкий,
Кто простак, а кто злодей.
Такие литературные ассоциации возникают не случайно, все основано на свойствах простых веществ — металлов, с которыми мы сегодня познакомились.
Подходит к завершению наше путешествие. Проверим какой багаж знаний вы привезли
Выполни тест.
Установите правильную последовательность:
Смена веков человеческой истории:____
Бронзовый
Каменный
железный
медный
Увеличение электропроводности:
медь
алюминий
золото
серебро
3. Увеличение пластичности:___
1. серебро
2. медь
3. золото
4. железо
Выберите верные утверждения
Натрий встречается в свободном виде
Алюминий легкий металл
Железо входит в состав гемоглобина
Ионы натрия и калия не входят в состав организма человека
Атомы металлов отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы
Домашнее задание: параграф 13, упр. № 5 ,
составить свой кроссворд о металлах.
V. Рефлексия.
Большое спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо отвечали и заработали за урок следующие оценки: (комментарии оценок).
Посмотрим, как изменилось ваше настроение к концу урока.
infourok.ru
План-конспект урока по химии (8 класс) по теме: Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: «Металлы — простые вещества». Разработан с помощью технологии критического мышления.
Слайд 1
Загадка: Пахать и строить, всё он может, если огонь ему поможет.Слайд 2
Металлы – простые вещества Урок химии в 8 классе
Слайд 3
Цель урока Выяснить, какие простые вещества относятся к металлам Задачи: Познакомиться с физическими свойствами металлов Уяснить взаимосвязь между свойствами металлов и химической связью Показать умение работать с веществами и делать выводы на основе наблюдений
Слайд 4
Задание:
Слайд 5
Отметьте карандашом в колонке №2 верные (+) и неверные (-) утверждения Утверждения Начало урока Конец урока В Периодической системе 109 химических элементов В Периодической системе металлов больше, чем неметаллов Все металлы по агрегатному состоянию твёрдые вещества Металлы проводят тепло и электрический ток Лучше всех проводит электрический ток серебро Все металлы серебристо-белого цвета Все металлы имеют блеск Свойства металлов определяет металлическая химическая связь
Слайд 6
Работа с текстом§13 Внимательно прочтите текст и заполните таблицу фраза комментарий к фразе Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов Семь металлов считались представителями семи планет Пластичность – это важнейшее свойство металлов… Кроме пластичности металлы обладают и другими физическими свойствами Физические свойства металлов определяет металлическая химическая связь В «Книгу рекордов» можно занести такие металлы как золото, серебро, ртуть, вольфрам ( см. рисунок на с.71)
Слайд 7
Лабораторный опыт Выберите из предложенных образцов веществ металлы. Объясните свой выбор. Выберите из предложенных образцов металлов медь. Как вы её определили? Какой из металлов более пластичный: медь, алюминий или железо? Для этого вам нужно поменять форму выданных образцов металлов Нагрейте в пламени спиртовки образец металла, что происходит с нанесённым на него парафином? Какое свойство металлов подтверждает этот опыт?
Слайд 8
Вывод: Металлы – простые вещества серебристо-белого цвета, обладают металлическим блеском, пластичностью, тепло- и электропроводностью.
Слайд 9
Д/З: Подготовить сообщение по теме: история открытия металла (любого) Записи в тетради.
Слайд 10
Металлы и небесные тела
nsportal.ru
План-конспект урока (химия, 8 класс) на тему: Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Муниципальное учреждение « Управление образования
Елабужского муниципального района»
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя (полная) общеобразовательная школа №10»
Елабужского муниципального района
Открытый урок
по теме:
«Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Учитель химии Мартынова И.Н.
Елабуга
Цель: изучить Ме — простые вещества, роль Ме в организме человека
Задачи:
А) раскрыть причину особых металлических свойств Ме
— познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в ПСХЭ и строения атомов.
-Обобщить сведения о физических свойствах Ме и применении Ме
-Формировать целостное представление о взаимосвязи химических и биологических процессов в живых организмах
Б) опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.
— расширить и углубить знания о роли Ме в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека
— показать учащихся возможность применения знаний, полученных на уроке химии в повседневной жизни
— акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно-следственных связях явлений, познаваемости мира.
В) воспитывать бережное и внимательное отношение к своему здоровью
— прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.
— учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально используя знания, полученные при изучении других предметов – т.е. устанавливать межпредметные связи
Тип урока: комбинированный
Методы: эвристическая беседа, наблюдение, демонстрация.
Оборудование: образцы Ме; зеркало; стальная, алюминиевая, серебряная ложечки; горячая вода; колокольчики; магниты; DVD запись колокольного звона;
Девиз урока: | «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». |
| (Б. Шоу). |
| «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» |
| (Д. И. Менделеев). |
План урока:
- Орг. момент (1-2мин)
- Актуализация знаний
Определение понятия «металл», положение металлов в ПСХЭ
(5-6 мин)
- Изучение нового материла (20-25мин)
3.1. Физические свойства простых веществ металлов(15 мин)
- Роль Ме в организме человека (10 мин)
4. Заключение, подведение итогов урока. (8-10 мин)
Ход урока:
1.Орг. момент
2. Актуализация знаний
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро
Злато, олово, свинец…
Сын мой: Сера их отец
И спеши сын мой узнать
Всем им ртуть родная мать!
Еще с глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства Ме , им приписывалось много чудодейственных свойств, 7 Ме считали представителями 7 планет. Золото связывали с Солнцем, серебро с Луной, медь с Венерой, железо с Марсом, олово с Юпитером, свинец с Сатурном, ртуть с Меркурием.
В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный.
На сегодняшний день Ме известно гораздо больше.
Каково происхождение слова «Металл»? презентация
В одной из пьес А.И. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений.
Греческое слово «металлон» значит «земляные работы», а позднее стало означать «шахта, рудник».
В латинском языке слово «металлум» получило значение «руда и выплавляемый из неё металл» и уже в виде французского «металл» перекочевало в Россию.
Положение Ме в ПСХЭ
Какие хим. элементы мы называем Ме?
( на внешнем слое от 1 до 3-х электронов, которые они, как правило, отдают)
3 человека выходят к доске и зарисовывают схемы строения атомов: натрия, кальция, алюминия.
88 элементов из ПСХЭ — Ме . Если провести диагональ в ПСХЭ B-At , то под ней в четных рядах больших периодов располагаются х.э. Ме. (слайд-ПСХЭ)
Какой тип химической связи могут образовывать Ме? Какие вещества могут они образовать? (металлическая — простые, ионная- сложные) Какое определение можно сформулировать, что такое х.э. Ме? (слайд определение)
Х.э.- Ме –вид атомов, способных легко отдавать электроны, входить в состав соединений с ионной и металлической связью в виде положительного иона, а также образовывать простые вещества металлы.
3. Изучение нового материала
Обозначение темы урока, целей.
3.1. Физические свойства простых веществ металлов
(презентация)
Простые вещества Ме образованы металлической связью, образуя металлическую кристаллическую решетку. (демонстрация решетки)
Все физические свойства зависят от её строения.
Лабораторная работа «Изучение физических свойств Ме»
- Агрегатное состояние. Все Ме, кроме ртути твердые вещества
- Твердость. Самый твердый хром (царапает стекло), мягкие щелочные Ме . (рассказ о хранении Щ.М.) Хранение с особыми осторожностями, как Кощееву смерть (на кончике иглы, яйцо, утка, заяц, сундук, остров Буян) керосин, стеклянная баночка, асбестовая сетка, жестяная баночка, сейф под замком в лаборантской)
- Электро- и теплопроводность.(опыт 3 ложечки в горячей воде)
- Металлический блеск. (зеркало, ёлочные игрушки, реакция серебряного зеркала)
- Ковкость, пластичность.
- Цвет.
- Звон. (колокольчики, обручальное кольцо на женском волосе)
- Плотность.
- Способность намагничиваться.(магнит)
Задание №1
Какие физические свойства меди обуславливают её использование в электротехнике?
(металлический блеск, ковкость, электропроводность, красновато-коричневый цвет)
Задание №2
Заполните пропуски нужными словами
Радиус атомов металлов ____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях ____ металлов имеют ____ заряд. При комнатной температуре Ме находятся в ____ агрегатном состоянии, за исключением ____ . Металлы обладают характерным ________ . Они хорошо проводят ____ и ____. Самый тяжелый металл ____ , самый лёгкий ___, самый тугоплавкий _____, самый легкоплавкий ________.
3.2. Роль Ме в организме человека
В организме человека находиться 81 хим. элемент, из 98 встречающихся в природе. Их можно разделить на макро и микроэлементы.
Человеческий организм сложнейшая химическая лаборатория.
металлы играют важную роль в жизнедеятельности человеческого организма: (сообщения учащихся)
Золото. Серебро.
Средневековые алхимики считали золото совершенством, а остальные металлы – ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия для ликвидации этой ошибки. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что целью химии должно быть не превращение металлов в золото, а приготовление лекарств. Лекарственные препараты из золота и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувствительных к золоту, оно может вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны почек, печени, влиять на настроение, рост зубов, волос. Ионы серебра обладают бактерицидным действием. Микроорганизмы гибнут, а вода сохраняют свою свежесть.
Медь.
В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и печени, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.
Алюминий.
Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается.
Яблоки, кукуруза, чеснок, картофель– в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.
Какой элемент содержится в яблоках? (Железо).
Железо
Какова его биологическая роль? (В организме содержится 3 г железа, из них 2 г – в крови. Железо входит в состав гемоглобина. Недостаточное содержание железа приводит к головной боли, быстрой утомляемости.)
Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.
Чтобы закрепить знания учащихся о роли металлов в организме человека, организуем работу с таблицей, в которой отражены биологическая роль металлов и их токсическое действие.
Металл | Биологическая роль | Токсическое действие избытка металла |
Литий | Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам | Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, дерматит лица и рук. |
Калий | Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки. | Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена. |
Натрий | Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности, удерживают воду в организме. | Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, общее нарушение обмена веществ. |
Магний | Соли магния оказывают антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на НС, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения. | Приводит к нарушению минерального обмена. |
Кальций | Ионы кальция необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние НС, оказывают противовоспалительное действие. | При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость НС, обонятельного анализатора. |
Стронций | Оказывает влияние на процессы костеобразования. | Поражаются костная ткань, печень, кровь, наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос. |
Алюминий | Содержится в легких, печени, костях, головном мозге, действует на пищеварительные ферменты и НС. | Приводит к нарушению минерального обмена. |
Цинк | Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене. | Мутаген и онкоген. Вызывает заболевания костно-мышечной системы. |
Кадмий |
| Снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей, увеличивает опасность переломов костей. |
Ртуть |
| Поражает ЦНС, сосредотачивается в почках, нарушая их деятельность, также накапливается в клетках мозга и слизистой оболочке рта. |
Барий |
| Поражает костную ткань, костный мозг и печень, НС, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения из них кальция. |
Таллий |
| Поражает периферическую НС, ЖКТ и почки. Накапливается в волосах, костях, почках, мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос. |
К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?
В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали серьезное невралгическое расстройство. Однако, пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (Таллия)
Заключение
Металл — это точность.
Металл – прочность,
Скорость, высота,
Блеск и красота
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал,
Не сразу стал он кружкой
И заводской игрушкой.
Был путь металла долог:
Сперва пришел геолог.
Нашел он гору – в ней руда.
И горняки пришли туда.
И машинист дает гудок-
К печам руду доставит в срок.
И металлический ручей
Течет из огненных печей.
Ещё работе не конец:
Придут и токарь и кузнец,
Слесарь и штамповщик,
Сварщик, фрезеровщик.
И каждый вложит труд в металл,
Чтобы металл трудится стал.
Он в проводах несёт нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник.
Подведение итогов урока
Выставление оценок, д/з § 13, вопрос № 1 устно, № 5 по желанию
Перевертыши
Разговор – ртуть, крик – платина.( Слово – серебро, молчание – золото).
Гладь металл, пока холодно. ( Куй железо, пока горячо).
Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).
Не та грязь, что тусклая. ( Не то золото, что блестит).
Переведём
Феррумный характер.
За купрумный грош удавиться.
Слово аргентум, молчание аурум.
Какой металл самый – самый
1. Самый легкий металл – Li (p= 0,53 г/см3 )
2. Самый тяжелый металл – Os (p= 22,5 г/см3 )
3. Самый легкоплавкий металл – Cs (tпл = 28,5°С)
4. Самый тугоплавкий металл – W (tnл = 3410°С)
5. Самый мягкий металл – Cs
6. Самый твердый металл – Сг
Самый распространенный в земной коре металл. (алюминий)
Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (железо)
Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (серебро)
Металл, широко используемый в электротехнике. (медь).
Загадки
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.
К восьмой группе отнесен, в честь России назван он.
Из него солдатик твой, не болеет он « чумой».
В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна.
Ковал победу тот металл
Для танков на Урале.
Он стойкость сплаву придавал
И нити лампы при накале.
С греческого как «краска» переведешь
В металлургии мимо меня не пройдешь,
Я и твердый, и блестящий,
И для красок подходящий.
Задача: Сколько атомов содержит железный гвоздь, массой 10г?
nsportal.ru