«80–90 баллов — это отличный результат». Иван Ященко — о ЕГЭ по математике и ее преподавании в школе
«ЕГЭ стабилен», — регулярно отвечает на вопросы об усложнении экзамена научный руководитель Центра педагогического мастерства и руководитель комиссии по составлению КИМ ЕГЭ Иван Ященко. Редактор «Мела» Анастасия Никушина поговорила с Иваном Валерьевичем о том, почему стобалльников становится меньше, как преподают ЕГЭ в школах и зачем поступать на физико-технические направления в 2023 году.
1. Стобалльники — яркий, публичный, но не показательный символ уровня преподавания математики или сложности экзамена. ЕГЭ стабилен: он обновляется под новый ФГОС, за последние годы из него ушли только самые простые задачи. Тут есть несколько факторов.
Во-первых, 100 баллов не то чтобы прямо необходимы для поступления в престижный университет. Человеку выгоднее вложить силы не в то, чтобы на одном экзамене поднять результат с 96 до 100, а чтобы по всем предметам у него было больше 90 баллов, без провалов.
Во-вторых, победителей ВсОШ и перечневых олимпиад по математике, физике и информатике за последние 3 года тоже стало гораздо больше: их количество увеличилось примерно на 300 человек. Все эти ребята в соответствии с законом имеют право на поступление без экзаменов. То есть, если у тебя есть диплом ВсОШ — неважно, за 9-й, 10-й или 11-й класс, — ты уже студент, осталось только аттестат получить.
Чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужно тренироваться, чтобы не ошибиться и в простых задачах
Детям этот результат не нужен: они уже занимаются научной работой, участвуют в «Больших вызовах» в «Сириусе» и так далее. Без подготовки они набирают 80–90 баллов, и это тоже отличный результат.
Иван Ященко. Фото: Александр Натрускин / РИА Новости2. 100 баллов — магическая цифра, за которой скрыто множество в том числе отрицательных психологических факторов. Это идеал, который не всегда достижим и не всегда нужен. Максимальный результат — не всегда показатель только хорошего знания математики, но еще и свойство характера: человек может абсолютно безошибочно, нигде не сбившись, что-то делать. Сейчас, работая преимущественно на компьютерах, мы можем перепроверять себя. Исследования показывают, что лучшие студенты даже топовых вузов — не стобалльники, а те, кто набирают 90–95 баллов, а для добротного инженерного вуза вполне достаточно и 60–75 баллов
Стобалльники и высокобалльники немного разные ребята. Любой олимпиадник получит высокий балл. Человек, который имеет 100 баллов, как правило, участвует в олимпиадах, но не всегда доходит до финала или становится призером. А чтобы выиграть олимпиаду нужны в первую очередь идея, креативность — погрешности там, зачастую, прощаются.
Подытоживая: и для 100 баллов на ЕГЭ, и для победы на олимпиаде нужно долго изучать математику. Нельзя получить максимальный результат, начав заниматься в 11-м или даже 10-м классе. Человек, который хочет получить 100 баллов или диплом ВсОШ, должен — опять же не ради самих результатов, а для успешного продолжения образования в технической области, — определяться с направлением еще в 6–7-м классе.
3. За последние 10 лет заметно вырос и интерес к предмету, и результаты. Количество ребят, которые выбирают математику и сдают ее на высокие баллы (от 60 и далее), нужные для массовых технических вузов, выросло за последние 10 лет примерно на 40%.
Почти 10 лет назад правительством была утверждена Концепция развития математического образования. Сегодня результаты применения этого документа выражаются в том числе в повышении интереса к массовым олимпиадам: количество учеников, участвующих в начальных школьных этапах ВсОШ, увеличивается. Что это показывает? То, что и ребята, и их родители видят, что многие перспективные профессии, хорошо оплачиваемые, требуют знания математики.
В новый ФГОС включили углубленку с основной школы. Долгое время она в виде профилизации предполагалась только в 10–11-м классе. При этом многие школы продолжали набирать и более младшие классы с углубленным изучением математики, а в Москве и некоторых регионах появился проект «Математическая вертикаль» в 7–9-х классах. Теперь, взяв его за основу для федерального стандарта, углубленное изучение математики вводят повсеместно.
Подчеркну: это не подготовка будущих математиков, не уровень элитных матшкол, которыми славился Советский Союз, а сейчас славится Россия. Они до сих пор существуют и не только учат своих детей, но и делятся методическими подходами с другими учреждениями: «Вторая школа», Школа № 57 в Москве, «Президентский лицей» в Санкт-Петербурге. Но я говорю про массовую углубленку. Это действительно важно для того, чтобы ребята вне зависимости от региона могли без репетиторов претендовать на место в хорошем вузе. Если они выбирают технические специальности, важно начинать углубленное изучение математики с 7-го класса.
Отдельным математическим предметом в новом ФГОС идет курс вероятности и статистики, который появился после долгих лет плавного введения. Ему отведен один час в неделю, на занятиях изучают не только собственно статистику, анализ данных, но и логику, теорию графов. Мы живем в цифровом мире, где умение работать с данными и защищать себя от обмана, адекватно оценивая информацию, представленную на красиво оформленных, но неверных диаграммах, действительно важно. Для огромного количества специальностей вероятность и статистика необходимы и во время обучения в вузе.
Возрождается геометрия. В 2010 году, когда ее включили в обязательную часть экзамена, мы увидели, насколько плохо выпускники решают простейшие задачи из серии «найдите площадь трапеции», которая просто нарисована по клеточкам и может решаться устно. Сейчас процент выполнения задач по планиметрии в первой части уже достаточно высок.
Благодаря онлайну в пандемию мы увидели, как сглаживается неравенство между детьми, которые живут в крупных университетских центрах и провинциях. «Сириус» распространил опыт Москвы по проведению школьного этапа ВсОШ на все регионы, а на математических сменах ребята, которые раньше имели «потолок» из-за отсутствия ярких преподавателей, теперь могут дотянуть свой уровень до топового. Сейчас туда ездят ребята из всех регионов страны, которые смогли пробиться на смену.
В этом году, кстати, сократилось количество неудовлетворительных оценок на ЕГЭ как по базовой, так и по профильной математике. И это здорово, что все меньше ребят оканчивают школу с ощущением, что они неуспешны в математике.
4. Волны интереса к тем или иным профессиям — не что-то новое, они были всегда. И, как ни странно, они часто запаздывают. Как я уже сказал, за 10 лет на 40% выросло количество ребят с неплохой математической подготовкой для технических специальностей. Но все реже в пару к профильной математике они выбирают физику, и все чаще — информатику. Сейчас большой спрос на айтишников, которых раньше действительно не хватало.
Из каждого утюга рассказывают про успешные IT-компании, Минцифры дает деньги на массовые курсы «Код будущего». Ребята туда идут. И они чувствуют, что в IT могут не только мечтать об успешном стартапе, который когда-нибудь в будущем заработает огромное количество денег, но и работать на престижных линейных должностях. Люди понимают, что сразу после вуза смогут получать нормальные деньги.
Интерес ребенка формируется в том числе средой, родителями, успешными примерами. В 60-е все учились на инженеров и физиков. В 90-е был пик спроса на экономистов и юристов — в СССР их не было, а после распада страны возник огромный спрос. Все по инерции пошли туда, а потом оказались не нужны.
Параллельно с расширением IT-сектора развиваются технологии, например искусственный интеллект
В будущем возможна ситуация, в которой задачи программиста-кодера, пишущего обычный код для сайта, будет выполнять искусственный интеллект. У меня в этом нет почти никаких сомнений.
Физика же, с одной стороны, нужна не просто для инженерной подготовки, например для модной сейчас робототехники. Главное, что она развивает особое мышление, причем в паре с математикой: человек, который изучал физику, придумывает множество изящных идей. Очень многие крутые айтишники, бизнесмены, экономисты получали именно физико-математическое образование, а программистами и финансистами стали потом. Поэтому пара «физика + математика», на мой взгляд, фундамент конкурентоспособности в мире искусственного интеллекта. Человек, знающий и физику, и математику, и информатику, будет более ценным кадром на рынке, чем тот, кто просто умеет писать код.
Тем более сейчас курс по физике обновляется. Принят межведомственный план Минпросвещения и Минобрнауки по развитию физического образования. В августе в образовательном центре «Сириус» состоится съезд учителей физики. Вместе с МФТИ, Минпросвещения и Минобразования работают над электронными методическими материалами для школ.
Физика очень красивая. Ее нельзя сводить чисто к математике: подставь формулу, не понимая, что там происходит. Поэтому наша задача — преобразовать курс физики так, чтобы он был связан с современными профессиями, а ребенок осознавал и видел свои перспективы. При этом курс должен быть доступным и реалистичным. Четко разделять — чему мы реально учим, решая задачи, что главное и в физике, и в математике, а о чем просто рассказываем для общего развития и мотивации.
5. В КИМах мы предлагаем экспертам только набросок решения, который экономит время и помогает быстрее войти в задачу. Но крупными буквами в критериях проверки и везде, где только можно, в ЕГЭ по математике написано: в заданиях с развернутым решением проверяется именно решение, причем не путем сличения с образцом. На полный балл оценивается любое математически корректное и обоснованное решение. Человек может использовать путь любой степени креативности и оптимальности. Бывает, что простейшие школьные задачи решают длинным экзотическим путем. Но главное, чтобы это было сделано правильно.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАССНаш ЕГЭ — один из самых прозрачных экзаменов в мире. Почти нигде дети не получают скан своей работы через интернет, доступный для просмотра вместе с учителями еще перед подачей апелляции. Поэтому, если даже проверяющий — вернее, два независимых эксперта, оценивающих работу — не поймет решение, что, впрочем, бывает крайне редко, у экзаменуемого будет возможность объяснить свою правоту. Еще отмечу, что в случае расхождения у двух экспертов работу читает еще один, третий эксперт.
6. Задача ЕГЭ — проверить освоение программы, но цель обучения — развить математическое мышление и логику. Поэтому даже в базовом экзамене есть пускай несложные, но задачи на логику, или, как любят сейчас говорить, креатив.
Ошибочно было бы думать, что в цифровом мире после появления смартфонов отпала необходимость в логическом мышлении. Наоборот, как это ни смешно, человеку надо принимать больше решений, чем раньше — от выбора тарифа до вопроса доверия агрессивной рекламе.
Если же мы говорим о профильном ЕГЭ, то он ориентирован в первую очередь на массовые технические вузы. Неслучайно в научно-методическом совете комиссии разработчиков есть представители этих университетов. И если 60–70 баллов на ЕГЭ — уровень массовой инженерной или IT-специальности, то более высокие баллы получают претенденты на поступление в топовые заведения.
В ЕГЭ по математике представлены все разделы школьного курса: алгебра, геометрия, матанализ, вероятность и статистика. А есть задача 18. Кто-то называет ее «олимпиадной», но я бы не стал использовать такое слово. Самая главная ее сложность не техническая, как в задаче 17 с параметром, где нужно выполнить многоступенчатое решение. В задаче 18 человек демонстрирует, как за 11 лет обучения в школе он развил математическую креативность. Все методы решения там школьные, главное — догадаться. И мы очень рады, что ненулевой результат по этой задаче получает уже половина участников экзамена. Причем в ее решениях почти незаметна разница между ребятами из городских и сельских школ. Наверное, это и есть моя любимая задача из экзамена.
7. Самый ценный и самый ограниченный ресурс в школе — это время ребенка. Самое счастливое время жизни — детство. Да, познакомиться с тригонометрией надо каждому, и понимать, что в прямоугольном треугольнике по катету и углу ты можешь найти гипотенузу, тоже пригодится в бытовых расчетах. Но заниматься тригонометрическими преобразованиями, которые точно в быту не понадобятся, может, всем и не стоит: мне просто жалко времени ребенка. Понятно, что, когда человек не знает таблицу умножения, ее надо выучить. Но зачем человеку, который не идет на техническую специальность в вуз, сложные тригонометрические уравнения? Только потому, что «есть в программе»? Я считаю, что это нехорошо по отношению к ребятам.
«Дайте нам столько-то обязательных часов математики, как в СССР, когда все шли в инженерные вузы» — предметный снобизм, от которого сейчас отказались, введя профильное обучение и двухуровневый ЕГЭ. Ведь в советской школе те, кто «выживал», были хорошими инженерами. Остальные страдали: за них писали экзамены, была целая система показухи из-за программы, которую невозможно было освоить. Кстати, из 8-го класса в 9-й переходило меньше половины детей.
Если мы хотим, чтобы половина класса, которая сдает профиль, занималась углубленной математикой, то должны признавать право за другими детьми и родителями углубленно заниматься литературой, историей или другими предметами. Для того чтобы быть хорошим специалистом в этих областях, нужно тоже иметь много времени на соответствующие предметы и быть способным его потратить.
Математика должна быть интересной, потому что заниматься технической работой из-под палки — сидеть перемножать числа и раскрывать скобки, когда тебя заставляют — невозможно. Мы же говорим о развитии логики и креативности!
Поэтому мы и разделили ЕГЭ на базовый и профильный. Причем базовый экзамен достойный: в нем даже стереометрия есть, просто без зубодробительных выкладок. Неправильно считать, что гуманитариям достаточно троечки. Они работают с тем курсом, который достаточен для развития мышления и будущих занятий гуманитарными областями знания. Ведь и там тоже бывает нужна математика — просто без сложных технических вещей. А еще математика просто очень красивая наука! И сейчас все больше детей видят эту красоту, причем и на базовом уровне тоже.
За помощь в подготовке расшифровки благодарим стажера Илью Шувалова. Фото на обложке: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Общий базовый тест по математике для 7 класса (примеры вопросов)
Общий базовый экзамен по математике для 7 класса с практическими вопросами
1. Изучите рисунок ниже. Если треугольник расширить в 2 раза, каков периметр нового треугольника?- 19
- 32
- 44
- 76
- ¼
- 1 / 3
- 3
- 4
- Три острых угла
- Два острых угла и один прямой
- Два острых угла и один тупой угол
- Два прямых угла и один острый угол
- Параллелограмм
- Прямоугольник
- Ромб
- Квадрат
- 15,7 футов²
- 31,4 футов²
- 78,5 футов²
- 314 футов²
- 9,42 фута
- 18,8 фута
- 28,3 фута
- 113 футов
- 4
- 6
- 15
- 21
- 10°
- 20°
- 40°
- 50°
- 5 футов²
- 6 футов²
- 9 футов²
- 12 футов 2
- 64 см 2
- 192 см 2
- 384 см 2
- 512 см 2
1. D: Поскольку исходный треугольник расширен в 2 раза, длина каждой стороны будет умножена на 2, чтобы получить длины сторон нового треугольника. Следовательно, 8×2=16, 12×2=24 и 18×2=36. Тогда 16+24+36=76. Ответ A получается, если каждая из длин сторон была неправильно разделена на 2. Ответ B получается, если 2 было неправильно вычтено из каждой из длин сторон. Ответ C получается, если к длине каждой стороны было неправильно прибавлено 2.
2. A: Чтобы определить коэффициент масштабирования, возьмите длины сторон масштабированного прямоугольника и разделите их на соответствующие стороны исходного прямоугольника: 1 / 4 = 1 / 4 и 3 / 12 = 1 / 4 . Следовательно, масштабный коэффициент, используемый для масштабирования прямоугольника, равен 1/4. Ответ Б получается, если масштабный коэффициент был определен неправильно путем деления сторон внутри каждого прямоугольника в порядке 4 / 12 = 1 / 3 и 1 / 3 = 1 / 3 . Ответ C получается, если масштабный коэффициент был неправильно определен путем деления сторон внутри каждого прямоугольника в следующем порядке: 12 / 4 = 3 и 3 / 1 = 3. Ответ D получается, если масштабный коэффициент был установлен неправильно, чтобы разделить исходные длины сторон на значения масштабированных длин сторон: 12 / 3 = 4 и 4 / 1 =4.
3. D: Чтобы построить треугольник, сумма трех углов должна составлять 180°. В ответе D сумма двух прямых углов будет равна 180°, поэтому добавление к этому значению острого угла сделает сумму больше 180°. Следовательно, треугольник не может быть построен с двумя прямыми углами. Ответы A, B и C — это все возможные варианты углов для построения треугольника.
4. D: Горизонтальное разрезание правой прямоугольной призмы приведет к созданию срезов, параллельных основанию призмы. Поскольку основание призмы представляет собой квадрат со стороной 4, каждый из горизонтальных срезов также будет иметь форму квадрата. Ответы A и C — это формы, которыми выглядит основание, если не принимать во внимание рисунок трехмерного изображения и то, что призма представляет собой правильную прямоугольную призму. Ответ B — двумерная фигура, полученная в результате вертикального разреза призмы.
5. C: Формула площади круга: A=pr 2 . Поскольку диаметр сада равен 10 футам, радиус сада равен 5 футам. Следовательно, A=3,14(5 «футов») 2 = 78,5 дюймов 2 . Ответ А — это результат, если радиус не был возведен в квадрат, т. е. ?r. Ответ B — это результат, если была рассчитана окружность сада. Ответ D является результатом использования диаметра в формуле площади.
6. B: Расстояние вокруг каждой шины равно длине окружности: C=2pr=2(3,14)(3 фута)=18,84 фута. Ответ А — это результат, если бы радиус не удваивался. Ответ C – площадь внутри шины. Ответ D — это результат, если в формуле площади использовался диаметр.
7. C: Два угла, показанные на рисунке, являются дополнительными. Чтобы найти x, необходимо использовать следующее уравнение: 10x-5+35=180. Это уравнение упрощается: 10x+30=180. После вычитания 30 с обеих сторон уравнение становится 10x=150. Наконец, после деления обеих частей на 10, решение x=15. Ответ A получается, если считать углы равными и составить уравнение как 10x-5=35. Ответ B получается в результате рассмотрения углов как дополнительных и составления уравнения в виде 10x-5+35=9. 0. Ответ D получается, если уравнение было правильно составлено как 10x+30=180, но затем к обеим частям было неправильно добавлено 30, чтобы получить 10x=210.
8. C: Прежде чем мы сможем найти меру ?DBC, нам сначала нужно найти x. Поскольку ?ABD и ?DBC дополняют друг друга, нам нужно использовать уравнение m ?ABD + m ?DBC = 90. Подставляя значения m ?ABD и m ?DBC, уравнение принимает вид 5x+4x=90. Это уравнение упрощается: 9x=90. Наконец, после деления обеих частей уравнения на 9 результат x=10. Чтобы найти меру ?DBC, подставим x=10 в (4x)°, чтобы получить (4(10))°=40°. Ответ А — это значение х. Ответ B — это значение x, если бы углы рассматривались как дополнительные и были установлены как 5x+4x=180. Ответ D является мерой ?ABD. 92. В ответе А при расчете использовалась только база 5 футов. В ответе C для высоты использовалось значение 3 фута. В ответе D 1/2 была исключена из формулы, поэтому площадь была рассчитана неправильно: A=h(b_1+b_2).
10. C: Количество ткани, необходимое для покрытия шкатулки, равно площади поверхности шкатулки. Формула площади поверхности куба: SA=6 2 , где s — длина одной стороны. Следовательно, площадь поверхности шкатулки для драгоценностей равна SA=6(8 см) 2 = 6(64см) 2 =384 см 2 . В ответе А вычислялась площадь только одной стороны коробки. В ответе Б периметр одной стороны ящика умножался на 6. В ответе Г вычислялся объем ящика.
Соотношение углов | Геометрия прямых
В 8 классе вы определили отношения между углами на прямых линиях. В этом главе вы пересмотрите все взаимосвязи углов и напишите к ним четкие описания. 9\круг\).
- Ответьте на вопросы о
рисунок ниже.
- Угол \(\hat{FOD}\) на рисунке меньше или
больше прямого угла?
- Угол \(\hat{FOE}\) на приведенном выше рисунке меньше
или больше прямого угла?
На рисунке выше \(\text{F}\)\(\hat{\text{O}}\)\(\text{D}\) + \(\text{F}\)\( \ шляпа {\ текст {O}} \) \ (\ текст {C} \) = половина оборота = 180\(^\круг\). 9\круг\).
- Насколько большой
\(\text{C}\)\(\шляпа{\text{M}}\)\(\text{P}\)?
- Объясните свои рассуждения.
- Угол \(\hat{FOD}\) на рисунке меньше или
больше прямого угла?
На рисунке ниже AMB представляет собой прямую линию и \(\text{A}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{C}\) и \(\text{B}\)\(\ шляпа {\ text {M}} \) \ (\ text {C} \) равные углы.
- Насколько они велики
углы?
- Откуда ты это знаешь?
Когда одна линия образует две под равными углами там, где она встречается с другой линией, эти две линии говорят, что перпендикулярны .
Поскольку два равных угла являются углами на прямой, их сумма равна 180°, следовательно, каждый угол составляет 90°.
- Насколько они велики
углы?
- На рисунке ниже линии AB
и CD пересекаются в точке М.
В этой главе вы обязаны приводить веские причины для каждого заявления, которое вы делать.
- Похоже ли, что \(\text{C}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{A}\) и \(\text{B}\)\( \шляпа{\text{M}}\)\(\text{D}\) равны?
- Можете ли вы объяснить, почему они равны?
- Что означает \(\text{C}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{A}\) +
\(\text{D}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{A}\) равно?
Почему ты так говоришь?
- Что такое \(\text{C}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{A}\) +
\(\text{C}\)\(\шляпа{\text{M}}\)\(\text{B}\)?
Почему ты так говоришь?
- Есть
верно, что \(\text{C}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{A}\) +
\(\текст{D}\)\(\шляпа{\текст{M}}\)\(\текст{A}\) =
\(\текст{С}\)\(\шляпа{\текст{М}}\)\(\текст{А}\) +
\(\текст{С}\)\(\шляпа{\текст{М}}\)\(\текст{В}\)
- Какой угол встречается на обоих
стороны уравнения в (e)?
- Похоже ли, что \(\text{C}\)\(\hat{\text{M}}\)\(\text{A}\) и \(\text{B}\)\( \шляпа{\text{M}}\)\(\text{D}\) равны?
- Посмотрите внимательно на свой
ответы на вопросы с 5(c) по 5(e).
Теперь попробуй объяснить наблюдение в вопросе 5(а).
- На рисунке ниже
AB и CD пересекаются в M. Образуются четыре угла. Угол CMB и
угол AMD называются 9029\circ\), насколько велик угол AMD?
- Почему так говорят?
Линии и углы
Линия, пересекающая другие линий называется секущей .
В приведенном выше шаблоне AB параллельно CD и EF \(||\) GH \(||\) KB \(||\) ЛД.
- Уголки a , b , c , d и и равны соответствующим углам . Сделайте
соответствующие углы выглядят равными?
- Расследовать ли
соответствующие углы равны с помощью кальки. Обведите угол, который вы хотите сравнить с другими углами, и поместите
его поверх другого угла, чтобы узнать, равны ли они.
Что ты заметил?
- Уголки f , h , j , m и n также являются соответствующими углами.
Определите все остальные группы соответствующих углов в
шаблон.
- Опишите позицию
соответственных углов, которые образуются при поперечном
пересекает другие линии.
- Ниже приведены
пары чередующихся уголков : g и o ; й и с ; и к и р .
Эти углы кажутся быть равным?
- Расследовать ли
альтернативные углы равны с помощью кальки. След
угол, который вы хотите сравнить, и поместите его поверх другого
угол, чтобы узнать, равны ли они.
- Определить еще две пары
альтернативные углы.
- Четко опишите
относительное положение альтернативных углов, которые образуются, когда
поперечная пересекает другие прямые.
- Вы заметили
что-то о некоторых парах соответствующих углов, когда
вы провели расследование в вопросе 6? Опиши себя
найти.
- Уголки f и o ; i и q и k и s — все пары внутренние углы . Определите еще три пары совмещенные внутренние углы в узоре.
Углы одинаковые относительное положение на каждом перекрестке, где прямая линия кресты два других называются соответствующие углы .
Углы по разные стороны поперечный и между двумя другими линиями называются альтернативных угла . .
Углы на одной стороне поперечный и между двумя другими линиями называются co-interior углы . .
Углы, образованные параллельными прямыми
Соответствующие углы
Прямые AB и CD ниже никогда не пересекаются. Линии, которые никогда не пересекаются и находятся на фиксированном расстоянии от одной другие называются параллельными линиями. Мы пишем АВ \(||\) CD.
Параллельные линии имеют одинаковом направлении, то есть они образуют равный соответствующий углы с любой прямой, которая их пересекает.
EF — секущая, параллельные прямые AB и CD.
- Посмотрите внимательно на углы EGA и
EHC на рисунке выше. Их называют соответствующими углами .
Они кажутся равными?
- Измерьте два угла, чтобы проверить,
они равны. Что ты заметил?
- Посмотрите внимательно на углы EGA и
EHC на рисунке выше. Их называют соответствующими углами .
Они кажутся равными?
- Предположим, что \(\text{E}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{A}\) и \(\text{E}\)\(\hat{\text {H}}\)\(\text{C}\) действительно равны. Будет ли \(\text{E}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{B}\) и \(\text{E}\)\(\hat{\text{ H}}\)\(\text{D}\) тоже равны? Приведите причины
поддержите свой ответ.
Когда две параллельные линии пересеченная секущей, соответствующие углы равны.
Переменные углы
Углы \(\text{B}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{F}\) и \(\text{C}\)\(\hat{ \text{H}}\)\(\text{E}\) ниже называются альтернативными углы . Они находятся на противоположных сторонах поперечной.
- Считаете ли вы углы AGF и
DHE также следует называть альтернативными углами?
- Как вы думаете, альтернативный
углы равны? Исследуйте, используя кальку, например
вы делали ранее, или точно измерьте углы с помощью
транспортир. Что вы заметили?
При разрезании параллельных линий у секущей противоположные углы равны.
- Попробуйте объяснить, почему
противоположные углы равны, если линии, пересекаемые
поперечные параллельны, имея в виду, что соответствующие
углы равны.
Ответив на следующие вопросы, вы должны быть в состоянии увидеть, как вы можете объяснить, почему чередовать углы равны, если параллельные прямые пересечены поперечный.
- Уголки
\(\текст{B}\)\(\шляпа{\текст{G}}\)\(\текст{H}\) и
\(\text{D}\)\(\hat{\text{H}}\)\(\text{F}\) на рисунке соответствующие углы?
Что вы знаете о соответствующие углы?
- Что вы можете сказать о \(\text{B}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{H}\) + \(\text{A}\)\( \hat{\text{G}}\)\(\text{H}\) Укажите причину.
- Что вы можете сказать о
\(\текст{D}\)\(\шляпа{\текст{H}}\)\(\текст{G}\) +
\(\text{C}\)\(\шляпа{\text{H}}\)\(\text{G}\)? Дай причину.
- Правда ли, что
\(\текст{B}\)\(\шляпа{\текст{G}}\)\(\текст{H}\) +
\(\текст{А}\)\(\шляпа{\текст{G}}\)\(\текст{Н}\) =
\(\текст{D}\)\(\шляпа{\текст{H}}\)\(\текст{G}\) +
\(\text{C}\)\(\шляпа{\text{H}}\)\(\text{G}\)? Объяснять.
- Будет ли уравнение в (c) по-прежнему верным
если вы замените угол \(\text{B}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{H}\) на
левая сторона с углом \(\text{C}\)\(\hat{\text{H}}\)\(\text{G}\)?
- Что вы можете сказать о \(\text{B}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{H}\) + \(\text{A}\)\( \hat{\text{G}}\)\(\text{H}\) Укажите причину.
- Посмотрите внимательно на свой
поработайте над вопросом 7 и напишите объяснение, почему чередуются
углы равны, если две параллельные прямые пересечены
поперечный.
Внутренние углы
Углы \(\text{A}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{H}\) и \(\text{C}\)\(\hat{\ text{H}}\)\(\text{G}\) на рисунке ниже называются внутренние углы .
«со-» означает вместе.
«совместный интерьер» означает на одном и том же сторона.
Они на той же стороне поперечной.
- Что вы знаете о \(\text{C}\)\(\hat{\text{H}}\)\(\text{G}\) +
\(\text{D}\)\(\шляпа{\text{H}}\)\(\text{G}\)? Объяснять.
- Что ты знаешь о
\(\текст{B}\)\(\шляпа{\текст{G}}\)\(\текст{H}\) +
\(\text{A}\)\(\шляпа{\text{G}}\)\(\text{H}\)? Объяснять.
- Что ты знаешь о
\(\текст{B}\)\(\шляпа{\текст{G}}\)\(\текст{H}\)+
\(\text{C}\)\(\шляпа{\text{H}}\)\(\text{G}\)? Объяснять. 9\круг\). Другой способ сказать это состоит в том, чтобы сказать, что два смежных внутренних угла являются 90 294 дополнительными.
Определите и назовите углы
- На рисунке ниже линия
RF перпендикулярна AB.
- Является ли RF также перпендикулярным CD? Оправдывать
Ваш ответ.
- Назовите четыре пары дополнительных углов
на рисунке. В каждом случае скажите, откуда вы знаете, что углы
являются дополнительными.
- Назовите четыре пары внутренних углов в
фигура.
- Назовите четыре пары соответствующих углов
на рисунке.
- Назовите четыре пары противоположных углов в
фигура.
- Является ли RF также перпендикулярным CD? Оправдывать
Ваш ответ.
- Теперь вам дан этот AB и
CD на рисунке ниже параллельны.
- Если также указано, что РФ
перпендикулярно AB, будет ли RF перпендикулярно CD?
Обосновать ответ.
- Назовите все пары дополнительных углов
на рисунке. В каждом случае скажите, откуда вы знаете, что углы
являются дополнительными.
- Предположим, \(\text{E}\)\(\hat{\text{G}}\)\(\text{A}\) = x. Укажите размер как можно большего числа
углы на рисунке как можете, через х. Каждый раз указывайте причину
Ваш ответ.
- Если также указано, что РФ
перпендикулярно AB, будет ли RF перпендикулярно CD?
Обосновать ответ.
Решение проблем
- Отрезки AB и
CD на рисунке ниже параллельны. EF и IJ также
параллельно. Отметьте эти факты на рисунке, а затем ответьте на
вопросы.
Когда вы решаете проблемы в геометрии вы можете использовать сокращенный способ написать свои причины.
- На рисунке ниже линия
RF перпендикулярна AB.
- Что вы знаете о \(\text{C}\)\(\hat{\text{H}}\)\(\text{G}\) +
\(\text{D}\)\(\шляпа{\text{H}}\)\(\text{G}\)? Объяснять.