Окр мир невидимые нити – Невидимые нити | okrmir1234

Невидимые нити | okrmir1234

Невидимые нити

1. Внимательно прочитай в учебнике третий абзац на с. 65. Какие четыре группы связей названы в нём? С помощью учебника закончи запись.

Существуют связи между:

  • а) неживой и живой природой
  • б) растениями и животными
  • в) различными животными
  • г) природой и человеком

2. Выполните один из вариантов заданий.

Вариант 1. Повторите материал на с. 26—27 учебника. О какой группе связей идёт речь? Отметьте галочкой.

Речь идёт о связи между:

  • а) неживой и живой природой
  • б) растениями и животными
  • в) различными животными
  • г) природой и человеком

Вариант 2. Перечитайте текст на с. 38 учебника. О каких группах связей идёт речь? Отметьте галочкой.

Речь идёт о связях между:

  • а) неживой и живой природой
  • б) растениями и животными
  • в) различными животными
  • г) природой и человеком

Вариант 3. Перечитайте третий абзац на с. 45 учебника. О какой группе связей идёт речь? Отметьте галочкой.

Речь идёт о связях между:

  • а) неживой и живой природой
  • б) растениями и животными
  • в) различными животными
  • г) природой и человеком

Представьте свою работу классу, познакомьтесь с работами других ребят. Организуйте взаимную проверку.

3. Определи связи по рисункам. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие рамки. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Связи между:

  • а) неживой и живой природой
  • б) растениями и животными
  • в) различными животными
  • г) природой и человеком

4. Приведите свои примеры связей Изобразите их с помощью схем.

Связи между:

  • а) неживой и живой природой
  • б) растениями и животными
  • в) различными животными
  • г) природой и человеком

okrmir1234.ru

Что такое «невидимые нити» — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Все элементы окружающего мира связаны между собой.

Невидимые нити — это связи, которые существуют между частями природы.

Можно выделить следующие связи:

  • неживая природа ⇄ живая природа;
  • растения ⇄ животные;
  • животные ⇄ животные;
  • человек ⇄ природа.

Неживая природа  ⇄  живая природа

Солнце, воздух и вода — то, без чего не могут существовать живые организмы. Солнце даёт тепло и свет. Воздух нужен для дыхания. Без воды не сможет жить ни один организм.

  

    

И, наоборот, живые организмы влияют на неживую природу. Растения выделяют в воздух кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.

Растения ⇄  животные

Без растений животные существовать не могут.

  

Растения:

  • служат пищей для животных;
  • обеспечивают животных кислородом;
  • дают место для жизни;
  • служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор).

  

  

  

Животные тоже влияют на растения.

  

Животные:

  • опыляют растения;
  • распространяют плоды и семена;
  • защищают растения от насекомых.

  

  

Животные ⇄ животные

Между животными тоже существуют связи. Например, многие животные заботятся о своём потомстве.

  

  

Но в основном связи между разными животными проявляются в том, что они поедают друг друга.

  

  

Человек  ⇄  природа

Человекчасть природы и без неё жить не может.

  

Природа даёт человеку:

  • пищу;
  • воздух;
  • одежду;
  • материал для строительства жилья;
  • сырьё для фабрик и заводов.

  

  

  

Человек тоже влияет на природу. Часто его необдуманные действия наносят природе вред. Люди не должны нарушать природное равновесие, потому что в природе всё взаимосвязано. 

www.yaklass.ru

Урок окружающего мира на тему: «Невидимые нити»

Конспект урока

Класс: 2

Тема: «Невидимые нити»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о взаимосвязях в природе, между природой и человеком.

Задачи:

образовательная: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком;

развивающая: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.

воспитательная: воспитывать сознательную дисциплину, ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, уважительное отношение к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

научатся определять понятие « невидимые нити в природе», устанавливать взаимосвязи в природе между живой неживой природой, растениями и животными, различными животными; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Познавательные – учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их; читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Регулятивные – ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу, учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

ПК

ОК

ПО

У

1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1,4.2

1,2,4,7

1,2,3,6,7

1-12,21-26

Ход урока:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Витальевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Ребята, скажите, согласны ли вы с законом природы Барри Коммонера

(Слайд 1)

«Все связано со всем»

-Поясните его, если согласны.

-Как вы думаете, хватает вам знаний, чтобы объяснить закон?

-Об этом законе и о многом другом я предлагаю поговорить на уроке.

Приветствуют учителя

Слушают речь учителя.

Размышляют

2. Актуализация знаний.

  1. Характеристика погоды

-Какое сегодня число?

-Какое время года сейчас? Как определили?

-Какая погода на улице?

-Какое небо?

-Какое направление ветра?

-Температура выше или ниже нуля?

  1. Повторение изученного материала.

-Вспомните, что вы изучали на прошлом уроке?

-Предлагаю вспомнить группы животных и назвать их отличительные черты. Для этого отгадайте загадки.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

— К какой группе относится?

-Какие основные признаки этой группы?

-Ребята, дома вы читали о группах животных в учебнике, давайте расскажем о них.

-Расскажите о первой группе – это звери.

-Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

-К какой группе относится?

-Какие основные признаки этой группы?

-Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло.

-К какой группе относится?

-Какие основные признаки этой группы?

-Ребята, расскажите о второй группе – это птицы.

-Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её…  

-К какой группе относится?

-Какие основные признаки этой группы?

-Расскажите о третьей группе- насекомые.

-Под листиком живёт ленивая толстуха.
Сидит, раздув живот, свою добычу ждёт

Комарик или муха летят ей прямо в рот…

-К какой группе относится?

-Какие основные признаки этой группы?

-Куда хотим, туда плывём,
Река наш дом, мы в ней живём.  (Рыбы) 

-К какой группе относится?

-Какие основные признаки этой группы?

-Расскажите о четвертой группе – рыбы.

-Сейчас я прочитаю стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете» на с. 66-67 .

— Скажите, как вы его понимаете?

Характеризуют погоду

Мы изучали тему: «Какие бывают животные»

Отгадывают загадки

Медведь

Звери (млекопитающие)

Тело покрыто шерстью, кормят детей молоком.

Рассказывает один человек о зверях.

Черепаха

Пресмыкающиеся

Тело покрыто чешуей или роговыми чешуйками

Сова

Птицы

Тело покрыто перьями

Рассказывает один человек о птицах

Пчела

Насекомые

Три пары ног

Рассказывают о насекомых

Лягушка

Земноводные

Тело покрыто голой и влажной кожей, живут на воде и на суше

Рыбы

Рыбы

Тело покрыто чешуей, дышат через жабры

Рассказывают о рыбах.

Размышляют по стихотворению.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

1)Определение темы и задач урока.

-Для определения темы урока мы поиграем в игру, которая называется «Собери цепочку».

-Для этого мне понадобятся 6 человек. Таблички с надписями: осина, заяц, лиса, лось, медведь, человек.

Клубки: зеленый, красный, синий.

-Желающие поиграть в игру, поднимите руки.

-Сейчас я вам раздам таблички и клубки , вы должны определить взаимосвязи пищевой цепочки.

-Первый клубочек – зеленый. Устанавливаем первую цепочку.

-Кто питается осиной?

-Правильно, заяц.

-А кто может съесть зайца?

-Правильно, это лиса.

-Вот у нас и получилась первая пищевая цепочка.

-Давайте узнаем вторую цепь (клубок красного цвета). Кто еще питается осиной?

-Молодцы, это лось

-А кто может полакомиться лосем?

-Верно, это медведь.

-Узнаем третью пищевую цепь (синий клубок). -А кто еще может съесть лося?

-Конечно же, это человека.

-Молодцы, ребята, вы справились с игрой.

-Скажите, чем связаны эти объекты?

-А в природе мы можем увидеть эти нити?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока, ответив на вопрос какие же нити есть в природе?

-Правильно, ребята, тема урока: «Невидимые нити».(Слайд 2)

-Сформулируйте задачи урока:(Слайд 3)

  • будем учиться находить связи в природе, между природой и человеком;

  • научимся изображать изученные связи с помощью моделей

-Как вы понимаете — научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ?

– Что такое МОДЕЛЬ? (Слайд 4)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

-Ребята, а вы хотите научиться составлять модели.

-Хорошо, тогда приступим. И первую модель пищевой цепи мы можем увидеть в песне «В траве сидел кузнечик».

-Послушайте ее.

-Где сидел кузнечик?

-Правильно, в траве.

-Кто пришел и съел кузнеца?

-Верно, это лягушка.

-Подумайте, а кто может съесть лягушку?

-Верно это цапля.

-Какую пищевую цепь мы наблюдаем?

-А вторую модель мы составим в виде кластера.

-На доске таблички с названиями: воздух, вода, человек, полезные ископаемые, растения, животные.

-Как вы думаете, какое ключевое слово здесь?

-Правильно, человек. Расположим его в центре, а остальные названия – по кругу.

-Ребята, что же у нас получилось?

-Правильно.

-Есть еще другие варианты составления кластера. Ключевыми словами могут еще быть: воздух и вода.

-Давайте изобразим эти варианты.

-В природе все взаимосвязано. Ни одно растение, ни одно живое существо не появилось просто так. Значит кому-то или чему-то они нужны. Растения и животные связаны между собой невидимыми простые глазу нити. Сегодня на уроке мы попробуем рассмотреть некоторые такие невидимые нити.

-Что необходимо вам для того , чтобы вы могли расти, развивать, хорошо себя чувствовать?

-Всем предметам живой природы тоже что-то необходимо то, без чего они не смогут жить. Уничтожив какой-то предмет, мы вредим друг другу.

-Как вы думаете, для кого полезен мухомор?

-О каком некрасивом животном вы говорили на прошлом уроке?

-Чем полезны эти животные?

-Верно, если их не станет, то расплодятся гусеницы, слизни, личинки и улитки разных вредных насекомых. Тогда придется травить этих вредителей ядами, но от этого могут погибнуть полезные насекомые.

-Что произойдет, если в природе исчезнут пресмыкающиеся?

-Полезны даже крокодилы: они вылавливают больных рыб и хищников, поедают рыбью икру.

-Что произойдет, если исчезнут птицы?

-Что может произойти, если нарушить связи в природе?

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (покружиться).

Слушают правила игры

Принимают участие в игре.

Заяц

Лиса

Лось

Медведь

Человек

Нитями

Нет, они невидимы

Невидимые нити

Формулируют задачи

Размышляют

Осмысливают определение

Да

Слушают песню

В траве

Лягушка

Цапля

Трава- кузнечик- лягушка- цапля.

Составляют кластер

Человек

Цветик-семицветик

Составляют разные варианты кластера

Внимательно слушают речь учителя

Необходимо дышать, питаться, расти, т.е жить.

Им лечатся лоси, грибницы мухомора помогают расти деревьям.

Жаба, лягушка, тритон.

Размышляют.

Не будет змей – разведется огромное количество грызунов. Не будет ящериц — размножатся вредные насекомые.

Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, огороды и сады. Гусеницы и короеды погубят леса.

То окружающий мир может погибнуть.

Выполняют физические упражнения

4.Первичное закрепление во внешней речи.

— Откройте учебник на с.64- 65 и прочитайте интересный рассказ Нади и Сережи .

-О каких невидимых нитях говорится в рассказе?

-Как бы вы озаглавили этот текст?

-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

-Как вы думаете, чем всё закончилось?

-Кто виноват в этом?

Почему нити называются невидимыми? 

-Прочитайте вывод после рассказа.

-А теперь поработаем в парах. Учебник с.65. Проследите связи между изображениями. Расскажите о них. Подумайте, как человек может разрушить эти связи. К каким бедам это приведет?

Открывают учебник и читают текст .

О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.

Лес и человек.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  Лес умер.

Человек-лесничий.

Их нельзя увидеть, но они существуют.

Читают вывод.

Выполняют работу в парах.

5. Самостоятельная работа

-Откройте рабочую тетрадь на с.45 №1.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Выполните это задание.

-Выполним проверку. Что у вас получилось?(Слайд 5)

-Выполним задание №2.

-Выполните все варианты заданий самостоятельно.

-Выполним проверку по эталону.(Слайд 6)

Открывают рабочую тетрадь

Прочитать 3 абзац учебника на с.65 и закончить запись существующих связей.

А) неживая и живая природа

Б) растения и животные

В)между животными

Г) человек и природа

Выполняют задание

Выполняют проверку

Вариант1-а, вариант 2- в., вариант 3-г.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Тускарь- река в Курской области, третий по величине приток Сейма. Берет начало у деревни Новоалександровка Щигровского района. До 50-60х годов 20 века река была судоходной и по ней можно было переправляться на больших судах до Коренной Пустыни. В дореволюционные годы река была местом отдыха и разных состязаний молодежи. В советские годы имелась лодочная станция, плавательные дорожки, вышка для прыжков в воду. Раньше в реке было изобилие рыбы, в последние годы запасы рыбы заметно уменьшились. Также за годы река обмелела от 4 метров в глубину до 1 метра. Но в «Год Экологии» проводятся работы по чистке дна от мусора и грязи. Как известно, крупная рыба не будет водиться в мелководных реках, поэтому рыбаки вылавливают только карасей и окуней . Надо следить за состоянием рек- беречь их и не загрязнять.(Слайд 7)

-Почему обмелела река?

-Какие же невидимые нить есть в тексте? Предположите варианты пищевых цепей по прослушанному тексту.

-Что едят мелкие рыбы?

-А кто ест мелких рыб?

-А кто ловит крупную рыбу?

-Молодцы, ребята.

Слушают интересные факты о реке родного города .

Потому что люди загрязняли ее

Водоросли

Более крупные рыбы

Человек

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Наш урок подошел к концу.

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы их?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Что у вас получилось на уроке, а над чем еще надо поработать?

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник с.64-67 , р.т с.47-3 №3,4

-Вы все молодцы, спасибо за урок!

Рефлексируют.

Невидимые нити

  • будем учиться находить связи в природе, между природой и человеком;

  • научимся изображать изученные связи с помощью моделей

Выполняют задание.

Подпись руководителя практики: _______________

Подпись учителя: _____________________________

Отметка: _____________________________________

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: урок окружающего мира «Невидимые нити»

Урок окружающего мира

УМК: «Школа России»

Предметная область:  Окружающий  мир (автор: А. А. Плешаков)

Класс: 2 (часть 1)

Тема:  « Невидимые нити»  

Цель:  Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных  УУД  учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

— учащиеся научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

— получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы;

— читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   —    формирование уважительного отношения к иному мнению;

   — формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   — освоение знаний по теме « Невидимые нити».  

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 — формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы);   формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

 — формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;  формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

 — формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

 — формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

 

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

 «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

 «Куда» полетело верхом на жуке,

 «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

 Вопрос за вопросом, и так – целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром.

— Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

— А как вы думаете,  все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

— Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?

— Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
— Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!

2. Актуализация знаний.

Цель:

1) актуализировать знания о видах животных.

— С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)

–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы изучали тему: «Какие бывают животные».)

-Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?

Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с изображением животных.

Проходит составление кластера на тему: « Какие бывают животные»:

        

             

        

        

                             

                         

Примерный ответ руководителя группы по плану:

  1. Название группы животных.
  2. Признаки этой группы животных.
  3. Представители, изображённые  на рисунках.

Полный и верный ответ приветствуется другими учениками аплодисментами.

3. Постановка проблемы.

Цель:

1) определение темы и целей урока.

  1. На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.

— Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.

— Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)

— Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)

— Чему мы будем учиться на уроке?

— Будем учиться находить связи:

  • в природе,
  • между природой и человеком;
  • научимся изображать изученные связи с помощью моделей.

4. Открытие нового знания.

Цель: 1) формирование знаний о невидимых нитях.

Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

— О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

— Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)

-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники.         Исчезли птицы, которые гнездились в них.          Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев.           Деревья высохли.

-Как вы думаете, чем всё закончилось?  (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  Лес умер.)

-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

5.Первичное закрепление

Цель: формирование умения определять связи в природе

— Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить.

1.Работа в группах.

Каждой группе выдаётся конверт с текстами по теме «Невидимые нити», дети в группах должны составить модель связи, о которой прочитают.

2.Защита созданных моделей.                                                                                  Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель,  руководитель группы называет и показывает  взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.

1 группа

— О какой группе связей идет речь?

Текст:

Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

Ответ:

Связь между неживой и живой природой.

2 группа

— О какой группе связей идет речь?

Текст:

Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.

Ответ:

Связь между различными животными.

3 группа

— О какой группе связей идет речь?

Текст:

Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.

Ответ:

Связь между природой и человеком.

4 группа

— О какой группе связей идет речь?

Текст:

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.

Ответ:

Связь между растениями и животными.

                                                          природа

                                               живая               неживая    

                                               

     природа           человек            Невидимые нити         растения           животные                    

                                            животные          животные    

                                         

Вывод:

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?

               

4.Рефлексия.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

           2) формирование навыка самооценки;

1. Подведём итог урока.

—  Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)

-Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)

  • узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
  • научились находить связи в природе, между природой и человеком,
  • научились изображать изученные связи с помощью моделей.

— Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».

5.Домашнее задание.

— Что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос: Что может сделать человек  для того, чтобы «невидимые нити» сохранить? Можно изобразить рисунком.

Карта знаний

  1. Невидимые нити – это ____________________________________
  2. Отметь на «лесенке» уровень  своих знаний о невидимых нитях.

  1. Выбери цвет для оценки деятельности на уроке:

                       

Мне всё было доступно и понятно – зелёный;                          

Были трудности – красный.

1 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

2 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.

3 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.

4 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.

nsportal.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему «Невидимые нити» (2 класс)

Конспект урока

Окружающий мир

2 класс

Тема «Невидимые нити»

Составитель: Березина Марина Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Ликино-Дулевская СОШ №5»

2016 год

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока: Невидимые нити

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть А.А.Плешаков.

Цели:

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Обучающие: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Воспитывающие:
создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие умения работать в парах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

— развитие умения работать с текстом;

— формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

— формировать умения оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– открытие знаний о взаимосвязях в природе;

— узнать первоначальные сведения о «невидимых нитях» в природе.

Ход урока

I

Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности учащихся,

их настроя на работу

Здравствуйте ребята! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет успешно. Давайте улыбнемся друг другу. Мне очень приятно видеть ваши улыбки. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача- быть внимательными и активными. Желаю вам сегодня глубже познать тайны окружающего мира.

Проверяют готовность к уроку

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II

Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии

Цель:

подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока.

Отгадайте загадки:

  1. Это дерево-трусишка

Все трясется как зайчишка

Листья-красные монетки

Целый день дрожат на ветке (осина)

  1. Летом серый, а зимой белый (заяц)

  2. Мех пушистый, хвост золотистый

По лесу гуляет, зайчиков пугает (лиса)

Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса?

Проверим, верно ли вы ответили?

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема Невидимые нити (слайд)

Ответы детей

Лиса

Заяц

Осина

Заяц питается корой и ветками осины, а лиса поедает зайца

Заяц ест осину, лиса ест зайца.

О том, как связаны растения и животные.

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III

Совместное открытие новых знаний

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины?

Что же такое невидимые нити? Хотите узнать?

Ответы детей

Приходят к выводу о том, что в природе все взаимосвязано

Нам не хватает знаний

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

IV

Построение проекта выхода из затруднения

А что мы можем сделать, для того, чтобы это узнать? Давайте построим план выхода из данной проблемы. План составляется устно.

Обратиться к другу, учебнику, справочнику, интернету.

Регулятивные

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

V

Реализация построенного проекта

Работа по плану. Спроси у друга, соседа. Знаний друга достаточно?

Работа по учебнику

Чтение текста на с. 64-65 учебника учителем

— О каких невидимых нитях говорится в тексте?

Восстановим события, происходящие в тексте , в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарник – исчезли птицы, которые гнездились в них – расплодились насекомые, стали поедать листья и корни деревьев- деревья высохли.

Как вы думаете, чем все закончилось?

Кто виноват?

Нет.

Работа с учебником, с презентацией

О нитях между растениями и животными, между человеком и природой

Ушли животные, так как им негде стало прятаться, нечем питаться. Лес умер.

Человек

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

VI

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (покружиться)

Выполняют заданные действия

Регулятивные

VII

Первичное закрепление

Работа в парах по учебнику.

Какие связи вы увидели?

А могут ли люди нарушить эти связи?

Почему нити называются невидимыми?

В природе действительно все связано друг с другом, словно нитями. Но эти нити легко рвутся, если в природе что-нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

Божья коровка-тля

Пчела-цветок

Птицы-гусеницы

Если будет отлавливать божьих коровок, птиц.

Мы их не видим, но они существуют.

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

VIII

Самостоятель-ная работа с самопроверкой

Работа в рабочей тетради с. 46. Взаимопроверка по образцу (слайд )

1 ряд – 1 вариант

2 ряд – 2 вариант

3 ряд – 3 вариант

Самооценка

Самостоятельная работа

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

IX

Включение в систему знаний и повторений

Наш урок подходит к концу. Усвоили ли вы этот материал, мы узнаем, послушав стихотворение и ответив на вопросы

Учитель читает стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»

После прослушивания дети отвечают на вопросы:

1. Докажите, что на земле нужны мошки?

2. Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников?

Почему без мышки, у кошки не лучше делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто-то лишним окажется?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

X

Рефлексия

Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли что-то новое? Удалось ли нам достичь поставленных целей?

Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке, закончив утверждения: — Мне запомнилось…

Я хотел(а) бы узнать…

Мне трудно…

Все молодцы! Спасибо за урок.

Высказывания детей

Регулятивные

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок Окружающего мира. 2 класс «Невидимые нити» «Школа Росии»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  «Невидимые нити» 2 класс «Школа России»

ХОД УРОКА

1. Вызов

Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь, и друг другу улыбнитесь.

– Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

— Как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

— Хотелось бы узнать ещё что-то нового об окружающем мире?
– Желаю вам сегодня на уроке открыть новые тайны окружающего мира!
– Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. Предположите, какой успех ждёт вас на уроке.

2. Осмысление учебных задач

– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы изучали тему «Какие бывают животные»)
– Давайте разделимся на малые группы. Определите, кто сегодня будет  руководителем группы?  Вы получили лист с изображением животных. Определите, к какой группе  они относятся. Подготовьте ответ по предложенному плану.  И мы вместе  составим кластер на тему «Какие бывают животные».

Примерный ответ руководителя группы по плану:

  • Название группы животных.
  • Представители, изображённые  на рисунках.
  • Признаки этой группы животных.

Полный и верный ответ приветствуется другими учениками аплодисментами.

3 Постановка проблемы

 На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.

– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.)

— Проверим, верно, ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём пойдет речь  на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

— Сформулируйте тему урока. (на доске карточка «Невидимые нити»).

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.) 

— Какие цели ставите перед собой?

— Мы в самом начале изучения этой темы. Что вы знаете по этой теме? Что вам неизвестно? Ответьте на вопросы.

— Чему вы хотите научиться?

— Какие средства помогут нам открыть новые знания на уроке? Кто и что нам помогает? Откуда вы сможете получить эту информацию?

— Вернёмся к нашей проблеме.

— Откройте учебник на стр 64. Прочитайте какие цели ставит перед нами Муравьишка. (на карточках: будем учиться находить связи в природе, между природой и человеком; научимся изображать изученные связи с помощью моделей)

– Что такое МОДЕЛЬ? (слайд: МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления).

– Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера).

4.  Открытие нового знания

1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»

— Вспомните, что вы знаете о природе? (природа бывает неживая и живая)

— Как связаны между собой неживая и живая природа?  (Живая природа не может существовать без неживой)

2. Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

Во время чтения текста, ученики карандашом делают пометки, знаком ! выделяют новую информацию. Стратегия «Инсерт»

– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

– Как вы думаете, чем всё закончилось?  (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

— Почему нити называются невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют).

— Во время чтения вы работали с текстом и отмечали знаком новую информацию. Скажите, что нового вы узнали из текста?

— Какие тайны окружающего мира открыли? Какой цели достигли?

5. Работа в группах. Перекрёстная дискуссия с помощью  стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

— Предлагаю собраться в группы.

 — Вспомним правила работы в группе.

—  Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу по прочитанному тексту и задайте их соседней группе.

Тонкие вопросы:

Кто приказал вырубить кустарники?

Как рассуждал лесничий?

Что произошло через три года?

О чём призадумался лесничий?

Толстые вопросы:

Дайте объяснения, почему улетели птицы?

Объясните, почему для жуков и гусениц привольно стало?

О чём пожалел лесничий?

Предположите, как изменить ситуацию?

— Какая тема нашего урока? Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания?

6. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Наши тонкие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела и к цветочкам полетела.

7.  Создание моделей в группах.

— Продолжим работу в группах. Каждой группе дан конверт с текстом по теме «Невидимые нити», вы должны прочитать текст, ответить на вопрос о какой связи в природе идёт речь. После этого составить модель связи, о которой прочитали.

Задание для 1 группы.

О какой связи в природе идёт речь в тексте? Изобрази эту связь с помощью модели.

Текст: Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Всем живым существам для жизни необходим  воздух и вода.

Ответ: связь между неживой и живой природой.

Задание для 2 группы.

О какой связи в природе идёт речь в тексте? Изобрази эту связь с помощью модели.

Текст: Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Ответ: Связь между различными животными.

Задание для 3 группы.

О какой связи в природе идёт речь в тексте? Изобрази эту связь с помощью модели.

Текст: Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни — в строительстве, другие — для изготовления украшений.

Ответ: Связь между неживой природой и человеком.

Задание для 4 группы.

О какой связи в природе идёт речь в тексте? Изобрази эту связь с помощью модели. 

Текст: Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Учёные подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть четыре тысячи тлей.

Ответ: Связь в живой природе.

8. Защита созданных моделей

—  Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель,  руководитель группы называет и показывает  взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.

— Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания? Какими средствами достигли цели урока?

8. Рефлексия

— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» вторую часть делений, посмотрите, совпал ли ваш прогноз с прогнозом на начала урока.

— Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».

Карта знаний ученика.

1.Невидимые нити – это ______

_______________________________

2.Отметь на «лесенке» уровень своих знаний по теме «Невидимые нити».

3.Выбери цвет для оценки деятельности на уроке.

Мне всё было доступно и понятно – зелёный;  были трудности – красный.          

             

Карта знаний ученика.

1.Невидимые нити – это ______

_______________________________

2.Отметь на «лесенке» уровень своих знаний по теме «Невидимые нити».

3.Выбери цвет для оценки деятельности на уроке.

Мне всё было доступно и понятно – зелёный;  были трудности – красный.    

                    

9. Подведение итогов урока.

— Вспомните, какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Все ли цели выполнили?

— О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?

— Что нового вы узнали на уроке?

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание.

— Что вы могли предложить в качестве домашнего задания?

— А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос «Что может сделать человек для того, чтобы «невидимые нити» сохранить»? Своё ответ изобразить рисунком.

12. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»

– Спасибо за плодотворную и активную  работу на уроке!

nsportal.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок окружающего мира.Тема «Невидимые нити.»

Слайд 1
Невидимые нити.
Окружающий мир2 класс

Слайд 2
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом,Чудеса увидишь в нем.
Отправляемся в поход.
Лес

Слайд 3
Назовите объекты живой природы леса.
Растения, животные и другие живыеорганизмы – это обитатели леса.
Какие животные живут в лесу?

Слайд 4
Как связаны между собой растенияи животные леса?
Какую пользу приносят растенияживотным?
А какую пользу приносят животныерастениям?

Слайд 5
Растения
Животные
Дом для животныхПища для животныхМесто укрытияМатериал для жилища
Уничтожают вредителейРаспространяют семенаОпыляют растения

Слайд 6
Подумай.
— Что же будет, если что-нибудь нару- шить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей? — Останется ли лес жить дальше или умрёт?

Слайд 7
Работа с учебником.
Прочитай текст на стр.64 учебника.О каких невидимых нитях природы говорится в рассказе?Прочитай вывод на стр. 65 учебника.Что такое невидимые нити природы?

Слайд 8
Невидимые нити – это связи, которые, есть в природе повсюду.
Неживая природа
Живая природа
Животные
Животные
Растения
Человек
Животные
Природа

Слайд 9
Работа в парах.
Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.55, приведите примеры связей в природе.
Как человек может нарушить эти связи?

Слайд 10
Это интересно.
Божья коровка – отличная помощница в борьбеза урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых.Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали учёные). Если человек будет отлавливать божьих коровок за их красоту– будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах и парках начнут гибнуть растения.

Слайд 11
Какая группа связей показана на этой схеме?
Неживая природа
Живая природа

Слайд 12
Какая группа связей показана на этих рисунках?
Животные
Животные

Слайд 13
Какая группа связей показана?
Человек
Природа

Слайд 14
О каких невидимых нитях говорится в стихотворении?
Вот на зеленый стебелекСадится пестрый мотылек,Попил нектар со всех цветов,Их опылил – и в путь готов.Но тут попался – Боже мой! -На завтрак птице луговой.А у нее гнездо в травеИ куча птенчиков в гнезде.И уж, конечно, их пометПитанье травушке дает.

Слайд 15
Источники:
http://news.rin.ru/comment/69076/ http://petsparadise.ru/component/option,com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,3364/Itemid,38/cpage,76/ http://www.booksiti.net.ru/books/8916825 http://www.aleks-6zklass.narod.ru/p25aa1.html http://www.liveinternet.ru/users/lora_pavlova/ http://www.rbcdaily.ru/archive/2004/09/01/ http://www.vsetutonline.com/forum/showthread.php?t=6654&page=4 http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=167510&repostid=0 http://www.photosight.ru/photos/3880239/ http://www.photogorky.ru/author/11067/6 http://rabotavaxta.ucoz.ru/index/0-21 http://science.clan.su/ http://www.fotokonkurs.ru/photo/31836 http://www.fotodelo.ru/?t=yxSQoq117165mdSKeE9600 http://www.justmedia.ru/news/urfo?page=44

Слайд 16
Хмарская Е.В.учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 883»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *