Условие задачи по математике 5 класс мерзляк: ГДЗ Математика 5 класс Мерзляк, Полонский, Якир на Решалка

Решения задач рубрики «Задача от мудрой совы» (5 класс, Мерзляк А.Г. и др.)

Решение задач рубрики «Задача от мудрой совы»

1 6. В квадрате (рис. 1) суммы чисел в каждом столбце, в каждой строке и диагоналях должны быть одинаковыми. Найдите число, которое должно быть записано вместо звёздочки.

Ответ: Сумма чисел первого столбца равна 33. Тогда в центральной клеточке квадрата должно стоять число 11, а в правом верхнем углу — 8. Следовательно, вместо знака * должно быть записано число 15.

43. В этом году день рождения отца был в воскресенье. В какой день недели праздновала свой день рождения мать, если она на 62 дня моложе отца?

Ответ: Поскольку мать младше отца, то 62 дня надо прибавить к дате дня рождения отца. Дни, номера которых делятся нацело на 7, будут приходиться на воскресенья. Поэтому шестьдесят третий день — это воскресенье. Следовательно, шестьдесят второй день — суббота.

8 4. Укажите наименьшее натуральное число, сумма цифр которого равна 101.

Ответ: Надо стремиться к тому, чтобы искомое число имело меньше разрядов. Поэтому основной «строительный материал» — это цифра 9. В то же время старший разряд должен содержать наименьшую из возможных цифр. Искомое число равно 299 999 999 999.

111. Как расставить 16 учеников в три ряда, чтобы в каждом ряду их было поровну?

Ответ: Один из способов расстановки показан на рисунке 25.

141. Вдоль забора растут восемь кустов малины. Количество ягод на соседних кустах отличается на одну. Может ли на всех кустах вместе расти 225 ягод?

Ответ: Общее количество ягод не может быть равным 225. Чётность количества ягод на первом, третьем, пятом и седьмом кустах одинакова. Тем же самым свойством обладают второй, четвёртый, шестой и восьмой кусты. Отсюда следует, что общее количество ягод — чётное число.

166. Семь гномов собрали вместе 28 грибов. Все они собрали разное количество грибов, и ни у кого не оказалось пустой корзинки. Сколько грибов собрал каждый гном?

Ответ: Количества грибов в корзинках гномов равны 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Если предположить, что есть гном, в корзине которого 8 или более грибов, то общее количество собранных грибов было бы не менее чем 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 8 = 29, что противоречит условию.

196. Можно ли таблицу из пяти строк и шести столбцов заполнить натуральными числами так, чтобы сумма чисел каждой строки была равна 30, а сумма чисел каждого столбца – 20?

Ответ: Таким образом заполнить таблицу невозможно. В этой таблице сумма всех чисел, с одной стороны, была бы равной 5 ⋅ 30 = 150, а с другой — 6 ⋅ 20 = 120.

240. Во сколько раз путь по лестнице с первого этажа на десятый длиннее, чем путь с первого этажа на второй?

Ответ: Путь на десятый этаж в 9 раз длиннее, чем на второй. Действительно, обратим внимание на то, что ступеньки начинаются только с первого этажа. Поэтому если путь с первого этажа на второй равен x, то путь с первого на десятый равен 9x.

2 66. Кабинки развлекательного аттракциона «Колесо обозрения» последовательно пронумерованы числами 1, 2, 3 и т.д. Сколько всего кабинок, если известно, что когда кабинка с номеров 24 занимает самую высокую позицию, то кабинка с номером 10 – самую низкую?

Ответ: 28 кабинок. Если, например, нумерация производилась по часовой стрелке, то между кабинками с номерами 10 и 24 расположены ещё 13 кабинок с номерами 11, 12, … , 23. Столько же кабинок можно насчитать, если двигаться в противоположном направлении.

280. В трёх ящичках лежат шары: в первом ящичке – два белых, во втором – два чёрных, в третьем – белый и чёрный. На ящички наклеены этикетки ББ, ЧЧ и БЧ так, содержимое каждого из них не соответствует этикетке. Как, вынув один шар, узнать, что в каком ящичке лежит?

Ответ: Достаточно взять шарик из ящичка БЧ. Понятно, что другой шарик в этом ящичке того же цвета, что и первый. Если, например, этот цвет белый, то в ящичках с надписями ББ и ЧЧ находятся два чёрных и белый с чёрным шарики соответственно.

295. На озере начали распускаться кувшинки. Каждый день количество кувшинок возрастало вдвое. На двадцатый день кувшинками заросла вся поверхность озера. На какой день половина озера была покрыта кувшинками?

Ответ: На девятнадцатый день. Поскольку на двадцатый день заросло всё озеро, то в предыдущий день кувшинками была покрыта половина озера.

320. Улитка за день поднимается вверх по столбу на 3 м, а за ночь съезжает по нему на 2 м вниз. На какой день она доберётся до вершины столба, высота которого равна 20 м?

Ответ: За 18 дней. В восемнадцатый день улитка начнёт подниматься с высоты 17 м и в конце дня достигнет вершины столба.

337. Лимоны одинаковой массы продают поштучно. Масса каждого лимона составляет целое количество граммов. Купили больше двух, но меньше семи лимонов. Масса всей покупки составляет 850 г. Какова масса одного лимона?

Ответ: Масса одного лимона 170 г. Количество лимонов — делитель числа 850, а среди чисел, которые больше 2 и меньше 7, такое свойство имеет только число 5.

358. Каждый учащийся гимназии изучает по крайней мере один из двух иностранных языков. Английский язык изучают 328 учеников, французский язык – 246 учеников, а английский и французский одновременно – 109 учеников. Сколько всего учеников учится в гимназии?

Ответ: В гимназии 328 + 246 − 109 = 465 (учеников). Решая задачу, удобно воспользоваться рисунком 26.

383. Как с помощью пятилитрового бидона и трёхлитровой банки набрать на берегу реки 4 л воды?

О твет: Это можно сделать, например, по такому алгоритму: 1) наполнить 5-литровый бидон; 2) из бидона перелить 3 л воды в банку; 3) вылить воду из 3-литровой банки; 4) воду, оставшуюся в бидоне (2 л), перелить в банку; 5) снова наполнить бидон; 6) воду из бидона долить в банку. После этого в бидоне останется ровно 4 л воды.

419. 1) Сложите из десяти спичек три квадрата.

2) Сложите из 19 спичек шесть квадратов.

3) Какие четыре спички надо убрать (см. рисунок), чтобы остались пять маленьких квадратов?

Ответ: Решение показано на рисунке 27.

446. В 5 классе учатся трое друзей: Миша, Дима и Саша. Один из них занимается футболом, второй – плаванием, а третий – боксом. У футболиста нет ни брата, ни сестры, он самый младший из друзей. Миша старше боксёра и дружит с сестрой Димы. Каким видом спорта занимается каждый из друзей?

Ответ: Миша занимается плаванием. Это следует из двух условий: 1) футболист — самый младший; 2) Миша старше боксёра. Миша дружит с сестрой Димы. Это означает, что Дима — боксёр. Действительно, ведь у футболиста сестры нет. Для Саши осталась единственная возможность — футбольная секция.

520. На столе расположено семь зубчатых колёс так, что первое сцеплено со вторым, второе – с третьим и т.д., а седьмое сцеплено с первым. Могут ли все колёса вращаться одновременно?

Ответ: Не могут. Два сцепленных зубчатых колеса всегда вращаются в противоположных направлениях (одно по часовой стрелке, а другое — против). Из этого следует, что все зубчатые колёса с нечётными номерами вращаются в одном направлении, а поэтому первое и седьмое колёса не могут быть сцепленными.

547. Известно, что верёвка сгорает за 4 мин и горит при этом неравномерно. Как с помощью: 1) одной верёвки отмерить 2 мин; 2) двух таких верёвок отмерить 3 мин?

Ответ: 1) Надо поджечь верёвку с обоих концов одновременно. 2) Сначала поджечь первую верёвку с одного конца, а вторую с обоих концов и, отмерив с помощью второй верёвки две минуты (см. пункт 1), поджечь второй конец первой верёвки.

563. В очереди за билетами в цирк стояли Миша, Наташа, Петя, Дима и Маша. Маша купила билет раньше, чем Миша, но позже, чем Наташа. Петя и Наташа не стояли рядом, а Дима не был рядом ни с Наташей, ни с Машей, ни с Петей. Кто за кем стоял в очереди?

Ответ: В очереди стояли друг за другом: Наташа, Маша, Петя, Миша, Дима.

597. Расстояние между городами А и В равно 30 км. Из города А в город В выехал велосипедист и двигался со скоростью 15 км/ч. Одновременно из города В в направлении города А вылетела птица со скоростью 30 км/ч. Встретившись с велосипедистом, птица развернулась и полетела назад. Прилетев в город В, она снова развернулась и полетела навстречу велосипедисту. Встретившись с ним, птица развернулась и полетела назад в город В и т.д. Сколько километров пролетела птица за то время, пока велосипедист ехал из города А в город В?

О твет: Птица пролетела 60 км. Велосипедист двигался 2 ч, столько же времени пребывала в полёте и птица.

616. Как с помощью линейки измерить диагональ кирпича, имея ещё несколько таких кирпичей? (Диагональ параллелепипеда – это отрезок, соединяющий две его вершины, не принадлежащие одной грани.)

Ответ: Решение понятно из рисунка 28.

644. В записи первого трёхзначного числа используются только цифры 2 и 3, а в записи второго – только цифры 3 и 4 . Может ли произведение этих чисел записываться только цифрами 2 и 4?

Ответ: нет. Например, 233 . 344 = 80152.

673. В классе 30 учащихся. Они сидят по двое за 15 партами так, что половина всех девочек сидит с мальчиками. Можно ли учеников класса пересадить так, чтобы половина всех мальчиков сидела с девочками?

Ответ: Нет. Если половина всех девочек сидит с мальчиками, то вторая половина всех девочек сидит друг с другом. Следовательно, половина количества девочек — число чётное, а количество всех девочек делится нацело на 4. Аналогично: если таким же образом можно рассадить мальчиков, то их количество должно делиться нацело на 4. Тогда количество учащихся класса должно делиться на 4, что противоречит условию.

718. К пяти разным замкам есть пять ключей, причём неизвестно, какой ключ к какому замку подходит. Барон Мюнхгаузен утверждает, что можно не более чем за десять попыток подобрать ключ к каждому замку. Прав ли барон Мюнхгаузен?

Ответ: Барон прав. В наихудшем случае придётся сделать 10 попыток. Для того чтобы подобрать первый ключ, надо сделать не более 4 попыток. Действительно, если даже этот ключ не откроет первые четыре замка, то можно и без попытки быть уверенным, что к пятому замку он подойдёт. Рассуждая аналогично, второй ключ можно подобрать не более чем за 3 попытки, третий — за 2 попытки, четвёртый — за 1 попытку. После этого останется один замок и один ключ, который наверняка подойдёт к нему.

742. Мартышка, Удав, Слонёнок и Попугай съели вместе 70 бананов, причём каждый из них съел хотя бы один банан. Мартышка съела больше, чем кто-либо из них, Попугай и Слонёнок съели вместе 45 бананов. Сколько бананов съел Удав?

Ответ: Удав съел один банан. Поскольку Попугай и Слонёнок вместе съели 45 бананов, то кто-то из них съел не менее 23 бананов, а тогда Мартышка съела не менее 24 бананов. Из этого следует, что Мартышка, Попугай и Слонёнок вместе съели не менее 69 бананов.

757. В коробке лежат 4 белых, 5 чёрных и 6 красных шаров. Какое наименьшее количество шаров надо вынуть из коробки, чтобы среди них обязательно оказались: 1) 3 шара одного цвета; 2) шары всех трёх цветов?

Ответ: 1) Семь шариков. Шести шариков недостаточно. В этом случае может оказаться, что вынули по два шарика каждого из трёх цветов. 2) Двенадцать шариков. Если вынуть только 11 шариков, то возможен будет такой вариант: 5 чёрных и 6 красных.

768. В 5 классе учатся 35 учеников. Сможет ли каждый ученик этого класса обменяться открытками с пятью своими одноклассниками?

Ответ: Такое невозможно. Если это допустить, то количество всех совершённых обменов было бы равным , а это число дробное.

796. Ученики Фёдоров, Сидоров и Петров входили в сборную школы по шахматам. Имена этих учеников были Фёдор, Сидор и Пётр. Известно, что фамилия Фёдора не Петров, волосы у Сидора рыжего цвета и учится он в 6 классе; Петров учится в 7 классе, а волосы у Фёдорова чёрного цвета. Укажите фамилию и имя каждого мальчика.

Ответ: Фёдор Фёдоров, Сидор Сидоров и Пётр Петров. Сидор не может иметь фамилию Петров. Это следует из того, что Сидор — шестиклассник, а Петров — семиклассник. Если теперь учесть, что фамилия Фёдора так же не Петров, то остаётся рассмотреть две возможности:

1) Фёдор Сидоров, 2) Фёдор Фёдоров,

Сидор Фёдоров, Сидор Сидоров,

Пётр Петров; Пётр Петров.

Но первый случай невозможен, поскольку у Сидора и Фёдорова волосы разного цвета.

819. Как поделить поровну 7 яблок между 12 друзьями, если каждое яблоко можно разрезать не более чем на 4 части?

Ответ: Четыре из семи яблок надо разделить на 3 равные части каждое, а три оставшихся яблока — на 4 равные части каждое.

843. В пачке было 1000 конвертов. За какое наименьшее время почтальон сможет отложить 850 конвертов, если за 1 мин он отсчитывает 100 конвертов?

Ответ: Полторы минуты. Если отсчитать 150 конвертов, то в пачке останется как раз 850 конвертов.

862. Вася рассказал друзьям, что позавчера ему ещё было 10 лет, а в следующем году ему исполнится 13 лет. Как такое может быть?

Ответ: Это может быть только в случае, если день рождения Васи 31 декабря, а разговор с друзьями у него состоялся 1 января.

9 08. Чертёнок предложил Петру Скупердяйкину: «Каждый раз, когда ты перейдёшь мост, который я заколдую, твои деньги удвоятся. За это будешь мне каждый раз отдавать 24 монеты». Сделал Скупердяйкин так три раза и остался совсем без денег. Сколько денег было у Петра до встречи с чертёнком?

Ответ: 21 монета. Эту задачу целесообразнее решать «с конца». До того, как Скупердяйкин в третий раз перешёл мост, у него было 12 монет. Следовательно, после второго перехода (до того, как он отдал чертёнку 24 монеты) его капитал составлял 12 + 24 = 36 (монет). То есть до второго перехода у него было 36 : 2 = 18 (монет). Далее, рассуждая аналогично, приходим к выводу, что после первого перехода у него было 18 + 24 = 42 (монеты), а до встречи с чертёнком 42 : 2= 21 (монета).

962. В пятых классах учатся 100 учеников. Из них 75 учеников изучают немецкий язык, 85 учеников – французский, а 10 учеников не изучают ни один из этих языков. Сколько учеников изучают только французский язык, а сколько – только немецкий?

Ответ: Только французский язык изучают 15 учеников, а только немецкий — 5 учеников. Если обозначить количества учеников, изучающих только французский, только немецкий и оба этих языка, буквами a, b, c соответственно, то можем записать a + b + c = 90. Теперь, учитывая, что a + c = 85, а b + c = 75, получим ответ.

1032. Семь карандашей стоят дороже восьми тетрадей. Что дороже: восемь карандашей или девять тетрадей?

Ответ: Из условия следует, что один карандаш стоит больше одной тетради. Тогда понятно, что 8 =7+1 карандашей дороже, чем 9 =8+1 тетрадей.

1055. Одновременно на сковороду можно положить два карася. Чтобы поджарить одного карася с одной стороны, нужна 1 мин. Можно ли за 3 мин поджарить с двух сторон трёх карасей?

Ответ: Поджарить трёх карасей за 3 мин можно, действуя таким образом:

1) положить на сковороду двух карасей;

2) через минуту одного из карасей перевернуть, а другого снять со сковороды, положив туда третьего карася. В конце второй минуты мы получим одного карася, поджаренного с обеих сторон, и двух карасей, поджаренных с одной стороны. Осталось за одну минуту поджарить этих двух карасей со второй стороны. А это можно сделать.

1091. В 5 классе диктант по русскому языку писали 30 учеников. Петя Ленивцев сделал больше всех ошибок – 14. Покажите, что по крайней мере три ученика сделали одинаковое количество ошибок (в этом классе могли быть ученики, которые не сделали ни одной ошибки).

Ответ: Из предположения, что не более двух учеников сделали 13 ошибок, не более двух — 12 ошибок и т. д. (до 0), следует, что в этом классе учится не более 2 ⋅ 14 + 1 = 29 (учеников), что противоречит условию.

1122. Для просмотра кинофильма в зрительном зале собрались ученики нескольких школ. Оказалось, что ученики одной из школ составляют 47 % количества зрителей. Сколько всего зрителей было в зале, если в нём 280 мест и более половины мест было занято?

Ответ: В зале было 200 зрителей. Если количество зрителей обозначить n, то число должно быть целым. Следовательно, n делится нацело на 100. А поскольку было занято более половины мест, то искомое число равно 200.

Мерзляк 5 класс — § 24. Комбинаторные задачи

  • Ответы к учебнику для 5 класса. А. Г. Мерзляк
  • Переход на главную страницу сайта

Вопросы к параграфу

1. Какие задачи называют комбинаторными?

Комбинаторные задачи — это задачи, решение которых требует рассмотрения и подсчёта все возможных случаев (всех возможных комбинаций).

2. Как называют схему, с помощью которой удобно и наглядно решать комбинаторные задачи?

Дерево возможных вариантов.

Решаем устно

1. Одним слоем бумаги оклеили куб, длина ребра которого равна 3 дм. Сколько квадратных дециметров бумаги потребовалось на оклеивание куба?

Найдём площадь поверхности куба:

S = 6a² = 6 • 3² = 6 • 9 = 54 (дм²) — бумаги потребовалось для оклеивания куба.

Ответ: 54 дм².

2. Объём прямоугольного параллелепипеда равен 240 см³. Какая из следующих троек чисел может задавать измерения этого параллелепипеда:

1) 4 см, 6 см, 12 см

4 • 6 • 12 = 24 • 12 = 288 (см³) — нет, эти числа не могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

2) 5 см, 6 см, 8 см

5 • 6 • 8 = 30 •  8 = 240 (см³) — да, эти числа могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

3) 3 см, 5 см, 10 см

3 • 5 • 10 = 15 •  10 = 150 (см³) — нет, эти числа не могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

4) 10 см, 10 см, 24 см

10 • 10 • 24 = 100 • 24 = 2 400 (см³) — нет, эти числа не могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

Ответ: числа 5 см, 6 см и 8 см.

3. Сколько центнеров пшеницы можно засыпать в бункер, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, если его длина равна 8 м, ширина — 2 м, высота — 1 м, а масса 1 м³ зерна составляет 8 ц?

1) 8 • 2 • 1 = 16 (м²) — объём бункера.

2) 16 • 8 = 128 (ц) — пшеницы можно засыпать в бункер.

Ответ: 128 центнеров.

4. Что больше и на сколько:

1) квадрат суммы чисел 4 и 3 или сумма их квадратов

(4 + 3)² > 4² + 3²
7² > 16 + 9
49 > 25

2) разность квадратов чисел 10 и 8 или квадрат их разности

10² — 8² > (10 — 8)²
100² — 64² > 2²
36 > 4

3) разность кубов чисел 5 и 3 или куб их разности

5³ — 3³ > (5 — 3)³
125 — 27 > 2³
98 > 8

Упражнения

645. Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 1, 2 и 3 (цифры могут повторяться).

Таких двузначных чисел всего 9:

  • 11, 12, 13
  • 22, 21, 23
  • 33, 31, 32

646. Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 1, 2 и 0 (цифры могут повторяться).

Таких двузначных чисел всего 6:

  • 11, 12, 10
  • 22, 21, 20

647. У ослика Иа-Иа есть три надувных шарика: красный, зелёный и жёлтый. Он хочет подарить по одному шарику своим друзьям: Винни-Пуху, Пятачку и Кролику. Сколько у ослика Иа-Иа есть вариантов сделать подарки своим друзьям?

Решим задачу при помощи схемы «Дерево возможных вариантов».

Итак, у нас получилось шесть возможных вариантов:

Винни-Пуха

Пятачок

Кролик

Вариант 1

ЗелёныйКрасныйЖёлтый

Вариант 2

ЗелёныйЖёлтыйКрасный

Вариант 3

КрасныйЗелёныйЖёлтый
Вариант 4КрасныйЖёлтый

Зелёный

Вариант 5ЖёлтыйЗелёный

Красный

Вариант 6ЖёлтыйКрасный

Зелёный

Ответ: 6 вариантов.

648. Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0, 1 и 2?

Таких двузначных чисел всего 4:

  • 12, 10
  • 21, 20

649. В футбольном турнире участвуют команды 5 «А» класса, 5 «Б» класса и 5 «В» класса. Сколько существует способов распределения первого и второго мест среди этих команд? Решение какой задачи из номеров 645—648 аналогично решению этой задачи?

Решим задачу при помощи схемы «Дерево возможных вариантов».

Итак, у нас получилось шесть возможных вариантов (последовательно места, занятые 5″А», 5″Б» и 5″В»):

Итак, у нас получилось шесть возможных вариантов (последовательно цвет шарика для Винни-Пуха, Пятачка и Кролика):

5″А»

5″Б»

5″В»

Вариант 1

12

Вариант 2

12

Вариант 3

21
Вариант 42

1

Вариант 51

2

Вариант 62

1

Задача аналогична задаче № 647.

Ответ: 6 вариантов.

650. Запишите все трёхзначные числа, для записи которых используются только цифры (Цифры не могут повторяться.):

1) 3, 4 и 6

  • 346, 364
  • 436, 463
  • 634, 643

2) 4, 7 и 0

  • 470, 407
  • 740, 704

651. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр (Цифры могут повторяться.):

1) 1 и 2

  • 111, 112, 121, 122
  • 222, 221, 212, 211

Ответ: 8 чисел.

2) 0 и 1

  • 111, 110, 101, 100

Ответ: 4 числа.

652. Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 2, 4, 9 и 0. (Цифры могут повторяться.)

  • 22, 24, 29, 20
  • 42, 44, 49, 40
  • 92, 94, 99, 90

653. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 6, 7, 8 и 9 так, чтобы цифры были записаны в порядке возрастания?

  • 67, 68, 69
  • 78, 79
  • 89

Ответ: 6 чисел.

654. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 6, 7, 8 и 9 так, чтобы цифры были записаны в порядке убывания?

  • 98, 97, 96
  • 87, 86
  • 76

Ответ: 6 чисел.

655. Сколько существует двузначных чисел, сумма цифр которых равна 5?

Всего 5 чисел: 14, 23, 32, 41, 50.

Ответ: 5 чисел.

656. Сколько двузначных чисел, сумма цифр которых равна чётному числу, можно составить из цифр 1, 2, 3, 4 (цифры могут повторяться)?

Всего 8 чисел: 11, 13, 22, 24, 31, 33, 42, 44.

Ответ: 8 чисел.

657. Сколько двузначных чисел, сумма цифр которых равна нечётному числу, можно составить из цифр 0, 1,2, 3?

Всего 6 чисел: 10, 12, 21, 23, 30, 32.

Ответ: 6 чисел.

658. Кот Базилио и лиса Алиса решили украсть золотой ключик, который хранится в каморке папы Карло. Чтобы туда проникнуть, нужно подобрать двузначный код. Им известно, что дверь в каморку закрывает Буратино, который знает пока что только четыре цифры: 0, 1, 2 и 3.

Какое наибольшее количество вариантов придётся перебрать коту и лисе, чтобы открыть дверь?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты первой цифры кода
  • в верхней строке — возможные варианты второй цифры кода
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты кодов.

 

0123

0

00010203

1

101112

13

2202122

23

3303132

33

Итак, возможное количество вариантов кода — 16.

Ответ: 16 вариантов.

659. Сколько существует различных прямоугольников, периметры которых равны 24 см, а длины сторон выражены целым числом сантиметров?

P = (a + b) • 2

Если P = 24 см, то сумма длин сторон равна 24 : 2 = 12 см.

Существует 6 возможных вариантов таких прямоугольников. Длины сторон у них должны быть:

  1. 1 см и 11 см
  2. 2 см и 10 см
  3. 3 см и 9 см
  4. 4 см и 8 см
  5. 5 см и 7 см
  6. 6 см и 6 см (квадрат, который также соответствует определению прямоугольника).

Ответ: 6 прямоугольников.

660. У Ани есть 30 одинаковых кубиков. Сколько различных прямоугольных параллелепипедов она может из них составить, если для построения одного параллелепипеда надо использовать все имеющиеся 30 кубиков?

V = abc

Если V = 30, то можно подобрать 5 вариантов постройки прямоугольного параллелепипеда из одинаковых кубиков:

  1. 30 • 1 • 1 = 30 
  2. 15 • 2 • 1 = 30 
  3. 10 • 3 • 1 = 30 
  4. 6 • 5 • 1 = 30 
  5. 5 • 3 • 2 = 30 

Ответ: 5 вариантов.

661. На прямой отметили четыре точки А, В, С и D. Сколько отрезков с концами в отмеченных точках можно провести? Какой из рисунков § 24 помогает решить эту задачу?

Для решения этой задачи можно ориентироваться на рисунок 184 § 24:

Но лучше сделать свой рисунок для этой конкретно задачи:

  • AB, AC, AD
  • BC, BD
  • CD

Ответ: 6 отрезков.

662. Подножие горы и её вершину связывают три тропы. Сколько существует маршрутов, ведущих от подножия к вершине и затем вниз к подножию?

Нарисуем эти три маршрута схематично, изобразив их в виде лучей, выходящих из единой точки, где:

  • O — вершина горы
  • A — первая точка у подножия горы
  • B — вторая точка у подножия горы
  • C — третья точка у подножия горы.

Тогда возможные следующие варианты маршрутов (начало маршрута — вершина — конец маршрута):

  • AOA, AOB, AOC
  • BOA, BOB, BOC
  • COA, COB, COC

Итого — 9 вариантов маршрутов.

Ответ: 9 вариантов.

663. Спортивной команде предлагают футболки трёх цветов — красного, зелёного и синего, а шорты двух цветов — белого и жёлтого. Сколько вариантов выбора формы есть у команды?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты шорт
  • в верхней строке — возможные варианты футболок
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты формы

Форма

Футболки
КрасныеЗелёные

Синие

Шорты

БелыеКрасная футболка

белые шорты

Зелёная футболка

белые шорты

Синяя футболка

белые шорты

ЖёлтыеКрасная футболка

жёлтые шорты

Зелёная футболка

жёлтые шорты

Синяя футболка

жёлтые шорты

Итак, возможное количество вариантов формы — 6.

Ответ: 6 вариантов.

664. У Тани есть четыре платья и две пары туфель. Сколько у Тани есть вариантов выбора наряда?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты туфель
  • в верхней строке — возможные варианты платьев
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты наряда

Наряд

 

Платья
123

4

Туфли

1Платье № 1

Туфли № 1

Платье № 2

Туфли № 1

Платье № 3

Туфли № 1

Платье № 4

Туфли № 1

2Платье № 1

Туфли № 2

Платье № 2

Туфли № 2

Платье № 3

Туфли № 2

Платье № 4

Туфли № 2

Итак, возможное количество вариантов нарядов — 8.

Ответ: 8 вариантов.

665. В отряде космонавтов есть три пилота и два инженера. Сколько существует способов составить экипаж, состоящий из одного пилота и одного инженера?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты инженеров
  • в верхней строке — возможные варианты пилотов
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты экипажа

Экипаж

Пилоты
12

3

Инженеры

1Пилот 1

Инженер 1

Пилот 2

Инженер 1

Пилот 3

Инженер 1

2Пилот 1

Инженер 2

Пилот 2

Инженер 2

Пилот 3

Инженер 2

Итак, возможное количество вариантов нарядов — 6.

Ответ: 6 вариантов.

666. На рисунке 185 изображён план одного района города. Отрезками изображены улицы. Сколько существует маршрутов из точки А в точку В, если передвигаться разрешено по улицам, идущими вверх или вправо?

Существуют следующие варианты маршрутов:

  1. Вверх — вверх — вправо — вправо
  2. Вверх — вправо — вверх — вправо
  3. Вверх — вправо — вправо — вверх
  4. Вправо — вверх — вверх — вправо
  5. Вправо — вверх — вправо — вверх
  6. Вправо — вправо — вверх — вверх

Итак, возможное количество вариантов маршрутов — 6.

Ответ: 6 вариантов.

667. В записи 1 * 2 * 3 * 4 вместо каждой звёздочки можно поставить один из знаков «+» или «•». Чему равно наибольшее значение выражения, которое можно получить?

Наибольшее значение выражения можно получить, если расставить знаки в таком порядке:

1 + 2 • 3 • 4 = 1 + 6 • 4 = 1 + 24 = 25.

Упражнения для повторения

668. Расстояние между двумя сёлами равно 28 км. Из этих сёл одновременно в одном направлении выехали мотоциклист и автобус. Автобус ехал впереди со скоростью 42 км/ч, а мотоциклист ехал со скоростью 56 км/ч. Через сколько часов после начала движения мотоциклист догонит автобус?

1) 56 — 42 = 14 (км/ч) — скорость, с которой мотоциклист догоняет автобус — скорость сближения.

2) 28 : 14 = 2 (часа) — время, за которое мотоциклист догонит автобус.

Ответ: 2 часа.

669. Решите уравнение:

670. 1) Одно из слагаемых в 14 раз больше другого. Во сколько раз их сумма больше меньшего слагаемого?

Пусть х — первое слагаемое. Тогда второе слагаемое равно 14х.

(14х + х) : х = 15х : х = 15

Ответ: в 15 раз.

2) Вычитаемое в 12 раз больше разности. Во сколько раз уменьшаемое больше разности?

Пусть х — разность, тогда вычитаемое равно 12х, а уменьшаемое равно (12х + х).

(12х + х) : х = 13х : х = 13

Ответ: в 13 раз.

671. На ферме есть 156 коров, каждая из которых даёт в день 12 л молока. Молоко с фермы вывозят в бидонах ёмкостью 40 л. В некоторый день на ферме было в наличии 42 пустых бидона. Хватит ли бидонов, чтобы вывезти с фермы надоенное за день молоко?

1) 156 • 12 = 1 872 (литра) — молока надаивают на ферме за 1 день.

2) 42 • 40 = 1 680 (литров) — молока помещается в 42 пустых бидона.

3) 1 680 литров < 1 872 литра, значит 42 бидона не хватит для вывоза всего надоенного за день молока.

Ответ: Нет, не хватит.

672. Решите кроссворд.

По горизонтали:

2. Результат арифметического действия (Частное)
3. Единица измерения времени (Секунда)
4. Единица измерения углов (Градус)
5. Компонент умножения (Множитель)
6. Компонент сложения (Слагаемое)

По вертикали:
1. «Царица наук» (Математика)

Задача от мудрой совы

673. В классе 30 учащихся. Они сидят по двое за 15 партами так, что половина всех девочек сидит с мальчиками. Можно ли учеников класса пересадить так, чтобы половина всех мальчиков сидела с девочками?

1) Если половина всех девочек сидят с мальчиками, значит вторая половина девочек сидит друг с другом по двое за партой. Значит половина девочек — это чётное количество человек.

2) Если половина девочек — это чётное количество человек, то общее количество девочек (две половины) также будет чётным числом.

3) Предположим, что условие задачи выполнимо и половину мальчиков можно посадить с девочками. Это значит, что другая половина мальчиков будет сидеть по двое за партой. То есть половина мальчиков также должно быть чётным числом

4) Половина мальчиков и половина девочек — это ровно половина класса. По нашему предположению это чётное количество человек, так как и половина мальчиков, и половина девочек чётные числа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *