Упражнение 72 по русскому языку 4 класс: Упражнение 72 — ГДЗ Русский язык 4 класс. Канакина, Горецкий. Учебник часть 1

Содержание

Ответы к странице 52 упражнения 71-72, учебник русский язык Климанова 4 класс 1 ч.

Упражнение 71

Спишите пословицы, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Укажите падеж всех имён существительных.

1. Дер..во см..три в пл..дах, а человека — в д..лах. 2. Март — с в..дой, апрель — с тр..вой, а май — с цветами. 3. Апрельский цв..ток л..мает сн..жок. 4. В..сна кр..сна цветами, а ос..нь — сн..пами. 5. Ябл..ч..ко от ябл..ни не д..леко падает. 6. Радость не веч..на, и печаль не бесконеч..на. 7. Одна ласточ..ка в..сны не делает. 8. На языке мё.., а под языком лё.. . 9. Не бойся перв..й оши..ки, избегай вт..рой. 10. Дога..ка не хуже разума. 11. Ко..ке — игру..ки, а мы..ке — слё..ки.

Записываем

1. ДеревоВ.п. смотри в плодахП.п., а человекаВ.п. — в делахП.п.. 2. МартИ.п. — с водойТ.п., апрельИ.п. — с травойТ.п., а майИ.п. — с цветамиТ.п.. 3. Апрельский цветокИ.п. ломает снежокВ.п.

. 4. ВеснаИ.п. красна цветамиТ.п., а осеньИ.п. — снопамиТ.п.. 5. ЯблочкоИ.п. от яблониР.п. не далеко падает. 6. РадостьИ.п. не вечна, и печальИ.п. не бесконечна. 7. Одна ласточкаИ.п. весныР.п. не делает. 8. На языкеП.п. мёдИ.п., а под языкомТ.п. лёдИ.п.. 9. Не бойся первой ошибкиР.п., избегай второй. 10. ДогадкаИ.п. не хуже разумаР.п.. 11. КошкеД.п. — игрушкиИ.п., а мышкеД.п. — слёзкиИ.п..

Упражнение 72

Прочитайте сказку. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните в словах буквы, которые обозначают два звука.
                            * * *
         Ехал муж..к домой поз..ней осен..ю. На возу была рыба. Видит он: л..жит на д..роге лиса, как мёртвая. Взял он лису и положил её на воз. И пошел впер..ди. А лиса была ж..вая. Стала она ры..ку с воза бр..сать. Выбр..сила всю ры..ку с воза и ушла. Приехал муж..к домой, а на возу ни лисы, ни рыбы.

Ответ

         Ехал мужик домой поздней осенью. На возу была рыба. Видит он: лежит на дороге лиса, как мёртвая. Взял он лису и положил её на воз. И пошел впереди. А лиса была живая. Стала она рыбку с воза бросать. Выбросила всю рыбку с воза и ушла. Приехал мужик домой, а на возу ни лисы, ни рыбы.

Рабочая программа Русский язык 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Закона РФ «Об образовании»;

авторской программы русский язык Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой ООО «Русское слово» 4 класс, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования;

учебного плана образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Содержание курса.

Тема

Кол—во часов

1

Речь – основа общения

2

2

Слово

3

3

Звукобуквенный анализ слова

2

4

Состав слова

3

5

Правописание слов

4

6

Слово как часть речи

1

7

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

2

8

Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст»

2

9

Части речи

2

10

Имя существительное

5

11

Первое склонение имен существительных

4

12

Второе склонение имен существительных

4

13

Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных

5

14

Третье склонение имен существительных

4

15

Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»

2

16

Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14

8

17

Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов»

1

18

Имя прилагательное

5

19

Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине»

2

20

Склонение имен прилагательных

9

21

Склонение имен прилагательных во множественном числе

3

22

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи

1

23

Употребление имен прилагательных в речи Тесты по темам 15–19

4

24

Творческая лаборатория «Пишем изложение»

2

25

Имя числительное

5

26

Правописание числительных

1

27

Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22

6

28

Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем»

2

29

Местоимение

3

30

Личные местоимения

3

31

Склонение личных местоимений

3

32

Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

себя Тесты по темам 23–26

4

33

Творческая лаборатория «Редактируем написанное»

1

34

Глагол

4

35

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

4

36

Правописание безударных личных окончаний глаголов

8

37

Творческая лаборатория «Сочиняем сказку»

1

38

Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31

7

39

Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем»

1

40

Наречие. Тест по теме 32

5

41

Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение»

2

42

Предложение

6

43

Творческая лаборатория «Пишем изложение»

1

44

Однородные члены предложения

6

45

Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35

9

46

Повторяем всё, что знаем

4

итого

170

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты отражают:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей рус- ского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих спо- собностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образо- вания;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному язы- ку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты отражают:

  • способность формулировать цели и задачи обучения, решать учебные задачи, уметь плани- ровать, контролировать и выполнять действия, вносить коррективы и оценивать их;

  • применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность ис- пользовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе рече- вого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, овладение норма- ми речевого поведения.

Предметные результаты отражают:

  • характеристику звуко-буквенного состава русского языка;

  • умение подбирать синонимы и антонимы для точной характеристики предметов и явлений;

  • умение выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной за- дачи;

  • умение употреблять слова в прямом и переносном значении;

  • умение определять самостоятельные части речи, падежные формы, типы склонений, спря- жения глаголов, правописание личных окончаний глаголов, проводить морфологический разбор самостоятельных частей речи;

  • умение определять грамматическую основу, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, составлять схемы предложений, строить предложения по заданным моделям;

  • характеризовать тему текста, основную мысль, составлять план текста, писать сочинения и изложения на основе анализа текста.

Тематическое планирование по русскому языку 4 класс

5 часов в неделю, 170ч в год.

Тема

Кол—во часов

дата

план

факт

1. Речь – основа общения (2 ч)

1

Речь – основа общения. Что такое общение. Цели общения.

1

2

Монолог и диалог – формы речевого общения.

1

2. Слово (3 ч)

3

Слово – основная единица языка (повторение). Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов.

1

4

Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слов.

1

5

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

1

3. Звукобуквенный анализ слова (2 ч)

6

Звукобуквенный анализ слова. Алфавит. Слог. Правила переноса слов (повторение).

1

7

Смыслоразличительная роль ударения. Упражнение в звукобуквенном анализе слова.

1

4. Состав слова (3 ч)

8

Корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. Основа слова (повторение). Однокоренные слова и формы слова (повторение).

1

9

Разбор слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

1

10

Стартовая диагностическая работа

1

5. Правописание слов (4 ч)

11

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Словарные слова.

1

12

Правописание приставок и суффиксов (повторение). Правописание разделительных ъ и ь знаков.

1

13

Правописание ь после шипящих на конце имён существительных Большая буква в именах собственных.

1

14

Проверочная работа по темам «Слово. Состав слова. Правописание слов».

1

6. Слово как часть речи (1 ч)

15

Слово как часть речи.

1

7. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч)

16

Слово и словосочетание (повторение). Различение словосочетаний и сочетаний, не являющихся словосочетанием.

1

17

Связь слов в предложении и предложений в тексте. Главные и второстепенные члены предложения (повторение). Разбор предложения по членам предложения.

1

Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч)

18

Текст: тема, основная мысль, заголовок, части текста.

Р/р Восстановление деформированного текста

1

19

Типы речи.

Р/р Сочинение-описание «Осенний день»

1

8. Части речи (2 ч)

20

Самостоятельные и служебные части речи (повторение).

1

21

Распознавание имен существительных, имен прилагательных и глаголов по значению и вопросам.

1

9. Имя существительное (5 ч)

22

Имя существительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает.

1

23

Постоянные признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные (повторение).

1

24

Постоянные признаки имен существительных: род, склонение (повторение).

1

25

Непостоянные признаки имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам (повторение).

1

26

Роль имён существительных в предложении.

1

10. Первое склонение имен существительных (4 ч)

27

Первое склонение имён существительных

1

28

Упражнение в определении падежей имён существительных

1

29

Падежные окончания имён существительных

1-го склонения

1

30

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1-го склонения

1

11. Второе склонение имен существительных (4 ч)

31

Второе склонение имён существительных

1

32

Склонение имён существительных мужского и среднего рода. Отличие винительного падежа от родительного у одушевлённых существительных

2-го склонения.

1

33

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

2-го склонения

1

34

Упражнение в определении падежей имён существительных

2-го склонения.

1

12. Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (5 ч)

35

О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

36

Упражнение в написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

37

Контрольная работа за 1 четверть

1

38

Работа над ошибками. Составление предложений с существительными в творительном падеже

1

39

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений

1

13. Третье склонение имен существительных (4 ч)

40

Третье склонение имён существительных

1

41

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных

3-го склонения.

1

42

Склонение имён существительных

3-го склонения. Упражнение в определении падежей имён существительных

3-го склонения.

1

43

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения

1

Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(2ч.)

44

Р/р Средства языковой выразительности.

1

45

Р/р Редактирование текста, используя различные средства языковой выразительности.

1

14. Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 (8 ч.).

46

Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе

1

47

Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе

1

48

Склонение имён существительных 3-го склонения во множественном числе

1

49

Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа.

1

50

Порядок разбора имени существительного.

1

51

Упражнение в разборе имён существительных

1

52

Тест по теме «Имя существительное как часть речи».

1

53

Обобщение по теме «Имя существительное как часть речи».

1

Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч.)

54

Р/р Типы текстов. Обучающее

сочинение «Мой питомец».

1

15. Имя прилагательное (5 ч)

55

Имя прилагательное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает, непостоянные признаки (повторение).

1

56

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

1

57

Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

1

58

Краткие и полные имена прилагательные.

1

59

Замена полных прилагательных краткими. Роль кратких имён прилагательных в предложении.

1

Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине»(2ч.)

60

Р/р Знакомство с картиной А.А.Пластова «Первый снег». Составление плана ее описания.

1

61

Р/р Обучающее сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»

1

16. Склонение имен прилагательных (9 ч)

62

Склонение имен прилагательных (общее представление)

1

63

Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой в именительном падеже

1

64

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

65

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода.

1

66

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах

1

67

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах.

1

68

Склонение имен прилагательных женского рода.

1

69

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода.

1

70

Закрепление по теме «Склонение имён прилагательных»

1

17. Склонение имен прилагательных во множественном числе (3 ч)

71

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Контрольная работа за 2 четверть.

1

72

Работа над ошибками.

Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе.

1

73

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Контрольная работа за 2 четверть.

1

18. Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (1 ч)

74

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи.

1

19. Употребление имен прилагательных в речи Тесты по темам 15–19 (4 ч)

75

Порядок разбора имени прилагательного.

1

76

Упражнение в разборе имён прилагательных.

1

77

Употребление имен прилагательных в речи. Работа с текстом.

1

78

Тестирование по пройденным темам.

1

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.)

79

Р/р Обучающее изложение

Составление плана текста и его пересказ по опорным словам.

1

80

Р/р Письменное изложение текста

1

20. Имя числительное (5 ч)

81

Имя числительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает.

1

82

Количественные и порядковые числительные.

1

83

Различение имён числительных и имён существительных

1

84

Простые, сложные и составные числительные.

1

85

Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных. Роль имён числительных в предложении.

1

21. Правописание числительных (1 ч)

86

Правописание числительных.

1

22. Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (6 ч)

87

Употребление имен числительных в речи.

1

88

Наблюдение за изменением числительных по падежам.

1

89

Особенности склонения числительных (простые, сложные и составные).

1

90

Изменение порядковых числительных по родам и числам.

1

91

Порядок разбора имени числительного как части речи.

1

92

Тест по теме «Имя числительное как часть речи».

1

Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (2ч.)

93

Р/р Сочинение – описание животных. Анализ средств выразительности.

1

94

Р/р Обучающее сочинение-описание птиц.

1

23. Местоимение (3 ч)

95

Местоимение как часть речи.

1

96

Основные грамматические признаки местоимений.

1

97

Разряды местоимений

1

24. Личные местоимения (3 ч)

98

Личные местоимения. Определение лица личных местоимений.

1

99

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

100

Определение рода у местоимений 3-го лица.

1

25. Склонение личных местоимений (3 ч)

101

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

1

102

Склонение личных местоимений 3-го лица. Роль местоимений в предложении.

1

103

Проверочная работа по теме «Склонение личных местоимений»

1

26. Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (4 ч)

104

Притяжательные местоимения. Изменение притяжательных местоимений по родам, числам и падежам.

1

105

Возвратное местоимение себя

1

106

Изменение по падежам возвратного местоимения себя.

1

107

Тест по теме «Местоимение как часть речи».

1

Творческая лаборатория «Редактируем написанное» (1ч.)

108

Р/р Составление письма

1

27. Глагол (4 ч)

109

Глагол как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Постоянные и непостоянные признаки глаголов

1

110

Роль глаголов в предложении (повторение).

1

111

Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление).

1

112

Правописание не с глаголами.

1

28. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч)

113

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).

1

114

Упражнение в спряжении глаголов.

1

115

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица в форме единственного числа. Возвратные глаголы.

1

116

Закрепление по теме «Спряжение глаголов»

Словарный диктант.

1

29. Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч)

117

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1

118

Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов

1

119

Определение спряжения глаголов по начальной форме.

1

120

Глаголы-исключения.

1

121

Контрольная работа за 3 четверть.

1

122

Работа над ошибками. Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений.

1

123

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

1

124

Обобщение по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1

Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.)

125

Р/р Сочиняем сказку.

1

30. Правописание —тся и -ться в глаголах (4 ч)

126

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1

127

Распознавание глаголов в неопределённой форме и глаголов в форме 3-го лица

1

128

Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах.

1

129

Закрепление по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах».

1

31. Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31 (7 ч).

130

Прошедшее время глагола.

1

131

Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени

1

132

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

133

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

1

134

Порядок разбора глагола как части речи

1

135

Закрепление по теме «Прошедшее время глагола».

1

136

Проверочная работа по теме «Глагол как часть речи».

1

Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.)

137

Р/р Сравнительное описание предметов.

1

32. Наречие. Тест по теме 32 (5 ч).

138

Наречие – его значение; вопросы, на которые может отвечать; роль в предложении.

1

139

Упражнение в распознавании наречий

1

140

Наречие — неизменяемая часть речи.

1

141

Разбор наречий по составу.

Тест по теме «Наречие»

1

142

Обобщение по теме «Наречие»

1

Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2ч.)

143

Р/р Различие подробного и сжатого изложения.

1

144

Р/р Написание сжатого изложения

1

33. Предложение (6 ч)

145

Предложение.

1

146

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

1

147

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Предложение».

1

148

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).

1

149

Главные и второстепенные члены предложения.

1

150

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.)

151

Р/р Контрольное изложение

1

34 .Однородные члены предложения (6 ч)

152

Однородные члены предложения.

1

153

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

154

Знаки препинания в предложениях с однородными членами перед союзами а, но, да.

1

155

Упражнение в написании предложений с однородными членами.

1

156

Контрольное списывание «Скворцы»

1

157

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Однородные члены предложения».

1

35. Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (9 ч).

158

Простое и сложное предложение (общее представление).

1

159

Различение простых и сложных предложений.

1

160

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

161

Предложения с прямой речью и их оформление на письме.

1

162

Порядок разбора простого предложения.

1

163

Контрольная работа за 4 четверть.

1

164

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Предложение».

1

165

Упражнение в синтаксическом разборе простых предложений

1

166

Закрепление по теме «Предложение». Тест по теме «Предложение».

1

Повторяем всё, что знаем (4 ч.)

167

Повторение по теме «Части речи».

1

168

Повторение по теме «Состав слова»

1

169

Контрольное тестирование по курсу «Русский язык – 4 класс».

1

170

Р/р Сочинение о школе на основе личных впечатлений.

1

Урок 51 ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА | Поурочные планы по русскому языку 4 класс

Урок 51 ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА