Решебник (ГДЗ) рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Львова Разумовская Львов Лекант
ГДЗ / Решебники / 5 класс / Русский язык / Львов В.В., Разумовская М.М., Львова С.И., Лекант П.А. Рабочая тетрадь
Авторы: Львов В.В., Разумовская М.М., Львова С.И., Лекант П.А.
М.: 2014
Рабочая тетрадь по русскому языку за 5 класс авторов Львова С.И, Разумовской М.М, Лекант П.А 2014 года издания. Сборник по своему наполнению состоит из двух частей. Первая часть насчитывает – 86, а вторая – 78 страниц. В готовой рабочей тетради присутствуют такие разделы: «О языке и речи», «Звуки и буквы, алфавит», «Фонетически разбор слова» и т.д.
Собрание предусмотрено для самостоятельной подготовки школьников к проверке знаний на последующих занятиях. Сюда вошли ответы на упражнения: исправить ошибки в фонетическом разборе слова, отдельных звуков и оформлении записи; кратко написать, зачем людям письмо.
Быстрый поиск
- Ответы
- Другой вариант ГДЗ
Часть 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179Часть 2
180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349Часть 2:
Страница:
5678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061626364656667686970717273747576777877essay (1)77essay (2)77essay (3)77essay (4)77essay (5)
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс
Итоговая контрольная работа 5 класс I вариант
Часть I
а. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения.
Дождик прошел по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как сережки,
Тронешь березку — она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу;
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.
(А. Яшин)
1) Дождик. 2) После дождя. 3) Хорошо после дождя! 4) Волшебник-дождь.
б. Укажите средство связи предложений.
В дальнем углу за печкой висела шинель. Она была ржавой от времени, с подпалинами и дырками. Мой отец носил ее тогда, когда меня еще не было на свете.
1) Лексический повтор. 2) Местоимение. 3) Синоним. 4) Однокоренные слова.
в. Определите тип речи.
На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
(По К. Паустовскому)
1) Повествование. 2) Описание предмета. 3) Описание места. 4) Рассуждение.
г. Определите стиль речи.
— Оля, а кто такой Тимур?
— …Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.
1) Художественный. 2) Научный. 3) Деловой. 4) Разговорный.
д. Определите вид речи (см. текст задания «г»).
1) Монологическая речь. 2) Диалогическая речь.
Часть II
а. Укажите имена существительные.
1) Доброта. 2) Она. 3) Проводы. 4) Хождение. 5) Свежесть. 6) Жадничает. 7) Рыбачий. 8) Завтракают.
б. Укажите глаголы.
1) Беречь. 2) Жужжание. 3) Галдёж. 4) Желтеет. 5) Струсил. 6) Скрипучий. 7) Хочу. 8) Свист.
в. Укажите, в каких случаях морфологические признаки имен существительных указаны неверно.
1) Фамилия — сущ. ср. рода. 2) Мыши — сущ. жен. рода. 3) Ель — сущ. 2-го скл. 4) На ветке — сущ. 1-го скл. 5) Из-за тучи — сущ. в предл. пад. 6) В книге — сущ. в род. пад.
г. Укажите, в каких случаях морфологические признаки глаголов указаны неверно.
1) Бегал — глаг. сов. вида. 2) Прочитал — глаг. сов. вида. 3) Выстирал — глаг. несов. вида. 4) Смотреть — глаг. I спр. 5) Слышать — глаг. II спр. 6) Строить — глаг. I спр.
д. Укажите словосочетания.
1) Подмигивать глазами. 2) Царевна догадалась. 3) Взялся за кольцо. 4) Царевна очутилась.
е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом.
1) Быстро бежать. 2) Бег вприпрыжку. 3) Синее небо. 4) Синеет море.
ё. Укажите побудительные предложения.
1) Расскажи мне сказку. 2) Люблю весну! 3) Куда ты поедешь летом? 4) Сегодня мама пришла пораньше.
ж. Укажите предложение с обстоятельством.
1) Мяч ударился о дверь. 2) Убери книги в стол. 3) Мальчик был весел.
з. Найдите сложные предложения.
1) В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут… 2) Тучка по небу идет, бочка по мор плывет. 3) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами. 4) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился… (А. Пушкин) 5) Мы хотели, чтобы скорей наступил день.
Часть III
а. Укажите слова с проверяемой гласной в корне.
1) Наслаждаться. 2) Сверкать. 3) Породниться. 4) Побелить. 5) Росточек. 6) Разместиться.
б. Укажите слова, в корне которых пишется а.
1) Опр..вдать. 2) Уд..ленный. 3) Пом..гает. 4) Д..бросердечный. 5) Хв..стливый. 6) Предл..гать.
в. Укажите слова, в корне которых пишется о.
1) Взр..слеть. 2) Распол..гаться. 3) Р..стение. 4) Прол..жить. 5) Р..сток. 6) Выр..стить.
г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется о.
1) Ключ..м. 2) Ч..рствый. 3) Ш..рох. 4) Реш..тка. 5) Удач..й. 6) Свинц..вый.
д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание -и.
1) Прогуливаться по улиц.. . 2) Отдыхать в санатори.. . 3) Жить в селени.. . 4) Заботиться о молодеж.. . 5) Хранить в тайн.. . 6) Строить на побережь.. .
е. Укажите глаголы с окончанием -ет.
1) Ненавид..т. 2) Скач..т. 3) Кол..тся. 4) Прос..тся. 5) Терп..т. 6) Взглян..т.
ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на з.
1) Бе..граничный. 2) Ра..давать. 3) Ра..целовать. 4) В..глянуть. 5) Ра..чистить. 6) И..следвание.
ж. В конце каких предложений следует поставить вопросительный знак?
1) В чем, скажи, виновна я
2) Ты к нему теперь ступай
3) Что ж качаешь головою
4) Не губи меня, девица
з. Укажите, где перед союзом и необходима запятая.
1) Прошел долгожданный дождь и оживил пожухлую зелень. 2) Невинно небо голубеет и солнце ласковое греет. 3) Теплый ветерок сушит крыши и ласково покачивает деревья.
и. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой?
1) Бабушка и я с братом поехали за город.
2) Бабушка мы с братом уезжаем за город.
3) Страна моя велика и могуча.
4) Велика ты страна моя!
к. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
1) Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу…
2) Улыбнулись сонные березки растрепали шелковые косы…
3) Школа тотчас наполнилась голосами, смехом, шарканьем ног…
4) С классом мы побывали в Смоленске Новгороде, Самаре и Вологде.
Часть IV
а. Укажите, от какого слова образовано существительное велосипедистка.
1) Велосипед. 2) Велосипедный. 3) Велосипедист.
б. Какое слово является однокоренным к прилагательному куриный?
1) Курильщик. 2) Курятник. 3) Курение. 4) Курительный.
в. Укажите слова, образованные приставочным способом.
1) Подождать. 2) Перепилить. 3) Перепёлка. 4) Отцовский. 5) Отцеплять. 6) Оборот. 7) Оборвать.
г. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?
1) Горячее сердце. 2) Горячий чай. 3) Горячий спор. 4) Горячая плита.
д. Как называются выражения сахарный снег, чугунный грохот, мертвая тишина, золотая осень?
1) Фразеологизмы. 2) Эпитеты. 3) Метафоры. 4) Синонимы.
е. Укажите слова с нулевым окончанием.
1) (Много) ягод. 2) Лифтером. 3) Любить. 4) (Много) молоточков. 5) Шутник. 6) (Белая) мышь. 7) Машинистка. 8) Захотел.
ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели
ость ?
1) Туманность. 2) Глупость. 3) Безжалостный. 4) Твердость. 5) Ясность. 6) Радость. 7) Звучность. 8) Безграмотность.
Итоговая контрольная работа 5 класс II вариант
Часть I
а. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения.
Пришла телеграмма, Пришла телеграмма —
Слов — меньше десятка. И боль отлетела…
Но вдруг поседела В строчках коротких
Упрямая прядка… Она уместилась.
Пришла телеграмма — Пришла телеграмма —
Лицо посветлело. И жизнь изменилась.
(Ф. Васильев)
1) Телеграмма. 2) Слово — это тоже дело. 3) Пришла телеграмма… 4) Пришла телеграмма — и жизнь изменилась.
б. Укажите средство связи предложений.
Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
(Ю. Казаков)
1) Лексический повтор. 2) Местоимение. 3) Синонимы. 4) Однокоренные слова.
в. Определите тип речи.
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.
(По К. Паустовскому)
1)Описание предмета. 2) Описание места. 3) Рассуждение. 4) Повествование.
г. Определите стиль речи.
— Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива, как у льва.
— Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.
1) Художественный. 2) Научный. 3) Деловой. 4) Разговорный.
д. Определите вид речи (см. текста из пункта «г»)
1) Диалогическая речь. 2) Монологическая речь.
Часть II
а. Укажите имена существительные.
1) Они. 2) Всходы. 3) Теплота. 4) Яблочное. 5) Трусость. 6) Нянчит. 7) Вождение. 8) Обедают.
б. Укажите глаголы.
1) Пение. 2) Стеречь. 3) Топот. 4) Вертлявый. 5) Синеет. 6) Буду. 7) Звон. 8) Имели.
в. Укажите, в каких случаях морфологические признаки имен существительных указаны неверно.
1) Тополь — сущ. жен. р. 2) Фасоль — сущ. жен. р. 3) О молодежи — сущ. 2-го скл. 4) У девочки — сущ. в предл. пад. 5) В роще — сущ. в род. пад. 6) В зелени — сущ. 3-го скл.
г. Укажите, в каких случаях морфологические признаки глаголов указаны неверно.
1) Читал — глаг. сов. вида. 2) Пробежал — глаг. сов. вида. 3) Гнать — глаг. II спр. 4) Увидел — глаг. несов. вида. 5) Дышать — глаг. I спр. 6) Пилить — глаг. I спр.
д. Укажите словосочетания.
1) Вьется вьюга. 2) По зеркальцу как хлопнет. 3) Воротился царь-отец. 4) Приветливо шутила.
е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом.
1) Чтение вслух. 2) Медленно читать. 3) Розовый закат. 4) Закат розовеет.
ё. Укажите побудительные предложения.
1) Как ты себя чувствуешь? 2) Хорошо весной! 3) Принеси мне книгу. 4) Ко мне пришел друг.
ж. Укажите предложение с обстоятельством.
1) Корабль ушел в море. 2) Я играю на пианино. 3) Девочка была прилежной.
з. Найдите сложные предложения.
1) Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь…
2) Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
3) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
4) В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.(А. Пушкин)
5) Я знал, когда приедет друг.
Часть III
а. Укажите слова с непроверяемой гласной в корне.
1) Пшеница. 2) Ослепительный. 3) Обогреватель. 4) Вокзал. 5) Железный. 6) Поразительный.
б. Укажите слова, в корне которых пишется о.
1) Взр..слеть. 2) Взб..дриться. 3) Распол..гаться. 4) Р..стение. 5) Прол..жить. 6) Д..бротный.
в. Укажите слова, в корне которых пишется а.
1) Предл..жение. 2) Подр..сти. 3) Р..стущий. 4) Р..сток. 5) Прил..гательное. 6) Пол..жил.
г. Укажите слова, в которых пишется ё после шипящих.
1) Ш..в. 2) Ш..пот. 3) Грач..м. 4) Деш..вый. 5) Кумач..вый. 6) Ч..рненький.
д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание -е.
1) Собраться на площад.. . 2) Расположиться в рощ.. . 3) Прогуляться по алле.. . 4) Служить в арми.. . 5) Ошибиться в решени.. . 6) Росли в теплиц.. .
е. Укажите глаголы с окончанием -ят (-ат).
1) Круж..тся. 2) Реж..т. 3) Обид..т. 4) Бор..тся. 5) Услыш..т. 6) Колыш..тся.
ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на с.
1) И..расходовать. 2) И..жарить. 3) Ра..гонять. 4) Во..кликнуть. 5) Ра..чувствоваться. 6) Бе..покоиться.
ж. В конце каких предложений следует поставить вопросительный знак?
1) Посмотри, как он хлопочет 2) Что, Соколко, что с тобою 3) Чего тебе надобно, старче 4) Будь нам милая сестрица
з. Укажите, где перед союзом и необходима запятая.
1) Все веселее светит солнце и природа пробуждается от спячки. 2) Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице. 3) Радостно суетятся птицы и наполняют воздух своим гомоном.
и. Укажите, в каких предложениях есть обращения, и выделите их запятой?
1) Пригрей солнышко землю! 2) Солнышко пригревает землю. 3) Друг мой пришел на помощь. 4) Помоги мне друг мой!
к. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!.. 2) Играют волны ветер свищет… 3) День был свежий, солнечный, и безветренный. 4) Дельфины прыгали, кувыркались и играли в воде.
Часть IV
а. Укажите, от какого слова образовано прилагательное водянистый.
1) Вода. 2) Водяной. 3) Безводный.
б. Какое слово является однокоренным к прилагательному косолапый?
1) Сенокос. 2) Косоворотка. 3) Прикоснуться. 4) Косичка.
в. Укажите слова, образованные сложением.
1) Котята. 2) Снегоочиститель. 3) Волнистый. 4) Газопровод. 5) Беловатый. 6) Подорожник. 7) Глазомер.
г. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?
1) Железное корыто. 2) Железная воля. 3) Железный характер. 4) Железное перо.
д. Как называются выражения взять себя в руки, закрыть рот на замок, развесить уши?
1) Омонимы. 2) Фразеологизмы. 3) Эпитеты. 4) Синонимы.
е. Укажите слова с нулевым окончанием.
1) Отварить. 2) Журналом. 3) Баянист. 4) Цветник. 5) (Много) туч. 6) Бегает. 7) Столов. 8) Прибегал.
ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели
ость ?
1) Безоблачность. 2) Храбрость. 3) Бегать. 4) Старость. 5) Смелость. 6) Вредность. 7) Ценность. 8) Безветренность.
Ответы
I вариант
Часть I
а — 3, 4 в — 2 д — 2
б — 2 г — 4
Часть II
а — 1, 3, 4, 5 г — 1, 3, 4, 6 ё — 1
б — 1, 4, 5, 7 д — 1, 3 ж — 2
в — 1, 3, 5, 6 е — 1 з — 1, 2, 5
Часть III
а — 1, 3, 4, 6 д — 2, 3, 4 з — 2
б — 1, 2, 5, 6 е — 2, 3, 6 и — 2, 4
в — 1, 4, 5 ё — 1, 2, 4 к — 2, 4
г — 1, 3, 6 ж — 1, 3
Часть IV
а — 3 д — 2
б — 2 е — 1, 5, 6, 8
в — 1, 2, 5, 7 ё — 2, 4, 5, 6
г — 1, 3
II вариант
Часть I
а — 2, 4 в — 4 д — 1
б — 1 г — 4
Часть II
а — 2, 3, 5, 7 г — 1, 4, 5, 6 ё — 3
б — 2, 5, 6, 8 д — 2, 4 ж — 1
в — 1, 3, 4, 5 е — 2 з — 1, 4, 5
Часть III
а — 1, 4, 5, 6 д — 2, 3, 6 з — 1
б — 1, 2, 5, 6 е — 1, 3, 5 и — 1, 4
в — 2, 3, 5 ё — 4, 5, 6 к — 2, 3
г — 2, 4, 6 ж — 2, 3
Часть IV
а — 2 д — 2
б — 2 е — 3, 4, 5, 8
в — 2, 4, 7 ё — 2, 4, 5
г — 2, 3
River Thames Conditions
Обновления услуг по номеру 1227 от 22 декабря 2022 г.
Шлюз Ромни – Шлюз Ромни временно открыт для прохода до возобновления строительных работ на площадке 3 января 2023 года. -agency.gov.uk или позвонив в шлюз по телефону 01753 860296.
Шлюз Рэдкот — T Пункт водоснабжения в Шлюзе Рэдкот закрыт до дальнейшего уведомления.
Замок Молси — Насос не работает до дальнейшего уведомления.
Benson Lock — T h Общественная дорожка над Benson Weir будет закрыта до дальнейшего уведомления.
St. John’s Lock — T H E Накачивание возвращается в эксплуатацию и работают нормально от карт с блокировками
Замок Shiplake.0006 – Откачка не работает до дальнейшего уведомления.
Hurley Lock — Общественный туалет недоступен.
Mapledurham Lock — Откачивающие сооружения временно недоступны из-за замерзших труб.
Замок Boulters — Ворота со стороны пьедестала не открываются полностью. Пожалуйста, будьте осторожны при входе и выходе из замка.
Замок Бовени — T H E PU M P -OU T и ELSA N FARITIE с.
Marsh Lock Lock Horse Bridge — T HE до W . быть закрытым до дальнейшего уведомления по соображениям безопасности. Наши оперативные группы и специалисты по инфраструктуре будут проверять мост, чтобы определить необходимые действия для защиты пользователей моста. Приносим извинения за доставленные неудобства.
Часы работы сторожей шлюзов
Мы стремимся предложить нашим клиентам помощь в лодочном переходе в течение лодочного сезона с 1 апреля по 30 сентября. Мы также обеспечим сопровождение во время пасхальных выходных и весенних и осенних полугодий, когда они выпадают вне сезона. Каждый шлюз будет обслуживаться резидентом, вспомогательным или сезонным смотрителем шлюза и/или волонтерами, в зависимости от ситуации и, когда это возможно, для прикрытия перерывов персонала, работы плотины и технического обслуживания. Бывают случаи, когда мы не можем этого сделать из-за обстоятельств, не зависящих от нас, таких как болезнь персонала.
Вне сезона между 1 октября и 31 марта может быть доступен сопровождаемый переход, но это не может быть гарантировано.
Наш график обслуживания замков можно найти здесь: Река Темза: обслуживание замков.
- Июль и август: с 9:00 до 18:30
- Май, июнь и сентябрь: с 9:00 до 18:00
- Апрель и октябрь: с 9:00 до 17:00
- с ноября по март: с 9:15 до 16:00
Один час обеденного перерыва между 13:00 и 14:00, если укрытие недоступно.
Электроэнергия подается на шлюзы, за исключением шлюза Теддингтон и шлюза луча вверх по течению от Оксфорда.
Навигационные знаки
- При движении вверх по течению держите красные навигационные буи слева от себя, а зеленые — справа.
- Двигаясь вниз по течению, держите красные буи справа, а зеленые — слева.
- Одиночные желтые маркерные буи могут проходить с любой стороны.
Во всех случаях держитесь подальше от навигационных буев. Помните о возможных отмелях на внутренней стороне изгибов рек.
24 часа и причалы шлюза
Эти причалы находятся в ведении Агентства по охране окружающей среды Lock and Weir Keepers. Уведомления размещаются на сайтах, и лодочники должны по прибытии явиться к дежурному хранителю шлюза, чтобы сообщить о своем пребывании.
Ссылки по теме
Река Темза: ограничения и перекрытия — Информация о любых перекрытиях и ограничениях на неприливной реке Темзе.
Река Темза: шлюзы и сооружения для лодочников — информация о средствах для лодочников на шлюзах Агентства по охране окружающей среды на неприливных реках Темзе и Кеннет.
Уровни рек и морей — Служба Агентства по охране окружающей среды, отображающая последние данные об уровне рек и морей со всей страны.
GaugeMap — интерактивная карта с расходами, уровнями грунтовых вод и другой информацией о реках Великобритании и Ирландии.
Агентство по охране окружающей среды — страницы о лодках по реке Темзе, включая руководство по регистрации лодок и общую информацию о реке.
Посетите Темзу. Все, что вам нужно знать о реке Темзе.
Port of London Authority (PLA) — руководство для прогулочных и коммерческих судов, желающих плавать по реке Темзе с приливами. Включает в себя актуальную информацию о приливах и навигационных уведомлениях, выпущенных для лондонского порта.
Canal and River Trust. Спланируйте свое путешествие по каналам на регулярно обновляемом сайте Canal and River Trust.
Навигация по реке Вей. Спокойный водный путь, протянувшийся почти на 20 миль через сердце графства Суррей и впадающий в Темзу недалеко от Шеппертона.
Состояние реки Вей — информация о состоянии реки Вей.
Струнные квартеты Бетховена — Классика FM
Почему струнные квартеты Бетховена стали вершиной достижений западной классической музыки? Ведь это скромный, камерный формат, в котором участвуют всего четыре игрока, больше подходящий для гостиной, чем для зрительного зала.
Но это еще не все. Именно потому, что Бетховен преодолевает высоты изобретательности и глубины философской глубины с такой экономией средств, выделяется оригинальность этих произведений — и делает это с такой силой, что немногие более поздние композиторы могли надеяться сравниться с ней.
Бетховен начал знакомиться с квартетом, когда ему было далеко за двадцать. Его первый набор из шести, соч. 18, следует за Гайдном и Моцартом, которые подстрекали друг друга сделать из этого салонного жанра интимный эквивалент маленькой симфонии; действительно, Пятый квартет Бетховена был создан по образцу квартета Моцарта, K464.
Именно в трех великих квартетах Op.59, посвященных своему покровителю, графу Разумовскому, Бетховен встал на ноги в 1806 году. Бетховен стремился в своих величайших оркестровых произведениях. Но было еще дальше, и в своем квартете «Арфа» Op.74 1809 года Бетховен начал дальнейшее путешествие. В то время как он разделяет пробивную концентрацию и щедрый дух квартетов Op.59, он начинает открывать двери, которые Бетховен распахнул настежь в своих поздних квартетах.
Конечно, поздние квартеты заложили основу. Открытие Квартета Op.95 является их прелюдией, погружающей нас в это путешествие одним драйвовым, кружащимся мотивом. К этому времени Бетховен был совершенно глух, и он был изолирован в звуковом мире, ограниченном миром его собственного воображения, но это воображение не знало границ.
Поздние квартеты, каждый из которых уникален по форме, каждый разрывает оболочку классической структуры, никогда не переставали удивлять, даже пугать; композиторы и по сей день поддерживают их (к лучшему или к худшему), чтобы доказать, что новая музыка не обязательно должна быть понята публикой, чтобы быть великой. И все же мы все еще чувствуем, что Бетховен переводит в звук такое отношение к человеческому существованию, которое практически невозможно выразить словами.
иногда его амбиции брали над ним верх: Grosse Fuge зародилась как финал квартета Op.133, но его длина и сложность были таковы, что он в конце концов отодвинул его в пользу альтернативного финала. Медленное вступление к последней части его заключительного квартета, Op.135, устанавливает мучительные слова Muss es Sein? («Должно ли быть так?»), на что затем отвечает неожиданным торжествующим пламенем: Es muss Sein! («Это должно быть!»). И боль трансмутируется в легкость, энергию и радость. Заявление кажется глубоким, но все это, по-видимому, началось с шутки о долгах.
Немногие композиторы были достаточно смелы, чтобы подражать поздним квартетам – практически до Бартока. И в этом заключается их конечное значение. Бетховен проложил путь к замечательным (хотя и менее амбициозным) квартетам Шуберта, Шумана и Брамса; но его влияние по-настоящему не проявилось до 20 века. Редко когда музыка так опережала свое время, как эти маловероятные произведения всего для четырех музыкантов.
5 ЛУЧШИХ ЗАПИСЕЙ
Лучший выбор…
Budapest Quartet
Исполнение квартетом средних и поздних произведений предлагает восторженную концентрацию и огромную интенсивность, которая уравновешивает внутреннее сияние с внешней проекцией бетховенского визионерского сияния.
Мост 9099/72
Также учтите…
Takács Quartet
Современный победитель раннего, среднего и позднего квартетов, наполненный воодушевлением, точностью и азартом, которыми так прославлен Takács.