Когда и где стр. 36
1) Как обозначаются даты исторических событий?
События, которые произошли в недавнем прошлом, можно указать с точностью до дня. Например, 19 апреля 1994 года.
События, которые произошли в очень далёком прошлом, нужно указывать с обозначением века и года
Причём года пишутся арабскими цифрами, а века — римскими.
Например, X век до нашей эры. 321 год нашей эры.
2) Определи, в каком веке произошло каждое из этих событий: первое упоминание в летописи о Москве—1147 год; основание Санкт-Петербурга — 1703 год; твоё рождение.
- Основание Москвы приходится на XII век.
- Основание Санкт-Петербурга случилось в начале XVIII века.
- Я родилась в начале XXI века.
3) Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чём она может рассказать вам?
Историческая карта может рассказать о том или ином историческом событии.
По карте взятия Измаила мы можем узнать:
- Расположение города Измаил, на какой реке он находится, какой рельеф имеет окружающая местность. На ней показаны болота, леса, озеро, направление течения Дуная.
- Мы узнаём, как именно действовали русские войска, сколькими колоннами и с каких направлений они наступали. Узнаём о поддержке наступления русским флотом.
- Мы узнаём, как был укреплён Измаил, из каких частей он состоял, где были расположены артиллерийские батареи.
Обсудим!
Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения историка, используя знания, полученные на уроке?
Мир с точки зрения историка не просто состоит из различных исторических событий, он состоит из разных дат, в которые эти события происходили. Ведь мало знать, что какое-то событие произошло, важно точно указать когда и где именно оно случилось.
А также мир глазами историка представлен историческими картами, которые показывают, как происходило то или иное историческое событие.
Проверь себя
1. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»?
- Век — это период длиной в сто лет, веками измеряют промежутки истории человечества.
- Тысячелетие — период, длиной в тысячу лет или в десять веков. Тысячелетиями также измеряются промежутки истории человечества.
- Летосчисление — принятый порядок счёта лет и веков.
- Наша эра — период, который начался после рождения Иисуса Христа.
- До нашей эры — период, который длился до рождения Христа.
2. С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?
Об исторических событиях мы можем узнать с помощью исторической карты.
Задания для домашней работы
1) Узнай по году век: 1242 год — Ледовое побоище; 1380 год — Куликовская битва.
- Ледовое побоище — середина XIII века.
- Куликовская битва — конец XIV века.
2) Найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век (века).
- Князь Игорь (ок. 878-945) – IX-X века
- Александр Невский (1221-1263) – XIII век
- Дмитрий Донской (1350-1389) – XIV век
- Наполеон (1769-1821) – XVIII-XIX века
- Император Николай 2 (1868-1918) – XIX-XX века
- Юрий Гагарин (1934-1968) – XX век
На следующем уроке
Вспомни, что изучает наука экология.
Что делается на Земле для сохранения природы?Экология изучает взаимодействие природы и человека, связи в природе.
Человек создаёт заповедники и национальные парки, старается восстановить численность животных и растений, борется с загрязнением окружающей среды.
Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 16 – 19
Природа и наша безопасность
Ответы к стр. 16 — 19
1. Серёжа хочет знать, чего нельзя делать во время грозы. Самостоятельно или с помощью учебника допиши предложения.
Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов, решёток).
Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и т. д.).
Нельзя купаться во время грозы.
2. Муравей Вопросик — лесной житель — придумал для тебя задания. Выполни один из вариантов.
Вариант 1. Знаешь ли ты ядовитые растения? Вырежи из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. Наклей рисунки.
Вариант 1. Знаешь ли ты ядовитые грибы? Соедини линиями названия и рисунки. Проверь себя по учебнику.
3. На каком рисунке изображена гадюка? Закрасьте кружок. Какая змея показана на другом рисунке? Если не знаете, посмотрите в атласе-определителе «От земли до неба». Подпишите названия обеих змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с. 18.
Сравнение гадюки и ужа
Сходство: Ареалы обитания и ужа, и гадюки примерно совпадают. Оба вида живут в лесах, по берегам озёр, ручьев и рек, на лугах, полянах, болотах, в густых зарослях, в заброшенных строениях. Длина тела гадюки и ужа до 1 метра. Оба вида змей не нападают на человека первыми.
Различия: Гадюка – ядовитая змея. Вдоль спины у неё тянется чёрная полоса. Уж безобиден. У ужей по бокам головы – жёлтые пятна. Отличие в обитании ужа заключается в том, это этот вид змеи очень любит водоёмы. Укус гадюки ядовит, но для взрослого человека безопасен при условии правильно оказанной первой помощи. Укус ужа не ядовит.
4. По заданию учебника придумай и нарисуй условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.
5. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» подготовь сообщение о любых ядовитых растениях, грибах (по своему выбору). Запиши план сообщения.
План:
1. Мухомор красный.
2. Происхождение названия.
3. Вред и польза.
Сообщение ученика о мухоморе красном.
Красные, будто покрытые лаком шапки мухоморов с белыми хлопьями – остатками покрывала, точно матрешки в платочках с горошком, удивительно красивы на фоне яркой зелени. Часто их сшибают, и они лежат вверх ножками, обреченные на гибель. Это делают те, кто не умеет видеть красоту, или те, кто знает о мухоморе лишь то, что это – поганка. Он облачен в столь характерный наряд, что его можно перепутать с другими грибами лишь в исключительных случаях.
Во многих европейских языках название этого гриба происходит от старинного его способа применения – в качестве средства против мух.
Мухомором лечатся лоси.
У знакомого вам мухомора красного есть родные братья – мухомор пантерный и мухомор вонючий. У мухомора пантерного шляпка коричневая, его назвали так из-за расцветки, а мухомор вонючий весь белый, назвали его так из-за неприятного запаха.
6. С помощью книги «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники») впиши в таблицу названия опасных грибов-двойников.
Съедобный гриб | Опасный двойник |
Белый гриб | Желчный гриб, или ложный белый |
Опёнок летний | Ложноопёнок серно-жёлтый |
Опёнок осенний | Ложноопёнок кирпично-красный |
Шампиньон | Бледная поганка |
Ответы по окружающему миру.