«Станционный смотритель» краткое содержание повести Пушкина – читать пересказ для 7 класса онлайн
7 мин.Александр Пушкин
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 17646.
Обновлено 12 Октября, 2022
О произведении
Повесть Пушкина «Станционный смотритель» была написана в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Ведущей темой произведения является тема «маленького человека», представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм.
Сжатое изложение «Станционного смотрителя» будет интересно учащимся 7 класса, а также всем, кому интересна классическая русская литература. На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Станционного смотрителя» онлайн.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События повести происходят в 1816 году на станции в одной из российских губерний.
Главные герои
- Рассказчик – чиновник, который «в течение двадцати лет сряду изъездил Россию», от его лица ведется повествование в произведении.
- Самсон Вырин – мужчина лет пятидесяти, станционный смотритель «из почтенного сословия смотрителей», отец Дуни.
Другие персонажи
- Авдотья Самсоновна (Дуня) – дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.
- Ротмистр Минский – молодой гусар, обманом увезший Дуню.
- Сын пивовара – мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда»

«смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые».
В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.
Пока хозяева хлопотали, повествователь рассматривал комнату: на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя, «как будто век были знакомы»
. Уезжая, повествователь поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.
Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель Самсон Вырин сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.
Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл ещё пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.
«Не прошло и получаса»
, как смотритель начал беспокоиться и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою»
.
«Едва оправясь от болезни»
«она будет счастлива, даю тебе честное слово».

Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил на квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский, «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу»
. Через два дня Вырин поехал обратно на станцию. Уже третий год он ничего не знает о своей дочери и боится, что ее судьба такая же, как судьба других
.
Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пивовара, а Вырин, спившись, «с год как помер»
. Повествователь попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пивовара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня»
«с тремя маленькими барчатами»
, которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго»
.
И что в итоге?
Самсон Вырин — умирает, спившись из-за потери дочери.
Дуня — замужем за Минским, у них трое детей, становится богатой дамой; посетила могилу отца.
Ротмистр Минский — женится на Дуне, у них трое детей.
Заключение
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обозначил особый характер конфликта, отличающийся от изображаемого в традиционных произведениях сентиментализма – конфликт выбора между личным счастьем Вырина (отцовским счастьем) и счастьем его дочери. Автор подчеркнул нравственное превосходство смотрителя («маленького человека») над остальными героями, изобразив пример беззаветной любви родителя к своему ребенку.
Краткий пересказ «Станционного смотрителя» предназначен для быстрого ознакомления с сюжетом произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее полностью.
Тест по повести
После прочтения рассказа попробуйте пройти тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 17646.
А какую оценку поставите вы?
Планы уроков по алгебре и геометрии для 7-го класса
Посмотрите наши демонстрации уроков!Мы в Time4Learning считаем себя партнерами родителей в обеспечении того, чтобы учащиеся заканчивали среднюю школу с навыками, необходимыми им для успешной учебы в старших классах. В частности, для математики это означает предоставление основанной на стандартах программы, ориентированной на основные математические концепции, с использованием множества различных типов мультимедийных инструментов, чтобы заинтересовать учащихся и пробудить больший интерес к математике.
Что изучают математику семиклассники?
Учебная программа по математике в седьмом классе должна охватывать все разделы математики, а не только арифметику. Основные направления математики в программе седьмого класса:
.
- Числовой смысл и операции
- Алгебра
- Геометрия и чувство пространства
- Соотношения и пропорциональные отношения
- Анализ данных
- Вероятность
Идеальная учебная программа по математике для 7-го класса должна основываться на этих стандартах и привлекать учащихся веселыми и разнообразными занятиями.
Узнайте больше об уроках математики Time4Learning для седьмого класса ниже.
Цели и задачи по математике для 7-го класса
Комплексная учебная программа по математике для 7-го класса гарантирует, что учащиеся освоят каждую из следующих целей обучения:
- Развивать понимание операций с рациональными числами.
- Точно представлять рациональные числа десятичными знаками.
- Анализируйте пропорциональные отношения и используйте их для решения реальных и математических задач.
- Рисовать, строить и описывать геометрические фигуры и описывать отношения между ними.
- Решайте реальные и математические задачи, связанные с измерением угла, площади и объема.
- Расширить использование четырех основных арифметических операций над целыми числами, дробями, смешанными числами и десятичными дробями.
- Интерпретировать и анализировать данные, представленные в различных формах.
- Используйте свойства операций для создания эквивалентных уравнений.
- Решайте реальные и математические задачи, используя числовые и алгебраические выражения, уравнения и неравенства.
Планы уроков математики Time4Learning для 7-го класса
Глава 1: «Системы счисления»
Урок 1: Показатель степени
Выражение целых чисел с помощью показателей степени.
Урок 2: Научное представление
Выразите числа больше единицы, используя экспоненциальное представление, и наоборот.
Урок 3. Представление
Запись чисел в словесном, стандартном, расширенном и экспоненциальном представлении.
Глава 2: «Рациональные операции»
Урок 1: Порядок операций
Примените порядок операций для упрощения числовых выражений.
Урок 2. Оценка целых чисел
Используйте оценку для решения задач с целыми числами.
Урок 3. Дроби, десятичные дроби и проценты
Знает отношения и может конвертировать дроби, десятичные дроби и проценты.
Урок 4: Оценка
Используйте оценку для решения задач с целыми числами, дробями, десятичными дробями и процентами.
Глава 3: «Теория чисел»
Урок 1: Простые и составные
Определять числа как простые и составные.
Урок 2. Факторизация простых чисел
Найдите факторизацию целых чисел на простые множители.
Урок 3: PGCF и LCM
Найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух чисел.
Глава 4: «Отношение, доля и процент»
Урок 1: Отношения и коэффициенты
Определение и использование соотношений и коэффициентов.
Урок 2. Соотношения пропорциональности
Распознавать соотношения между отношениями, пропорциями и процентами.
Урок 3: Пропорции с помощью таблиц
Используйте таблицы для решения задач с пропорциями.
Урок 4. Постоянные отношения
Используйте постоянные отношения для решения задач.
Урок 5: Проценты
Решайте реальные задачи, связанные со скидками и наценками.
Урок 6: Простые проценты
Решайте реальные задачи, связанные с простыми процентами.
Урок 7: Масштаб
Определение пропорций на чертежах в масштабе.
Глава 5: «Пропорциональность»
Урок 1: Определение отношений пропорциональности по таблице
Определите, является ли отношение пропорциональным, проверив эквивалентные отношения в таблице.
Урок 2. Определение отношений пропорциональности по графику
Определение отношений пропорциональности по графику.
Урок 3. Определение константы пропорциональности
Определение константы пропорциональности.
Урок 4. Определение константы пропорциональности по таблицам и графикам
Определение константы пропорциональности по таблицам и графикам.
Урок 5: Написание уравнений для пропорциональных отношений
Напишите уравнения для пропорциональных отношений.
Урок 6. Объяснение значения точек на графике
Объясните значение точек на графике.
Глава 6: «Целые числа и числовые ряды»
Урок 1: Описание ситуаций, в которых противоположные величины объединяются, чтобы получить ноль
Опишите ситуации, в которых противоположные величины объединяются, чтобы получить ноль.
Урок 2: Моделирование сумм противоположностей
Моделирование сумм противоположностей.
Урок 3. Добавление рациональных чисел в числовые строки
Добавление рациональных чисел в числовые строки.
Урок 4: Моделирование расстояния на числовой прямой
Моделирование расстояния на числовой прямой.
Урок 5. Вычитание рациональных чисел из числовой строки
Вычитание рациональных чисел из числовой строки.
Урок 6. Применение расстояний с использованием абсолютных значений
Применение расстояний с использованием абсолютных значений.
Глава 7: «Рациональные числа»
Урок 1: Аддитивные и мультипликативные обратные числа
Определите пары аддитивных и мультипликативных обратных чисел.
Урок 2: Сложение и вычитание
Сложение и вычитание с положительными и отрицательными рациональными числами.
Урок 3: Интерпретация сумм рациональных чисел
Интерпретировать суммы рациональных чисел.
Урок 4: Умножение и деление
Умножение и деление положительных и отрицательных рациональных чисел.
Урок 5.

Решайте реальные задачи с дробями, десятичными и целыми числами.
Урок 6. Применение свойств операций в качестве стратегий сложения и вычитания
Применение свойств операций в качестве стратегий сложения и вычитания.
Глава 8: «Умножение и деление рациональных чисел со знаком»
Урок 1: Умножение рациональных чисел со знаком
Умножение рациональных чисел со знаком.
Урок 2: Интерпретация произведений рациональных чисел
Интерпретация произведений рациональных чисел.
Урок 3: Деление целых чисел
Деление целых чисел.
Урок 4: Интерпретация частных рациональных чисел
Интерпретация частных рациональных чисел.
Урок 5. Применение свойств для умножения и деления рациональных чисел
Применение свойств для умножения и деления рациональных чисел.
Глава 9: «Выражения и уравнения»
Урок 1: Выражения
Упрощайте и вычисляйте алгебраические выражения, используя целые числа.
Урок 2: Свойства
Обобщить свойства действительных чисел на выражения и уравнения.
Урок 3: Выражения и уравнения
Преобразуйте простые выражения и уравнения с одной переменной в соответствующие символьные выражения и уравнения.
Урок 4. Алгебраические выражения
Используйте алгебраические выражения для обобщения шаблона.
Урок 5. Упрощение алгебраических выражений
Упрощение алгебраических выражений с одной переменной путем объединения одинаковых членов.
Урок 6: Замена
Замените значения переменных в уравнении, чтобы проверить, верно ли уравнение.
Урок 7. Решение линейных уравнений за один шаг
Решение линейных уравнений за один шаг.
Урок 8. Решение двухшаговых линейных уравнений
Решение двухшаговых линейных уравнений.
Глава 10: «Выражения и уравнения с рациональными числами»
Урок 1: Выполнение операций над линейными выражениями
Выполнение операций над линейными выражениями.
Урок 2: Написание выражения в различных формах для представления ситуации
Напишите выражение в различных формах для представления ситуации.
Урок 3. Решение многошаговых задач с рациональными числами
Решение многошаговых задач с рациональными числами.
Урок 4. Решение многошаговых задач путем преобразования рациональных чисел между формами
Решите многошаговые задачи, преобразуя рациональные числа между формами.
Глава 11: «Решение специальных форм уравнений»
Урок 1: Решение уравнений вида px + q = r
Решите уравнения вида px + q = r.
Урок 2: Решение уравнений вида p(x + q) = r
Решите уравнения вида p(x + q) = r.
Урок 3. Сравнение алгебраических и арифметических решений
Сравните алгебраические и арифметические решения.
Глава 12: «Неравенства»
Урок 1: Запись и решение двухшаговых неравенств
Запишите и решите двухшаговые неравенства.
Урок 2. Графики и интерпретация решений неравенств
Графики и интерпретация решений неравенств.
Глава 13: «Треугольники»
Урок 1: Классификация треугольников
Определите и классифицируйте треугольники.
Урок 2: Внутренние и внешние углы
Найдите величину внутреннего или внешнего угла, используя соотношение углов.
Урок 3: Измерение углов
Решение задач измерения углов для треугольников.
Урок 4: Пифагорейские отношения
Продемонстрируйте или определите пифагорейские отношения с помощью моделей или диаграмм.
Урок 5: Теорема Пифагора
Даны две стороны прямоугольного треугольника. Найдите длину третьей стороны.
Глава 14: «Плоская геометрия»
Урок 1: Периметр и площадь
Найдите периметр и площадь двумерных фигур.
Урок 2: Площадь и длина окружности
Найдите длину окружности и площадь окружности.
Урок 3. Геометрические свойства линий
Находить и использовать символические обозначения для обозначения линий (пересекающихся, косых, параллельных, перпендикулярных).
Урок 4. Измерение угла
Найдите величину угла с помощью транспортира или соотношения углов.
Урок 5: Применение свойств линий и углов
Описывать и применять параллелизм и перпендикулярность в контексте реального мира.
Урок 6: Многоугольники
Сравните и опишите признаки правильных и неправильных выпуклых многоугольников (параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники).
Урок 7. Измерение углов правильного многоугольника
Найдите величину внутренних углов правильного многоугольника.
Урок 8: Измерение углов многоугольников
Найдите величину угла с помощью транспортира или соотношения углов (соответствующих, дополнительных и дополнительных).
Урок 9. Конгруэнтные и подобные многоугольники
Определение атрибутов фигуры, конгруэнтной или подобной данной фигуре.
Глава 15: «Геометрические построения»
Урок 1: Построение параллелограммов
Построение параллелограммов.
Урок 2. Построение треугольников по заданным углам
Построение треугольников по заданным углам. (с транспортиром и линейкой)
Урок 3: Построение треугольников
Построение треугольников.
Глава 16: «Трехмерная геометрия»
Урок 1: Атрибуты
Определение свойств атрибутов трехмерных фигур.
Урок 2: Объем
Вычислить объем призм и цилиндров.
Урок 3: Площадь поверхности
Вычислите площадь поверхности призм и цилиндров.
Глава 17: «Составные 2D- и 3D-фигуры»
Урок 1. Нахождение площади составных двумерных фигур
Найдите площадь составных двумерных фигур.
Глава 18: «Измерение»
Урок 1: Измерение
Измерьте длину, вес, емкость и объем, используя обычные или метрические единицы.
Урок 2: Масса и объем
Знайте взаимосвязь между массой и объемом и решайте задачи.
Урок 3. Сравнение единиц измерения
Сравнение единиц измерения в каждой системе.
Урок 4: Скорость, время и расстояние
Разработайте и примените d=rt для решения задач на скорость, время и расстояние.
Урок 5: Оценка измерений
Оценка измерений длины, веса, объема или емкости.
Урок 6: Решение проблем
Выполнение операций над измерениями в каждой системе.
Урок 7. Преобразования
Решение задач, связанных с преобразованиями, в рамках одной системы.
Глава 19: «Построение графиков»
Урок 1. Упорядоченные пары
Определите и начертите упорядоченные пары в четырех квадрантах и вдоль осей.
Урок 2: Квадранты
Определение квадрантов и характеристик точек.
Урок 3. Таблицы и графики
Распознавать соответствие между набором точек в таблице и набором точек, нанесенных на координатную плоскость.
Урок 4. Графические данные реального мира
Представляйте реальные данные с помощью графиков.
Урок 5: Таблицы функций и графики
Определите, представляет ли набор точек, заданных в таблице или графике, функцию.
Глава 20: «Линейные зависимости»
Урок 1: График линейных уравнений
Определите, что график линейного уравнения представляет собой прямую линию.
Урок 2. Интерпретация линейных графиков реального мира
Определите точки на графиках линейных функций, чтобы ответить на вопросы о реальных ситуациях.
Глава 21: «Вероятность»
Урок 1: Экспериментальные результаты
Получите результаты с помощью манипуляций и объясните разницу между теоретическими и экспериментальными результатами.
Урок 2: Вероятность
Расчет вероятностей независимых и зависимых событий.
Урок 3: Шансы
Вычисление шансов простых событий. Урок 1: Представление данных .
Урок 2. Среднее, медиана и мода
Вычислите диапазон, среднее значение, медиану и моду данных из таблицы, диаграммы или графика.
Урок 3. Применение среднего, медианы и моды
Применение и анализ показателей центральной тенденции (среднего, медианы и моды).
Урок 4: Технология
Используйте технологию для анализа и построения графиков на основе набора данных.
Почему стоит выбрать учебную программу T4L для семиклассников по математике в домашних условиях?
Учебная программа Time4Learning, основанная на стандартах, охватывает все цели обучения математике 7-го класса, перечисленные выше, а также многие, многие другие. Он разработан, чтобы помочь учащимся развить концептуальное понимание математики, улучшая их способность применять математику для решения задач.