Конспекты по физике 11 класс мякишев – Конспекты Физика 11 класс

Содержание

План-конспект по физике на тему: 11 класс

                                                     УРОК ПО ФИЗИКЕ № 3.

 11 класс

Тема урока: Уравнение свободных гармонических колебаний в контуре.

Цель урока: вывод основного уравнения электромагнитных колебаний, законов изменения заряда и силы тока, получения формулы Томсона и выражения для собственной частоты колебания контура.

                                                                                  Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Опрос домашней темы по следующему плану :

  • понятие электромагнитных колебаний;
  • понятие энергии колебательного контура;
  • соответствие электрических величин механическим величинам при колебательных процессах.

(Для повторения и закрепления необходимо еще раз продемонстрировать модель аналогии механических и электромагнитных колебаний).

3. Итоги диктанта.  Разбор ошибок.

4.  Объяснение новой темы.

        На прошлых уроках мы выяснили, что электромагнитные колебания, во-первых, являются свободными, во-вторых, представляют собой периодическое изменение энергий магнитного и электрического полей. Но кроме энергии при электромагнитных колебаниях меняется еще и заряд, а значит и сила тока в контуре и напряжение. На этом уроке мы должны выяснить законы, по которым меняются заряд, а значит сила тока и напряжение.

        Итак, мы выяснили, что полная энергия колебательного контура, в любой момент времени, равна сумме энергий магнитного и электрического полей:  . Считаем, энергия не меняется со временем, то есть контур – идеальный. Значит, производная полной энергии по времени равна нулю, следовательно, равна нулю сумма производных по времени от энергий магнитного и электрического полей:

, то есть .

        Знак минус в этом выражении означает, что когда энергия магнитного поля возрастает, энергия электрического поля убывает и наоборот. А физический смысл этого выражения таков, что скорость изменения энергии магнитного поля равна по модулю и противоположна по направлению скорости изменения электрического поля.

        Вычисляя производные, получим

.

        Но   ,   поэтому    и  — мы получили уравнение, описывающее свободные электромагнитные колебания в контуре. Если теперь мы заменим q на x,  х’’=ах на q’’, k на 1/C, m на L, то  получим уравнение  

,

описывающее колебания груза на пружине. Таким образом, уравнение электромагнитных колебаний имеет такую же математическую форму, как уравнение колебаний пружинного маятника.

        Как вы видели на демонстрационной модели, заряд на конденсаторе меняется периодически. Необходимо найти зависимость заряда от времени.

        Из девятого класса вам знакомы периодические функции синус и косинус. Эти функции обладают следующим свойством: вторая производная синуса и косинуса пропорциональна самим функциям, взятым с противоположным знаком. Кроме этих двух, никакие другие функции этим свойством не обладают. А теперь вернемся к электрическому заряду. Можно смело утверждать, что электрический заряд, а значит и сила тока, при свободных колебаниях меняются с течением времени по закону косинуса или синуса, т. е. совершают гармонические колебания. Пружинный маятник также совершают гармонические колебания (ускорение пропорционально смещению, взятому со знаком минус).

        Итак, чтобы найти явную зависимость заряда, силы тока и напряжения от времени, необходимо решить уравнение

,

учитывая гармонический характер изменения этих величин.

        Если в качестве решения взять выражение типа q = qm cos t , то, при подстановке этого решения в исходное уравнение, получим q’’=-qmcos t=-q.

Поэтому, в качестве решения необходимо взять выражение вида

q=qmcosωot,

где qm – амплитуда колебаний заряда (модуль наибольшего значения колеблющейся величины),

ωo = — циклическая или круговая частота. Ее физический смысл –

число колебаний за один период, т. е. за 2π с.

        Период электромагнитных колебаний – промежуток времени, в течение которого ток в колебательном контуре и напряжение на пластинах конденсатора совершает одно полное колебание. Для гармонических колебаний Т=2π с (наименьший период косинуса).

        Частота колебаний – число колебаний в единицу времени – определяется так: ν =  .

 Частоту свободных колебаний называют собственной частотой колебательной системы.

 Так как ωo= 2π ν=2π/Т, то Т= .

Циклическую частоту мы определили как ωo = , значит для периода можно записать

Т=  = — формула Томсона для периода электромагнитных колебаний.

Тогда выражение для собственной частоты колебаний примет вид

.

Нам осталось получить уравнения колебаний силы тока в цепи  и напряжения на конденсаторе.

        Так как , то при q = qm cos ωo t получим U=Umcosωot. Значит, напряжение тоже меняется по гармоническому закону. Найдем теперь закон, по которому меняется сила тока в цепи.

По определению ,

но q=qmcosωt, поэтому

,

где π/2 – сдвиг фаз между силой тока и зарядом (напряжением). Итак, мы выяснили, что сила тока при электромагнитных колебаниях тоже меняется по гармоническому закону.

 (Посмотрим на рисунок учебника, там вы видите графики зависимости заряда и напряжения на конденсаторе и силы тока в цепи от времени. На графиках хорошо видно, что сила тока сдвинута относительно заряда на π/2). 

Мы рассматривали идеальный колебательный контур, в котором нет потерь энергии и свободные колебания могут продолжаться бесконечно долго за счет энергии, однажды полученной от внешнего источника. В реальном контуре часть энергии идет на нагревание соединительных проводов и нагревание катушки. Поэтому свободные колебания в колебательном контуре являются затухающими

5. Закрепление новой темы – решение задач.

1.Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура?  

2.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=444 пФ и катушка индуктивностью L=4мГн.

На какую частоту настроен контур?

3.Как изменится период и частота колебаний в контуре, если индуктивность увеличить в 4 раза, а емкость – в 16 раз?  

6. Выставление оценок в журнал.

7. Дом. задание.

nsportal.ru

Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс

Поурочные разработки к учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева

Основы электродинамики

Глава 1. Магнитное поле

Урок 1. Взаимодействие токов. Магнитное поле

Урок 2. Магнитное поле и его характеристики

Урок 3. Закон Ампера и его применение

Урок 4. Решение задач. Сила Ампера

Урок 5. Лабораторная работа по теме «Оценка модуля вектора магнитной индукции подковообразного магнита»

Урок 6. Сила Лоренца

Урок 7. Применение силы Лоренца

Урок 8. Решение задач. Сила Лоренца

Урок 9. Магнитное поле вещества. Магнитное поле Земли

Урок 10. Контрольная работа. Электрический заряд и электромагнитное поле

Глава 2. Электромагнитная индукция

Урок 11. Индукция электрического поля. Правило Ленца

Урок 12. Закон электромагнитной индукции

Урок 13. Лабораторная работа по теме «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок 14. Решение задач. Законы электромагнитной индукции

Урок 15. Вихревое электрическое поле. ЭДС-индукции в движущихся проводниках

Урок 16. Самоиндукция

Урок 17. Решение задач

Урок 18. Решение экспериментальных задач

Урок 19. Решение задач

Урок 20. Решение качественных задач

Урок 21. Контрольная работа

Колебания и волны

Глава 3. Механические колебания

Урок 22. Динамика свободных колебаний

Урок 23. Решение задач по теме «Механические колебания»

Урок 24. Вынужденные колебания. Резонанс

Урок 25. Колебательная система под действием внешних сил

Урок 26. Лабораторная работа по теме «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Урок 27. Решение задач по теме «Механические колебания»

Урок 28. Решение экспериментальных задач

Глава 4. Электромагнитные колебания

Урок 29. Колебательный контур

Урок 30. Переменный электрический ток

Урок 31. Сопротивление в цепи переменного тока

Урок 32. Лабораторная работа по теме «Измерение силы тока в цепи с конденсатором»

Урок 33. Лабораторная работа по теме «Измерение индуктивного сопротивления катушки»

Урок 34. Автоколебания

Урок 35. Лабораторная работа по теме «Исследование электрических схем с индуктивными, емкостными и активными элементами»

Урок 36. Решение задач

Урок 37. Решение экспериментальных задач

Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии

Урок 38. Генераторы тока

Урок 39. Трансформатор. Передача электроэнергии

Урок 40. Лабораторная работа по теме «Определение числа витков в обмотках трансформатора»

Урок 41. Производство, передача и использование электрической энергии

Урок 42. Решение задач по теме «Электромагнитные колебания. Переменный ток»

Урок 43. Электрификация России

Глава 6. Механические волны

Урок 44. Распространение волн в упругой среде

Урок 45. Стоячие волны

Урок 46. Периодические волны

Урок 47. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука

Урок 48. Решение экспериментальных задач

Урок 49. Волны. Решение задач

Урок 50. Контрольная работа по теме «Механические и звуковые волны»

Глава 7. Электромагнитные волны

Урок 51. Электромагнитное поле

Урок 52. Электромагнитные волны

Урок 53. Открытие электромагнитных волня

Урок 54. Создатели беспроводной связи. Радио

Урок 55. Принцип радиосвязи

Урок 56. Лабораторная работа по теме «Сборка простейшего радиоприемника»

Урок 57. Блицтурнир по теме «Механические и электромагнитные волны»

Урок 58. Влияние искусственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы

Урок 59. Обобщающий познавательно-развлекательный урок

Оптика

Глава 8. Световые волны

Урок 60. Развитие взглядов на природу света

Урок 61. Опытное определение скорости света

Урок 62. Преломление света

Урок 63. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

Урок 64. Решение задач на тему «Преломление света на плоской границе»

Урок 65. Решение задач

Урок 66. Полное внутреннее отражение

Урок 67. Решение задач

Урок 68. Лабораторная работа по теме «Измерение показателя преломления стекла»

Урок 69. Линзы. Построение в линзах. Формула линзы

Урок 70. Решение задач по теме «Собирающая линза»

Урок 71. Решение задач по теме «Рассеивающая линза»

Урок 72. Лабораторная работа по теме «Определение фокусного расстояния линзы»

Урок 73. Глаз. Лупа

Урок 74. Лабораторная работа по теме «Изучение моделей оптических приборов»

Урок 75. Решение задач по теме: «Оптика»

Урок 76. Лабораторная работа по теме «Определение разрешающей способности глаза»

Урок 77. Контрольная работа по теме: «Оптика»

Урок 78. Дисперсия света

Урок 79. Интерференция и ее применение

Урок 80. Дифракция

Урок 81. Лабораторная работа по теме «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Урок 82. Дифракционная решетка

Урок 83. Лабораторная работа по теме: «Измерение длины световой волны»

Урок 84. Поперечность световых волн. Поляризация света

Урок 85. Урок-игра. Конкурс умников и умниц по теме: «Оптика»

Глава 9. Элементы теории относительности

Урок 86. Постулаты специальной теории относительности

Урок 87. Релятивистский закон сложения скоростей

Урок 88. Относительность времени

Урок 89. Замедление времени

Урок 90. Взаимосвязь массы и энергии

Урок 91. Контрольная работа по теме: «Релятивистская механика»

Глава 10. Излучение и спектры

Урок 92. Виды излучений. Источники света

Урок 93. Лабораторная работа по теме: «Использование зависимости мощности теплового излучения тела от его температуры»

Урок 94. Спектры и спектральный анализ

Урок 95. Лабораторная работа по теме «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Урок 96. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

Урок 97. Рентгеновские лучи

Урок 98. Шкала электромагнитных волн

Урок 99. Игра «Что? Где? Когда»

Квантовая физика

Глава 11. Световые кванты

Урок 100. Квантовая физика

Урок 101. Фотоэффект

Урок 102. Решение задач

Урок 103. Лабораторная работа по теме: «Измерение работы выхода электрона при фотоэлектрическом эффекте»

Урок 104. Фотоны

Урок 105. Решение задач

Урок 106. Самостоятельная работа

Урок 107. Фотоэлементы и их применение

Урок 108. Контрольная работа по теме «Волновые и квантовые свойства света»

Урок 109. Давление света

Урок 110. Химическое действие света

Глава 12. Атомная физика

Урок 111. Строение атома. Опыты Резерфорда

Урок 112. Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора

Урок 113. Лазеры

Урок 114. Урок-игра «Своя игра»

Глава 13. Физика атомного ядра

Урок 115. Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер

Урок 116. Экспериментальные методы исследования частиц

Урок 117. Лабораторная работа по теме: «Изучение треком заряженных частиц»

Урок 118. Строение атомного ядра

Урок 119. Правило смещения

Урок 120. Ядерные силы, ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс

Урок 121. Закон радиоактивного распада

Урок 122. Нейтрон

Урок 123. Деление ядер урана

Урок 124. Решение задач

Урок 125. Решение задач

Урок 126. Контрольная работа по теме «Ядерная физика»

Урок 127. Цепная ядерная реакция

Урок 128. Термоядерные реакции

Урок 129. Ядерный реактор

Урок 130. Атомная энергетика

Урок 131. Биологическое действие радиоактивного излучения

Глава 14. Элементарные частицы

Урок 132. Зарождение физики элементарных частиц

Урок 133. Элементарные частицы, их классификация

Урок 134. Урок-игра «Поле чудес» по теме: «Атомная физика и физика атомного ядра»

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

Урок 135. Физика и Вселенная

Поурочные разработки к учебнику В. А. Касьянова

Урок 1. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока

Урок 2. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов

Урок 3. Основные представления электронной теории металлов. Постоянный ток в проводнике

Урок 4. Сопротивление проводника

Урок 5. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

Урок 6. Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи»

Урок 7. Строение силы. ЭДС. Закон Ома для полной цепи

Урок 8. Решение задач

Урок 9. Закон Джоуля-Ленца

Урок 10. Решение задач по теме: «Закон Джоуля-Ленца»

Урок 11. Лабораторная работа по теме: «Определение электрического сопротивления»

Урок 12. Решение задач

Урок 13. Лабораторная работа по теме «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Урок 14. Контрольная работа

Урок 15. Электрический ток в электролитах

Урок 16. Электролиз. Законы Фарадея

Урок 17. Полупроводники

Урок 18. Термоэлектрическая эмиссия и электровакуумные приборы

compendium.su

Астрономия. 11 класс — Конспекты по учебнику «Физика-11» (Мякишев, Буховцев, Чаругин)

Астрономия. 11 класс — Конспекты по учебнику «Физика-11» (Мякишев, Буховцев, Чаругин)

Здесь представлены конспекты по учебнику «Физика. 11 класс» — базовый и профил. уровни, авторы Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин.

Солнечная система


  • § 116. Видимые движения небесных тел ………. смотреть
  • § 117. Законы движения планет ………. смотреть
  • § 118. Система Земля—Луна ………. смотреть
  • § 119. Физическая природа планет и малых тел солнечной системы ………. смотреть

Солнце и звезды


  • § 120. Солнце ………. смотреть
  • § 121. Основные характеристики звезд ………. смотреть
  • § 122. § 123. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности.
    Эволюция звезд ………. смотреть

Строение Вселенной


Кратко о солнечной системе и строении Вселенной ………. смотреть

Знаете ли вы?

Знаете ли вы, что физику процесса полировки пытался прояснить еще И. Ньютон, однако лишь недавние исследования пролили на него свет. Оказывается, при сильном нажиме удаляются целые кусочки материала с полируемой поверхности, при слабом — лишь отдельные молекулы.

…выведенное в 1873 году Ван-дер-Ваальсом уравнение состояния реального газа применимо и к не очень плотной жидкости, например к воде. Это подтверждал и заголовок статьи Ван-дер-Ваальса — «О непрерывности состояния жидкости и газа».

… водомерка, опираясь на воду кончиками лапок, не смачиваемых водой, способна не только скользить по воде, но и делать громадные прыжки, не прорывая поверхностного слоя.

… длинный цилиндрический слой жидкости неустойчив. Об этом словно известно пауку, формирующему нить паутины: липкая жидкость образует цилиндрическую оболочку вокруг сердцевины нити и вскоре распадается на крошечные шарики, к которым и прилипают насекомые.

… молекулярные силы быстро изменяются с расстоянием. Притяжение молекул при увеличении расстояния между ними в 2 раза ослабевает в 128 раз!

… «растащить» молекулы кислорода по затратам энергии раз в 50 легче, чем «разорвать» саму молекулу.

… представления, разработанные в одной области физики, часто удачно «кочуют» в другие. Так, рассматривая ядро урана как жидкую заряженную каплю. Я. И. Френкель показал в 1939 году, что она должна обнаружить колоссальное поверхностное натяжение. Такая, капельная, модель ядра позволила объяснить, например, как происходит деление ядер урана.

… абсолютно чистые и гладкие поверхности при соприкосновении могут сами собой слипнуться. Когда только начались полеты космических кораблей с экипажами на борту, существовала реальная опасность, что металлическая подошва ботинка космонавта может самопроизвольно «приклеиться» к металлической обшивке корабля.

class-fizika.ru

Физика Кормакова 11 класс. Опорные конспекты, тесты, контрольные

Физика Кормакова 11 класс. Опорные конспекты, тесты, контрольные

11.12.2015

Опорные конспекты

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Магнитное поле. Электромагнитная индукция — смотреть

КОЛЕБАНИЯ и ВОЛНЫ
Механические колебания. Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии. Механические волны. Электромагнитные волны — смотреть

ОПТИКА
Световые волны. Элементы теории относительности. Излучение и спектры — смотреть

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Световые кванты.Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы — смотреть

Итоговые тематические тесты

Электромагнитная индукция — Вариант-1 , Вариант-2
Электромагнитные колебания — Вариант-1 , Вариант-2
Электромагнитные волны — Вариант-1 , Вариант-2
Волновая оптика — Вариант-1 , Вариант-2
Квантовая физика — Вариант-1 , Вариант-2
Физика атомного ядра — Вариант-1 , Вариант-2

Ответы — Электромагнитная индукция, Электромагнитные колебания, Электромагнитные волны
Ответы — Волновая оптика, Квантовая физика, Физика атомного ядра

Контрольные работы

Магнитное поле — смотреть
Ответы — смотреть

Электромагнитная индукция — смотреть
Ответы — смотреть

Переменный ток — смотреть
Ответы — смотреть

Электромагнитные волны — смотреть
Ответы — смотреть

Геометрическая оптика — смотреть
Ответы — смотреть

Элементы теории относительности (самостоятельная работа) — смотреть

Волновая оптика — смотреть
Ответы — смотреть

Квантовая физика — смотреть
Ответы — смотреть

Физика атомного ядра — смотреть
Ответы — смотреть

Знаете ли вы?

Взрыв без взрывчатки

При полете самолета со скоростью меньше звуковой звуковые волны обгоняют самолет.
Если скорость полета равна звуковой, звуковые волны образуют перед носом самолета гак называемый звуковой барьер (уплотнение воздуха), движущийся вместе с самолетом.
Новые реактивные самолеты движутся со скоростями, значительно превосходящими скорость звука. На такой скорости звуковые волны отстают от самолета и, складываясь друг с другом, создают мощную коническую волну.
Баллистическая волна способна произвести некоторые разрушения. Поэтому полеты самолетов со сверхзвуковой скоростью на малых высотах запрещены.

class-fizika.ru

10-11 класс — Класс!ная физика

Конспекты и видео к урокам физики — 10-11 класс


Видеоролики к урокам физики
— для старшеклассников 10-11 класс
Хотите много знать? ……… здесь и здесь


Видеоиллюстрации к урокам физики
— для старшеклассников 10 класс
Хотите много знать? ……… читать


Видеоиллюстрации к урокам физики
— для старшеклассников 11 класс
Хотите много знать? ……… читать


Физика 10 класс — Учебник
(Мякишев, Буховцев, Сотский)
Хотите много знать? ……… читать


Физика 11 класс — Учебник
(Мякишев, Буховцев, Чаругин)
Хотите много знать? ……… читать


Конспекты по астрономии. 11 класс
— по учебнику Мякишев, Буховцев, Чаругин
Хотите много знать? ……… читать


Краткие конспекты. 10-11 класс
— «застрявшим в пути»
Хотите много знать? ……… читать

Дополнительно для 10-11 класса:

Видеоуроки по физике — 10 класс — смотреть
Видеоуроки по физике — 11 класс — смотреть
Диафильмы учебные — смотреть
Задачи — смотреть
Тесты-задачи 10-11 класс — раздел «тесты» — 10 класс в верхнем меню
Видеоролики — здесь и здесь
Наглядные м/м пособия к уроку 10-11 класс — разделы «медиа-1» и «медиа-2» в верхнем меню
А также для повторения будет полезно посмотреть учебные материалы за 7-9 классы.

…… Дополнительные конспекты по теме «Механика» для 10-11 класса………смотреть
…… Дополнительные конспекты по теме «Термодинамика и молекулярная физика» — 10-11 класс……… смотреть
…… Дополнительные конспекты по теме «Электродинамика»……… смотреть
…… Дополнительные конспекты по теме «Оптика»……… смотреть
…… Дополнительные конспекты по теме «Квантовая механика»……… смотреть
…… Тесты 10-11 класс……… скоро будут
…… Дополнительные конспекты по теме «Астрономия»……… смотреть

class-fizika.ru

Оптика. Конспекты по физике 10-11 класс. О цвете

Оптика. Конспекты по физике 10-11 класс. О цвете

Здесь представлены конспекты по физике по теме «Оптика» для 10-11 класса.
!!! Конспекты с одинаковыми названиями различаются по степени сложности.

1. Основы  геометрической оптики ……… смотреть

2. Основы  геометрической оптики ……… смотреть

3. Дифракция света — Волновая оптика ……… смотреть

4. Зеркала и линзы — Геометрическая оптика ……… смотреть

5. Интерференция света — Волновая оптика ……… смотреть

6. Поляризация света — Волновая оптика ……… смотреть



Дополнительные конспекты по физике 10-11 класс — Класс!ная физика

Механика — Электродинамика — Термодинамика — Оптика — Квантовая механика
— Астрономия

Знаете ли вы?

Знаете ли Вы, что кусок красного стекла кажется красным и в отраженном и в проходящем свете. А вот у цветных металлов эти цвета различаются — так, золото отражает преимущественно красные и желтые лучи, но тонкая просвечивающая золотая пластинка пропускает зеленый свет.

… ученые XVII века не считали цвет объективным свойством света. Например, Кеплер полагал, что цвет — это качество, которое должны изучать философы, а не физики. И лишь Декарт, хотя и не мог объяснить происхождение цветов, был убежден в существовании связи между ними и объективными характеристиками света.

… созданная Гюйгенсом волновая теория света была большим шагом вперед — так, она дала используемые до сих пор объяснения законов геометрической оптики. Однако главная ее неудача заключалась в отсутствии категории цвета, т.е. она была теорией бесцветного света, несмотря на уже сделанное к тому времени Ньютоном открытие — обнаружение дисперсии света.

… призма — главный инструмент в ньютоновских опытах — была им куплена в аптеке: в те времена наблюдение призматических спектров было распространенным развлечением.

… многие предшественники Ньютона считали, что цвета зарождаются в самих призмах. Так, постоянный оппонент Ньютона Роберт Гук думал, что в солнечном луче не могут содержаться все цвета; это так же странно, считал он, как утверждать, что «в воздухе органных мехов содержатся все тоны».

… опыты Ньютона привели его и к печальному выводу: в сложных приборах с большим количеством линз и призм разложение белого света сопровождается появлением у изображения пестрой цветной каймы. Явление, названное «хроматической аберрацией», удалось впоследствии преодолеть, соединяя несколько слоев стекла с «уравновешивающими» друг друга показателями преломления, что привело к созданию ахроматических линз и подзорных труб с четкими изображениями без цветных бликов и полос.

… идея о том, что цвет определяется частотой колебаний в световой волне, впервые была высказана знаменитым математиком, механиком и физиком Леонардом Эйлером в 1752 году, при этом максимальная длина волны соответствует красным лучам, а минимальная — фиолетовым.

… первоначально Ньютон различал в солнечном спектре только пять цветов, но позже, стремясь к соответствию между числом цветов и числом основных тонов музыкальной гаммы, добавил еще два. Возможно, здесь сказалось пристрастие к древней магии числа «семь», согласно которой на небе было семь планет, а потому в неделе — семь дней, в алхимии — семь основных металлов и так далее.

… Гёте, считавший себя выдающимся естествоиспытателем и посредственным поэтом, горячо критикуя Ньютона, замечал, что выявленные в его опытах свойства света не истинны, поскольку свет в них «замучен разного рода орудиями пыток — щелями, призмами, линзами». Правда, в этой критике вполне серьезные физики позже узрели наивное предвосхищение современной точки зрения на роль измерительной аппаратуры.

… теория цветового зрения — о получении всех цветов при помощи смешения трех основных — ведет начало от речи Ломоносова 1756 года «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее…», не замеченной, однако, научным миром. Полвека спустя эту теорию поддержал Юнг, а уж его предположения в 1860-х годах детально развил в трехкомпонентную теорию цвета Гельмгольц.

… если какие-либо пигменты отсутствуют в фоторецепторах сетчатки, то человек не ощущает соответствующих тонов, т.е. становится частично цветослепым. Таким был английский физик Дальтон, по имени которого и назван этот недостаток зрения. А обнаружил его у Дальтона не кто иной, как Юнг.

… явление, носящее название эффекта Пуркине — в честь исследовавшего его знаменитого чешского биолога, прказывает, что различные среды глаза обладают неодинаковым преломлением, и это объясняет возникновение некоторых зрительных иллюзий.

… оптические спектры атомов или ионов — не только богатый источник информации о строении атома, в них заключены сведения и о характеристиках атомного ядра, прежде всего связанных с его электрическим зарядом.

Источник: журнал «Квант»

class-fizika.ru

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ 11 КЛАСС — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков — разработки уроков по физике

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ
11 КЛАСС

ПРЕДИСЛОВИЕ

1-й семестр

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электрическое поле. Электрический ток

УРОК 1/1. Тема. Электрические взаимодействия
УРОК 2/2. Тема. Электрическое поле. Напряженность электрического поля
УРОК 3/3. Тема. Потенциал и разность потенциалов
УРОК 4/4. Тема. Электроемкость. Энергия электрического поля
УРОК 5/5. Тема. Электрический ток. Сила тока
УРОК 6/6. Тема. Работа и мощность тока
УРОК 7/7. Тема. ЭДС. Закон Ома для полной цепи
УРОК 8/8. Тема. Лабораторная работа № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
УРОК 9/9. Тема. Электрический ток в металлах, электролитах и газах
УРОК 10/10. Тема. Электрический ток в полупроводниках
УРОК 11/11. Тема. Лабораторная работа № 2 «Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом»
УРОК 12/12. Тема. Тематическое оценивание по теме «Электрическое поле и электрический ток»

Электромагнитное поле

УРОК 1/13. Тема. Взаимодействия магнитов и токов
УРОК 2/14. Тема. Магнитное поле
УРОК 3/15. Тема. Сила Ампера и сила Лоренца
УРОК 4/16. Тема. Магнитные свойства вещества
УРОК 5/17. Тема. Электромагнитная индукция
УРОК 6/18. Тема. Лабораторная работа № 3 «Исследование явления электромагнитной индукции»
УРОК 7/19. Тема. Энергия магнитного поля катушки с током
УРОК 8/20. Тема. Переменный ток. Генератор переменного тока
УРОК 9/21. Тема. Производство, передача и использование энергии электрического тока
УРОК 10/22. Тема. Тематическое оценивание по теме «Электромагнитное поле»

1-й семестр

Колебания и волны

УРОК 1/23. Тема. Механические колебания
УРОК 2/24. Тема. Гармонические колебания
УРОК 3/25. Тема. Гармонические колебания математического и пружинного маятников
УРОК 4/26. Тема. Решение задач
УРОК 5/27. Тема. Лабораторная работа № 4 «Изготовление маятника и определение периода его колебаний»
УРОК 6/28. Тема. Превращение энергии при колебаниях
УРОК 7/29. Тема. Механические волны
УРОК 8/30. Тема. Звуковые волны
УРОК 9/31. Тема. Инфразвук и ультразвук
УРОК 10/32. Тема. Свободные электрические колебания в колебательном контуре
УРОК 11/33. Тема. Электромагнитные волны
УРОК 12/34. Тема. Опытное подтверждение существования электромагнитных волн
УРОК 13/35. Тема. Шкала электромагнитных волн
УРОК 14/36. Тема. Обобщающий урок по теме «Колебания и волны»
УРОК 15/37. Тема. Тематическое оценивание по теме «Колебания и волны»

Волновая и квантовая оптика

УРОК 1/38. Тема. Развитие представлений о природе света
УРОК 2/39. Тема. Прямолинейное распространение света
УРОК 3/40. Тема. Отражения и преломления света
УРОК 4/41. Тема. Интерференция света
УРОК 5/42. Тема. Дифракция света
УРОК 6/43. Тема. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
УРОК 7/44. Тема. Дисперсия света. Поляризация света
УРОК 8/45. Тема. Зарождение квантовой теории
УРОК 9/46. Тема. Применение фотоэффекта
УРОК 10/47. Тема. Фотоны. Люминесценция
УРОК 11/48. Тема. Обобщающий урок по теме «Волновая и квантовая оптика»
УРОК 12/49. Тема. Тематическое оценивание по теме «Волновая и квантовая оптика»

АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА УРОК 1/50. Тема. Строение атома
УРОК 2/51. Тема. Теория атома Бора
УРОК 3/52. Тема. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и лінійчастого спектров вещества»
УРОК 4/53. Тема. Лазеры
УРОК 5/54. Тема. Атомное ядро
УРОК 6/55. Тема. Ядерные силы
УРОК 7/56. Тема. Радиоактивные превращения
УРОК 8/57. Тема. Ядерные реакции
УРОК 9/58. Тема. Энергия связи
УРОК 10/59. Тема. Ядерная энергетика
УРОК 11/60. Тема. Элементарные частицы
УРОК 12/61. Тема. Тематическое оценивание по теме «Атомная и ядерная физика»

ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ

УРОК 1/62 и УРОК 2/63. Тема. Роль физики в современном мире

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

УРОКИ № 64-68

na-uroke.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *