Окружающий мир 4 класс Рабочая тетрадь Плешаков Крючкова часть 2
Окружающий мир 4 класс Рабочая тетрадь Плешаков Крючкова часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
А. А. Плешаков Е. А. Крючкова Оее^ Окружающий МИР Рабочая тетрадь ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ШКОЛА РОССИИ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова ФГОС Окружающий МИР Рабочая тетрадь Пособие для учащихся общеобразовательных организаций В двух частях Часть 2 2-е издание Москва «Просвещение» 2014 УДК 373.167.1:502 ББК 2я72 П38 Серия «Школа России» основана в 2001 году УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ — работаем в паре — работаем в группе — работаем со взрослыми — задание повышенной сложности — Приложение Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Задания, представленные в рабочей тетради, сориентированы на организацию учебной деятельности детей, в том числе на отработку наиболее существенных элементов содержания учебника, фиксацию результатов наблюдений, практических работ, а также творческую деятельность. В дополнение к рабочей тетради выпускается «Научный дневник» с заданиями, которые ребёнок с помощью взрослых выполняет в течение учебного года. ISBN 978-5-09-031685-9(2) ISBN 978-5-09-031684-2(общ.) © Издательство «Просвещение», 2013 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2013 Все права защищены Страницы ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ Начало истории человечества 1. Опиши (устно), что изображено на фотографии. ^ ‘ ’»Щ ■ i» ‘ ^ Вспомни, какая наука изучает прошлое человечества по находкам, полученным в результате раскопок. Впиши название в клеточки. 2. Прочитайте предложения на с. 3—4. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение. 1) Первобытные люди выдалбливали лодки из стволов деревьев. I I 2) Древние гончары украшали свои изделия орна-— ментами. 3) в первобытные времена люди изобрели алфавит. I I 4) Древние люди научились добывать огонь. I I 5) На стенах некоторых пещер есть рисунки, сделан-— ные первобытными людьми. 3. Рассмотри предметы, которые были найдены учёными при раскопках различных древних поселений. Какое общее название можно дать этим вещам с точки зрения историка? Напиши. 4. Изучая места поселений первобытных людей, учёные могут воссоздать облик жилищ той далёкой эпохи. Рассмотри рисунки. Как ты думаешь, где изображено более древнее жилище (напиши цифру 1), а где — более позднее (обозначь цифрой 2)? Мир ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ и БЛИЗКИЙ 1. о какой древней стране рассказывают эти изображения? Напиши. ( — . [L^ V» ’/ л © ж 2. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+». Что НЕ относится к истории Древнего Египта: фараон; Нил; I I Акрополь? Найдите название древнего города: I I Помпеи; Ц Карнак; Q Колизей. Что НЕ является архитектурным сооружением: I I Парфенон; Q Везувий; Пантеон? Найдите географическое название: иероглиф; пирамида; Нил. 3. Запиши, какая система летоисчисления существовала: а) в Древнем Египте —___________________________ б) в Древнем Риме —_____________________________ 4. Запиши римскими цифрами век, в котором мы живём. 5. Это задание подготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Узнай по фотографиям древние постройки. Подпиши их названия. Отметь (закрась кружок) фотографии тех храмов, которые посвящены богам древних народов. Средние века: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ и ЗАМКОВ 1. Папа Серёжи и Нади нарисовал средневе- А кового рыцаря и предлагает тебе «вооружить» его. Вырежи из Приложения рисунки предметов вооружения и правильно наклей их. Рядом с рыцарем нарисуй его замок. ¥: K и : ;■ 2. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение. I I 1) В Средние века жили искусные строители, соору-жавшие замки, соборы и целые города. I I 2) Одним из любимых зрелигц в Средневековье были рыцарские турниры. I I 3) В XV веке появился печатный станок. I I 4) Столица нашей Родины Москва возникла в Средние века. I I 5) Горожане в Средние века уточняли время суток по механическим башенным часам на главной пло- щади города. I I 6) Пятьсот лет назад люди научились делать изде-— ЛИЯ из глины. I I 7) Слово «рыцарь» появилось в Средние века. 3. Рассмотри фотографии. Найди изображения христианского, мусульманского, буддистского храмов, синагоги. Подпиши их. 1. 2. А 8 Новое время: ВСТРЕЧА Европы и Америки 1. Знаешь ли ты этих путешественников? Вырежи из Приложения их портреты и наклей в соответствующие окошки. ф X. Колумб Ф. Ф. Беллино- Ф. Магеллан М. П. Лазарев гаузен 2. Мудрая Черепаха предлагает вам решить, верны ли эти утверждения. Обведите «Да» или «Нет». V; 1) Первую кругосветную экспедицию воз- Да. главил Фернан Магеллан. Нет. 2) 1699 год относится к XVII веку. Да. 4 Нет. 3) Пароход был изобретён раньше, чем Да. Христофор Колумб открыл Америку. Нет. 4) В конце XIX века сообщения часто пе- Да. редавали по телеграфу. Нет. 5) Метро появилось в XIX веке. Да. Нет. 6) Антарктиду открыли русские путеше- Да. ственники. Нет. 7) В 1750 году из Парижа в Вену мож- Да. но было добраться по железной дороге. Нет. 3. Вырежи из Приложения и приклей над «лентой времени» рисунки изобретений в правильном порядке. 4. Наш любознательный Попугай предлагает тебе расшифровать название технического изобретения, сделанного в XIX веке. А А 1. МОНТЕ-КРИСТО 1. Впиши в клеточки слово — синоним слова «повозка». 2. Впиши первое слово названия знаменитого романа А. Дюма. о 5. Какой из российских городов возник в Новое время? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+». I I Москва I I Владимир I I Санкт-Петербург I I Великий Новгород 6. Подбери из текста учебника или придумай самостоятельно ключевые слова, которые отражали бы историю Нового времени. 10 Новейшее время: ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕГОДНЯ 1. Рассмотри фотографию. Напиши название организации, которая размеида-ется в этом здании. Почему перед зданием развеваются флаги? Запиши ответ. Есть ли там флаг нашей страны? 2. В каждом утверждении выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+». Мы ведём отсчёт истории Новейшего времени: с середины XIX века; с начала XIX века; с начала XX века. В Ю( веке НЕ был изобретён: компьютер; пароход; В XX веке появилась профессия: I I фотограф; летчик; В XX веке произошло: открытие Америки; покорение Северного и Южного полюсов; открытие Антарктиды. 12 апреля 1961 года: была создана Организация Объединённых Наций; Юрий Гагарин первым в мире побывал в космосе; Руал Амундсен покорил Южный полюс. видеомагнитофон. железнодорожник. 11 ПРОВЕРИМ СЕБЯ и ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ Выполни задания учебника на с. 206—210. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный — знак «-». Номер задания Мой ответ Правильный ответ Верно или неверно 1 О О 2 О О f 3 О о 4 о о 5 о о 6 о о 7 о о 8 о о 9 о о 10 о о Посчитай и запиши число верных ответов: __________. Соотнеси с таблицей в учебнике и раскрась соответствующий знак: Страницы истории России Жизнь ДРЕВНИХ СЛАВЯН 1. На контурной карте с помощью карты учебника (с. 35) раскрась различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне. Подпиши названия рек и морей. 13 0 2. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение. I I 1) Большую роль в жизни славян играли дары ле- — са — древесина, дичь, ягоды, мёд диких пчёл. I I 2) Селились славяне неподалёку от естественных во-доёмов. I I 3) Славяне были хорошими земледельцами. I I 4) Мир природы славяне считали живым и одушев- — лённым. I I 5) Славяне носили одежду из льна и шерсти. I I 6) Бога воды славяне представляли в виде человека — с головой крокодила. I I 7) Основным строите
uchebnik-skachatj-besplatno.com
ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь — Плешаков А.А. Новицкая М.Ю.
Иллюстрация к отрывку Ю.С. Рытхэу2. Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.
Можно нарисовать рисунки к произведениям
Иллюстрация к рассказу «Лесные домишки»
- Михаила Пришвина «Золотой луг»
- Ивана Тургенева «Бежин луг».
3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения. Запиши свою мысль.
Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, так как она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал сравнивал русскую культуру с волшебной горой.
ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ
Страница 28 — 31 — Карта — наш экскурсовод
1. Перед тобой контурная карта России. Сравни ее с картой в учебнике. В чем сходство и различия?
Ответ:
Контурная карта РоссииКарта в рабочей тетради более новая, современная. На ней полуостров Крым обозначен как часть Российской территории. На рисунке полуостров Крым выделен красным цветом.
В контурной карте нет названий городов, населенных пунктов, областей и краев.
Контурная карта не имеет раскраски территорий, на ней можно увидеть только сушу и море.
Для заполнения также будет полезна карта России.
Карта РФ2. Используя карту в учебники, обведи на контурной карте государственную границу России. Подпиши название столицы России.
3. Подпишите название своего родного города, а если живёте в селе — название главного города вашего региона. Ели город не обозначен на карте, нанесите его с помощь условного знака и подпишите. (При этом место расположения города можно показать приблизительно.)
4. Для обозначения полезных ископаемых используют условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Условные обозначения полезных ископаемых5. Из текста учебники (с.52) выпиши цифровые данные, характеризующие территорию России.
Россия занимает более 1/9 части суши Земли. Протяженность территории России с севера на юг свыше 4 тысяч км. Протяженность территории России с запада на восток — около 9 тысяч км.
Расскажи о территории России своим одноклассникам. Включи в рассказ данные, выписанные из учебника.
8 фактов о территории России
- Россия — самая большая страна в мире.
- Россия больше США в 1,8 раз.
- Площадь РФ приблизительно равна площади Плутона.
- Вечная мерзлота занимает 65% территории России.
- РФ омывается 12 морями.
- Озеро Байкал в Сибири — самое глубокое озеро на Земле.
- Уральские горы, расположенные на границы Европы и Азии, являются самыми древними горами в мире.
- Хибинские горы — самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.
Страница 32 — 33 — По равнинам и горам
1. Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.
2. Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.
Холм и гораНа рисунке слева изображен холм, а справа — гора. В самом низу находится подножье горы и холма, самый пик горы и холма — это вершина, а между вершиной и подножием находится склон.
3. С помощью карты учебника заполни таблицу.
Название горы | Высота горы |
---|---|
Эльбрус (Кавказские горы) | 5 642 метров |
Ключевская сопка (Камчатка) | 4 688 метров |
Белуха (Алтай) | 4 506 метров |
Народная (Уральские горы) | 1 895 метров |
Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.
4. Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.
Уральские горыАлтай5. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Кавказские горы — горная система между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Большой Кавказ простирается более чем на 1100 км. Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. Горы близ Сочи — Аишхо, Аибга, Чигуш, Псеашхо приняли участников зимних Олимпийских игр 2014 года.
Алтайские горы — сложная система самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Алтай расположен там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха (4509 м).
Западно-Сибирская равнина — равнина на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря, на юге простирается до Казахского мелкосопочника, на юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной ее границы до северной достигает почти 2500 км, ширина — от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн. км².
Страница 34 — 35 — В поисках подземных кладовых
Практическая работа «Изучение полезных ископаемых».
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.
Запишите: каменный уголь.
2. Установите свойства полезного ископаемого.. Запишите:
Каменный уголь — твердое полезное ископаемое, цвет — черный, непрозрачное, плотное, имеет блеск и слабый запах. Каменный уголь — горючее полезное ископаемое.
3. С помощью учебника заполните таблицу.
Сравнение нефти и природного газа
Признаки для сравнения — Нефть — Природный газ
Происхождение — Образовано из остатков растений и животных — Образовано из остатков растений и животных
Свойства — Густая, маслянистая, жидкая, темного цвета, с резким запахом — Бесцветный, легкий, горючий, без запаха.
Применение — Топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей — Топливо, пластмассы, волокна ценных материалов
Способы добычи — Буровые скважины — Скважины
Способы транспортировки — Нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры — Газопровод, танкеры-газовозы
Бережное отношение — Нельзя допускать разлива нефти при добыче и перевозке — Газ нужно экономить, не допускать утечку в быту.
Страница 36 — 37 — Наши реки
3. С помощью карты и текста учебника соедини лилиями названия рек и городов, которые на них построены.
Волга — Казань
Кама — Пермь
Ока — Коломна
Москва-река — Москва
Нева — Санкт-Петербург
Дон — Ростов-на-Дону
Обь — Новосибирск
Енисей — Красноярск
Лена — Якутск
Амур — Хабаровск
5. С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о какой-либо реке России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Волга — река в Европейской части России. Она является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет 3530 км, а площадь её водосборного бассейна — 1,361 млн км². На Волге расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. На Волге построено 8 гидроэлектростанций. Волга впадает в Каспийское море.
Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики (г. Эльбрус). Название реки в переводе с карачаево-балкарского языка означает «поднимающаяся, разливающаяся река» или «поток». Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи. Кубань впадает в Азовское море.
Енисей — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км. Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Название происходит от эвенкийского «Иоандези» — большая вода.
Страница 38 — 39 — Озера — краса Земли
2. О каких озерах идет речь?
Самое большое озеро нашей страны — Каспийское море.
Самое глубокое озеро России и всего мира — озеро Байкал.
Самое крупное озеро европейской части России и всей Европы — Ладожское озеро.
Второе по величине озеро европейской части России — Онежское озеро.
Одно из красивейших озер Восточно-Европейской равнины — озеро Селигер.
Одно из красивейших озер Алтая — Телецкое озеро.
3. На каких озерах находятся эти достопримечательности?
Валаамский монастырь — на Ладожском озере.
Деревянные церкви острова Кижи — на Онежском озере.
Страница 40 — 41 — По морским просторам
3. Используя информацию из текста учебника, заполни таблицу.
Особенности Белого и Черного морей
Особенности морей — Белое море — Черное море
Глубина — 350 м — 2210 м
Температура воды летом — от + 6 до + 15 — выше +25
Состояние моря зимой — Покрыто льдом — Не замерзает
4. Рассмотрите на фотографии Соловецкий монастырь — одну из святынь России. Напиши название моря на котором он находится.
Ответ: Белое море.
Расскажи, что ты знаешь об этом монастыре.
Соловецкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1429–1430-е годы, построен из камня св. Филиппом (Колычевым). При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (тюрьма). Монашеская жизнь возобновлена в 1990 году. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Страница 42 — 45 — С севера на юг
1. Перед тобой контурная карта природных зон России. Сравни ее с картой природных зон в учебнике. В чем сходство и различия?
Сходства: обозначена граница России, нанесены названия рек, озер, морей.
Различия: на контурной карте России полуостров Крым — уже Российская территория, на карте в учебнике — нет.
На карте в учебнике природные зоны обозначены разными цветами. На карте в учебнике нанесены названия городов
4. Используя карту в учебнике, закрась прямоугольники в соответствии с цветовым обозначением на карте природных зон…
См. учебник, стр. 74-75.
5. Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг:
1 арктические пустыни
2 тундра
3 тайга
4 смешанные и широколиственные леса
5 степи
6 пустыни
7 субтропики
7. Подумай, что бы тебе хотелось узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.
Вопросы:
Есть ли животные в арктической пустыне?
Бывает ли лето в арктической пустыне Тает ли там когда-нибудь снег?
Какие растения растут в тундре?
Почему Северное сияние бывает только на Севере?
Что растет в пустыне?
Чем питаются животные в пустыне? Где они находят воду?
Страница 46 — 47 — В ледяной пустыне
2. Прочитай текст учебника на стр. 78-79. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне арктических пустынь.
Ответ: Ледяная зона, острова Арктики, полярная ночь, полярный день, полярное сияние, снег, лед, ветер, низкая температура (до 60)
3. Знаешь ли ты животный мир арктических пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их. После проверки наклей картинки.
4. Представь, что ты находишься в зоне арктических пустынь в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.
5. Составь схему цепи питания, характерной для арктических пустынь.
Водоросли-рачки-рыбы-птицы
Рыбы-тюлени-белые медведи
Страница 48 — 49 — В холодной Тундре
2. Прочитай текст учебника на стр. 82-83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.
Опорные слова: холодная безлесная равнина, долгая зима, полярная ночь, полярный день, холодные ветры, многолетняя мерзлота, болота, озера.
4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки и правильно расположи их.
5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры.
Растения-лемминги-совы и песцы.
Ягель-северный олень-волк.
6. В дополнительной литературе, интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь сообщение. Запиши основные сведения. Укажи источник информации
Лемминги — грызуны, живущие в тундре. Они очень похожи на мышей, но немного крупней (10-15 см). У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. Лемминги меняют шубку зимой на светлую, белую, а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копыто-ласт. Лемминги устраивают свои гнезда прямо на земле. Питаются кустарничками и мхами, за сутки съедают вдвое больше своего веса.
Северный олень, живущий в тундре — это именно тот олень из сказки «Снежная королева», который нес Герду на Северный полюс. Северный олень — парнокопытное млекопитающее. Постоянно мигрирует, питается преимущественно лишайниками. Основной из них — ягель. Девять месяцев в году утоляет жажду снегом. Северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.
Страница 50 — 51 — Среди лесов
2. Рассмотри рисунок. Деревья тайги отметь зеленым цветом (закрась кружок), деревья широколиственного леса — желтым.
3. Придумай и нарисуй схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов. Деревья на схемах изображай в виде условных силуэтов.
4. Составь схему питания, характерную для тайги.
Растения-лоси и олени-бурый медведь.
Растения-полевка, бурундук, птицы, зайцы — рысь
5. В книге «Зеленые страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон. Запиши 1-2 интересных факта.
Белка. Белка живет в дупле или строит гнездо из веток и мха. Стенки гнезда толстые — до 50 см. При морозе в 10 градусов внутри гнезда бывает больше 10 градусов тепла. Главный корм белки — семена хвойных деревьев. Зимой этот зверек за день может опустошить 300 сосновых шишек.
Лиса. Хотя лису считают главным врагом зайца, ее основная пища — это мыши и полевки. Мышиный писк лисица может услышать за 100 метров. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Страница 52 — 53 — В широкой степи
2. Прочитай текст учебника на с. 90-91. выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о степной зоне.
Ответ: степь, засушливое лето, сухие ветры суховеи, пыльные бури, ливневые дожди, чернозем, распаханные поля.
3. Знаешь ли ты живой мир степей? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.
4. Ребята получили задание привести примеры степных животных. Кто из ребят ответил без ошибок?
Ответ: Тарас.
5. Составь схему питания, характерной для степи.
семена растений — хомяк — пустельга
Страница 54 — 55 — В жаркой пустыне
2. Прочитай текст учебника на с. 94-95. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.
Ответ: жаркое солнце, мало растений, голая земля, пустыня, песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, бедная почва, отсутствие воды, мало осадков.
3. Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.
4. Представь, что ты находишься в пустыне в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.
5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни.
верблюжья колючка — верблюд — жук-скарабей — ушастый ёж
С. 56-57. У ТЕПЛОГО МОРЯ
2. Прочитай текст учебника на с. 98-99. Найди в тексте объяснение причин теплых зим на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма. Запиши это объяснение своими словами.
Ответ: Черное море летом нагревается, а зимой отдает тепло. А высокие горы защищают от холодных ветров, поэтому зимы здесь теплые.
3. С помощью учебника начни заполнение таблицы.
Животные Черного моря и его побережья
Обитатели суши: Косуля Цикада Ящерица кавказская Бабочка подалирий Черепаха средиземноморская.
Обитатели суши, добывающие пищу в море: Чайка Баклан Утка-нырок Буревестник Морской краб.
Обитатели моря: Дельфин Медуза Мидия Рыбы: кефаль, ставрида, морской окунь, бычок, морской ерш, олеандровый бражник.
4. Составь схему питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, Южного берега Крыма.
Бабочки, цикады-богомол-ящерица
Рыба-бакланы и чайки.
5. Найди в интернете дополнительную информацию о растениях или животных побережья Черного моря. Запиши 2-3 интересных факта.
Афалина черноморская
Дельфины — это не рыбы, а млекопитающие! В Черном море 3 вида дельфинов, самые крупные — афалины, они же – самые распространенные обитатели дельфинариев.
Ученые давно изучают дельфинов, некоторые считают, что они обладают разумом. Опыты и наблюдения показывают, что у дельфинов есть свой язык, они зовут друг друга по имени.
Афалина живет до 30 лет, вес животного достигает 300 килограммов. Длина тела – до двух с половиной метров.
Дельфины питаются, в основном, рыбой, а также моллюсками. Ныряют на глубину до 200 метров.
Температура тела черноморского дельфина – 36,6 градусов, как у человека.
Страница 58 — 59 — Мы — дети родной Земли
1. По описанию карельской игры «Гуризех» («Отбивалы») нарисуйте ее схему.
2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запишите их.
Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.
Русские пословицы, подходящие по смыслу:
Сам пропадай, а товарища выручай.
Спасти товарища — спасти себя.
На товарища надейся и сам его выручай.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Личная выгода — что роса на траве, братская выгода — что небо высокое.
Пословицы, подходящие по смыслу:
Счастье Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Единство и братство — великая сила. (укр)
В красивом бору и сосны красивы
Пословицы, подходящие по смыслу:
Не место красит человека, а человек красит место.
Место славится человеком. (азерб.)
Всякая сосна своему бору шумит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Много разных земель, а родная всех милей.
Чему учат эти пословицы?
Пословицы учат любить людей, помогать им, на первое место ставить общие интересы, а потом свои, любить свою родину.
3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта.
Тут нужны или просто народные сказки о животных и растениях (репка, теремок, журавль и цапля и прочее), а лучше предания, которые объясняют происхождение названия растения, животного или места в вашей области.
К примеру, откуда пошло название цветка ромашка? На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман. Он делал для нее подарки своими руками, превращая каждый день жизни девушки в праздник! Однажды во сне Роману приснился простой, но очень нежный цветок — желтая серединка и белые лучики, расходившиеся в стороны от нее. Когда он проснулся, то сделал такой цветок и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы цветок был живой, настоящий. Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов. Но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Любит — не любит!»
Страница 60 — 61 — В содружестве с природой
1. Прочитайте описание игры сибирских народов «Олени». Поиграйте вместе с друзьями в эту игру.
Нарисуйте иллюстрацию к игре или скачайте фото игры, распечатайте и наклейте.
3. Ловля рыбы — традиционное занятие многих народов Сибири и дальнего Востока. С помощью атласа-определителя узнай названия этих рыб и подпиши. А как выглядит кета?
На рисунках горбуша и таймень. А вот кета:
Страница 62 — 63 — Как сберечь природу России
1. 1. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в арктических пустынях и тундре, выражены этими знаками.
Загрязнение морей и островов вредными веществами с проплывающих судов (мазут, различный мусор). Решение проблемы: Соблюдение специальных правил экипажами судов и туристами.
Загрязнение земли тундры нефтью при ее добыче. Решение проблемы: применять экологически безопасные методы добычи нефти.
Повреждение, разрушение почвы и растительного покрова тундры тяжелой транспортной техникой. Решение проблемы: использование транспорта на особых шинах сверхнизкого давления.
2. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в лесах, степях и пустынях, выражены этими знаками.
Чрезмерная вырубка леса, захламление леса после вырубки. Решение проблемы:Бережно относиться к лесам, на месте вырубки сажать новые деревья. Использование макулатуры вместо древесины.
Перевыпас скота в степной зоне приводит к исчезновению растений и разрушению почвы, к опустыниванию. Решение проблемы: соблюдать правила выпаса скота, не пасти скот долго на одном месте.
Из-за исчезновения растений в степи почва разрушается, и становится больше подвижных песков, которые засыпают дома и дороги. Решение проблемы: не допускать перевыпаса скота и исчезновение растений.
3. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в субтропической зоне, выражены этими знаками.
Загрязнение моря и берегов сточными водами и мусором с проплывающих судов. Решение проблемы: строительство очистных сооружений, соблюдение санитарных правил экипажами судов.
Незаконная вырубка горных лесов, уничтожение деревьев туристами. Решение проблемы: запрет на вырубку леса, власти должны строго следить за соблюдением законов по охране лесов.
Уничтожение животного и растительного мира отдыхающими. Решение проблемы: все люди должны бережно относиться к природе: не ловить насекомых, не делать надписи на стволах деревьев, не ломать веток, не срывать цветы.
Страница 64 — 67 — По страницам Красной книги
1. Подпишите рисунки животных арктических пустынь и тундры, занесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
2. Подпишите рисунки внесенных в Красную книгу России растений и животных лесных зон. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
3. Подпишите рисунки растений и животных степей и Черноморского побережья Кавказа, внесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
3. Познакомься с Красной книгой твоего региона. Запиши основные сведения о ней.
Название красной книги: «Красная книга Амурской области» (или Красная книга Краснодарского края и т.д.)
Сколько видов организмов разных групп внесено в Красную книгу твоего региона.
Страница 68 — 72 — По заповедникам и национальным паркам
1. С помощью учебника заполните таблицу.
Заповедники и национальные парки России
Природные зоны — Примеры заповедников и национальных парков
Зона арктических пустынь- Заповедник «Остров Врангеля», Большой Арктический заповедник
Зона тундры — Таймырский заповедник, Кандалакшский заповедник
Лесные зоны — Приокско-Террасный заповедник, Окский заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», Национальный парк «Мещёра»
Зона степей — Ростовский заповедник, Оренбургский заповедник, Даурский заповедник
Полупустыни и пустыни — Астраханский заповедник, Заповедник «Черные земли»
Зона субтропиков — Национальный парк «Сочинский», Кавказский государственный природный биосферный заповедник
2. Запиши краткие сведения для своего сообщения по заданиям на с. 119 учебника.
Заповедники и национальные парки — это особо охраняемые природные территории. В нашей стране они созданы в каждой природной зоне для того, чтобы сохранить редкие растения и животные.
В зоне Арктики — заповедник «Остров Врангеля». Его обитатели: белые медведи, моржи, овцебыки.
В тундре — Таймырский заповедник. Его обитатели: дикие северные олени, овцебыки.
Много заповедников расположено в лесной зоне (см. таблицу выше). Редкие животные этой зоны: зубры, лоси, кабаны, бобры и др. животные и птицы.
В зоне степей и лесостепей есть заповедники: Центрально-Черноземный, Ростовский, Оренбугргский, Даурский.
В зоне полупустынь и пустынь действуют заповедники: «Черные земли», «Астраханский заповедник». Редкие животные и птицы: сайгак, красавка, дрофа.
В субтропической зоне расположен национальный парк «Сочинский» и Кавказский государственный природный биосферный заповедник.
3. Если есть возможность, соверши с помощью интернета виртуальное путешествие по заповеднику (национальному парку). Подготовь сообщение о нем. Запиши основные сведения для своего сообщения.
Баргузинский заповедник
Баргузинский государственный природный биосферный заповедник находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района. Является старейшим заповедником России. Он был создан в 1917 году как соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года.
Расположен на западных склонах Баргузинского хребта (2840 м), включая северо-восточное побережье и часть акватории озера Байкал. Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала.
В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубки, черношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб.
Источник: Википедия, сайт Баргузинского заповедника
4. Если тебе приходилось бывать в заповедниках или национальных парках, напиши на отдельном листе рассказ о своих впечатлениях. Приклей фотографию.
Национальный парк «Сочинский»
Национальный парк «Лосиный остров»
Национальный парк «Валдайский»
Особо охраняемые природные территории России
5. Проект Чудесное путешествие по России
Если представится возможность, побывай в различных уголках нашей страны. Россия так велика и разнообразна, что даже за всю жизнь не побываешь везде.
Выполни рисунки или наклей фотографии твоего путешествия.
Эти фото можно распечатать и наклеить в Рабочую тетрадь:
Черноморское побережье.
В Крыму. «Ласточкино гнездо»
Путешествие по реке Волге.
Финский залив.
Чистые воды озера Байкал.
Донская степь.
Красная поляна зимой (Сочи).
Песчаные пляжи Анапы.
Для подготовки материала использовались информация с сайта: 7gy.ru
shkolnaiapora.ru
ГДЗ часть 1 (страница) 17 окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
Решение есть!- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Биология
gdz.ru