Учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему: Сборник практических работ по химии 8-11 класс к учебнику О.С. Габриелян
Практические работы по химии
8 класс
Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Инструктаж по технике безопасности.
Лабораторное оборудование
1. Устройство и принцип работы лабораторного штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)
|
2.Устройство и принцип работы спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)
1.Сосуд | 1. Снять колпачок |
2.Фитиль | 2. Проверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда |
3.Металлическая трубка с диском | 3. Зажечь спиртовку горящей спичкой (НЕЛЬЗЯ ЗАЖИГАТЬ СПИРТОВКУ ОТ ДРУГОЙ ГОРЯЩЕЙ СПИРТОВКИ!) |
4.Колпачёк | 4. Погасить спиртовку накрыв пламя колпачком. |
3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)
4.Фильтрование:
1. приготовить фильтровальную бумагу;
2. смочить фильтровальную бумагу;
3. вложить в воронку;
4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;
5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.
Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.
Практическая работа № 2 «Наблюдения за горящей свечой»
Опыт 1. Физические явления при горении свечи
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место?
Возьмите тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку. Что вы наблюдаете?
1. Парафин тает. Это плавление — физический процесс.
2. Стенки пробирки запотевают — это конденсация — физический процесс.
Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени
Возьмите тигельными щипцами кусочек жести (2×2 см) от консервной банки или предметное стекло, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро поднимите жесть (стекло), посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
В ту же пробирку быстро прилейте 2—3 мл известковой воды. Что наблюдаете? Дайте объяснение.
1. Появилось темное (черное) пятно — это сажа (углерод) образовавшийся при горении парафина.
2. На стенках пробирки конденсируется влага. Это конденсируется вода, один из продуктов горения парафина.
3. При приливании пробирку известковой воды она мутнеет:
Это говорит о том, что вторым продуктом горения парафина является углекислый газ.
Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи
Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу, Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени?
Прикрепите две свечи при помощи расплавленного парафина к картону (фанере, оргалиту). Зажгите их и накройте одну поллитровой банкой, другую — двухлитровой (можно взять химические стаканы различной вместимости). В каком случае свеча горит дольше? Почему?
Запишите уравнения реакций горения, если вещества, из которых состоит свеча, имеют формулы С16Н34 и С17h46.
1. Яркость пламени увеличилось, так как увеличился поток кислорода.
2. Свеча в большей банке горит дольше, так как в ней больше кислорода.
Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»
Опыт 1. Механический анализ почвы
В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над горелкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите две лакмусовые бумажки (красную и синюю), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
1. После испарения воды на стекле останется белый налет, это смесь веществ, растворившихся в воде во время перемешивания.
2. Универсальная лакмусовая бумажка не изменит свой цвет если раствор нейтральный, станет красной, если он кислый, и синей если он щелочной.
Опыт 3. Определение прозрачности воды
Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2—2,5 см, высотой 30—35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки.
Рекомендуется провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоема и сравнить результаты. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы.
Измеренная высота называется уровнем видимости.
Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды
Коническую колбу наполните на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 8.
Воспользуйся таблицей № 8 (стр. 183).
Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций»
Опыт 1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой
Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время выньте проволоку из пламени и счистите с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги. Опыт повторите несколько раз. Поместите полученный черный налет в пробирку и прилейте в нее раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что наблюдаете?
Образовалось ли новое вещество при накаливании меди? Запишите уравнение химической реакции и определите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди (II) с серной кислотой? Определите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции и запишите ее уравнение.
1. При прокаливании медной проволоки медь окислятся и образуется черный оксид меди (II). Это реакция соединения.
2. Образовавшийся оксид меди (II) растворяется в серной кислоте, раствор становится голубого цвета, образуется сульфат меди (II):
Это реакция обмена.
Опыт 2. Взаимодействие мрамора с кислотой
Положите в небольшой стакан 1—2 кусочка мрамора. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите ее в стакан.
Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Какие признаки химических реакций вы наблюдали? Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
1. Мрамор растворился в соляной кислоте, произошла химическая реакция:
Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III), а затем несколько капель раствора роданида калия KSCN — соли кислоты HSCN, с кислотным остатком SCN-.
Какими признаками сопровождается эта реакция? Запишите ее уравнение и тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Раствор стал ярко-красным, образовался роданид железа (III). Это реакция обмена.
Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция
В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия. Затем добавьте несколько капель раствора хлорида кальция. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Наблюдается выделение белого кристаллического осадка сульфата бария. Это реакция обмена.
Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Отмерьте мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды и влейте ее в коническую колбочку емкостью 100 мл.
Чайную ложку сахарного песка (или два кусочка) взвесьте на лабораторных весах, затем поместите его в колбочку с водой и перемешивайте стеклянной палочкой до полного растворения.
Теперь приступайте к расчетной части. Вначале рассчитайте массовую долю сахара в растворе. Необходимые данные у вас есть: масса сахара, объем воды, плотность воды примите равной 1 г/мл.
Вы также сможете рассчитать, сколько молекул сахара содержится в полученном растворе, используя известные вам соотношения:
9 класс
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения (по вариантам).
Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции ионного обмена запишите также в ионной форме.
Вариант 1.
Проведем следующие превращения:
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 3.
Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов»
Задание 1
В математике действует правило — «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Справедливо ли оно для химии? Проверьте это на примере следующего опыта.
Получите гидроксид алюминия по реакции обмена и докажите его амфотерный характер. Для этого вы можете использовать реакцию, уравнение которой
Проведите эту реакцию в двух вариантах, используя в каждом варианте одинаковые объемы исходных веществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляйте по каплям раствор другого реагента, затем поменяйте последовательность введения в реакцию реагентов. Наблюдайте, в каком случае выпадет осадок, а в каком — нет.
Объясните результаты и запишите уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах.
Задание 2
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция. Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Задание 3
Осуществите превращения согласно следующей схеме1:
1 Для осуществления второго превращения используйте хлорную воду.
Напишите уравнения соответствующих реакций и рассмотрите их с позиций окисления-восстановления. Проведите качественные реакции, подтверждающие наличие продуктов реакций. Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Задание 4
Получите сульфат железа (II) не менее чем тремя способами. Уравнения реакций ионного обмена запишите в ионной и молекулярной формах, а реакции замещения рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
Задание 5
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II). Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах.
Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
В выданных вам трех пробирках (варианты 1, 2 или 3) содержатся твердые вещества, а в трех других (вариант 4) растворы веществ.
Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
После этой части работы выполните одну-две экспериментальные задачи из следующего перечня (по указанию учителя).
Вариант 1
а) гидроксид натрия;
б) карбонат калия;
в) хлорид бария.
Вариант 2
а) карбонат кальция;
б) сульфат натрия;
в) хлорид калия.
Вариант 3
а) нитрат бария;
б) сульфат натрия;
в) карбонат кальция.
Вариант 4
а) хлорид натрия;
б) хлорид алюминия;
в) хлорид железа (III).
Задача 1. Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 2. Получите оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций, а уравнение реакции с участием электролита и в ионном виде.
Задача 3. Получите раствор алюмината натрия, исходя из хлорида алюминия. Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 4. Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Запишите уравнения проделанных реакций и разберите окислительно-восстановительные процессы.
Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Задача 1. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Задача 2. В пробирку поместите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
Задача 3. Налейте в две пробирки раствор сульфида натрия. Прилейте в одну из них хлорную воду, а в другую — бромную воду. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Хлорная и бромная вода — окислители, поэтому в обеих пробирках сульфид окислится до серы. Растворы обесцвечиваются.
Задача 4. Вам выданы три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 5. Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 6. С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 7. Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 8. Вам выданы три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»
Задача 1. Проведите реакции, с помощью которых можно доказать, что выданное вам в закрытых сосудах вещество является:
а) хлоридом аммония;
б) карбонатом натрия;
в) нитратом аммония;
г) нашатырным спиртом;
д) карбонатом кальция;
е) силикатом натрия.
Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 2. Докажите опытным путем, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций.
Задача 3. Докажите опытным путем, что:
а) в состав хлорида аммония входят ионы Nh5+ и Cl-;
б) в состав сульфата аммония входят ионы Nh5+ и SO42-.
Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 4. Получите аммиак из следующих солей:
а) хлорида аммония;
б) сульфата аммония;
в) нитрата аммония.
Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 5. Проведите реакции, которые выражаются сокращенными ионными уравнениями. Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 6. В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 1.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Вариант 2.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
Эта реакция является качественной на углекислый газ.
11 класс
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Получите, соберите, распознайте водород и проделайте опыты, характеризующие его свойства. Составьте уравнения соответствующих реакций.
В пробирку налили немного соляной кислоты и опустили гранулу цинка. Пробирку закрыли пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустили в другую пробирку, перевернутую вверх дном. Наблюдаем выделение пузырьков газа водорода. Спустя некоторое время вторую пробирку перевернули и поднесли осторожно горящую лучину. Водород сгорает, на стенках пробирки конденсируется вода.
Вариант 2. Получение, собирание и распознавание кислорода
Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
В пробирку насыпали немного перманганата калия, внутрь положили комочек ваты и закрыли ее пробкой с газоотводной трубкой. Затем укрепили пробирку на штативе так, чтобы конец трубки доходил до дна стакана, в котором будет собираться кислород. Нагрели пробирку, собрали полный стакан кислорода (полноту стакана проверяем по тлеющей лучине, она вспыхивает) и закрыли стакан картоном.
Вариант 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
Получите, соберите, распознайте углекислый газ и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций. Взяли кусок угля, раскалили его в пламени горелки и опустили его в сосуд с кислородом, он загорелся желто-синим пламенем.
Вариант 4. Получение, собирание и распознавание этилена
В пробирку, снабженную газоотводной трубкой, поместили смесь, состоящую из одной части безводного ацетата натрия и двух частей гидроксида натрия (безводного). Пробирку закрепили на штативе горизонтально и нагрели. Выделяющийся газ пропустили в отдельные пробирки с бромом и раствором перманганата калия. Растворы не изменяют своей окраски. Подожгли газ, выделяющийся из трубки, он горит синим несветящимся пламенем. В пробирку поместили немного концентрированной серной кислоты
nsportal.ru
Практические работы по химии 11 класс
Практические работы по химии для 11 класса
Практическая работа «Распознавание органических веществ».
Цель: повторить качественные реакции, характерные для органических веществ, закрепить навыки химического эксперимента.
Практическая работа
«Реакции ионного обмена. Гидролиз солей»
Цель работы: закрепить навыки составления реакций ионного обмена, повторить признаки протекания реакций ионного обмена до конца. Закрепить понятие «гидролиз солей». Опытным путём исследовать РН растворов солей. Закрепить навыки химического эксперимента, повторить правила техники безопасности.
Практическая работа «Качественный анализ органических соединений»
Инструкция к работе
Цель работы: выработать навыки по качественному определению углерода, водорода и хлора в органических соединениях
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №1»
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№2»
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№3»
Практическая работа «Качественный анализ органических соединений»
Инструкция к работе
Цель работы: выработать навыки по качественному определению углерода, водорода и хлора в органических соединениях
Оборудование, материалы: парафиновая свеча, держатель для пробирок, пробирки, химический стакан, медная спираль, спиртовка, дихлорэтан.
Задание №1 Качественное определение углерода в органических соединениях.
Зажгите парафиновую свечу. Внесите чистую пробирку в пламя свечи. Что вы наблюдаете? Поясните результаты опыта.
Задание №2 Качественное определение водорода в органических соединениях. Накройте чистым сухим стаканом горящую свечу. Что вы наблюдаете? Поясните результаты опыта.
Задание №3 Качественное определение хлора в органических соединениях.
Медную спираль прокалить на пламени спиртовки и внести в хлоропроизводное алкана .
Затем вновь внести в пламя спиртовки. Что вы наблюдаете?
Результаты опытов запишите в таблицу. Сформулируйте и запишите вывод.
№ Опыта | Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
1 | |||
2 | |||
3 |
Выводы:
kopilkaurokov.ru
Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии в 11 классе (базовый уровень) к УМК О.С.Габриеляна
Используется при проведении практических работ по химии к учебно-методическому комплексу О.С.Габриеляна в 11 классе на базовом уровне. Данные инструкции позволяют учащимся правильно оформить практическую работу, правильно сформулировать выводы по работе. Могут быть использованы при проведении практических работ и для УМК других авторов.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2»
Практическая работа №2
«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы»»
Цель: используя знания, полученные при изучении неорганической химии выполнить две экспериментальные задачи.
Оборудование и реактивы: растворы солей CuSO4, NaOH, HCl, AgNO3, NH4NCS, FeCl3, кристаллический MgCO3,
Ход работы.
№ | Что делали. | Уравнения реакций. | Наблюдения и выводы. |
Опыт 1. Подтверждение качественного состава вещества
Дан раствор хлорида железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить хлорид-ионы Cl¯ и ионы железа Fe3+.
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Сделайте вывод.
Опыт 2. Получение заданных веществ.
Выданы вещества: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида железа (III), кристаллический карбонат магния, железо.Пользуясь этими веществами, получите: а) гидроксид железа (III), б) гидроксид магния, в) медь.
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Сделайте вывод.
Просмотр содержимого документа
«практическая работа №1»
Практическая работа №1
Получение, собирание и распознавание газов
Цель: получить экспериментально некоторые газы.
Оборудование: гранулы цинка, соляная кислота, раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусок мрамора, раствор уксусной кислоты, раствор известковой воды, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумажка, спиртовка, пробирки, шпатель, стеклянная трубочка.
Ход работы:
Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1—2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?
2. Получение, собирание и распознавание кислорода
В пробирку объемом 20 мл прилейте 5—7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1—2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В пробирку налейте 1—2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
4. Получение, собирание и распознавание аммиака
В пробирку прилейте 1—2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
Просмотр содержимого документа
«практическая работа №3»
Практическая работа №3.
«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»
Цель: Научиться практически решать задачи на распознавание органических и
неорганических соединений.
Реактивы:
Задание №1: растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия; нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария, гидроксид натрия
Задание № 2: растворы хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия;
гидроксид натрия, нитрата серебра, сульфата меди
Задание № 3: растворы глюкозы, глицерина, белка; сульфата меди
Задание № 4: растворы ацетата натрия, нитрат аммония, сульфат калия; индикаторная бумага
Оборудование: пробирки, штативы, спиртовки, пробиркодержатели, индикаторная бумага, лучинка.
kopilkaurokov.ru
Практические работы по химии 8-11 класс Габриелян О.С.
Практические работы по химии 8 – 11 классы
№
Класс
Название практической работы
Дата
Источник
Стр.
1
8 класс
Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
16.02
«Химия 8 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.174
2
8 класс
Практическая работа №2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. Анализ почвы и воды.
18.02
«Химия 8 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.180
3
8 класс
Практическая работа №3. Признаки химических реакций.
25.02
«Химия 8 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.183
4
8 класс
Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и
определение массовой доли его в растворе.
02.03
«Химия 8 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.185
7
8 класс
Практическая работа №5.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
18.05
«Химия 8 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.241
8
8 класс
Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач.
20.05
«Химия 8 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.242
9
9 класс
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.
20.11
«Химия 9 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.84
10
9 класс
Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.
24.11
25.11
«Химия 9 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.84
11
9 класс
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
27.11
«Химия 9 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.86
12
9 класс
Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».
09.03
05.03
«Химия 9 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.186
13
9 класс
Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
12.03
10.03
«Химия 9 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.187
14
9 класс
Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.
16.03
12.03
«Химия 9 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.189
15
10 класс
Практическая работа № 1 Идентификация органических соединений
03.02
«Химия 10 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.180
16
10 класс
Практическая работа №2 Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон»
14.05
«Химия 10 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.181
17
11 класс
Практическая работа №1. Получение и распознавание газов (водород, кислород, углекислый газ)
13.11
«Химия 11 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.217
18
11 класс
Практическая работа №2 Свойства кислот
16.04
«Химия 11 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.219
19
11 класс
Практическая работа №3 Идентификация неорганических веществ
07.05
«Химия 11 класс» О.С.Габриелян– М.: Дрофа,2011
Стр.220
infourok.ru
Практические работы по химии 11 класс
Практическая работа № 1.
«Получение, собирание и распознавание газов».
Цели урока: проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания; продолжить формировать умения проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы из увиденного.
Оборудование: компьютер, презентация урока, пробирки, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки; растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор,
Ход урока.
I. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку групп учащихся, оборудования, класса; отметить в журнале отсутствующих учащихся; сообщить тему и цели урока).
II. Инструктаж по технике безопасности.
1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты? (При попадании на кожу человека или ткань, кислоты разрушают их).
2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи? (При попадании на кожу человека или ткань, щелочи разрушают их).
3. Таким образом, как необходимо обращаться с кислотами и щелочами? (Кислоты и щелочи необходимо брать трубкой и только в нужном количестве).
4. От чьей спиртовки можно зажечь свою? (Спиртовку нельзя зажигать от другой спиртовки. Её можно зажигать только спичкой).
Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.
III. Инструктаж по работе.
Практическую работу вы будите выполнять по инструкции.
В соответствии с вашим вариантом, дайте название практической работе, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно описываете свои действия и наблюдения, записываете уравнения химических реакций, делаете рисунок установки для получения указанного вам газа, записываете вывод по работе.
По окончании работы навести порядок на рабочем месте.
IV. Выполнение работы.
«Получение, собирание и распознавание кислорода».
|
Наполнять газом пробирку в течение 1 мин. Внести горящую лучинку в стакан. Наблюдать изменения. |
«Получение, собирание и распознавание углекислого газа».
|
|
«Получение аммиака»
Повторите правила безопасной работы со щелочами. Соблюдайте эти правила в процессе проведения химического эксперимента.
Получение, собирание и распознавание аммиака
1) Поместите в ступку по две ложки-дозатора хлорид аммония и гидроксида кальция каждого. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете?
2) Соберите прибор для получения аммиака: наберите в сухую пробирку не более ¼ ее высоты приготовленной смеси, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, укрепите пробирку в лапке штатива с небольшим наклоном к пробке. Наденьте сухую пробирку для собирания аммиака на газоотводную трубку, направленную вверх.
3) Нагревайте пробирку со смесью.
4) Поднесите влажную индикаторную бумажку к отверстию пробирки с аммиаком.
5) Прекратите нагревание. Снимите пробирку с аммиаком, не переворачивая ее, опустите ее отверстием вниз в стакан с водой. Закройте конец газоотводной трубки влажным ватным тампоном.
multiurok.ru
Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии в 11 классе (профильный уровень) к УМК О.С.Габриеляна
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
«Распознавание пластмасс и волокон»
Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон под номерами, спиртовка, спички, стеклянные палочки, тигельные щипцы, асбестовые сетки.
Распознавание пластмасс
В разных пакетах под номерами имеются образцы пластмасс. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какая пластмасса находится.
Полиэтилен. Полупрозрачный, эластичный, жирный на ощупь материал. При нагревании размягчается, из расплава можно вытянуть нити. Горит синеватым пламенем, распространяя запах расплавленного парафина, продолжает гореть вне пламени.
Поливинилхлорид. Эластичный или жесткий материал, при нагревании быстро размягчается, разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем, вне пламени не горит.
Полистирол. Может быть прозрачным и непрозрачным, часто хрупок. При нагревании размягчается, из расплава легко вытянуть нити. Горит коптящим пламенем, распространяя запах стирола, продолжает гореть вне пламени.
Полиметилметакрилат. Обычно прозрачен, может иметь различную окраску. При нагревании размягчается, нити не вытягиваются. Горит желтоватым пламенем с синей каймой и характерным потрескиванием, распространяя эфирный запах.
Фенолформальдегидная пластмасса. Темных тонов (от коричневого до черного). При нагревании разлагается. Загорается с трудом, распространяя запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.
Распознавание волокон
В разных пакетах под номерами содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными ниже данными, определите, под каким номером какое волокно находится.
Хлопок. Горит быстро, распространяя запах жженой бумаги, после сгорания остается серый пепел.
Шерсть, натуральный шелк. Горит медленно, с запахом жженых перьев, после сгорания образуется черный шарик, при растирании превращающийся в порошок.
Ацетатное волокно. Горит быстро, образуя нехрупкий, спекшийся шарик темно-бурого цвета. В отличие от других волокон растворяется в ацетоне.
Капрон. При нагревании размягчается, затем плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит, распространяя неприятный запах.
Лавсан. При нагревании плавится, из расплава можно вытянуть нити. Горит коптящим пламенем с образованием темного блестящего шарика.
Содержание работы:
Цвет, внешний вид.
Горит или нет. Характер горения. Запах.
Запишите формулы исходных веществ и формулы полимеров образцов
К какому классу относятся данные образцы волокон
kopilkaurokov.ru
Решебник базовый уровень по Химии за 11 класс Габриелян О.С. на Гитем ми
ГДЗ 11 класс Химия Габриелян О. С.автор: Габриелян О.С..
Данное пособие содержит решебник (ГДЗ) базовый уровень по Химии за 11 класс . Автора: Габриелян О.С. Издательство: Дрофа. Полные и подробные ответы к упражнениям на Гитем
Ответы к рабочей тетради по химии за 11 класс Габриелян, Яшукова можно скачать здесь.
ГДЗ к учебнику по химии 11 класс Габриелян, Остроумов( углубленный уровень) можно скачать здесь.
ГДЗ к учебнику по химии 11 класс Габриелян, Лысова (углубленный уровень) можно скачать здесь.
ГДЗ к рабочей тетради по химии за 11 класс Габриелян О.С. (базовый уровень) можно скачать здесь.
Глава первая. Строение вещества
§ 1. Основные сведения о строении атома
1 2 3 4 5 6 7 8 9§ 2. Периодический закон и строение атома
1 2 3 4 5 6 7 8 9§ 3. Ионная химическая связь
1 2 3 4 5 6 7 8 9§ 4. Ковалентная химическая связь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13§ 5. Металлическая химическая связь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10§ 6. Водородная химическая связь
1 2 3 4 5 6 7 8 9§ 10. Твёрдые вещества
1 2 3 4 5 6 7 8 9§ 11. Дисперсные системы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11§ 12. Состав вещества. Смеси
1 2gitem.me