Теляковский 7 класс: Номер задания №130 — ГДЗ по Алгебре 7 класс: Макарычев Ю.Н.

«Галерея Теляковского» в Алматы

Сырлыбаева Галина

Артикул:

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И ПОКРОВИТЕЛИ ИСКУССТВА

Выпуск журнала: 

№1 2012 (34)

Коллекция русского искусства Художественного музея Абдылхана Кастеева в Казахстане включает множество уникальных произведений; некоторые из них заслуживают особого внимания, так как их значение заключается не только в их художественной ценности, но и в истории их создания и «путешествия», а также в их связи с художественным развитием страны. Среди них два портрета Константина Коровина, которые представлены на юбилейной выставке русского художника в Третьяковской галерее на правах аренды у Казахского музея.

Оргбюро Союза художников Казахской ССР (КССР) было создано в Алма-Ате в 1933 году, в нем насчитывалось всего 12 художников, все жители города. Хотя, казалось бы, для этого не было никаких оснований, уже в 1935 году был издан указ о создании Национальной картинной галереи Казахстана.

Тот факт, что галерея была основана одновременно с началом развития казахского искусства, отражает необычную историю музея. Кочевая культура казахского народа сделала развитие различных видов прикладного искусства основным видом национального искусства. Живопись, скульптура и графика пришли в Казахстан с новой властью, новой идеологией, новой политикой национального развития. С самого начала было определено, что статус нового сборника должен быть «энциклопедическим». Именно в этом и заключалась сложность, так как возникла необходимость одновременного создания разных коллекций — в первую очередь изобразительного и прикладного искусства Казахстана, но и западноевропейского искусства, и искусства Востока. Потребовалось время, чтобы секция русского искусства сложилась — прошли годы, прежде чем она обрела свой нынешний вид, насчитывающий около 1000 работ. Первые поступления поступили в 1936-1939 с помощью крупнейших музеев Москвы и Ленинграда — Третьяковской галереи и Русского музея, — которые безвозмездно передали в новый музей часть своих экспонатов.
Это было обычной практикой в ​​то время не только в отношении Казахстана и других республик Советского Союза, но и в интересах российских провинциальных музеев.

Второй этап формирования коллекции начался в 1950-х годах, когда в галерее собралась команда профессионалов, занимающихся музейным делом. Их активное сотрудничество с московскими и ленинградскими коллекционерами, а также с родственниками художников привело к значительному притоку русского искусства, особенно рубежа ХХ века. Удивительно, как события, факты и сами судьбы людей причудливо переплетаются с судьбами тех вещей, которыми они владели долгие годы.

Такова история картин Константина Коровина в собрании Кастеевского художественного музея. В 1961 году музей приобрел два портрета известного русского художника: «Портрет Владимира Аркадьевича Теляковского» (1901 г.), последнего директора Российских Императорских театров, и «Портрет Гурлы Логиновны Теляковской» (1905 г.), его жена. Для музея это приобретение было редкой удачей, учитывая, что Коровин уехал за границу в 1928 г.

, а в 19В 60-е годы получить его работы было практически невозможно. На двух портретах изображены родители Всеволода Теляковского (род. в Петербурге 20 февраля 1894 г., умер в Ленинграде 7 января 1963 г.), чья собственная жизнь и творческая деятельность (впрочем, не по его собственному выбору) были связаны с Казахстан. Оба портрета долгие годы находились в его распоряжении, и только накануне отъезда из Алма-Аты он передал их в музей.

В 1930-е годы Казахстаном заинтересовались многие художники, особенно московские. Первая волна этого активного интереса пришлась на 1930-1932 г., второй еще в 1935-1937 гг., а третий был вызван прибытием эвакуированных гражданских лиц во время Великой Отечественной войны. Многих привлекала экзотическая жизнь и разнообразная природа местности, а также тематика промышленного развития республики.

Однако с Казахстаном связана и печальная страница в истории СССР. С 1930-х годов он был местом заключения многих людей, в том числе представителей художественной интеллигенции, в печально известных «Карлаг» (карагандинский исправительно-трудовой лагерь) и «АЛЖИР» (Акмолинский исправительно-трудовой лагерь для жен предателей). Родины). Был разработан и другой метод унижения человеческого достоинства и угнетения людей — ссылка, когда человека буквально отрывали от обычной повседневной жизни и бросали в неизвестность. Ссыльных пощадили, но лишили всего остального — общества родных и близких, возможности творчески работать, даже возможности думать о будущем. Среди известных художников, сосланных в Казахстан, были Владимир Эйферт, Исаак Иткинд, Владимир Бехтеев, Абрам Черкасский, Леонид Бруммер — их имена прочно вошли в историю искусства республики.

Так же в казахстанских степях оказался и Всеволод Теляковский, который мог бы сделать блестящую карьеру театрального сценографа. Что же касается его жизни «до Казахстана», то мы знаем, что его первыми учителями были Константин Коровин и Александр Головин. Теляковский писал в своих мемуарах: «В моем мире Коровин и Головин были неразрывно связаны, так как они были как бы моими «крестными отцами» в искусстве, и вплоть до революции они часто смотрели на мою работу и направляли мои первые шаги». 1 Следуя их совету, он решил сделать искусство своей профессией и в 1912 году отправился в Париж, чтобы учиться в Академии Рансона у таких известных французских художников, как Морис Дени и Феликс Валлоттон. Однако закончить образование он не смог из-за начала Первой мировой войны. В 1918-1924 годах Теляковский работал помощником художника-декоратора в Театре оперы и балета в Ленинграде (художественным руководителем которого в то время был Головин), а в качестве профессор Архитектурного института в 1925-1927.

Арестован в марте 1935 года, хотя некоторые утверждают, что на самом деле это произошло гораздо раньше, в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Это было время, когда шла кампания по изгнанию тех, чья единственная вина заключалась в их «аристократическом происхождении».

Теляковский приехал в Казахстан с женой Надеждой и няней. По его собственным словам, его вырастила, «выкормила» няня. Она уехала с ним в Париж и последовала за ним в изгнание. Сначала они жили в казахском ауле, или деревне, но вскоре переехали в небольшой город Атбасар, который существует и сегодня, в 232 километрах от Акмолы, ныне Астаны, столицы Казахстана.

Атбасар был основан как казачье поселение, и его слава заключалась только в том, что три раза в год здесь проводились сельскохозяйственные ярмарки, где в значительных количествах продавался скот. Теляковский начал работать художником-декоратором в местном театре, хотя назвать его театром было бы преувеличением — он был создан незадолго до приезда художника, его труппа — собрание самодеятельных актеров. Это была суровая, малонаселенная местность, и трудно было бы даже понять душевное состояние приезжего, пожившего в Москве и Петербурге, путешествовавшего по Европе: «…и так ничего не осталось своего прежнего мира — ни Парижа, ни дома, ни отца, ни матери, ни друзей, ни учителей…» 2

Однако уже в 1936 году Теляковского перевели в Алма-Ату. По неподтвержденным данным, этому переезду способствовал Илья Зильберштейн

3 ; однако могло быть и более простое объяснение. В 1934 году в Алма-Ате был основан новый театр оперы и балета, который тогда назывался Объединенным театром казахской и русской оперы и балета. В соответствии с Приказом № 10 Дирекции «Казгосмузтеатр» от 21 января 19 г.36 Теляковский поступил в штат театра в качестве сценографа 4 . Он проработал там до 1938 года.

Парадокс истории, что дед Теляковского, Аркадий Теляковский (1806-1891), крупнейший в России специалист по военной фортификации своего времени, был одним из создателей (наряду с Эдуардом Тотлебеном) генеральный план крепости на берегу реки Малая Алматинка; план был утвержден 7 марта 1854 года. Крепость была преобразована в поселок Верный, затем переименованный в Алма-Ату, ставший столицей Казахстана в 1927 5 .

Жалко, что у нас так мало документальных свидетельств деятельности Теляковского тех лет; впрочем, это тоже понятно. Даже равнодушные формулировки официальных административных «распоряжений» выдают трудовую этику художника. В первый год работы Теляковского в театре администрация объявила благодарность художнику за самоотверженную работу над сценографией новых оперных и балетных постановок, несмотря на болезнь 6 .

Те, кто знал его в Алма-Ате, запомнили его тихим, скромным человеком. Писатель, поэт и журналист Юрий Домбровский впервые был сослан в Алма-Ату в 1933 году и неоднократно возвращался туда после освобождения из лагерей. Домбровский посвятил Теляковскому целую главу своей книги «Вестники. Рассказы художников». Он вспоминал: «…Я знал Теляковского лет 20, впрочем, мне он всегда казался ровесником, было ли ему на самом деле 50 или 70; и ясный взгляд.Одевался он с почти «стерилизованной» скромностью и опрятностью.Он не блистал, и вовсе не был из тех людей, которые производят незабываемое впечатление при первом же знакомстве с ними…что касается вопросов связанных со своим искусством, он почти никогда о них не говорил. Я сразу уловил эту его идиосинкразию и никогда не задавал ему вопросов, а только изучал его картины, которые висели на стенах моей комнаты. Сначала у меня было только два , а в итоге 10 или 12. Таким образом, как кто-то сказал в шутку, у меня накопилась целая «галерея Теляковского»

7 .

В 1938 году Теляковский был переведен в Актюбинск и назначен главным художником-декоратором местного музыкально-драматического театра, тоже относительно нового заведения — основанного в 1935 году на базе местного драматического общества железнодорожников. Население активно «приобщалось» к искусству, а театры «росли, как грибы после дождя». В августе 1941 года снова вернулся в Алма-Ату, где начал работать в том же оперном театре, ныне Академическом театре оперы и балета № 9.0027 8

. За годы работы в театре создал декорации к операм «Пиковая дама», «Снегурочка», «Евгений Онегин», «Фауст», «Паяцы», балету «Лебединое озеро». .

Помимо сценографии, большую часть жизни Теляковский также работал над своей книгой «Атлас русского исторического костюма». По словам искусствоведа и журналиста Льва Варшавского, также оказавшегося в Алма-Ате в 1930-е «не по своей воле», художник создал уникальную коллекцию эскизов — костюмов всех времен и народов. В нем было около 20 000 исключительно точных цветных рисунков, часто сопровождаемых подробными аннотациями и всегда указывающих первоисточник, из которого был скопирован каждый костюм. Художник также дал указания, из каких материалов можно воссоздать костюмы для театра. 9 Книга готова к печати; художник отобрал для него 3000 рисунков, но не смог тогда осуществить свою мечту.

Следующая глава в карьере Теляковского связана с его работой в Новом Молодежном театре, основанном в Алма-Ате Натальей Сац, оказавшейся там в 1943 году, когда после ссылки ей было отказано в праве жить и работать в Москве. Постановление правительства об организации театра вышло в 1944 г.; Спектакль «Красная шапочка» ознаменовал открытие первого сезона 7 19 ноября.45. В феврале 1946 года Теляковский присоединился к коллективу театра в качестве главного сценографа. 10

Отрывок из воспоминаний Варшавского, много времени проводившего с Теляковским, описывает это время: «Всеволод Владимирович [Теляковский] был одним из тех, чьим творчеством был заложен фундамент Молодежного театра в Казахстане. был главным сценографом, когда театр только зарождался. Он проводил там все свои часы бодрствования — всегда в движении, всегда в поисках новых, оригинальных замыслов. художник, мастер декораций и бутафории. Он помогал рисовать декорации, сам их устанавливал. Он руководил созданием костюмов, следил за тем, чтобы они подходили актерам. Он оборудовал себе крошечный уголок в кулисах, который больше похоже на столярную или слесарную мастерскую, чем на мастерскую художника. Здесь он рисовал, строил макеты и даже рисовал выкройки самых замысловатых костюмов. Он пилил, клеил, раскрашивал…» 11

Теляковский создал декорации и костюмы более чем к 55 спектаклям Молодежного театра, почти всему его репертуару, в том числе «Снежная королева», «Два капитана», «Хочу домой», «Три мушкетера». », «Аттестат об образовании», «Алтын-Сака» и многие другие.

Уезжая в ссылку в Казахстан, что само по себе было синонимом «путешествия в никуда», в неизвестность, не предчувствуя своего будущего, Теляковский взял с собой небольшую коллекцию произведений искусства — кажется, то немногое, что осталось от его родителей — как напоминание о его прошлой, другой жизни, вещи, которые связывали его с миром, который ушел навсегда. Он не расставался с этими вещами надолго. Среди них портреты его родителей кисти Константина Коровина, написанные в то время, когда художник гостил в родовом имении Теляковских в Отрадном. Он никогда не расставался с этими портретами, и только накануне своего возвращения в Ленинград в 1961 о том, что Теляковский передал полотна Казахстанской картинной галерее имени Тараса Шевченко (название музея до 1976 г.) на временное хранение. Передаточный акт в постоянную коллекцию подписала Наталья Ветошникова, родственница Теляковского; художник жил в ее резиденции, когда вернулся в Ленинград, и она унаследовала его имение после его смерти. Сегодня его поступок воспринимается как жест уважения и благодарности нации, которая дала ему шанс не только выжить, но и творчески реализовать себя.

Теляковский также внес свой вклад в дело развития музея, передав картины из своей коллекции Художественному музею Кастеева, и в музее была образована самобытная «галерея Теляковского». В разные годы Теляковский передал музею несколько картин и рисунков Коровина, в том числе уникальный «Портрет инженера путей сообщения Сергея Константиновича Фейлезена» (1904), акварельные этюды театральных костюмов, станковые картины. «Царевна Морская» (1904), смешанная работа М. Врубеля (с надписью рукой Теляковского «Подарено мне лично М. Врубелем в 1904») был передан музею в 1952 году. Еще одним подарком художника музею стала коллекция заверенных работ Коровина — семь эскизов театральных декораций и пейзажей русского импрессиониста. Художник также подарил 45 акварельных этюдов своей матери. , Гурлы Теляковская, художница-любительница, которая помогала Головину и Коровину в сценографии для музыкального театра, как описано в мемуарах Теляковского: «Моя мать рисовала фигуры, часто рисовала лица и руки, а Головин совещался с ней и «одевал» их. … так постепенно сложилась серия эскизов костюмов, с оттиском двух художников… с подписью Головина внизу рисунка».0027 12 «Мама помогала им [Коровину и Головину] в эскизах костюмов…» 13 Среди них находим этюды к балету Чезаре Пуни «Конек-Горбунок», опере Шарля Гуно «Фауст» и Людвигу Минкусу балет «Дон Кихот».

Оказывается, Теляковский также внес свой вклад в пополнение музейной коллекции западноевропейского искусства, предоставив картины, рисунки и скульптуры французских и итальянских мастеров. Музей приобрел у него две скульптуры Луи Буазо, «Похищение Персефоны» и «Похищение Орифии Бореем», которые обогатили его постоянную экспозицию западного искусства. Почти треть произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства принадлежит Теляковскому: канделябры, часы, фрагменты шелковых и парчовых тканей, декоративный фарфор. Все эти работы были оставлены в музее на временное хранение до отъезда художника из Казахстана, а затем переданы в постоянную коллекцию при содействии наследников художника.

В «галерею Теляковского» вошли и собственные работы художника: несколько этюдов для театральных декораций, серия из десяти картин на мотивы казахского эпоса, натюрморты, которые он начал писать в 1959-1960 годах, когда вышел на пенсию. В 1964 году Наталья Ветошникова, унаследовавшая имение Теляковского, передала в дар два уникальных рисунка, сделанных художником, когда ему было восемь и девять лет.

Всеволод Теляковский был членом Союза художников КССР; неоднократно награждался наградами областного отдела искусств и Президиума Верховного Совета КССР в 1940-х годов, прежде чем он был официально реабилитирован. В 1965 году за отличие в службе ему было присвоено звание заслуженного артиста КССР.

1950-е годы стали временем, когда в Казахстане только начинала формироваться профессиональная художественная школа. Являясь непосредственным участником создания крупнейших театров Казахстана, Теляковский внес неоценимый вклад в становление и развитие художественных традиций в театральном и сценографическом искусстве. У него не было последователей или учеников; вместе с тем он был представителем русской культуры, проводником ее высших традиций в новом идейно-географическом пространстве, тем самым приближая молодое казахское искусство к мировому наследию.

 

  1. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 1664, оп. 1.
  2. Домбровский, Юрий. Всеволод Владимирович Теляковский — театральный художник. Посланники. Истории художников. Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. Москва. Терра, 1992. [Электронная книга] http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/ dombrovsky6_1 . txt
  3. Мананникова Л.Б. «Я пришел из Молодежного театра». Алматы, 2010. С. 61.
  4. .
  5. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 1841 г., оп. 1.
  6. Золотая книга Алматы — 2000. Алматы: Кайнар, 2000. С. 67.
  7. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 1841 г., оп. 1, Д. 2, Л. 254.
  8. Домбровский, Юрий. Op.cit.
  9. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 1841 г., оп. 1, Д. 29, Л. 99.
  10. Мананникова Л.Б. Соч. цит. С. 64-65.
  11. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 2094, инв. 1, д. 26, л. 212.
  12. Мананникова Л.Б. Соч. цит. С. 63-64.
  13. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 1664, оп. 1, д. 6, л. 15.
  14. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 1664, оп. 1, д. 6, л. 22.

Back

Теги:

Результаты поиска для «Marius Petipa»

Из энциклопедии Нового Света

Прыгание к: навигации, поиск

Результаты 1 — 13 из 13

    из 13

    • Страницы содержания
    • Мультимедиа
    • Все
    • Дополнительно

    Возможно, вы имели в виду: Marcus pet ipa

    Название страницы соответствует

    • Мариус Петипа

      3 . .. 90. Мариусу Петипа часто присваивают звание «Отец… Страница хореографической записи Степанова из «Сергеевского собрания» для Петипа…

      54 КБ (8 785 слов) — 18:35, 17 апреля 2015 г.

    Текст страницы соответствует

    • Мариус Петипа

      … Сыновья Патнэма, 1938. OCLC 1353877. Гарафола, Линн и Мариус Петипа. Дневники Мариуса Петипа. «Этюды по истории танца». 3 (1) (Весна 1992 …

      54 КБ (8 785 слов) — 18:35, 17 апреля 2015 г.

    • Мариинский балет

      … принят в Императорский Балетная школа в 1888 году. Старый Мариус Петипа Маэстро Петипа мало интересовался Вагановой как танцовщицей — любое упоминание о …

      19 КБ (2726 слов) — 15:54, 6 ноября 2022

    • Балет

      … связан и обучен под влиянием великого хореографа Мариуса Петипа. Русский балет произвел фурор в Западной Европе…

      26 КБ (3 932 слов) — 01:41, 1 января 2022

    • Леон Бакст

      … художник-оформитель труппы, делаю декорации и костюмы. Наряду с Мариусом Петипа в качестве художественного руководителя их работа оживит балет в …

      13 КБ (1809 слов) — 20:08, 25 октября 2022 г.

    • Сергей Дягилев

      … были связаны и обучены под влиянием великого хореографа Мариуса Петипа. Это произвело фурор в Западной Европе из-за большого …

      15 КБ (2 106 слов) — 19:59, 2 ноября 2019

    • Мариинский театр

      … считалось небезопасным. Именно там известный балетмейстер Мариус Петипа представил многие из своих шедевров. Первый оригинальный балет…

      11 КБ (1538 слов) — 15:55, 6 ноября 2022

    • Анна Павлова

      … Кристиан Йоханссон , Екатерина Вазем и знаменитый балетмейстер Мариус Петипа . Были некоторые разногласия по поводу ее телосложения и ее …

      11 КБ (1705 слов) — 23:47, 20 июня 2021

    • Комедия дель арте

      … дель арте стала источником вдохновения для многих балеты, от «Миллионы арлекинов» Мариуса Петипа Петипа (1900) до «Карнавала» Фокина . ..

      16 КБ (2 355 слов) — 11:36, 20 марта 2020

    • Петр Ильич Чайковский

      … удаленные части были восстановлены в постановке балетмейстеров-хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова, что балет получил признание за его …

      33 КБ (4 939 слов) — 01:34, 24 ноября 2022 г.

    • Большой театр

      … также состоялась премьера спектакля великого французского режиссера Мариуса Петипа «Дон Кихот (балет) Дон Кихот», Гранд..

      6 КБ (876 слов) — 15:36, 8 февраля 2022 г.

    • Никколо Паганини

      … Чезаре Пуни — заимствовал темы Паганини для хореографа Мариуса Петипа «Венецианский карнавал Grand Pas de Deux» (он же «Очарование» …

      18 КБ (2716 слов) ) — 23:29, 14 ноября 2022

    • Дама Марго Фонтейн

      … и Матильда Кшесинская, обе тренировались у великого Мариуса Петипа. Она присоединилась к Королевскому балету (тогда он назывался Садлеровским…

      10 КБ (1501 слово) — 00:17, 24 июня 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *