Упражнение 144 по русскому языку 4 класс: Упражнение 144 — ГДЗ Русский язык 4 класс. Канакина, Горецкий. Учебник часть 1

Содержание

ГДЗ часть 1 / упражнение 144 русский язык 2 класс Чуракова – Telegraph



>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<

ГДЗ часть 1 / упражнение 144 русский язык 2 класс Чуракова


С упр . 117 . Программа «Перспективная начальная школа» предполагает изучение русского языка по учебникам, одним из авторов которого является Чуракова Н .А . На наш взгляд учебники своеобразные, мало «писанины», много «болтовни» . .
ГДЗ : готовые ответы по русскому языку за 2 класс , решебник Байкова Т .А ., Перспективная начальная школа, часть 1, 2 онлайн решения на GDZ .RU .
Русский язык 2 класс . Учебник (1 -3 части ) . Чуракова . Академкнига .  Две части насчитывают в общем триста сорок одно упражнение . Сюда же входят и задания, которые расположены после  Во втором классе ребятам предстоит столкнуться с большим количеством заданий . 

ГДЗ (решебники) — подробные готовые домашние задания Русский язык за 2 класс Чуракова .  Помимо повышения успеваемости, регулярное выполнение заданий ГДЗ позволит ученику освоить и еще один важный навык – умение самостоятельно работать с учебной .

Подробный решебник (ГДЗ ) по Русскому языку за 2 (второй ) класс — готовый ответ часть 1 упражнение — 144 . Авторы учебника: Чуракова . Издательство: Академкнига 2019 . 

Серия: «Русский язык » . Состоит из трех частей (1 часть — 176 страниц, 2 часть — 160 страниц  Во втором классе маленькие школьники столкнутся с изучением такого интересного предмета  Особое внимание будет уделено упражнениям на повышение пунктуационной и . . 

Ответы начиная с задания 31 . При изучении самых различных школьных предметов в нашей стране подразумевает не только сам этот предмет, но и выбор программы, по которой учатся в школе .
5 класс . 1-4 классы . ГДЗ . Дошкольное образование .  ПНШ 3 класс . Русский язык .  Русский язык . Учебник . Часть 1 . Каленчук М .Л ., Чуракова Н .А ., Байкова Т .А .  

В чем преимущества ГДЗ по русскому языку за 2 класс Чураковой (1 , 3 часть) . Делать уроки вместе с родителями легче и быстрее каждому ребенку, но, когда у них нет возможности уделить на это время, школьник остается наедине с задаваемыми вопросами . Имея доступ к пособию . . 

Вы здесь: Главная сайта ГДЗ Русский язык 2 класс Чуракова учебник 1 и 2 часть 2 класс русский язык 2019 .  Год публикации (выпуска): 2019 . Читать онлайн или скачать учебник по русскому языку для 2 класса Чураковой 2019 года: 1 часть 

Ответы к 3 части учебника русский язык 2 класс Чуракова (Пероспективная начальная школа): ГДЗ в процессе разработки .  Но если в упражнении 1 дети ставили стрелку от нового слова к слову-производителю, то в упражнении 26 школьники приучаются ставить стрелку в другую . . 

О сервисе Прессе Правообладателям Связаться с нами Авторам Рекламодателям . .
Учебник . Часть 2 . Чуракова Н .А . и др . ЧАСТЬ 2 . Развитие речи Какие бывают предложения 5 Что такое текст 9 Азбука вежливости 23 Устное .  Рубрики Учебники по русскому языку 2 классМетки Учебники 2 класс . Навигация записи . 

Упражнение 144 , Прочитайте . Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где — однокоренные слова . д .ждь — д .жди гл . з — гл .за сн .г — сн .га д .ждь — д .ждик — д .ждливый гл .з — гл .зки — гл .зной сн .г — сн .говик — сн .гурочка Напишите слова так, как они записаны . . 

Во вторую часть включён раздел “Развитие речи”, а также пять словарей, обслуживающих первую , вторую и третью части учебника «Русский язык », первую и вторую части учебника «Литературное чтение», хрестоматию по литературному чтению, учебник Окружающий мир . 

С упр . 117 . Программа «Перспективная начальная школа» предполагает изучение русского языка по учебникам, одним из авторов которого является Чуракова Н .А . На наш взгляд учебники своеобразные, мало «писанины», много «болтовни» . .
ГДЗ : готовые ответы по русскому языку за 2 класс , решебник Байкова Т .А ., Перспективная начальная школа, часть 1, 2 онлайн решения на GDZ .RU .
Русский язык 2 класс . Учебник (1 -3 части ) . Чуракова . Академкнига .  Две части насчитывают в общем триста сорок одно упражнение . Сюда же входят и задания, которые расположены после  Во втором классе ребятам предстоит столкнуться с большим количеством заданий .  

ГДЗ (решебники) — подробные готовые домашние задания Русский язык за 2 класс Чуракова .  Помимо повышения успеваемости, регулярное выполнение заданий ГДЗ позволит ученику освоить и еще один важный навык – умение самостоятельно работать с учебной . . 

Подробный решебник (ГДЗ ) по Русскому языку за 2 (второй ) класс — готовый ответ часть 1 упражнение — 144 . Авторы учебника: Чуракова . Издательство: Академкнига 2019 . 

Серия: «Русский язык » . Состоит из трех частей (1 часть — 176 страниц, 2 часть — 160 страниц  Во втором классе маленькие школьники столкнутся с изучением такого интересного предмета  Особое внимание будет уделено упражнениям на повышение пунктуационной и . . 

Ответы начиная с задания 31 . При изучении самых различных школьных предметов в нашей стране подразумевает не только сам этот предмет, но и выбор программы, по которой учатся в школе .
5 класс . 1-4 классы . ГДЗ . Дошкольное образование .  ПНШ 3 класс . Русский язык .  Русский язык . Учебник . Часть 1 . Каленчук М .Л ., Чуракова Н .А ., Байкова Т .А .  

В чем преимущества ГДЗ по русскому языку за 2 класс Чураковой (1 , 3 часть) . Делать уроки вместе с родителями легче и быстрее каждому ребенку, но, когда у них нет возможности уделить на это время, школьник остается наедине с задаваемыми вопросами . Имея доступ к пособию . . 

Вы здесь: Главная сайта ГДЗ Русский язык 2 класс Чуракова учебник 1 и 2 часть 2 класс русский язык 2019 .  Год публикации (выпуска): 2019 . Читать онлайн или скачать учебник по русскому языку для 2 класса Чураковой 2019 года: 1 часть 

Ответы к 3 части учебника русский язык 2 класс Чуракова (Пероспективная начальная школа): ГДЗ в процессе разработки .  Но если в упражнении 1 дети ставили стрелку от нового слова к слову-производителю, то в упражнении 26 школьники приучаются ставить стрелку в другую . . 

О сервисе Прессе Правообладателям Связаться с нами Авторам Рекламодателям . .
Учебник . Часть 2 . Чуракова Н .А . и др . ЧАСТЬ 2 . Развитие речи Какие бывают предложения 5 Что такое текст 9 Азбука вежливости 23 Устное .  Рубрики Учебники по русскому языку 2 классМетки Учебники 2 класс . Навигация записи . 

Упражнение 144 , Прочитайте . Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где — однокоренные слова . д .ждь — д .жди гл .з — гл .за сн .г — сн .га д .ждь — д .ждик — д .ждливый гл .з — гл .зки — гл .зной сн .г — сн .говик — сн .гурочка Напишите слова так, как они записаны . . 

Во вторую часть включён раздел “Развитие речи”, а также пять словарей, обслуживающих первую , вторую и третью части учебника «Русский язык », первую и вторую части учебника «Литературное чтение», хрестоматию по литературному чтению, учебник Окружающий мир . 


ГДЗ глава 11 / параграф 1 / упражнение 2 математика 5 класс Козлов, Никитин
ГДЗ часть 2. страница 102 английский язык 8 класс рабочая тетрадь новый курс (4-ый год обучения) Афанасьева, Михеева
ГДЗ номер 236 алгебра 8 класс Алимов, Колягин
ГДЗ приложение 79 математика 6 класс Мерзляк, Полонский
ГДЗ часть 1 (страница) 354 литература 7 класс Меркин
ГДЗ § 11. тригонометрические уравнения и неравенства. 11.7 алгебра 10 класс Никольский, Потапов
ГДЗ задача 3 геометрия 8 класс Атанасян, Бутузов
ГДЗ страница 52 английский язык 2 класс сборник упражнений Spotlight Быкова, Поспелова
ГДЗ вправа 616 алгебра 8 класс Бевз, Бевз
ГДЗ номер 73 русский язык 2 класс Соловейчик, Кузьменко
ГДЗ тетрадь №2. страница 41 русский язык 3 класс рабочая тетрадь Желтовская, Калинина
ГДЗ номер 1099 алгебра 9 класс Никольский, Потапов
ГДЗ упражнение 137 алгебра 7 класс Колягин, Ткачева
ГДЗ раздел №1 / урок 6 1 английский язык 6 класс Деревянко, Жаворонкова
ГДЗ обучающие работы / О-13 7 алгебра 9 класс дидактические материалы Евстафьева, Карп
ГДЗ часть 1. страница 108 английский язык 2 класс Верещагина, Бондаренко
ГДЗ § 42 4 русский язык 5 класс рабочая тетрадь Рыбченкова, Роговик
ГДЗ упражнение 213 русский язык 7 класс рабочая тетрадь Ларионова
ГДЗ часть 2 (страница) 36 литература 4 класс тетрадь для контрольных работ Ефросинина
ГДЗ самостоятельная работа. вариант 1 / С-31 4 алгебра 8 класс дидактические материалы Звавич, Дьяконова
ГДЗ § 33 5 химия 8 класс рабочая тетрадь Еремина, Кузьменко
ГДЗ упражнение 134 русский язык 7 класс рабочая тетрадь Ефремова, Ладыженская
ГДЗ § / § 42 23 алгебра 10 класс задачник Мордкович, Денищева
ГДЗ страница 74 английский язык 6 класс лексико-грамматический практикум Rainbow Афанасьева, Михеева
ГДЗ по физике 10 класс рабочая тетрадь Пурышева, Важеевская Решебник Базовый уровень
ГДЗ часть 1 (страница) 87 литература 3 класс рабочая тетрадь Ефросинина
ГДЗ параграф 3 3.13 алгебра 8 класс рабочая тетрадь Зубарева, Мильштейн
ГДЗ упражнение 116 русский язык 6 класс Практика Лидман-Орлова, Пименова
ГДЗ часть 2. страница 56 математика 2 класс Дорофеев, Миракова
ГДЗ глава 8 8.2 физика 7 класс задачник Артеменков, Ломаченков
ГДЗ параграф 15 15.25 алгебра 8 класс задачник Мордкович, Александрова
ГДЗ упражнение 346 русский язык 7 класс Рыбченкова, Александрова
ГДЗ номер 1458 физика 7‐9 класс сборник задач Лукашик, Иванова
ГДЗ задание 186 алгебра 8 класс рабочая тетрадь Муравин, Муравина
ГДЗ упражнение 465 русский язык 7 класс Рыбченкова, Александрова
ГДЗ упражнение 445 математика 6 класс Истомина
ГДЗ параграф 19 история 7 класс Пчелов, Лукин
ГДЗ часть 2 / страница 33-35 6 математика 3 класс Моро, Бантова
ГДЗ страница 64 английский язык 7 класс новый курс (3-ий год обучения) Афанасьева, Михеева
ГДЗ упражнение 796 математика 5 класс сборник задач и упражнений Гамбарин, Зубарева
ГДЗ номер 813 физика 7‐9 класс Сборник задач Перышкин
ГДЗ страница 35 химия 9 класс тетрадь-экзаменатор Бобылева, Бирюлина
ГДЗ повторение 28 математика 1 класс Петерсон
ГДЗ номер 674 физика 7‐9 класс Сборник задач Перышкин
ГДЗ § 53. Духовная жизнь России 2 история 9 класс Данилов, Косулина
ГДЗ самостоятельные работы / СР-2 / вариант 1 6 алгебра 9 класс дидактические материалы Феоктистов
ГДЗ часть 1 Вахрушев (страница) 10 окружающий мир 3 класс проверочные и контрольные работы Сизова, Харитонова
ГДЗ часть 2 / задание на поле страницы 102 математика 2 класс Моро, Бантова
ГДЗ 5 глава 5.120 химия 8 класс задачник Кузнецова, Левкин
ГДЗ номер 1028 алгебра 7 класс Макарычев, Миндюк


ГДЗ Путина Сборник


Английский ГДЗ Быкова Рабочий Тетрадь


ГДЗ вправа 460 математика 5 класс Истер


Гдз По Алгебре 7 Макарычев Миндюк Нешков


Математика Пятый Класс Первая Часть ГДЗ Ответы


Объясни вычисления № 144 ГДЗ Математика 4 класс Моро М.И. – Рамблер/класс

Объясни вычисления № 144 ГДЗ Математика 4 класс Моро М.И. – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?

Объясни вычисления.

Помни: если остаток больше делителя или равен ему, то при решении допущена ошибка.

ответы

Выполни Задание самостоятельно.

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

3 класс

5 класс

Репетитор

Химия

похожие вопросы 5

Выполни деление № 60 ГДЗ Математика 4 класс Моро М.И.

Выполни деление с объяснением.
564:4       471 : 3     296 : 2     792 : 4 (Подробнее…)

ГДЗМатематика4 классМоро М.И.

Привет! Кто знает ответы? Lesson 30. № 11. ГДЗ Английский язык 4 класс Верещагина.

Answer the following questions.
 
1.    Where and when did the King and the Queen live? (Подробнее…)

ГДЗАнглийский язык4 классВерещагина И.

Н.

ЕГЭ Математика 11 класс. Ященко И. В. Тренировочная работа 13 Вопрос 9 Найдите вероятность того, что Толя не выиграет.

Привет. Выручайте с ответом по математике…
Коля и Толя играют в кости. Они бросают кубик по одному разу, выигрывает тот, у кого (Подробнее…)

ЕГЭМатематикаЯщенко И.В.Семенов А.В.11 класс

ЕГЭ Математика 11 класс. Ященко И. В. Тренировочная работа 13 Вопрос 10 Найдите вероятность того, что будут дежурить мальчик и девочка.

Привет всем! Нужен ваш совет, как отвечать…
В классе 12 мальчиков и 13 девочек. 1 сентября случайным образом определяют двух (Подробнее…)

ЕГЭМатематикаЯщенко И.В.Семенов А.В.11 класс

Как вы решили №32.4? Поделитесь гдз по алгебре 7 класс Мордкович?

Разложите многочлен на множители:
а) 7kn — 6k — 14n + 12;                  в) 9m2 — 9mn — 5m + 5n;
б) 7х + 7а — 6ах — 5а2;    (Подробнее…)

ГДЗАлгебра7 классМордкович А. Г.

Дж.Х.С. 144 Микеланджело

Обзор Качество школы отчеты

Обзор

  • Номер школы: X144

  • Доступность: Частично доступный

  • Классы: 06,07,08,SE

  • 2020–2021 Зачисление: 432

  • Географический район: 11

  • Район: Бронкс

Контакты и информация школы

Руководитель школы
Эллен Барретт, директор
Родительский координатор
Принц Шатара
Уважение ко всем связям
Карлин Тернер
Связной по вопросам предотвращения сексуальных домогательств
Синди Ларин
Как сообщить о дискриминации между учащимися, сексуальных и других домогательствах, запугивании и издевательствах
Космос
В одном здании с другими школами
Район №
11X144

Суперинтендант и окружные контакты

Суперинтендант
Кристин Воан
Адрес
2750 Throop Avenue, Bronx, NY 10469
Телефон
718-519-2620
Президент Совета по образованию
Тереза ​​Робертс
Телефон Совета по образованию
718-519-2647

Психическое здоровье и благополучие

Обратитесь к координатору по работе с родителями, школьному социальному работнику или школьному консультанту за дополнительной информацией о программе психического здоровья вашей школы.

Информация о вентиляции здания

В целях обеспечения максимальной безопасности персонала и учащихся все школьные здания постоянно контролируются на наличие проблем с вентиляцией. DOE делает ремонт или улучшения там, где это необходимо, и/или закрывает все комнаты до тех пор, пока их можно будет безопасно заселить.
X144 — 2545 Гюнтер Авеню
См. общегородскую информацию и определения отчетов:
Состояние вентиляции здания

Бесплатное студенческое питание

Завтрак, обед и послешкольное питание бесплатны для всех учащихся государственных школ г. Нью-Йорка.
Особенности службы меню
  • Время завтрака: обслуживание не запрошено
  • Время обеда: обслуживание не запрошено
  • Менеджер службы питания: Марлен Голбурн
  • Номер телефона кухни: 718-794-9810
Посмотреть, что в меню:
Завтрак
Обед
Отчет об инспекции Департамента здравоохранения

Прием

Для информации о поступлении в школу
Просмотрите школы Нью-Йорка на MySchools.nyc

Качество школы

DOE разрабатывает инструменты, помогающие семьям и педагогам понять успеваемость учащихся и качество школы.

Отчеты на этой странице предоставляют информацию о качестве школы из нескольких источников. Эти источники включают отзывы учащихся, учителей и родителей. Отчеты также включают информацию об официальных посещениях школы и различные показатели успеваемости учащихся.

Снимок качества школы
Сводка качества школы предоставляет семьям краткую информацию о каждой школе. Данные фиксируют школьную учебную среду и успеваемость учащихся. Снимки за 2016-2017 и 2017-2018 учебные годы доступны по ссылкам ниже.
Сводка качества школы — средняя школа
Руководство по обеспечению качества для школ
Руководство по обеспечению качества в школах представляет собой подробный отчет об этой школе, включающий полные результаты опроса школ г. Нью-Йорка и дополнительную информацию об успеваемости учащихся.
Руководство по обеспечению качества в школах — средняя школа
Отчет о проверке качества
Отчет о проверке качества является результатом двухдневного визита опытного преподавателя, который оценил, насколько хорошо эта школа поддерживает обучение учащихся и практику учителей.
Отчет о проверке качества за 2016-2017 гг.
Отчет о проверке качества за 2015-2016 гг.
Информационная панель школьной успеваемости
Информационная панель успеваемости школы показывает данные за несколько лет и ключевые сравнения для этой школы.
Информационная панель успеваемости в школе — средняя школа

Отчеты

Создание профиля доступности

Корпус 1
X144 — 2545 GUNTHER AVENUE — Частично доступный
Рейтинг
3 из 10 — Имеется общий доступ на первый этаж, и на первом этаже есть по крайней мере одна ванная комната для людей с ограниченными возможностями и один класс для людей с ограниченными возможностями. Некоторые классные комнаты или общественные места для собраний на первом этаже могут быть недоступны из-за перепадов высот.
Просмотр отчета BAP

Удобства

Отчеты об испытаниях воды и экологических отчетах
Основная ежегодная космическая съемка
Оценка состояния здания (BCAS)

Бюджет и финансы

Обзор справедливого финансирования студентов
Справедливая информация о финансировании студентов
Галактика Распределение
Сводка бюджета
Отчет о расходах

Искусство

Искусство в школьном отчете

Комплексный образовательный план

Комплексный образовательный план

План школьного консультирования

План школьного консультирования

Паника войны России и Украины весной 2021 года

21 сентября 2021 г.

Скачать отчет

Этот документ является частью программы обучения руководителей CSIS Understanding the Russian Military Today .

Сводка

Сосредоточение Россией войск и военной техники вдоль границы с Украиной в апреле 2021 года напомнило о российском вторжении в Украину в 2014–2015 годах и вызвало опасения нового раунда российской агрессии против соседа. Хотя наихудший сценарий не осуществился, эти события требуют пристального внимания и глубокого изучения, поскольку они могут повториться, если руководство России решит, что на карту вновь поставлены интересы их национальной безопасности.

Подробный анализ паники этой весны в связи с войной между Россией и Украиной вытекает из нескольких наблюдений. Во-первых, заявления о количестве задействованных российских войск в некоторых отношениях вводят в заблуждение — большинство упомянутых войск уже находились у границ Украины после прошлых вторжений. Во-вторых, российские вооруженные силы, участвовавшие в этих учениях, отрабатывали сложные сценарии, в том числе окружение Операции объединенных сил Украины на Донбассе и блокирование выхода Украины к Черному морю. В-третьих, российские публичные оправдания переброски войск и техники вблизи украинской границы при ближайшем рассмотрении оказались неубедительными. Похоже, что основной движущей силой действий России было желание послать сигналы новой администрации США, а именно, что администрация Байдена не должна пытаться бросить вызов статус-кво в отношении Украины, приближая ее к Организации Североатлантического договора. (НАТО) или помощь в освобождении части оккупированного Донбасса. Наконец, хотя России, возможно, и удалось послать конкретные сигналы администрации Байдена, в случае с Украиной ожидаемый эффект имел неприятные последствия.

Введение

В апреле 2021 года внимание международного сообщества было приковано к очередному витку напряженности между Украиной и Россией. Киев и его международные партнеры обвинили Москву в неспровоцированной концентрации войск и техники вдоль украинской границы. При этом Москва действовала так, как будто ничего необычного не происходит, и представила это как очередную проверку боеготовности российских вооруженных сил после зимнего периода учений. 1

Для России нередко используются проверки готовности вооруженных сил для отработки сложных сценариев с участием масс войск и техники. Например, в апреле 2019 года Черноморский флот России и 4-я армия ВВС и ПВО Южного военного округа отрабатывали различные элементы боевых действий высокой интенсивности в регионе против гипотетической угрозы со стороны США и НАТО.

Необычным был масштаб и размах российских военных действий вблизи границы с Украиной весной 2021 года. О действиях России в 2014 году напоминали отчеты и фото- и видеоматериалы о передвижениях техники и войск ВС РФ к украинской границе. –15. В то время у границы с Украиной были дислоцированы российские войска, часть из которых принимала участие в боевых действиях на Донбассе. Учитывая этот опыт, массовое перемещение техники и войск в этом году заставило некоторых экспертов задуматься о наихудшем сценарии — тотальной российской агрессии против Украины, — которая выходит за рамки более ограниченного применения силы в 2014–2015 годах.

Страх перед войной весной 2021 года поднял несколько интересных вопросов: во-первых, сколько российских войск было задействовано? Во-вторых, к каким возможным сценариям готовились российские войска вдоль украинской границы? В-третьих, каких больших стратегических целей Россия хотела добиться такой массовой концентрацией техники и войск? И, наконец, какие более широкие геополитические последствия могла иметь эта паника в связи с войной?

Необычным был масштаб и размах российских военных действий вблизи границы с Украиной весной 2021 года. О действиях России в 2014 году напоминали отчеты и фото- и видеоматериалы о передвижениях техники и войск ВС РФ к украинской границе. –15.

Размер российской дислокации

По словам пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби, весенняя переброска российских войск у границы с Украиной стала самой масштабной с 2014 года. Примечательно, что Минобороны США отказалось предоставить точную статистику численности российских войск, доставленных к украинской границе. Тем не менее, в конце марта Европейское командование США повысило уровень наблюдения с «возможного кризиса» до «потенциально неминуемого кризиса». Он также увеличил скорость полета своих платформ разведки, наблюдения и разведки (ISR), чтобы лучше понимать ситуацию на земле. Украинские власти утверждали, что к середине апреля численность российских войск вдоль общей границы увеличилась до 100–120 000 человек, что, согласно публичным заявлениям, было более или менее принято на Западе как точное число.

13 апреля министр обороны России Сергей Шойгу впервые признал, что переброска дополнительных войск действительно имела место. В частности, он сообщил, что две общевойсковые армии (САА) и три соединения ВДВ были переброшены к западной границе в рамках проверки готовности после зимнего периода учений. В последующем заявлении министр Шойгу уточнил, что речь идет о соединениях 41-й и 58-й САА, а также 7-й и 76-й десантно-штурмовых дивизиях и 9-й воздушно-десантной дивизии. 8-я воздушно-десантная дивизия.

Еще до того, как весной Москва начала переброску техники и войск к западной границе, там уже находилось почти 87 тысяч российских военнослужащих. Это стало прямым следствием принятых Россией в 2014–2016 годах решений о создании постоянной военной инфраструктуры вблизи границы с Украиной и в оккупированном Крыму. В результате штаб 20-й САА был переведен в Воронеж из Нижнего Новгорода в 2015 году, а в 2016 году под командованием этой армии были сформированы две мотострелковые дивизии (3-я и 144-я). конец 2016 года с 150-й мотострелковой дивизией и двумя корпусами в оккупированных частях Донбасса под ее контролем. В 2017 году Россия сформировала в Крыму 22-й армейский корпус. Согласно украинским оценкам, предоставленным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в июле 2020 года, Россия может сформировать 28 батальонных тактических групп (БТГ) с использованием формирований только по другую сторону границы без какого-либо дополнительного развертывания. Таким образом, большая часть сил, приводимых в рамках учений, уже находилась там. Украинские оценки, предоставленные ОБСЕ в июне 2021 года, показывают, что только 12 000 российских военнослужащих были отведены от границы, а остальные остаются на месте. В результате количество оставшихся войск примерно равно тому количеству войск, которое было на границе до учений.

К заявлениям министра Шойгу о переброске к западной границе двух дополнительных САА и трех других соединений ВДВ следует отнестись скептически. Если Россия на самом деле собрала не более 100–120 000 военнослужащих вблизи границы с Украиной, а там уже находилось почти 87 000 военнослужащих, то это означает, что фактически были развернуты лишь некоторые части этих дополнительных формирований. В противном случае общие цифры были бы намного выше, так как каждая российская САА сейчас насчитывает не более 20–30 000 военнослужащих, а каждая парашютно-десантная дивизия — от 6 000 до 6 500 военнослужащих. Заявление Шойгу, вероятно, было сделано преднамеренно в рамках преднамеренной кампании, направленной на то, чтобы российские силы, дислоцированные вблизи Украины, выглядели более грозными, угрожающими и убедительными.

Еще до того, как весной Москва начала переброску техники и войск к западной границе, там уже находилось почти 87 тысяч российских военнослужащих. Это стало прямым следствием принятых Россией в 2014–2016 годах решений о создании постоянной военной инфраструктуры вблизи границы с Украиной и в оккупированном Крыму.

Сценарии России

Учитывая, как российские вооруженные силы использовали проверки готовности после зимних учений для отработки сложных сценариев в прошлом, можно предположить, что такая же ситуация имела место этой весной. Действительно, российскому Генеральному штабу было бы странно создать такую ​​концентрацию сил, не проработав каких-то сценариев и оперативных планов. Чтобы Россия вызывала доверие у целевых аудиторий на стратегическом уровне, российские вооруженные силы должны вызывать доверие на оперативном уровне, что означает активное выполнение и совершенствование своих сценариев и оперативных планов.

Есть достаточно оснований говорить о том, что российские вооруженные силы вблизи украинских границ отрабатывали либо ограниченный удар, чтобы заблокировать доступ Украины к Черному морю, либо более амбициозный план по окружению всех украинских сил на востоке.

Во-первых, согласно источникам, использующим разведывательные данные из открытых источников (OSINT), таким как Conflict Intelligence Team, и сообщениям российских СМИ, в оккупированный Крым были переброшены дополнительные соединения и войска (части 58-й САА и дивизии ВДВ) и Район 20-й САА (части 41-й САА), который сосредоточен вдоль северо-восточной части Украины. Такая концентрация примечательна тем, что она была осуществлена ​​на флангах Операции объединенных сил Украины на Донбассе, основной задачей которой является сдерживание подконтрольных России сил в регионе. Размещая в этом районе дополнительные войска, Москва намекала на возможность окружения Операции объединенных сил Украины (от 30 до 35 тысяч военнослужащих). В то время как силы 8-й САА могли контролировать скованные украинские силы на фронте на Донбассе, российские силы будут наносить одновременный удар из Крыма и Воронежской области, чтобы окружить украинские силы.

Два других фактора подтверждают эту гипотезу. Во-первых, когда в сентябре прошлого года на полигоне Капустин Яр разыгрывались основные операции стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020», штабы 58-й и 20-й САА привлекались к отработке сценария, предусматривавшего окружение силами противника путем комбинированного двухфлангового удара со схождением в тыл и одновременным отражением контрударов противника. Этот сценарий напоминает ситуацию весны 2021 года, когда Россия усилила оккупированный Крым на юге частями 58-й САА и десантно-штурмовыми соединениями, а также 20-й САА на северо-востоке вместе с 41-й САА.

Во-вторых, когда российские высокопоставленные офицеры сравнивали «Кавказ-2020» и «Кавказ-2016», они сказали, что в ходе последних учений российские силы отрабатывали «локализацию гипотетического приграничного вооруженного конфликта в зоне ответственности Южного военного округа», тогда как итерация 2020 года была сосредоточена на « локализация межгосударственного конфликта с привлечением иностранных сил». Изменение акцента предполагает, что амбиции российского военного руководства возросли за последние четыре года по мере развития и совершенствования вооруженных сил. На «Кавказе-2016» российские силы отрабатывали сценарий Донбасса 2014–2015 годов (то есть стабилизацию ситуации ограниченными силами в случае гипотетического украинского наступления). В 2020 году масштабы российского развертывания были гораздо больше, поэтому основной элемент прошлогоднего стратегического командно-штабного учения «Кавказ» был проведен на полигоне Капустин Яр. Его размеры (60 км в ширину и 120 км в глубину) намного больше, чем у хребта Опук (30 км в ширину и 15 км в глубину, где проходил основной эпизод «Кавказ-2016»), и позволяют проводить гораздо более сложные и масштабные сценарные упражнения. Под эту категорию попадает гипотетическая попытка окружения Операции объединенных сил Украины на Донбассе.

Весной 2021 года в Крыму также происходило активное передвижение войск. Из-за ограниченного маневренного пространства на полуостров были переброшены только части 58-й дивизии САА и ВДВ. Бригады связи как 58-й САА, так и воздушно-десантных войск находились на полуострове в ходе проверки готовности после зимнего периода обучения. Этот факт согласуется с официальными заявлениями о том, что войска в оккупированном Крыму отрабатывали развертывание межвидовой группировки войск на оперативном направлении. Способность войск эффективно развертываться и вести боевые действия в новых местах зависит от эффективной связи и взаимодействия бригад связи.

Примечательно также, что российские вооруженные силы перебросили в оккупированный Крым десантные корабли Балтийского флота, Северного флота и Каспийской флотилии. В активную фазу учений были вовлечены десять тысяч военнослужащих под руководством как министра обороны России, так и начальника Генерального штаба на полигоне Опук, отрабатывая частичное или полное блокирование выхода Украины к морю. Эти десантные корабли позволили русским отработать высадку как минимум двух БТГ. Одновременно в оперативную глубину обороны условного противника десантировались не менее 2000 военнослужащих, эффективно прорвав полосу обороны противника и сделав уязвимым его тыл. Эти российские десантники обычно используются для отражения возможных контратак противника и упорядочения дальнейших наступательных движений своих сил. На всех этапах учения войска поддерживали ударные вертолеты, оперативно-тактические истребители и бомбардировщики. Комбинированные морские и десантные десанты, передвижение БТГ по суше и огневая поддержка с воздуха частично или полностью перекрыли бы выход Украины к морю. Эшелон командования и управления (C2) практиковался в использовании сетей и оборудования управления, контроля, связи и компьютерного ISR (C4ISR) для принятия более быстрых и своевременных решений. Частичное или полное блокирование Россией доступа Украины к Черному морю означало бы еще один серьезный удар по украинской экономике, которая в значительной степени зависит от черноморских портов для экспорта сельскохозяйственной продукции, а также металлов и химикатов.

Масштабные и комплексные учения в оккупированном Крыму этой весной можно рассматривать и с другой точки зрения. Большинство российских сил на полуострове не участвовали в учениях «Кавказ-2020», поскольку основной сценарий отрабатывался внутри страны (на хребтах Прудбой и Капустин Яр). По сравнению с учениями «Кавказ-2016», когда основной элемент проходил на полигоне Опук, силы и полигоны в Крыму практически не привлекались. Сложные учения этой весной на полигоне Опук можно рассматривать как некую компенсацию за прошлогоднее бездействие.

Таким образом, передвижение и переброска войск и техники весной 2021 года дают достаточно оснований говорить о том, что россияне отрабатывали сложные сценарии (полное или частичное блокирование выхода Украины в Черное море), как это было в оккупированном Крыму, и намекали на возможность более амбициозного сценария (окружение контингента Операции объединенных сил на Донбассе).

Причины действий России

По мере развития событий Россия пыталась обосновать свое решение сосредоточить беспрецедентное количество войск и техники вдоль своих границ с Украиной разными аргументами, в том числе:

  • Как предположил министр Шойгу, это была защитная реакция на учения США/НАТО Defender Europe 2021;

  • Это был превентивный шаг для сдерживания возможного украинского наступления на Донбассе;

  • Русские опасались, что украинцы, воодушевленные прошлогодними успехами Азербайджана в Нагорном Карабахе, предпримут еще одну попытку освободить части оккупированного Донбасса; и

  • Переброска украинских сил на Донбасс стала доказательством того, что Киев замышляет что-то неблаговидное.

Аргументы не выдерживают критики. Украина не участвовала в учениях НАТО Defender 2021, которые проводились в основном на Балканах и в гораздо меньших масштабах по сравнению с развертыванием Россией в апреле этого года. То же самое относится и к идее о том, что успехи Азербайджана могут побудить Украину сменить свою позицию на Донбассе со стратегической обороны на наступательную. Это правда, что Украина в 2018 и 2020 годах закупила такую ​​технику, как беспилотные боевые летательные аппараты (БПЛА) Bayraktar TB2, что способствовало успехам Азербайджана в Нагорно-Карабахском регионе.

Однако украинским вооруженным силам все еще не хватает критической массы систем (РНР, С2, РЭБ, дальнего огня и высокоточных боеприпасов) для ведения современной войны, основанной на способности одновременно вести боевые действия на передовой и не дать врагам подвести подкрепление с тыла. Без критической массы технологий для современных глубоких операций Украине было бы неосмотрительно переходить от стратегической оборонительной позиции на Донбассе к наступательной. Периодические перемещения украинских сил к линии фронта и обратно не являются чем-то необычным, поскольку они осуществляются непрерывно с 2014 года9.0003

Что повлияло на решение Москвы перебросить этой весной дополнительные войска? Две причины кажутся более правдоподобными, чем другие. Во-первых, 20 января 2021 года Джо Байден вступил в должность президента США. Во время президентской кампании Байден был самым откровенным кандидатом в отношении Украины; как кандидат в президенты, он пообещал сделать Украину одним из основных элементов своей внешней политики и выразил готовность увеличить помощь оборонительным вооружениям. С момента прихода в Белый дом Байден и его команда сделали ряд заявлений, демонстрирующих поддержку украинской власти. Учитывая такие заявления, вполне вероятно, что российское правительство решило действовать упреждающе и обеспечить статус-кво на границах России. Россия доминирует в эскалации, а попытки США и Украины изменить статус-кво, установившийся после событий 2014–2015 годов, обойдутся дорого. Своим ограниченным военным вмешательством на Донбассе Россия ясно дала понять, что не позволит Украине полностью восстановить порядок и суверенитет в регионе.

Другой вероятной причиной было желание предотвратить членство Украины в НАТО. В заявлениях украинских официальных лиц, в том числе главы Минобороны Украины, выражалась заинтересованность в участии в Плане действий по членству в НАТО в 2021 году. Общеизвестно, что евроатлантическая интеграция Украины для России невозможна. В итоге Москва решила действовать на опережение и наглядно продемонстрировать членам НАТО риски, связанные с возможной интеграцией Украины в НАТО. Как ясно дал понять Владимир Путин в своей последней статье о русской и украинской нациях, Москва сделает все, что в ее силах, чтобы страны бывшего Советского Союза не стали плацдармом для антироссийской деятельности внешних держав, что в первую очередь означает США и НАТО.

Последствия

Похоже, что России удалось относительно успешно донести информацию до одной из своих целевых аудиторий. Президент Байден и его команда приняли идею «стабильных и предсказуемых» отношений с Россией, что на практике означает отказ США от шагов, которые могут радикально изменить нынешний статус-кво и выйти за красные линии России. Так, во время саммита НАТО в Брюсселе в июне 2021 года союзники официально подтвердили решение саммита в Бухаресте 2008 года о том, что Украина однажды станет членом НАТО. Но, с другой стороны, публичные заявления правительства США ясно показали, что Вашингтон не поддерживает вступление Украины в НАТО в ближайшее время.

Еще более показательно, что во время весенней паники в связи с войной администрация Байдена рассматривала вариант предоставления Украине экстренного пакета оборонной военной помощи на 100 миллионов долларов, но в итоге решила не продолжать. Такую нерешительность можно расценивать и как признание того, что бесполезно бросать вызов России на ее периферии, где она имеет перевес сил и мощи.

С другой стороны, только Россия виновата в том, что Украина хочет вступить в НАТО. Чем больше Москва угрожает Украине постоянной военной инфраструктурой или переброской дополнительных войск и техники, тем больше Украина хочет вступить в НАТО, поскольку последняя видит, как быстро может ухудшиться обстановка безопасности без конкретных гарантий безопасности, которые предоставляет НАТО.

Поразительно, как во время этой паники войны президент Украины Владимир Зеленский изменил свое отношение к интеграции в НАТО. Его публичные заявления прошли путь от некоторой двусмысленности во время президентской кампании 2019 года до полной поддержки прошлой весной. В этом история повторилась. Еще на президентских выборах 2014 года Петр Порошенко также не был ярым сторонником интеграции в НАТО, считая, что такой подход может принести мир на Донбассе. Это не помогло, и активное использование российских сил на Донбассе не оставило Украине иного выхода, кроме как попытаться вступить в НАТО. То же самое верно и сегодня. Российские угрозы и агрессивные действия могут воздействовать на целевую аудиторию на Западе так, как этого хочет Москва, но в отношении Украины это будет иметь противоположный эффект. Другой украинский лидер теперь недвусмысленно хочет, чтобы его страна вступила в НАТО.

Николай Белесков, научный сотрудник Национального института стратегических исследований при Президенте Украины. Ранее он работал в Украинском институте мировой политики.

Взгляды в тексте являются авторскими и не отражают официальную позицию Национального института стратегических исследований и Офиса Президента Украины.

Эта публикация финансировалась Стратегической инициативой России, Европейским командованием США в Штутгарте, Германия. Мнения, аргументы, точки зрения и выводы, изложенные в этой работе, не отражают точку зрения RSI, EUCOM США, Министерства обороны или правительства США.

Этот отчет подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частной, освобожденной от налогов организацией, занимающейся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *