Программа BYOM Вопросы родителей
Что такое BYOM и чем он отличается от «Русской математики»?
BYOM — «Русская математика». Только это не «русская математика», о которой обычно думают родители в США, когда слышат эти слова. Одним из достижений Советского Союза было то, что они очень серьезно относились к математике и математическому образованию, и они приобрели заслуженную репутацию одних из лучших математиков в мире. То, что обычно называют «русской математикой» в США, — это не знаменитая программа, которая произвела так много великих математиков, а скорее программа, которая за последние 20 лет была разбавлена другими математическими традициями и модифицирована, чтобы больше походить на другую американскую программу. Британские учебные программы. От подлинной «русской математики» осталось очень мало. По правде говоря, нынешние программы, преподаваемые сегодня в школах России, страдают тем же недугом. Поэтому многие родители в России записывают своих детей на внешкольные программы, где учителя вольны учить тому, что они хотят и что они считают лучшей программой для учеников.
Наша программа BYOM знакомит американских студентов с настоящей «советской математикой», впервые придуманной такими великими советскими педагогами, как Андрей Киселев и Георгий Дорофеев. BYOM — одна из самых продвинутых программ, используемых в качестве основной программы для внеклассной математики. Она разрабатывалась более 50 лет ведущими советскими и российскими математиками, отправившими в космос первого человека!
Одним из таких математиков является Людмила Георгиевна Петерсон, разработавшая программу «Построй свою математику».
Кто такая Л. Г. Петерсон и в чем суть ее системы?
Петерсон Людмила Георгиевна — педагог-методист, доктор педагогических наук. Она родилась в 1950 году, а с 1975 года под руководством ведущих советских математиков, таких как Наум Виленкин и Георгий Дорофеев, разрабатывает курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для трехлетних детей; последний – для девятиклассников.
В 1990-х годов методика стала широко применяться в детских садах и начальных классах школы.
В отличие от традиционного метода, система Петерсона понимает, что ребенок должен освоить математику самостоятельно. Здесь нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети запоминают шаги «решения» задач, проходят тест и идут дальше. Сначала мы ставим перед учащимися более сложную задачу, чем они могут решить; они должны самостоятельно развивать свои идеи и мнения о том, что делать. В конце концов, под руководством учителя они самостоятельно заново открывают математические принципы. Благодаря такому подходу дети приобретают необходимые навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений, изобретать собственные, критически оценивать информацию. Впоследствии учащийся может гордиться своими открытиями и удачными решениями, а с трудом заработанные знания, которые они для себя открыли, забыть гораздо труднее.
Как это работает?
В традиционной школе умножение происходит так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что его можно записать проще, вводит новый знак, понятие умножение и объясняет правила.
Система Петерсона работает совсем по-другому: «В школе 856 учеников. Школа решила купить каждому ученику книгу за 120 долларов в качестве подарка к празднику. Сколько стоит покупка?» Учащиеся пытаются написать 120+120+120…, но быстро понимают, что так не получится (это занимает слишком много времени) и что нужно придумать другой способ записи выражения, в котором много одинаковых членов. Они сами ищут лучший путь и в конце концов заново изобретают идею умножения — работает принцип «не ученик для математики, а математика для ученика». Ребенок не только осваивает школьную программу, но и развивает способность самостоятельно мыслить.
Звучит просто, но как насчет результатов? Чем учащиеся, изучающие математику таким образом, отличаются от тех, кто изучал математику традиционным способом? По статистике, собранной центром «Школа 2000», который готовит учителей к работе по методу Петерсона, дети показывают хорошие результаты на выпускных экзаменах. Для четвероклассников показатели успеха были от 82% до 100%. У школьников, сдавших стандартизированный тест, от 71% до 85% набрали баллы выше среднего. Многие участники математических олимпиад разного уровня учились в начальной или средней школе по учебникам Петерсона. Например, более половины ее членов учились по программе Петерсона в сборной России по математике.
Эта система предназначена только для одаренных детей? Что делать, если у моего ребенка средние способности?
Программа Петерсона часто используется в профильных математических школах или классах, но автор методики уверен, что она подходит для всех. Еще более важны такие развивающие занятия для детей, не проявляющих исключительных врожденных способностей к математике. Те, кто считается отстающим в традиционных программах, часто выравниваются и становятся сильными. Учащимся предлагаются задания вплоть до самых сложных, но только необходимых для достижения определенного минимального, приемлемого уровня. Таким образом, одаренные учащиеся могут взять на себя более значительную нагрузку, чтобы максимально освоить предмет, но каждый достигает хотя бы разумного минимума.
Что говорят родители?
При соблюдении техники для детей это не составляет труда — они увлекаются ею. Дети часто находят домашнюю работу по математике более увлекательной и увлекательной, чем по другим предметам.
Бывает, что учителя обычных пятых классов не знают, что делать с детьми, обучавшимися по системе Петерсона: они уже знают все, что должны знать.
Система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на запоминание, поэтому дети могут глубже взглянуть на математику и оценить ее красоту. Классически математика и музыкальное образование были связаны, но в современных школах большинство детей никогда не узнают, как «звучит» математика. Его могут услышать дети, изучающие программу «Создай собственную математику».
Акцент в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, что пригодится в жизни даже за пределами STEM. Математически подкованные дети могут участвовать в олимпиадах и учиться в престижных школах и технических вузах, недоступных менее опытным.
Наконец, если учащийся забывает алгоритм решения в традиционной системе, он не справляется с задачей. По словам Петерсона, те, кто учится, умеют создавать алгоритмы и самостоятельно выводить формулы. Это касается не только математики. Все дело в понимании и обучении думать самостоятельно, возможно, это самый ценный жизненный навык, которым может обладать человек.
Заключение
BYOM, или «Построй свою собственную математику», — это программа, которая дает американским студентам подлинно советское математическое образование. Программа, разработанная Людмилой Георгиевной Петерсон, делает упор на независимое мышление, решение проблем и критическое мышление. Студенты участвуют в сложных задачах, которые побуждают их самостоятельно открывать математические принципы. Результаты были многообещающими, с высокими показателями успешности на экзаменах и математических олимпиадах. BYOM подходит для всех учащихся и развивает ценные жизненные навыки помимо математики.