Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Человек».
Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Человек».
Цель: показать отличие человека от других объектов живой природы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир; узнают о ступенях познания; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с заданиями; листы бумаги для игры в художников; памятки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
1) Подчеркни объекты живой природы
Человек, автомобиль, игрушка, вода, заяц, дом, береза, мухомор, облако, трясогузка, ветер.
2) Подчеркни объекты неживой природы.
Человек, автомобиль, игрушка, вода, заяц, дом, береза, мухомор, облако, трясогузка, ветер.
3) Прочитай текст. Над выделенными словами напиши, к объектам живой или неживой природы они относятся.
В полет
Мало приготовиться к зиме, надо еще подумать и о расселении. Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер плоды-парашютики и перенесет на необжитые земли. Нехитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки, — вода унесет семена. А что делать тем, кто растет в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоем? Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.
Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем…
По Н. Сладкову
2. Фронтальный опрос
— Что для вас значит природа?
(Ученики используют при ответе рабочую тетрадь (№ 5, с. 4).)
— Расскажите, что вы узнали о лишайнике. (Ответы учеников.) Ото мха, с которым его часто путают, лишайник отличается тем, что у него нет листьев. И еще — по цвету: мох всегда зеленый, а лишайник бывает серый, зеленовато-серый, бурый и даже черный, желтый, белый. Он очень неприхотлив и обладает способностью жить на голых скалах, в безводной пустыне и холодной тундре. Лишайники могут совершенно высохнуть, теряя почти всю воду, и продолжать жить, если получат влагу.
Ученые выяснили, что лишайник отличается от других растений тем, что это не один, а два совместно живущих растения: гриб и водоросль. Водоросли добывают питательные вещества из воздуха, а грибы получают воду и минеральные вещества, растворяя горные породы выделяемыми кислотами. Вот почему лишайники могут жить и на голых скалах. Лишайники — основной корм северных оленей, особенно ягель.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте записанные на доске названия объектов природы.
Можжевельник, подберезовик, осина, цапля, сосна, человек, бактерии, бекас, сыроежка.
— Разделите эти объекты на царства.
— Какое слово лишнее? (Человек.)
— Человек — это часть природы? Докажите. (Человек дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети, он умирает.)
— Почему человека нельзя отнести к какому-либо царству?
Итак, человек — часть природы, ее живого мира, и относится он к царству людей. Сегодня на уроке будем говорить о человеке.
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Человек — разумное существо
— Чем человек отличается от объектов живой природы? (Человек — разумное существо. )
— Как вы понимаете это выражение? (Только человек может думать, сравнивать, доказывать, убеждать.)
Среди животных тоже есть немало сообразительных существ (дельфины, собаки), но только человек обладает настоящим разумом. Благодаря этому люди создали особый мир — современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолеты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают все новые и новые ее тайны.
— Где же помещается у человека разум, где он «живет»? (В головном мозге.)
Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Состоит мозг из серого и белого вещества. Своими складками и извилинами он похож на половинку грецкого ореха без скорлупы. Эти извилины и глубокие морщинки нужны для того, чтобы в небольшом черепе уместить как можно больше серого вещества. Если расправить все складки, морщинки и извилины коры, то она займет весь наш стол. Мозг человека состоит из 14 млрд нервных клеток. Мы не можем по своему желанию уменьшить или увеличить свой рост, изменить цвет глаз и стать красивее, но можем стать умнее.
Сколько бы мы ни тренировались, нельзя одной рукой поднять трактор или прыгнуть вверх на пять метров. У человеческих сил есть предел. Но у мозга таких пределов нет. Поэтому и от вас зависит, будет ли он думать только о еде и спокойной жизни или обнаружит в бескрайней Вселенной новую, никому не известную звезду.
Внутренний мир человека.
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте первый абзац текста. Расскажите, что представляет собой внутренний мир человека.
(Учитель делает на доске следующую запись.)
Внутренний мир человека: чувства, характер, человеческие качества, переживания.
— Прочитайте на с. 12 слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского.
— Как вы понимаете это выражение?
Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука).
Ступени познания
Знания не даются человеку с рождения. Он познает мир в течение всей жизни.
— Как человек получает знания?
— Познание начинается с органов чувств. Какие органы чувств вы знаете?
— Отгадайте загадки.
• Книга-раздвига, по краям волосы, а в середине чудеса. (Глаза.)
• Какая доска не сохнет, не мокнет, не плесневеет? (Язык.)
• Между двух светил посредине один. (Нос.)
Ими все мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже:
Это неприлично. (Уши.)
Органы чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так происходит восприятие человеком окружающего мира.
— Что такое восприятие? (Восприятие — способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ. )
(Учитель делает на доске следующую запись.)
Ступеньки познания: восприятие,…
— Прочитайте два последних абзаца текста в учебнике на с. 12—13. О каких ступеньках познания в нем говорится?
— Что такое память? (Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания.)
— Что такое мышление? (Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы.)
— Что такое воображение? (Воображение — способность представить себе что-то мысленно.)
(Учитель дополняет запись на доске.)
Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение. Благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению человек познает мир во всем его многообразии, во всей его сложности.
V. Физкультминутка
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря!
(Шаги на месте. )
Пролетел веселый жук:
Ж-ж-ж!
(Взмахи руками.)
Гуси шеи выгибают:
Га-га-га!
(Круговые вращения головой.)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал:
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)
Зашептал в воде камыш:
Ш-ш-ш!
(Руки вверх, потянуться.)
И опять настала тишь:
Ш-ш-ш.
(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 6).
— Подчеркните слова, относящиеся к внутреннему миру человека.
— Какие слова вы подчеркнули? (Знания, характер, мечты, переживания, настроения, мысли.)
№2 (с. 6).
— Вспомните ступеньки познания, впишите их в клеточки.
2. Практические задания
(Ученики под руководством учителя выясняют, какой тип памяти у них лучше развит.)
Ученые определили, что память бывает разная. Идет урок. Учитель объяснил правило, и некоторые ученики сразу запомнили его. У таких ребят хорошая слуховая память.
Потом учитель записал правило на доске. Другие ученики прочитали его и тоже запомнили. У них хорошо развита память зрительная.
Третьи переписали правило в свою тетрадь. Им так легче запомнить материал. Этот вид памяти, связанный с двигательной активностью, называют моторной, или двигательной, памятью.
А бывает и смешанный вид памяти, при этом ученик запоминает лучше, когда прослушает текст, потом еще прочитает прослушанное и вспомнит рисунки в учебнике.
— Подумайте, что вы лучше запоминаете: образы предметов, рисунки, прочитанный текст или устный рассказ.
— Сделайте вывод, какая память у вас развита лучше.
Задание на развитие зрительной памяти
— Очень внимательно три раза прочитайте ряд из восьми слов, попытайтесь запомнить эти слова. Закройте написанное листом бумаги и письменно ответьте на вопросы.
(Слова напечатаны на карточках, которые раздаются учащимся, или записаны на доске.)
Соло, дом, стол, март, лапа, щека, дело, паром.
— Запишите второе слово с начала.
— Сколько в предложенных словах было существительных мужского рода?
— Правда ли, что вторым с конца было слово дело?
— Запишите слова, в которых повторяется одна и та же буква.
— Правда ли, что все восемь слов начинались с согласной?
— Какое слово было самым коротким?
— Сколько слов заканчивалось на букву о?
— К существительным какого склонения они относятся? Задание на развитие слуховой памяти
— Прослушайте следующие пары слов только один раз. Затем я буду называть первое слово пары, ваша же задача — вспомнить второе.
холод — тепло
тепло — мороз
лыжи — санки
мороз — красный
погода — прогулка
санки — горка
зима — весна
весна — ручьи
нос горка — дети
прогулка – горка
Задание на развитие моторной памяти
Поиграем в игру «Дискотека».
Разделитесь на две команды, выберите по два представителя от каждой. Они будут танцевать в течение 15 секунд, а остальные члены команды и жюри — внимательно наблюдать за ними. Задача другой пары — повторить движения танцоров как можно точнее, а жюри — оценить их двигательную память.
Задание на развитие ассоциативной памяти
А теперь поиграем в художников.
(Из детей выбирается ведущий, который заранее составляет список из 20 слов.)
Возьмите лист бумаги и расчертите его на 20 больших клеток. По сигналу «Начали!» ведущий будет называть слова и после каждого слова считать до трех. Пока он считает, вы должны успеть как угодно в одной из клеток зарисовать это слово для памяти. Пусть рисунок будет непонятным для других, лишь бы сам игрок смог потом по порядку повторить все названные предметы или явления. Выигрывает тот, кто запомнил больше всех слов. (Учитель проводит игру.)
— А теперь подсчитайте количество угаданных слов. 18 очков — хороший результат, 20 очков — наивысший результат.
— Какое задание вам было легче выполнить?
Не пытайтесь оценивать свою память по результатам лишь одного теста. Память может временно ухудшаться из-за утомления или плохого настроения.
К сожалению, еще не придумано такое лекарство, которое делало бы память хорошей. Но можно дать несколько советов, как развить и укрепить свою память.
(Учитель раздает ученикам памятки «Как укрепить память».)
Как укрепить память
Первое. Прежде всего, определи, какой тип памяти у тебя лучше развит. Потренируйся, понаблюдай, как тебе легче запоминать материал. Обычно у каждого человека из многих типов памяти сильнее развиты один или два, остальные — слабее. Чаще встречаются сочетания зрительно-слуховой и зрительно-двигательной памяти.
Второе. Необходимо тренировать все типы памяти, усваивать материал разными способами. Например, сегодня ты готовил задания, молча читая учебник, стараясь зрительно охватить и запомнить содержание статьи. Завтра проговаривай прочитанное вслух.
Третье. Перед усвоением нового материала сосредоточься и припомни, что тебе уже известно по данному вопросу. Если необходимо, просмотри этот материал в учебнике. Это поможет установить связь между уже усвоенным и новым материалом. Знания прочно останутся в памяти. Необходимое условие запоминания — понимание материала.
Приступая к изучению нового, необходимо сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, не отвлекаться.
Четвертое. Чередуй чтение и пересказ прочитанного материала по памяти. Если ты не можешь полно пересказать содержание, загляни в учебник. Потом перескажи, стараясь не заглядывать в текст. Когда ты только пробегаешь текст глазами, кажется, ты все знаешь. Но для припоминания нужно сделать усилие.
Пятое. Можно составлять план (устно или письменно) прочитанного текста, выделяя в каждой части главное. Потом просмотреть свой план и постараться запомнить последовательность его пунктов. В данном случае развивается смысловая память.
Шестое. Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков. В схематическом рисунке ты тоже выделяешь главное — значит, срабатывает смысловая память. А потом ты стараешься сам запомнить рисунок или схему, и тренируется зрительная память.
Однообразное повторение одного и того же вредно для запоминания, срабатывает тормоз. Мозг человека как бы отключается.
Итак, дело за тобой. Лучше, если ты не будешь откладывать на завтра и начнешь следовать этим советам уже сегодня.
Помни: главное — желание, настойчивость и сила воли, и тогда все получится!
VII. Рефлексия
— Понаблюдайте за своими сверстниками. Постарайтесь описать проявления внутреннего мира человека. За какие душевные качества вы цените этого человека?
(Ученики работают в парах. )
— Обсудите в группах, как формируется богатый внутренний мир человека.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о человеке?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 10—14, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 15.
2. Работая тетрадь: № 4 (с. 7).
AP Науки об окружающей среде – Студенты AP
Не студент?
Посетите AP Central, чтобы получить ресурсы для учителей, администраторов и координаторов.
AP Экология
Перейти к моей точке доступа
О курсе
Исследуйте и исследуйте взаимосвязи мира природы и анализируйте экологические проблемы, как природные, так и антропогенные. Вы примете участие в лабораторных исследованиях и полевых работах.
Примечание: Сохраняйте лабораторные журналы и отчеты; колледжи могут попросить вас увидеть их, прежде чем предоставить вам кредит.
Навыки, которым вы научитесь
Эквивалентность и предварительные условия
Эквивалент курса колледжа
Односеместровый вводный курс колледжа по наукам об окружающей среде
Рекомендуемые предварительные условия
Два года обучения в средней школе и лабораторных науках, включая науки о жизни , а также по крайней мере один год алгебры
Экзамен Дата
О модулях
Содержание курса, описанное ниже, организовано в виде общеизучаемых учебных модулей, которые предоставить одну возможную последовательность для курса. Ваш преподаватель может решить организовать курс контента по-разному в зависимости от местных приоритетов и предпочтений.
Содержание курса
Раздел 1: Живой мир: экосистемы
Вы начнете изучать планету Земля как единую систему, состоящую из региональных экосистем, состоящих из взаимозависимых экологических характеристик, процессов и отношений между видами.
Темы могут включать:
- Введение в экосистемы
- Наземные и водные биомы
- Основная производительность
- Циклы углерода, азота, фосфора и воды
- Трофические уровни
- Поток энергии в экосистеме и правило 10%
- Пищевые цепи и пищевые сети
6–8% от экзаменационного балла
Блок 2: Живой мир: биоразнообразие
Вы узнаете о важности биоразнообразия в экосистемах и о влиянии внешних факторов на эволюцию организмов.
Темы могут включать:
- Введение в биоразнообразие
- Экосистемные услуги
- Биогеография острова
- Экологическая устойчивость
- Естественные нарушения экосистем
- Экологическая преемственность
6–8% от экзаменационного балла
Раздел 3: Население
Вы узнаете, как популяции в экосистемах изменяются с течением времени, и какие факторы влияют на рост популяции.
Темы могут включать:
- Общие и специальные виды
- Кривые выживаемости
- Рост населения и доступность ресурсов
- Диаграммы возрастной структуры
- Динамика численности населения
10–15 % от экзаменационного балла
Блок 4: Земные системы и ресурсы
Вы будете изучать природные компоненты, составляющие окружающую среду, от геологических особенностей до атмосферы и климата.
Темы могут включать:
- Тектонические плиты
- Почвообразование и эрозия
- Атмосфера Земли
- Глобальные ветры
- География и климат Земли
- Эль-Ниньо и Ла-Нинья
10–15 % от экзаменационного балла
Раздел 5: Использование земли и воды
Вы узнаете, как люди используют и потребляют природные ресурсы, и как мы разрушаем экосистемы, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Темы могут включать:
- Трагедия общин
- Зеленая революция
- Типы и эффекты орошения
- Методы борьбы с вредителями
- Методы производства мяса и перелов
- Последствия добычи полезных ископаемых
- Урбанизация и экологический след
- Введение в устойчивые методы, включая севооборот и аквакультуру
10–15 % от экзаменационного балла
Блок 6: Энергетические ресурсы и потребление
Вы узнаете о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии, о том, где они используются, и об их влиянии на окружающую среду.
Темы могут включать:
- Источники энергии и виды топлива, включая ископаемое топливо, этанол и ядерную энергию
- Мировое потребление энергии и распределение природных ресурсов
- Природные источники энергии, включая солнечную энергию, энергию ветра, геотермальную и гидроэлектроэнергию
- Методы энергосбережения
10–15 % от экзаменационного балла
Раздел 7: Атмосферное загрязнение
Вы узнаете больше о загрязнении воздуха, в том числе о том, как его могут вызвать действия человека, и проанализируете законодательство, направленное на регулирование выбросов и улучшение качества воздуха.
Темы могут включать:
- Введение в загрязнение воздуха
- Фотохимический смог
- Загрязнение воздуха внутри помещений
- Методы снижения загрязнения воздуха
- Кислотный дождь
7–10% от экзаменационного балла
Раздел 8: Водное и наземное загрязнение
Вы изучите влияние загрязнения на экосистемы и научитесь определять его источник.
Темы могут включать:
- Источники загрязнения
- Воздействие человека на экосистемы
- Тепловое загрязнение
- Удаление твердых отходов и методы сокращения отходов
- Загрязнение и здоровье человека
- Патогены и инфекционные болезни
7–10% от экзаменационного балла
Модуль 9: Глобальные изменения
Вы поймете глобальное влияние местной и региональной деятельности человека, оцените и предложите решения.
Темы могут включать:
- Разрушение озонового слоя
- Глобальное изменение климата
- Потепление и закисление океана
- Инвазивные виды
- Воздействие человека на разнообразие
15%–20% от экзаменационного балла
Кризис COVID-19 и размышления о трансформации систем
Для многих из нас это был ошеломляющий опыт, когда мы корректировали свой распорядок дня, чтобы принять меры предосторожности, чтобы защитить себя, близких и соседей.
В разгар этой глобальной пандемии мы в режиме реального времени размышляем о том, как системы претерпевают крупномасштабные преобразования — как правительство, предприятия, школы, города и сообщества адаптируются и вносят фундаментальные изменения в существующие способы работы. Проблема системных изменений и, в частности, того, как образовательные инициативы масштабируются и распространяются, — это тема, которую мы в Центре всеобщего образования (CUE) изучали в наших лабораториях масштабирования в реальном времени в течение прошлого года.
До распространения COVID-19 мы с нашими партнерами размышляли о том, насколько сложно изменить систему: системы предпочитают статус-кво и часто требуют кризиса для трансформации. Мы, безусловно, наблюдаем за этим сегодня — многие страны медленно реагировали на глобальную пандемию, несмотря на значительные данные и советы экспертов о том, какие меры необходимы, — и приступили к действиям только после того, как масштабы вируса стали очевидны.
В то время как мир борется с реагированием на текущий кризис, мы поражены тем, что некоторые из тех же ключевых принципов, которые мы изучали в лабораториях масштабирования в реальном времени, могут также иметь значение для реагирования на эту пандемию. К ним относятся:
- Итеративное адаптивное обучение. Гибкость и способность к адаптации имеют решающее значение в то время, когда события развиваются быстро, и домохозяйствам, сообществам и лидерам приходится постоянно изо дня в день приспосабливаться к новой реальности. Ситуация также выдвинула на передний план более глубокое понимание важности надежных, высококачественных и своевременных данных для принятия решений, признавая при этом ограниченность существующих данных в представлении истинных масштабов быстро меняющегося кризиса. В то же время мы воочию наблюдаем то, что уже давно показала наука о поведении: одних данных не всегда достаточно, чтобы стимулировать изменения, поскольку взгляды, убеждения и поведение глубоко укоренились в людях и институтах.
- Участие нескольких участников. Этот кризис подчеркнул важную роль правительства в подготовке к кризису и реагировании на него, а также в обеспечении удовлетворения основных потребностей людей, особенно наиболее маргинализированных групп населения. Сейчас как никогда очевидна обязанность правительства предоставлять социальные услуги, системы социальной защиты и инвестиции в глобальные общественные блага. В то же время COVID-19 также подчеркнул, что правительство не может справиться с этим кризисом в одиночку; Управление ситуацией такого масштаба абсолютно требует коллективных усилий участников всей системы, объединяющих необычных подозреваемых из частного сектора, гражданского общества и лидеров сообщества для творческого сотрудничества. Например, чтобы помочь миллионам учеников продолжать учиться дистанционно, пока школы закрыты из-за COVID-19., Китай запустил национальную платформу онлайн-обучения для учащихся младших и старших классов средней школы и транслировал уроки начальной школы по общественному телевидению. Чтобы это цифровое решение работало бесперебойно для миллионов детей одновременно, крупные операторы связи и технологические компании сотрудничали с правительством для резервного копирования серверов и обеспечения достаточной пропускной способности. И еще до запуска платформы китайские технологические компании уже предлагали студентам бесплатные онлайн-курсы.
- Обмен знаниями и взаимное обучение.
- Инновации в образовании. Одним из положительных моментов этого кризиса вполне может стать переосмысление того, каким может и должно быть образование в 21 веке. Это может включать в себя удвоение инвестиций мирового сообщества для обеспечения непрерывных образовательных возможностей в ситуациях нестабильности и кризиса, а также дальнейшее изучение возможностей дистанционного обучения. Хотя технологии, безусловно, будут играть роль в пересмотре возможностей преподавания и обучения, особенно в поддержку возможностей виртуального обучения, мы также знаем, что технологии сами по себе не являются панацеей от будущих кризисов, и необходимо учитывать риски, связанные с тем, что технологии еще больше усугубят неравенство. . Нынешняя ситуация дает возможность нестандартно подумать о том, как наши системы образования могут наилучшим образом обеспечить возможности качественного обучения для наших детей, чтобы выжить и преуспеть в сегодняшнем быстро меняющемся и неопределенном мире.
Кризис COVID-19 уже имеет и будет иметь разрушительные последствия для отдельных лиц и сообществ по всему миру, которые нельзя недооценивать. В то же время кризис также предоставляет нам важную возможность узнать больше об основных принципах, лежащих в основе крупномасштабных трансформационных изменений, которые необходимы во многих системах образования по всему миру.