Русский язык ладыженская 5 класс 1 часть: Номер №480 — ГДЗ по Русскому языку 5 класс: Ладыженская Т.А.

Обобщающий урок по русскому языку по теме «Глагол»(5 класс)

Обобщающий урок в 5 классе по теме:

«Глагол»

 

Цели урока:

  • Определить роль глагола в системе самостоятельных частей речи; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи.
  • Повторить морфологические признаки глагола; повторить правописание окончаний в инфинитиве и личных окончаниях глаголов.
  • Поддержать интерес к урокам русского языка.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок по теме «Глагол, он действовать привык. А действие стремится к результату». Пройдет он в форме урока – путешествия в страну Глаголию, где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение, а расскажет нам про эту страну Мисостишхова Диана.

Глагол

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

 

–— Вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя?

II. Станция «Теоретическая»(слайд___).

Мы подъезжаем к станции «Теоретическая». Чтобы проехать эту станцию необходимо ответить на вопросы.

2.1. Цветок – ромашка (__лепесточков)

(ученики выходят, срывают лепестки, на которых написаны вопросы и отвечают):

— глагол – … часть речи,…

— морфологические признаки глагола,

— виды глагола,

— спряжение глагола,

— неопределенная форма глагола.

2.2. –Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом. Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?

Снежное покрывало покрывало поле. (девочки)

Со стекла стекла вода. (мальчики)

III. Станция «Разбиралочка»(слайд__)

Синтаксический разбор предложения.

Ребята остановились у обрывистого берега, положили свои рюкзаки, набрали сухих веток и разожгли костер.

IV. Следующая станция «А ну-ка, найди»( слайд___).

Задание по применению теоретических знаний на практике.

Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была х

орошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.

Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.

После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.

 

 

V. Станция «Орфографическая»(слайд__).

5.1. Не с глаголами.

Запишите глаголы, присоединяя НЕ, в два столбика:

пишутся раздельно с НЕ;

пишутся слитно с НЕ

 

(Не)бывает, (не)домогать,(не)признается,(не)долюбливать,(не)взлюбил, (не)хочу(не) обидел, (не) годовал, не (доумевал), (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) хватило, (не) здоровилось.

 

5. 2. — Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающих в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения? (ПОСЛОВИЦАМИ)

– Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:

  • Кашу маслом не испортишь.
  • Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
  • Не помучишься – не научишься.
  • А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  • Беда не приходит одна.
  • Бедность не порок
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Близок локоть, да не укусишь
  • В первый день гость — золото, во второй день — серебро, а в третий день и гроша ломаного не стоит
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • Волков бояться — в лес не ходить
  • За словом в карман не лезет.
  • Не ошибается тот, кто ничего не делает
  • Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
  • Правда в огне не горит и в воде не тонет
  • Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  • У него зимой снега не выпросишь

 

5.3. Е или И? Игра «Кто быстрее?»(слайд___).

Зап_реть, зап_рать, соб_раю, зам_рли, раст_реть, нат_рать, соб_рать, перест_лает, расст_лается, оп_рается, бл_стит, бл_стает, заст_лит, заст_лаешь, выж_гать, приб_рать.

5.4. Продолжите пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах(слайд__).

1). Кто умеет веселиться, (…4)
2). Не надо хвалиться, (2…)
3). Кто любит трудиться, (…3)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…1)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.

 

5. 5. Игра «Будь внимателен!» (Слайд___)

      

Зарубить на носу; — запомнить

       Клевать носом; — дремать

       Пропустить мимо ушей; — прослушать

       Вставлять палки в колёса; — мешать

       Делать из мухи слона; — преувеличивать

       Обвести вокруг пальца; — обмануть

       Держать язык за зубами. — молчать

 

Замените устойчивые выражения глаголами неопределенной формы.

 

 

VI. ОСТАНОВКА « ВРЕМЕННАЯ» (слайд___).

6.1. Чтение стихотворения учениками.

Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».

 

— 6.2. Выпишите и распределите глаголы в три колонки: (слайд )

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Любимым временем года П. И.Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.

– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?

– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.

– Давайте проверим, что у нас получилось. (Слайд___)

VII. ОСТАНОВКА « СПРЯЖЕНИЕ»(кроссворд на доске).

(ЗАПИСЬ ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ В КРОССВОРДЕ В ТЕТРАДЯХ)

1)прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.

П

Р

О

С

И

Т

Ь

Т

Е

Р

П

Е

Т

Ь

С

О

Б

Р

А

Т

Ь

П

О

Н

Я

Т

Ь

 

 

Б

Е

Ж

А

Т

Ь

Т

Е

Р

Е

Т

Ь

 

П

О

Д

Н

Я

Т

Ь

Л

О

В

И

Т

Ь

 

Б

Е

Р

Е

Ч

Ь

 

VIII. ОСТАНОВКА «КОНЕЧНАЯ»( слайд___).

— Что мы вспомнили о глаголе?

– Какова роль глагола в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной.)

—Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.

 

IX. Заключительный момент. Сценка о культуре речи.

Король и его дочь Трубадурочка.

К: скушай булочку, моя Трубадурочка.

Т: Ладно, ложь, ах, моя бедная фигурочка!

К: Положить, сказать бы надо, а не ложь. Ложь – это когда ты врёшь.

Т: Ложу, лОжим, лОжишь, вы полОжите. Я спряженья знаю, упрекнуть меня вы не можете..

К: Без приставки нет глаголов с корнем ЛОЖ, ты откуда их берёшь? Если время настоящее, КЛАДУ, КЛАДЁТ. Ох, по русскому ведь будет незачёт. Это просто наказанье, а не дочь.Ой, пойду-ка лучше прочь!

Т:Не хочу я больше быть трубадурочкой, недоучкой, недотёпой, просто дурочкой. Дай учебник лучше вместо булки мне. Стану умной я принцессою вполне!

Глагол: До свидания, ребята, до новых встреч!

X. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Предлагаю игру «Зоопарк» Я приглашаю вас посетить зоопарк. Но в зоопарке ремонт, зверей вывезли, я буду читать вам, какие действия совершают звери, а вы угадывайте, что за животное их совершает.

  1. Шипит, ползает, извивается.
  2. Хрюкает, чавкает, пачкается.
  3. Блеет, бодается, даёт молоко.
  4. Мяукает, мурлычет, ловит мышей.
  5. Сторожит, лает, кусается.
  6. Кричит, топает, свистит, толкается, плюётся, грубит, дерётся. Что за животное? Такого существа нет в природе, и мы с вами не будем стремитьсябыть на него похожими. Скажите, какая часть речи помогла нам вычислить наших животных? Глагол!

 

 

 

Распределительный диктант

— Распределите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Выделите личные окончания

I спряжение

II спряжение

 

Пиш..шь, вид..шь, пил..шь, гон..т, бор..тся, держ..шь, стел..т, кол..шь, завис..т, чита..шь, ненавид..т, скач..т.

===========================================================================

 

Орфоэпический диктант

– Расставьте ударение в данных глаголах

  1. баловать
  2. варит
  3. звонит
  4. облегчить
  5. черпать
  6. сложить
  7. Бронировать

===========================================================================

Игра «Четвертый лишний»

Задание:

— Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ.

1) (не)здоровится, (не)был, (не)хотел, (не)заметил ___________________________

2) видеть, слышать, любить, бороться ______________________________________

3) птицы слетятся, надо решиться, дети разбегутся, малыш надеется _______________________________________________________________________

===========================================================================

 

 

Подбор антонимов.

Смеяться — …_____________________

Радоваться — …_______________

Здороваться — …________________

Нагревать — …____________________

Исчезать — …_______________________

Начать — …_______________________

Разрешать — …______________________

Покупать — …____________________

Нападать — …____________________

 

Гениальный математик был бунтарем в Советской России

Наука

«Ее мало что не трогало ее, она остро реагировала на любую несправедливость. »

by Sarah Sloat

Wikimedia Commons

В четверг Google Doodle отпраздновала день рождения премьер-министра Ольги79. Родившаяся в маленьком городке Кологрив на севере России, Ладыженская в юности преодолела огромные трудности, чтобы стать выдающимся и влиятельным ученым, которого страна одновременно подвергала остракизму и прославляла. Когда она умерла в 2004 году, ее сверстники помнили ее как бунтарку, к которой так относилось советское правительство.

Бунтарство Ладыженской было вызвано не зависящим от нее событием. Математике ее обучал отец Александр Иванович, происходивший из русского дворянства. В октябре 1937 года, когда ей было всего 15 лет, ее отец был арестован и убит Советским народным комиссариатом внутренних дел, или НКВД — предшественником КГБ. Только в 1956 году ее отец был официально реабилитирован «из-за отсутствия состава преступления » или конкретных доказательств преступления. На момент его смерти Ладыженской сказали, что ее отец был врагом государства.

Из-за статуса отца Ладыженской было отказано в приеме в Ленинградский государственный университет, несмотря на ее математические способности. Не испугавшись, она заняла должность своего отца, преподавая математику старшеклассникам, прежде чем поступить в Московский государственный университет. После Второй мировой войны она вернулась в Ленинградский государственный университет, где защитила кандидатскую диссертацию. В 1953 году она получит еще одну докторскую степень в Московском государственном университете.

Убийство ее отца повлияло на всю ее жизнь, в лучшую или в худшую сторону. В Санкт-Петербурге она дружила с писателем Александром Солженицыным — откровенным критиком Советского Союза и коммунизма, который был отправлен в государственные лагеря для задержанных за высказывания. Позднее Солженицын получил Нобелевскую премию по литературе в 1919 г.70.

Хотя способности Ладыженской как математика позволили ей взлететь по служебной лестнице, ей не разрешалось выезжать за пределы советской сферы влияния по политическим причинам до единственной поездки на Международный конгресс математиков в 1958 году, а затем еще раз только в 1988 году.

Коллаж, созданный Санкт-Петербургским математическим обществом в честь ее наследия. Ладыженская была членом с 1959 г. и стала президентом в 1990 г.

Санкт-Петербургское математическое общество

«Немногие вещи ее не трогали; остро реагировала на всякую несправедливость, на чужие несчастья; и она помогала одиноким и немощным людям», — написали в некрологе профессора СПбГУ Григорий Серегин, кандидат философских наук, и Нина Уральтесва, кандидат философских наук. «Она открыто выражала свои взгляды на социальные вопросы даже в годы тоталитарного политического режима, часто пренебрегая собственной безопасностью».

Некролог, опубликованный Обществом промышленной и прикладной математики, нарисовал аналогичный портрет храбрости:

Ольга доминировала над любым собранием, в котором участвовала, не за счет бахвальства и шума, а благодаря своей гениальности, воле, обаянию и харизме. В своем личном поведении и характере она придерживалась самых высоких стандартов; это, наряду с ее экстраординарными способностями и достижениями, помогло ей стать великим и влиятельным математиком, несмотря на великую трагедию и большие политически мотивированные препятствия, которые ей часто приходилось преодолевать.

За свою жизнь Ладыженская написала несколько книг и была в авангарде исследований в области дифференциальных уравнений в частных производных и математической физики. Ее успехи в изучении гидродинамики повлияли на современное понимание прогнозирования погоды, океанографии и сердечно-сосудистых наук. Она была членом Российской академии наук и президентом Санкт-Петербургского математического общества. Хотя ей было отказано в Филдсовской медали — самой известной премии по математике — в 19В 58 лет она выиграла Золотую медаль Ломоносова в 2002 году. Впервые женщина выиграла Филдсовскую медаль в 2014 году. Счастливая работать над своей страстью до последнего момента, она запланировала еще пять лет запланированных исследований перед своей смертью. Когда ей в конце концов разрешили поехать в Соединенные Штаты, она встретила живого крокодила и попросила увидеть скунса в дикой природе. Последнее окажется одной из немногих вещей, от которых она когда-либо отговаривала заниматься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *