Плешаков природоведение 5 класс учебник читать онлайн – Читать Природоведение 5 класс Плешаков онлайн

Содержание

Учебник Природоведение 5 класс Плешаков Сонин

Учебник Природоведение 5 класс Плешаков Сонин — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

А. А. Плешаков, Н. И. Сонин ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Е_ iDJp 6 ф :Ш1 А. А. Плешаков, Н. И. Сонин ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ш УЧЕБНИК ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 6-е издание, стереотипное Москва УДК 373.167.1:502 ББК 20.1я72 П38 Плешаков, А. А. П38 Природоведение. 5 класс : учеб, для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011. — 174, [2] с. : ил. ISBN 978-5-358-09666-0 Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект Н. И. Сонина. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным учебным изданием способствуют эффективному усвоению учебного материала. УДК 373.167.1:502 ББК 20.1я72 ISBN 978-5-358-09666-0 ООО «Дрофа», 2006 ООО «Дрофа», 2007, с изменениями Дорогие пятиклассники! В новом учебном году вы продолжите изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружаюш;его мира». Предмет, который вы будете изучать в 5 классе, называется «Природоведение». Это название образовано из двух слов: «природа» и «ведать». Значение слова «природа» вам хорошо известно. А слово «ведать» означает «знать», «изучать». На уроках природоведения вы узнаете много нового об удивительном многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы. Вы будете учиться проводить научные наблюдения, делать опыты и измерения, ведь без этого невозможно изучение природы. Многие из полученных знаний и умений пригодятся вам в повседневной жизни. Например, вы узнаете, какие правила безопасности нужно соблюдать в природе, научитесь оказывать простейшую медицинскую помопдь. Но не только для этого нужен предмет «Природоведение». Мы надеемся, что он укрепит вашу любовь к природе. Сегодня, как никогда раньше, природа нуждается в бережном отношении и заботе со стороны человека. Без этого не удастся решить многочисленные экологические проблемы. Учебник «Природоведение» состоит из пяти больших частей: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле». Найдите эти части в учебнике и познакомьтесь с ними. Вы видите, что в каждой части несколько тем. Откройте любую тему, например «Как древние люди представляли себе Вселенную». Тема раз-мещ;ена на нескольких разворотах книги. Сначала помещен основной учебный материал, затем — дополнительная информация к уроку, отмеченная знаком *. В данном случае это сведения Изучение природы Вселенная Земля Жизнь на Земле Человек на Земле о жизни и научной деятельности великих ученых — Аристотеля и Птолемея. Дополнительная информация в других темах расширит ваш кругозор, сделает более интересным изучение предмета. После учебного материала следуют вопросы и задания, а заканчивается каждая тема кратким изложением основного содержания темы. Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они передают поразительное разнообразие и красоту природы. Вместе с тем иллюстрации служат таким же необходимым источником информации, как и текст. Всегда внимательно рассматривайте иллюстрации, читайте подписи к ним. Для работы на уроках и дома вам понадобится не только учебник, но и другие пособия, в первую очередь рабочая тетрадь. В ней вы найдете задания по всем разделам и темам курса. Эти задания помогут вам усвоить новый материал, развить наблюдательность, внимание, умение мыслить, способность работать творчески. Большую помопць при изучении курса вам окажет компьютерный диск, созданный к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Пользуясь диском, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения. Мы уверены, что изучать природоведение вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится в последуюпдих классах. Желаем успехов! Авторы Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение» поможет легко и с интересом освоить новый материал. 4- ши шФ ^^■й: ■

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Читать книгу Природоведение. 5 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

А. А. Плешаков, Н. И. Сонин
Природоведение. 5 класс

Дорогие пятиклассники!

В новом учебном году вы продолжите изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Предмет, который вы будете изучать в 5 классе, называется «Природоведение». Это название образовано из двух слов: «природа» и «ведать». Значение слова «природа» вам хорошо известно. А слово «ведать» означает «знать», «изучать». На уроках природоведения вы узнаете много нового об удивительном многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы. Вы будете учиться проводить научные наблюдения, делать опыты и измерения, ведь без этого невозможно изучение природы. Многие из полученных знаний и умений пригодятся вам в повседневной жизни. Например, вы узнаете, какие правила безопасности нужно соблюдать в природе, научитесь оказывать простейшую медицинскую помощь.

Но не только для этого нужен предмет «Природоведение». Мы надеемся, что он укрепит вашу любовь к природе. Сегодня, как никогда раньше, природа нуждается в бережном отношении и заботе со стороны человека. Без этого не удастся решить многочисленные экологические проблемы.

Учебник «Природоведение» состоит из пяти больших частей: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле». Найдите эти части в учебнике и познакомьтесь с ними.


Изучение природы


Вселенная


Земля


Жизнь на земле


Человек на земле

Вы видите, что в каждой части несколько тем. Откройте любую тему, например «Как древние люди представляли себе Вселенную». Тема размещена на нескольких разворотах книги. Сначала помещен основной учебный материал, затем – дополнительная информация к уроку, отмеченная знаком *. В данном случае это сведения о жизни и научной деятельности великих ученых – Аристотеля и Птолемея. Дополнительная информация в других темах расширит ваш кругозор, сделает более интересным изучение предмета. После учебного материала следуют вопросы и задания, а заканчивается каждая тема кратким изложением основного содержания темы.

Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они передают поразительное разнообразие и красоту природы. Вместе с тем иллюстрации служат таким же необходимым источником информации, как и текст. Всегда внимательно рассматривайте иллюстрации, читайте подписи к ним.

Для работы на уроках и дома вам понадобится не только учебник, но и другие пособия, в первую очередь рабочая тетрадь. В ней вы найдете задания по всем разделам и темам курса. Эти задания помогут вам усвоить новый материал, развить наблюдательность, внимание, умение мыслить, способность работать творчески.

Большую помощь при изучении курса вам окажет компьютерный диск, созданный к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Пользуясь диском, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

Мы уверены, что изучать природоведение вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится в последующих классах. Желаем успехов!

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение» поможет легко и с интересом освоить новый материал.


Часть 1
Изучение природы

Науки о природе

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.


Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает

Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое существо. Вещества – это то, из чего состоят тела. А явления – это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полет стрекозы, смена времен года – все это примеры природных явлений.

Познакомимся с основными науками о природе.

Астрономия (от греческих слов «астрон» – звезда, «номос» – закон).


Мир небесных тел кажется нам особенно таинственной частью природы

Астрономия – наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далекое, завораживающее звездное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира – Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Физика (от греческого слова «физис» – природа).


Физика изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга… Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолет, ни холодильник, ни подъемный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно, от греческого слова «химевсис» – смешивание).


Химия – наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль – все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много – несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определенных условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Геология (от греческих слов «гео» – земля, «логос» – наука, учение).


Геология – наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.

География (от греческих слов «гео» – земля, «графо» – пишу).


География – еще одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов… Очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. Природу земной поверхности изучает один из разделов географии – физическая география (от греческого слова «физис» – природа).

Биология (от греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука, учение).


Биология – наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа – бактерии, простейшие, грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами – часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Экология (от греческих слов «экос» – дом, «логос» – наука, учение).


Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Экология возникла как часть биологии, но сейчас о ней все больше говорят как о самостоятельной науке – науке о природном доме человечества. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.

Семья биологических наук *

Каждая наука о природе – это, если так можно выразиться, целая семья, состоящая из многих отдельных наук. Познакомимся с ними на примере большой семьи биологических наук. Вот некоторые из них.

• Протистология – наука о простейших (от греческого «протистос» – самый первый).


• Ботаника – наука о растениях (от греческого «ботанэ» – растение).


• Физиология – наука о жизнедеятельности организмов (от греческого «физис» – природа).


• Анатомия – наука о строении организмов (от греческого «анатоме» – рассечение).


• Бактериология – наука о бактериях (от греческого «бактерион» – палочка).

• Микология – наука о грибах (от греческого «микос» – гриб).


• Цитология – наука о клетке (от греческого «цитос» – клетка).


• Зоология – наука о животных (от греческого «зоон» – животное).

• Орнитология – наука о птицах (от греческого «орнис» – птица).


• Ихтиология – наука о рыбах (от греческого «ихтис» – рыба).


• Энтомология – наука о насекомых (от греческого «энтомон» – насекомое).


• Териология – наука о млекопитающих (от греческого «терион» – зверь).

• Колеоптерология – наука о жуках («колеоптера» – латинское название жуков).


• Мирмекология – наука о муравьях (от греческого «мирмекс» – муравей).

• Лепидоптерология – наука о бабочках («лепидоптера» – латинское название бабочек).

Проверьте свои знания

1. Какое общее название имеют науки о природе?

2. Что такое тела, вещества и явления природы? Приведите примеры.

3. Перечислите известные вам науки о природе.

4. Что изучает каждая из наук (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология)?

Подумайте!

1. Укажите в списке тела, вещества и явления.

Солнце, камень, восход солнца, птица, сахар, рост растения, Земля, полет птицы, кислород, растение, растворение сахара, падение камня, вращение Земли вокруг своей оси, образование кислорода.

Устно составьте из этих слов пары: тело (или вещество) – явление. Например, Солнце – восход солнца.

Назовите другие явления, которые могут происходить с этими телами и веществами. Например, птица – пение птицы, рост птицы, размножение птиц.

Составьте самостоятельно подобные пары с другими телами и веществами.

2. Великий английский ученый Исаак Ньютон писал: «Не знаю как другие, а я чувствую себя ребенком, который бродит весь день у кромки воды, находя то раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». Как вы объясните эти слова?

Обратитесь к диску

Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Науки о природе получили общее название «естественные науки». Это астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология.

Ж. А. Фабр

Методы изучения природы
Наблюдение

…Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский ученый-энтомолог Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь (1823–1915). Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчелами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются ученые и любители природы разных стран.


Ж. А. Фабр

Наблюдение – это один из методов, или способов, изучения природы (от греческого слова «метод ос» – способ, прием).


Без насекомых нельзя представить себе нашу планету

Методом наблюдения пользуются, конечно, не только исследователи насекомых и других животных, но и ученые самых разных специальностей, например астрономы. Недавно, в июле 1994 г., телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, какие случаются один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью. Ученым удалось тщательно пронаблюдать эту космическую катастрофу. Взрывы от падения кометы во много раз превысили мощность всего накопленного на Земле атомного оружия. Над Юпитером возникли гигантские вихри диаметром до 5000 км, а на самой планете остались «раны» глубиной 150–200 км.

Эксперимент

Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты). Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это еще один метод изучения природы. При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз. С помощью экспериментов можно, например, узнать, что бывает с телами при нагревании и охлаждении, какие тела притягиваются магнитом, а какие нет, какие вещества проводят электрический ток, а какие не проводят. Опыты помогают исследовать не только неживые тела, но и растения, животных. Можно, например, установить, как различные удобрения влияют на рост и развитие растений. С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, сообразительность, способность находить дорогу.


Выяснено, например, что перелетные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звездам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты. Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал ученые изменили направление солнечных лучей, как бы передвинули солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу. Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звезд на искусственном небе. И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звездам.

Измерение

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др. Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнезда на определенном участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

Оборудование для научных исследований

Увеличительные приборы

Измерительные приборы

Лабораторное оборудование

Проверьте свои знания

1. Каковы основные методы изучения природы?

2. Что можно узнать с помощью наблюдений?

3. Что такое эксперимент?

4. Какие измерения проводят при изучении природы?

5. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

Подумайте!

1. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.

2. Какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира»?

3. Какие увеличительные приборы вы знаете?

4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?

5. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?


Обратитесь к диску

Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Природу изучают различными методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Великие естествоиспытатели

Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями. Знания о природе добыты трудами очень большого числа ученых-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих ученых есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях еще будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.

Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Еще первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Возникала даже путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало ученым разных стран понимать друг друга – одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский ученый Карл Линней (1707–1778).


Карл Линней

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причем на латинском языке, понятном ученым разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учеными всего мира и использовалась много лет.

В XIX в. жил и работал великий английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882).


Чарлз Дарвин

Он был убежден, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с ее длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с ее панцирем, кузнечик зеленого цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внес русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863–1945).


Владимир Вернадский

Он создал учение о биосфере. «Биос», как ты помнишь, «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера – это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Что мы узнали из этого раздела

Уже первобытный человек начал собирать сведения об окружающем мире. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше.

Постепенно возникли и стали развиваться различные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. Науки о природе называют естественными науками. Природу изучают различными методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Основные понятия

• естественные науки

• методы изучения природы

• наблюдения

• эксперимент (опыт)

• измерение

• астрономия

• физика

• химия

• геология

• физическая география

• биология

• экология

Часть 2
Вселенная

Как древние люди представляли себе Вселенную

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под этим словом обычно понимают космическое пространство и все, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.


Древний прибор для измерения расстояния между небесными телами

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий вопрос: как же устроена Вселенная?


Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.


Вавилонская табличка с астрономическими сведениями

Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.


Вселенная в представлении древних индийцев

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звездное небо.


Вселенная в представлении древних вавилонян

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них – великий математик Пифагор (ок. 580–500 до н. э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. Правильность этого предположения доказал другой великий грек – Аристотель (384–322 до н. э.).

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению ученого, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» – шар). На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.


Аристотель и его система мира

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий ученый Аристарх Самосский (320–250 до н. э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.

Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90—160 н. э.). Он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.


Птолемей и его система мира

Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении 13 веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

iknigi.net

Учебник по естествознанию 5 класс Плешаков Сонин читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по естествознанию за 5 класс — Плешаков Сонин. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152;

153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Читать онлайн «Природоведение. 5 класс»

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику.

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает

Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое существо. Вещества – это то, из чего состоят тела. А явления – это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полет стрекозы, смена времен года – все это примеры природных явлений.

Познакомимся с основными науками о природе.

Астрономия (от греческих слов «астрон» – звезда, «номос» – закон).

Мир небесных тел кажется нам особенно таинственной частью природы

Астрономия – наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далекое, завораживающее звездное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира – Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Физика (от греческого слова «физис» – природа).

Физика изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга… Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолет, ни холодильник, ни подъемный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно, от греческого слова «химевсис» – смешивание).

Химия – наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль – все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много – несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определенных условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Геология (от греческих слов «гео» – земля, «логос» – наука, учение).

Геология – наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.

География (от греческих слов «гео» – земля, «графо» – пишу).

География – еще одна наука о Земле. Название ее в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов… Очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. Природу земной поверхности изучает один из разделов географии – физическая география (от греческого слова «физис» – природа).

Биология (от греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука, учение).

Биология – наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа – бактерии, простейшие, грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами – часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Экология (от греческих слов «экос» – дом, «логос» – наука, учение).

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Экология возникла как часть биологии, но сейчас о ней все больше говорят как о самостоятельной науке – науке о природном доме человечества. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией.

knigogid.ru

Учебник Естествознание 5 класс Плешаков Сонин

Учебник Естествознание 5 класс Плешаков Сонин — 2014-2015-2016-2017 год:

Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.

Текст из книги:

А. А. Плешаков, Н. И. Сонин ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Введение в естественно-научные предметы » Электронное приложение ВЕРТИКАЛЬ » www.drofa.ru Дорогие пятиклассники! В новом учебном году вы продолжите изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружаюш;его мира». На уроках в этом году вы узнаете много нового об удивительном многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы. Вы будете учиться проводить научные наблюдения, делать опыты и измерения, ведь без этого невозможно изучение природы. Многие из полученных знаний и умений пригодятся вам в повседневной жизни. Например, вы узнаете, какие правила безопасности нужно соблюдать в природе, научитесь оказывать простейшую медицинскую помощь. Мы надеемся, что этот курс укрепит вашу любовь к природе. Сегодня, как никогда раньше, природа нуждается в бережном отношении и заботе со стороны человека. Без этого не удастся решить многочисленные экологические проблемы. Учебник состоит из пяти больших частей: ♦ Изучение природы», «Вселенная», «Земля», ♦ Жизнь на Земле», «Человек на Земле». Найдите эти части в учебнике и познакомьтесь с ними. Вы видите, что в каждой части несколько тем. Откройте любую тему, например «Как древние люди представляли себе Вселенную». Тема размещена на нескольких разворотах книги. Сначала помещён основной учебный материал, затем — дополнительная информация к уроку, отмеченная знаком . В данном случае это сведения о жизни и научной деятельности великих учёных — Аристотеля и Птолемея. Дополнительная информация в других темах Изучение природы Вселенная Земля Жизнь на Земле Человек на Земле расширит ваш кругозор, сделает более интересным изучение предмета. После учебного материала следуют вопросы и задания, а заканчивается каждая тема кратким изложением её основного содержания. Важную роль в учебнике играют иллюстрации. Они передают поразительное разнообразие и красоту природы. Вместе с тем иллюстрации служат таким же необходимым источником информации, как и текст. Всегда внимательно рассматривайте иллюстрации, читайте подписи к ним. Для работы на уроках и дома вам понадобится не только учебник, но и другие пособия, в первую очередь рабочая тетрадь. В ней вы найдёте задания по всем разделам и темам курса. Эти задания помогут вам усвоить новый материал, развить наблюдательность, внимание, умение мыслить, способность работать творчески. Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Пользуясь электронным приложением, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения. Мы уверены, что изучать этот курс вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится в следующих классах. Желаем успехов! Авторы асть Изучение природы ► Науки о природе ► Методы изучения природы ► Великие естествоиспытатели т к 1 ^ I Науки о природе Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и сташи развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки. Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Телом, как вы помните, можно назвать любой предмет, любое живое существо. Вещества — это то, из чего состоят тела. А явления — это любые изменения, происходящие в природе. Рассвет и закат, молния и гром, растворение вещества, таяние льда, кипение воды, полёт стрекозы, смена времён года — всё это примеры природных явлений. Познакомимся с основными науками о природе. Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает Мир небесных тел кажется нам особенно таинственной частью природы о Астрономия (от греческих слов «астрой» — звезда, «номос» — закон) Астрономия — наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далёкое, завораживающее звёздное небо, чувствовал себя, и всех людей, и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира — Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями. 7 Физика (от греческого слова «физис» — природа) Физика изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. На-яример, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга… Но физика ие только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ви автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы ваша жизнь, если бы не существовало науки физики. Химия (происхождение названия точно неизвестно, возможно, от греческого слова «химевсис» — смешивание) Химия — наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль — всё это примеры веществ. Их сейчас известно очень много — несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту. Геология (от греческих слов «гео» — земля, «логос» — наука, ^-чение) Геология — наука о Земле, её форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых. География (от греческих слов «гео» — земля, «графо» — пишу) География — ещё одна наука о Земле. Название её в переводе с греческого языка означает «землеописание». Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и .материки, моря, озёра и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и сёла возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов… Очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. Природу земной поверхности изучает один из разделов географии — физическая география (от греческого слова «физис» — природа). Биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение) Биология — наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные суш,ества — бактерии, простейшие, грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пеш;еры. Мы и сами — часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые супдества есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой. Экология (от греческих слов «экое» — дом, «логос» — наука, учение) Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы. Биология — наука о живой природе. Без живого нельзя представить себе нашу планету Экология возникла как часть биологии, но сейчас о ней всё больше говорят как о самостоятельной науке — науке о природном доме человечества. Слово «экология» часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хотя бы немного быть знаком с экологией. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы ‘.’•*•■.•’,Ц-;■ Семья биологических наук * t » ‘ ; • ■» « « V>* ». Каждая наука о природе — это, если так можно выразиться, целая семья, состоящая из многих отдельных наук. Познакомимся с ними на примере большой семьи биологических наук. Вот некоторые из них. • *■ кТ J * I • i’-; Протистология — наука о простейших (от греческого «протистос» — самый первый) Ботаника — наука о растениях (от греческого «ботанэ» — растение) Анатомия — наука о строении организмов (от греческого «анатоме» — рассечение) Физиология — наука о жизнедеятельности организмов (от греческого «физис»—i природа) Бактериология — наука о бактериях (от греческого «бактерион» палочка) Микология — наука о грибах (от греческого «микос» — гриб) Ихтиология — наука о рыбах (от греческого «ихтис» — рыба) Цитология — наука о клетке (от греческого «цитос» — клетка) Зоология — наука о животных (от греческого «зоон» — животное) Орнитология — наука о птицах (от греческого «орнис» — ‘птица) Энтомология — наука о насекомых (от греческого «энтомон» — насекомое) Териология — наука о млекопитающих (от греческого «терион» -зверь) Колеоптерология — наука о жуках («колеоптера» латинское название жуков) Мирмекология — наука о муравьях (от греческого

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Читать онлайн «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс» автора Пакулова Вера Михайловна — RuLit

В. М. Пакулова, Н. В. Иванова

Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс

Дорогие друзья!

Вы взяли в руки учебник, который поможет в дальнейшем изучении природы. Первоначальные знания о ней вы получили в младших классах. Вам уже известно, что жизнь природы многообразна, интересна и сложна, в ней есть свои тайны. Часть из них вы уже разгадали, но многое еще предстоит узнать. И в этом верным помощником будет настоящий учебник. Из него вы узнаете о явлениях природы, научитесь их наблюдать и объяснять.

Учебник поможет заглянуть в разнообразный мир живых существ, понять особенности их жизни и необходимость охраны живой и неживой природы. Вы поймете самое главное: в природе все взаимосвязано.

Все вы, безусловно, хотите стать современными, образованными людьми. А для этого необходимо не просто накапливать знания, а уметь самостоятельно их добывать. Вот почему авторы учебника, стремясь помочь вам, предлагают немало интересных заданий, опытов, самостоятельных работ, приводят интересные сведения, расширяющие ваш кругозор.

Как работать с учебником

Ваши успехи в изучении природы во многом зависят от умения работать с учебником. Прежде всего выясните, как учебник устроен, прочтите оглавление. Учебник разделен на главы, а главы – на параграфы. В конце каждого параграфа и каждой главы даны вопросы для самопроверки. Здесь же могут быть задания для самостоятельной работы, опыты.

В учебнике очень много красочных иллюстраций. Внимательно рассматривайте рисунки, схемы и читайте подписи к ним.

Формулировки определений и отдельные термины, которые вы должны запомнить, выделены жирным шрифтом. Выводы, утверждения, свойства тел и веществ даны полужирным курсивом. Светлым курсивом выделены понятия, на которые необходимо обратить внимание.

На страницах учебника вы найдете значки, изображающие героев замечательных русских сказок – лису и ежа. Что же означают здесь эти символы?

Лиса – умное животное. Она предлагает вам ответить на вопросы и выполнить задания, помещенные в конце каждого параграфа. Надеемся, что это поможет повторить и закрепить то, что вы узнали.

Еж – запасливый зверек. Он позаботится о прочности ваших знаний. С этой целью он предлагает ответить на вопросы в конце каждой главы.

Каждая тема завершается рубрикой «Что вы узнали из темы (самое, самое, самое…)». Здесь дан план, пользуясь которым вы сможете повторить материал всей темы и самостоятельно сделать выводы.

Желаем успешной работы с учебником. Удачи вам!

Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно. А что такое природа? Природа – все то, что нас окружает. Это живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – элементы неживой природы.

Все живые организмы тесно связаны между собой и со средой, в которой они живут. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Следовательно, живая и неживая природа – единое целое, и неразумная деятельность человека в природе, т. е. осуществляемая без учета взаимозависимости ее компонентов, может привести к очень серьезным последствиям.

Решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Многие из них уже изучены, и вы будете знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит еще немало загадок. Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.

Первые попытки человека познать окружающую его природу были связаны с поиском пищи, жилища. Он собирал растения, пригодные в пищу, охотился на животных, ловил рыбу, выискивал для жилья углубления в скалах и пещеры. В этот период своего существования человек использовал то, что давала ему природа, и не наносил ей большого ущерба.

Проходили века. Развитие техники делало человека все более могущественным. Он уже не хотел довольствоваться только дарами природы. Стремясь к улучшению условий своей жизни, человек покорял и переделывал окружающий его мир, не задумываясь о последствиях. Рост населения, интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта требовали использования все новых и новых природных ресурсов.

К сожалению, активное воздействие людей на природу не могло остаться без негативных последствий: сократились площади, занятые лесами, обмелели реки и моря, резко уменьшилось количество видов растений, животных, грибов.

www.rulit.me

Учебник — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС

ВСТУПЛЕНИЕ

§1. Науки, изучающие природу

§2. Источники знаний о природе

§3. Методы изучения природы

§4. Оборудование для изучения природы

§5. Выдающиеся ученые-натуралисты

РАЗДЕЛ I. ТЕЛА,ВЕЩЕСТВА И ЯВЛЕНИЯ ВОКРУГ НАС

§6. Характеристики тел

§7. Вещества. Физические свойства веществ

§8. Молекулы. Движение молекул

§9. Атомы. Химические элементы

§10. Разнообразие веществ

§11. Чистые вещества и смеси

§12. Способы разделения смесей

§13. Явления природы

§14. Разнообразие физических явлений

§15. Химические явления, их признаки

§16. Горения. Повторяемость и взаимосвязь явлений в природе

РАЗДЕЛ ІІ ВСЕЛЕННАЯ

§17. Небо. Небесная сфера

§18. Звезды и созвездия

§19. Солнце

§20. Планеты

§21. Малые небесные тела

§22. Общее строение Солнечной системы

§23. Мироздание и его составляющие

§24. Астрономия — наука, повивчає Вселенная

РАЗДЕЛ III ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

ТЕМА 1 Земля как планета

§25. Гипотезы и современные представления о возникновении Земли

§26. Форма и размеры Земли

§27. Внутреннее строение Земли

§28. Движения Земли в пространстве

§29. Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

§30. Луна — спутник Земли

§31. Способы изображения Земли

§32. Масштаб

§33. Грунт

§34. Состав и свойства воздуха

§35. Нагревание и перемещение воздуха

§36. Вода на Земле

§37. Свойства воды

ТЕМА 2 Планета Земля как среда обитания живых организмов

§38. Организм. Свойства организмов

§39. Растения и животные

§40. Грибы и бактерии

§41. Ядовитые растения, животные, грибы

§42. Факторы среды жизни на планете Земля

§43. Приспособление организмов к периодическим изменениям условий среды

§44. Определение организмов с определителями

§45. Наземно-воздушная среда жизни организмов

§46. Водная среда жизни организмов

§47. Грунтовое среда жизни организмов

§48. Взаимосвязи между организмами в природе

§49. Экосистемы

ТЕМА 3. Человек на планете Земля

§50. Связь человека с природой

§51. Экологические проблемы и их преодоление

§52. Охрана природы. Красная книга

§53. Заповедники, заказники, национальные парки

schooled.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *