Урок закрепления и открытия новых знаний «Язык – главный помощник в общении» , русский язык, 3 класс. | План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
Урок закрепления и открытия новых знаний
«Язык – главный помощник в общении»
3В класс, учитель Малышева Е.В.
Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».
Задачи урока:
Личностные:
— осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;
— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Предметные:
— воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
— находить дополнительную информацию;
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
— доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;
Метапредметные:
Познавательные:
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
— использовать словари для нахождения нужной информации.
Регулятивные:
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
— высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть, начинаем наш урок! (Презентация.)
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
(К.Д.Бальмонт).
— Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.
II. Актуализация знаний.
— Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.
Работа по учебнику.
Упр. 36, с.
31 – минутка чистописания.
— Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
(А.Н.Толстой).
— От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).
III. Словарная работа.
— Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).
Минус- плюс, огонь- вода,
Дерзкий- осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны. (В. Синицын).
Синонимы близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!
— Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое изучаются в разделе «лексика».
— Запишите слова в алфавитном порядке:
Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.
— Закончите определения:
Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… (синонимы).
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… (антонимы).
Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… (омонимы).
— Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).
— А что такое словосочетания?
— Замените словосочетания одним словом – синонимом (дети записывают в тетрадь):
Очень сильный дождь — … (проливной), очень тёмные тучи- … (мрачные), очень неаккуратный вид — … (неряшливый).
— Спишите, заменив прилагательные антонимами:
Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.
(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).
— Почему в предложениях мысль выражена не точно:
Принесите лук. (Овощ или оружие?).
Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).
— Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:
Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.
III. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?
-Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).
-Назовите лексическое значение слова.
-Составьте предложение с этим словом.
-Слово имеет и переносное значение. Колыбель- место возникновения, зарождения кого – либо «Возвращаются птицы в лесные свои колыбели…» — в каком значении употребляется слово?
-Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.
-Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.
-Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.
-Запишите под диктовку.
Всё она
Колыбель вам кто качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки кто дарит?
Мама золотая.
И. Косяков
-Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? (Золотая мама.)
Работа по учебнику С.31
-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? (Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей.) Нам это тоже знакомо.
-Чем занимаются учёные лингвисты?
-Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? (Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).
IV. Первичное закрепление знаний.
Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.
А.Есенина):
С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)
VI. Самостоятельная работа.
Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».
(Выборочная проверка).
VII. Физкультминутка.
Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.
VIII. Закрепление изученного материала.
— Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?
— Что такое определить лексическое значение слова?
— Что такое переносное значение слова?
— Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?
— На что нужно обращать внимание при написании сочинения?
IX. Подведение итогов урока.
— Кому сегодня было трудно?
— Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?
— Где можно применить полученные знания?
Х.
Рефлексия.
— Кто доволен своей работой?
— Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?
XI. Задание на дом.
Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).
— Спасибо за работу на уроке! До свидания!
ГДЗ по русскому языку 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 13 странице по предмету русский язык за 3 класс. Ответы на задания: 17, 18 и 19.
Учебник 2 часть — Страница 13.
Ответы 2022 года.
Номер 17.
Прочитайте.
Бразды́ пуши́стые взрыва́я,
Лети́т киби́тка удала́я;
Ямщи́к сиди́т на облучке́
В тулу́пе, в красном кушаке́.
А. Пушкин
- Найдите имена существительные. Что они обозначают?
Ответ:
Имена существительные и из значения: бразды – борозды; кибитка – повозка; ямщик – кучер; на облучке – козлы; тулуп – шуба; кушак – пояс.
- Какие из этих имен существительных не употребляются в современной речи и почему? Какие из них можно заменить данными синонимами?
Пояс шуба, повязка, кучер, козлы, борозды.
Ответ:
Данные слова не употребляются в современной речи, потому что предметы, которые они обозначают, больше не существуют.
- Спишите. Подчеркните неодушевленные имена существительные.
Ответ:
Бразды́ пуши́стые взрыва́я,
Лети́т киби́тка удала́я;
Ямщи́к сиди́т на облучке́
В тулу́пе, в красном кушаке́.
Номер 18.
Прочитайте. Какой частью речи является каждое слово?
Футболист, кормушка, цветник, оленёнок, фонарик, помощник, сибиряк, весельчак, тигрица, гнёздышко, звёздочка, доброта, контролёр, гордость.
Ответ:
Все слова – имена существительные, потому что они обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? или что?
- Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?
Ответ:
Футболист – спортсмен играющий в футбол; кормушка – место, где можно поесть; цветник – место, где растут цветы; оленёнок
– маленький олень; фонарик – маленький фонарь; помощник – тот, кто помогает; сибиряк – тот, кто живет в Сибири; весельчак – тот, кто веселится; тигрица – самка тигра; гнёздышко – маленькое гнездо; звездочка – маленькая звезда;
- От какого слова образовалось каждое имя существительное?
Ответ:
Футболист – футбол; кормушка – корм; цветник – цветок; оленёнок – олень; помощник – помощь, сибиряк – Сибирь; весельчак – веселье; тигрица – тигр; гнёздышко – гнездо; звёздочка – звезда; доброта – добро; контролёр – контроль; гордость – горд.
- Спишите. Выделите в словах суффикс, при помощи которого образовалось это имя существительное.
Ответ:
Номер 19.
Прочитайте.
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
И. Суриков
- Запишите по памяти. Проверьте себя.
- Скажите, каким членом предложения является каждое выделенное имя существительное в первой части сложного предложения.
Ответ:
(что?) месяц – подлежащее; сияет (над чем?) над селом – дополнение.
Рейтинг
← Выбрать другую страницу ←
Доцент кафедры русского языка, литературы и культуры Slavic Languages & Literatures — Пенсильвания-Питтсбург — (22007713) Кафедра славянских языков и литератур Университета Питтсбурга приглашает к приему заявок на внештатную преподавательскую должность в ранге доцента с августа 2023 года до утверждения бюджета. Кандидат наук. на славянском или родственном поле требуется во время назначения. Требуется владение английским и русским языками на уровне родного или близкого к родному (или выше уровня ACTFL), а также желательно знание второго славянского языка и литературы. Приветствуется опыт преподавания курсов русского языка, литературы и культуры в высшем учебном заведении Северной Америки. Кандидаты должны представить письмо-заявку, резюме, преподавательское портфолио, которое включает такие документы, как заявление о преподавании, репрезентативные оценки учащихся, образцы учебных мероприятий и оценок, а также учебные программы, а также имена и контактную информацию трех человек, способных предоставить конфиденциальную информацию. Школа искусств и наук имени Дитриха стремится создавать и поддерживать разнообразную в культурном отношении среду. Требуются отличные навыки межличностного общения и построения отношений, а также способность эффективно работать с широким кругом лиц и групп в поддержку разнообразного сообщества. 1. Преподавательское портфолио, которое включает такие документы, как заявление о преподавании, репрезентативные оценки учащихся, образцы учебных действий и оценок, а также учебные программы. 2. Заявление о разнообразии. Пожалуйста, также предоставьте отдельное описание того, как ваши исследования, преподавание и услуги демонстрируют приверженность разнообразию и инклюзивности. 3. Документ Word, в котором перечислены имена и контактная информация трех лиц, способных предоставить конфиденциальные профессиональные рекомендательные письма.Университет Питтсбурга стремится отстаивать все аспекты разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности в нашем сообществе. Это обязательство является фундаментальной ценностью Университета и имеет решающее значение, помогая нам продвигать нашу миссию, которая включает в себя привлечение и удержание разнообразной рабочей силы. Мы будем продолжать создавать и поддерживать среду, которая позволяет людям открывать, принадлежать, вносить свой вклад и расти, уважая при этом опыт, взгляды и уникальные личности всех. Университет Питтсбурга является работодателем, поддерживающим позитивные действия/равные возможности, и ценит равенство возможностей, человеческое достоинство и разнообразие. EOE, включая инвалидность/ветеринаров. Университет Питтсбурга требует, чтобы все участники программы Pitt (сотрудники и студенты) во всех кампусах были вакцинированы против COVID-19 или имели утвержденное исключение. Посетите коронавирус.pitt.edu, чтобы узнать больше об этом требовании. Категория назначения Полная обычная Кампус Питтсбург Обязательные вложения Сопроводительное письмо, биографические данные, другое (дополнительную информацию см. в публикации) =Америка%2FНью_Йорк |
Списки вакансий
Лектор/старший лектор I, русский язык
Йельский университет — Нью-Хейвен, Коннектикут
Факультет славянских языков и литератур Йельского университета приглашает к приему заявок на должность лектора/старшего лектора I по русскому языку.
Преподаватель русского языка и русской литературы или культуры
Университет Вирджинии — Шарлоттсвилль, Вирджиния
Факультет славянских языков и литератур Университета Вирджинии приглашает к приему заявок на трехлетнюю должность лектора с полной занятостью и с предполагаемой датой начала работы 23 августа 2023 года.
Приглашенный лектор, русский язык и культура
Университет Флориды — Гейнсвилл, Флорида
Департамент языков, литературы и культуры Университета Флориды, Колледж свободных искусств и наук, приглашает на постоянную, девятимесячную, ограниченную по времени работу приглашенного лектора по русскому языку и культуре, нач.
Преподаватель украинского языка
Гарвардский университет — Кембридж, Массачусетс
Кафедра славянских языков и литератур Гарвардского университета ищет кандидатов на должность преподавателя украинского языка. Ожидается, что назначение начнется 1 июля 2023 года, а обучение начнется в осеннем семестре 2023 года.
Ассистент, Преподавательский поток — CLTA — Сравнительное славяноведение
University of Toronto – Торонто, Канада
Кафедра славянских языков и литератур факультета искусств и наук Университета Торонто приглашает к подаче заявок на годичный контракт с ограниченным сроком действия (CLTA) в области сравнительного славистики .
Доцент кафедры России, Восточной Европы и Евразии
Oberlin College — Oberlin, Ohio
Краткое описание вакансии: Русское отделение и Учебный комитет по изучению России и Восточной Европы в Оберлинском колледже приглашают кандидатов на штатную должность преподавателя в Колледже искусств и наук на русском языке
Ассистент кафедры полонистики
Вашингтонский университет (Сиэтл) — Сиэтл, Вашингтон, WA
Факультет славянских языков и литератур Вашингтонского университета (Сиэтл) приглашает к участию в конкурсе на соискание звания профессора польских исследований имени Марии Котт.
Преподаватель русского языка
Boston University — Boston, MA
Факультет мировых языков и литературы Бостонского университета объявляет о приеме на должность лектора русского языка на полную ставку с 1 июля 2023 года. Эта должность представляет собой профессиональную карьеру с возможностью роста.
Программа обучения ILR OPI Tester
Американский совет по преподаванию иностранных языков — онлайн
ACTFL (Американский совет по преподаванию иностранных языков) ищет экспертов по следующим славянским и восточноевропейским языкам для участия в программе обучения ILR OPI Tester: албанский, боснийский, болгарский, Чеченский, Чешский, Эстонский, G
Доцент кафедры русских и цифровых гуманитарных наук
Университет Мэриленда, Колледж-Парк — Колледж-Парк, Мэриленд
Русская программа в Школе языков, литературы и культуры (SLLC) Университета Мэриленда, Колледж-Парк, приглашает на постоянную работу доцента русского языка со специализацией русский язык, лингвистика
Эту страницу ведет Юлия Волхонович.
Обязанности включают (i) преподавание широкого спектра специализированных, а также общеобразовательных курсов по русскому языку (все уровни), литературе и культуре, иногда в сравнительном контексте, (ii) наставничество студентов, (iii) активное участие в просветительской работе и культурное, а также интеллектуальное программирование и (iv) дополнительные служебные обязанности в Департаменте. Учебная нагрузка составляет шесть трехкредитных курсов в год.
Пожалуйста, также предоставьте отдельное описание того, как ваши исследования, преподавание и услуги демонстрируют приверженность разнообразию и инклюзивности. 3. Документ Word, в котором перечислены имена и контактная информация трех лиц, способных предоставить конфиденциальные профессиональные рекомендательные письма.
EOE, включая инвалидность/ветеринаров. Университет Питтсбурга требует, чтобы все участники программы Pitt (сотрудники и студенты) во всех кампусах были вакцинированы против COVID-19 или имели утвержденное исключение. Посетите коронавирус.pitt.edu, чтобы узнать больше об этом требовании.